fantlab ru

Леонид Смирнов «Демон "Кеплера"»

Рейтинг
Средняя оценка:
4.64
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Демон «Кеплера»

Повесть, год (год написания: 1986)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Станция пространственно-временных перемещений «Иоганн Кеплер». Научные исследования подошли к опасному пределу. Техники сигнализируют о критических колебаниях полей — станцию может разорвать на куски в любой момент. Но руководство игнорирует всё в угаре научного азарта. Что-то должно случиться...

© Форумный Тролль
Примечание:

Издание 1994 г. дополнено новой главой, которая заметно усилила повесть.


Входит в:

— антологию «Китеж», 1992 г.

— сборник «Демон "Кеплера"», 1994 г.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Китеж
1992 г.
Демон
1994 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении фантастики довольно часто встречается тема ответственности учёных за свои изобретения, но такую безответственность и откровенный пофигизм, подобно описанным в прологе к событиям повести «Демон «Кеплера», увидишь редко. Действие происходит в далёком будущем на сверхсовременной станции, занимающейся исследованиями пространственно-временного континуума, перспективы работы — широчайшие, человечество может получить доступ к путешествиям во множество параллельных миров. Естественно на станции собрана лучшая интернациональная команда профессионалов, в случае ошибки или халатности в работе их место готовы занять толпы претендентов. По логике на станции должны царить полная стерильность и жёсткая дисциплина. Что же происходит на деле — персонажи ведут себя как работники провинциального НИИ эпохи застоя.

Единственный член команды которому ещё не окончательно забить на всё — оператор Большой Машины Игорь Черторогов, но даже его поведение, мягко говоря, вызывает вопросы. Находим непонятно откуда взявшееся силовое поле, препятствующее доступу в столовую — как будто так и надо, целую ночь получаем на пульт сообщения о критических показателях исследуемого пространства — в порядке вещей, только под утро пытаемся разбудить «самого главного начальника», который вместо того чтобы объявить тревогу, наказать нерадивого подчиненного, бормочет про то, что «вечно этим новичкам что-то кажется» и отправляется на боковую. Самый главный теоретик вообще не хочет ни во что вмешиваться и скорее свалит домой, чем шевельнет пальцем, в то же время по научному объекту без конца водят шумные экскурсионные толпы. Так и хочется сказать: «мда, такое возможно только у нас», но вроде как на дворе двадцать-там-уже-какой-то век, да и проект важен для всего человечества, ну в общем итог довольно предсказуем.

Не могу знать, но по ряду признаков сложилось впечатление, что на момент написания повести Л. Смирнов был начинающим автором — чувствуется большое желание поделиться массой роящихся в голове идей, но воплощение замысла изрядно хромает, повесть напоминает причудливо изогнутый, недоделанный глиняный горшок, который еще не сняли с гончарного круга. В жанровом плане здесь царит полная эклектика: во-первых, налицо «научка» со скромной заявкой на «твёрдость с изрядной примесью мягкости», во-вторых, ощущается социально-психологическая направленность, в-третьих, имеется попытка замаскировать аллегории на актуальные для времени написания общественно-политические переживания автора, в-четвёртых, своё видение робофилософии а-ля Ф.К. Дик и А. Азимов, ну и в-пятых — боевик, явно вдохновленный бессмертным «Терминатором».

Со структурой произведения автор тоже перемудрил, для повести небольшого объема вполне достаточно одной сюжетной линии, здесь же помимо упоминавшегося пролога, отделенного от основных событий изрядным временным промежутком, нам предлагаются сразу две ветки, изрядно нашпигованные совсем необязательными короткими экскурсами. Фантастический мир реальности П-7 мог бы оказаться довольно интересным, если бы автор не забыл его прописать. По факту мы имеем голый холст с отдельными хаотичными мазками, из которых общий паззл сложить никак не получается. Имена и звания персонажей, обозначения важных событий и организаций выглядят нелепо и косноязычно. К примеру, что означает термин «непрерывный генерал» — бессменный, постоянный, наследственный титул или что-то еще, из контекста понять невозможно. Главное общественно-политическое событие, что-то типа синтеза народного праздника и самоинаугурации именуется Днём Называния, при этом участники сего действа становятся на очередной год кем-то типа «гарантов Конституции», но в чём заключается их «гарантия» неясно — это совещательный совет с правом вето или же что-то типа народных трибунов — в целом можно угадать, что автор вдохновлялся московскими событиями августа 1991. На этом фоне «президент Джохор» выглядит намёком просто слоновьей толщины.

Мечтают ли иван-иванычи об электроовцах читателю доподлинно неизвестно, но назвать главного героя-андроида таким «имеотчеством» — это довольно-таки сильный ход. Вообще, повесть можно смело переименовать в «Судный день из жизни Ивана Ивановича», потому как отправка замаскированной под человека машины в другую реальность с миссией «найти и уничтожить» явно намекает на киноблокбастеры Дж. Кэмерона. Создать коллизию между первым и третьим законами роботехники — здесь много фантазии не нужно, но вот найти логичное и остроумное решение выхода из ситуации, подобно А. Азимову, у автора не получилось, а в результате пришлось, не мудрствуя, садиться за «рояль». Несмотря на отдельные проблески интересных идей, в целом ощущение от повести напоминают созерцание «Сна разума» Ф. Гойи, а пользуясь кулинарными ассоциациями, можно сказать, что перед нами наполовину пережаренный, наполовину сырой полуфабрикат, который в данном виде малосъедобен и требует отправки на переработку.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх