FantLab ru

Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.68
Голосов:
418
Моя оценка:
-

подробнее

В ночь большого прилива

Повесть, год; цикл «Великий Кристалл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Главный герой «Далеких горнистов» стал уже взрослым, но в душе он тот же двенадцатилетний мальчишка. «Только ты можешь помочь» — говорит ему Валерик, маленький пришелец с другой грани Великого Кристалла. А разве можно отказать в помощи друзьям!?

Примечание:

Первая публикация в журнале «Уральский следопыт», № 12 за 1977 г., стр. 19-48. В последующих изданиях всегда публиковалась в составе трилогии, под общим названием «В ночь большого прилива».


Входит в:

— цикл «Великий Кристалл»  >  примыкающие к циклу произведения  >  цикл «В ночь большого прилива»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 550

Активный словарный запас: средний (2758 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 42 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Фант, 1977 // (повесть)


В ночь большого прилива
1979 г.
В ночь большого прилива
1983 г.
Тень Каравеллы
1988 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 6-7
1993 г.
В ночь большого прилива
1994 г.
Собрание сочинений. Книга 6. В ночь большого прилива
2000 г.
Фантастика и приключения. Том 2
2002 г.
В ночь большого прилива
2004 г.
В ночь большого прилива
2004 г.
В ночь большого прилива
2004 г.
В ночь большого прилива
2005 г.
Фантастика и приключения. В 2 томах. Том 2
2009 г.
В ночь большого прилива
2015 г.
В ночь большого прилива
2017 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 12, 1977
1977 г.

Аудиокниги:

В ночь большого прилива
2008 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же нам, детям 70-х, хотелось тогда встать рядом с героями этой чудесной серии, обнажить шпагу против всяческой неправды, против узурпаторов, врагов, благо мы — спасибо пропаганде — знали, что их вокруг хоть пруд пруди.

Но Крапивин был другим. Он не опускался до дешевых агиток. Да, он тоже призывал на борьбу. Но только по зову сердца. Честь, добро, справедливость — три кита романтики Крапивинских героев. И мы мечтали стать такими же... но не смогли.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это больше не сон. Возможно, впервые в творчестве автора реальность плавно перетекает в сказку, делает виток и возвращается, оставляя отпечаток на жизни (теле) героя. Читаешь, и видишь, как сквозь реальность проступает фантазия, а сквозь фантазию – реальность. Это создает с одной стороны ощущение сказки наяву, а с другой стороны, веру в то, что и здесь, в реальности, даже один человек – воин, судьбе можно сказать «нет», а верность и дружба могут творить чудеса.

Мне очень нравится в творчестве автора, что он всегда выступает против насилия, и что дети всегда понимают больше взрослых и не боятся бороться с ними. Конечно, дети тоже бывают разные и в конечном итоге они такие, как их воспитают родители. И все же эта вера в широту и открытость детской души очень трогает сердце, и очень хочется стать таким же другом для детей, какими становятся для них взрослые в книгах Крапивина. Именно поэтому эти повести полезно перечитывать не только школьникам.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть написана на семь лет позже первоначального рассказа и, хотя автор и хочет как-то привести стиль изложения в соответствие с изначальным рассказом, но чувствуется, что эта повесть уже в куда большей степени рассудочна, нежели «Далёкие горнисты». Впрочем, это подтверждается и основным течением сюжета. В «сон» про далёкий мир автора уводит Валерка лично. Главный герой уже не может самостоятельно перенестись на крыльях сна в то время, в то ощущение, когда он был ребёнком. Ему требуется помощь со стороны. Ещё одна отличительная особенность «В ночь большого прилива» заключается в том, что сама атмосфера этого «сна» уже совершенно иная. То бесстрашие, с которым главный герой (Сергей) выходил на битву с Великим Змеем в первом рассказе, уже недостижимо. Герой слишком повзрослел, хотя его юный друг Володька и уверяет его в обратном, но это чувствуется даже по буквальному ходу сюжета.

Если в первом рассказе герой оказался вдруг в сказочном мире, где познакомился с Валеркой и Братиком, то тут Валерке приходится стать проводником в свой мир. Опять же, если обратиться к психологическим, архетипическим мотивам, то можно говорить, что во время перехода в мир Валерки, герой вынужден «рождаться заново», ведь они проходят по коридору, который почти полностью заблокирован каким-то спортинвентарём, среди которого им приходится протискиваться. Конечно, переход вполне успешен, Сергей снова оказывается в мире «далёких горнистов» двенадцатилетним мальчиком. Но вот только мир (хронологию которого мы так полностью никогда не узнаем) совсем не тот.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Больше нет в этом мире игрушечных, собранных из всякого мусора техногенной цивилизации драконов. В нём царит «закон и порядок», точнее, предопределение.

Древний учёный муж при помощи «белого кристалла» предсказал будущее на много столетий вперёд и никто не смеет оспорить этого предсказания.

Но герой, от лица которого ведётся повествования, видит всю эту ситуацию со стороны и с пылом двенадцатилетнего мальчишки кидается исправлять то, что кажется ему несправедливым.

Он не одинок, но все планы местных детей, которые, кажется, остались последними, кто пытается сопротивляться предопределённости, рушатся и Сергей понимает, что только он один, как человек, который не принадлежит этому миру, может спасти людей, живущих здесь. Абсурд всего происходящего заключается в том, что все люди этого мира знают, или могут узнать свою судьбу чуть ли не до минуты. Последней каплей, которая переполняет «чашу терпения» Сергея, становится скорая смерть Братика и полнейшее нежелание одного из главных мудрецов этого города предпринять хоть какие-нибудь попытки его спасти.

Как часто (почти всегда) у Владисала Петровича это бывает, главный герой вернувшись в детство возвращает себе и детское обострённое чувство справедливости. Это в цело свойственно всему творчеству Владислава Петровича. Даже в поздних своих романах он отстаивал идею того, что самое ценное в нашем мире — это дети.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Крапивин был бы не Крапивиным, если бы оставил безнаказанной смерть шести барабанщиков (младших школьников по нашим возрастным меркам), которые погибли во время одного из столкновений между противоборствующими кланами этого мира.

Мне кажется, что сверхзадача этой повести заключается в том, что как бы ни было плохо, как бы ни казалось, что впереди только тьма и ничего нельзя сделать, надо бороться, идти вперёд, особенно, если от этого зависит жизнь дорогих тебе людей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх