FantLab ru

Владислав Крапивин «Выстрел с монитора»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Голосов:
993
Моя оценка:
-

подробнее

Выстрел с монитора

Другие названия: Легенда о Хранителе

Повесть, год; цикл «Великий Кристалл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

На старом пароходике, плывущем по тихой реке, познакомились в пути пожилой Пассажир и мальчик. Пассажир рассказал мальчишке старую историю, почти легенду, о юном Галиене Тукке из города Реттерхальма, что стоял когда-то в этих местах...

Мальчик расстался с Пассажиром, но печальная история, которую он услышал, уже сплелась с его жизнью...

Входит в:

— журнал «Пионер 1988'10», 1988 г.

— журнал «Пионер 1988'11», 1988 г.

— журнал «Пионер 1988'12», 1988 г.

— журнал «Пионер 1989'01», 1989 г.

— журнал «Пионер 1989'02», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 111

Активный словарный запас: средний (2815 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 42 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Выстрел с монитора
1992 г.
Застава на Якорном поле
1992 г.
Выстрел с монитора
1994 г.
Легенда о Хранителе
1998 г.
Собрание сочинений. Книга 7. Выстрел с монитора
2000 г.
Выстрел с монитора
2002 г.
В глубине Великого Кристалла. Том 1
2005 г.
В ночь большого прилива
2005 г.
В глубине Великого Кристалла
2009 г.
Выстрел с монитора
2014 г.
Выстрел с монитора
2017 г.
В глубине Великого Кристалла. Легенда о Хранителе
2019 г.
Выстрел с монитора
2019 г.
В глубине Великого Кристалла
2019 г.

Периодика:

Пионер № 10, 1988
1988 г.
Пионер № 11, 1988
1988 г.
Пионер № 12, 1988
1988 г.
Пионер № 1, 1989
1989 г.
Пионер № 2, 1989
1989 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда немного с пренебрежением относилась к книгам, где главный герой младше 15 лет. Скорее всего потому что авторы в большинстве своем плохо умеют создавать правдоподобные образы и характеры детей. А точнее правдоподобно отражать их внутренний мир, помочь нам, взрослым, вспомнить какими мы были когда-то, о чем мечтали, что считали самым важным, что больше всего ценили. Созданные их воображением дети либо слишком примитивно мыслят, либо не по годам сообразительны. Никогда не нравился ход истории, при котором главная развязка зависит от такого малыша. Кажется, что это выглядит неправдоподобно, да и кто будет слушать какого-то, к примеру, одиннадцатилетку.

Но не в данном случае.

Я смутно помню, что в детстве читала Крапивина, правда только какие-то реалистические книги. С циклом «В глубине Великого Кристалла» я точно не знакома. Решила прочитать хотя бы первую повесть и не прогадала.

История, которую Пассажир рассказывает мальчику, неожиданно захватила и меня. Автору очень хорошо удается передавать эмоции, а точнее вызывать у читателя сопереживание главному герою, позволять проживать происходящие события вместе с ним.

Я точно также как и Галька была ошарашена решением магистрата и жителей городка в самом начале книги, вместе с Павликом недоверчиво размышляла действительно ли Тукк настоящий предатель... Такие сильные эмоции книги у меня вызывали только в детстве. Сейчас, как не печально, чтение книги превращается в получение информации, по-настоящему сопереживать герою, чтоб даже книгу откладывать не хотелось, я думала что разучилась. Это в детстве каждая книга была как дверь в новый мир, новое приключение.

Но... неожиданно те, почти стершиеся из памяти ощущения, вновь вернулись. Если каждая книга — дверь в новый мир, то я давно только слегка приоткрывала эту дверь, бесчисленное число таких дверей, но не заходила внутрь, а только загядывала в узкую щелочку — что же там... Но в этот раз я не просто заглянула, а уверенно распахнула дверь настежь и вошла, ворвалась туда, вместе с Галькой уходила из города, вместе с Павликом грелась у костра...

Вот за это автору огромное человеческое спасибо, так творить дано не каждому. Писать для детей, не значит намеренно упрощать текст, 90% которого заполнять заплесневелым морализаторством, что и подтверждает своим творчеством Крапивин.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть Крапивина «Выстрел с монитора» написана в стилистике «история в истории». Это довольно нередкий литературный прием – по ходу сюжета один из персонажей рассказывает другой сюжет, другую выдуманную историю. А может, и не выдуманную, — как отличить выдумку от реальности в пространстве литературы, где все действующие лица – только лишь персонажи. Однако, мы же, бывает, верим, переживаем и сострадаем этим выдуманным героям не меньше, чем живым людям.

Структура повести такова. Есть «наш мир» — советская реальность эпохи восьмидесятых. Пацан из этого мира знакомится с представителем иной реальности – Командором. Тот читает парню текст о жизни пацана из этого параллельного мира. Этот текст он осторожно называет сказкой, да такой сказкой, в которой не все вымысел.

В руках у мальчика оказывается монетка – вещественный знак из параллельного мира. Мальчик едет домой на пароходике, и по берегам заштатных краев средней России словно виднеются контуры замков и городов параллельного мира, описанного в повести незнакомца. Замыкается на само себя не только дважды отраженное в себе литературное пространство Крапивина, но и замыкается в мебиусову ленту время этого произведения.

Герои взаимно отражаются в двух слоях времени, идущих изначально параллельно, но связанных в кольцо в точке перехода монетки из рук мальчика-слушателя-истории-в-первом времени и мальчика-слушателя-истории-во-втором времени.

Всякий «рассказ в рассказе» ярко иллюстрирует проблему соотношения реальности и вымысла. Придуманные персонажи придумывают своих персонажей: а литературное пространство начинает умножаться само на себя, становится словно зеркалом, в котором отражено еще одно зеркало, и так до бесконечности. Два сюжета пересекаются, отражаются друг в друге, отсылают друг к другу, и персонажи узнают себя в других персонажах, переживают свои проблемы, постигая судьбу выдуманных лиц.

В этом произведении есть достаточно сложная структура и пространства и времени. Топосы литературного мира Крапивина – это не стабильные платформы привычного мира «единственной реальности». Это призрачные отблески радужных огней иных параллельных реальностей друг в друге, находящиеся в параллельных и отраженных друг в друге временах. Внезапно в провинциальном городке средней полосы при особом угле зрения становится видна иная реальность – массивные городские средневековые стены, стройные готические арки, статуи древних героев.

Искривление, зеркальная натяженность, «мебиусоподобность» литературного пространства Крапивина достигает тут своего наибольшего развития. Этот писатель всегда отличался большой вдумчивостью во всем, что касается детализации выдуманного мира: его «вселенная»наполнена большим количеством взаимных отсылок разных рассказанных им историй друг на друга, иногда мы только из другого произведения Крапивина узнаем о подлинном смысле того или иного события, мельком упомянутого в другом романе.

В литературном мире Крапивина реальность представлена в виде бесконечногранника. А мы словно живем только на одной грани универсума. А литературный мир Крапивина как бы открывает иные, неведомые грани мира, которые позволяют более четко настроить нашу оптику наблюдения за нашим собственным миром. Как в повести «Выстрел с монитора» история мальчика из параллельного мира Галлиена становится точкой роста характера мальчика из нашего мира, услышавшего ее от таинственного незнакомца из параллельного мира — так метафизика выдуманных миров становится практической наукой, этикой реальных поступков в этом мире, а сказка становится до боли реалистичным обсуждением темы ответственности человека за себя и за других.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тематика произведений Крапивина с течением времени почти не меняется. С завидной последовательностью автор исследует один и тот же мир – мир детства и всего того, что с ним связано. Ребята с необычными способностями – вот главные герои его произведений, и эта повесть не исключение.

Для чтения таких книг во взрослом возрасте нужен особый настрой. Время от времени, когда устаешь от забот и проблем, когда хочется доброты и искренности, возникает потребность очутиться в мире забытых легенд и сказаний. Однобокость такого мира кажется неважной, когда душа просит противовеса жестокой честности иных произведений.

Структура произведения очень проста — это история в истории. Внешний слой образован историей из нашей реальности, рассказом о встрече двух незнакомых людей на старом пароходе, пожилого пассажира и 12-летнего мальчика.

Внутренний слой – это легенда о Реттерхальме, городке на берегу реки, в котором жил мальчишка Галька Тукк, и не подозревавший о том, что ему предстоит совершить подвиг. Жизнь города показана через призму детского восприятия, а выполненные с любовью рассказы о нем словно подбивают читателя самому побывать в Реттерхальме. Странно, но облик города кажется смутно знакомым даже тем, кто никогда о нем раньше не слышал…

Две истории скомбинированы просто, но их взаимосвязь дает особый, неожиданный эффект. Наш мир – истина для нас, в то время как мир Реттерхальма относится к чужой грани Кристалла. Мы знаем о несовершенстве нашего мира, но иногда все равно надеемся на чудо. А где, как не в альтернативном мире, проще всего искать чудо? Так фантастика в этой повести уступает место сказке.

Плывет по реке старый пароход, и вот уже внешний слой произведения становится не так просто отделить от внутреннего. Судьбы героев, легендарных и реальных, сплетаются все сильнее…

В этой книге нет ни анализа социальных проблем, ни изучения последствий деятельности командоров – словом, всего того, что займет свое место в дальнейших повестях о мире Кристалла. Ничего лишнего, только незамутненная легенда-быль о городе Реттерхальме, мальчишке Гальке и Первом Командоре.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня лично повести из цикла «В глубине Великого Кристалла» до сих пор вызывают дрожь — такие они волнующие, необычайные. Что в 13 лет читала, что в 30 — ощущение тайны все то же. Особенно с иллюстрациями Е.И. Стерлиговой. Ну и что, что критики видят в героях одного мальчика, однотипного героя. Этот герой — такой, каким должен быть честный человек, который в будущем вырастет в настоящего мужчину.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная сказка-легенда о самопожертвовании, дружбе, надежде и мечтах.

Жаль, что не получилось прочитать все произведения Крапивина в подростковом возрасте, думаю был бы больше впечатлен «Выстрелом...». Но и для меня теперешнего история о мальчике-герое стала захватывающей и вдохновляющей. Хотелось бы надеяться, что и сегодня и в нашем мире есть достаточное количество людей похожих на Галиена Тукка, которые в трудный момент станут на пути зла и несправедливости.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если Вы собираетесь прочесть эту часть цикла о Великом кристалле только для того, чтобы не быть потерянным в Гуси-гуси, то скажу, что да, стоит ее прочесть. Первые части цикла сильно разделены по сюжету. Но вам скорее всего захочется прочесть цикл целиком — хотя бы потому что в последующих частях Вы узнаете о дальнейших судьбах главных героев.

Эта книга вводная, хотя в ней и рассказана целостная история. Уровень интереса — детско-юношеский, но читается легко.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет назад я пытался читать Крапивина, однако это оказалось невероятно скучным занятием. При этом трудно упрекнуть автора в примитивном языке или недостатке воображения, но... Осталось впечатление, будто сюжет растягивается то-онким слоем, словно масло по слишком большому куску хлеба (с). Возможно, я просто не угадал с автором: ни его тематика, ни стиль по душе мне не пришлись.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне себе крапивинская повесть, читающаяся очень быстро и легко. Мы лишь чуть-чуть знакомимся с миром Кристалла и легендой о Командоре. Обе сюжетные линии просты и незамысловаты, хотя в этом и есть их прелесть. Становится немного скучновато при описании войны и военной техники, благо, этому отведено не так уж много места, прочитывается пацифизм Крапивина в изображении противостояния монархистов и революционеров. В общем и целом, очень приличная повесть-притча, которой, тем не менее, далеко до лучших образчиков творчества Владислава Крапивина.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, которая непосредственно открывает цикл о Великом Кристалле, сразу ставит читателя в тупик. Что такое «Сфера» и «Кристалл-2», которые упоминаются в прологе? Конечно, после прочтения повести можно приблизительно догадаться, о чём идёт речь на этом заседании, но полного ответа повесть не даёт.

Большую часть повести занимают события легендарные: рассказ о городе Реттерхальме. В этой части она, пусть и не совсем вплотную, но смыкается с трилогией «В ночь большого прилива». Сейчас я всё больше склоняюсь к тому, что для меня цикл о «Великом Кристалле» начинается именно с неё, а «Выстрел с монитора» идёт под номером «два». Не по значимости или интересу, а просто хронологически.

И очень значима для всего творчества Крапивина фраза, которая звучит ближе к концу повести: «Города, которые предали своих детей, долго не живут». В той или иной степени, но она отражает судьбу многих и многих мест, о которых Владислав Петрович будет писать в дальнейшем.

Кроме того, именно здесь автор формулирует главные принципы общества Командоров, а также описывает их знак, отчеканенный на пуговице от старого мундира: «Якорь — символ надежды, скрещенные шпаги — эмблема чести и встающее солнце — душа всего живого на нашей планете».

Вообще, как я заметил, у Владислава Петровича довольно много моментов, которые кочуют из книги в книгу. Вот и тут, как мне кажется,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
история о выращивании кристаллика-модели Вселенной перекликается отчасти с созданием галактики Гельки Травушкина в «Голубятне», которая опять же будет упомянута в «Крике петуха».

Я уже не говорю о том, что здесь появляется ряд мест и персонажей, которые будут упоминаться во всём цикле. И то, что здесь мы можем одновременно видеть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одного из первых (Элиота Красса) и последнего (Павла Находкина) Командоров. Тут же мы встречаем и Юкки с его сестрёнкой, которые, появляясь почти в каждой книге цикла, добавляют ему связности и как бы перекидывают мостик к «Безлюдным пространствам».

В целом, от повести остались очень приятные впечатления. Главным образом вызывает уважение и преклонение сама идея Командорства. Я не могу сказать, что очень начитан в плане детской литературы (или, скорее, литературы о детях), но даже подумав, не могу припомнить, чтобы где-то была так же ясно и чётко идея общества, посвятившего себя охране детства (в частности, детей обладающих «Даром», «детях-койво»). Вероятно, какие-то фрагменты этого явления можно найти в «Гадких лебедях» Стругацких и даже, если очень сильно постараться, в «Куколках» Уиндема. Но, в отличие от крапивинских произведений, там нет ни капли сострадания. Только логика, польза и месть всему остальному миру.

В отличие от них, Галиен Тукк не опустился до мести и предательства. Пускай даже сначала и казалось, что он ходит в опасной близости от этой черты, но в конечном итоге он находит в себе силы, чтобы простить, и возможность, чтобы предотвратить вред, который он чуть не нанёс своему городу.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, что данное произведение лучшее в цикле о «Великом Кристалле». Здесь начинаются все основные сюжетные линии и без прочтения данного произведения остальные будут не очень понятны. Именно здесь происходят самые загадочные и удивительные события — петли во времени, удивительные воздействия на материальные объекты как следствие наивысшего эмоционального напряжения героев. Ничего не происходит просто так, всегда и во всём есть смысл. Данное произведение мне показалось наиболее продуманным и насыщенным событиями и загадками. Читал в детстве не один раз, да и сейчас во взрослом возрасте остаётся очень интересным и эмоционально насыщенными, прямо окунаешься в детские переживания, сталкиваясь с удивительными и в то же время приятными загадками, понимаешь, как важны семейные ценности, любовь родителей к детям. В детском возрасте мы не ценим этого, только с взрослением понимаешь важность любви близких людей.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень жаль что книжка не попала ко мне в руки в том же возрасте что и главный герой произведения. Очень приятная, немного отдающая прогрессорством из «полдня», правда немного в меньших масштабах книга. Вопреки ожиданиям книга не детская, точнее подойдет она как подростку, так и более зрелому читателю способному не только оценить поступки героя со своей стороны, но и погрузится отчасти и в свои юношеские годы.

В целом книга оставила после себя «теплое-ламповое», ностальгическое послевкусие и интерес с дальнейшим событиям цикла.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Романтика героизма. Хотя тут всё сложнее...

Для ввода в тему (и для запутывания читателя) автор написал кратенький пролог, который ничего не объясняет (конкретно для этой повести), но зато сразу даёт понять о масштабе рассматриваемых смыслов и сутей.

Сама повесть представляет коротенький многовариантный квест — квест на физическом уровне (главный герой повести едет домой, вернее, добирается), квест в пространственно-временном континууме (нам аккуратно вбрасывают понятие Кристалла Мироздания, а также закручивают петлю во Времени, квест в исторических событиях (хотя на самом деле трудно сказать, были ли описанные мониторные события в этой грани Кристалла, или они происходили в другой «плоскости» Мироздания, и тогда говорить о каком-то историзме попросту не приходится), квест героический, квест гуманистический…

Но всё это взрослое, холодное и скучное, сплошные размышлизмы. А на самом деле эта повесть попросту нацелена на то, что есть в человеке хорошее и благородное, доброе и светлое, возвышенное и романтическое, рыцарское и просто Человеческое. И когда читаешь эту повесть уже не с позиции взрослого человека, а так, как читал бы её ты сам в возрасте этак на полвека помладше, то и удивляешься и радуешься, и страшишься и отваживаешься, и сомневаешься и решаешься — в общем, делаешь всё то, что делал главный герой повести мальчишка по имени Галлиен Тукк и что делал и был готов сделать мальчишка по имени Павлик.

Вообще эта тема — мальчика-героя, трубача или горниста или барабанщика или ещё какого-то мальчишки, спасшего армию (город, отряд…) то и дело возникает у разных писателей. Ну, вот если навскидку, то Аркадий Гайдар с его Мальчишем-Кибальчишем и со всеми другими его обычными геройскими пацанами. А Крапивин просто переводит древнюю как мир тему из старого напева на новый более современный мотив. Потому что у каждого времени свои герои и если раньше мальчишка в будёновке был примером для многих ребят, то нынче это уже должен быть новый герой. Однако суть от этих перемен не меняется.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Характерная для Крапивина книжка — можно рассматривать в качестве рекламного образца специфического крапивинского стиля: и не сказка, и не притча, и не твёрдая НФ, но — в то же время — и первое, и второе, и третье.

Как сон. Потому как только во сне возможны такие плавные переходы от действительности к действительности, каждая из которых — вполне себе реальная, но — в то же время — исключает наличие аналогов по банальным причинам. Да, только во сне Сознание не восстаёт против таких нелогичных метаморфоз. Во сне. И — в книжках Крапивина.

Вряд ли можно воспринимать такие книги формально — на основании формального сюжета. Оный сюжет — всего лишь некая ось повествования, вокруг которой вращается некая логика происходящего. Детали — могут меняться. Более того — их можно менять самостоятельно, зависит от индивидуального воображения. Ежели же — все-таки — о некой философии такового «фокуса» задумываться, то — оная философия весьма схожа с изложенной в тексте Валентиновна «Капитан Филибер».

И тем не менее. Чтобы не толочь воду в ступе — процитируем со школьного сайта: «...школьник, возвращающийся на речном пароходе от родственницы, выслушивает от случайного пожилого попутчика историю о событиях, происходивших в местах, по которым сейчас проплывает пароход. О городе, который стоял в этих местах, и о его жителе — мальчике Гальке, спасшего город от вражеской бомбардировке с монитора... Сойдя с парохода из-за поломки мальчик попадает в петлю времени, в то самое время, того самого вражеского рейда...».

Короче, уважаемый потенциальный читатель, это шикарное чтиво. Если ты, конечно, не повзрослел настолько, что перестал себя чувствовать ребёнком. В душе

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что мне очень понравилась эта повесть. Некоторые моменты показались мне слишком надуманными, искусственными, и мне думается, что читающие эту историю дети тоже это почувствуют. И как-то я не верю ни в этого мальчика, ни в старого пассажира... не получается.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаю что моя мать собирала этот журнал и ждала продолжения его произведений, а вот теперь и самому очень приятно читать его, действительно хорошая вещь, такие редко попадаются.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх