fantlab ru

Джефф Нун «Вирт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
548
Моя оценка:
-

подробнее

Вирт

Vurt

Роман, год; цикл «Вирт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Будущее. Близкое будущее.

Время виртуальной реальности — и новых «средств», расширяющих сознание до невероятного предела. Время, когда компания отвязных молодых парней и девушек начинает странную Игру.

Игру, в которой много правил, но первое из них: «Будьте осторожны. Будьте очень осторожны!»

Входит в:

— цикл «Вирт»


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Вирт
2004 г.
Вирт
2004 г.
Вирт
2004 г.
Вирт
2018 г.
Вирт
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Vurt
2013 г.
(английский)
Vurt
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня потряхивает от этой книги словно после трипа. В самом деле, это книга-наркотик: рождает в голове совершенно феерические образы, наглухо абстрагируешься от реальности, становишься средоточием вселенской мудрости, сатори, открывается истина через хлопок одной ладонью, а после тебя еще долго не отпускает. Вот примерно такие я испытываю чувства.

Вообще я очарована идеями Нуна. Меня подкупило ощущение вседозволенности, безграничной свободы. В первую очередь, это касается свободы слова. Вечно взвинченные герои (ну оно и понятно – чувачки употребляют) разговаривают так, как считают нужным – прямо, без лицемерной вежливости, наплевав на все надуманные правила. Это так здорово называть вещи своими именами! В то же время под этой простотой, этой сниженной лексикой скрывается сила авторского таланта. Есть писатели, которые вылизывают фразы до бриллиантового блеска, в одном их предложении отсылов штук 10 к философам, историкам и черт знает еще к кому. А есть Нун, алмаз неграненый. Его язык – лишь средство для мгновенной передачи смысла. Обходясь без словоблудия, автор сумел искусно передать красоту и одиночество Боттлтауна, кураж песиголовцев, отшельничество Дерьмовилля и своеобразие Вирта. И я ни разу не заметила, чтобы он увлекся эпитетами, автор сумел выдержать повествование в едином лексическом и эмоциональном стиле.

Также свобода слова в книге сопровождется свободой действий. Автор не дает образец того, как себя нужно вести, он лишь показывает, какими могут быть люди. Показателен в этом плане Битл, воплощение движущей силы в романе. Яркость, энергия этого героя выплескиваются наружу. Потрясающая сцена гибели Битла. Образ Мэнди тоже написан такими широкими мазками. Но это все так похоже на сказку! Друзья, готовые умереть за тебя, за идею, любовь — такая сильная, что вы становитесь одним целым (фишка со сросшимися дредами понравилась), храбрость, честность, благородство, самопожертвование – всего этого так много в «Вирте», но так мало в реальной жизни, увы. Порой в характерах героев угадывается что-то знакомое, но я, например, таких людей как Битл, Мэнди, Тристан, Мердок – не встречала. И, кажется, что все эти идеальные характеры окажутся лишь фантазией главного героя, друзьями, которых бы мы хотели видеть рядом с собой. Единственным более-менее живым персонажем выглядит главный герой. Может быть, его свобода в том, что он спит со своей сестрой, а может, в его честности перед самим собой.

Ну а основная мысль вложена автором в слова Кота Игруна, я думаю. «Как же много у вас проблем! Как же вы, вообще, со всем этим живете?! В последнее время реальная жизнь стала такой физической; такой телесной. И один вопрос занимает вас больше других. Как улететь еще выше? Как выбраться из этой дыры? Как жить так же, как Кот?» Кот достиг состояния просветления, и теперь сидит в своей комнатке в клетчатых тапках. Он все понимает, все знает, и поэтому не устанет напоминать: будьте осторожны, будьте предельно внимательны, мои котятки. Это не для слабаков. А после добавит: «Жизнь нужно прожить, а не просмотреть во сне». Финальная сцена про спящую Хобарт – это полный вынос мозга. А что если и, правда, мы – всего лишь чужие грезы?

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джеффа не зря называют Филипом Диком 21 века. «Virt» – это тоже, так сказать, гениальный бред, но более упорядоченный, нежели обычно у Дика, я бы даже сказал, совершенно гармоничный бред, хотя и создает впечатление, что навеян он ЛСД. Тот, кто знаком с творчеством величайшего из визионеров, читал или видео «Страх и отвращение / ненависть в Лас-Вегасе», а также «Нейромант» Гибсона: если вам нравятся эти вещи, с «Виртом» вы тоже не промахнетесь. Первый роман цикла это та же, в общем-то, история, что и «Страх», только мрачная и перенесенная в будущее, где, помимо обычных «человеков», полно гибридов из людей, роботов, теней и даже собак. Очень жесткая фантастика-антиутопия, где люди живут среди легальных и нелегальных наркотиков, большинство из которых – врата в жестокие виртуальные приключения. Не хотел бы я жить в таком мире (и чтобы человечество загнало себя в такое бытие тоже), но сама история завораживает. Есть некоторые моменты, которые меня бы восхитили в молодости, но нынешнего, в среднем возрасте, слегка коробят (только в этой части трилогии), но это мелочи, а возможно, и особенности перевода. В общем, это очень добротное, качественное «чтиво», если и замороченное, то в меру.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, не мое это писать положительные отзывы, а уж на Нуна и подавно. Очень понимаю тех кому книга не понравилась, не понял, испытал отвращение. Это нормально. Это как один покрывается с ног до головы мурашками, поеживаясь в теплом свитере и потягивая горячий чай с лимоном, и слушает шум дождя за окном, а другой в то же время подавленный, всем своим видом олицетворяя «брр», уставясь в холодную осень, вспоминает прошедшие теплые летние деньки. Бывают ситуации, когда совсем не хочется быть гибким. Поставил бы 20, но 10.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко, буквально в двух словах, то этот роман можно охарактеризовать как хорошо, до мелких деталей, продуманный бред. Оксюморон, скажите вы, но тут довольно интересная ситуация получается.

Повествование ведется от первого лица, мало того, рассказчик подает эту книгу (которую, он же, якобы, и пишет) как воспоминания о событиях, которые произошли с ним полтора десятка лет назад. Вот то, что с ним тогда происходило и выглядит бредом, потому что часть тех событий и переживаний случились в Вирте — что-то среднее между виртуальной и параллельной реальностями и наркотическим трипом. А еще у главного героя обнаруживается некая связь с этим самым Виртом, которая постепенно стирает для него границы между виртуальной и настоящей реальностью*.

Свои воспоминания о тех безумных событиях главный герой записывает спустя несколько лет, никуда не торопясь, не испытывая никакого давления (кроме собственного стремления перенести эту историю на бумагу). И поэтому он (а заодно с ним и Джефф Нун) строит повествование так, чтобы читателю было как можно более понятно, что же происходит «в кадре». Словно Кэрролловская Алиса он рацонализирует нерационализуемое — наводит относительный порядок в отображении хаоса своего мира, чтобы его можно было хоть как-то воспринимать с точки зрения уже нашей (читательской) реальности.

Алиса тут всплыла совсем не случайно. Джефф Нун и не скрывает, что в «Вирте» происходит некая перекличка со знаменитым произведением Люьиса Кэрролла, вплоть до того, что в финале герой несколько раз повторяет:«curiouser and curiouser» (всё страньше и страньше)**. Начать с того, что главный герой всеми силами пытается попасть в некий виртуальный английский сад. Помимо его друзей в этом нелегком деле ему помогает некто Game Cat (Игровой Кот), который заодно поясняет читателям некоторые реалии (и виртуалии) того мира***. Герой иногда бывает совершенно крошечным и одновременно гигантом, рассматривающим свою мини-копию, помещенную на кончике его пальца. Всех антропоморфных животных из сказки Кэрролла у Нуна заменяют собако-гибриды. Загадочная пара Тристан и Сьюзи чем-то напоминают Черную и Белую королев из Зазеркалья — возможно теми противоположностями которые их не разъединяют, а наоборот связывают настолько, что один без другого не может существовать. Есть еще некоторые моменты, но хватит об этом.

Конечно, «Вирт» Нуна — это далеко не сказка. Ее герои — настолько не ангелы, что в аду уже давно выписан для них пригласительный билет: кражи, употребление запрещенных веществ, убийства — даже инцест. И при всем при этом... Нет, переходить на темную, то бишь их сторону вовсе не тянет — но и воспринимать их как однозначно отрицательных персонажей тоже не получается: переступая через определенные моральные нормы, они все-таки сохраняют в себе что-то героическое. Практически у каждого из них случается свой «звёздный» час, неизменно связанный с самопожертвованием.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То есть, если эту историю и можно сравнить со сказкой, то с очень мрачной, где «в общем, все...» (на самом деле далеко не все, но там тоже всё сложно).

_________________

* Тут мне вспомнился прочитанный в прошлом году роман Филиппа К. Дика «Стигматы Палмера Элдрича».

** Я в курсе, что у Нуна есть роман «Автоматическая Алиса», но еще его не читала. К тому же она была написана после «Вирта». :)

*** Вам попадались книги про выдуманные миры, где приходится долго ждать, чтобы кто-нибудь объяснил, что означает придуманная автором та или иная штуковина со странным названием? Мне да. «Вирт», к счастью, не тот случай.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосферная, жестокая, мрачная, сумасшедшая антиутопия. На грани трипа Фантазия у Нуна потрясающая. Во время чтения получил полное погружение в роман.

Перо? :)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жёсткая, мрачноватая книга.Но в данном случае вся эта жёсткость полностью оправдана:мир будущего безумен и депрессивен,из него хочется уйти -и самый реальный выход-Вирт.В последнее время о виртуальных мирах пишут все,кому не лень.но далеко не у всех получается создать живой объемный мир,а не блёклую картинку на плоскости.В мир Вирта веришь;более того,начиная чтение ,сам погружаешься в этот мир.Он затягивает.Мне понравилось.Весьма понравилось.

P.S.Читайте,но помните слова Кота-игруна:«Будьте очень осторожны,мои котятки.»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Молодой паренёк кладёт перо в рот...

Над городом Манчестером, продуваемом всеми ветрами мира, небо плотно затянуто облаками, ни лучика солнца и постоянный дождь. Единственный источник освещения здесь — уличные фонари и в их свете лужи выглядят как жирные пятна на асфальте, а трава становится ржавой. Население города включает пять видов жизни: люди, робо, дог, коп и тень, а также плоды межвидовой любви.

На окраине Манчестера стоит невидимый дом, в одной из комнат беспробудным сном спит таинственная мисс Хоббарт. Все, кто так или иначе знаком с Виртом, знают про мисс Хоббарт, но никто не видел мисс Хоббарт. Поговаривают, будто именно она изобрела Вирт как средство психологической разгрузки и разработала перья — они погружают внутреннюю вселенную человека в пространство сновидений. В Вирте нет места скуке.

Перья — на любой вкус и разных цветов. Синие, розовые, чёрные, серебряные, жёлтые и кремовые. Для детей, для пубертатных подростков и для взрослых; безопасные, опасные и смертельно опасные; легальные, нелегальные и абсолютно нелегальные. Чем легальнее перо, тем легче его раздобыть, и, соответственно, если хочется попробовать манящее нелегальное, придётся сильно попотеть. Все перья — одноразовые, и, будучи использованными, они приобретают кремовый оттенок.

Среди всего разнообразия выделяется класс перьев под общим названием «Изысканное Жёлтое». Эти перья смертельно опасны, абсолютно нелегальны, плюс ко всему лишены опции выброса. Если ты оказываешься в Метавирте, грёза мисс Хоббарт, с Изысканным во рту, то назад дороги нет: остаёшься там навсегда, а твоё место в жизни занимает кто-то из мира Вирта, равноценный тебе. Это закон обмена, и его тоже разработала мисс Хоббарт — для поддержания баланса сил между жизнью и сном.

Несмотря на всю опасность, которую оно представляет, именно Изысканное Жётлое ищут персонажи книги Джеффа Нуна.

Главный герой по прозвищу Скриббл и его сестра Дездемона сумели разжиться Изысканным и отправились в трип. Юных манит неизведанное.

Скриббл, смышлёный мальчик, в определённый момент, предшествующий попаданию в Метавирт, понимает: что-то пошло не так и использует «призрачный зов» — принудительный выброс из мира Вирта. А вот его зазевавшаяся сестрёнка, чересчур любопытная особа, поздно поняла, куда она на самом деле попала и что обратного пути уже нет.

На самом деле ребята даже не подозревали о двойном дне этого вида перьев, они верили, что перо унесёт их души из промозглого Манчестера и запустит их по той же орбите что и солнце.

После выброса наш герой обнаруживает себя в кроватке и чувствует рядом с собой и на себе нечто мерзкое, липкое, многоногое и явно не из этого мира. Сработало правило перекачки. Место юной девушки в реале заняла громадная желеобразная амёба с щупальцами, из Вирта. Как завещала старушка Хоббарт.

С этого эпизода перед нами с умопомрачительной скоростью начинает разворачиваться книга странствий Скриббла в компании Существа-из-открытого-космоса и таких же «виртанутых» парней и девушек по Манчестеру и его пригородам в поисках ещё одного Изысканного Жёлтого и надежде вновь обрести свою сестрицу.

Чинить им козни на их и так не лёгком пути будет парочка полицейских, исполнительных и честных — с одной стороны, с другой, — предпочитающая не тратить время на переговоры, но тратить свои инфицированные пули. Копы преследуют ребят по двум причинам: Изысканное Жёлтое — абсолютно нелегальное перо, да и Существо, в соответствии с законом, является живым наркотиком.

Существует и чёрный рынок перьев. Там местные барыги-бутлегеры толкают пиратские версии перьев всех видов, они значительно дешевле оригинала, не отличимы от него внешне, однако принявших такое перо ожидает встреча с виртуальными Гадюками.

Процесс поисков заветного пера сопровождается погонями, вирт-сёрфингом, батальными сценами и некоторыми подробностями из жизни брата и сестры до того, как наивность разделила их.

В книге много действующих лиц, и ни одно нельзя назвать проходным. Ни гигантская амёба со щупальцами, обладающая способностью к регенерации; ни чумовой ди-джей, зомбирующий музыкой сознание; ни монструозный предводитель своры злющих псов; ни влюблённая пара, наподобие сиамцев сросшаяся дредами; ни какие-либо другие формы жизни с причудливым набором генов — никто не вводится в повествование просто так. Каждое выполняет отведённую ему функцию и приближает роман к финалу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И финал уносит нас в город Наслажденьевилль, в парк, что расположен в самом его центре. Палит солнце, повсюду, насколько хватает перспективы, буйство зелёного; ароматы цветов и сладкоголосое пенье райский птичек; резвятся детки. На скамейке сидят мальчик и девочка. Их руки соединены, они улыбаются, они счастливы, они нашлись. Миг — он что-то ей говорит, ещё миг — они продолжают смотреть друг на друга, но во взгляде их нет любви, проходит ещё мгновение — она смотрит в небо и задаёт вопросы, он, согнувшись, обхватил голову ладонями и молчит. Потому что уже всё решил за двоих и...

...молодой паренёк вынимает перо изо рта.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда ничего подобного не читала

Эта книга потрясающая, те, кто не прочитал, советую прочесть обязательно

у меня каждыый раз только один вопрос возникает: как Джефф Нун такое придумывает?)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закрой рот. Открой глаза.

Прочитав книгу, почти два десятилетия назад, я бы наверняка написал ёмкий отзыв типа «Фу, про норкаманофф, мутантафф и киберффанк. Что за урод это написал? Но круто».

Прочитав вчера, буквально за день, напишу следующее, главное и самое важное: «Настоящая любовь обязательно будет потеряна».

Всё что мы безвозвратно теряем, перебрасывается туда, откуда мы получаем то, что находим. Поэтому нет смысла расстраиваться о потерях, радуйтесь находкам, и неважно хорошие они или плохие, ведь они могли быть ещё хуже. Расходятся пути, мы теряем друг друга, а получаем взамен что-то непонятное и ужасное. После первого прочтения в моей жизни и жизни знакомых изменилось многое, мы плавно и незаметно перекочевали от себя реальных, живых и общительных — в других, взрослых людей. Описанный в романе мир стал ближе и понятней. Люди думают, что находят себя в виртуальном пространстве и перемещаются туда всем своим вниманием и силами. Перебрасываются в виртуальную жизнь, теряя себя в реальной. Вирт комфортен, но лишь для сознания, которому страшно и не комфортно вне Вирта. Найти себя в Вирте, но потерять в Реале. Ничего не напоминает? Да! Точно, наркоманию. Сколько там несчастной, растоптанной любви. Сколько слепой и немой боли, равнодушия. Сколько лет реального несчастья за минуты нереального.

Логичность присутствия в книге мутантов и извращенцев теперь, надеюсь, вам станет более понятной. Можно конечно сказать, что, как художник лечит себя через свои картины, так и автор, описывая человеко-собак избавляется от специфических проблем. (Автор тут с лихвой преподносит «дань с поклоном» Булгакову и Саймаку). Хотя посмотрите, сколько вокруг культистов носящихся со своими собаками по собачьим салонам красоты и магазинам одежды. Касательно «братских и родительских чувств», то здесь, Нун позволил себе то, что не каждый поведает даже специалисту. Это был вызов, крик души и искупление. Поведай всё это автор в виде биографического откровения или сухих фактов типа статьи, это было бы пресно, местами противно и скучно, а так, переместив своё нутро в фантастический роман, в будущее, в дикие и пугающие условия — он избежал прямых обвинений и претензий. Но вуаль, из пёстрой органзы снов меняющая форму и образ скрываемого, не больше чем вуаль.

КОТ ИГРУН. Сознание, которое так сильно хочет полного перемещения в Вирт, невероятно рискует, так как там бессильны привычные антивирусы. Уже практически принятое научное понятие «Энергоинформационное заражение ауры» намекает на неизбежность подверженности сознания внешним, зачастую агрессивным вмешательствам. Если же углубиться в вопрос НЛП, метаданных и волнового искажения, то уровень осознанности риска перемещения сознания в Вирт забьёт последнюю, уже на уровне инстинкта, тревогу. Перейдя черту, которой, изменения станут необратимыми и непредсказуемыми, с последующими метаморфозами на всех уровнях.

Человечество мнётся на пороге Метавселенной и почти готово перебросить туда самое, как оно считает ценное и хрупкое — сознание, а то что может переброситься взамен, оттуда, об этом уже давно знает Кот Игрун, Джефф Нун и ты, Читатель.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично. Такого жесткого [кибер]панка я давно не встречал. Книга просто взрывает мозг.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилась книга. Не знаю, что употреблял сам автор, чтобы написать такое, но яркость образов, множество описанных пространств вызывает ощущение,что сам находишься вместе с Тайными Райдерами. (хотя вроде сам не курил)

И еще расраскрывается тема вечной любви, ради которой люди готовы на все...

В общем-я под сильным впечатлением от книги.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Искал подарок другу. Решил подарить книгу. Случайно взял с полки «Вирт». Открыл между 22 и 23 страницей. На 22 было написано «кот игрун», на 23 «мозговое дерьмо». Решил дарить эту книгу. Через месяц взял эту книгу в дорогу...

После того как она была прочитана за 12 часов в автобусе, все мои литературные пристрастия прошли переоценку. Книга нравится тем кто любит фантастику и тем кто ее ни разу не читал. Она затягивает. Уводит в другой мир, мир настолько удивительный, насколько пугающий. Одним словом бесподобноа книга. Шедевр

Кстати себе я ее тоже купил, перечитаю попозже.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, заставившая меня по-новому взглянуть на мир. Великолепно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

очаровательно..всё очаровательно..читайте и очаровывайтесь!!!:yaya:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

практически гордость моей библиотеки)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх