FantLab ru

Роберт Силверберг «Увидеть невидимку»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Голосов:
607
Моя оценка:
-

подробнее

Увидеть невидимку

To See the Invisible Man

Другие названия: Наказание

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Его судили. За холодность и нежелание отвести душу перед близким. Приговор — год невидимости. Как тяжело целый год оставаться в полном одиночестве.

Его судили. За отзывчивость. Приговор — год невидимости...

Примечание:

Рассказ был экранизирован в сериале «Сумеречная зона» серия № 16 сезона 1985-86г.г.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Лалангамена», 1985 г.

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 29», 1984 г.  >  Зарубежная фантастика

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de demain», 1975 г.


Экранизации:

«По контуру лица» 2008, Россия, реж: Павел Смирнов



Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 29
1984 г.
Лалангамена
1985 г.
Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер
1991 г.
Вирус бессмертия
1992 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Фантастика века
1995 г.
Железная звезда
2009 г.

Периодика:

Сельская молодежь № 12, декабрь 1971 г.
1971 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Needle in a Timestack
1966 г.
(английский)
Needle in a Timestack
1967 г.
(английский)
Needle in a Timestack
1970 г.
(английский)
Earth's Other Shadow
1973 г.
(английский)
Histoires de demain
1975 г.
(французский)
The Best of Robert Silverberg
1976 г.
(английский)
Earth's Other Shadow
1977 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1977 г.
(английский)
Earth's Other Shadow
1978 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1978 г.
(английский)
Dark Sins, Dark Dreams
1978 г.
(английский)
The Best of Robert Silverberg
1980 г.
(английский)
Histoires de demain
1985 г.
(французский)
The Best of Robert Silverberg
1986 г.
(английский)
Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5
1997 г.
(английский)
Phases of the Moon: Stories of Six Decades
2004 г.
(английский)
Phases of the Moon
2004 г.
(английский)
To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)
2007 г.
(английский)
To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)
2012 г.
(английский)
Chasing Shadows: Visions of Our Coming Transparent World
2017 г.
(английский)
First-Person Singularities
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2011 г.

Сильный психологический рассказ, повествующий о кардинальном изменении личностного восприятия мира. В центре повествования — история будущего, не такого уж далекого, но живущего по иным законам. Одним из наказаний там является невидимость, не физическая, то есть наказуемый не меняется внешне, скорее меняется внутренне. Люди просто перестают его замечать, над ним не подвластны юридические и социальные нормы. Его просто не замечают, его нет, он — Невидимка. Довольно любопытный феномен и блестящая находка автора. Можно ли быть одиноким в толпе, среди многих тысяч людей. Причем это одиночество вызвано не собственным желанием, ни внутренними проблемами в психологии, а навязано извне, соответственно это будет чуждо и неприятно, каким и должно быть любое наказание. Другой вопрос как человек отнесется к такому новому социальному статусу — статусу невидимки, статусу практической вседозволенности, ведь если человек «невидим», значит его нельзя уличить в краже, порче имущества... Но ведь ему нельзя и оказать помощь, заметить перебегающего дорогу...

Одним словом рассказ заставляет о многом задуматься: и о человеке, поставленном в такое положение, и обществе, которое может наказать так, и о преступлении, за которое так могут покарать.

Думаю, данный рассказ стоит обязательно прочитать тем, кто увлекается социальной фантастикой, здесь найдется много пищи для размышлений.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2010 г.

Очередное высказывание фантастики на тему «наказаний будущего» — удивительно, как много любопытных несуществующих пока кар придумали добрые писатели. На сей раз карают за недружелюбие и холодность (каковыми могут счесть, например, отказ выпить с малознакомыми несимпатичными тебе людьми), делая человека «невидимкой», то есть законодательно запрещая окружающим его замечать.

Пред нами прямо-таки очередной приговор современному (слово «западному» в наше время уже можно смело опустить) обществу, фактически прямое развитие проблематики «одиночества в толпе», сдобренная для внимательного читателя наблюдениями о ханжестве общества, каковое ханжество само по себе и возводится в ранг главной добродетели.

Почему же при столь любопытной и почти незатертой в фантастической литературе теме рассказ не производит особого впечатления? Не будем сейчас придираться к немалым логическим неувязкам, кои появятся при проведении сего гуманного закона о наказаниях в жизнь (к слову, какой дивный мог бы получиться, скажем, детективный рассказ на материале такого мира — об убийстве «невидимки», чье тело лежит на главной улице города, но полиция не имеет права его увидеть).

Важно другое — задуманный, очевидно, как антиутопия, как мрачное предсказание, он оказался зарисовкой из обыденной нашей жизни, а жизненные зарисовки, увы, не вызывают потрясения. Наверное, каждый по прочтении задумается — а что если бы я оказался таким «социальной невидимкой», сия нехитрая мысль мелькнула и в моей голове, но заставила лишь усмехнуться — в моей жизни от этого не изменилось бы ничего.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2009 г.

Сильный, впечатляющий рассказ о человеке и обществе, об одиночестве среди себе подобных. Очень хорошо показаны мысли и чувства главного героя, его метания, его попытки выдержать наказание. На первый взгляд, герой понес адекватное наказание за свои эгоизм и высокомерие и на собственной шкуре прочувствовал, что человек без общения с другими людьми — просто ничто. Но концовка ставит все с ног на голову и тут уж поневоле приходится задумываться о беспощадном государстве, которое пытается сломить людей и загнать их всех в одинаковые жесткие рамки. И ведь перед нами — действительно модель западного общества, где за маской показного дружелюбия кроется холодность и безразличие к проблемам других. Очень мудрый и глубокий рассказ.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2009 г.

А мне идея подобного заключения показалась абсурдной на всех уровнях. Кто же запрещает человеку читать, смотреть кино и ТВ, слушать музыку, ведь ни зрения, ни слуха у него не отнимали, не снижали его ай-кью. Да и голос не запирали в пыльном чулане — ходи декламируй, хотя тут и умом тронуться можно. Сиди себе спокойно дома, книжку строчи или за город удались, проблем с питанием у заключённых я не заметил. А вот свободные люди почему страдают: обходи клеёмённых стороной, не замечай, переходи на другую сторону улицы. Так кто для кого неудобства придумал?

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2008 г.

Какой ужасный рассказ именно своим давлением на психику человека. Придумать такое жесточайшее наказание, когда, по сути, тебе все дозволено, но пользоваться любыми благами цивилизации ты не способен. Одиночество это очень хорошее состояние, когда ты устал от миллионного города, но всё должно быть в меру.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2007 г.

Отличный многогранный рассказ. Он на самом деле и про безразличие общества к другим людям, и про одиночество (оказывается, жить без общества себе подобным практически невозможно), и про мечты детства (наверняка практически все думали как было бы замечательно побыть хоть немного невидимым), и про сочувствие (финал рассказа).

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2010 г.

Отчаянно ли положение «невидимки» ? А вы набейте холодильник продуктами , запаситесь стопкой книг , поставьте пару телевизоров и неделю проведите в одиночестве . Уверяю , к концу недели взвоете.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2015 г.

Собственно с этого рассказа и началось моё знакомство с Силвербергом, автором противоречивым, местами порнографическим и жестоким.

Здесь же он проявил себя как борец против консервативного общества.

Чувства должны быть выше закона, если закон абсурден.

Человек — существо социальное и в одиночку не выживает.

Надо протягивать руку помощи людям, которые в ней нуждаются.

Что ещё сказать? Всё написано в рассказе.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2014 г.

Не тронул меня этот рассказ.

Да, идея принудительного бойкота асоциального элемента б.м. неплоха, но она делает предсказуемым весь дальнейший ход рассказа. И, увы, идея «человек должен быть в обществе, изоляция и одиночество — это плохо» очень банальна.

Этот рассказ замыслен как психологический — но реализован крайне слабо. Чувства героя описываются убого и односложно — «мне было плохо, потом я впадал в безумие, потом мной овладела апатия», никакой детализации, достоверности и сопереживания. Да и к тому же эти примитивные короткие предложения (если это не особенность перевода) создают впечатление плана школьного сочинения, а не рассказа.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2013 г.

Трогательная идея рассказа, но не реализованная так, чтобы по-настоящему зацепило за душу. Как частенько бывает у Силверберга, написано динамично, но поверхностно. Например, можно было дать, как воспоминание героя, описание того «преступления», за которое он был осужден. Там, где надо бы поглубже копнуть, тем более, когда речь идет об очень важной стороне нашей жизни — проявлении чуткости к окружающим, ан нет, писатель в свойственной ему манере берет тему нахрапом. Однако увлекательно!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2009 г.

Противоречивое поизведение. Ужаснейшее наказание за такие казалось бы глупые «преступления», но оно направленно на благое дело — формирование в обществе доброты, сочувствия и других светлых чувств. Но если посмотреть с другой стороны, это наказание воспитывает в людях, не испытавших невидимость, безразличие, холодность, страх. Так ради чего же «существует» наказание невидимостью?

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2017 г.

Один из самых мною любимых рассказов. У Роберта всё получилось. То что он хотел до нас донести, он донес. Об этом написали многие в своих отзывах. Но мне понравился этот рассказ тем что его можно продолжить и перевернуть по своему. И это наказание становится не только не эффективным, но и социально опасным. Объясню. Собралась группа, человек двадцать единомышленников. Они совершают одинаковые преступления и становятся невидимыми. Заранее все обсудив и разработав они действуют так как будто не видят друг друга. Но в одном ключе и одновременно. Представляете что они могут натворить. Они могут и себя защитить и отпор дать. А если их будет больше... Страшно подумать.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2007 г.

а у меня рассказ вызвал другие эмоции: детские мечты (скорее всего даже самого автора) о счасливой и безнаказанной жизни человека-неведимки разбиваются о жестокий, но всё же гуманный расчёт в приговорах властей будущего. то, как обыгран в рассказе сам термин «невидимки», и коротко, но вполне доступно представлена социологическая модель людей того времени — всё говорит о высоком профессионализме автора.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 февраля 2018 г.

Наказание людей остракизмом существует всё время существования человечества. В этом рассказе автор описывает очередной вариант реализации этого наказания в неком обществе будущего. К сожалению идея автора очень наивна. Помню, в детстве мне этот рассказ очень понравился. Я мечтал о том как можно было бы пошалить оказавшись на месте главного героя. Но перечитывая его через 10 лет, ничего кроме разочарования предельной наивностью описания, он у меня не вызывает.

Авторская идея остракизма заключает в том, что за мелкое преступление (виновный был необщительным) его наказали годом ношения печати на лбу. Все другие члены общества обязаны игнорировать людей с такой печатью как будто их нет. Далее автор пишет, что наказанные таким образом люди могут безнаказанно делать практически что угодно, воровать что угодно, мешать кому угодно, заходить куда угодно. Да они же идеальные исполнители для организованной преступности. Они могут творить любые преступления вплоть до катастроф и никто не будет им мешать, добывать любые секретные данные раз они могут находиться где угодно и все обязаны их игнорировать, парализовать целые мировые рынки, например мешая работать биржам. Заказывать им преступления достаточно просто позвонив по телефону голосом или написав письмо. С другой стороны таких людей прямо под дверями комнаты где им ставят печать на лоб должны ожидать толпы маньяков желающих безнаказанно их убить. И вот это вот всё сделано только для того чтобы принудительно заставить людей быть более общительными?

Страдания ГГ от недостатка внимания тоже совсем непонятны. Ему никто не запрещает переписываться с другими людьми, общаться с ними по телефону или любыми другими способами при которых они не могут увидеть его печать. И если он от природы необщителен, как сказано вначале, то его тем более не должен аж настолько сводить с ума недостаток внимания. Множество людей годами ни с кем не общаются и прекрасно себя чувствуют, а ГГ буквально стало разрывать на части всего через полгода. Автор совсем никак не описал этой метаморфозы его сознания. Для того чтобы избавиться от чувства одиночества и ненужности ГГ ни на секунду не пришла в голову мысль заняться чем нибудь. Начать работать над какой-то трудной задачей, научиться чему либо или как-то усовершенствоваться. Всё время, которое он «невидим» он живёт воровством и активно мешает жить другим людям врываясь в их дома, издеваясь над ними, оскорбляя их, уничтожая их имущество и т.п. Это не добавляет читателю желания сопереживать такому персонажу.

На самом деле в реальности остракизм это действительно страшно для членов обществ где традиционно общественное превыше личного. Например общества японского и северных народов, клановые общества многих других стран. Вся культура таких обществ базируется на принадлежности к клану. Теряющий эту принадлежность по сути теряет смысл своей жизни. Он не знает как дальше жить. Все возможные жизненные пути, которым его учили от рождения, основаны на принадлежности к клану. Как жить самостоятельно и зачем вообще это делать такие люди просто не представляют. Потому остракизм члена такого общества обычно заканчивается самоубийством или быстрой деградацией личности.

Но ничего подобного автор не описал. Тема реальных страданий личности не умеющей жить без общества и лишенной этого общества автором совсем не раскрыта.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2015 г.

Тема преступления и наказания всегда волновала и будет волновать человека. Не так уж и много произведений посвящено этой теме, но все они являются неординарными. Так и это произведение. Оригинально, необычно, эмоционально и крайне дискуссионно. Система бойкота, как наказания в человеческом обществе существует всегда. В комсомольские годы такие решения выносили на комсомольских собраниях по отношению к своим товарищам. На работе это является одной из форм борьбы с изгоями, которых и так все затюкали. Написано интересно, хотя и во многом упрощенно, но это мое мнение, а так прочитать следует.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх