FantLab ru

Терри Пратчетт «Мелкие боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.73
Голосов:
1520
Моя оценка:
-

подробнее

Мелкие боги

Small Gods

Другие названия: Малые боги; Маленькие боги

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 94
Аннотация:

Эта история произошла давным-давно, когда по пустыне еще бродили горящие кусты и разговаривали со случайными прохожими (человек, который имеет привычку гулять по пустыне, ничуточки не удивится, если с ним вдруг заговорит ящерица, булыжник, а тем более куст).

Именно тогда церковь Великого Бога Ома ждала пришествия очередного пророка, который вот-вот должен был явиться, поскольку пророки — весьма обязательные люди и четко следуют установленному расписанию. Именно тогда юный послушник по имени Брута обнаружил в саду маленькую черепашку, которая на поверку оказалась тем самым Великим Богом Омом... А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать.

Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  Отдельные произведения


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Похожие произведения:

 

 


Мелкие боги
2001 г.
Пирамиды. Мелкие боги
2003 г.
Мелкие боги
2006 г.
Интересные времена. Мелкие боги
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Small Gods
2003 г.
(английский)
Small Gods
2013 г.
(английский)
Small Gods
2013 г.
(английский)
Small Gods
2014 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть тема, которую в последнее время принято практически избегать. Ну, или, по крайней мере, говорить о ней округлыми и ничего не значащими фразами. А то, вдруг, невзначай, оскорбишь «чувства верующих». Тем более, что верующих сейчас сколько угодно, и верят они в такую массу, порой взаимоисключающих, вещей, что о чем бы не помянул, рискуешь оскорбить эти самые чувства. Что не скажи, кто-то все равно будет недоволен. Лучше, вообще, держаться от нее подальше. Эта тема, как Вы уже догадались, Вера и Религия.

Сэр Терри отчаянно смелый человек, если решил посвятить этому отдельную книгу. Хотя, как, рассказывая о самых разных сторонах нашей с Вами жизни, не упомянуть об этом, просто не понятно.

Плоский Мир, как Вы помните, место выдающееся, поскольку здесь обитают все, все, все. Самые разные все, рожденные самой богатой фантазией писателей и читателей за века самого разнообразного творчества. А рождала людская фантазия не только гоблинов и троллей, героев и тиранов, но и Богов, Самых разных, на все случаи жизни. А случаев, как говорит нам жизненный опыт, превеликое множество.

Вот так из случая родился в одной провинциальной стране Плоского мира бог Ом. Сначала маленький и слабый, но быстро продвинувшийся в Великие, благодаря искренней Вере. Так и почивал он лаврах, пока не наступил неожиданный крах его карьеры. Нет, его не забыли: каждый день в храмах возносят молитвы, во славу его завоевывают целые страны, стоны и мольбы еретиков оглашают подземные казематы. Только верующих в него практически не осталось: все поглотили ритуалы, традиции, догматы. Остался один, самый последний, верующий не из страха, не по привычке... Просто верующий.

Это очень поучительная книга. С мягким юмором, когда достается всем: истово верующим и твердокаменным атеистам, философам и теоретикам всех мастей, политикам и военным, ученым и полным неучам. Это очень беспощадная книга, обнажающая самые потаенные людские мысли, те, которые они прячут даже от самих себя. Это очень грустная книга, рассказывающая о человеческой природе даже больше, чем хотелось бы узнать.

О чем она собственно? О религии? Наверное, так может показаться с первого взгляда. Она о Вере. Неважно какой: в Создателя, в науку, в политику, в себя самих. О том, что значит настоящая Вера, и когда и почему она умирает и утрачивает смысл, превращаясь в набор привычных ритуалов и зазубренных бездумно слов. А еще она о рождении Фанатизма.

Было жутко до дрожи, когда за мягкими шутками обнаруживались вполне узнаваемые картины. Вот философ, готовый «подвести базу» под любое учение, или его ученик-изобретатель, бездумно выпускающий джина «гонки вооружений». Или фанатик, готовый принести в жертву ради своей идеи невинного человека. Или Ворбис, верующий только в собственную правоту и творящий настоящее Зло, превращая окружающих в свое подобие. И над этим всем повисающий вечный вопрос: Неужели Ты действительно, не знаешь, ради чего все это? Т.е. Все — Мир, Жизнь, Смерть, Боги, Восходы и Закаты, и даже маленькие черепашки и полубезумные философы? Неужели даже не догадываешься? Что же может сгодится такой ответ сэра Терри: «Я вновь и вновь возвращаюсь к одной и той же мысли: мы живем в невероятном, фантастическом мире, хотя и не осознаем этого». Вот в это: что мир невероятен, удивителен, великолепен и в нем возможно ВСЕ, я верю твердо. И не так уж важно, как он возник: в акте Творения, пламени Сверхновой или в результате немыслимого стечения обстоятельств. Главное, что он есть.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это моё первое прочитанное произведение Пратчетта... Неплохо я начал отзыв — четыре слова подряд на «П», добавлю ещё одно — потрясающе! Каюсь — недооценивал я раньше Пратчетта и всячески тянул со знакомством с его книгами...каюсь, но лучше поздно, чем никогда. Итак, что можно сказать о книге «Мелкие боги»? Это отличное сатирическое произведение, продолжающее самые лучшие традиции английской сатиры, заложенные великим Джонатаном Свифтом. Повторю, это именно сатира, а не «юмористическое фэнтези» ( не к ночи будь оно помянуто), не ждите тупых шуток и бессмысленного «отдыха» с книгой в руках, роман заставляет работать мозги, а смешно( на самом деле смешно) будет тем, кто знает предмет, объект пародии. А объект этот — наша Вера, даже не религия, а именно-Вера. Со здоровым цинизмом нашего неверящего века Пратчетт размышляет: а верили ли люди когда-нибудь по-настоящему? Неужели человеку настолько легче поверить в придуманных божков, точнее свалить на них свои проблемы, чем поверить в самого себя? Пощады не ждите: Пратчетт с юмором обыгрывает огромное количество литературных первоисточников — от языческих верований и стереотипных историй о древнегреческих философах до основы основ монотеистических религий. Использует он и идеи своих коллег по цеху — Боги хиревшие от недостатка веры были ещё у Спрэг де Кампа, а христианская церковь проповедующая идею круглой Земли (тогда как на деле она оказывается плоской ) — в знаменитом рассказе Фармера «Вперёд! Вперёд!»; в романе встречаюся аллюзии к произведениям Брэдбери, Сартра и даже фильму Ингмара Бергмана. Многие фразы в книге- просто готовые афоризмы и теперь я знаю, что уже не раз сталкивался с ними не догадываясь об авторе.

Меня уже не удивляют казавшиеся раньше спорными предположения, что Пратчетта со временем будут изучать в школах. «Мелкие боги»- один из образцов, эталонов в жанрах сатиры и пародии.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт — всегда Пратчетт, даже когда он пишет о такой серьезной и (давайте смотреть правде в глаза) болезненной теме, как религия. Он и рассмешит, и заставит подумать как следует.

На мой взгляд, «Мелкие боги» — роман прежде всего о вере. О том, что она дает, какой она бывает и какие чудеса иногда может творить. Ведь верить можно не только в богов — в справедливость, в любовь, в полезность утренней пробежки и яблочный пирог, наконец.

Философия Пратчетта ненавязчива. Он показывает, а не поучает. И это одно из главных достоинств книги — отсутствие морализаторства. Я написала «одно из достоинств», ибо, окромя сказанного, роман еще и крайне интересен, замечательно написан и легко читается. Пратчетт — всегда Пратчетт, даже когда он пишет о такой избитой и мудренной теме, как религия:biggrin:.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Боже, хочется об этом произведении столько сказать, столько сказать...но с чего начать?! ...Прекрасная, умная и остроумная книжка... Пратчетт-это Пратчетт. Так виртуозно переплести (и приплести) разные философские и религиозные течения и направления, существующие и существовавшие в нашем Круглом мире и отобразить их в Плоском...-одним словом-МАСТЕР! С удовольствием поговорю об этой книге в любое время, за тарелочкой черепахового супчика.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, это самая серьезная книга из Плоскомирских. В ней четче проступают собственные убеждения Праттчета о Боге.

Конфликт Бута и Вариса. Конфликт между живой и искренней верой человека преданного Богу, способного слышать Бога, и религиозным функционером-фанатиком который слышит только эхо собственных мыслей. И когда Варис наконец оказывается в пустыне с черным песком он не может ее преодолеть. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…»(ПСАЛОМ 22:4). Никто не может преодолеть эту пустыню в одиночку, слушая только эхо своих мыслей, нельзя избавиться от страха смерти без веры и любви.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я тут подумала: Терри Пратчетт мой самый любимый автор, но я никогда не пишу рецензий на его книги. Хотя читаю и перечитываю просто бесконечно. Почему так? Да потому что это невозможно, веселая книжка, которую хочется растащить на цитаты и смешить всех вокруг при попытке анализа превращается в серьезный трактат, а рецензия не соответствует содержанию книги, хоть убейся

Книга с искрометным юмором об инквизиции и религиозных войнах. Или юмористическое фэнтези о пути праведника и нравственном законе внутри нас. Ну это же странно звучит, да?

И тем не менее, все это так и есть. История о том, что боги нуждаются в людях, но и люди в богах. О том, что объективно существующие вещи не нуждаются в вере, а несуществующим вера дает жизнь. О том, как вера в бога заменяется верой в структуру и иерархию, и изгоняется и замещается страхом. О философах, орлах, двух очень разных и важных черепахах, пророках, библиотеках и многом другом

Мне кажется, эта книга как бы примыкает к «Санта-Хрякусу» и развивает начатые там идеи. О том, что дает вера и зачем она нужна. Суть веры не меняется в зависимости от её приложения, будь это Пасхальная утка, Бог-тритон или вера в правду, справедливость, равенство. И не стоит забывать, что важнейший посыл автора: «Доброта — это то, что ты делаешь, а не то, о чем ты молишься.»

Движется сквозь космическое пространство Великий Атуин, низвергается вода с Краепада, империи свергают богов и возносят новых, приходят пророки и лже-пророки, сгорают и строятся библиотеки

Но незыблемы на Плоском мире Смерть, Библиотекарь и малый бизнес

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По-моему в комплекте с «Пирамидами» формируют у думающего человека представление о религии. Но, видимо, это не всем нравится. Мне интересно, не нравится людям «тупой» юмор Пратчетта или его несерьезный взгляд на серьезные вещи, отчасти цинизм... По мне так цинизм, знать цену всему, но при этом не ценить ничего... Может быть это мудро?..

Читать Пратчетта нужно исключительно между строк, а то действительно покажется, что это литература для лёгкого чтения, а в этом плане она не на многое годится.

Его взгляды во многом не новы, но самобытны в чем-то. Рьяный атеист может быть полее полезен для веры, чем фанатичный ревнитель

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выдающееся, невероятное, прекрасное, самое, очень и прочие эпитеты, которые приписывают этому роману, справедливы, но не отражают его сути. Основная же с моей точки зрения характеристика «Мелких богов» — содержательный роман. Роман более религиозный, чем фантастический или юмористический. Роман формирующий религиозное мировозрение и демонстрирующий читателю проблемы с его (читателя) верой. Улыбка, которую вызывают герои романа через секунду сменяется осознанием, того что смеешься ты над собой, собственными ханжеством и невежеством. Роман-притча, роман-проповедь.

На днях закончил читать «О природе богов» Цицерона и сразу перечитал «Мелкие боги» Пратчетта. У Пратчетта получилось лучше.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот — роман, за который Пратчетт прочно входит в число уважаемых мной авторов. За ведьм — любимых, а за богов — уважаемых.

Умная, иронически умная книга. Это самый трудный жанр. Крайне трудный.

Отличная работа. Анализировать не хочется, слишком много сейчас эмоций. Спасибо автору.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Природа смешного всегда была для меня загадкой, а после этой книги я лишь убедился в том, что никогда в этом не разберусь...

Вот удивительно: в романе почти всегда светит яркое солнце, а читать страшно... И интересно. До чёртиков интересно!

Чёртики — это такие маленькие боги!)))

Что подумалось сразу после прочтения:

Религия становится опиумом народа только тогда, когда место веры занимает обряд.

Брута — великий человек Плоского мира.

Философия — это увлекательно!

Черепахи — некоторые из них бывают вкусны...

А ещё орла жалко)))

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С этой книги для меня началось знакомство с циклом «Плоский мир» и поначалу книга меня не впечатлила совершенно. Жанр далеко не из любимых, да и ожидания от книги не оправдывались. Пожалуй только имя автора, а не события, происходящие в книге, поддерживало во мне желание дочитать эту книгу до конца. И надо сказать, что я не пожалела, что всё же дочитала. И осталось лишь сожалеть, что закончился тонкий юмор, не менее тонкая ирония и остроумная пародия, которыми изобилуют «Мелкие Боги». Автор заставляет задуматься нас о религии в целом, о вере, о нашем потребительском отношении к Богу, потому что мы обращаемся к нему только тогда, когда нам плохо и нам некуда больше пойти, и что в действительности, возможно прав Ницше, когда говорит о том, что Бог мёртв, потому что люди не верят в него. Книга заставляет человека размышлять о собственном отношении к Богу и наверное во многом соглашаться с мыслями, которые Пратчетт пытается донести до нас.

Единственное, что хотелось бы покритиковать, это пожалуй внезапно обретённую мудрость героя к концу книги, хотя Брута и запомнил несчетное множество различных книг, всё же у меня большие сомнения по поводу того, что прочтение книг помогает обрести жизненную мудрость. Хотя, впрочем, многие авторы грешат подобным «умудрением» героев, по мере приближения к развязке. Поэтому даже не взирая на малюсенькое недовольство с моей стороны, моя оценка книги максимальная.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, нет в мире ничего могущественнне веры. Она даёт человеку потрясающие силы. Конечно, если ты веришь в то, что, идя в атаку на танк с голыми руками, ты обязательно выживешь, это вовсе не значит, что первый снаряд не разорвёт тебя на куски. Но совершить Поступок станет легче. Вера, при этом, в отличии от любви не делает тебя уязвимым. В общем, на первый взгляд верующим живётся легко. Но так ли это в мире, где в Бога по-настоящему никто не верит, и сам Бог стал чучелом, которым пугают детей? Что будет с верой человека, если он встретиться с Богом? Есть ли разница между служением Богу и служением Церкви?

На эти вопросы Пратчетт размышляет в своём лучшем, по моему мнению, романе — «Мелких богах». Именно размышляет и заставляет думать нас, готовый ответ есть, но принимаете ли Вы его зависит от Вас. Я, если честно, согласен с Терри далеко не во всём, но это уже моё дело. Самое интересное — то КАК он размышляет о Боге и религии. Используя свой любимый приём — доведение до абсурда, он приходит к, как минимум, очень интересным выводам. Многие фразы готовы к отправке в сборник крылатых фраз. Поражает воображение автора — Церковь, говорящая о круглой Земле, черепахи и орлы и т.д. до бесконечности. Пародией «Мелких богов» над верой назвать не смогу, потому что слишком серьёзно об этом феномене говорится (так серьёзно, что я по полу катался от смеха), а вот издёвкой над множеством вещей и явлений куда более материальных — запросто.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, только у Пратчетта получается писать книги одновременно невероятно смешные, добрые, умные и очень серьёзные. Настолько смешные, что в самый драматический момент книги начинаешь смеяться вслух. Настолько серьёзные, что задумавшись, понимаешь, как всё на самом деле грустно и даже страшно...

Наверное, если читать только ради смеха, то книгу действительно нельзя назвать самой смешной книгой Пратчетта. Но едва ли он пишет только ради смеха.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боялся я читать эту книгу. Точнее, не саму книгу, а Пратчетта. Причин тому несколько. Во-первых, автор очень популярный и очень много чего хорошего я про него слышал, а когда заранее настраиваешься на то, что вот, сейчас прочитаешь хорошую книгу от мастера своего дела (по словам других) иногда бываешь немного разочарован, когда действительность оказывается не соответствует ожиданиям (так у меня было с Гейманом). Во-вторых — с таким жанром, как фэнтези, я на «вы», очень мало с ним знаком, а неизвестное пугает. да и к тому же эту книгу преподносят как юмористическое фэнтези, а по мне так это вообще чтиво для детей школьного возраста. Но волею обстоятельств я вынужден был прочитать эту книгу (не то, что бы мне нож к горлу приставили и заставили читать, просто эту книгу мне надо было прочитать по правилам одной игры), именно поэтому и цикл «Плоский мир» я начал читать не с начала, а с 13-й книги (благо, нумерация условная). И до этого у Пратчетта я ничего не читал (впрочем, это и так было понятно из моих первых слов).

Мои опасения были напрасными, потому что книга получилась выше всяких похвал! Это не просто юмористическое фэнтези, тут прямо таки мешанина из жанров: тут и боевая фантастика, и аллюзии на религию, и отсылки к истории реального мира, и сатира на общество и много, много чего ещё. Читать эту книгу одно удовольствие, написано очень красивым и изящным языком (справедливости ради нужно отметить и переводчиков — Н. Берденникова и А. Жикаренцева). Книга буквально пропитана сарказмом и сатирой, в каждой строчке можно усмотреть пародию или высмеивание религии, общества, военных, философов, политиков и много кого ещё. По религии Пратчетт прошелся очень основательно и показал закулисье церкви и инквизиции во всей красе, точнее, без всяких прикрас (действие, конечно, разворачивается в выдуманном мире, но мы то с вами все понимаем, что к чему). Очень смелая и дерзкая книга. Так что, относить её к массе юмористического фэнтези я бы не стал, потому что хоть она и изобилует юмором и во время прочтения от смеха можно и живот сорвать, эта книга очень серьезная и глубокомысленная.

Автор очень глубоко копнул и в этой книге рассматривает вопрос о богах и веры людей в них, он размышляет по этому поводу и делится с нами своими размышлениями. В его книги боги существуют лишь тогда, когда в них верят люди и от того, насколько сильно люди в него верят и зависит его сила . Но боги сначала наводят страх на людей и заставляют себе поклоняться, а потом дают больше этим заниматься церкви, деятели которой со временем начинают терять веру в бога, но прикрываясь его именем творят всё. что им заблагорассудиться — «за веру», «во славу великого бога», «потому что так было сказано в священной книге» и т.п., а на самом деле просто дурят людей и управляют ими, ну или для достижения других каких-нибудь своих интересов. В общем, все эти божества — это плод деятельности людского воображения.

Так что, как можете судить из моих слов, насколько книга смешная, настолько же она и серьезная. Понимаю, что это утверждение может показаться странным, но так оно и есть и понять это вы сможете лишь прочитав эту книгу, которую я очень сильно рекомендую. Очень красиво написана, очень интересный и непредсказуемый сюжет, очень глубокомысленная и очень и очень смешная! не буду тут писать развернутую статью обо всех её плюсах и минусах, просто поверьте на слово, что книга очень хороша и достойна внимания!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Заявленный жанр «юмористическое фэнтези», на мой взгляд, несколько неточен, если говорить о «Мелких богах». То есть, конечно, он написан вполне в сатирической манере, фирменной для автора, но вот общая фабула произведения всё же заставляется серьёзно задуматься. О чём? Прежде всего, об источнике веры, о месте веры в жизни человека, об институте церкви и ещё о многом другом. Также не стоит обзывать «Мелких богов» антирелигиозной (или антихристианской, ибо омианство в книге уж очень сильно смахивает на христианскую церковь) или антиклерикальной книгой. Склонен думать, что к религии автор относится весьма разумно и явно не ставил целью этой книгой пополнить армию воинствующих атеистов. Скорее он давал понять, что вера — дело сугубо личное, и нужно оставаться, прежде всего, человеком, независимо от идеологических воззрений. И чего-чего, а различных воззрений в романе хватает, чтобы убедиться, что источником зла являются человеческие невежество, жажда власти и другие пороки.

Очень понравился главный герой. Он действительно выглядит неким инородным телом, вещью в себе, феноменом не от мира сего в бесконечной суете, окружавшей его. Маниакальная правдивость и незыблемая вера Бруты — действительно подкупали. Чем-то он мне напомнил знаменитого теолога и католического святого Фому Аквинского.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх