fantlab ru

Терри Пратчетт «Эрик»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
1865
Моя оценка:
-

подробнее

Эрик

Eric

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Он вернулся! Нет, похоже, вы не поняли. ОН ВЕРНУЛСЯ!!! Он — это Ринсвинд, самый неудачливый волшебник на Диске. Правда, на сей раз куда больше не повезло Фаусту Эрику, начинающему демонологу, который и вызвал к себе в магический круг ходячее воплощение всех бед и неприятностей Плоского мира.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Посох и шляпа. Эрик
2022 г.

Издания:

Эрик, а также Ночная стража, ведьмы и Коэн-Варвар
2003 г.
Эрик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар
2006 г.
Цвет волшебства
2007 г.
Посох и шляпа. Эрик
2016 г.

Аудиокниги:

Эрик
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Eric
1990 г.
(английский)
Eric
1990 г.
(английский)
Eric
1991 г.
(английский)
Eric
1995 г.
(английский)
Eric
1996 г.
(английский)
Eric: A Discworld Novel
2000 г.
(английский)
Eric
2002 г.
(английский)
The Illustrated Eric
2010 г.
(английский)
Eric
2011 г.
(английский)
The Illustrated Eric
2012 г.
(английский)
Eric
2014 г.
(английский)
Ерік
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Галопом по аду

***

«Эрик» — самый короткий роман Терри Пратчетта во всём «Плоском мире». При условии, что «Последний герой» вы за роман не считаете. Но кого это волнует? У нас тут, вообще-то, демонами балуются.

…юный демонолог Эрик решил вызвать сущность из Ада. Вызвал он не Восставшего из Ада (вероятно, к счастью, но это не точна), а всего лишь Ринсвинда. Тот и не демон вовсе. Даже не бес. И не джин. Но юнцу подавай три желания! Что ж, юнец сам напросился.

«Эрик» — в чём-то роман переломный. Ещё в прошлой книге («Посох и шляпа») читатель мог подустать от Ринсвинда. Поэтому «Эрик» должен был исправить ситуацию. Так и вышло! В романе (по объёму он больше повесть напоминает) всего два героя – знакомый нам Ринсвинд и юнец Эрик. Первый в представлении не нуждается, зато второй получился на загляденье. Немного дерзкий, наивный, где-то хитрый. Эрик подкупает своей простотой. Наконец-то в спутниках у Ринсвинда не герой, не героиня, не варвар, не турист. Ах да, Сундук. Сундук тут тоже есть. И работу свою он выполняет, браво Ринсвинда не раз спасает.

Мир. Что тут сказать? Пратчетт выбрал умную стратегию. Книга поделена на несколько локаций, в которых мы вряд ли побываем ещё раз. Поэтому он не утруждал себя детальным описанием.

И всё же, что выручает «Эрика»? Во-первых, объём. Он мал, а поэтому концентрация приключений запредельная. Во-вторых, отсылки, аллюзии и оммажи. Во множественном числе. Даже одноглазый циклоп с коньюктивитом найдёт хотя бы какую-нибудь отсылку в нашей культуре. Даже если она бьет ему в несчастный глаз. В общем, если вы смотрели «Трою» или читали Гомера (миф об Орфее и Эвридике), если вы хотя бы шапочно слышали про «Ад» Данте, то всё у вас будет хорошо с «Эриком». Ну а креацинизм в представлении не нуждается.

Заключение: достойная книга, особенно после неоднозначного романа «Посох и шляпа». Читается всё так же легко, но смеха не вызывает. А должно ли?

8 Ринсвиндов из 10. И маленький Эрик в придачу.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткий роман про волшебника Ринсвинда. Основные мысли — вещи не то, чем они кажутся. Историки не то что бы врут, но немножко приукрашивают. Ад — скучное место. Главное боевое искусство путешественника — бег.

И самое главное — не вызывайте демонов. Вы можете вызвать Ринсвинда. И тогда ваше главное боевое искусство — бег

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая книга о волшебнике Ринсвинде, являющая собой некоторого рода аллюзию на Фауста. Эрик , ребёнок четырнадцати лет, вызывает к себе демона — однако напутав с заклинаниями, получает волшебника Ринсвинда.

Волшебников же в Анк-Морпорке много, а в их волшебстве много чего идёт наперекосяк. Библиотекарь волшебников превратился в орангутанга : « Будь библиотекарь человеком, ему пришлось бы туговато. Но к счастью, в данный момент он являлся орангутангом». Обратно в человека он превращаться уже не захотел с таким-то волшебством, пообвыкшись и найдя плюсы в новом облике. Вот таких волшебников в Анк-Морпорке много, придавая комичности магическому занятию.

Попавшись в начертанный для демонов круг, Ринсвинд замечает : « Какие бы грехи ни совершила эта птица при жизни, она всяко не заслуживала того, что сделал с ней таксидермист».

К сожалению, такое тоже случается. Но Ринсвинду повезло. Его вызвал начинающий демонолог, желания которого сводились к вечной жизни, власти над всем миром, ну и сундуке золота, на крайняк. Вполне себе обычные желания.

Дальнейшее ведёт к совместным путешествиям Эрика и Ринсвинда, желания же первого выполнялись с точностью до наоборот. Да и у демонов, как выясняется, несколько другая шкала ценностей. Надо заметить, в книге демоны описаны подробно и не только злыми : « Любопытно отметить, что боги Плоского мира никогда особо не утруждали себя всякими судилищами над душами умерших, поэтому люди попадали в Ад только в том случае, если глубоко и искренне верили, что именно там им и место.».

Эрик и Ринсвинд попадают к тецуманцам, жрецы и мир которого не столь дружелюбны:

« Этот старый мир весьма забавен, — сказал потом Понт да Щеботан. — Над ним нельзя не смеяться. Ведь если не смеяться, можно сойти с ума. То ты лежишь привязанный к каменной глыбе и ждешь, что тебя подвергнут изысканной пытке, то тебе вдруг предоставляют завтрак, сменную одежду, горячую ванну и бесплатный транспорт до границы царства. Именно так человек начинает верить в богов…“ Тецуманцы никогда и не сомневались в том, что боги существуют».

Встретить самую прекрасную женщину им также не удалось : она к тому времени родила семерых детей. В дальнейшем они попадают в самый ад — пекло которого погрязло в бюрократических разборках при новаторском демоне. Ад вышел нетрадиционный благодаря Астфглу — он приукрасил ад зелёными растениями, музыкой и другими вызывающими ужас декорациями. Зло в понимании Астфгла должно было быть другим:

«Но Астфгл предпочитал, чтобы люди думали, будто бы все плохое в их жизни случается по воле рока и судьбы. Астфглу нравилось мутить воду. Это поднимало ему настроение».

Негодующие и скучающие демоны позволяют героям выбраться из ада по ступенькам : « Он посмотрел на широкие ступени, по которым они поднимались. Это было что-то новенькое: каждая ступенька была составлена из больших каменных букв. Та, на которую он как раз ставил ногу, гласила: «Мне Хотелось Как Лучше».

Дальше шло: «Это Же О Тебе Я Забочусь».

Эрик стоял на ступеньке с надписью: «Ради Наших Детей».

— Странно, неправда ли? — сказал он. — Зачем делать такие ступеньки?

— По-моему, предполагается, что это благие намерения, — отозвался Ринсвинд.

Это ведь была дорога в Ад, а демоны, в конце концов, — приверженцы традиций. Но, будучи закоренелыми злодеями, они не всегда такие уж плохие».

Концовка счастливая, поскольку все встреченные персонажи остались счастливы. Счастливы тецуацинцы , узнавшие о просвещённом атеизме. Даже демоны стали счастливее, вернувшись к более известному представлению об аде с кострами, в то время как их правитель погряз в еще одной бюрократической ловушке. На мой взгляд, описание ада и демонов в книге вышло самим забавным, хотя там вовсе и не хочется побывать. Книгу можно почитать и в тринадцать, и позже.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучный и примитивный хаос... Вы говорите юмор? Не смешно, ни разу... Хотя нет, пару раз было весело, только не помню в каком месте. Ощущение что автор писал либо в запое либо с тяжелого наркотического похмелья. До сюрреализма не дотягивает, но от реальности даже фантастической уже далеко. Честно говоря после «трои и елены» стало скучно следить за перемещениями и «приключениями» ГГ...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принцыпе неплохо, но здесь небольшое отклонение от так званой темы «Волшебник в бегах».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ринсвинд (как демон)появился в волшебном круге молодого демонолога Эрика. Со временем даже начал считать, что незаметно для себя умер и реально стал демоном. В итоге начал выполнять 3 желания Эрика. В итоге им пришлось бежать из ада, куда сами добровольно и зашли и даже встретится с Создателем(а потом Ринсвинд помог эволюции, уронив бутерброд(от Создателя!) в воду).

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Эрик» — настоящий калейдоскоп издевательств над очень многими мифами и историями. В своей любимой манере Пратчетт переворачивает их с ног на голову и превращает их в философскую комедию. Но больше всего досталось всяческим стереотипам о демонах и их загробном обиталище. История о том, как бюрократия и скука стали самыми страшными адскими пытками — остроумна и мудра.

А ещё это довольно неплохая презентация Ринсвинда и Сундука. Всего несколько очень ярких эпизодов кратко и точно представляют самую суть этих харизматичных персонажей. Ознакомивщись с «Эриком» можно решить, хочется ли вам дальше читать истории о самом неумелом волшебнике Плоского мира и его ручной мебели.

P.S. Очень понравилась отсылка к первой книге Пратчетта — «Страте», в которой и появился прототип Диска.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный бюрократический Ад. Ох, он даже слишком убедителен!

Но больше всего мне понравилась история с Прекрасной Еленой. Действительно, осада слегка затянулась... :))

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бывают такие люди, удар кузнечным молотом для них — слишком тонкий намек.»

Случается, когда я устаю от кровопролитной войны в Семи королевствах Мартина, когда хочется отдохнуть от интриг Древнего Рима Коллин Маккалоу, когда нет сил осмысливать вопросы, поставленные братьями Стругацкими, да еще и жизненные проблемы невыносимо давят прессом, я беру отпуск, пакую чемоданы и отправляюсь в самый плоский из миров — Discworld Терри Пратчетта. Ибо что лучше поднимает настроение, как не хороший юмор, что не дает свихнутся в нашем безумном мире, ка не умение посмеяться над собой и другими.

На этот раз мне выпало путешествие в стиле «Фауста», только на плоскомировский лад. Пратчетт намешал тут очень многого, и солянка получилась просто великолепной. Сюжеты Гомера, Алигьери, Гете в его интерпретации смешны до колик. Книга получилась своеобразным экскурсом в историю Плоского мира. Знакомые каждому школьнику истины, Пратчетт показывает под совершенно неожиданным углом. Например, кто задумывался над тем, насколько могла изменится Елена Троянская за десять лет осады? В чем разница между богами и демонами? Отдельно стоит отметить Ад, превратившийся в бюрократическую машину, или наоборот, бюрократическая машина — это ад? Пратчетт снова заставляет поражаться его способностью несерьезно говорить об очень даже серьезных вещах.

В общем, смешно, весело, задорно. Да, есть самоповторы. Но смешно же!!!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень убедительное возвращение Ринсвинда на просторы Плоского мира!

А заодно мастерское издевательство над мифологическим Адом и современной бюрократией...

Сюжет продуман очень тщательно, никаких натяжек и случайностей — именно так невезучий волшебник и должен был вернуться!))

И хотя от него опять мало что зависит, всё же он несомненно центральная фигура этой маленькой, но насыщенной событиями повести.

Из второстепенных персонажей запомнился, конечно, великолепный попугай — в этот раз он затмил даже Сундук...

Терри Пратчетт большой гуманист. Ведь вы только вдумайтесь. За круговертью прыжков сквозь время и пространство скрывается по сути простое желание Ринсвинда: найти своих предков и как следует отомстить им за своё существование. А вместо этого он

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
породил всё живое на Диске, уронив в первичный океан надкусанный сэндвич!
В котором даже майонеза не было...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешной до колик и глубокий по смыслу роман. Как всегда у Пратчетта.

В этот раз Пратчетт разошелся не на шутку — он поставил перед собой цель сатирически пробежаться по мифологии, религии, заглянуть в начало времен и заскочить в ад на огонек. Ну а для выполнения таких ГЛОБАЛЬНЫХ целей есть только один кандидат. Главный козел отпущения плоского мира — Ринсвинд.:appl:

А потому в процессе чтения этого сравнительно небольшого романа наш неугомонный герой в компании с неподражаемым и неповторимым сундуком и неким Фаустом, то есть Эриком, попадает в самые необычные и, как всегда, недружелюбные уголки Плоского мира, где и находит приключения на свою голову. А ведь он так их не любит...

Получилось бодро, искрометно смешно и очень метко (не в бровь, а в глаз!). Ну а интерпретация ада вообще выше всяких похвал — заставляет призадуматься и возможно что-нибудь изменить в своей жизни, чтобы не попасть в ад при жизни.

Роман к прочтению обязателен. Даже если ничего не знаете о Плоском мире. Я именно с него начал знакомство с творчеством автора и не пожалел.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спустя столько романов цикла мне наконец стал по настоящему нравиться Ринсвинд. До этой книги его персонаж был забавен и даже интересен, но понравился по настоящему мне он именно в этой книге. Он всё ещё живет по принципу «беги без оглядки от неприятностей и убежишь от Смерти», но как мы знаем, неприятности его всегда находят. Ринсвинд, хочет он того или нет, но он всё время попадется под руку сильным миро сего (то есть Плоского мира), наверное, в этом его судьба.

Я рад, что в этом романе практически обошлось без волшебников незримого университета, они уже порядком поднадоели.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь очаровательная. Одни только ступени лестницы, ведущей в Ад — по которой герои выходят из Ада — чего стоят: так и хочется их очень многим вместо ежечасной мантры порекомендовать.

И в том лишь беда, что слова эти слышишь от разных людей (даже имени сэра Тэрри не знающих) в среднем раза по два в день

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дамы и Господа, добро пожаловать на лекцию по истории. Да-да, Вы не ослышались, именно на урок истории. Но не России, как Вы могли подумать, и не Всемирной, да что там, даже не нашего мира! Какой? — спросите Вы. Урок истории Плоского мира, и я рад познакомить Вас с лектором — сегодня читать будет интеллигент из Англии — сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт. Итак, приступим.

Для начала хотелось бы сообщить студентам о том, аннотации издательства не шутка — Ринсвинд реально вернулся. А если быть совсем точным, то его вернули. Один молодой человек с накладной бородой, как у Деда Мороза (актуально), пытающийся выглядеть немного постарше, лет так на 60. А зовут незадачливого паренька Эрик Фауст — он демонолог, который уже долгое время пытается вызватьпризватьустановить контроль над самым настоящим демоном. И у него это получилось, к нему явился Ринсвинд собственной персоной. Мягко говоря странный демон. Но ведь не это главное, а то, что самый неудачный волшебник Плоского мира снова с нами, его ноги твердо ступают по земле и вообще он счастлив.

Эрик, по неопытности, считает Ринсвинда настоящим демоном, или золотой рыбкой, так как думает, что тот должен исполнять желания. Волшебник упирался, пытаясь объяснить демонологу, что он никакой не демон. Правда, едва щелкнув пальцами, как Ринсвинд со своим призывателем оказываются в не понятной части света, в непонятное время. Здесь обитает племя, поклоняющееся великому Богу Кусалькоатлю, которого видели исключительно только во снах и смогли вырезать очень похожий на него тотем, по заверению Кусалькоатля. Можно сказать, что именно отсюда и начинаются приключения героев.

Щелк. Ринсвинд вновь сделал пальцами это?

Кстати, а Вы когда-нибудь хотели узнать о настоящей истории Элинор (Елены) Прекрасной? А деревянного (Троянского) коня? А то что в войне цортов и эфебцев (троянцев и греков) участвовал предок Ринсвинда? Вижу-вижу, что хотели. Вы когда-нибудь думали, что Прекрасная Елена, то есть Элинор, на самом деле не так прекрасна, как этого хотелось бы? Что она уродлива и у нее не все в порядке с формами? Думали, и даже шутили! Ого, а на год повести смотрели? То-то же. Здесь мы действительно познакомимся с предком волшебника, и то благодаря наблюдению Эрика.

Щелк. Что за дьявольский звук?

Падение — это обычное состояние Ринсвинда и в повести будет еще одно падение и мы заимеем еще одного знакомого , но, к сожалению, незаметно лекция подошла к концу. Спасибо за внимание!

Самый главный недостаток повести заключается в ее размерах, оттого она и названа мной повестью, а не романом. Слишком коротко, слишком мало приключений, хотя их помещается в произведении достаточно, но все равно хочется большего. Наверное, отсюда следуют и другие минусы книги, а ругать-то не особо и хочется. Помимо интерпретации, в стиле Пратчетта, истории в произведение присутствуют изменения в характере волшебника, видимо нахождение за чертой способствовало этому. Ринсвинд становится умнее и смелее. И я думаю, что такие просветления идут на руку автору, читая это, ты начинаешь радоваться за героя. Еще одной интерпретации подвергся «Фауст» Гете и «Божественной комедии» Данте, и надо признать весьма интересные интерпритации получились. И да, герои произведения окажутся в аду, как де Данте и без ада.

Итог: интересное произведение, но слишком маленькое. Смело рекомендую к прочтению. Но читать циклы (сериалы) все же нужны с начала. Приятного чтения.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав данный мини-роман, была ужасно разочарована. Во-первых, объемом это произведение далеко уступает своим собратьям из цикла, во-вторых, оно чем-то очень напоминает белянинский цикл о ведьме. И это мне очень не понравилось. Пратчетт как будто выбрал иное направление в развитии своего юмора. Мой любимчик Ринсвинд как будто стал умнее и — о боги! — храбрее. Это никак не вяжется с остальными книгами о трусливом волшебнике, и я удивлена, что такая книга втиснута в середину замечательного (без этой книги) цикла. Здесь есть немного из того любимого мною цикла, особенностями которого являются всевозможные неприятности и беды, валящиеся на голову самого трусливого волшебника Плоского мира, но так немного, что... в общем, недовольна я.

Демонолог в лица четырнадцатилетнего мальчишки — персонаж, конечно, любопытный, но харизмой от него (сравниваем с Двацветком или Коэном-Варваром) даже не пахнет. Итого в романе даже зацепиться-то не за что. Разве что за тот факт, что волшебнику удалось вернуться в мир живых.

+7.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю твердую 10 — давно так безудержно не смеялся, а ведь кроме сатиры книга полна алегорий и смысла, эх... а ведь это только мое первое знакомство с автором.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх