fantlab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Братство Кольца»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.04
Оценок:
10766
Моя оценка:
-

подробнее

Братство Кольца

The Fellowship of the Ring

Другие названия: Хранители кольца; Хранители; Дружество кольца; Содружество кольца; Товарищество кольца

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Племянник Бильбо Бэггинса, хоббит Фродо, даже и не подозревал, какое на самом деле наследство оставил ему его дядюшка. Однажды теплым весенним утром на пороге дома Фродо появляется волшебник Гэндальф. И привычный мир встает с ног на голову, страшная война из слухов становится частью жизни, а коварные и жуткие слуги Врага готовы на все, лишь бы вернуть потерянное своему господину. Сквозь препятствия и потери отряд Хранителей отправляется в путь.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Экранизации:

«Хранители» 1991, СССР, реж: Наталья Серебрякова

«Властелин колец: Братство кольца» / «The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring» 2001, США, Новая Зеландия, реж: Питер Джексон



Похожие произведения:

 

 


Хранители
1982 г.
Хранители
1988 г.
Повесть о кольце
1990 г.
Властелин колец
1991 г.
Содружество кольца
1991 г.
Хранители
1991 г.
Властители колец, том 1
1991 г.
Братство Кольца
1992 г.
Братство кольца
1992 г.
Властелин колец. Том I. Братство кольца. Главы 1-9.
1992 г.
Властелин колец. Том II. Братство кольца. Главы 10-17.
1992 г.
Властелин колец. Том III. Братство кольца. Главы 18-22. Две крепости. Главы 1-6
1992 г.
Хранители
1992 г.
Хранители
1992 г.
Властелин Колец. Кн. I - III
1993 г.
Властелин колец. Летопись первая
1993 г.
Хранители
1993 г.
Содружество Кольца
1994 г.
Хранители
1994 г.
Властелин колец. Том 1: Братство Кольца
1996 г.
Хранители
1998 г.
Властелин Колец. Книга I. Содружество Кольца
1999 г.
Хранители
1999 г.
Хранители
1999 г.
Властелин Колец
2000 г.
Властелин Колец. Том 1. Братство Кольца
2000 г.
Дружество Кольца
2000 г.
Содружество Кольца
2000 г.
Властелин Колец
2001 г.
Властелин Колец
2001 г.
Содружество Кольца
2001 г.
Хранители
2001 г.
Хранители
2001 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец. Братство Кольца
2002 г.
Властелин Колец. Дружество Кольца
2002 г.
Властелин Колец. Хоббит
2002 г.
Властелин Колец. Хранители
2002 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2002 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2002 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2002 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2002 г.
Властелин Колец. Часть I. Товарищество Кольца
2002 г.
Содружество Кольца
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец. Братство Кольца
2003 г.
Джон Рональд Руэл Толкин. Сочинения в 3 томах. Том 1.
2003 г.
Джон Рональд Руэл Толкин. Сочинения в 3 томах. Том 2.
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец. Дружество Кольца
2004 г.
Властелин колец. Хранители
2004 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2004 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2004 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2006 г.
Властелин колец
2007 г.
Полная история Средиземья
2007 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2008 г.
Властелин Колец
2009 г.
Властелин колец
2009 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2009 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2009 г.
Властелин колец. Хранители Кольца
2009 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2009 г.
Полная история Средиземья
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2010 г.
Властелин Колец
2011 г.
Хроники Средиземья
2013 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2013 г.
Властелин Колец
2014 г.
Властелин Колец. Часть 1. Братство Кольца
2014 г.
Властелин колец
2014 г.
Властелин Колец
2015 г.
Властелин колец: Хранители кольца
2015 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Хранители Кольца
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец. Хранители Кольца
2017 г.
Властелин Колец
2017 г.
Властелин Колец: Хранители Кольца
2018 г.
Хранители Кольца
2018 г.
Властелин Колец. Часть 1. Братство Кольца
2018 г.
Властелин Колец. Часть 1. Братство Кольца
2018 г.
Хранители Кольца
2019 г.
Властелин Колец
2019 г.
Властелин Колец: Хранители кольца
2020 г.
Властелин колец
2021 г.

Периодика:

Школьная роман-газета, 1/1997
1997 г.
Школьная роман-газета, 2/1997
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Хоббит, или Туда и обратно. Содружество Кольца
2000 г.
Братство кольца
2015 г.
Властелин Колец
2015 г.

Аудиокниги:

Властелин Колец. Хранители
2002 г.
Властелин Колец. Хранители
2006 г.
Властелин Колец. Братство Кольца
2007 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец
2007 г.
Властелин колец. Хранители
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Fellowship of the Ring
1954 г.
(английский)
The Fellowship of the Ring
1965 г.
(английский)
The Fellowship of the Ring
1965 г.
(английский)
The Fellowship of the Ring
1981 г.
(английский)
Պահապանները
1989 г.
(армянский)
The Lord of the Rings
1993 г.
(английский)
The Fellowship of the Ring
1994 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1995 г.
(английский)
Sõrmuste isand I. osa. Sõrmuse vennaskond
1996 г.
(эстонский)
The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. Book 1. Volume One
2002 г.
(английский)
The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. Book 1. Volume Two
2002 г.
(английский)
The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. Book 2. Volume One
2002 г.
(английский)
The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. Book 2. Volume Two
2002 г.
(английский)
Володар перснів. Перстень з Мордору
2002 г.
(украинский)
The Fellowship of the Ring
2002 г.
(английский)
Хранителі Персня
2003 г.
(украинский)
Володар перстенів. Братство персня
2004 г.
(украинский)
The Fellowship of the Ring
2005 г.
(английский)
Володар Перстенів
2006 г.
(украинский)
Drużyna Pierścienia
2007 г.
(польский)
The Fellowship of the Ring: Being the first part of The Lord of the Rings
2007 г.
(английский)
Уладар Пярсьцёнкаў: Зьвяз Пярсьцёнка
2008 г.
(белорусский)
Drużyna Pierścienia
2009 г.
(польский)
The Hobbit
2012 г.
(английский)
The Fellowship of the Ring
2012 г.
(английский)
The Hobbit
2012 г.
(английский)
Володар Перснів. Частина перша: Братство Персня
2013 г.
(украинский)
The Lord of the Rings
2014 г.
(английский)
The Lord of the Rings Illustrated
2021 г.
(английский)
Валадар Пярсцёнкаў. Брацтва Пярсцёнка
2023 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Значение «Властелина колец» для жанра фэнтези сложно недооценить — это действительно тот самый эталон, канон на который многие равняются и по сю пору. Работа была проделана огромная, автор вложил в книгу душу, это чувствуется. С первых же строк неспешного повествования сюжет затягивает, ты полностью погружаешься в атмосферу романа и теряешь чувство реальности. Основную фабулу сюжета знают наверное все, даже те, кто никогда не читал фантастику и фэнтези, уж фильм-то не смотрел только ленивый. На этом основании некоторые читатели, особенно взрослые, избегают знакомства с первоисточником, опасаясь разочарования. До недавних пор к их числу относился и я, лишь достигнув возраста хоббитского совершеннолетия, выйдя из доростков, я всё-таки осмелился прочесть эту книгу и нисколько не пожалел. Хотя мир Средиземья был для меня не в диковинку, помимо фильма я прочел «Хоббита» ещё в школе, а следом проглотил двухтомник вольного продолжения Н. Перумова, но вот до «Властелина» не дотянулся.

Авторская магия начинается с пространного предисловия, где мы знакомимся с историей мира, довольно много узнаем о хоббитах. Обилие вымышленных дат и событий, скрупулезная псевдоисторичность — всё это заставляет принимать вымышленный мир всерьез, верить в него. Множество имен и топонимов поначалу даже немного оглушает, хотя кое-где слышатся знакомые созвучия, но чем дальше продвигаешься по тексту, тем яснее становится общая картина, лучше всего если вы будете сверяться с картой Средиземья, тогда быстрее поймете географию мира, тот путь, который предстоит пройти героям. Для тех кто не читал «Хоббита» автор приготовил в предисловии все необходимые пояснения, касающиеся истории обретения Кольца Всевластья, того как оно оказалось в хоббитском Шире, поэтому острой необходимости освежать в памяти знаменитое путешествие Бильбо туда и обратно нет. Встреча Бильбо и Горлума описана так подробно, что это напоминает пересказ, этот фрагмент можно пропустить, если в планах знакомство с «Хоббитом».

Новым хранителем кольца, как известно, предстоит стать племяннику Бильбо Фродо, который отправится в новое путешествие вместе с верными друзьями. Описание мирного и вольного житья хоббитов резко контрастирует с картинами пробуждения вселенского Зла. Никто не сможет остаться в стороне, отсидеться в уютной норке. Могущественный Саурон не остановится ни перед чем, чтобы вновь завладеть кольцом и править миром, изменив его согласно своим мрачным представлениям и понятиям. Первые эпизоды эпичного квеста остались за бортом киносценария, их читать было особенно интересно. Встреча Фродо с фермером Мэгготом, выращивающим очень вкусные грибы, но в особенности запомнился загадочный Том Бомбадил, который выполняет роль некого лесного божества, что-то типа лешего или античного Пана. Хотя пределы возможностей Бомбадила раскрываются не сразу и могут действительно удивить — кто он на самом деле, откуда пришёл и почему поселился в этом лесу, здесь больше вопросов.

С самого начала путешествие хоббитов ничем не напоминает праздничный выезд на пикник, автор создает напряженную атмосферу преследования — ведь по пятам за Фродо и его приятелями следуют Чёрные всадники — могущественные слуги зла, и от них не убежишь, не отобьешься обычным оружием. Каждый даже эпизодический персонаж наделен собственным характером и запоминающейся внешностью, что уж говорить об основных героях постепенно увеличивающегося пати. Хоббиты, гномы, эльфы и люди часто живут по соседству — иногда между ними случаются конфликты, но в целом такие разные обитатели Средиземья всегда могут найти общий язык. Здесь нет и намека на острое противостояние и даже погромы, как, например, в «ведьмачьей» саге А. Сапковского. Добро и Зло делятся предельно чётко, но здесь это полностью обоснованно, напротив было бы странно, если бы автор пытался найти что-то человеческое в орках, искусственных порождениях Зла, которым не нужно думать и рассуждать, а только выполнять приказы.

Описания природы просто завораживают, в них проявляется поэтический дар автора. Действительно, нельзя не восхищаться мирным спокойствием Хоббитона, вечнозелеными обителями эльфов — Дольном и Лориеном. Первый этап путешествия хоббитов по Средиземью показывает все красоты неслучайно. Вспомните фразу — если не знаешь за что умереть, то не стоит и жить, так вот — перед тем как бросить своих героев в горнило войны за кольцо, автору и нужно было показать то, за что не жаль пожертвовать жизнью. Прекрасно понимаешь чувства гнома Гимли, который оказался в Мории, некогда созданной трудами гномов, а теперь ставшей обителью зла, вотчиной врага. В некоторых областях само время течет иначе, что отражает философию и расовые характеристики отдельных обитателей Средиземья. В книге очень много стихов и красивых древних баллад, которые герои вспоминают от случая к случаю. Автор придумал не только историю и языки для своего мира, но и фольклор, а это тоже очень важный элемент достоверности.

Сюжетные повороты прописаны довольно ярко и остро, хотя для тех, кто смотрел фильм, они уже не станут откровением, к сожалению, но неожиданные встречи и тягостные утраты здесь есть, это нужно отметить. Символизм кольца призван опровергнуть тезис о том, что цель оправдывает средства. Автор настаивает, что с помощью одного беса нельзя победить другого. Кольцо постепенно меняет сущность своего хозяина и его окружения, даже самый честный и благородный человек может поддаться его чарам и незаметно склониться к путям зла, эти моменты также не забыты автором и раскрываются по ходу сюжета. Так что не стоит поспешно обвинять Толкина в монохромности персонажей. Соблазн пойти по легкому пути очень велик, но только тот, кто готов пройти весь квест до конца получает шанс добиться успеха и одержать верх в безнадёжной борьбе. Обычно я довольно неспешно читаю объемные тексты, но в этом случае я даже не заметил как пролетело время, и была перевернута последняя страница. Детально прописанный мир, обилие не только приключений, но и философской нагрузки — всё это заставляет забыть, что ты уже знаешь чем всё закончится и побуждает читать дальше.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как трудно начать писать этот отзыв! Интересный факт — вспоминаешь самого себя, читающего эту книгу 12 лет назад, вспоминаешь реакцию на неё. Читаешь сейчас — за кофе, в автобусе, на работе — где угодно, и понимаешь, что книга не стала хуже. Ничуть. Видишь глубже, лучше понимаешь автора, многие давно знакомые, когда-то выученные наизусть фразы и обороты теперь воспринимаются по другому. Но, закрыв страницу первой книги, понимаешь — одно осталось как прежде. Полное погружение в текст, глубокое уважение и восхищение миром, созданным разумом одного-единственного человека — Джона Рональда Руэла Толкиена.

Сначала такое чувство, будто это — такая же милая сказка, как «Хоббит» — начало именно такое. Но дальше сюжет становится всё серьёзнее и серьёзнее — над миром нависла Тьма. Мы знаем это вначале только со слов Гэндальфа — но чувствуем её жуть всё кожей — она разлита в воздухе. Позже появляются Чёрные Всадники — и нет более запоминающегося воплощения таинственного зла.

Образ, навеки врезавшийся в память — могучий, пугающий всадник — и маленький, слабый хоббит под корнями дерева...

Этот роман открывает перед нами мир Средиземья — красивый, так похожий на наш — мир героической эпохи, где вместе живут славные малыши-хоббиты, где по унылым пустошам Глухоманья бродят Следопыты с нуменорской звездой во лбу, где сияют великолепием эльфийские крепости — обиталище, где ещё живо прошлое. Это до такой степени красиво, тонко описано, что по сию пору иногда посещает иллюзия, что ты сам идёшь вместе с отрядом Хранителей по бескрайним просторам Средиземья. Пугающие, безмолвные тоннели Мории, заброшенные земли Арнора, покинутая Остранна, золотисто-серебрянные Мэллоны Лориэна — всё это стало настоящим эталоном в фэнтези, настолько, что фэны заговорили о штампах.

Магия? Её практически нет в романе. Мы её чувствуем — она присутствует в книге незримо, она вполне обыденна в этом мире, является одной из его основ. Герои колдуют редко — для них волшебство не является Чудом, оно — неотъемлимая часть их мироздания, поэтому эльфы так удивляются просьбе Сэма показать магию в действии. Для них она обыденна.

Сказка? Пожалуй, нет. С каждой страницей всё меньше сказки. это эпос — разворачиваются великие события, третья эпоха подходит к концу, мы ощущаем на себе ледяное, свежее дыхание «Сильмариллиона». События, причастность к которым мы чувствуем на протяжении всей книги,

тянутся из глубины веков — это продолжение всё той же истории о легендарных эльфийских и аданских витязях. Пусть люди говорят о том, что «Хранители» — скучная, лишённая динамики книга. Это прежде всего произведение — эпос, со своими законами, со своей спецификой. Кто-то её принимает, кто-то — нет.

Конец книги мрачен. В тяжкий час распадается отряд Хранителей — каждый из них делает то, что должен — по велению сердца. Фродо с Сэмом уходят на восток — без надежды на возвращение... Растерянность, разброд — вот что характерно для окончания романа. Боромир не может противостоять силе Кольца, искушению Властью — и нападает на Фродо. только в этот момент мы понимаем всю опасность кольца — оно разлагает душу.

Одна из знаковых книг в моей жизни. Это — абсолютная классика мировой литературы, бесспорно, оказавшая влияние на миллионы людей. Великая книга.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда несколько лет назад я пробовал читать «Властелина» , мне это не удалось. Не по тому , что автор плох или еще чему, нет , просто наверно слишко мал был для восприятия. Только спустя несколько лет взял в руки роман. И тогда дело уже явно пошло быстрее . Но и тогда было тяжеловато читать, за три долгих месяца (!) я смог осилить всю трилогию. Но с годами, как говорится , становишься мудрее (хотя мне не так уж много для этого лет). Начав в третий раз я пропал. Пропал далеко и очень надолго. Только когда я уловил «течение» книги , я смог ее понять до конца, осознать все те идеи, которые вложил автор в свое произведение.

Первый том несомненно великолепен. Автор постепенно вводит читателя в свой мир. Да, в этом романе не так много динамики, как порой хотелось бы, но.... первый том, такой, каким он должен быть — то есть вводным (конечно отчасти).

Очень много внимания уделено описанию местности. Видимо автор очень кропотливо и долго пытасся создать свой новый мир ( «Хоббита» — я беру в расчет лишь отчасти, это как ни крути — предыстория) , свой идеальный мир. И этими описаниями он показывал читателю свой мир таким, каким он его видел сам. Но к сожалению не каждый читатель сможет это понять (прошу прощения за грубость) , я имею ввиду (как бы ни вульгарно звучало) не каждый осилит постоянные наблюдения за местностью — читатель обычно жаждет динамики, но увы.... не дожидается и в итоге бросает свое чтение. (Возможно это еще одна причина, почему первые два раза , том мне было не осилить)

Но тем не менее, теперь я вижу ту причину по которой автор описывает свой мир, о ней я говорил чуть выше.

Помимо несомненно великолепно проработанного мира , несомнененный плюс книги — это персонажи. Практически безупречно проработанные .

На то время еще не существовало тех заезжих клише, что отравляют в большинстве своем (увы) многие фэнтези- произведения. Толкиен начинал практически с нуля. Но все же некоторые черты характеров персонажей чересчур угадываются заранее ( например жаждующий кольца Боромир, конечно жаждующий только некоторое время, но все же) . Но это буквально — редкость.

Мне безусловно понравились «мистические» и прочие существа этого мира. (хотя это все относится к описанию мира — все же это отдельный пункт, по моему мнению) . Все народы населяющие Средиземье ( которые участвуют в действии) получились необычайно живыми, наверно опять же сказывается отсутсвие клише. От войнов Рохана ,до гордых в своем существовании эльфов. От чересчур верующих в своего короля Гондорцев, до мирных Хоббитов. Первый раз я могу сказать, что народы Идеально прописаны.

Толкиен безусловно умеет играть на чувствах читателя. (что в наше время присуще увы (опять же !) не многим авторам) . Его драма жива и насыщена , взять хотя бы проишествие на Морийском мосту или сражение Боромира .Всплеск эмоций , вихрь чувств — вот , что остается после этих картин. Этим картинам ВЕРИШЬ , автор заставляет по-настоящему сопережевать героям , идти вместе с ними по их пути.

Зло. В этой истории у зла размытый лик , но я считаю это плюсом. Конечно «темные» народы прописаны так, чтобы испытывать отвращение к ним, но по сути зло — это не они, и даже не Саурон. Зло — это пороки человеческие ( и не только ) . Практически на все этом движется идеология произведения. Кто не бросил кольцо в жерло Ородруина в первый раз ? Из кого получились самые сильные и преданные слуги ? Кто опять же оказался слаб и покушался на кольцо ? Но на каждое действие есть противодействие — Толкиен показывает разные стороны людей , он не стремиться показать лишь темноту, но подчеркивает , что она — корень всех бед. Гордость, мудрость — в эльфах; жалость, отчаянье, силу ума , волю — в людях; труд и упорство — в гномах; то же упорство и стремление идти до конца — у хоббитов.

Это прекрасное произведение . Оно откроет вам не только новый мир, оно подарит вам что-то легкое и светлое. И я согласен с CHRONOMASTERом. Дайте почитать эту книгам своим детям, когда они вступят в «осознание себя». Мне это помогло.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная ситуация, люди на протяжении шестидесяти лет пишут монографии, защищают докторские, и после этого наш брат фантлабовец говорит — В книгах Толкина нет второго плана. Да тут не второй искать нужно — а энный. Прошу прощения за то что это не отзыв, но зацепило.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Братство Кольца» — моя любимая часть триллогии, возможно потому, что она самая светлая. В первой части все члены Братства еще вместе, бремя Фродо еще не столь тяжело, а Леголас и Гимли не устают друг друга подкалывать. Радует и постоянная смена места действия: Хоббитон, Старый лес, Бри, Ривендэлл, Остранна, Мория и наконец Лотлориэн проносятся перед глазами сверкая яркими красками. Герои, теперь уже ставшие классическими для фентэзи: человек-воин, эльф-лучник, гном-берсерк и т.д. Теперь такой компанией никого не удивишь, однако и сейчас открывая книгу, приятно видеть образы, напоминающие членов Братства.

Одна из особенностей стиля Толкиена в том, что он пишет о своем выдуманном мире, как о реальном. И ты действительно начинаешь верить в реальность происходящего. Он как будто описывает собития, очевидцем которых являлся. Неудивительно, что после выхода книги в США обдолбанные хиппи разгуливали со значками «Гендальфа в президенты». Часть этой магии еще и в том, что у Средиземья есть своя история, уходящая корнями вглубь веков, до самого основания мира. И, разумеется, свою роль сыграл и эльфийский язык — автор не просто пишет, о том, что остроухие переговаривались между собой на дивном наречии, он действительно вкладывает им в уста совершенно другой язык. Это не может не очаровывать, и при всей своей волшебности, заставлять верить в реальность происходящего. Средиземье — идеальный мир, продуманный до мелочей.

Как ни странно, но магии как таковой в романе нет. Да, Гендальф действительно отбивается от Назгулов молниями на вершине Уэзертопа, Галадриэль видит будущее в своем волшебном зеркале, а Кольцо дает возможность владельцу стать невидимым. Но магов этом мире не так уж много, по пальцам пересчитать, эльфы тоже не разбрасываются фаерболлами, а люди и подавно. Магия в самом мире, в окружающей природе. А это еще одна стильная сторона Толкиена. Пусть профессор и не мог как следует описать чувства влюбленных (он же все-таки католик), зато описания природы действительно ему удавались. Когда я езжу на море, почти на самом побережье есть место, глядя на которое, я всегда думаю о Средиземье.

Напоследок хочу напомнить всем, кто заявляет, будто ВК скучный нудный и затянутый, что если бы Толкиен не уехал из ЮАР, не поступил в колледж и не женился на Эдит, возможно, мы бы сейчас все дружно читали исключительно НФ и исторические романы. Кто знает сколько бы лет прошло, прежде чем какой-нибудь гениальный ум написал настоящее эпическое фентэзи, от которого бы отталкивались, которым бы вдохновлялись следующие поколения. Может сейчас герои Мартина, Джордана, Гудкайнда и других мэтров не держали бы в руках мечи, а бороздили просторы далеких галактик с бластерами в руках, ведь кого из авторов фентэзи не спроси, почти каждый ответит, что одной из книг, вдохновивших его или ее, был «Властелин Колец». Ни в коем случае не хочу переоценивать значение ВК, но без этой книги целый жанр бы обеднел и отстал в развитии.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно я был в числе людей, которых отталкивала небывалая популярность «Властелина Колец». «Да что там такого сильно интересного?» — задавался я вопросом, при этом вспоминая одноименный фильм. Война, бои, кровопролитие, зло... Меня все это совершенно не притягивает — решил я, в очередной раз обходя шикарную книгу стороной. Так прошел не один год, прежде чем я наконец не взялся за монументальную трилогию. Что сказать, теперь эта книга одна из моих самых любимых!

«Братство Кольца» начинается неспешно: постепенно, шаг за шагом перед читателем открывается вся прелесть мира, продуманного до мельчайших деталей. Сперва все эти мириады названий, сложные словесные нагромождения сбивают с толку. Нередко задаешься вопросом: кто в состоянии все это запомнить, за всем этим уследить? Потом поражаешься солидному количеству стихотворных вставок, которые, конечно, по-своему прелестны, но к ним нужно привыкнуть. А что уж говорить о благоговейном, но порой чересчур настойчивом преклонении автора перед красотой природы? Но затем все эти мнимые «недостатки» превращаются в достоинства, когда понимаешь суть их замысла, а перед тобой открываются богатые золотые недра.

Ведь стоит заглянуть чуть глубже, постараться понять, как тут же становишься участником поистине великих событий. Ты ощущаешь причастность к чему-то несомненно значительному, как будто сам очутился в другом мире, как раз в эпицентре событий. И все здесь как в реальной жизни: пребывание дома и в гостях, долгие дни странствия, трудности намеченного пути — все это может изменится в один решающий миг, стоит произойти чему-то непредсказуемому. А это происходит раз за разом все чаще, очередной раз испытывая героев. Кто-то эти испытания выдерживает, а кто-то нет. Ясно одно — нужно двигаться к заветной цели, и что для этого предстоит пройти, трудно себе представить.

Дж. Р. Р. Толкиен вкладывает великий смысл в события, своих героев: это истинное добро и борьба со злом, власть и ответственность, путь к цели и обход ее стороной, доблесть и низменность, радость и горе, воля и слабость, дружба и вражда... Все это заставляет серьезно задуматься, но что еще поражает: насколько глубоким, реалистичным и красочным является мир. Нечего говорить о гномах, эльфах, орках, если ты не видел, что на самом деле из себя представляют эти чудо картины в буквах. Диковинные леса и обманчивые дороги, труднопроходимые горные перевалы и невиданные города на деревьях, роскошные диво-дома и леденящие разум подземные копи...

А что говорить о людях? Роман переполнен сильными и слабыми, величественными и ничтожными, храбрыми и боязливыми, добрыми и злыми персонажами, каждый из которых, как настоящий, имеет собственную манеру речи, характер, мотивы и мысли, преследует свои собственные цели. Одними ты восхищаешься, других недолюбливаешь, к третьим относишься с уважением. Но нет так чтобы не обращать внимания! Они все живые, как настоящие, прямо перед твоими глазами, и ты вместе с ними отправляешься по неизведанным просторам огромного и необъятного мира.

Это первая часть эпопеи и первая часть пути, в которой все только начинается, где мир и спокойствие неожиданно сменяются опасностью, а прозябание дома — путешествием в дальние края. И чем дальше ты идешь, тем яснее становится, какой непостижимо трудной и смертельно опасной является задача. Когда перед мощью Врага твоя уступает в сто крат, когда остается лишь слабый лучик надежды, ты все равно должен идти вперед. Ведь твоя Цель уничтожить предмет наибольшего зла. А иначе, Зло уничтожит тебя и разом все Добро в этом мире.

«Братство Кольца» — это безусловный шедевр литературного искусства. За что ему мой наивысший балл.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве я была очарована ВК и, как помню, перечитывала чуть ли не каждые полгода. Но потом меня настиг университет и времени почитать что-то за рамками филологической программы не было. А затем возник страх, что детское впечатление уйдет и растворится после того объема изученной литературы. И, как ни странно, схватила я книгу с полки, когда мне было плохо: с работой так себе, семейные неурядицы да и еще и кот заболел.

Начала читать... и пропала.

Пропала, как тогда в одиннадцать лет, подхваченная словами. Я снова брела через Шир с тревогой внимания тоскливым голосам Черных всадников. Потерялась в Лесу и с замиранием сердца искала путь через Могильники. С радостью находила знакомые тропы и еще неизведанные. БК — это настоящий эпос, действующий по законом жанра, где остросюжетные сцены чередуются со списком кораблей, где поэзия и язык вплетены в саму суть вещей.

Меня поразило, как легко и точно выстроены сцены, что нет провисаний. И как нигде раскрывается мировоззрение филолога: язык и слова. Не желай зла, не упоминаний имя врага вслух, потому что слова составляют бытие.

Хорошо, что ВК одна из таких книг, которые можно читать и перечитывать в любом возрасте.

» – О прекрасный и дивный Келед Зарам! — благоговейно произнес Гимли. — В его водах корона Дарина ожидает пробуждения Государя.»

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вообще считаю эту эпопею лучшим произведением в мире. Прочел первый раз в 10 или 11 лет, потом еще перечитывал два раза и каждый раз открывал что-то для себя новое. Это книга изменила судьбы миллионов людей, которые не с того ни с чего с малых лет решили прочитать эту книгу и сразу заболели. Сейчас всякие циники в своем уже циничном возрасте читают уже после выхода фильма трилогию и орут на каждом углу, что в ней нет ничего особенного. А мне их просто жалко, они выросли и разучились мечтать, разучились верить в добро, разучились быть открытыми людям, разучились верить в сказки, а может нам всем надо только что и поверить в сказку и мир станет лучше. Эта книга всех нас учила с малых лет добру и вере в счастливое будущее.

Я всем советую, когда ваши дети дорастут до возраста 9-14 лет, когда уже начинают что-то соображать, но еще не разучились мечтать, так, невзначай, подкинуть на видное место эту книгу (лучше для начала Хоббита) вместо всяких Гарри Поттеров, детских страшилок и детективов, и может тогда и их жизнь немного, может совсем немного, но все-таки повернется в лучшую сторону.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что такое Кольцо? Символ Единства, Власти и Подчинения, прочитаете Вы в любой энциклопедии. На руке Властителя — символ права карать и миловать, приказывать присягнувшим ему, на руке мудреца — постижения тайных знаний, вечных истин, сокрытых пеленой времени, на руке вассала- беспрекословного подчинения господину, бессловесной преданности — осколок цепи, сковавшей клятвой верности. Но это Мы все о тех, кто ищет Власти: через силу и знания жаждет сковать Мир единой цепью подчинения, ну уж если не получиться забраться на самую вершину стать хотя бы звеном в этой цепи.

А что же кольцо в лапке смешного толстячка, безобидного хоббита, живущего в уютной норке, которого никто даже не принимает всерьез? Забавная вещица, маленький бублик, через который можно глянуть на мир синим глазом. Кто же знал, что именно эта безделица, привезенная Бильбо из давнего странствия, вдруг станет решать судьбы целых народов и Мира, позовет в дорогу, тяжелую и опасную, где каждый шаг из милого сердцу Хоббитона — страшней и страшней?

И вновь все начнется, как обычная сказка — с веселых игр, праздника, песен, фейерверка. Но даже шутки и веселье не могут заглушить тревогу, и невозможно уже не замечать, что железная рука Темного Властелина тянется из безжизненного Мордора к зеленым, цветущим землям, одних — лишая последнего мужества, других — побуждая отбросить сомнения, старые разногласия и начать действовать.

Так и возникнет Братство Кольца. Оно объединит тех, кто способен забыть давние обиды, тех, для кого судьба мира, дружба, любовь к родине, верность долгу и принципам превыше личных амбиций. Какая еще судьба может быть выше?

Чудесное начало истории о Долге, Верности и Власти. Так легко быть мужественным и справедливым, когда ты силен и облечен властью, мудростью и воинским умением, и так непросто, когда ты мал, слаб и нет у тебя ничего, кроме верных друзей, чувства справедливости, любви к родине и тяжкого бремени добровольного Долга. Удивительно, но самое важное во всем романе оказывается не как обычно, в самом конце, а именно в этой части. Две фразы: о жалости и милосердии, которые не позволяют взять верх темному в каждой душе, и о времени, которое мы не выбираем, но которое можем прожить так, как подсказывает совесть – здесь, на этих страницах.

Но вот, что мне всегда было интересно. Если так были мудры эльфы и Гэндальф, почему они не рассказали сразу всю правду Фродо? Не поведали о свойствах Кольца, опасностях, которые его ждут, и гибели, уготованной в самом конце? Были в нем не уверены или судили по себе? Ведь отказываются Могучие и Всезнающие от Кольца не потому что доверяют своей преданности долгу и убеждениям, а из страха стать новым Темным Властелином! И грыз какой-то червячок: казалось, что Великие просто использовали наивных хоббитов, равнодушно бросив их — таких далеких от битв и жестокости — в самый центр противостояния Сил.

И еще маленький нюанс. То, что Мастер начал говорить, но так и не сказал. О Томе Бомбадиле — чистом духе, живущем среди нетронутой красоты Мира, над которым Кольцо Власти не имело. Тайна, оставшаяся неразгаданной...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

А началось всё с того, что я пересмотрел «Властелина Колец» в режиссерской версии, всю трилогию, по 4 часа каждую, и понял, что всё — не могу, пора в срочном порядке читать великий роман. Точнее, перечитывать. Дополнительным поводом послужил свежий омнибус в новом переводе — Григорьевой и Грушецкого, тогда как до этого несколько раз я читал (но не дочитывал) в переводе Кистяковского и Муравьева. Было интересно сравнить впечатления.

С 11 лет я бодался с переводом КистяМура и смог одолеть его только в 25. В эпоху юности, после СТэна Николса, Сальваторе и Уэйс-Хикмэна, читать про пони, хоббитов-полуросликов с мохнатыми ногами было как-то несерьезно, меня смешило, но, благо, повзрослел и чуточку поумнел. А тогда, видать, язык показался тяжеловесным и не под возраст. И вот, взяв в руки роман в переводе ГриГру, меня просто понесло на крыльях букв. Абсолютно иные, новые, комфортнейшие впечатления! Гладкость, легкость и воздушность языка! Правда, ко многим названиям пришлось привыкать, но это нестрашно. Зато читается влёт!

Первая часть трилогии для меня всегда была чем-то невероятно ламповым, с приключениями по природе, с укрытиями, ожиданиями под кронами деревьев, эль в трактирах, всадники, что преследуют, болота, мухи, горы, поля, тракты... Раньше описания природы раздражали, сейчас же это всё играет на красочность картины и детализацию при представлении тамошних панорам. Пробуждение тех самых детских чувств приключений, уютных древесных корней, ночлежек у костра и дорог через поля. Класс. Мне снова 11 лет.

Первые дни путешествия компании хоббитов, к которым потом присоединяется Арагорн, тяжбы дороги, усталость, дефицит еды, Кольцо, манящее к себе, умоляющее надеть его — как же ярко и грамотно это описано. С полнейшим погружением. Да, несколько старомодно, сказочно, поэтически, но это по-настоящему достоинство. Тут тебе и мытьё в бане попадется, и прогалины-туманы, переправы, непроглядные леса, овраги, ручьи. Толкин, конечно, настоящий бог в описании природы. Он преподносит ту или иную местность или, с позволения сказать, зону так, что сразу чувствуешь всю глубину мира, масштаб, давность и древность. Потрясающие чувства, не вызывающие привкус суррогата или искусственности.

И, конечно, здесь буйство песен и стихотворений, а еще легенды и древние сказания. Атмосфера на высоте.

С первых глав заставляет себя уважать Сэм: он крутой. Зная, что обратного пути, скорее всего, нет, он бросает всё и идет вслед за Фродо. Сэм — образчик преданности и смелости, он готов сопровождать Фродо куда бы то ни было.

Вызывает вопросы Том Бомбадил — очень загадочный персонаж. Он надевал Кольцо и не исчез, помнит приход Темного Властелина и уход эльфов на запад. И конкретно в трилогии никак больше не играет свою роль, кроме спасения и приюта хоббитов. Странно.

Нравится, что в романе, как в «Истории, конца которой нет» Михаэля Энде, почти каждая глава — новая локация. И они разнообразны, что обусловлено походом образовавшегося Братства. Каменистые открытые пространства, где с трудом можно укрыться от птиц-соглядатаев, заснеженные пики Карадраса, бушующие адской пургой и кипящим бураном, насылаемыми Врагом, подземные лабиринты Мории, густые леса Лориена... Просто картины какие-то!

Забавно отметить, что Кольцо наделяет хозяина иммунитетом к старению и в глубине души порождает жажду странствий, подсовывая в сновидения горы и реки, а в сознание — сомнение и усталость от одинаковости местности и размеренной жизни.

Толкин очень метко и мастерски описывает тяжбы путешествия в непростых погодных условиях и ловко передает настроение отряда. Персонажи яркие и живые, уязвимые, слабые, храбрящиеся. Они честные: Гэндальф ворчит и устает, стрелы орков пронзают одежду путников и впиваются в мифриловую броню Фродо, могут внезапно возникнуть перепалки и так же резко сойти на нет. Но больше всего в первом романе меня впечатлил Боромир. Славный воин, доблестный, честный, но в какой-то момент он дал слабину и поддался злу, и оно победило, проявив в гордом воине Гондора гордыню, зависть и эгоистичные мысли, маскируемые благими побуждениями. Боромир — один из ярчайших и шатких персонажей трилогии, противоречивый и вечно сомневающийся, терзаемый собственной миссией в виде защиты государства. Судьба его закономерна. Боромира скорее жаль, нежели испытываешь к нему что-то негативное. Он явный образчик того, что от зла добра и благостной судьбы не дождаться. Отличная аллюзия.

Да, частенько не хватает экшена, тонешь в приятных описаниях, но ждешь динамику, однако надо помнить дату написания и сбавить требования.

Роман завершается горько — Братство Кольца распадается на мелкие части, оно несет потери, впереди таинственная неизвестность и уйма задач по спасению сотоварищей и всего Средиземья.

Почти 10 лет на фантлабе стояла моя оценка 9, но я подправил на 10, ибо новые для меня перевод дал новую жизнь этому творению.

Забегая вперед, могу сказать, что для меня «Братство Кольца» остается лучшим и теплейшим, уютным романом трилогии. Учитывая, что дальше размах ширится, а произведение взрослеет, оно немудрено, но в отзывах на оставшиеся 2 тома я укажу, в чем причина моей любви к первому роману на фоне последующих.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги Дж. Р. Р. Толкина являются одними из самых читаемых и обсуждаемых уже много десятков лет. У них есть как свои сторонники, так и противники. Но несмотря на это, именно Толкин был одним из создателей жанра фэнтези и принес ему наибольшую популярность. Книги автора помогают нам удовлетворить постоянную жажду человечества в мифах и старых сказках, позволяют погрузиться в волшебный и чарующий мир. А мир этот проработан великолепно. Долгие годы Профессор посвятил созданию мира Арды и населяющих его рас. Пожалуй, это можно сравнить с историей нашего мира, отражённой в другом измерении, со своими народами, языками, географией и мироустройством.

Очень давно я хотел познакомиться с легендарной трилогией «Властелин колец», но мне мешало одно обстоятельство – не мог выбрать в каком переводе читать. В итоге, после прочтения множества отзывов и рекомендаций выбор мой пал на перевод В. Грушецкого и Н. Григорьевой. Мне кажется, что он лучше всего передаёт атмосферу Средиземья. Но есть у этого перевода и свои минусы – имена собственные. Сумкинс и прочие фамилии хоббитов смотрятся очень необычно, особенно после просмотра фильма. Ну и Ривенделл, превратившийся в Дольн, вызывает некоторое недоумение. По факту, почти ни в одном переводе имена и названия полностью не совпадают с показанными в фильме. Тут остаётся только смириться.

«Братство Кольца» – просто великолепный роман. В нём мы постепенно знакомимся с миром и персонажами. Очень подробно, а порой и дотошно описаны местность, народы и их обычаи. Но это ничуть не мешает, а наоборот помогает лучше понять этот мир, быть с ним на одной волне. Окружающая реальность описана настолько подробно, что порой чувствуешь себя его частью.

Персонажи прописаны не менее реалистично. У каждого яркий самобытный характер. Да, современный читатель может увидеть некоторые фэнтезийные клише: эльф-лучник, маг в длинных одеждах и с посохом и т.д. Но надо учитывать, что эти ассоциации возникли уже после, под влиянием именно «Властелина Колец» и его последователей. Возможно, динамики здесь не так уж и много, но её вполне хватает для обеспечения основной цели – завязки грандиозной эпопеи. Эпичные схватки и героические подвиги ждут нас впереди, в последующих книгах.

Понравилось как Толкин интересно и самобытно описал народы. Эльфы, гномы, хоббиты и люди не похожи друг на друга. И даже среди представителей одной расы разница очень заметна. Например, гондорцы и рохирримы совсем разные.

Драматическая составляющая тоже присутствует. Думаю, героические смерти Гэндальфа и Боромира никого не оставит равнодушными. А как было сложно Фродо бросить все и покинуть родной дом ради спасения мира. Интересно описана сложная и противоречивая судьба эльфов Лотлориена: пока существует Кольцо Всевластия постоянная угроза висит над миром, но с его уничтожением померкнет и сила эльфов. Нелегкий выбор стоит перед Владычицей Галадриэль.

Главный антагонист – Саурон – намеренно описан размыто и нечётко. Лишь его тень постоянно маячит на границе восприятия. Это придает Тёмному Властелину ещё больше таинственности и заставляет задуматься о самой природе Зла. Безусловно, истинно тёмные народы описаны так, что ни на миг не сомневаешься в их злобности. Но именно люди часто совершают самые тёмные дела. Неспроста назгулы – ближайшие слуги Врага – были когда-то королями людей. Их сгубили тёмные желания и пороки. Так может главное зло внутри каждого из нас? Оно главный враг и с ним нужно бороться?

На мой взгляд, произведение вышло превосходное. Советую всем без исключения любителям хороших книг – равнодушными роман вас не оставит.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорить что-то о том, о чём уже сказано не то что много, а неимоверно много, и притом людьми куда более сведущими в теме, чем ты сам – очень тяжело. По новому кругу хвалить или журить. Поддаться потоку общественного мнения и просто плыть по нему, говоря банальные и без того понятные всем вещи. Это самый худший удел, когда сказать-то действительно что-то хочется, но не получается… Появляется какое-то щемящее чувство, ведь произведение, слова автора после себя оставили так много. А выразить из этого толком не получится ничего.

В такие моменты и приходится, лично мне, отстранятся от книги, и обращать свой взор именно на то, что она оставила после себя. Прекращать говорить о творении. Начинать говорить о том, какую ценность оно имеет субъективно, какие чувства вызвало, и сколь наполненным был этот каскад.

От “Дружества Кольца” (оно же “Братство Кольца”) я получил невозможный, как мне казалось до романа, эмоциональный прилив. Он соединён порогами саспенса, что навеян волнительными и опасными встречами, но постоянно выходит в более-менее тихие гавани. То они небесам подобны и прелестны, не слишком велики и бесконечно уютны, заполнены миниатюрными лодочками резной работы, в которой не так много утончённости, но так много труда. А порой – огромные порты. Колонны фасадов зданий, что стоят на берегу, уходят в небеса, они недостижимы и нереальны, но и впечатляют до самых глубин. А от кораблей с развивающимися парусами, что швартуются к пристани, захватывает дух и по коже пробегают мурашки. И всё это сотрудничает друг с другом. На гавани налетает тьма, во тьме гавань переходит в пороги, пороги изменяются в размерах, иногда сами гавани, сокрытые во тьме, являют из себя неспокойный поток невидимых, но бесконечно опасных волн, которые поглощают, раз за разом заставляя задохнуться в великом океане, коим и является мир профессора Джона Рональда Руэла Толкина.

Его масштаб чувствуется буквально с первых страниц. Эта малая гавань с резными лодочками, этот уютный край – Удел (он же Шир). Место обитания хоббитов, с коими писатель знакомит читателя долго и скрупулёзно. Всё ради того, чтобы прочувствовать этот мир, этот беспечный край, полный солнца и колосьев. Это даёт невообразимый заряд на всё остальное приключение, долгое и мучительное, во многом. Читатель словно тот же хоббит – он знает, ради чего идёт и почему обязан вернуться. Он помнит и чувствует, какого это – там, в Уделе. Ему бесконечно тепло там, и бесконечно больно, если с этим краем обетованным что-то случится.

Толкин снаряжает в путь не четырёх хоббитов. Он делает из читателя пятого. Он идёт рядом, весь путь, ощущая тепло полей и томность уютных вечеров даже в чертогах горных пещер. С каждым разом чертог всё более тёмен. А когда рассказ переходит во вторую книгу, во вторую половину “Дружества Кольца”, тьма вовсе достигает своего предела. И всё лишь ради того, чтобы потом быть разнузданной на куски яростным пламенем несметной опасности. Это – неимоверный контраст первого романа. Но он и необходим: творец уже первой книгой полностью даёт осознать, каким оно является, это приключение. Оно ещё не закончено, совсем, но уже четко ясно, что из себя в дальнейшем оно будет представлять. Поток уже схватил читателя, и теперь всё, что осталось – поддаться ему, следовать его течению, быть пятым хоббитом, который будет видеть архитектуру гномьих чертогов и эльфийских строений, индустриальный деспотизм Сарумана и непроглядную черноту намерений Мордора. Поток будет везде, он вынесет читателя всюду, а его течение так и будет меняться. Неожиданно. По скорости ли, по направлению ли. Но если “Дружество Кольца” позади и после неё осадок приятен. Такой, который так и требует продолжения, то поток любой будет не хуже нежной перины. Ведь он – и есть рассказ, описание приключения, в котором читатель оказался уже целиком, с головой.

Со мной – именно так. “Дружество Кольца” – прекрасное вступление. Изумительное произведение, показывающее, насколько масштабен и широк гений автора, насколько велико его внимание к деталям, насколько массивен базис мировой культуры, на основе которого построен этот неповторимый мир Средиземья, в который я угодил, словно позже Фродо в тенета паучихи Шелоб. И я этому полностью доволен. “Что же будет дальше?” – вот единственный вопрос, которым мой разум сейчас может задаться.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему многие любят Толкина — мне понятно 8-) Но вот почему другие (столь же «многие» числом) утверждают, что это — автор «детских сказочек», что ВК — «прямолинейная», «чёрно-белая» книга о борьбе «абсолютного добра с абсолютным злом» — этого я не понимаю. Лично я всегда считал, что это — в первую очередь книга о природе власти, и о том, что власть развращает исподтишка. А война с Сауроном — лишь иллюстрировать эту идею призвана; считать её «самоцелью» в книге — это то, о чём говорили Г. Л. Олди: «ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫЛЕЗЛИ ВПЕРЁД».

Так вот. Теперь я, кажется, начал понимать, за что такая нелюбовь к Толкину. В его книгах отсутствует напрочь сюжетная динамика! Собственно, будь я литературоведом-профессионалом — попытался бы ввести применительно к нему... термин «сюжетная статика». А так как я не литературовед-профессионал, то скажу проще: Толкин — из тех авторов, у кого описание трещины на стене трактира (пример условный) может занимать если не целую главу, то как минимум треть её.

И вот у меня вопрос: разве это — так уж плохо? «Кто сказал?» (с) Это просто — такая манера письма. Она не хорошая и не плохая — она вот ТАКАЯ, и всё тут :wink: Да, сейчас так фэнтези уже не пишут (всем нужен драйв...) Но из этого, собственно, можно сделать только один вывод: ДжРРТ — напиши он свою книгу сегодня — был бы причислен не к классикам фэнтези, но к классикам мэйнстрима (магреализма? постмодернизма?) Ибо им пока ещё разрешается так писать. С трещинами на стене... и т.п.

Т.о., нелюбовь к Толкину, встречающаяся у многих людей, вызвана (как _я_ считаю!) тем, что он писал малость не в том (жанре) направлении, что все остальные фэнтезисты (фэнтезёры? фэнтезятники?) Их много, а Толкин один (хорошо это или плохо, рассудите сами для себя :wink:)

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть Властелина колец — пожалуй, самая любимая. Именно в ней в наибольшей мере чувствуется удивительное ощущения ожидания чуда среди обыденности и переход от обычного к чудесному. Толкиен. видимо, не случайно, начал повествование в размеренной спокойной манере, так соответствующей нраву хоббитов. И вот, постепенно, события начинают развиваться все более и более стремительно — Вековечный лес, Могильники, Пригорье, гора Заверть. Напряжение нарастает и хоббиты постоянно идут по краю бездны, на полшага опережая преследователей.

Первая часть — самая красивая. Именно в ней у читателя еще есть время вместе с героями оглядеться по сторонам, восхититься могучим Вековечным лесом, величественными горами, пройти через удивительно прекрасную и грозную Морию, проплыть по могучему Андуину.

Первая часть — самая интересная с точки зрения образов героев. Именно в ней мы знакомимся со всеми Хранителями, встречаемся с эльфийскими королями. Именно в ней действует, пожалуй, самый загадочный персонаж во всей трилогии — Том Бомбадил.

В первой части очень много ярких моментов, запоминающихся читателю очень надолго, и наверное, самый яркий из них — поединок на Морийском мосту. Здесь первые бои, первые победы героев и первые потери. И через весь роман, сквозь все тяготы, лишения и опасности, которые приходится пройти героям, проходит светлое чувство надежды.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что началось как волшебная сказка, постепенно перерастает в полный драматизма поход с очень малыми шансами на успех. При этом каждый участник сознает, что наиболее вероятным исходом похода является гибель, тем не менее никто не помышляет сбежать.

При этом перед нами отлично выписанный мир, с историей, уходящей в незапамятную древность, но события которой аукаются до сих пор. В этом мире гармонично сплавлены разные расы и ужасные существа, никто из них не кажется здесь чужеродным. Автору удалось показать как мирный быт патриархальной сельской глубинки, так и суровые условия похода по опасным землям.

Это нестареющее произведение, перечитывать которое можно бесконечно

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх