FantLab ru

Юрий Максимов «"Властелин Колец" и Христианство»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.25
Голосов:
8
Моя оценка:
-

подробнее

«Властелин Колец» и Христианство

Статья, год (сетевая публикация)



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересные рассуждения о творчестве Токлиена с точки зрения православия. Чисто религиозных идей в статье мало, тем не менее она открывает, лично для меня, принципиально новые стороны ВК — это касается не только мирообразования (о чем сказано и так уже много), но и мотивации и даже проведение параллелей между героями и возможными прообразами к ним.

В общем-то статья довольно любопытная и ознакомится с ней стоит не только толкиенистам, но и просто любителям фантастики, любящих подходить к произведениям с различных сторон

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

// О том, что Толкиен как мыслитель и писатель имел ряд идей, с точки зрения христианина, сомнительных, хорошо известно. Гностическая концепция творения мира, изложенная в «Сильмариллионе» — лишь один из примеров. //

Гностическая концепция «творения» подразумевает создание мира вопреки или, во всяком случае, помимо воли Бога, как результат выпадения из Плеромы. Причём о творении там можно говорить лишь очень условно, потому что многие этапы этого процесса в тех или иных версиях гностического мифа выглядят актами природными и бессознательными, а не разумным творчеством.

У Толкиена творение мира — это сознательное осуществление айнурами(как бы ангелами-божествами) высшего замысла Илуватара(Бога). Их сотворчество Богу в рамках т.н. «музыки айнуров». Естественно, концепция Толкиена расходится с ветхозаветной (целью Ветхого Завета было максимально упрощённое и прямолинейное утверждение представления о Едином Боге и грядущем Царстве Небес(Бога) на земле, см. Дан 2:44; там и о жизни после смерти ничего не было!). Но гностической она не является нисколько.

Толкиен в основном совпадает с зороастризмом (исключая самостоятельное и изначальное происхождение зла, где писатель следует христианской традиции). Аналог айнуров в зороастризме — язата, божества-помощники Ормазда. Ещё более ярко выражено совпадение Толкиена с Даниилом Андреевым: то же сотворчество Богу, то же отпадение Денницы-Люцифера (правда, мотивы и цели богоотступничества оказываются не столь просты и поверхностны, как изображается у Толкиена или традиционно толкуется в христианстве — гордыня и т.п.).

Следствие противобожеской деятельности — искажение устроения мира, законов жизни в нём, природы живых существ. По Толкиену: «Arda Marred, that is Arda with a Melkor-ingredient» (Myths Transformed. Morgoth's Ring) — «Арда Искажённая, которая есть Арда [изначального замысла] с составляющей, привнесённой от Мелькора». У Д.Андреева аналог «Melkor-ingredient» в более узком значении, в природе человека, называется эйцехоре, что перекликается с йецер ha-ра иудейской мистики; эта дьявольски привнесённая составляющая и отвечает за «падшую природу человека» — если использовать православную терминологию — замещая легендарное событие грехопадения Адама и Евы, которого в реальном мире, по всем признакам, не было, и про которое, соответственно, ни единым словом не обмолвился Христос в текстах Нового Завета.

По ветхозаветному мифу Бог сказал о первозданном мире «хорошо весьма». По Толкиену же «'Arda Unmarred' did not actually exist, but remained in thought — Arda without melkor, or rather without the effects of his becoming evil; but is the source from which all ideas of order and perfection are derived» (там же) [Арда Неискажённая в действительности никогда не существовала, но сохранилась как помышление об Арде без Мелькора, или, иначе, без последствий становления во зле; источником, из которого происходят все идеи должного порядка вещей и совершенства]. Факты реального мира подтверждают в этом вопросе принципиальную правоту зороастризма, Толкиена, Д.Андреева, даже Ивана Ефремова, который ужасался кровавой борьбой за существование в колоссально растянутом процессе эволюции жизни на земле, называя это состояние «инферно».

// Кто такой Властелин Колец? Кому посвящено все произведение? Очевидно, что это не Фродо, никто из Мудрых, ни даже Саурон — потому что никто из них никогда не обладал всеми волшебными кольцами. //

У Толкиена Властелин Колец — именно Саурон. Это прямо следует из текста книги, взять хотя бы фразу «the Black Riders are the Ringwraiths, the Nine Servants of the Lord of the Rings». Даже те кольца, которыми Саурон не владел, зависели от Единого Кольца.

// Толкиен учит восприятию врага сквозь призму его личной трагедии и через это подводит к единственно возможному отношению к врагу: состраданию. Несколько раз в трилогии подчеркивается та мысль, что конечная победа добра стала возможной благодаря акту милосердия, который совершил хоббит Бильбо по отношению к своему врагу. //

Похоже, Юрий Максимов был когда-то не таким уж плохим человеком. До того как стал единомышленником Д.Сысоева, категоричным апологетом «вечного» ада и борцом с «ересями» проф. А.И.Осипова.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх