fantlab ru

Лэрд Баррон «Инициация»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
233
Моя оценка:
-

подробнее

Инициация

The Croning

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Странные вещи таятся на периферии нашего существования, охотясь за нами из тьмы, неподвластной свету наших огней. Черная магия, странные культы и кое-что похуже – все это обитает в тенях. Дети Старого Кровопийцы живут рядом с нами с незапамятных времен. И они любят нас.

Дональд Миллер, геолог и ученый, ходил по краю бездны большую часть своих восьмидесяти лет, ведя жизнь, мечущуюся между трогательной рассеянностью до губительных для рассудка прозрений. Теперь все должно подойти к завершению. Дональд узнает темные секреты о свой жене Мишель, о своих детях-близнецах, обо всех, кого он знает и кому верит. Ибо Дональд раскроет тайну Ведьмоства… Лэрд Баррон, автор “The Imago Sequence” и “Occultation”, представляет свой дебютный роман о космическом ужасе — “The Croning”.

© Перевод аннотации geralt9999

В произведение входит:


6.25 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— условный цикл «Pacific Northwest Mythos»


Номинации на премии:


номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Нокт / Premios Nocte, 2015 // Зарубежная книга

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший роман / авторский сборник

Похожие произведения:

 

 


Инициация
2017 г.
Инициация
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Croning
2012 г.
(английский)
The Croning
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно скучное и растянутое произведение. Страниц 300 из 430 — это просто какое-то размытое повествование, наполненное картонными персонажами и мистикой среднего сорта, которая, по всей видимости, должна взбудоражить читателя, но из-за все той же растянутости это невыполнимая задача. Видимо, автор хотел таким образом создать должную глубину, но уместить в одну книгу и «Будденброков» и сборник Лавкрафта ему, увы, не удалось: вся глубина здесь показушная, экскурсы в личности вскользь упоминаемых персонажей не несут ничего, кроме скуки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельно в этом плане хотелось бы упомянуть 4-ю главу («Спиритический сеанс») — это вообще бессмысленный кусок книги, в котором того спиритизма — кот наплакал, и все сконцентрировано, опять же, на описании ничего не значащих деталей
Из плюсов сюда можно добавить, разве что все эти описания достаточно красочны, отчего темнота, лесные запахи, краски, таинственные дольмены, пещеры и шершавые валуны живо встают в воображении.

Конечно, для «затравки» Баррон нагоняет немного жути в начале, потом ещё немного, и ещё, но делает чересчур пространственно: история с тайным культом, амнезией, заговорами — это прекрасно, но когда одно и то же пережевывается с десяток раз, а до настоящего действия дела так и не доходит — уж простите. Ужимки и «подкаблучничество» (прошу прощения) главного персонажа вкупе с каким-то навязчивым муссированием его «склероза» и рассеянности порой до того раздражают, что пропадает желание читать вовсе. Хочется сказать: «Лэрд, да мы поняли уже, что вокруг творится какая-то чертовщина, хватит ходить припугивать нас, приоткрой завесу и напугай по-настоящему!». Но нет, автор остается верен себе и продолжает толочь воду в ступе практически до самого конца, где действие (пускай и картинно, с «партийной» речью злодея) хоть немного разгоняется.

Сзади на обложке значится, что Баррон — «признанный мастер рассказа» и, стоит признать, что если сократить «Инициацию» на 90% — мы получим интересное произведение с уже знакомой, но все ещё щекочущей нервы идеей о «those who came before us». Но в том виде, который всё же представлен нам, мы имеем посредственный роман с вялым сюжетом и мистикой постольку-поскольку. Бодрое начало с вольным пересказом известной сказки в духе «Сказок сироты» Кэтрин М. Валенте (это комплимент, если что) и неплохая концовка, но между всем этим — трехсот страничные «прозревания» старика, который вдруг опомнился в 80 лет, что что-то нечисто — нужно ли вам это?

Оценка: 4
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Терять память. Страшнейшее бедствие, грозящее каждому — угасание воспоминаний. Смерть при жизни. Некроз частичек всего, что составляло твой мир, тебя самого. Как часто, блуждая по коридорам памяти, ты останавливаешься на пороге комнат, погруженных во мрак первозданной пустоты. Если в этот момент твое сердце пропустит удар, его можно понять. Утрата тяжела и невосполнима. Но бывают случаи, когда тьма — благо. Если ты собираешься зажечь свет, подумай дважды. Если ты намереваешься шагнуть во тьму, умоляй ее остаться.

Поверь, тебе не нужно видеть то, что в ней прячется.

Говорят, старость — не радость. Дону Мельнику перевалило за восемьдесят. Где тот спелеолог, без страха забиравшийся в разверстые пасти пещер? Куда подевался авантюрист, сплавлявшийся по Юкону в компании ящика виски? О, нет, нынешнему Дону по душе блага цивилизации, удобное кресло под седалищем и пара бокалов винишка с друзьями. И кто его упрекнет — по мерке большинства он прожил достойную жизнь. Неплохая репутация в научных кругах, двое успешных детей, супруга — очаровательная Мишель, звезда антропологии. После стольких лет их союз крепок на зависть.

Единственное, что омрачает благостный вечер жизни Дона, все чаще возникающие провалы памяти. Старческая деменция наконец-то взялась за свое и на пороге призрак Альцгеймера? Ночные кошмары, чья суть ускользает при пробуждении, оставляют его с колотящимся сердцем. Боязнь темноты побуждает пренебречь счетами за электричество. Отлучки по-прежнему деятельной Мишель в очередную экспедицию порождают паранойю и страх за нее.

Приложив усилие, я понимаю, почему «Инициация» может вызвать неприязнь: в ней как будто ничего не происходит, а так называемая «движуха» начинается где-то за пару-тройку шагов от финала. Слово «идеальный» очень громко вопит, но лично для себя не берусь определить как-то иначе стиль, в котором написана «Инициация»: минимум действия, плотная гипнотическая проза, по-лавкрафтовски насыщенная атмосфера. Всепроникающее предчувствие неумолимой близости края бездны. Обреченность.

Не нужно спешить, торопиться добраться до момента, «когда покажут монстра». Разве это главное в хорроре такого рода? Этой книге нужно отдаться целиком: вязкий плотный слог автора и умение работать с деталями создают угрюмое, тяжелое, натянутое до дрожи предгрозовое настроение. Возвышающиеся в чаще текста дольмены и жертвенники, шныряющий за буквами маленький народец и черви, прокладывающие слизистый путь между строк, пробуждают в памяти что-то из Говарда. Кажется, вот-вот заледеневшую в ожидании тишину разобьет бой барабанов, идущий словно из-под земли...

Тогда очевидно, что «Инициация» изобилует жуткими ситуациями, и, окажись вы на месте главного героя, то вмиг бы сбросили пару-тройку килограмм. Туманные намеки, отсутствие конкретики — вы не знаете, на что обратить пристальное внимание, откуда, образно говоря, ждать удара. Коллекция кукол на чердаке. Внушающие тревогу картины. Детали постепенно сплетаются, а некоторые тропки так и остаются ложными. История одного дурацкого спиритического сеанса. Взгляд в пустоту карстового разлома. Вывернутая лампочка. Воспоминания мелькают, накладываясь одно на другое. Агенты спецслужб. Культы. Исчезнувшее поселение. И... Господи, почему эта чертова дверь погреба опять приоткрыта?!

«Инициация» — это история человека, который всю жизнь прожил на краю бездны, не подозревая об этом. Но пелена спадает, и в этом случае поздно ничуть не лучше, чем никогда. Незнание — благо. У Баррона человек не имеет ни единого шанса противостоять вторжению сверхъестественного. Хуже — человек, низведенный до ничтожества, и есть цель, ресурс, пища, забава. И от откровенных признаний древних сущностей в любви к нам почему-то не становится легче. Читайте, кормитесь, насыщайтесь этой книгой. Страх придает мясу особый оттенок вкуса.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дона Миллера, пожилого человека и опытного археолога, начинает посещать странное чувство, что его жена, и дом, и полузабытые эпизоды из прошлого совсем не то, что он себе представлял прежде. Что они окутаны мороком какой-то странной тайны, недосказанности, темным флёром чего-то запретного, древнего, жуткого. Неясные подозрения, намёки, an eerie sense of something wicked и все остальное прочее. В общем, повод разобраться, да.

Дебютный роман Лэрда Бэррона оставил после себя довольно неоднозначные ощущения. С одной стороны, это по-настоящему хорошая «странная проза», такой немного элитарный «тихий хоррор»: медленный, тягучий, очень сытный (и оттого сложный) стилистически; минимум встреч со сверхъестественным, максимум хитрого прищура с намеками на оный, шепотка за спиной, тяжелого дурмана в голове главного героя, пытающегося ответить на вопрос «что за хрень вообще творится, а?». С другой, со второй своей половины роман начинает барахлить. Ненужные эпизоды, фрагментарность, некоторая бессвязность. Типичные симптомы «болезни роста» (роман-то, повторюсь, дебютный), которые откровенно мешают, бросаются в глаза. Про финальные воззвания в пещере, этакое программное заявление культиста, и вовсе промолчу. Ну, совсем не вишенка на торте получилась. Не жирная точка.

В целом же, роман хорошо передает лавкрафтианский cosmic terror, ощущение ничтожности человека перед тем, что может скрываться за привычной картиной мира, и особый, редко кому удающийся geschmacksnote, оттенок вкуса, того самого eldritch lore. Вот это всё у Бэррона получилось на славу.

По остальному есть вопросы, увы.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Инициация» Лэрда Баррона – вторая книга, вышедшая в серии «Мастера ужасов», первой были «Судные дни» Адама Нэвилла. И если с творчеством Нэвилла я был знаком ранее, то произведения Баррона читать не доводилось. Забавно, что, несмотря на большое различие между книгами, у серии — по крайней мере пока — можно выделить общие тенденции в выборе романов. Это ужасы современных авторов, ранее не издававшиеся в нашей стране. В основе сюжетов лежат культы/секты, упор делается на психологический ужас и переживания героя, а не на обилие насилия и натуралистические подробности. У книг очень стильные и крутые обложки, благодаря которым эти томики хочется приобрести себе в коллекцию. Этому желанию способствует и демократичная цена. Лично для меня главная беда серии в том, что от современного хоррора я жду немного другого, и тема таинственных культов меня вообще не привлекает. Впрочем, разговор о серии в целом продолжим как-нибудь в другой раз, тем более выпуск третьей книги, «Жертвоприношения» Грэма Мастертона, обещают уже в апреле этого года. Скажу только, что пока я гораздо охотнее приобретаю себе в коллекцию книги серии «Самая страшная книга», нежели этой.

«Инициация» (в оригинале — «The Croning», но перевести это название на русский очень проблематично, т.к. crone — старуха, карга, а вариант «Остарушивание» совершенно не благозвучен, так что адаптация названия неплохая) – это первый и пока единственный роман Лэрда Баррона. Его жанр можно определить как смесь ужасов с вирдом (так называемой «странной прозой»). Сюжет вертится вокруг Дона Мельника, восьмидесятилетнего геолога, которому повезло жениться на Мишель и прожить с ней в любви и согласии несколько десятков лет. Правда временами в памяти Дона всплывают обрывки видений жутких событий, на периферии зрения возникают страшные образы, а в повседневной жизни происходит какая-то чертовщина. Но все это мелочи, всего лишь старческая деменция. Или все-таки нет?

И да, сюжет в этой книге именно «вертится». Роман пестрит огромным количеством деталей, наблюдений, побочных историй, которые играют на атмосферу и раскрытие персонажа, но к сюжету имеют лишь косвенное отношение. И для меня это стало серьезной проблемой. Я не люблю книги без интриги, не люблю во время чтения задаваться вопросом, что вообще происходит, и не люблю, когда экспозиция романа длится добрых 250 страниц (это при общем объеме в 440 страниц). И все, что я не люблю, «Инициация» берет на вооружение как особые фишки. А сюжет благополучно отходит на второй план и не возвращается оттуда вообще.

Зато у нас есть превосходная темная и мрачная атмосфера. Угнетенность и напряжение впрыскивается в читателя помаленьку, но очень эффективно. Острых ощущений страха от книги ждать не стоит, а вот вязкого и тягучего ужаса, который обволакивает, но не давит на болевые точки, будет в избытке. Персонажи раскрыты в достаточной мере, хотя по-настоящему живыми получились только главный герой и его жена. Все остальные будто фигуры в тумане, что также играет на атмосферу. Действительно страшных моментов в книге нет, если только не считать весь роман за очень растянутый страшный момент.

Пожалуй, главной отрицательной чертой романа для меня стали бесконечные недомолвки в духе Лавкрафта. Все эти «он увидел существо, это был не слон и не ленивец» и «он заглянул в пакет и пришел в ужас, после чего плохо спал всю ночь» без конкретных описаний ужасов я плохо перевариваю. Многое автор дает на откуп фантазии читателя, но я в этом плане человек простой: нет описания того, чего бояться, — значит, нечего бояться.

Книгу рекомендую всем любителям произведений очень насыщенных в плане атмосферы, не боящихся пустоты в плане сюжета.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень специфическое произведение. Настоящий деликатес для гурманов — любителей атмосферного хоррора.

Всем прочим советую даже не приступать к чтению, — будет сплошное разочарование. И проклятия на голову автора за зря потраченное время. Ибо большую часть романа сюжет в буквальном смысле слова стоит на месте: ничего не происходит, никто никого не пугает, кровь не льется, монстры не выпрыгивают. И вообще непонятно: кто, куда и зачем.

В подобных произведениях главную (и, пожалуй, единственную) роль играет саспенс. Читателя не пугают напрямую, ему не показывают монстров, не шокируют кровавыми подробностями. Только намеки: мелькнувшая тень, приоткрытая дверь, внезапно погасший свет, странные звуки в темноте, не успевший остыть след, не успевший выветриться запах. Смертельного ужаса как такового нет: только ожидание чего-то страшного, постоянная тревога и смутное необъяснимое беспокойство. Тяжелая, гнетущая, липкая и изматывающая атмосфера непонятного страха, от которой нет спасения. Тихий, но при этом темный и очень глубокий омут, в котором известно кто водится. И здесь от автора требуется особое мастерство и недюжинный талант. Он в буквальном смысле слова должен провести читателя по лезвию ножа: малейшая ошибка — и читатель заскучает и закроет книгу.

Справился ли в данном случае автор со своей задачей? На мой взгляд, справился. Причем справился на отлично. Я настолько погрузился в атмосферу романа, что финальная развязка вызвала даже некую досаду: пусть бы все так и оставалось в подвешенном состоянии. В подобных случаях я предпочитаю неизвестность, а не раскрытие тайн. Впрочем, концовка все же оставляет некоторое пространство для догадок.

Единственный, на мой взгляд, минус романа — возраст главного героя. Трудно поверить, что речь идет о 82-летнем старике. Если бы автор прямо не указал возраст, я бы подумал, что речь идет о мужчине средних лет — чуть за пятьдесят. Но кто их знает, может у них там все старики такие бравые? Но это уже — придирки. В остальном роман мне понравился. Я бы даже сказал — очень понравился. Ей-богу, чуть не до слез не хотелось расставаться с главным героем. Душа требовала продолжения.

Шедевр? В определенном смысле — да. Но шедевр — сильно на любителя. Соблюдайте осторожность.

Поставлю, пожалуй, 10 баллов.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга подобна наркотику, «нектару пустоты», который сначала вызывает у тебя ослепительную эйфорию, а затем погружает в беспросветную депрессию: постоянно интригует новыми поворотами запутанного сюжета, вместе с тем заставляя продираться через описания различных деталей и фактов из жизни главного героя, словно через бесконечные переплетения гниющих лиан, укрывающих собой умирающие миры.

Речь идет о романе Лэрда Баррона «Инициация», рассказывающем о престарелом геологе по имени Дональд Мельник (Миллер), которого начинают посещать подавленные воспоминания о неких загадочных происшествиях, случившихся с ним в прошлом и тесно связанных с ужасной тайной, уходящей корнями в глубину веков, когда люди были еще «сгустками протоплазмы, покачивающимися вдоль линии прибоя».

Собственно, книга представляет собой набор флешбэков, изредка прерываемых сценами из настоящего.

Причем, экскурсы в историю семьи Мельников получились настолько подробными, что иной раз приходилось приложить усилия, чтобы вспомнить, на чем же последний раз оборвалось повествование в «нашем времени».

С одной стороны подобная высокая детализация минувших событий делает текст более достоверным и атмосферным, но с другой стороны утомляет, распыляя внимание на миллион мелочей.

А поскольку заранее неизвестно, какая из этих мелочей будет важна для понимания сюжета, то приходится стараться запомнить их все, отчего голова в определенный момент начинает идти кругом.

«Инициация» — дебютный роман Баррона, при создании которого он совершил типичную ошибку многих авторов, впервые пробующих себя в крупной форме: решил показать все, на что он способен как писатель.

В итоге книга оказалась перегруженной и тяжеловесной.

Но при этом и очень интересной и разнообразной в плане локаций, персонажей и ужасов, творящихся с ними.

И хотя главный герой (как и его семейство) не вызвал у меня особых симпатий, в процессе чтения я весьма привык к нему и поэтому искренне переживал за него вплоть до самого финала, вызвавшего противоречивые чувства.

Меня порадовало, что он не дал четкого ответ на вопрос о том, какой же выбор сделал Дональд, стоя пред лицом Великой Тьмы, но и огорчило, что кульминация вышла не слишком впечатляющей, несмотря на то, что Баррон старательно подводил читателя именно к яркой и масштабной развязке.

В целом, «Инициация» — это очень крепкий хоррор-роман, который наверняка понравится большинству поклонников жанра.

Особенно тем, которые ценят мрачные тягучие тексты, проглатывающие с головой в свои темные червивые чрева.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

После сумбурного «Режима забвения» и абсолютно невнятного «Северного сияния», Баррон смог меня приятно удивить!

Настоящие удовольствие для любителя тягучей атмосферы! Здесь гораздо больше Лавкрафта, чем в большей части современных «Мифов Ктулху«!

Начинается всё с пересказа сказки про Румпельщтильцхена, точнее… по мифологии книги – изначальной истории, которая легла в основу сказки. Большую часть этой главы занимает путешествие сына мельника, который пытается выяснить имя карлика. Первое время эта глава мне не очень понравилась – слишком много упора на «грязный» аспект средневековья – не люблю подобное смакование. Но потом наш герой приходит в отдалённую деревню с некоторыми странностями… и становится свидетелем ритуала. И вот по мере того, как он уходит всё дальше от центра королевства, вся эта грязь уступает место почти Говардовской мрачности. Даже вспомнились вещи вроде Чёрного Камня и Червей Замли.

Ну и конечно реальная история имела намного менее счастливый конец, чем известная нам сказка.

После этого мы переносимся в наше время. Нашего героя зовут Дон Мельник – и тут, думаю, почти всем будет понятно, что он потомок того самого мельника из пролога. Он — бывший геолог, но на момент повествования ему уже за 80, к тому же страдает провалами в памяти. Его жена Мишель – антрополог, когда-то она плотно занималась поиском пропавшего племени, «маленького народа», и была сторонницей теории полой Земли, за что подверглась освистанию большей части научного сообщества. Вся молодость супругов прошла в экспедициях, а Мишель продолжает в них ездить и в преклонном возрасте.

Повествование постоянно прыгает во времени – то нам рассказывают о том, что происходит «сейчас», то переносит во флэшбеки Дона – как правило в 80-е – время его наиболее активной жизни. И вот в этих флешбеках изначально и происходит большая часть «интересностей», так как почти в каждом из них в конце герой попадает в передрягу и сталкивается с какой-то жутью. Причём нагнетается она хорошо, постепенно. На пример: вначале Дон попадает в компанию мутных личностей, похожих на головорезов, потом один из них вдруг между делом поёт замечательную песенку «Крутится-вертитсяя шар голубой, славу Червю воздадим мы с тобой!»… и вот нашего героя уже несут в пещеру, намереваясь принести в жертву.

Кстати интересно, уж не тот ли это Червь, чьи тайны описаны в том самом БОГОМЕРЗКОМ гримуаре? Ответа на этот вопрос нам не дадут.

Но, как бы то ни было, всякий раз после этих событий Герой очухивается в полу-бессознательном состоянии, все странные события кажутся ему не то сном, не то глюком, а потом и вовсе забываются… Амнезииия!

В наше же время…

Долгое время кажется, что вообще ничего не происходит – люди просто живут своей повседневной жизнью, к нашим старикам приезжают в гости взрослые дети, они общаются, делятся воспоминаниями… В этом месте в середине книги она может показаться довольно затянутой, но на самом деле там есть детали, на которые стоит обратить внимание. Да и вообще, мне кажется, что эта затянутость намеренная и сделана она для того, чтобы усыпить бдительность и как бы поставить читателя на место живущего размеренной жизнью Дона.

И постепенно появляется ощущение, что… что-то не то… На уровне каких-то странностей на границе зрения, приоткрытой двери в погреб, недосказанностей, и чем дальше, тем больше это всё начинает походить на какой-то спектакль для героя. Как будто всё вокруг-декорации, построенные специально для Дона, а многие из тех, кого он знает – актёры. И иногда у этих актёров начинают немного съезжать маски, а декорации – покашиваются, и за ними начинает проглядывать Нечто…

И на самом деле это всё прям очень по-Лавкрафтовски! Эта хрупкость мира чувствуется, и чем дальше, тем сильнее, особенно когда частички мозаики начинают сходиться в общую картину. Чем дальше наш герой открывает тайны и погружается в них, тем больше его мозг начинает отказывать. Есть тут очень хорошая фраза, описывающая механизм безумия не только Дона, но и многих героев Лавкрафта

«Его сознание оценило уровень угрозы, которую несло в себе это попрание здравого смысла, и решило притушить огни и вывесить табличку «не работает»»

Но на самом деле есть тут и ложка дёгтя, хотя и довольно странная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я давно говорил, что иногда лучше не объяснять всё, что происходит и оставить недосказанность. Когда Баррон объясняеьт нам намерения «ужасно иных, космических, чуждых человечеству и невообразимо богохульных в своей мерзости» существ, то намерения эти оказываются не такими уж чуждыми, иными, а вполне себе земными. Штука, к сожалению, довольно распространённая среди «последователей» Лавкрафта.

А странная эта ложка дёгтя по тому, что… как будто и герой и автор сами понимают эту проблему. Вот высказывание Дона, которое полностью передаёт мои мысли.

— И это всё? Я подозревал, что у вселенной есть какой-то грандиозный план на наш счёт, либо она монументально равнодушна к нам. Но та фигня, которая происходит в Олимпии, меня разочаровала.

Но, надо отдать должное – всё это раскрытие происходит ну прям совсем в конце и при этом книга ухитряется сохранить атмосферу.

Рекомендовать книгу, или нет.. не знаю.

Хороших атмосферных моментов в книге очень много, особенно ближе к концу – это и описание иного мира, и преображения некоторых персонажей, и более экшеновые моменты (побег из дольмена!!). Местами она действительно очень Лавкрафтовская, местами отдаёт Говардом и даже Мэкеном – особенно что касается темы «маленького народа». Жести и садизма особо нет, за что автору отдельный плюсик от меня!

Но книга эта очень долго раскачивается и любители быстрого действия явно заскучают. Вещица такая, обволакивающая очень постепенно. Язык тут… разный. Иногда очень простой и разговорный, даже с ругательствами — когда он, собственно передаёт речь героев и описывает какие-то бытовые моменты. А иногда бывает и вполне поэтичный, с красивыми метафорами и т. п.

Оценка была бы 8 если бы книга была написана давно, но для «современного хоррора» это точно 9!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парадокс книги в том, что она очень интригует, вызывает неподдельный интерес и держит в напряжении при том, что в ней множество деталей, которые попросту раздражают. Самой концепции хватает на рассказ или небольшую повесть, но автор решается на роман, начиная растягивать произведение и наполнять прогалины противоречивыми подробностями, а иногда и излишней пошлостью, как то описание людей и быта прошедшей эпохи. Собственно и концовка произведения — это конец рассказа, не романа. Когда мы узнаём о монстрах, их мотивации и местах их обитания подробнее, наступает разочарование.

Книга радует там, где повествование оставляет множество вопросов. Это плюс безусловный. Барашек из «Маленького принца». И совсем не радуют объяснённые моменты. Описание среды обитания монстров – хорошо для ужастиков эпохи немого кино. Мотивы столь могущественных существ примитивны и нелепы, что лучше бы они оставались в коробочке того самого барашка. Мне развязка напомнила «Бессонницу» Кинга, только с той поправкой, что главный злыдень у Кинга страшен и убедителен своей непостижимостью, а у Баррона – практически фанерная карикатура на устрашение. Опереточный злодей – очень точное описание этого персонажа.

Многие сетуют, что книга скучна и в ней ничего не происходит. Если честно, я это узнал из комментариев только. :-) Вполне себе насыщенное действием повествование.

А ещё странно, почему никто не обратил внимание на то, что делает герой перед каждой кульминацией:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если отбросить в сторону оценочные суждения поступков, которые даёт сам Мельник, мы увидим некоторые нюансы происходящего. У меня сложилось впечатление, что всё произошедшее с героем последствия какого-то отклонения вкупе со всякими пагубными пристрастиями.

В Мексике Дон набирается до поросячьего визга перед тем, как становится частью ритуала.

Что делает главный герой перед гибелью Плимптона? Плавает на плотах со спиртным и посасывает пейотль. Если вникнуть в суть действия растения, то окажется, что «угар» от одиночного употребления пейотля может длиться даже три дня. Напоминаю: отбрасываем объяснения самого Дона, зачем он это делал, и пытаемся сами проанализировать сам факт.

В поместье Волвертонов перед превращением Бронсона Форда Мельник пьёт опять и курит травку. С ним охотно курят два спецагента, появление которых вообще никого не смущает на закрытой вечеринке «для своих» вдали от цивилизации. Не стыжаются они и открыто говорить при Бронсоне Форде. Неужели ни у кого такие эпизоды не вызывают сомнения?

Опять же в наше время Дон и другие продолжают регулярно выпивать и не похоже, что для аппетита. А перед спуском в подвал престарелый герой съедает горсть таблеток, которую запивает хересом.

Вокруг героя постоянно происходит что-то странное, где бы он ни находился (взять хотя бы эмигрантов, которые встречаются возле, внимание, обработанной пестицидами территории). Некие мотивы алко/наркопутешествия, согласитесь, на лицо.

Я не жалею, что прочёл эту книгу, и советую с ней познакомиться широкому кругу почитателей жанра, но предостерегаю: не пытайтесь осмыслить то, что увидите. Это прекрасное путешествие, полное эмоций и красок, пейзажей и захватывающего мироощущения, а все эти компоненты не друзья холодному рацио. Принимайте всё прочитанное за сказку. Не даром же с неё всё и начинается.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я одолел со второй попытки. Тягомотина, болото, нудятина и прочие синонимы. Назвать это хоррором вообще нельзя, просто попытка напугать. Единственное что по настоящему пугает в этой книге — тягучее занудство в размере романа. Только в последней четверти книги сюжет чуть-чуть ускорился, но под конец снова заглох. Концовки у книги нет. Там в принципе у каждого эпизода нет концовки: они просто обрываются, а ГГ все забывает. А что, удобно. Но лучше уж писать провальные концовки как Литтл, чем даже не утруждаться завершать сюжет как здесь.

Очень сильно жалею, что начал читать эту книгу, потому что имею привычку дочитывать книги до конца. Было мучительно.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация обещала историю погружения в безумия, медленный распад личности, галлюцинации и припадки... Дряхлеющий геолог сходит с ума и в предсмертных видениях обнаруживает, что его мир совсем не такой, как кажется...

Ничего этого, по сути, в книге нет. Я сильно ошибся — и прочитал один из лучших романов ужасов, которые за последние годы издавались на русском. Конечно, роман этот — вызывающе немодный, а с точки зрения «гендерного баланса» и вовсе запредельно архаичен. Но в целом культ Великой Матери всегда остается на заднем плане повествования — а культ этот с точки зрения мужчин всегда выглядел зловеще. Баррон генерирует страхи не в сознании герои, а во враждебном внешнем окружении; конечно, образ жены Мельника — поистине кошмарен, странно, что многие этого не замечают. И вообще женские образы иногда гораздо страшнее чудовищ под масками людей, разного мерзкого отродья, выползающего из дверей в стволах деревьев, карликов, обитающих в пещерах — и прочей сказочной атрибутики, отсылающей к архаичным верованиям.

Поначалу книга кажется собранием рассказов на близкие темы, условно связанных и подогнанных под рамку романа. Баррон рассказами и повестями известен, романов написал только два — и структура этого романа сложнее, чем может показаться. Вязкое ощущение ужаса возникает постепенно — и выглядит куда убедительнее, чем у Лиготти, положим. Но сравнения с Лавкрафтом и Мейченом не должны обмануть читателей — книга написана в ином ключе и той глубины осмысления мифологического материала, которой добивался Мейчен, у Баррона искать не стоит. Антропология подчас выглядит весьма сомнительно, а связь геологических и антропологических выкладок скорее намечена, чем воплощена в тексте. Неувязка возникает и с Великими Древними: если у Лавкрафта силы макрокосма вызывают ужас, то Баррону приходится изобретать разные физиологические приемы для возбуждения страха — иначе несопоставимость сил людей и их противников уничтожает всякое напряжение. Как с этим бороться, скажите на милость? Вопрос риторический — и ужас, как во многих пост-лавкрафтианских романах (в «Странных эонах» Блоха, к примеру) сменяется недоумением

Некоторые сюжетные условности были отмечены другими рецензентами: Мельник на девятом десятке демонстрирует молодую прыть, секретных агентов становится так много, что они перестают быть сколько-нибудь секретными; роли посредников совершенно непонятны и т.д.... Но книга интригует — и читается с огромным удовольствием. Не знаю, когда я соберусь ее перечитать — но на полке оставил рядом с «Церемониями»; больше ни одна книга из серии «Мастера ужасов» такой чести пока не удостоилась

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман «Инициация» Лэрда Баррона. Из всех книг серии «Мастера ужасов» больше мне понравилась только Кэмпбелловская «Усмешка тьмы».

У коллег тут звучала интересная мысль, что жанр ужасов совершенно не обязан пугать (и это факт). Он должен именно что ужасать. И в этом плане сложно придумать что-то, что ужасало бы больше основной идеи «Инициации». Попытаться хотя бы частично пересказать сюжет было бы жирнейшим спойлером. Семейные тайны, заговоры правительства, блеск и разврат высшего общества, древние культы, жуткие маски, пропавшее поселение лесорубов, частный музей с жуткими экспонатами.

Из самых явных литературных параллелей — «Ребенок Розмари», «Ужас Данвича», «Хребты безумия» и другие произведения из мифологии Лавкрафта. А еще классические сказки о Синей Бороде и Румпельштильцхене.

Хотя отмечу, что роман очень на любителя. Динамики почти нет, только атмосфера, размышления, воспоминания. Все очень медленно, тягуче, но не скучно и не занудно. От страниц веет холодным ветром и космической пустотой. Самое то для длинных октябрьских вечеров

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бессвязная затянутая бредятина. Такое впечатление, что книгу писало несколько человек, не утруждая себя особо соединением написанного в единое целое. Единственное, что стоит прочитать в этой книге, сказку про Белого червя в начале. Остальное можно не читать, т.к. жалко потраченного на эту ерунду времени.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вязкий, по-лавкрафтовски мрачный и жуткий хоррор, перекликающийся со знаменитой историей о Румпельштильцхене, но рассказывающий свою интерпретацию этой легенды, перенесенную частично в наше время. Оказывается, знать, как зовут того уродца, еще не все, что нужно, дабы освободиться от его сделки, даже если ты живешь через несколько поколений от тех темных времен. В книге просто мастерски нагнетается жуть и какая-то отрешенность от привычного мира, сцены с боязнью темноты главным героем ощущаются почти физически, особенно если читаешь перед сном в темноте с экрана смартфона, а уж как хороши контраст между разными эпохами и некоторая горячечно-бредовая сказочность происходящего! Отдельно замечу, что я весьма рад появлению новой издательской серии «Мастера ужасов», в которую и входит данный роман. Прочитал все книги, вышедшие в серии, и каждая из них очень хороша, но лучшая для меня – именно «Инициация».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Инициация» хороша. Притом, что оказалась все-таки достаточно своеобразной.

В первой половине роман весьма увлекателен, во второй начинает провисать, причем серьезно так провисать, так что на данном этапе я постоянно отвлекался, а завершается все довольно впечатляющей развязкой, которая, впрочем, понравится далеко не всем: в этом сюжете практически нет конфликта, борьбы. Жизнь героя перебивается отдельными странными и пугающими моментами, а завершается все попросту осознанием масштабов ужаса, таящегося за тонкой завесой реальности.

Ближайшим аналогом я назвал бы «Возрождение» Стивена Кинга, хотя в данном сравнении Баррон, пожалуй, выиграет.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

До вышедшего 2017 году романа «Инициация» Лэрда Баррона я добрался относительно недавно. До непосредственного чтения пришлось излазить несколько ресурсов, изучая подробности книги и аккуратно обходить сюжетные спойлеры. В итоге всей переворошенной информации, читателя по-ощущениям должен ожидать крепкий современный психологический хоррор с легкими лавкрафтианскими мотивами. Неплохо, — подумал я.

Аннотация в свою очередь нагнетала:

«Странные вещи таятся на периферии нашего существования, охотясь за нами из тьмы, неподвластной свету наших огней. Черная магия, странные культы и кое-что похуже – все это обитает в тенях. Дети Старого Кровопийцы живут рядом с нами с незапамятных времен. И они любят нас.

Дональд Миллер, геолог и ученый, ходил по краю бездны большую часть своих восьмидесяти лет, ведя жизнь, мечущуюся между трогательной рассеянностью до губительных для рассудка прозрений. Теперь все должно подойти к завершению. Дональд узнает темные секреты о свой жене Мишель, о своих детях-близнецах, обо всех, кого он знает и кому верит. Ибо Дональд раскроет тайну Ведьмовства…»

Аннотацией я остался заинтригован и боясь схватить лишних спойлеров, всё же решил бросить шерстить попутную информацию о книги и приступить непосредственно к чтению.

И начнём с того, что книга не встретит вас красивыми языковыми оборотами или хотя бы просто предложениями наполненным смыслом. Текст оказался очень нудным и максимально не информативным. Я, конечно понимаю, что само описание быта не всегда легко описать интересно, но видь даже в нашей повседневной жизни бывают моменты, когда происходит, что-то как минимум занятное. Здесь же такого нет и в помине. Некоторые индивиды, конечно, могут назвать это, как раз тем самым лавкрафтианским хоррором, указанным в описании романа на всевозможных сайтах. Но стоит хотя бы вскользь сравнить «Инициацию» с произведениями Говарда Филлипса, то все сравнения рассыпаются подобно карточному домику, т.к. в основе рассказов Мастера в большинстве своём лежал чистый и незамутненный сапиенс, которого в романе Лэрда Баррона нет от слова «совсем». Либо он там настолько поверхностный, что его попросту не замечаешь.

Хорошо (подумал я) раз книга не может «в повествование», значит возможно она зацепит сюжетом? Но и здесь вышла осечка, т.к. в нашем времени сюжет вообще стоит на месте, продвигаясь по чайной ложке в час лишь во всевозможного рода флэшбэков. Но разве нельзя написать хороший роман основываясь только на экскурсах в историю? На самом деле очень даже можно, только вот количество текста отведенное этим самым флешбекам, оказалось даже близко не соразмерны их качеству и информативности. Собственно, как и весь роман.

Вообще, «Инициация» Лэрда Баррона — это удивительная книга, удивительная в плане того, что при всей своей «пустоте» она очень тяжело читалась и я от неё морально уставал. Постоянно ощущалась её тяжеловесность и перегруженность лишними деталями, на которые я обращал внимание, пытаясь найти некий скрытый для всех смысл. Я всё ждал пока главные герои меня удивят. Но... Всё оказалось несколько прозаичнее, скрытого смысла не было, а всё что хотел сказать или показать автор, было в итоге написано чёрным по белому.

Главный же герой для меня так и остался персонажем книги — лишь текстом на странице романа, если угодно. Дону Миллеру всё время не хватало, какой-то важной детали, что не давала ему ожить, а мне поверить в него и начать сопереживать. Стоит ли говорить об остальных персонажах?

Но, подводя итог, стоит сказать, что это глубоко субъективное мнение. А по прошествию уже достаточного времени после начала продаж, можно смело сказать, что книга определенно нашла своего читателя. Я, лишь, от себя добавлю, что книга возможно и не плоха, но рассчитана она на очень терпеливого читателя с массой времени, которое можно легко потратить на чтение не самых сюжетообразующих вещей.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх