FantLab ru

Роджер Желязны «Момент бури»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
459
Моя оценка:
-

подробнее

Момент бури

This Moment of the Storm

Другие названия: Одно мгновение бури; Этот момент бури

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

На пограничной планете Земля Лебедя в патрульной службе служит Годфри Джастин Холмс, родившийся на Земле. Неожиданно начинается буря, которая продолжается несколько дней, за это время Годфри несколько раз придётся пересмотреть определение человека...

Входит в:

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  The Best from Fantasy & Science Fiction: Anniversary Anthologies  >  антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.

— условный цикл «Modern Classics»  >  антологию «Modern Classics of Science Fiction», 1991 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series», 1967 г.

— условный цикл «Созвездие Льва»  >  антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.

— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.

— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.

— сборник «Power & Light», 2009 г.

— журнал «Сфинкс 1991`1», 1991 г.

— антологию «Месть роботов», 1992 г.

— антологию «A Day in the Life», 1972 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Короткая повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1966 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Розы для Экклезиаста
1990 г.
Момент бури
1991 г.
Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер
1991 г.
Месть роботов
1992 г.
Этот бессмертный
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 13
1995 г.
Не приходи ко мне зимою снежной
2001 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Теперь мы выбираем лица
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.
Двери лица его, пламенники пасти его
2019 г.

Периодика:

Сфинкс 1991`1
1991 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series
1967 г.
(английский)
A Day in the Life
1972 г.
(английский)
A Day in the Life
1973 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 16th Series
1982 г.
(английский)
The Legend Book of Science Fiction
1991 г.
(английский)
Modern Classics of Science Fiction
1993 г.
(английский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2014 г.

Рассказ едва ли может служить цели описания философской концепции; или убеждения читателя в чем-то. Не тот формат. Но лучшие рассказы делают очень нежно задевают за живое, выводят человека из зоны комфорта — и заставляют задуматься над вопросом, волнующим автора.

«Тогда другое чувство стало постепенно овладевать мною, и это было действительно кошмарное чувство: для каждого человека должно найтись наиболее соответствующее место и время. Вдумайтесь. Где и когда во всем необъятном космосе хотел бы я прожить остаток своих дней? В полную силу? Да, прошлое мертво, но, может быть, счастливое будущее ожидает меня на еще не открытой планете, в еще не наступивший момент. Как знать? А если счастье мое находится в соседнем городе; или откроется мне здесь, через пять лет?»

Как человеку найти свое место в этом мире, как обрести счастье и покой, как найти себя? И автор говорит нам — прежде чем искать ответ на этот вопрос, поймите — кто вы. Что за существо человек, чем он особенный среди породившей его природы? Действительно ли, как полагает главный герой рассказа, «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом»? Автор помещает своего героя в экстремальную ситуацию, чтобы обнажить его чувства, эмоции, переживания — и явить ту его часть, что и определяет человеческое. Но вдруг так окажется, что человек определяется не только тем, кто он есть сейчас, но и тем, кем он был, — и тем, кем он будет?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2008 г.

ЧЕРТ! Я так и знал, что ОН ЭТО СДЕЛАЕТ, что ОН снова УБЬЕТ ее, Я ЗНАЛ с самого начала, с САМЫХ ПЕРВЫХ строк, С ЕГО — ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ну прямо вот с ЭТОГО — «Человек есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом».

Это очень в ЕГО духе — навести накал эмоций до предела, ввергнуть человека в бездну, опустить на самое дно, дать надежду и... отправить во второй круг.

Редкий случай — в этот РАЗ — Человечность (псевдо?)... и Смирение....(кхм?)

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 апреля 2009 г.

Один из лучших рассказов Желязны. Очень лирическая вещь. Образ почти бессмертного героя не в первый раз встречается у Желязны, но в этот раз его история как-то особенно меня задела. Может быть потому, что в этот раз герой получился очень уж человечным, способным на сильные чувства. И не только по отношению к любимой женщине, но и по отношению к тому месту, к городу Бетти, который стал его второй родиной. С какой любовью описан этот город. И нельзя не посочувствовать этому сильному человеку, который не смог спасти то, что так ему дорого.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2011 г.

История сильного человека, который добровольно отказался от всего в жизни, и потерявший вновь приобретённое. Несмотря на то, что рассказ эиоционален и романтичен, ни сердца, ни ума он не затронул, возможно, из-за того, что нечто подобное уже не раз встречал в творчестве Ле Гуин. Хотя, возможно, дело не в этом...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2007 г.

По-моему, один из лучших рассказов Роджера Желязны. Атмосфера утопающего в тоннах воды города давит на вас с необычайной силой. Так и кажется, что какая-нибудь тварь вылетит из-за поворота...

А концовка? Герой снова решил отправиться в вековое путешествие, чтобы... Но если я скажу, почему он это сделал, будет уже не так интересно....

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2011 г.

Глубоко философский рассказ, а потому и состоит как бы из двух частей. Первая часть — это набор размышлений автора о понятии человек, а вторая часть — это события, связанные с невиданным ураганом, который проявляет человеческие черты характера, обнажая сущность человека, словно под рентгеном. За последнее десятилетие человечество пережило такое количество глобальных катастроф на земле, что события рассказа просто меркнут перед газетными публикациями. Может потому он и не вызывает такой острой реакции на прочитанное.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2008 г.

С этим рассказом у меня чего-то не сложилось. Не то, что не понравился, просто не зацепил, не взбудоражил. Понятно, что война и стихийные бедствия часто выступают катализатором, проявителем даже скрытых человеческих чувств, качеств, эмоций. Не каждый из нас поручится, что, скажем, сосед по офису в критический момент (бури) не предаст, не убъет, не украдет последнюю надежду на спасение, не пойдёт мародерствовать. Вопрос, как поступишь ты в такой момент, открыт для каждого. Каждый определяет для себя сам, насколько он — Человек.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2008 г.

Великолепная атмосфера, великолепный сюжет, сильнейшее давление на психику — это можно занести в плюсы этой повести. Но ведь в итоге Желязны даже близко не подошел к четкому определению, что же такое на самом деле человек.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2006 г.

Кстати, у Желязны уже не первый раз встречается герой, который является самым старым во Вселенной. Думаю, что нам не понять одиночества таких людей, даже если иметь большое воображение.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2016 г.

Рассказ показался достаточно слабым в идейно-логическом плане, со спорными причинно-следственными связями. С первых абзацев декларируется желание дать определение человека, но к концу рассказа автор об этом уже не вспоминает, в процессе чтения были и другие вопросы по сюжету. Сами проблемы героя добровольно и давно обрёкшего себя на одиночество, тоже не затронули. Но весь рассказ вытягивает атмосфера, она получилась великолепной. Вселенская буря изливающая тонны воды и буквально топящая город в окружающих джунглях, джунгли выплёскиваются на улицы города вместе с потоками воды. Но опять не понятно и не логично: этот городок — передовой форпост человечества в космосе, перевалочная база на пути к еще более дальним мирам. Так вот этот технологический форпост с космодромом сносит буря, какой смысл мародёрствовать? Ведь вопрос выживания города — вопрос вашего выживания! По-моему даже самому тупому уркагану будет ясно, что вертолет, телевизор, деньги, да будь-что — бессмысленно без топлива, без электричества, в одиночестве посреди враждебных джунглей наполненных красивыми и добрыми на вид кровожадными монстрами. А какой смысл был в таком месте ставить базу если её сносит дождь, обычный в этом мире, как они вообще там окопались и развились до описанного уровня, что их не смыло до сих пор?

Если бы не атмосфера и не живописные картины катастрофического бессилия человечества перед природой, за идейное наполнение больше 6-и — не поставил бы.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2014 г.

Красивая, лиричная, грустная история, рассказанная под грохот непрекращающегося дождя и воющего ветра...

В непогоду завалиться на диван и отправиться в другой, далекий, чужой дождь...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2016 г.

Рассказ как аналогия освоения Запада Америки. Только на другой планете. Борьба со стихией, жертвы, страдания и радость от того, что выжили. Очень лирический рассказ о герое.

Потеря любимой женщины и этот мир уже не мил. Улетает на освоение других миров.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2015 г.

Друг, как известно, познаётся в беде. На самом деле это частный случай. При большой беде, при стихийном бедствии, познаётся каждый, в том числе и ты сам познаёшь себя. Человек не становится лучше или хуже, беда вытаскивает наружу то глубинное, что всегда было в человеке.

Так получилось и рассказе. Даже в небольшом городке стихийное бедствие обнажило весь срез человеческого общества. И, ещё раз убедившись, что люди везде одинаковы, и ещё раз ощутив боль потери, герой рассказа продолжил свой путь...

Философская зарисовка на антураже, который, если бы не жертвы, можно было бы назвать красивым.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2014 г.

Читал в переводе Баканова. И хоть текст ровный, но осталось ощущение незавершённости. Начало рассказа, рассуждения о том, что есть «человек», не нашли в полной мере, на мой взгляд, развития в поведении людей во время бури. Да и сам ГГ вполне стандартен: одинокий перекати-поле.

В рассказе есть образность, и это его спасает. Есть о чём поразмышлять после прочтения. Буря — как метафора жизненных перипетий, Любовь — как якорь, способный удержать в шторм.

Поэтичный, слегка философский рассказ.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2010 г.

Видимо, Желязны не мой автор. Не вызывают у меня его произведения никакого отклика. Вот и здесь — ни сочувствия главному герою, ни переживания по поводу катастрофической ситуации. У меня здесь роль стороннего наблюдателя, и никаких заметных эмоций эти наблюдения не провоцируют. Это не хорошо и ни плохо, я полагаю, просто дело вкуса...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх