fantlab ru

Питер Уоттс «Остров»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
1453
Моя оценка:
-

подробнее

Остров

The Island

Рассказ, год; цикл «Подсолнухи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Они строители космических порталов — люди и искусственный интелект, — и путь их долог. Но однажды на их пути встречается гигантская разумная сфера Дайсона. Какие изменения принесет эта встреча обеим сторонам?..

© Kons

Входит в:

— антологию «The New Space Opera 2», 2009 г.

— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four», 2010 г.

— антологию «The Year's Best Science Fiction & Fantasy 2010», 2010 г.

— антологию «The Year's Top Ten Tales of Science Fiction 2», 2010 г.

— антологию «Year's Best SF 15», 2010 г.

— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.

— журнал «Если 2011'2», 2011 г.

— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.

— сборник «По ту сторону рифта», 2013 г.

— антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.

— антологию «The Final Frontier», 2018 г.

— антологию «The 2020 Look at Space Opera Book», 2020 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2010 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2010 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Локус / Locus Award, 2010 // Короткая повесть

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2012 // Короткая форма, переведённая на французский

Похожие произведения:

 

 


По ту сторону рифта
2016 г.
Лучшая фантастика XXI века
2017 г.
Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов
2017 г.
Революция в стоп-кадрах
2021 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 2011
2011 г.

Самиздат и фэнзины:


Аудиокниги:

Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.
Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Электронные издания:

The Year's Top Ten Tales of Science Fiction 2
2010 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The New Space Opera 2
2009 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four
2010 г.
(английский)
The New Space Opera 2
2010 г.
(английский)
Year's Best SF 15
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction & Fantasy 2010
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 23
2010 г.
(английский)
Twenty-First Century Science Fiction
2013 г.
(английский)
Beyond the Rift
2013 г.
(английский)
Отвъд разлома
2015 г.
(болгарский)
The Final Frontier
2018 г.
(английский)
The 2020 Look at Space Opera Book
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой рассказ с огромным октановым числом.

Столько всего сюда втиснуто, что вполне можно снять трехчастную сагу какую-нибудь. Миллион концепций.

И поражает в рассказе многослойность пространства/времени, где все это происходит — тут и огромные космические расстояния, и огромные временные интервалы, и, в тоже время — микрокосм человеческих взаимоотношений, простой быт, интриги, странные мысли...

Вообще, Уоттс опять не подкачал. Он всегда очень грамотно, бережно обходится со словом, пишет компактно, но емко, ярко, с черным юмором. Пишет «наотмашь».

И еще у рассказа есть своя аура, свой вкус, ощущение, которые уже не забыть. И по этим параметрам будешь вспоминать этот рассказ, сравнивая с другими. Для меня это очень важно. Произведение на пару страниц — а вот мгновенно погружаешься в этот мир, понимаешь, что к чему.

По атмосфере, кстати, мне этот рассказ напомнил фильм «Пандорум».

А какая концовка у рассказа! Это что-то!

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то один умудренный летами художник сказал мне:«Если ты хочешь сделать что-то по-настоящему глубокое и цепляющее, твои произведения должны иметь много слоев значений. Уан-лайнеры не стоят того, чтобы на них распыляться.» Так вот, этот рассказ ему должен бы понравиться.

Давно не читала настолько многогранного произведения. Здесь и встреча с неизвестным разумом, и психологическая проблема людей, заключенных навсегда на космическом корабле в рамках великой миссии (и ради чего?), и противостояние человека с ИИ, и два противоположных способа трактовки чужого и неизвестного, оба из которых оказались ложными, и горькая правда о законах выживания, да много еще чего.

Сам Остров немного напомнил Солярис, но у Лема концентрация только на проблеме контакта с чем-то, с чем контакт практически невозможен. А здесь, может быть, именно этот аспект раскрыт чуть меньше, зато есть гораздо больше психологических нюансов и сложностей. И, несмотря на обилие научной информации (видимо, автор как минимум специально читал некоторые источники, прежде чем браться за написание), эмоциональный накал передан не хуже. Напряжение доходит до крайней точки на уровне с каким-нибудь качественным триллером, хотя причина там иная. Это большая редкость — когда интеллектуально-философская и психо-эмоциональная составляющие обе раскрыты на 100%. И это особо порадовало.

Даже не знаю, что еще можно добавить. Минуса ни одного для себя не увидела. Это определенно одна из лучших вещей, которые я когда-либо читала.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевод с видимыми ляпами, хотя стиль воссоздан довольно точно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первые строки оригинала:

«We are the cave men. We are the Ancients, the Progenitors, the blue-collar steel monkeys. We spin your webs and build your magic gateways, thread each needle's eye at sixty thousand kilometers a second»

Первые строки перевода:

«Вы послали нас сюда. Мы делаем это для вас: плетем ваши паутины и строим ваши магические порталы, пронизываем игольное ушко со скоростью шестьдесят тысяч километров в секунду».

Куда исчезли автоэпитеты?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оригинал:

"«Repeating sequence,« Dix tells me. «Blips don't change, but spacing's a log-linear increase cycling every 92.5 corsecs. Each cycle starts at 13.2 clicks/corsec, degrades over time.»

«No chance this could be natural? A little black hole wobbling around in the center of the star, maybe?»

Dix shakes his head, or something like that: a diagonal dip of the chin that somehow conveys the negative.»

Перевод:

»- Повторяющаяся последовательность, — сообщил Дикс. — Яркость самих вспышек не меняется, но интервалы между ними возрастают в логарифмической зависимости, с циклом в 92,6 секунды. Каждый цикл начинается при 13,2 километра в секунду и со временем деградирует.

- А нет ли вероятности, что это природное явление? Маленькая черная дыра, болтающаяся возле центра звезды... или что-то в этом роде?

Дикс как-то нелепо тряхнул головой, изобразив отрицание»

Кто мне объяснит, каким образом настоящее время превратилось в прошедшее, мудреные единицы clicks/corsec — в километры за секунду, и зачем было сокращать описание отрицательного жеста Дикса?

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало!

Ох, как мало!

Питер Уоттс, я хочу еще. Трижды правы все, кто говорит о запредельной концентрации информации в этом рассказе. Боже, да любой фанат фантастики словит от «Острова» эндорфиновый шок. Исследовательская миссия, экспансия человечества, коварный ИИ, первый контакт, гибель/становление цивилизаций, деградация личности, сексуальные перверсии, чем человек лучше машины и... Сколько еще осталось недосказанным и вскользь упомянутым. Эх.

Питер Уоттс даже в малой прозе сногсшибателен.

Вы фанат НФ?

О чем говорить, раз вы на этом форуме.

Тогда читайте.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

У океанолога Уоттса писать про космос получается много лучше, чем про морское дно. В итоге получился рассказ с замечательной идеей и замечательной ее реализацией. У людей предельно экзотическая миссия в предельно экзотических обстоятельствах. Серьезно, ничего круче уже и придумать нельзя. И несмотря на все это они остаются людьми и реагируют на все как люди. А именно — не любят, когда их принуждают к чему-то и начинают бунтовать в тех пределах, в которых могут это сделать. Замените ИИ на деспотичного начальника, космонавтов на офисных сидельцев и получите какой-то очень знакомый сценарий. В итоге можно читать просто как аллегорию про противостояние подчиненных и некого идеального менеджмента.

Поведение членов экипажа объясняется тем, что они хотят «сберечь оставшуюся жизнь для реально важных моментов». Как по мне, то таких моментов для экипажа корабля уже не осталось: по сравнению с важностью и масштабностью работы, которую они делают, все остальное действительно на порядок менее значимо и важно (независимо от их отношения к выполняемой работе). Когда-то ты подписался на то, чтобы быть Богом и творить благо для других. Спустя большой промежуток времени ты понимаешь, что тех, для кого можно творить вроде бы и нет, да и работать Богом немного надоело, но уволиться с этой ответственной должности не судьба: за соблюдением контракта следит некто с неистощимым запасом терпения. Ситуация немного напоминает новость из реального мира про космонавта, который уволился из рядов покорителей космоса в поисках более интересной работы (это были его собственные слова).

Хорошо, что рассказ короткий и у автора не было возможности выписывать, например, конструктивные особенности корабля, на котором люди бороздят просторы космоса. В «Эхопраксии» такая возможность увы была. Там все эти подробности казались мне совершенно лишними. В «Острове» я понял, что было бы с «Эхопраксией», из которой бы удалили все «архитектурные» подробности. Ответ — стало бы только лучше. Прав был писатель Евгений Лукин: лучшая правка текста — это удаление. К чему я все это? К тому, что после прочтения и «Огнепада» и «Рифтеров» я уяснил для себя, что короткая форма дается Уоттсу значительно лучше, чем многотомные истории.

Рекомендую данное произведение для знакомства с hard science fiction в общем и творчеством Питера Уоттса в частности. А если кто уже знаком, то просто рекомендую.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оказывается за девять лет после прочтения в свежем номере «Если», я забыл насколько это крутая история! Но Уоттс — это Уоттс, титан мысли и мастер пера. Как можно скрутить в пятьдесят страниц вопросы нравственности, естественно-научные загадки, лирическую исповедь и историю борьбы в 10 млрд лет?!

И как же приятно греться в лучах такого таланта!

При этом таланта жестокого, учитывая зверский финал истории. И таланта гуманного, оставляющего лазейку для возможности грядущей победы вселенского Добра.

И ведь чуть Дарвина не сбросили с корабля современности, унесшегося в далекое грядущее. Но лучше не торопиться считать себя умнее гениев прошлого. Старая гвардия способна еще многому нас научить и от много предостеречь.

Это конечно сливки жанра! Столп, на котором стоит и стоять будет литература о Необыкновенном.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый насыщенный противостояниями рассказ сборника. Мать и сын, ии и человек, люди, строящие ворота, и люди их пославшие,

чужеземное существо и люди,существа между собой. Пять конфликтов в небольшом рассказе это удивительно. Они переплетаются в сложный эмоциональный клубок, из которого почти невозможно найти выход.

И даже когда решения находятся, они влекут за собой другие конфликты и противостояния.

Хотелось бы побольше про Острова, жаль , что так мало.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Улыбнуло то, что Уоттс вмещает сценарий романа в рассказ. Это должны взять за основу все нф-романисты — концентрируйте свои идеи до крепкого мясного бульона! Хотя здесь сконцентририровано прямо до высушенного кубика магги. Просто zip, ни дать ни взять.

Да, многопланово. Да, есть пара интересных сюжетных линий. Но все равно есть некая смутная недосказанность. Все-таки кое-где надо бы чуточку развернуть... Да и концовка какая-то — «бац — и все», честно говоря. Как будто разбегаешься — и в итоге лбом о каменную стену. Пришлось даже перечитывать несколько последних страниц, немного сбавив обороты.

...А вообще-то, друзья мои, это — хорошая научно-популярная фантастика. Даже радостно, прямо былой уровень рассказов журнала «Техника молодежи».

Ностальгия!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что хорошо у Уоттса, так это то, что он не Космос спускает к Читателю, а Читателя поднимает к Космосу. Тут нет всего того, что есть на Земле, но в большем количестве — лазеров вместо пистолетов, шестируких пришельцев и императоров, посылающих межзвездные флоты к туманностям и квазарам. Зато есть загадки, конкуренция людей и ИИ, полная трагизма миссия и поднимаемые вопросы о сущности человеческого разума. Ещё есть резкое начало без рассусоливаний, жёстко встречающее читателей и внезапный финал, обрушившимся откровением враз уносящий прочь предварительно возводимые постулаты.

Концентрированная научная фантастика, возвращающая способность удивляться.

P.S. Почитал отзывы, ещё пару раз удивился.

1. Нет никаких «постлюдей», блокирующих попытки экипажа сорвать миссию. Подобное развитие событий просчитали их современники и соответствующим образом настроили ИИ.

2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никакая Сфера Дайсона не нападала на другую Сферу Дайсона. Такое даже звучит дико. Просто объект оказался не единым организмом, что и не удивительно, а колонией.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, до предела насыщенный воистину вселеннским масштабом. Но, по всей видимости, иначе просто и быть не может, ведь космос бесконечен, с бесконечными миллионами световых лет, на покорение которых уйдут миллиарды лет. Освоение космоса иначе невозможно, если только не отправить для подготовки порталов добровольцев, которые точно знают, что на Землю они уже не вернутся.

Однако рассказ параллельно с масштабностью, периодически возвращается к людям и искусственному интеллекту, показывая психологию астронавтов, их взаимоотношения и конфликты. Впрочем, постепенно в эти конфликты втягивается ещё один разум — инопланетный. Причём существо, являющееся его носителем, как и всё описываемое в произведении тоже имеет гигантскую форму и соответствующее имя, вынесенное в название. Уоттс мастерски связал и показал все конфликты настолько подробно, насколько позволяет объём рассказа и потому все психологические аспекты их личностей получают тот же масштаб, что и все остальные элементы «Острова».

Возможно, мне не удалось понять всех аспектов, как технических (в рассказе очень много терминов и определений), так и сюжетных. Однако впечатляющие масштабы, противостояние разумов и мощный психологический фон, делают рассказ одним из самых запоминающихся в моём читательском багаже.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ предельно насыщенный интересными идеями и пищей для размышления. Читать строго в переводе Женевского, остальные переводчики со столь сложным материалом до конца не справились, возможно, не хватило эрудиции. Самый лучший перевод вышел самым первым в книжном варианте, если не считать среднего по качеству, но не самого слабого из существующих перевода в журнале Если.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: библиография Уоттса

В итоге: потрясающая, концентрированная НФ. Целая вселенная на пятидесяти страницах. Большая проза в маленьком формате. Заслуженная премия «Хьюго» в категории короткая повесть.

Отличные и очень ёмкие рецензии на фантлабе.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Они сотрудничают уже долгое время — люди и шимпы. Миллионы лет человеческие существа и искусственный интеллект не могут примириться друг с другом, но всё же сосуществуют рядом, чтобы стройка продолжалась и путь сквозь вселенную не заканчивался никогда. Из года в год одно и то же: сон, стройка, врата и снова по кругу. Корабли и их экипажи летят не в силах ни остановиться, ни даже замедлить свой ход, отрезанные от всех и всего. С ними давно никто не говорил до того дня, когда был получен странный сигнал. От чего-то? От кого-то? Понадобится время, чтобы выяснить.

О, это настороженное любопытство, потом бесчувственное ожидание во сне и наконец, ответ. А вместе с ответом приходит восторг, который может ввести в заблуждение, но тебе всё равно, ведь ты встретил разумное существо – мыслящую сферу Дайсона. Огромное, прекрасное и величественное, не то что эти проклятые шимпы или твой отпрыск с синдромом саванта. Наконец-то, впервые за длительное время и бесчисленное количество строек, что-то новое и волнующее появилось в твоей жизни. Но безопасно ли это? И стоит ли забывать о своих попутчиках? Они тоже требуют внимания, пока ты бодрствуешь, они не дают расслабляться.

Это захватывающее путешествие. По большому счёту, оно уже бессмысленно: строить для потомков, которые даже отдалённо тебя не напоминают, не интересуются тобой, а просто пользуются плодами твоего труда, паразитируют. Но ты не можешь остановиться, даже если захочешь, потому что жажда жизни, любой жизни, сильнее твоей усталости и отчаяния. И даже такое блеклое существование может быть раскрашено неожиданностями и новыми уроками. Главное, вовремя заметить это и не отвернуться.

Научная фантастика? Безусловно. Бесчувственная? Нет. Поэтичная? Да! Это отличный рассказ, с гладким повествованием. В меру загружен наукой и чувствами, психологией и философией. Сытное, толково приправленное и красиво поданное блюдо.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ Питера Уоттса «Остров» — прекрасный образец твердой НФ. Бережно кладу его в копилку «твердой НФ», которая не так уж часто и пополняется в последние годы. Основные моменты рассказа: гигантских масштабов разумная сфера Дайсона вокруг заурядной звезды, искусственный интеллект, начинающий самовольно трактовать, заложенные в него программы, проблемы морального выбора... — все это мы встречаем не впервые, но автор прекрасно пользуется интересными идеями, соединяя их в своем рассказе. Если говорить о теме «контакта», то по-моему убеждению Уоттс в первой десятке мастеров этого жанра.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень масштабная и одновременно камерная история: бесконечное скольжение между звёзд, дискретное существование, растянутое на целую Вечность... и такие привычные земные интриги на борту «Эриофоры«! А уж финал и вовсе кажется издёвкой судьбы над главной героиней... Питер Уоттс верен себе — у него вновь получилась очень хорошая научная фантастика. В которой как и полагается, главное — сам человек, его взлёты и падения, его ошибки и достижения. А гуманоид он, компьютер-шимп или «мясной пузырь вокруг чёртовой звезды»... это всего лишь разнообразие форм. Внутреннее содержание от этого мало зависит!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх