fantlab ru

Милорад Павич «Пейзаж, нарисованный чаем»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
72
Моя оценка:
-

подробнее

Пейзаж, нарисованный чаем

Предео сликан чајем. Роман за љубитеље укрштених реци

Роман, год

Примечание:

В 1989 году дополнено «Маленьким ночным романом».



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


-
-
8.00 (6)
-
-
7.47 (15)
-
-
9.33 (6)
-
8.17 (6)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Согласие 6'1991», 1991 г.

— журнал «Согласие 7'1991», 1991 г.


Похожие произведения:

 

 


Пейзаж, нарисованный чаем
1998 г.
Пейзаж, нарисованный чаем
1999 г.
Пейзаж, нарисованный чаем
2000 г.
Пейзаж, нарисованный чаем
2002 г.
Пейзаж, нарисованный чаем
2007 г.
Пейзаж, нарисованный чаем
2010 г.
Хазарский словарь
2016 г.
Хазарский словарь
2020 г.

Периодика:

Согласие 7'1991
1991 г.
Согласие 6'1991
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вспомнить замечание, согласно которому каждый человек носит в себе хотя бы один роман (или сборник рассказов), то Павич – это целая Вселенная, со своими галактиками, орбитами, богами и дьяволами. Словно античный сказитель, под стать Гомеру, он повествует нам о странствиях духа по лабиринтам астральных миров. Он раскрывает необычайное в повседневном с той редкой достоверностью, что отличает искушенного сновидца. Всё, чего касается его самобытное воображение, начинает жить своей особой жизнью.

«Пейзаж, нарисованный чаем» – это третий роман Павича, опубликованный, когда писатель разменял шестой десяток. Всю жизнь он занимался литературой: писал стихи, рассказы и повести, научно-популярные исследования, делал переводы иностранной прозы и поэзии (в том числе, Пушкина и Байрона) и читал лекции, но слава обходила его стороной; и только после публикации первого большого романа, «Хазарского словаря», Павич стал знаменитым. Как верно заметила критика, «Хазарский словарь» – это первая книга XXI века, которая сочится древней мудростью.

Но, несмотря на мое восхищение этой книгой, мне особенно греет душу следующий роман Павича – «Пейзаж, нарисованный чаем». Он состоит из двух частей (первая и меньшая из которых – «Маленький ночной роман» – была опубликована еще до «Хазарского словаря», как отдельное произведение), и имеет подзаголовок ко второй части – «роман для любителей кроссвордов». Это вовсе не значит, что роман будет не интересен прочим читателям, просто Павич предлагает читателю своеобразную игру: роман можно читать как обычным, линейным способом, так и в порядке, указанном во вступительном примечании ко второй части, что позволит выявить новые смысловые аспекты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это в значительной степени автобиографический роман, рассказывающий историю архитектора Афанасия Свилара, который всю жизнь проектировал здания, исходя из своей особенной философии, но не получал признания (об этом повествуется в первой части романа), да и отношения с женой и сыном оставляли желать лучшего, в связи с чем он отправился в паломничество по греческим монастырям на святой горе Афон, стремясь что-нибудь разузнать о своем отце, пропавшем где-то в тех краях после Второй мировой войны, и в итоге получил своеобразное откровение, укрепившее его в стоицизме перед жизненными невзгодами. Во второй же части герой отказывается от фамилии своего отчима – Свилар – и берет фамилию пропавшего отца – Разин (в сербском языке эта фамилия пишется почти как Павич), оставляет жену и сына, очевидно не нуждающихся в нем, идет в дом к женщине, которую любил в юности, и с порога («слизав со щек её слезы») увозит от нелюбимого мужа и дочерей, после чего переезжает с ней в Америку и основывает там фармацевтическую компанию, которая вскоре делает его баснословно богатым, а затем возвращается в Сербию, чтобы организовать одно, в высшей степени, странное дело...

Таков, вкратце, сюжет этого романа, приправленного особым павичевским юмором, хлестким и сермяжным, и дополненного вставными историями-фресками.

В творчестве Павича гармонично сочетаются мифология и авангард, повседневность и фантастичность. Он любит играть словами, придавать им особый смысл; он ткет полотно повествования с величайшим тщанием, чтобы читатель смог на вкус ощутить плоть его произведений. Его творчество – это дверь из общепринятой повседневности в мир общезначимой мифологии. Там каждая вещь имеет особое значение, любое событие гармонично входит в общий мифоцикл, а безмолвные тени обретают голос и становятся самоценными участниками действия.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все познается в сравнении...

Когда я читала Волхва , то казалось этой книге не будет конца. Она тянулась как смола, заставляя мозг закипать в попытках постигнуть ее глубокий смысл и философию. Когда же была перевернута последняя страница и мозг поблагодарил за окончившиеся мучения, книге было присвоено звание: «Самая ужасная книга»...

Так было до тех пор пока мне в руки не попался Облачный атлас с его историей козопаса. Таким образом приз за самую ужасную книгу сменил своего хозяина...

Но вот мне в руки попалось творение Павича...

По началу у меня даже не находилось слов для описания своих ощущений, только состояние шока и отвращения.

Читая эту книгу ты окунаешься в бесконечное море бреда, псевдо-мистико-философии и какой-то извращенной порнографии... И на фоне этого даже необходимость скакать всю вторую половину книги со страницы на страницу не так уж сильно раздражает.

Многие сравнивают эту книгу со Сто лет одиночества Маркеса...

Да, возможно произведение Маркеса тоже можно причислить к разряду странных, но (и тут возможно многие со мной не согласятся) там где у Маркеса мистика и странности тут я вижу жалкие попытки достичь того же эффекта путем мешанины из пошлостей, сексуальных и психических отклонений...

Как часто в последнее время писатели стремятся придать своим книгам налет философии и мистики. И как редко у них это получается... В данном случае это обернулось нелепым нагромождением аллегорий и аналогий одной на другую, в бессмысленным попытках прыгнуть выше головы.

Т.к. книга читалась в рамках флешмоба, то возможности с отвращением закинуть ее в дальний угол у меня не было (ну теоретически конечно была, но я все же стараюсь не бросать книги не дочитанными, хотя бы из принципа), то пришлось ее домучить. Хотя, чем ближе к концутем сложнее это давалось.

Говорят, чтобы проникнуться любовью к автору, нужно начать знакомство с его творчеством с удачной книги. Может быть Павич и не плохой писатель, но после этого произведения я вряд ли когда-либо притронусь к его творчеству...

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх