fantlab ru

Неизвестный составитель «Девушка из золотого атома»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Оценок:
18
Моя оценка:
-

подробнее

Девушка из золотого атома

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


5.79 (38)
-
2 отз.
4.94 (32)
-
2 отз.
6.36 (67)
-
5 отз.
5.39 (28)
-
1 отз.
6.26 (69)
-
2 отз.
7.23 (107)
-
4 отз.
7.24 (52)
-
6.92 (44)
-
1 отз.
7.55 (165)
-
4 отз.
7.45 (353)
-
12 отз.
7.30 (195)
-
6 отз.
6.88 (98)
-
5 отз.
5.04 (28)
-
1 отз.
5.33 (21)
-
2 отз.
6.65 (86)
-
1 отз.
7.03 (155)
-
6 отз.
  • Болото Луны / The Moon-Bog  [= Лунное болото; Лунная топь; Ночь кошмаров] (1926) // Автор: Г. Ф. Лавкрафт  
7.09 (697)
-
15 отз.
7.65 (304)
-
12 отз.
6.83 (130)
-
3 отз.
7.86 (548)
-
27 отз.
6.22 (49)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Девушка из золотого атома
1993 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор сборника талантлив: он собрал самые отстойные произведения даже известных авторов. Промахнувшись лишь дважды, с рассказом «Марсианская Одиссея» Стенли Вейнбаума (не шедевр, но и не отстой) и с отличной повестью «Царица ветров и тьмы (Царица небес)» Пола Андерсона.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, невозможно хорошо разбираться в современной фантастике, не имея представления об истоках, читать и перечитывать классику необходимо — именно там впервые проявились многие темы, сюжетные ходы, актуальные до сих пор. С нашей колокольни многое теперь кажется слишком простым и наивным, однако, в потоке старой журнальной фантастики, задававшей тон в эпоху «палп-фикшен», зачастую находятся очень сильные произведения и шедевры, отличающиеся хорошим литературным стилем, сюжетной изобретательностью, богатством авторского воображения. Кроме того, не стоит забывать известную истину о том, что всё новое — это хорошо забытое старое. Замечательную возможность вернуться в начало прошлого столетия, и открыть для себя частицу очарования старой фантастики даёт сборник «Девушка из золотого атома», выпущенный минским издательством «ЭксКиз» в 1993 году. Большая часть составивших антологию произведений была написана в 1910-1930-е годы, встречаются работы позднего периода — 50-х конца 60-х, но они не противоречат концепции, а иллюстрируют переосмысление идей, заложенных основателями, демонстрируют взаимосвязь старого и нового.

Кто работал над составлением сборника неизвестно, нет ни вступительной статьи, ни дополнительных материалов — это безусловный минус, особенно пригодилась бы здесь справка об авторах, некоторые из которых неизвестны нашему читателю и публикуются на русском впервые. Хотя громких имен хватает — от Х. Гернсбека, отца американской фантастики, до Г.Ф. Лавкрафта, создавшего целое направление в жанре хоррора, Э.Р. Берроуза, с которого началось развитие жанров планетарной фантастики и научного фэнтези, Э. Гамильтона — одного из создателей первых качественных космических опер. Среди авторов более позднего периода — всем известные П. Андерсон, Р. Силверберг и М. Лейнстер. По качеству материала сборник получился достаточно плотным, хотя некоторые рассказы выглядят слабовато, но основная масса смотрится очень достойно, есть и действительно отличные произведения, и работы, отмеченные престижными премиями. Жанровое разнообразие — от твёрдой НФ до фэнтези, мистики и хоррора — полный спектр.

Заглавный рассказ антологии — дебютная журнальная публикация Р. Каммингса, ставшая основой романа «Принцесса атома», написанного 10 лет спустя. В художественном плане рассказ довольно слабый и вторичный, но обладает исторической ценностью — это одно из первых литературных воплощений приключений в микромире. Очевидно, что автор находился под большим влиянием «Машины времени» Г. Уэллса, сюжетная фабула целиком повторяет известный роман от завязки до финала, даже персонажи здесь не имеют имён — Химик, Банкир, Молодой Человек — в точности как у Уэллса. Микромир легко можно было заменить иным измерением — богатая основа для научно-популярного знакомства с молекулярным устройством вещества никак не задействована. Чёткое деление на хороших и плохих, наивные мечты о создании сверхоружия, которое положит конец всем войнам, отсутствие социально-философского подтекста — в общем, рассказ будет интересен только исследователям, обычный читатель будет разочарован.

Упоминая имя Х. Гернсбека, критики всегда говорят, что его произведения чересчур наукообразны, воспринимаются сухо и практически нечитабельны. Рассказ «Смертельный разряд», конечно, далеко не шедевр, но читать его вполне можно — этот такой крошечный детектив, соединенный с фантастикой ближнего прицела и обогащенный иронической подачей материала. Сейчас всё это выглядит достаточно архаично и наивно — нам сложно представить времена, когда первые телефонные аппараты были последним словом техники, поэтому опять же воспринимать эту историю, иначе как показательный исторический документ не получается.

Один из трёх, представленных в антологии рассказов С. Вейнбаума, талантливого молодого писателя, ушедшего таким молодым, также посвящен техническим новинкам. «Очки Пигмалиона» — возможно, одно из первых упоминаний в литературе очков виртуальной реальности — на дворе стоял 1935 год, представьте себе! Хотя виртуальность Вейнбаума скорее напоминает истории об иных измерениях, написанные в жанре фэнтези, но сама постановка вопроса — где настоящий мир, там или здесь, может ли технология создавать миры, делать их вещественными — вот это уже крайне интересный подход, который получит богатое развитие в более поздней фантастике.

В последнее время сложно спрятаться от потока комиксов и блокбастеров о супергероях с однотипными сюжетами. «Супермен доктора Джукса» Ф. Флэгга на этом фоне смотрится нетипично — главный герой — наёмный убийца, приговоренный мафиозным боссом во времена Сухого закона, получает сверхспособности и становится Сверхчеловеком. Интересно, что автора интересуют не драки и перестрелки, хотя это тоже здесь есть, но исследование пределов человеческого развития и способности психологически принять происходящие с физическим телом перемены. Финал получился философским и немного мрачноватым — достаточно интересный рассказ, даже если вы не любите суперменов.

Рассказ М. Лейнстера «О том, как неприятно ждать неприятностей» хоть и относится к более позднему периоду, но также посвящен изобретателям и их изобретениям. Это прекрасный образец юмористической фантастики «золотого века», не лишенный задора и куража махровой «пульпы» (и это ещё мягко сказано). Новое изобретение чудака-изобретателя называется «твёрдый вакуум», его практичный приятель решает использовать ноу-хау в приземленных целях, с этого момента начинается динамичная цепочка случайностей и тех самых неприятностей, которая нарастает как снежный ком и может привести к поистине непредсказуемым последствиям.

Классическую схему вторжения пришельцев показал Г. Уэллс в «Войне миров», в этом плане рассказ Ф. Баршофски «Одна доисторическая ночь» выглядит довольно необычно. Во-первых, действие происходит в дочеловеческие времена, во-вторых, колонизаторам с Марса противостоят обычные динозавры, не какие-то разумные ящеры, но самые ординарные бронтозавры и диплодоки с мозгом размером с грецкий орех. Рассказ можно рассматривать и с точки зрения конфликта варварства и цивилизации, эта тема впоследствии получит достойное воплощение в рассказах Шекли, Брэдбери, Андерсона. Не могу сказать, что история мне очень понравилась, но за оригинальную идею безусловный плюс.

Не менее оригинально подает тему вторжения чужих Р. Силверберг в рассказе «Пассажиры». Всё же мотивация интервентов «исследовать, захватывать, порабощать», озвученная Уэллсом, выглядит достаточно антропоморфно. Кто знает, какие цели могут преследовать пришельцы из дальнего космоса. По версии Силверберга Наездники не осуществляют прямое вторжение, они лишь захватывают контроль над разумом отдельных людей, а затем освобождают, чтобы потом, возможно, снова позабавиться. Возникает ситуация полнейшей нестабильности, никто не застрахован от захвата разума, а избавиться от напасти возможности нет, но жизнь продолжается и человек ко всему привыкает, к тому же потребность в любви и дружбе никто не отменял. Мотивы Наездников непонятны — то ли они так развлекаются, то ли преследуют какие-то свои цели — по крайней мере схема вторжения очень необычная. Можно вспомнить «Зловещий барьер» Э.Ф. Рассела или «Кукловодов» Хайнлайна, но там всё же «чужие» захватывали разум и/или тело жертвы с целью получения энергетических ресурсов или установления полного контроля над планетой, здесь этого нет, в этом загадочность и интрига.

Взглянуть на проблему с другой стороны предлагает Л.Ф. Стоун в рассказе «Завоевание Голы», здесь рассказ ведется от лица знатной венерианки (или, точнее сказать, голианки), которая вспоминает историю контакта и противостояния с жителями Земли. В рассказе очень чётко прослеживается феминистская направленность, просвещенный социум Голы стоит на основе матриархата — пример того как реальность отражается в фантастике, ведь во время написания рассказа на слуху была эмансипация, борьба за женские права.

Ещё более чётко феминистская направленность прослеживается в «Острове — друге» Ф. Стивенса. Рассказ ведется от лица старой морской волчицы, которая вспоминает времена своей юности, когда в результате кораблекрушения она оказалась выброшена на необычный остров (возможно, вулканического происхождения), которого нет ни на одной карте. Общество будущего, где живёт рассказчица — это 100% матриархат, где женский и мужской пол поменялись ролями, так что помимо приключенческого элемента здесь можно разглядеть и социально-политический подтекст. Достаточно сложно отнести рассказ к тому или иному жанру — на первый взгляд, это определенно фантастика, но с элементами фэнтези, отделить одно от другого довольно сложно. А вообще история напомнила мне сказку «Аленький цветочек» только с иронией и без Чудища Лесного.

Пожалуй, самым необычным рассказом в антологии следует назвать «Гостью» Дж. Расс. Эта история также пропитана духом феминизма, центральные персонажи здесь женщины, к тому же его можно рассматривать как историю взросления 16-летней героини-рассказчицы. Хотя рассказ и написан в 1970-ом, действие переносит нас в провинциальный американский городок 1925 года. В обычной семье появляется странная квартирантка, очень высокая, с нестандартной внешностью любительница литературы. Ко всему прочему это ещё и трибьют-посвящение «Машине времени» Г. Уэллса, поданное в постмодернистском ключе. Не факт, что вы зачислите это произведение в число любимых, но запомнится оно однозначно. Есть в нём определенное очарование странного, переплетение реальности с тайной, которая будет раскрыта, но лишь наполовину...

В наше время при слове «фэнтези» в первую очередь возникают ассоциации с «Властелином колец» или «Игрой престолов», но в начале прошлого века этот жанр был лишен привычных образов эльфов и троллей, равно как и реалистичных кровавых разборок с интригами и распрей. Переосмысление волшебной сказки, иллюзорность реальности, подчеркнутый эскапизм — вот отличительные черты жанровой литературы того времени. «Город Поющего Пламени» К.Э. Смита — один из замечательных примеров литературы подобного рода. Знакомясь с дневником своего пропавшего друга, фантаст Филип Хастейн узнает, что тот нашёл портал в иную реальность, где существует чудесный город в центре которого находится храм с фонтаном яркого пламени, чарующая музыка которого притягивает к себе всех посетителей. В этом рассказе слышатся отголоски сновидческих историй Г.Ф. Лавкрафта, автор талантливо воссоздает атмосферу неведомого очарования иных миров, настраивая читателя на биоритмы собственных грез, заставляя увидеть притягательную красоту космического абсолюта и бесконечность разнообразия миров, лежащих за пределами воображения обычного человека.

От аллегорических размышлений К.Э. Смита о том, что земная жизнь — это лишь начало чего-то большего, хочется перейти к чуть более конкретной мистической истории А. Меррита «Три строчки на старофранцузском». Ужасы Первой мировой заставили содрогнуться всё человечество, в ряде произведений сборника отчетливо слышится желание преодолеть страх смерти, особенно чётко это показал Меррит. Рассказ великолепный — как в сюжетном плане, так и что касается литературного языка. Автор создает интригу, даёт ключи к опровержению, и вновь интригует уже расслабившегося читателя, ставя эффектную ударную точку. Это история молодого офицера, который прямо на боевом посту в окопах Первой мировой стал объектом эксперимента известного психолога, который исследовал внушаемость человеческого подсознания, погруженного в сон.

Переход в иной мир через портал, погружение в сон — здесь мы видим четкую границу, черту, перешагнув которую, мы сталкиваемся с неведомым. Совсем другое дело, когда сверхъестественное напрямую вплетаются в канву бытия и удивительное оказывается рядом в прямом смысле слова. Пускай, рассказ Г.Ф. Лавкрафта «Болото луны» и нельзя назвать в числе лучших произведений писателя, но в качестве иллюстрации историй подобного рода, он довольно характерен. Молодой человек, получивший в наследство старое поместье в ирландской глуши, берется привести родовое гнездо в божеский вид, для чего ему требуется помимо прочего осушить близлежащее болото, но по местным поверьям оно проклято, и одному дьяволу ведомо, какое зло там может обитать. Автор не ставит целью напугать читателя, но заставить поверить в то, что самые невероятные вещи могут произойти в обыденности. Как и во всех прочих историях Лавкрафта, неизменным рефреном здесь звучит предостережение не будить спящее лихо.

В повести «Царица ветров и тьмы» П. Андерсон поставил перед собой непростую задачу — создать гармоничный синтез фантастики и фэнтези. Задуманное удалось в полной мере — несмотря на то, что действие происходит в будущем на одной из далёких планет, автор оживляет мир европейских легенд и даёт этому логичное обоснование. Поиски пропавшего ребенка уводят героев на неисследованные территории, где по слухам обитают аборигены, которых до сей поры никто не встречал. Помимо прочего, автор исследует механизмы воскрешения мифологических архетипов в сознании современного человека, пытается разобраться почему рациональный метод временами оказывается бессилен при встрече с суеверием. Понятно, что нет дыма без огня, распутать клубок противоречий, отделить сказку от реальности пытаются герои этой повести.

Куда только не направляли своих героев писатели — микромир, иные измерения, загробный мир, прошлое и будущее, виртуальность, но для научной фантастики в первую очередь привлекательны космос и другие планеты. Выше я уже упоминал имя С. Вейнбаума, этот нестандартный фантаст известен в первую очередь тем, что на страницах его произведений планеты Солнечной системы оживали, наполнялись причудливой, кипучей жизнью, иногда разумной, а иногда и не очень. В его рассказах герой часто остается один на один с враждебным окружением и переживает массу ярких необычных приключений. К числу таких рассказов можно отнести «Марсианскую одиссею», где герой, после аварии оказавшийся один на просторах Марса, должен вернуться назад, попутно встречая разнообразные формы местной (и не только) жизни — отличный образец приключенческой планетарной фантастики, которая заставляет сказать, что пускай на Марсе жизни нет, но придумать её определенно стоило.

Герой следующего рассказа С. Вейнбаума «Безумная луна» заключил годовой контракт с крупной корпорацией, торгующей местным растением фервой. Вести затворническое существование среди местных аборигенов — шизиков и шмыгунов, да ещё и страдая от частых приступов лихорадки, уже нет никакой возможности, но судьба приготовила ему неожиданную встречу, которая может изменить всю его жизнь. Череда динамичных приключений, неистощимая фантазия автора и очаровательный паракот, заменяющий не только земную киску, но и попугая, делают этот рассказ интересным и читабельным даже спустя столь долгий срок с момента его написания.

Ускорение ритма жизни, темпов технического прогресса — всё это оказывало влияние на людей, живших в начале прошлого столетия. Ряд писателей переводили свою тревогу на бумагу, тоска по утраченному Золотому веку становилась всё острее. Эти мотивы чётко прослеживаются в рассказе Э.Р. Берроуза «Последний из плейстоцена». В ледниковых отложениях на севере Сибири пара американских исследователей находит замерзшее тело доисторического человека. Новая методика позволяет разморозить реликт и вернуть его в общество, здесь и проявляется конфликт между прошлым и будущим. Рассказ от создателя Тарзана получился местами забавный, но по большей части грустный.

В отличие от Берроуза Э. Гамильтон, также считающий, что раньше трава была зеленее, настроен более решительно и позитивно. Его рассказ «Остров безрассудства» — своеобразная антиутопия об обществе, в основу которого положен принцип целесообразности, любое отступление от этого принципа считается преступлением и карается ссылкой на Остров безумия, где люди живут без каких-либо правил и законов. Главный герой, оступившийся член социума, отправлен на остров, теперь ему придется вспомнить, что в первую очередь не разум делает человека человеком, но любовь, чувство долга и ответственности, которые сильнее холодного расчета и всех искусственных законов.

Завершает антологию приключенческий роман Дж.А. Энгланда «Мрак и рассвет» в жанре постапокалипсиса. Пережившие катаклизм юноша и девушка очнулись от глубокого сна в далёком будущем, в самом центре Нью-Йорка, превратившегося в девственный лес. Возможно, они последние люди на Земле, которым предстоит создать новый мир, начав историю с чистого листа. Роман очень динамичный, насыщенный приключениями, читается легко и заставляет поверить — перемены к лучшему возможны.

Ну вот и пришло время подвести итог. Антология вышла хорошая, сбалансированная, подбор произведений грамотный. Не все рассказы могут заинтриговать, но каждый по-своему ценен — формой, идеей, синтезом жанров. Разнообразие тем, авторских подходов позволяет целиком окунуться в эпоху старых красочных журналов, пройти путем проб и ошибок, которым шла фантастика к своему нынешнему состоянию. Особенно хочется отметить, что составитель не просто предлагает нам компиляцию старых публикаций, но показывает те мостики по которым осуществляется связь нового и старого. То что произведения поздних авторов, обращавшихся к классике, были отмечены вниманием критиков и читателей — свидетельство того, что они достигают цели и, обретая точку опоры в прошлом, кто знает, могут перевернуть и будущее.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

очень классный сборник фантастики. Старая фантастика — вообще будто книга о будущем. Все сбывается. Не удивлюсь если в атомах действительно скрыты миры

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх