fantlab ru

Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
1347
Моя оценка:
-

подробнее

Страна Чудес без тормозов и Конец Света

世界の終りとハードボイルド・ワンダーランド / Sekai no Owari to Hahdo-Boirudo Wandahrando

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

...Все тени умирают в Городе. Иначе от них останется нежить, которая уходит в Лес. Именно там живут люди, которые не смогли до конца убить свою тень...

...Череп пропал еще в 42-м, во время блокады Ленинграда, когда немцы разбомбили университет. Так исчезло единственное в мире доказательство существования единорогов...

...- Читателю Снов нужен статус. Сейчас ты получишь его. — Страж Ворот оттягивает мне правое веко и протыкает зрачок острием ножа...

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (Япония)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2016 // Книга фэнтези (Япония)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)
/языки:
русский (13)
/тип:
книги (13)
/перевод:
Д. Коваленин (12)

Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2003 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2004 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2005 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2006 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света. Главы 21-40
2006 г.
Страна Чудес без Тормозов и Конец Света
2008 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2010 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2012 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2018 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2018 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2020 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2020 г.
Страна Чудес без тормозов и Конец Света
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые с творчеством Харуки Мураками я познакомился двенадцать лет назад благодаря сборнику «Хороший день для кенгуру». Так и не понял, мой это автор или нет. Нынче решил продолжить знакомство, выбрав роман, имеющий самую высокую среднюю оценку на фантлабе. Таковым оказался «Страна Чудес без тормозов или Конец Света».

По сути, перед нами два романа. В первом действие развивается в Японии будущего, а главный герой работает шифровальщиком данных. Причём работает и как специалист, и как инструмент, потому что шифровка происходит у него в мозгу. Его нанимают обработать информацию, которая способна изменить мир, после чего вектор его жизни стремительно отклоняется от привычных значений. Действие второго романа разворачивается в ином мире, полном чудес, странностей и атмосферы сна. Здесь есть прекрасный, но пустой город, диковинные животные и необычная библиотека, где и располагается второй наш главный герой, который читает чужие сны через черепа.

Главы этих романов чередуются, и читатель получает детектив, смешанный с триллером и киберпанком, читая одни главы (это и есть «Страна Чудес без тормозов», и динамика здесь действительно очень высокая), и философскую фантастическую притчу, читая другие (а вот это уже «Конец Света»). В какой-то момент оба романа соединяются в один, и читатель понимает, почему один из них был явно интровертирован, а второй – экстравертирован.

Написана книга очень атмосферно. Мураками удалось уловить и передать логику сна. Подобное чувство ирреальности я ловил от работ Филипа Дика. Возможно поэтому «Страна Чудес без тормозов или Конец Света» нуждается в неторопливом прочтении с полным погружением. Ведь сбор цельной картины автор оставляет читателю, сам же ограничиваясь выдачей всех необходимых деталей и инструментов.

Главное, что я почерпнул из книги – это понимание, что я по-прежнему не знаю, как относиться к творчеству Мураками. Вроде и дочитал, не бросил, местами даже было интересно, но в процессе не было какой-то увлечённости сюжетом или персонажами. Видимо, стоит подождать с окончательными выводами. Может даже ещё двенадцать лет.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое знакомство с творчеством Мураками и последнее. Откровенно говоря, не понял от чего все так в восторге от этого автора и почему у этой книги оценка 8+ баллов.

Совершенно нераскрытый Герой. Почему он такой амёба? Какая у него цель? Чем он дышит и живёт? Всё, что рассказано, это какую музыку он слушает (обязательно джаз, вестимо) и что читает (обязательно классику), но его любимый ответ на все вопросы это «не знаю». Я понимаю, что герой романа этакая калька архетипа из «Посторонний» Камю, только подобного героя можно терпеть только в кратком содержании, но читать, как Герой пьёт виски и думает об улитках, тяжеловато, особенно учитывая что сюжет двигается с черепашьей скоростью. Да и назвать его интересным, не представляется возможным. Видимо, многим просто заходит подобная меланхоличность и неспешность. Мне не зашла.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не первая прочитанная книга Мураками, поэтому в приятном смысле без сюрпризов: безымянные герои, неестественное влечение окружающих женщин к ГГ, мистика, много музыки и прочее-прочее... Харуки умеет создавать уникальную атмосферу и пока что ни одна книга другого автора не дарила мне похожие ощущения. Я не говорю, что остальные хуже/лучше, просто Мураками стоит отдельно, по крайней мере для меня.

Роман увлекает и оставляет грустное послевкусие. Понравился вымышленные миры: и внешний, и внутренний. О том как же связаны две сюжетные линии начинаешь догадываться раньше чем это доподлинно становится известно, но в моем случае догадки были не совсем верны и несколько раз менялись. Каждая глава небольшая, насыщена событиями. Хотя, конечно, у Маруками «события» это не всегда экшен и побег от жаббервогов.

Кстати, здесь герой жалеет о своей пассивности и о том, что плыл по течению, не рисковал, не делал глупостей. Казалось бы, нашел смысл, но уже поздно. Правда, в мире единорогов, рассказчик

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всё таки предпочитает идеальный мир реальному
, выходит жалеет недостаточно? А может, это как со сценой казни в Идиоте — всё таки не зря Достоевский нередко упоминается автором, да и не только в этом романе. Когда ты не умираешь и живешь в идеальном мире, то менять ничего и не хочется. В прочем, возможно это мой СПГС.

В любом случае независимо от мотивации ГГ, это отличный и даже «уютный» роман. Когда-нибудь я его обязательно перечитаю.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почитателем литературного наследия Мураками себя назвать не могу. Из всех его опусов интерес вызывает только один — «Страна чудес без тормозов, и Конец Света». Нечто подобное я был бы не против написать сам. Но – увы! – посредственные дилетанты (такие, как я) не способны на подобный творческий подвиг.

У Мураками хорошо получается давать названия своим книгам. Лично я на такие названия попадаюсь, как наивный простак. Что-то неземное и сугубо захватывающее мне видится за такими названиями… «Охота на овец»… «Хроники Заводной Птицы»… «К югу от границы, на запад от солнца»… Начинаю скачивать, принимаюсь за чтение и… вся эта литературная магия исчезает прямо на глазах. Вижу обычный текст, ничего сверхъестественного, сюжет не цепляет, бросаю, едва прочитав пару глав.

И какое-то разочарование испытываю внутри себя. У меня, скорее всего, завышенные требования относительно подобного творчества.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В стране чудес одна беда, в ней как-то непонятно, когда идешь ты не туда, придешь ли ты обратно?

Белые единороги катают прекрасных дам

Под деревьями сада. Глаза волшебных зверей

Прозрачней аквамарина. Дамы предаются мечтам.

Никакие пророчества вавилонских календарей

Не тревожат сонных ресниц, мысли их – водоем,

Переполненный нежностью и тоской;

Всякое бремя и время земное в нем

Тонут; остаются тишина и покой.

Йейтс.

Эпиграф взят из стихотворения Уильяма Батлера Йейтса с длинным названием «Передо мной проходят образы ненависти, сердечной полноты и грядущего опустошения». Оно то и дело вспоминалось, пока читала «Страну чудес...». Роман на полтысячи страниц часто казался развернутой иллюстрацией к Йейтсу, где поэт-алхимик поднимается на башню и смотрит на мир, в котором яростная злоба сосуществует с незамутненным спокойствием, не пересекаясь, словно бы разделенные невидимой стеной. Глядя вниз, в минуту слабости он думает, что мог бы пойти в мир, трудиться на благо, обрести учеников; но внутренне уверен: важно для него лишь то, чем занят был смолоду. И остается в своей башне.

Мураками пишет для тех. кто в башне. Остраненная отстраненность его прозы в сути — гимн интравертному нежеланию включаться в жизнь социума на роли одного из винтиков. Его героев совершенно устроила бы позиция наблюдателя: со стороны и чуть сверху, с нечастым пересечением с другими, по возможности избегая близкого контакта, но совершенно не приемля жесткой сцепки. Ты, обладающий неким уникальным умением, можешь и готов что-то дать миру, тебе приятно было бы получить какую-то благодарность, выраженную в социальных поглаживаниях, но держаться предпочитаешь внутри собственного пространства.

Безымянный герой «Страны чудес без тормозов» развил особыми упражнениями и довел до совершенства (не без помощи внешнего вмешательства, о котором не знает) умение осознанно переводить информацию с ментального на эмоционально-чувственный уровень и обратно. Темный для подавляющего большинства процесс сознательной и подсознательной умственной деятельности для него открытая книга. Собственно, это стало способом заработка, род ментальной шифровки-дешифровки в мире. где защита информации жизненно необходима (роман написан в 1985, для справки). Вокруг, тем временем, все ощутимо накренилось, появились омерзительные опасные жаббервоги и твари похлеще. Но в свободное от работы время герой предпочитает об этом не думать, а во время работы для него и возможности такой не остается.

Безымянный герой «Конца света» (четные главы романа отданы второму роману, в то время, как нечетные первому, довольно необычная структура), приходит в некий город, стоящий посреди леса для «чтения снов» в городской библиотеке. Судя по всему,в этом его уникальном умении город нуждается, коли позволил пребывание внутри себя. Книгу сравнивают с кафкианским «Замком», но на деле сходство очень внешнее и иллюзорное. Безнадежного неумения войти в некое сообщество у Мураками отродясь не было, потому что, см. выше. Скорее уж это антизамок. Пересечение городской черты и включение в рабочий процесс сопряжено с некоторыми странными и неприятными процедурами: герой лишается тени, которая должна остаться за городской чертой. и ему прокалывают иглой центр зрачков (бр-р). Дальше можно жить сытой спокойной жизнью, не заморачиваясь особенно ежегодной циклической гибелью единорогов, составляющих главное украшение города — по весне новые народятся.

Не самой великой философской глубины мысль, что от реальной жизни не спрячешься в башне из слоновой кости, но когда все станет в конец невыносимым, можно замкнуться в ней насовсем, исполнена с довольно неряшливым многословием, которого не спасает даже обаяние Мураками.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затейливо написано.

Начинаешь читать — елки-палки, ерунда какая-то, бессмыслица. Потом, увлекаешься, роман затягивает. Думаешь, как буду продираться через все это? Но, оказывается, что читается книга довольно легко, и, ломать голову, особенно, и не нужно. А прочитав, думаешь — а вещь-то, хорошая, грустная, но, светлая и приятная!

В отличие от некоторых книг Мураками, здесь есть сюжет. Даже две сюжетные линии, которые ближе к финалу соединяются, и, роман довольно логично завершается. Хотя, как, опять-таки, что очень характерно для автора, финал оставляет множество вопросов, ответы на которые читатель должен найти сам.

О чем книга, в двух словах и не скажешь. Тут и научная фантастика, и, мистика, и, элементы магического реализма. Немного сюрреализма, есть и довольно жуткие хоррор-моменты. Довольно экстремальная смесь разных жанров, но, как ни странно, общее впечатление целостности присутствует.

Мураками интересно пишет. Много ярких и оригинальных образов, эпитетов. Красиво, необычно. Но, с другой стороны, много подробнейших, детальных описаний вещей, предметов, которые к сюжету, вообще, никакого отношения не имеют. Например, музыка. Но, ладно, это хоть создаёт интересный фон. А, длинные рассуждения о идеальном бутерброде? Смакования, при поедании блюд и распитии напитков? Разные гастрономические рецепты. Да про все и не напишешь! В довольно сложные философские конструкции, вставлены, к примеру, рассуждения о том, как правильно толстеть, и, насколько это важно. Не знаю, многие, наверное, сочтут это графоманией, и, по-своему, будут правы.

Немного необычно, что в романе нет ни одного имени. Основных персонажей очень немного, но, ни один не имеет фамилии или имени. Создаётся ощущение некой обезличенности героев.

Если сравнивать эту книгу с другими произведениями писателя, то этот роман — верх целомудрия и благопристойности. Секса и эротики минимум, все очень деликатно.

В общем, писать о этой книге можно бесконечно. Многогранный и необычный роман. Мне — понравился. Но, рекомендовать другим я бы не стал, произведение сильно «на любителя».

Все-таки, красивая и необычная книга.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Техническую сторону сюжета можно изложить буквально в паре абзацев.

Существует Система – полугосударственная организация, специализирующаяся на защите информации. Но на всякую защиту находился свой кракер (так именуются в романе хакеры). Пока не додумались до идеального шифра – шифра, у которого нет ключа.

Система приглашает к себе на работу Профессора, известного нейрофизиолога, и разрабатывает с его помощью принципиально новый метод. Информация шифруется и дешифруется через идеальный черный ящик, устройство которого не знает даже сам его хозяин – ядро мозга. В облегченном варианте она переправляется из левого полушария в правое, а ключ к расшифровке спрятан в индивидуальном разделении этих полушарий.

При этом, существуют два варианта шифрования: «облегченный» и «глубокий» — шаффлинг, с погружением в ядро мозга.

Главный герой романа – нейроконвертор, занимающийся такой шифровкой. К моменту его встречи с Профессором из 26, отобранных Системой нейроконверторов, умерло от глубокой шифровки 25. Программу шаффлинга закрыли, но Профессор продолжает опыты в собственной подпольной лаборатории. Для этого ему необходим последний из оставшийся в живых.

Главный герой думает, что его наняли для облегченного варианта и спокойно соглашается на процедуру. Но чуда не произошло. После шаффлинга он погружается в свое внутреннее сознание.

***

Роман состоит из двух, на первый взгляд, не связанных между собой частей, главы которых перемежают друг друга.

«Страна Чудес без тормозов» посвящена жизни героя во «внешнем» мире и больше похожа на помесь детектива и ужастика. Сначала герой оказывается между двух (даже трех) огней. Им очень интересуются квакеры, Система и кто-то третий, кому очень нужны последние наработки Профессора. Не придумав ничего более оригинального, чем побег, он оказывается с внучкой Профессора в подземной лаборатории последнего, которую защищают отвратительные жаббервоги, боящиеся только ультразвука и почему-то рассыпанных скрепок.

Действие второй части – «Конец света», разворачивается во внутреннем сознании героя, принимающего форму Города. Города, в котором обитатели не имеют теней и еще живут Единороги, питающиеся их эмоциями. Сам главный герой работает в Библиотеке Читателем снов.

***

Вот краткое изложение романа, занимающего более 500 страниц.

О чем этот роман, наверное, каждый решит для себя сам. Мне показались интересными две мысли.

На мой взгляд, Мураками сумел, причем весьма профессионально, сконструировать сновидения человека. Это как бы реальность, но всегда как бы. В наших снах действуют спрессованные образы, увиденные нами часто на протяжении всей жизни. (Помнится, З. Фрейд в одной своей работе все пытался понять, почему ему приснился отец). Мураками удалось остаться на грани этой мнимости и его мастерства вполне хватает на убеждение читателя в «реальности» происходящего.

Вторая тема менее разработана. Еще Пастернак в комментариях к «Гамлету» писал, что вся суть последнего заключается в тех нескольких мгновениях от момента, когда Гамлет узнает, что ранен отравленной шпагой, до его кончины. Наступает момент безграничной свободы. У человека уже нет обязательств перед окружающим и самим собой.

Каждый использует эту свободу по-своему. Гамлет расправился с врагами. Герой книги Мураками пытается проанализировать свою жизнь, выбрасывает кредитные карточки и едет на берег моря, ожидая пока дождь в мыслях не превратится в полупрозрачный занавес и накроет его с головой.

В одной рецензии нашел интересную мысль по этому поводу:

«Этот «я» — один из самых прекрасных в мировой литературе типов. ...Это восхитительно самодостаточный, упивающийся одиночеством, общением с самим собой молчун; у него нет друзей, но он вовсе не страдает от этого; и войны миров в финале не происходит именно из-за его покладистого характера — ему проще уйти во внутренний мир, чем цепляться за внешний. Мураками — человек, который даже апокалипсис приватизировал, подогнал его исключительно под себя.»

***

И еще конечно важно «как» все это написано. Мураками — удивительный рассказчик, плетущий из слов паутину своего завлекательного мира. Паутину, в которую попался уже не один миллион читателей.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение состоит из двух параллельных и, казалось бы, совершенно отдельных сюжетных линий (из их названий и состоит название произведения), которые становятся всё ближе и ближе по мере повествования. Ближе к концу, они с жаром переплетаются, отвечая на многие вопросы, но, одновременно с этим, создавая всё новые и новые вызовы для пытливого ума читателя. Возможно, как раз наличие двух сюжетных линий настолько укрепляет ощущение контраста, которое испытываешь при чтении книги. В этом абсолютно фантастичном мире есть место совершенно бытовым размышлениям и поступкам. И, наоборот, даже заурядный пейзаж может внезапно переродиться в нечто совершенно новое.

Если говорить о жанре, то это, скорее всего, можно отнести к магическому реализму. При этом надо признать, что любители творчества братьев Стругацких могут обратить внимание, что в сущности этот мир имеет нечто общее с теми мирами, которые выходили из под их пера. Более того, Мураками неоднократно с восхищением отзывался о русской литературе (например, в СЧБТиКС неоднократно упоминается Тургенев, который является одним из величайших мастеров для главного героя), так что не удивлюсь, если он в том числе черпал вдохновение и в произведениях АБС.

Яркий мир, погружение в мысли героя, обволакивающая атмосфера, живой сюжет, — всё это является неотъемлемой частью «Страны Чудес без тормозов и Конца Света». Кому-то может не понравится то, в книге нет всех ответов и финал достаточно открытый. Но тем, кто не побоится отправиться в это фантасмагорическое путешествие по произведению японского мэтра, я могу сказать, что это по-настоящему великолепный выбор!

И помните: никаких имен.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Страна чудес без тормозов», или фантасмагорический Мураками.

До сей поры чтения -Мураками представлялся мне не в таком огромном масштабе, как сейчас. «Норвежский лес», «Послемрак» пока давали представление о Мураками, как о философском фантасте и не более того.

И вот однажды, любимый Декламатор Олег Булдаков посоветовал мне «Страну чудес без тормозов», что стало своего рода большим литературным вызовом ( в хорошем смысле этого слова).

Итак книга состоит из двух сюжетов, а это уже большой плюс,поскольку я очень люблю книги в подобном написании. Кстати, для тех, кто знаком с творчеством Йэна Бэнкса — читайте смело, ведь это своего рода «Японский Бэнкс». Как бы это не казалось банальным — но озвучив эту мысль среди сотоварищей, не покидало ощущение недоумения среди таковых, из чего сделаю поспешным вывод о том , что некоторым сотоварищам все — таки Бэнкса читать сложновато, хотя -не всем.

Итак двухсюжетник. Двухсюжетник, который без лишних слов сразу же не раздумывая, спускает нас в первую стадию. Некий человек, не помня своего прошлого, попадает в какой-то далекий город , неизвестно где находящийся, где практически все — пусто, как в Чернобыле и при этом там водятся Единороги и различные звери. Как будто Мураками послушал БГ и вдохновился строчкой: «А в городе том сад. В нем травы да цветы. Гуляют там животные невиданной красы..» Цель человека — сидеть в библиотеке и читать чужие сны,посредством черепов различных существ.

Сюжет нумбер два!

Япония. Далеко не совсем наши дни. Судя по тому что я смог усвоить -приблизительно 2080 год (не знаю,может и меньше,но по моим представлениям такое может произойти только примерно в этот промежуток времени). Один молодой человек -талантливый шифрователь данных, зарекомендованный «Системой» вдруг получает странный и очень непонятный заказ. Помочь одному ученому зашифровать данные проекта, который изменит весь Мир (к лучшему или нет -не знаю). При этом за этими данными охотятся все, кому не лень и на долю бедолаги выпадают горы приключений из разряда : «Пора прикрывать свой собственный зад, иначе капут!». И ведь приключения парня начались из за охоты на череп. Череп Единорога!

Вот что мне удалось раскусить и понять в процессе чтения романа. И спешу сказать,что до читателя подобное может дойти не сразу. У меня на чтение ушло полтора месяца. И это не потому,что читать не хотелось,просто роман сложен сам по себе. И те кто его прочтет -поймут,что потраченное время того стоит.

Вердикт

Отличный фантасмогорический роман Мураками, где мне кажется,автор полностью раскрыл свою любовь к написанию в этом жанре. Это одновременно и боевик с экшеном,и философские размышления,и фантазии на тему «удивительное рядом». И бытовые социальные проблемы. И даже детективная составляющая. И если вы думаете,что подобный винегрет никак не вяжется в одной книге -почитайте «Страну чудес без тормозов». Эта книга докажет обратное.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все говорят что это «странный роман». Да, это странная книга. Но почему? Из-за подачи? Нет, ведь сейчас никого не удивишь двумя параллельными линиями повествования, есть и больше. Из-за сеттинга? Тоже нет – альтернативная земля и странный фентэзийный мир. Через сюжет? Увы, видели вещи более интересные. «Так что в нем странного?» спросите вы. Для меня это выразилось в «послевкусии» по прочтению. Будто, дожевав вкусный фрукт, осталась некая нотка, нечто такое, что позволяет взглянуть на вещи по-другому. Позже, упорядочивая в голове впечатления от книги, ощущаешь эту нотку и такой «Хмм, а это очень странный роман…»

Повествование делится на 2 ветки.

В немного альтернативной Японии ведется тайная война за информацию между «Системой» конвертеров и «Фабрикой» кракеров. Первый шифруют информацию, вторые ее воруют и расшифровывают для продажи. Один из конвертеров получает заказ от некоего эксцентричного профессора для шифровки информации, причем запрещенным способом – «шаффлингом». А еще профессор дарит ему череп единорога.

В некий Город, обнесенный непроходимой стеной, приходит незнакомец. Он не помнит о себе ничего и ему суждено стать Читателем Снов, и читать старые сны с черепов единорогов, которые живут в городе и за его границами. Читателю отрезают тень, прокалывают глаза специальным ножом, тем самым запрещая смотреть на солнечный свет, и отправляют работать.

Во многом этот роман очень характерный для Мураками – здесь и любимое им отсутствие имен, и меланхоличная атмосфера, много вниманию уделено музыкальным вкусам персонажей, а сами персонажи – равнодушные. Сюжетные элементы, которые ни на что не влияют, сюжетные линии, которые заканчиваются ничем, неоднозначная концовка, после которой вопросов больше чем ответов, хотя, казалось бы, все и так ясно, но что-то там не так.

Персонажей, если подумать, не так и много, что еще сильнее акцентирует внимание на их безразличии, или равнодушии, или фатализме (нужное подчеркнуть). Ярким примером служит сцена погрому в квартире главного героя – утром ему начинают выламывать двери «Что поделать…», думает он, и садится завтракать. Чуть погодя в комнату врываются двое, и, после недолгого разговора, один начинает методично крушить квартиру. «А чем я могу помешать…», думает гг, и достает из холодильника пиво. Вечером же он возвращается в разгромленную квартиру, и ложится читать книгу. И в подобных моментах, хмм, статики, Мураками раскрывается полностью.

А вот моменты динамики не удались, увы. Эпизод в подземельях, который должен быть таинственным и напряженным читать просто скучно. Все эти «побегушки» по пещерам, непонятные алтари и спутница, которая знает, но не объясняет ничего, а только отмазывается «Так, потому что так», вызывали зевоту.

Итог. Хорошая книга, если вы хотите медленного и размеренного повествования, сдобренного меланхолией и интересными диалогами. Странная книга, если вы не готовы принять правила, предложенные автором.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда лет 15 назад отовсюду зазвучали восторженные отзывы в адрес Мураками, я пропустила этот ажиотаж мимо и не познакомилась ни с одним его произведением, потому как уже имела печальный опыт по части азиатских авторов. Ну не мое это от слова совсем! Наконец-то появился повод узнать, действительно ли его творчество отличается от всего ранее читанного.

Могу однозначно сказать: эта книга — одна из самых странных книг, что я когда-либо читала! Фантасмагория с элементами психоделики )) Вначале долго не могла въехать в смысл, повествование казалось слишком запутанным и рваным. Несколько раз откладывала книгу в сторону, но снова возвращалась к ней. Эти постоянные переключения с одной сюжетной линии на другую раздражали. Но страниц через двести поймала себя на мысли, что постепенно прониклась, даже возвращаюсь мыслями к прочитанному.

И вот несколько дней назад наконец дочитала её и до сих пор не могу четко сказать, понравилась она или же нет. С одной стороны, хорошо, что автор не стал раздувать философский трактат, а ограничился общими мыслями на тему, что же такое «я». Все просто и понятно. Герои — самые обычные простые люди, которых можно встретить где угодно. Сюжет интересный, хоть и немного запутанный. С другой стороны, остался какой-то не очень приятный осадок, который портит все впечатление от книги. Но все же в будущем планирую прочитать еще что-нибудь у этого автора, чтобы сформировать о нем окончательное мнение.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Унылая мистика.

Сюжет — набор рефлексий, самокопаний и чувств Ггероя разбавленных второсортной мистикой. Вероятно автора в то время неудержимо тянуло на этот жанр, книга полностью основана на ней, в последствии он взял себя в руки и последующих его работах она присутствует в разумных дозах. Крайне редкий случай когда в книге не понравилось вообще ничего кроме описаний локаций — ни герои ни сюжет. Кстати признаюсь нити сюжета я постоянно терял так как все исполнено настолько скучно что желания понять «кто, как, кого и зачем» просто не было. Вполне возможно в тексте скрыт какой то глубокий потаенный смысл, но он надежно похоронен в болоте скуки и уныния. Ради объективности я должен сказать что просто не люблю мистику, вероятно это и подкосило мой интерес.

Читается легко, великолепный язык, но как я говорил раньше в других рецензиях на книги автора — непонятно кого хвалю — Мураками или Коваленина. Возможно молодец именно второй.

Мне не понравилось. Дочитывал через силу только чтобы добить «всего Мураками».

2 из 10. 2 балла — Коваленину. 0 — баллов Мураками.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всё время кажется, что Мураками в своих книгах делает самое то, о чём всё время талдычат книжки и бесконечные статьи о саморазвитии — занимается любимым делом. В этот раз я отдельно поймал ощущение того, что Мураками никуда не торопится, и эта неторопливость серьёзно осаживает мою собственную суету в мыслях. Автор как будто приглашает остановиться, сесть в кресло, взять бутылку пива, закинуть ногу на ногу и смотреть вдаль, жуя что-нибудь вкусное. В этой связи даже не очень важно, о чём именно книга — Мураками в моём возрасте больше всего привлекает меня этим тотальным спокойствием, в которое заворачивается самый залихватский сюжет. Главные герои, которые всегда любят пиво, хорошую еду, женщин и секс, погружаются в часто совершенно безумные сюжеты, где им приходится решать какие-то вселенские проблемы, но всякий раз смотрят на себя немного со стороны и в принципе соглашаются с судьбой, которая вертит ими, словно бумажными корабликами в урчащих после дождя ливневых стоках.

Этого фатализма до потолка и в «Стране чудес», и нельзя сказать, что нынешний главный герой как-то выделяется из череды остальных персонажей Мураками.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он бесстрастно наблюдает за тем, как его жизнь медленно катится в тартарары, периодически взрываясь пришествиями каких-то монстров, которые подвергают его истязаниям, вряд ли возможными в книге какого бы то ни было «западного» автора. Аккуратный надрез в самом низу живота как бы символизирует отстранённость японца от привычных мейнстримовых штампов, в которых ломают пальцы, вырывают ногти и бросают в замкнутые пространства с вечно горящим светом и орущей музыкой. Нет, всё вполне пристойно и почти хирургически стерильно — аккуратный надрез и 30 часов до конца земного существования — делай, что хочешь. В американском фильме герои в таком случае берут пистолет, деньги в ближайшей кассе и пускаются во все тяжкие с алкоголем, женщинами и путешествиями к морю, которое они никогда не видели. Может, они прыгают с парашютом, признаются в любви женщинам, трахаются, смотрят на закаты и рассветы. В принципе, главный герой в «Стране чудес» делает ровно то же самое — деньги у него есть и так, алкоголь у него ещё более разнообразный, чем у американских смертников, всё в порядке с женщинами, сексом и закатами, но просто он никуда не торопится. Это удивляет даже его, но от судьбы не убежишь, и если за сутки до ментальной смерти нужно сидеть два часа в прачечной — так тому и быть.

В отзывах многих бесит эта вот сосредоточенность Мураками на пиве, еде и сексе в каждой его книге. Чтение почти никогда не бесит, но герои Мураками читают так же часто, как пьют, то есть каждый день. И ни алкоголь, ни женщины, ни хорошо обжаренные в растопленном сливочном масле ломтики латука, ни бесконечные книги не кажутся у Мураками излишеством — особенно с учётом того, как много у него Чехова и вообще отсылок к русской культуре и истории. Всё это описывается так, что кажется мало того что совершенно естественным — совершенно необходимым и даже обязательным в этой конкретной ситуации.

Сам сюжет с концом света и страной чудес — это чистый и незамутнённый сеанс психотерапии. Если хочешь получить эффект — нужно довериться психотерапевту, который сидит в кресле напротив, расслабиться и поверить во всю эту херню со снами, маятниками и акашическими записями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тогда внезапно оказывается, что это всё действительно про тебя, и единороги, которые пьют человеческие эмоции и, умирая, очищают от них выдуманный город, — это просто твой сон, каждый атом в котором — ты сам. В этом смысле Мураками с этими своими книгами — отменный психотерапевт, но нужно просто перестать искать фундамент под ногами, и тогда вас утащит в иные миры, и вам даже не придётся сходить с кровати.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока никто из писателей, кроме Мураками, не даёт мне такой медитативности при чтении, этим его книги и затягивают. Я не хочу разбираться, что в них реально, что не реально, есть ли вообще в этих абсурдных мирах логика и здравый смысл. Мне достаточно находиться в континууме, созданном его воображением, и в нем я чувствую себя очень комфортно. Я люблю такую Японию и японцев, которые мне абсолютно близки и понятны, несмотря на другой «космос». Видимо, так должна объединять совершенно разных людей общая ноосфера.

Присутствует:

= «мир фэнтези и мир антиутопии» (Сергей Костырко) в одном флаконе

= проникновение мифологии в реальность (магический реализм)

= влияние и присутствие элементов киберпанка в одном из миров

= «продавливание» сознанием и подсознанием «своего мира» в качестве действительной реальности

= открытый финал

Отсутствует:

+ чувство опоры, в процессе чтения трудно понять, на какой мир можно опереться, чтобы считать его настоящим 

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв будет чрезвычайно субъективным.

«Страна чудес без тормозов...» — моё первое произведение Мураками. Взялся за него исключительно из любопытства, так как наслышан, что Мураками в своё время слыл в постсоветском пространстве «модным» автором. Чем не повод познакомиться с его творчеством? Тем более современная (равно как и вся остальная) японская литература для меня — terra incognita.

Роман (я его слушал) увлёк с первых слов. И далее только затягивал. Дело даже не в интригующем сюжете или фантастической составляющей. Просто по мере прослушивания всё основательней убеждался, что роман попался мне в нужное время. Меня привлёк главный герой. Так уж случилось, что он мой ровесник, и его история (особенно в «Конце света») оказались созвучна моей, а его переживания — синхронизировались с моими. Потому-то повествование словно бы вплелось в меня, будто было моей историей. Отсюда и положительное впечатление. Правда, концовка книги своей незавершённостью стала полной неожиданностью. Хотя, в глубине души я убеждён, что всё у главного героя образуется. Во всяком случае, есть все основания так думать. При всей безысходной атмосферности «Конца света» и злополучной неизбежности «Страны чудес», мне роман показался жизнеутверждающим. В последних главах именно вопрос о ценности каждого мгновения жизни предстал передо мной во всём великолепии.

И да, позабавил тот факт, что абсолютно все герои книги — безымянные. Имена имеют лишь упоминаемые писатели, актёры, музыканты и некоторые географические точки.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх