FantLab ru

Роджер Желязны «Момент бури»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
540
Моя оценка:
-

подробнее

Момент бури

This Moment of the Storm

Другие названия: Одно мгновение бури; Этот момент бури

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

На пограничной планете Земля Лебедя в патрульной службе служит Годфри Джастин Холмс, родившийся на Земле. Неожиданно начинается буря, которая продолжается несколько дней, за это время Годфри несколько раз придётся пересмотреть определение человека...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Короткая повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Розы для Экклезиаста
1990 г.
Момент бури
1991 г.
Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер
1991 г.
Месть роботов
1992 г.
Этот бессмертный
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 13
1995 г.
Не приходи ко мне зимою снежной
2001 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Теперь мы выбираем лица
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.
Двери лица его, пламенники пасти его
2019 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, June 1966
1966 г.
(английский)
Сфинкс 1991`1
1991 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series
1967 г.
(английский)
The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth, And  Other Stories
1971 г.
(английский)
A Day in the Life
1972 г.
(английский)
A Day in the Life
1973 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 16th Series
1982 г.
(английский)
The Legend Book of Science Fiction
1991 г.
(английский)
Modern Classics of Science Fiction
1993 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разница восприятия. Как в «Кин-дза-дза» — два разных цветовых сигнала на индикаторе, разделяющих гуманоидов на пацаков и чатлан («...что это — этническое, физиологическое, генетическое?.. — Ты что — дальтоник? Не видишь? Цвет сигнала — разный...»).

Вот, вроде бы, всё при всём в этом тексте — и суть, и техника исполнения — но... ничего, кроме отторжения не вызывает. «Сю-сю-сю» — вот и первое и второе впечатление. И третье — тоже. И это даже не реакция на авторскую наивность, увы (ибо — Автор данного текста никоим образом не может быть идентифицирован с малограмотным графоманом). Это именно осознанная авторская Позиция, попытка донести до читателя свой собственный Взгляд на жизнь, это — посыл такой, мозгам и сердцу.

Так вот — абсолютно чуждая позиция, абсолютно провокационный посыл. По аналогии с упомянутой выше сценой из «Кин-дза-дза»: не знаю, что это — менталитет, вероисповедание, образование, ещё что, но... дичайшим образом «против шерсти». Попытка внушить мне что-то из области чего-то, абсолютно для меня чуждого, что отторгается на уровне инстинктов.

Вот такое кино

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых красивых и лиричных рассказов Желязны. Вообще ранний Желязны — это сплошь шедевры, как в крупной форме, так и в малой. Образ героя красив, его горечь практически осязаема. По крайней мере, читатель очень четко понимает, как главгерой себя чувствует. А это самое важное. Ну, и человечность, конечно же...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ едва ли может служить цели описания философской концепции; или убеждения читателя в чем-то. Не тот формат. Но лучшие рассказы делают очень нежно задевают за живое, выводят человека из зоны комфорта — и заставляют задуматься над вопросом, волнующим автора.

«Тогда другое чувство стало постепенно овладевать мною, и это было действительно кошмарное чувство: для каждого человека должно найтись наиболее соответствующее место и время. Вдумайтесь. Где и когда во всем необъятном космосе хотел бы я прожить остаток своих дней? В полную силу? Да, прошлое мертво, но, может быть, счастливое будущее ожидает меня на еще не открытой планете, в еще не наступивший момент. Как знать? А если счастье мое находится в соседнем городе; или откроется мне здесь, через пять лет?»

Как человеку найти свое место в этом мире, как обрести счастье и покой, как найти себя? И автор говорит нам — прежде чем искать ответ на этот вопрос, поймите — кто вы. Что за существо человек, чем он особенный среди породившей его природы? Действительно ли, как полагает главный герой рассказа, «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом»? Автор помещает своего героя в экстремальную ситуацию, чтобы обнажить его чувства, эмоции, переживания — и явить ту его часть, что и определяет человеческое. Но вдруг так окажется, что человек определяется не только тем, кто он есть сейчас, но и тем, кем он был, — и тем, кем он будет?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ показался достаточно слабым в идейно-логическом плане, со спорными причинно-следственными связями. С первых абзацев декларируется желание дать определение человека, но к концу рассказа автор об этом уже не вспоминает, в процессе чтения были и другие вопросы по сюжету. Сами проблемы героя добровольно и давно обрёкшего себя на одиночество, тоже не затронули. Но весь рассказ вытягивает атмосфера, она получилась великолепной. Вселенская буря изливающая тонны воды и буквально топящая город в окружающих джунглях, джунгли выплёскиваются на улицы города вместе с потоками воды. Но опять не понятно и не логично: этот городок — передовой форпост человечества в космосе, перевалочная база на пути к еще более дальним мирам. Так вот этот технологический форпост с космодромом сносит буря, какой смысл мародёрствовать? Ведь вопрос выживания города — вопрос вашего выживания! По-моему даже самому тупому уркагану будет ясно, что вертолет, телевизор, деньги, да будь-что — бессмысленно без топлива, без электричества, в одиночестве посреди враждебных джунглей наполненных красивыми и добрыми на вид кровожадными монстрами. А какой смысл был в таком месте ставить базу если её сносит дождь, обычный в этом мире, как они вообще там окопались и развились до описанного уровня, что их не смыло до сих пор?

Если бы не атмосфера и не живописные картины катастрофического бессилия человечества перед природой, за идейное наполнение больше 6-и — не поставил бы.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ как аналогия освоения Запада Америки. Только на другой планете. Борьба со стихией, жертвы, страдания и радость от того, что выжили. Очень лирический рассказ о герое.

Потеря любимой женщины и этот мир уже не мил. Улетает на освоение других миров.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Друг, как известно, познаётся в беде. На самом деле это частный случай. При большой беде, при стихийном бедствии, познаётся каждый, в том числе и ты сам познаёшь себя. Человек не становится лучше или хуже, беда вытаскивает наружу то глубинное, что всегда было в человеке.

Так получилось и рассказе. Даже в небольшом городке стихийное бедствие обнажило весь срез человеческого общества. И, ещё раз убедившись, что люди везде одинаковы, и ещё раз ощутив боль потери, герой рассказа продолжил свой путь...

Философская зарисовка на антураже, который, если бы не жертвы, можно было бы назвать красивым.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая, лиричная, грустная история, рассказанная под грохот непрекращающегося дождя и воющего ветра...

В непогоду завалиться на диван и отправиться в другой, далекий, чужой дождь...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человеку, любящему дождь и ненастье, такому как я например, не может не понравиться эта повесть. Настолько насыщенная осадками и бурей атмосфера, что чуть ли не льётся на тебя с книжных листов, я даже чихать начал. Не знаю, кому как, а мне повесть показалась уютной и тёплой, если не считать последних страниц, где автор рисует мрачные картины стихийного бедствия. Концовка, соответственно, тоже не понравилась — к чему было нарушать идиллию? Глубинного философского смысла в произведении я не разглядел. Думаю, автор и не ставил перед собой таких задач. В целом, понравилось.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в переводе Баканова. И хоть текст ровный, но осталось ощущение незавершённости. Начало рассказа, рассуждения о том, что есть «человек», не нашли в полной мере, на мой взгляд, развития в поведении людей во время бури. Да и сам ГГ вполне стандартен: одинокий перекати-поле.

В рассказе есть образность, и это его спасает. Есть о чём поразмышлять после прочтения. Буря — как метафора жизненных перипетий, Любовь — как якорь, способный удержать в шторм.

Поэтичный, слегка философский рассказ.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глубоко философский рассказ, а потому и состоит как бы из двух частей. Первая часть — это набор размышлений автора о понятии человек, а вторая часть — это события, связанные с невиданным ураганом, который проявляет человеческие черты характера, обнажая сущность человека, словно под рентгеном. За последнее десятилетие человечество пережило такое количество глобальных катастроф на земле, что события рассказа просто меркнут перед газетными публикациями. Может потому он и не вызывает такой острой реакции на прочитанное.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История сильного человека, который добровольно отказался от всего в жизни, и потерявший вновь приобретённое. Несмотря на то, что рассказ эиоционален и романтичен, ни сердца, ни ума он не затронул, возможно, из-за того, что нечто подобное уже не раз встречал в творчестве Ле Гуин. Хотя, возможно, дело не в этом...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ЧЕРТ! Я так и знал, что ОН ЭТО СДЕЛАЕТ, что ОН снова УБЬЕТ ее, Я ЗНАЛ с самого начала, с САМЫХ ПЕРВЫХ строк, С ЕГО — ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ну прямо вот с ЭТОГО — «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом».

Это очень в ЕГО духе — навести накал эмоций до предела, ввергнуть человека в бездну, опустить на самое дно, дать надежду и... отправить во второй круг.

Редкий случай — в этот РАЗ — Человечность (псевдо?)... и Смирение....(кхм?)

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов Желязны. Очень лирическая вещь. Образ почти бессмертного героя не в первый раз встречается у Желязны, но в этот раз его история как-то особенно меня задела. Может быть потому, что в этот раз герой получился очень уж человечным, способным на сильные чувства. И не только по отношению к любимой женщине, но и по отношению к тому месту, к городу Бетти, который стал его второй родиной. С какой любовью описан этот город. И нельзя не посочувствовать этому сильному человеку, который не смог спасти то, что так ему дорого.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немного похоже на рассказ Роджера «Кладбище слонов». В том плане, что герой одинок, и это мало кому понять. Но второй раз сыграть на теме одиночества не получилось со мной. Все таки в «Кладбище слонов» на эту тему было сказанно сильнее. Если честно, то не сильно понял рассказ, хотя и читал медленно вдумчиво, дабы в малом объеме текста не пропустить зерно главной мысли. Но так как очень люблю дождь, то было приятно читать рассказ вкупе с интересным языком автора. И конечно, же понравилось данное определение что есть человек. Сам рассказ мне не показался ярким, не зацепил, просто описание бури, с интересными порой отступлениями.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, Желязны не мой автор. Не вызывают у меня его произведения никакого отклика. Вот и здесь — ни сочувствия главному герою, ни переживания по поводу катастрофической ситуации. У меня здесь роль стороннего наблюдателя, и никаких заметных эмоций эти наблюдения не провоцируют. Это не хорошо и ни плохо, я полагаю, просто дело вкуса...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх