FantLab ru

Роберт Силверберг «Торговцы болью»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Голосов:
273
Моя оценка:
-

подробнее

Торговцы болью

The Pain Peddlers

Другие названия: Продавцы боли

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

Новое телевидение передаёт не только изображение и звук, но и чувства. Зрителям не хватает острых ощущений, и телепродюсеры стремятся выдать на экран всё более изощренные сюжеты. Что может быть лучше для рейтинга, чем ампутация без наркоза! Как это всё великолепно, пока ты находишься по другую сторону камеры...

Примечание:

Также:

Роберт Силверберг. Продавцы боли: Рассказ /Пер. Л.Огульчанской; «Вместо предисловия» от ред.; Рис. В.Лосева // Газета «Литературная Россия», 1986, № 31 (1227) (1/08). – С.22-23.


Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 17», 1976 г.

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great SF Stories #25 (1963)», 1992 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de sociétés futures», 1984 г.

— условный цикл «Best from Galaxy»  >  антологию «Galaxy 2», 1965 г.

— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.

— сборник «To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)», 2007 г.

— журнал «Литературная Россия» № 3 1974», 1974 г.

— антологию «Звёзды мировой фантастики», 1990 г.

— сборник «Needle in a Timestack», 1966 г.

— сборник «Sundance and Other Science Fiction Stories», 1974 г.

— сборник «World of a Thousand Colors», 1982 г.

— сборник «Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5», 1997 г.

— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.

— журнал «Galaxy, August 1963», 1963 г.

— антологию «Windows into Tomorrow», 1974 г.

— журнал «Galaxy, Number Two Mar/Apr 1994», 1994 г.


Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 17
1976 г.
Звезды мировой фантастики
1990 г.
Ордер на убийство
1990 г.
На дальних мирах
1990 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Маджипурские хроники
1993 г.

Периодика:

«Литературная Россия» № 3 1974
1974 г.

Издания на иностранных языках:

Galaxy, August 1963
1963 г.
(английский)
Needle in a Timestack
1966 г.
(английский)
Needle in a Timestack
1967 г.
(английский)
Needle in a Timestack
1970 г.
(английский)
Sundance and Other Science Fiction Stories
1974 г.
(английский)
Windows into Tomorrow
1974 г.
(английский)
Sundance and Other Science Fiction Stories
1975 г.
(английский)
Windows into Tomorrow
1975 г.
(английский)
Sundance and Other Science Fiction Stories
1976 г.
(английский)
Yesterday's Tomorrows
1982 г.
(английский)
World of a Thousand Colors
1982 г.
(английский)
World of a Thousand Colors
1983 г.
(английский)
World of a Thousand Colors
1984 г.
(английский)
Histoires de sociétés futures
1984 г.
(французский)
The Great SF Stories #25
1992 г.
(английский)
Galaxy, Number Two Mar/Apr 1994
1994 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza: 1963
1995 г.
(итальянский)
Ringing the Changes: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume 5
1997 г.
(английский)
To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)
2007 г.
(английский)
To the Dark Star: The Collected Stories of Robert Silverberg, Volume Two (1962-69)
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, читая рассказ Силверберга и смотря наше телевидение, понимаешь, что автор, рисуя довольно мрачную антиутопию, не так уж и сильно сгустил краски мира будущего, где главным развлечением стало просмотр телепередач, в которых люди испытывают адскую боль: ведь их специально оперируют без наркоза. Ведь если просмотреть современные телепередачи: обычные новости, в особенности криминальные, понимаешь, что нынешнему телевидению осталось сделать не такой уж и большой шаг, чтобы стать торговцами болью. Погоня за рейтингами, попытка дать что-то новенькое пресытившемуся обывателю толкает телевизионщиков на все более новые и извращенные телепередачи. Обычным стало рассказ о зверствах маньяков и убийств по телевизору.

Жаль вот только, что люди с камерой, а в особенности те, кто направляет этих операторов скорее всего не прочитают этот рассказ. Иначе бы знали, что они практически сами себе роют яму, глубокую такую яму с заостренными кольями. Ведь сейчас журналист всегда почти прав, ведь он борется за свободу слова, ему все дозволено. Только попробуй его тронь, как сразу начнется шумиха. Некоторые этим и пользуются, и, в погоне за рейтингом и легкими деньгами, «толкают на экраны подобный мясной фарш, не задумываясь, что будет дальше с ними, к чему они ведут общество.

Помимо ярко выраженной антиутопии, этот рассказ еще и несет довольно ясную мораль о личной ответственности каждого за совершаемые действия. И не важно, где ты работаешь, на телевидение или нет, рано или поздно все что ты сделал может обратиться против тебя. Тогда уже не стоит жаловаться на злую судьбу и жестокую расплату за былые грехи.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасающий рассказ. Нарисованные Силвербергом «перспективы» телевидения как индустрии развлечений неподготовленный мозг читателя поражают, особенно тех, кто прочёл его сразу после выхода в свет. Сейчас немного полегче, но всё равно, представить такие «шоу» достаточно трудно. Это каким же извращённым должен быть мозг режиссёра, оператора, прочих работников ТВ, чтобы показывать такое! Но самое главное, что за зритель будет это смотреть? В уме не укладывается.

Проводя параллели с подобным рассказом Р. Шекли «Премия за риск», где также читатель становится «зрителем» телевизионного шоу, я нахожу, что данная история гораздо и в большей мере ужаснее, жёстче, циничнее и … нереальнее. Если у Шекли ту игру, что он показывает, хоть как то можно понять, то тут это черезчур. Если у Шекли герой сам идёт на риск, по своей воле, то здесь за него решает руководство канала, алчное до аудитории (читай – прибылей), и впридачу ещё алчные до денег родственники. Ужас.

Прочитав рассказ Шекли, я подумал было: «Да ну, нет! Этого пока что не может быть, потому что не может быть в принципе…». После данного рассказа я что-то сиииильно засомневался в том, что подобного зрелища никогда не будет на наших «голубых экранах»…

А мораль сей истории такова: за всю причинённую кому-то боль расплатой будет своя собственная, и это справедливо.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ раньше мог бы стать своего рода бизнес-идеей для тех, кто является приверженцем теории, что деньги не пахнут. Сейчас же торговля зрелищами, мрачной, садистской, одновременно отталкивающей и выжимающей слезу направленности, к сожалению, уже действительность.

Как говорится, спрос рождает предложение. В античное время за эмоциями ходили на гладиаторские бои, в средние века люди с удовольствием глазели на костры с ведьмами, в  новое время наслаждались публичными казнями революционеров и бунтарей, а сейчас с появлением профессии стрингер и ходить никуда не надо. Нажми на кнопку – получишь результат, вот тебе и крушение самолета с массой жертв за сотню, а вот менее масштабное, но более кровавое зрелище как автомобильная авария в твоем же городе на соседней улице, а переключи и вот душещипательная история о малолетней маме, родившей от маньяка. В общем зрелища на все вкусы, причем ведь и не скажешь, что извращенные вкусы, т.к. мы все это смотрим, и не плюёмся, а часто и вовсе остаемся равнодушными к увиденному и вообще не задумываемся о том, каким путем добыт тот или иной кровавый материал.

А что же дальше то? Откуда эмоции будут получать наши потомки, сами головы рубить? Так опять же и топоры кто-то им тоже будет продавать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будущее описанное в рассказе более, чем реально. Вполне можно представить желающих посмотреть шоу, сопровождающееся реальными переживаниями героя, а именно болью, ощутить все вместе с героем. Только на данный момент техника еще пока не дошла. А так публичная казнь в эфире уже была: казнили Садама Хусейна и ведь смотрели многие, даже мне было интересно, да не ужели правда показывают. Каюсь, глянула одним глазком. Эти шоу захватывают. Вопрос в том, как их снимают. Шоу из рассказа аморально.

Самое главное пока это не задело тебя, ты можешь оказаться в стороне, но если заденет... Как главный герой, он сам снимал шоу, пока его не ранили. А когда пострадал, не захотел стать его героем...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А, чем, например, торгует Малахов в своём шоу. Люди за деньги выставляют на показ свою душевную боль. Зрители с удовольствием смотрят. Рейтинг высок. Малахов не один такой на TV

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

То ли у меня одного был такой перевод, то ли остальные специально не замечают — мне рассказ не понравился тем, что идея «творимое тобой зло вернется и к тебе» преподнесена не «правильно», а не вовсе своей аморальностью. Давайте отбросим все эти показушные «Фу, да как можно!» — можно, только мало кто из нас открыто признается в том, что ему нравится нечто, не совсем одобряемое Социумом или Обществом (именно с большой буквы). Одним подавай виртуальную любовь со всеми вытекающими, а другим — кровь, мясо, боль? Почему бы нет, все возможно, ведь если бы не было бы спроса — не было бы и предложения.

Другое дело — подмена понятий автором, что ли. В основной части рассказа автор показывает честного, хоть и в некотором плане черствого, работника телесети, который, собственно говоря, и является «торговцем боли». Но ведь никто не отменял заключаемые договоры и принимаемые решения членами семейства, никто насильственно не заставлял их подписывать бумаги и соглашаться на искушение деньгами — это их крест, а уж никак не этого «торговца». В этом смысле концовка весьма не понравилась — с главным героем поступили как минимум низко, подло и, безусловно, незаконно — никто не спросил его, не желает ли он поучаствовать в съемке, да и договор не заключался. Рассказа со смыслом не вышло.

Более логичной и интересной концовкой была бы фраза Нортропа (ГГ) в духе — «О боже, скорее камеру!», но, увы.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то торгует болью. Кто-то, как в рассказе «Крошка, ты была бесподобна!» — чувствами. Телевидение уподобляется арене, на которой перед жадными до зрелищ людишками разыгрываются все более изощренные представления. Параллель с настоящим провести нетрудно. Жесткие, но справедливые произведения.

Но где сами люди? Ведь не отлавливают на улицах бездомных для шоу, нет — в одном случае разрешение дают «любящие» родственники, в другом — сами уникальные актеры подписывают контракты. Другие стараются любым способом нажиться, считая, что останутся безнаказанными. А остальные — смотрят и «со-чувствуют». Кого здесь пожалеть?.. И в наше время каждый может получить свои 15 минут, засветившись, если повезет, в тысяча первом конкурсе, а если не повезет — в качестве участника дорожного происшествия или жертвы маньяка.

Пессимистично классики фантастики смотрели на наше время. И, пожалуй, были правы. Хотя мне все же по душе более позитивные произведения.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатляющее начало и предсказуемый, не слишком элегантный конец. Доведенная до абсурда идея о чужой боли как товаре вообще не фантастична: достаточно включить даже сухие, официозные новости — и наткнешся на какую-нибудь чернуху. Хотя мастерское гипертрофирование этой тенденции в рассказе Силверберга, безусловно, жестоко обнажает гнусность всего этого. Но окончание мне не очень понравилось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будь я автором, я бы, наверное, вручила лазер не сыну, взрослому и рассчетливому, а кому-то из внучек-подростков; было бы и неожиданнее, и правдоподобнее, хотя, не спорю, в таком повороте был бы лучик надежды — будто бы подрастающее поколение еще имеет шансы все изменить — и, возможно, автор сознательно избежал этого.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудовищное предвидение. Скорее всего, что-то подобное цивилизация создаст, и довольно скоро. Все больше потребности в сильных ощущениях,самого разнообразного вида! Но далеко не все пойдут прыгать на тарзанках и сплавляться по горным рекам. Зачем? Новейшие технологии прокинут шланг подачи адреналина прямо к вашему креслу перед телевизором... :insane:

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько раз твердили, сколько раз — не рой другому яму, ведь сам попадёшь! Нет же, роют...

Впрочем такое будущее вполне возможно, хоть и нежелаемо — телевидение развивается уж больно бурно.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий рассказ. В нем так мало фантастичного, и все больше реального. В начале 90-х, когда я впервые прочел этот рассказ, он не показался мне так уж хорош, а сейчас, когда я включаю телевизор, я вижу, что предсказанное Силвербергом постепенно начинает сбываться и у нас. Действительно, некоторые люди пойдут ради денег на все, что угодно.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое пугающее в этом рассказе то, что описываемое Сильвербергом вполне может однажды стать реальностью.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ на тему общества, безразличного к чужим страданиям и желающего только пощекотать нервишки. Продюсер попался на свой же крючок...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мораль проста. Но рассказ написан хорошо.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Какой мерой меряете, такой отмеряется и вам»...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх