fantlab ru

Любовь Пушкарева «Синто. Героев нет»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.85
Оценок:
41
Моя оценка:
-

подробнее

Синто. Героев нет

Цикл; цикл «Синто»

Аннотация:

Человечество вышло в космос и не встретило там никого, оставшись опять наедине с самим собой. Заселено больше сотни планет, жители одной из них — синто — верят в Судьбу, которую сами создают.

У дочери синтского дипломата начинается взрослая жизнь: окончена учеба и предстоит последовать за отцом и братом на планету-казарму. Судьба выбрала её любимой игрушкой, храня и спасая, поднимая все выше... А потом отвернулась. Найдет ли в себе силы хрупкая девушка, будучи раздавленной, жить дальше? Сможет ли жить нормальной жизнью тот, кто не знает, что это такое? Личные драмы отходят на второй план, когда над родиной нависает угроза и для спасения всех требуются усилия каждого.


Содержание цикла:


7.27 (30)
-
7.32 (28)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Синто»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Синто. Героев нет
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу — по тексту самой книги у меня вопросов не возникло. Гладкий, чистый, запятые на месте. Пусть и не могу сказать сколько тут заслуга редакторов, в Альфе они были всегда на высоте, тем более в начале двухтысячных. По содержанию намного сложнее.

Будь я школьником и фанатом аниме, причём именно тогда — я бы, может и пищал от восторга. (Хотя может и нет, я всегда был довольно привередливым читателем.) Книга прямо дышит духом тех лет, эпохой взлёта аниме-культуры в России и обилием аниме-фанфиков. Так и здесь. Нет, по сюжету книга самостоятельна, как самостоятелен и мир — но в целом она именно что глобальный фанфик на аниме двухтысячных. Нет, автор как бы даже откровенно намекает, не зря у него и планета называется Синто, и много другого... Но это как в творчестве фанатов-анимешников проглядывает смесь японского с нижегородским, так и здесь книга словно конструктор собрана из тех самых идей, штампов и остального, присущего аниме тех лет. Причём это именно не творческое заимствование, это применение готовых заводских деталек для сбора новой модельки.

Итак, у нас будущее, набор планет и образований разных культур и обычаев. При этом как и в аниме каждая планета просто есть, она уникальна, хорошо узнаваема и неизменна в веках, несмотря на то, что вроде бы между планетами идёт постоянный и мощный культурный обмен, тысячами ездят туристы и бизнесмены (при среднем населении миллионы — большой процент). Но в аниме у нас положена стабильность образов, и она будет веками.

Дальше как и в аниме у нас набор кланов. У нас девочка, умница, красавица, комсомолка, спортсменка, боец, дипломат, ниндзя и так далее, заткнёт за пояс. Простая японская аниме-суперменка, по отвесной стене заберётся, языком из желудка меч вытащит и плохишей порежет. А потом красиво отправится танцевать вальс на балу. Есть набор спутников героини строго по аниме-канонам, от нежного образа первой детской любви, до сурового бойца, обязательно есть брат, хороший, но конечно же на ступеньку слабее. (Была бы героиня мальчиком — появилась бы сестра, причём можно просто имя поменять, остальное переделывать не придётся). Есть набор анимешных миссий. Будь эти элементы по отдельности вкраплены в сложный текст или разбавлены чем-то ещё... но в японском конструкторе иностранных элементов не предусмотрено.

Перечислять можно долго. Итог и так понятен. Вот есть книги, в которых герой — это зеркало читателя, поэтому он будет меняться от поколения к поколению, и герой, и поднятые им вопросы будет интересны не только в миг рождения, но и десятилетия спустя. А есть книги, герои которых копия идей и взглядов современно им читателя. Так легче писать, так проще воспринимается читателем и легче сделать книгу популярной. Но в этом случае сменится поколение — и книга мгновенно станет неинтересна, скучна. Её герои для нового читателя уже не люди, а куклы, непонятные, неживые и чуждые.

Вот эта книга как раз из вторых. Её эпоха прошла.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осторожно! дальше много спойлеров и неуклюжие попытки сойти за остряка.

Строго говоря, «Синто» не роман.

Есть такая разновидность сетературы – «приключения Мэри Сью». Можно сказать, это особый жанр, со своими законами и видовыми признаками. Главный из них — это, разумеется, наличие Мэри Сью ( думаю, не надо объяснять, кто это). А второй по значимости – это всякое отсутствие сюжета. В тексте описываются какие-то события, но в глобальный сюжет, как это полагается в романе, они не выстраиваются. Про глобальный конфликт, «полифонию голосов» и прочие тонкие материи, свойственные роману, даже и говорить не стоит.

По сути, автор просто описывает жизнь своего улучшенного альтер-эго в идеальном для него мире. В принципе, в этом нет ничего плохого: автор получает эмоциональную разрядку и какой-никакой опыт написания объемистых текстов. Плохо, когда такие опусы выходят на бумаге.

В целом, «Синто» — типичный образчик такого полубессознательного творчества, за тем небольшим исключением, что дело происходит не в мире фэнтези, как это обычно бывает, а в космоопере при чем, на первый взгляд весьма «твердой».

Итак, есть одна маленькая, но очень гордая планета с говорящим названием Синто. «Главный императив синто – максимально реализовать себя как личность» — сообщает нам вступление. Практическая реализация этой идеи выглядит как вполне тоталитарное общество, где жизнь каждого регулируется уймой писаных и неписаных законов и правил и все за всеми следят. На Синто нет семьи в привычном понимании, человек в семнадцать лет считается уже вполне взрослым; и все владеют методами самогипноза и постоянно его применяют.

По мне так вышла совершенно зверская антиутопия и Синто должна быть ведущим в галактике поставщиком ханжей и лицемеров, а также психо- и социопатов. Этого в книге нет, но все равно, социальное устройство Синто, на мой взгляд – хорошая находка автора. Увы, единственная.

Итак. Есть главная героиня, леди Викен-Синоби (Да, вторая половина фамилии – говорящая). По профессии – военный пилот, по роду деятельности – дипломат, по сути – Мэри Сью. Типичный распорядок ее дел на неделю выглядит так:

1) сходить на тусовку и там вскружить всем головы

2) закрутить роман с А

3) переспать с Б

4) спасти Синто

5) на худой конец спасти или обустроить жизнь кого-нибудь, имевшего глупость попасть в поле зрения неутомимой Мэри Сью

6) пострадать над своей нелегкой судьбой

Вся книга состоит из этого, Викен-Синоби всех героически спасает, ходит на тусовки ( детальные описания нарядов и танцев прилагаются), не забывая между делом страдать и затаскивать в койку всё новых мужиков.

В «гареме» у нее есть мужики на любой вкус, даже один кастрат для возвышенных платонических отношений.

Всех спасает она тоже эпично: с нуля изобретает принципиально новую тактику, с полпинка вычисляет шпионов, которых гозбезопаснось не могла найти двадцать лет, командует боевой операцией и всех, разумеется, побеждает (и это в восемнадцать лет).

Чем дальше в текст, тем ярче симптомы. Где-то ко второй половине книги уже всплыли все типичные для такого творчества моменты: ангело- и демоноподобные создания, люди-кошки, кавайные зверушки, гомосексуализм и зацыкленность на теме секса и пыток.

Еще характерный момент для таких опусов – автор включает логику и дает наукообразные описания там, где это этого делать не следовало бы. Здесь как в старом анекдоте: «лучше промолчать, и тогда все подумают, что ты дурак, чем открыть рот и развеять последние сомнения». Там, где опытный автор вообще не будет ничего объяснять или сделает умное лицо и с пафосом скажет «так заведено», (и читатель почти наверняка ему поверит) Пушкарева берется объяснять с помощью науки и логики, а это инструменты для автора явно новые и плохо знакомые. Поэтому такие моменты, что называется «доставляют».

«То есть на нее [планету Дезерт] завозится все – еда, вода, кислород…» Возникает резонный вопрос, а какого Шай-Хулуда, первые колонисты на этой планете забыли? Никаких ресурсов там ведь тоже нет.

Нет, я конечно, понимаю, что автору нужна была планета-казарма, полная суровых шовенистских мужиков, чтобы было на ком самоутверждаться, но…

Еще больше «доставило» описание космических боев, из него выходит, что единственный известный в галактике способ победы над вражеским кораблем это взятие его на абордаж. Причем абордажная команда почему-то должна добираться до вражеского корабля «своим ходом» в скафандрах. Конечно, наша Мэри Сью легко изобрела новый способ: оказывается, их еще можно брать на таран. Кто бы мог подумать!

Вообще, если во время чтения сего опуса не отключать мозги, возникает много вопросов. Например, способ, которым Синто вывело всех из кризиса, или общество пиратов, которое никакому логическом анализу не поддается…

А вот с характерами у автора не так уж и плохо. Во всяком случае, персонажи отличаются друг от друга не только внешностью. Главная неудача здесь, пожалуй, главная героиня. По характеру, на восемнадцатилетнюю она не тянет. И в двойне не тянет на восемнадцатилетнюю, которую с младенчества воспитывали как война и дипломата.

Я вполне верю, что невысокая худенькая девочка может ухлопать голыми руками трех здоровых мужиков, если ее с детства тренировали. Но я ни за что не поверю, что у нее потом случится истерика. Тут либо одно, либо другое. (Да, в боевых искусствах автор не разбирается, но на фоне всего остального это сущие мелочи)

По итогам выходит, что Любовь Пушкарева – не лишенный хороший задатков автор. Но эти задатки были благополучно похоронены, из-за нехватки мастерства и потворства собственным комплексам и желаниям.

Рекомендуется к прочтению: юным плохо знакомым с логикой и литературой девушкам всех возрастов и полов, у которых схожие с автором опуса комплексы и желания.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, обычно прохожу мимо таких самоуверенных комментаторов. Мой принцип — сколько людей, столько мнений. Но в данном случае пройти не смогла, зацепило. Оговорюсь сразу, что я преподаватель (литературы, замечу), с логикой знакома, а с чужими (и собственными, соответственно) комплексами и желаниями знакома не понаслышке. Психология имела место в университете. И балл по ней был достаточно высок, а главное, подкреплен знаниями. Итак, что же зацепило в комментарии.

Попытки действительно оказались неуклюжими. И остротами здесь, увы, «не пахнет». Разбирать комментатора на фразы и, уж тем более, говорить в ответ гадости о психотипе самого комментирующего я не буду. Лишь дам информацию о книге, как вижу ее сама (имеет место указание нескольких фактов, но явного спойлера нет):

1. Мэри-Сью здесь нет. Это факт, который открывается, стоит лишь попытаться «прочесть» героиню. Здесь есть девушка, которая в угоду долгу перед семьей, планетой и народом отказывается от собственных желаний и стремлений и живет, чтобы служить. В книге очень редко можно встретить слово «хочу». Зато очень часто «должна». И где здесь «мэрисьюшность»? А что касается командования, убийств и прочего — стоит лишь вспомнить, какова была подготовка. Солдат, воин, исполнитель, не лишенный разума, воли и стремлений. А вот истерика очень просто объясняется на страницах книги буквально через несколько строк. И слегка приоткрою завесу — дело отнюдь не в том, что убила.

2. Свободные отношения на планете действительно имеют место быть. Это политика, обусловленная долгой изоляцией планеты и соотношением мужчин к женщинам 2:1.

3. Что касается «разрешения проблем по ходу движения и одной левой» — что ж, вначале, возможно, так и было, но быстро прошло. Однако, очередная оговорка на воспитания и политику планеты. У них девиз — быть лучшими в своем деле. А вот относительно того, что она вмешивается во все, чтобы показать крутость — чушь. Достаточно вспомнить Дезерт и ее общение с президентом. А также то, как ее отправляли на эвакуацию паренька... Там показано ее отношение к происходящему. И, хочу заметить, это не «нытье», а вполне адекватная оценка собственных чувств и переживаний. Женщины меня поймут.

4. Изобретать она ничего не изобретала. Просто применила общие знания, которые остальные из-за «привычного» мышления не брали в расчет. И достаточно вспомнить, на базе чего она сделала такое предложения — виртуалка. Значит, что это изобрели раньше, просто не использовали сейчас, т.к. ресурсы (человеческие) не позволяли.

В целом получилось логичное, интересное произведение с несколькими многоходовками. Многие интриги, в т.ч. и проколы серьезных шпионов, открываются во второй книге. Это последние части (Родное небо и Чужие звезды). Для тех, кто пытается отыскать очередной блокбастер с супер-крутой героиней — не тратьте время и нервы. Вспомните название цикла «героев нет». И там действительно нет героев в общемировом понимании. Есть долг, семья, планета, девушка. Именно в таком порядке и только в первой книге (во второй повествование будет вестись и от лица других героев). Если не ошибаюсь, у автора на странице есть вторая книга.

Читать же тем, кто привык думать, размышлять. И уж точно читателям, привыкшим брать произведение ««нахрапом», пережевывать и забывать — не стоит даже браться. Не получится читать его «с наскока». И забыть сразу не получится. В принципе, книга для отдыха. Но мозг выключить не даст.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил эту книгу только потому, что народ хором стонал – ах, как похоже на Буджолд! Но, видимо, такова особенность фанатов, что они во всем ищут (и находят) предмет своего поклонения. На самом деле с Буджолд – ничего общего. Даже близко нет.

Перед нами ярчайший пример того, что любую идею можно испортить реализацией. Мир очень интересный, запоминающийся и герои (за исключением Ары-Лин) тоже. Но написано безобразно. Первую сотню страниц автор судорожно пытается познакомить читателя с миром и главной героиней. Все ждешь, когда же появится сюжет, а его все нет и нет. В голове полный сумбур. Потом, вроде, начинает что-то происходить, но события, сами по себе интересные, прописаны так блекло, что читать скучно.

Соглашусь с предыдущим отзывом – Ара-Лин исполняет долг перед семьей. Но это остается где-то за кадром. А на переднем плане – типичная Мэри Сью, анимэшный персонаж, который одной левой укладывает десяток спецназовцев. Ну и мужики, конечно, перед ней падают штабелями, без этого никак. Ощущение, что у девушки нет реальных проблем, человек просто мается дурью — пока шею не сломали. Вторая часть, про Даниэля – гораздо лучше. Там хоть какие-то переживания, страсти, психология. И у этого персонажа, в отличие от Ары-Лин, проблемы самые что ни на есть реальные.

В общем, это не роман, а сырой материал, из которого можно было бы сделать отличную космооперу. Жаль, что издатель не подсказал и не помог автору.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх