fantlab ru

Терри Пратчетт «Роковая музыка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
1920
Моя оценка:
-

подробнее

Роковая музыка

Soul Music

Другие названия: Соул — музыка души; Соль музыки

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 95
Аннотация:

«Из подцикла о Смерти. В главной роли его внучка Сюзан.

Что делать Вселенной, если Смерть внезапно покинул свой пост и вся система начинает разваливаться? Впрочем, Вселенная выкрутится. Не впервой. А вот что делать тебе, если тебя зовут Сюзан Сто Гелитская, тебе 16 лет, ты воспитана в строжайших правилах Логики и Здравого Смысла, терпеть не можешь все сверхестественное, и в данный момент летишь по небу на лошади по имени Бинки, с косой в руках и Смертью Крыс в качестве советника, выполняя работу невесть куда запропастившегося дедушки?»

Привет... э-э... Анк-Морпорк!

Это музыка, в которой звучит глас Рока, внемлите сейчас, не то потом будет поздно! Она вытащит вашу душу, вытряхнет, как коврик, и повесит сушиться на забор! Она сведет с ума весь Незримый Университет, заставив волшебников сшить себе кожаные мантии и перекрасить стены спален в черный цвет! Она породит гитарную эпидемию в Анк-Морпорке и устроит в Гад-парке самый Бесплатежный Фестиваль, что когда-либо видел Плоский мир!

Для справки: это еще не все проблемы. Смерть тем временем опять пошел в народ...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Смерть»


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Экранизации:

«Роковая музыка» / «Soul Music» 1997, Великобритания, реж: Жан Флинн





В планах издательств:


Издания:

Роковая музыка
2002 г.
Роковая музыка
2006 г.
Роковая музыка. Санта-Хрякус
2016 г.
Мрачный Жнец
2018 г.
Роковая музыка. Санта-Хрякус
2021 г.

Аудиокниги:

Соль музыки
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Soul Music
1994 г.
(английский)
Soul Music
2013 г.
(английский)
Soul Music
2013 г.
(английский)
Душевна музика
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Музыка... это слово объединяет в себе миллионы понятий и вещей. Это слово способно раскрывать сердца и душу. Музыка способна на все ,главное — чувствовать ее.

Я в первый раз видел, чтобы человек мог описать музыку словами, поместить это в сюжет, да еще и заставить проникнуться этим читателя. Это не просто слова о ритме. Это и есть сам ритм. Он несется к тебе со страниц книги — в самое сердце, и живет там. Живет там пока есть музыка, пока ее играют.

Есть книги которые остаются в памяти. А есть, которые остаются в сердце — и это, одна из таких книг. Казалось бы — музыка, что можно о ней такого сказать ? Ну играет и играет. Но Пратчетт ловко и незаметно открывает какую-то особую дверцу, и запускает в нее эту самую музыку. Да это отзыв, здесь будет и разбор сюжета, персонажи и прочие детали. Но наверно это тот редкий раз, когда лично для меня все это становится несущественно. Все это будет, но пока будут возникать эти строки, в сознании будет отбиваться ритм. И он будет действительно хорош.

Цикл о Смерти вообще выделяется из всех историй о Плоском Мире. Выделяется, но не сильно, так как все циклы по-своему оригинальны и хороши. В данном же случае, главным плюсом был и остается один единственный герой. Понятно, есть и множество других плюсов, этого нельзя отрицать, но мало у кого присутствует такая же харизма и исключительность, как у Смерти. И как в предыдущих случаях, приключения Смерти мало того что оригинальны, так в финале он извлекает из всего этого новый немаловажный урок.

Однако каждый раз принцип новых приключений мало отличается от предыдущего. В данном случае это пожалуй идет на пользу книге, нежели во вред. И каждый раз появляется некий новый герой, который отрабатывает за вышеупомянутого гражданина. Параллельно с этим всегда присутствует вторая линия, переплетения с которой будут очевидны лишь ближе к финалу. Просто ? Весьма. Стало ли от этого хуже ? Нет.

Правда в этот раз, причина по которой Смерть в очередной раз взял отгул получилась несколько не объясненной. Все дело в том, что сама причина есть, и событием, создавшим такую причину служит завязка романа. Но доподлинного ответа на этот вопрос нет. Впрочем это не так уж и важно.

Важнее другое — книга является фактическим продолжением первых историй. Нет, понятно что так или иначе все истории о Плоском Мире связаны между собой, но между одной и другой книгой могло произойти сколько угодно времени и событий. Здесь же, помимо конкретного срока, есть еще и мощнейшие отсылки в прошлое, местами объясняющие неразгаданные вопросы. Все это лишь увеличивает интерес читателя к происходящему.

Но что это будет за концерт, без представления главных звезд ? Софиты включены — поехали.

Сьюзен — дочка небеизвестных персонажей предыдущих книг. Унаследовала лучшие черты от мамы с папой, плюс приправила это суровой логичностью и высшим образованием. Замечательный и цельный образ. Постоянные попытки Сьюзен приплести логику в этом сумасшедшем мире заметно разбавляют обстановку. Причем здесь дело не только в юморе, но и в самих ситуациях. Вообще Сьюзен уделено немного неравномерно пространства — в том плане что повествование то акцентируется на ней, то переключается на кого-то другого. Все дело в объёмности романа, и от этого проистекают все проблемы с неравномерностью. Удовольствию от прочтения, впрочем, они не мешают .

Вторые участники концерта. Пааааапрашу любить и не жаловаться — Волшебники Незримого Университета, в лице всего преподавательского состава и небезызвестного преподавателя Думминга Тупса. Мало того что это сборище снова является одними из главных действующих лиц, так еще и большая часть шуток проистекает именно от них. Преподаватели снова сильнее всех отразят влияние некого явления на неокрепшие умы жителей. Кроме изменения стиля одежды и поведения, нам откроют еще принцип жизни некоторых студентов, раскроют позицию аркканцлера в области рок-музыки, и проведут по примеру общества, которое провозглашает рок-музыку своим кумиром.

И наконец узрите !!! Музыка !!!! Овации !!! Знаменитая «Рок-Группа» — великолепное трио разношерстых и разномастных (ладно, если так дело пошло — еще и разноростных) персонажей. Их типажи знакомы, но сами они снова оригинальны. Бард Дион (известен под именем «Бадди»), тролль Лава (известен под именем Клиффи), и наконец гном Золто (так же известен под именем «Золто»). Как впрочем повелось у Пратчетта, главную роль в данном трио играет именно Дион. Сам персонаж немного напоминает молодого Мора из первой книги цикла. Но в отличие от Мора, Дион не ищет ответов на вопросы, он полон надежд и жаждет зрительской славы. Ситуация с персонажем напоминает историю со Сьюзен — Диона то слишком много, то история вообще меняет направление. Но опять же — это не напрягает. Золто и Лава в основном отвечают за комическую сторону предприятия (в большей степени — Золто), и за оживление обстановки. И все в общем то неплохо справляются. Дион хоть и типичен, как персонаж, но на роль одного из главных героев вполне тянет.

Увидим мы и дикое множество старых знакомых — Патриций, члены Гильдии Убийц, Воры, Библиотекарь,Хризопаз, великолепный Смерть Крыс, Достабль и еще множество знакомых физиономий. Помимо эпизодических появлений, тут еще присутствуют и множественные упоминания о старых добрых персонажах. И это огроменный плюс. Не-фанату книг Пратчетта тяжело понять, почему при упоминании Капрала Моркоу ты растягиваешь губы в улыбке и думаешь — «А ведь я знаю этого парня». Почему при упоминании Детрита и известнейшей тактике сержанта Колона «об охране тяжелопереносимых зданий» ты думаешь — «О, а правильная ,черт возьми, позиция !»

Зато фанаты же оторвутся на полную катушку. И за это, огромнейшее фанатское «спасибо».

Сюжет движется как телега к обрыву — постепенно набирая скорость, чтобы в итоге нестись на всех парах к финалу. Несмотря на внушительный объём книги — действие не провисает и не надоедает . Прекрасно обстоят дела с юмором — «Роковая Музыка» стала одной из тех книг, которая заставила меня рассмеяться в полный голос. Количество качественных шуток приличное, и расположены эти шутки всегда к месту.

В целом книга получилась как минимум необычная. В основном потому, что как вы могли заметить, минусы у книги есть — но я, отметая все разумные доводы просто смотрел на них, и забывал в ту же секунду. Все это увлекает настолько, что на минусы просто на-пле-вать. Во-вторых в книге присутствует драйв, в третьих великое собрание знакомых лиц.

Вы могли заметить, что отзыв у меня в этот раз получился, мягко говоря, необычный. А все это по одной причине. Главное что есть в книге — это атмосфера музыки. Не важно какой. Здесь это «рок», но смысл не в этом. Как нам пытается сказать Пратчетт : «Музыка , она везде». И ты веришь в это. Потому что у музыки нет границ, нет времени. Потому что по окончанию прочтения тебе хочется еще, а в душе играет ритм. Но этот ритм — это не просто ритм. Это ритм сердца.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Музыке Рока не место в Плоском мире... Утверждение довольно обоснованное, но если вы попробуете высказать его толпе обезумевших фанатов «Рок-группы», то не отделаетесь так «легко», как Крэш, Падла, Нодди и Джимбо.

Оставим смех и восторги позади. Все это на месте, все присутствует в достаточном количестве, чтобы потерять из жизни несколько вечеров. Почерк мастера, как-никак. Но именно в этой книге, как мне показалось, философская составляющая наиболее глубока.

Я не любитель рока, я чистый «электронщик», но Музыка — она едина, это что-то... это ритмы, которые заставляют струны внутри нас вибрировать, как в занимательном приборе Думминга Тупса; они поселяются там и живут собственной жизнью. Перефразируя знаменитую поговорку, цени не себя в музыке, а музыку — в себе.

Пратчетт поступает со своими книгами с тактом истинного английского джентельмена. Он не навязывает нам свою философию, мысли и убеждения, не пытается столкнуть с нею лбами — он просто дает нам возможность заметить ее самим и понять кое-что. Что именно — каждый ответит на этот вопрос по-своему. Размышления, скрытые между строк, живут своей жизнью, но в то же время тесно связаны с основным, «видимым» текстом, как человеческое тело с собственной тенью.

Доводилось сталкиваться с людьми, которые заранее были в восторге от книг Пратчетта, хотя еще ни одной не прочитали. «О! Философия есть, как раз то, что я люблю!», примерно так говорили. После прочтения мнение некоторых менялось. «Да чё-то как-то...» и в том же духе. Пратчетт оказался «не тот», не пришелся по вкусу. Что тут можно сказать? Пожалуй, лучше всего ситуацию объяснит цитата:

»- Мне нужен инструмент, который играет: «Блам-Блам-блам-БЛАМ-бламммм-оооиииееее!» Понятно?

Блерт опустил глаза на гитару.

— Вряд ли она так умеет, — признался он.»

Философия в книгах Пратчетта (и в данной книге — особенно) открывается только тем, кто хочет понять. Те, кто хочет блесток, заклепок и прочих внешних эффектов, получают их и смеются вместе с остальными над шутками писателя. Но для других где-то в стороне наигрывает спокойная и причудливая мелодия, которую удалось расслышать за грохотом концерта...

Цените не себя в музыке, а музыку в себе, хотя книга далеко не об этом. Прочитайте её. А после посидите несколько минут в тишине — и прислушайтесь, какую музыку вы слышите.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая-то, мне показалось, совсем _другая_ вещь Пратчетта из цикла о Смерти.

Наш старый друг Смерть снова отправляется погулять, напиться-и-забыться, вернее — забыть. Он помнит все, даже то, чего еще не случилось. Нелегкая ноша, с этим не поспоришь. И по традиции выполнение смертельных (или смертных?) обязанностей ложится на плечи того, кто не совсем готов, не совсем в курсе, да к тому же подпорчен наличием образования :) В этой серии такая роль достается внучке Смерти Сьюзен. Треть книги она сопротивляется очевидному, отбиваясь от него логикой, а оставшиеся две трети спасает жизнь (или не дает умереть) парню-арфисту из Лламедоса, которого захватила Музыка.

Интересен выбор темы и подача истории рок-музыки. Потрясающе, придраться не к чему. Пожалуй, в этот раз даже финал меня не разочаровал. Серьезная, грустная, немного философская книга. Вместе со Сьюзен хочется поцеловать дедушку-Смерть в костяную макушку, настолько он трогательно-прекрасен.

Отдельно отмечу перевод названия: Soul Music прекрасно звучит и как рОковая, и как роковАя музыка. Думаю, ударение намеренно не указано :)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

ААААААААААААААААААААааааааааааааааааааааа!!!!

«Стремянку в облака!»

Как я люблю эту песню, то есть книгу, и эту музыку, которой она наполнена, музыку, которая продлевает жизнь, заставляет сердце биться сильнее...

Правда финал очень противоречив. Ну как всегда у Терри...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вссе-таки он мне нравится! Я нашла свой вариант знакомства с Терри Пратчеттом, аудиоверсия помогает смириться с сложностью и загроможденностью текста. Для меня это всегда было главным минусом его книг, я «терялась» в словах и не успевала следить за сюжетом. Но в этот раз сложилось идеально.

Очередная история про то, как Смерть ушел отдохнуть и поискать смысл жизни. Харизматичный всесильный герой словно примиряет читателя с неизбежностью будущей встречи. А уже знакомые по прочитанным книгам герои помогают лучшему понимаю происходящей на страницах книги вакханалии. Хотя от нарочитой абсурдности это все равно не спасает.

Отдельное спасибо автору за создание таких колоритных персонажей, как гном Золто и стражники на воротах Анк-Морпорка. А волшебники из Незримого Университета, у которых крыша съехала от музыки? Чудесные же персонажи. А сама музыка, которой пронизаны все страницы, заставляет как-то даже вздрагивать. Хотя я никогда не была поклонницей чистого рока, но мне все равно понравилось.

Большую роль в положительной оценке истории сыграла озвучка от Макса Потёмкина. Диктор оказался обладателем не просто красивого, но и очень музыкального голоса. При этом с правильной и внятной речью. С удовольствием бы переслушала весь цикл про Смерть в его исполнении (по крайней мере, главный герой всегда будет говорить в моей голове его голосом).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

:haha:Весело! До невменяемости! БИЛЛ ДВЕР как всегда даёт жару! Пик мастерства Пратчетта относительно Смерти. И, как всегда, грустненько в конце. Меня сильно цепляет такое развитие ситуации — я сам музыкант, блюзы пишу. Не хотел бы я так кончить...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

У-УК!!! При том полнейший!!! Я не любитель такого Рока, НО стоит немного знать о нём и книга покажется ГЕНИАЛЬНОЙ, очередное изменение волшебников, а в частности Библиотекаря, дарит массу эмоций...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт классно спародировал движение рок-н-рола прокатившеесе по миру . Кстати эта была первая книжка Терри которую я прочла .

Мамблмамблмамблмамбл:lol:!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это книга не про рок-музыку. Но это книга про музыку Рока!

Про музыку, которой не должно было быть в этом мире. Про музыку, которая была до того, как всё стало всем. Про музыку, которая дает бессмертие, но берет твою жизнь взамен.

В главной роли — Музыка Рока, во второстепенных: внучка великолепного Смерти, высшее руководство университета в подростковом возрасте, декан, кожаный плащ (ээ...мантия) декана, группы на разогреве, музыкальный фестиваль господина СРБН Достабля, а также человек (он не эльф!), гном и тролль, играющие в одной группе музыки Рока....

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд цикл о смерти,как и цикл о страже лучшие из плоского мира.Именно в этих циклах он раскрыл в полной мере все свои способности.

В книги четко и живо показан рок...Как он входит в души и меняет людей.

В этом романе Терри использует прием «говорящие» фамилии.Таким приемом пользовался Гоголь.

Из всех прочитанных книг старины Терри эта пожалуй одна из самых сложных.В отличии от других юмористических фантастов он не просто пишет ироничные и безумные приключения на один два дня.Он пишет философские произведения, непростые с парадоксальным интересным сюжетом прячет философские мысли.Которые философы описывали в бесконечных трактатах...

Поразительно Терри...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Парочку знакомых названий рок-групп, которые Терри немного переиначил, узнал:) Как всё же великолепно подано Зарождение рока на Плоском мире («Привет, Анк-Морпок», и МамблМамблМамбл как мантру повторять до впадения в нирвану:lol:).

Однако финал очень печальный. Можно лишь ...завидовать тем, кто так великолепно заканчивает жизнь..Хотя почему же заканчивает? Ведь в самом-самом конце ...ну ладно, я увлекся:)

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендую всем любителям хорошей фантастики, и вдвойне — тем из них, кто любит рок и знает его историю. Лично я провел немало приятных минут, натыкаясь на остроумно переиначенные названия легендарных групп и другие атрибуты истории рок-музыки... :lol: Ну, а Смерть, как всегда, бесподобен.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько дней назад была на концерте молодой и еще малоизвестной американской рок- группы «Maragold». Группа, как группа, но ее лидер -Грэг Хау – хорошо известный соло-гитарист. Выступала группа в уютном зале местной филармонии, что смотрелось в классических интерьерах с бархатными занавесками, хрустальными люстрами и цветочными узорами на балконах э-э-э-э...несколько странно.

Но вот гитарист взял первый аккорд... Музыка покинула струны, застонала, завибрировала среди цветочных завитков, застучала по хрустальным сосулькам, проскользнула между бархатными складками, заметалась по залу, и, не найдя выхода, обрушилась грозным водопадом на слушателей, отдаваясь ритмом в нервных окончаниях, ушах, животе. И сразу подумалось, что эта музыка не для гламурных залов. Ей было здесь не место: это музыка больших пространств и свободного полета, музыка противоречий и первобытных инстинктов.

Рассказав о магической власти движущихся картинок и печатного слова, не мог Пратчетт пройти мимо музыки. Нет, лучше так — МУЗЫКИ. Потому что, по большому счету, будь в руках настоящего музыканта арфа или электронная гитара, создает он МУЗЫКУ. Она может говорить и плакать, кричать и шептать, причитать и взывать, рассказывать о любви или призывать к ненависти. И если это настоящая МУЗЫКА, она будет творить собственный мир и вербовать для него жителей, взывать к глубинам сознания, становясь МУЗЫКОЙ ДУШИ — тихой или яростной, ласковой или жесткой, в зависимости от состояния этой самой души. И не важно, что это будет — баллада уличного менестреля, классическая соната или роковая композиция.

Музыка Рока, залетевшая в Плоский мир, оказалась нежданной гостьей и опасной для неискушенных душ. Она закружила героев, перевернула все вверх дном, заворожила и переделала все по своему вкусу. И чтобы все исправить потребовалось вмешательство самого СМЕРТИ, у которого, между прочим, своих проблем достаточно./Опасно это для бессмертного соприкасаться с обычными смертными, с их страстями/. Но, как бы не привлекал Смерть мир людей, у него есть важная и, что скрывать, нужная работа, которую некому передоверить, будь это даже собственная внучка Сьюзен.

А музыка? Что ж. Не место музыке Рока оказалось в волшебном мире Плоского мира. Оказалась она для него слишком опасной, противоречивой, бунтарской и «зомбирующей»/это в Плоском то мире, где зомби — признанные члены общества!/, хотя она и заставила некоторых вспомнить каково это — быть молодыми. Музыка Рока налетела, как вихрь, повертела, покрутила, но, так и не набрав силы урагана, улетела искать другой, более восприимчивый, мир. Но оставила нам настоящую мудрую, одновременно смешную и грустную, историю от сэра Пратчетта: как всегда — о Жизни, Смерти и тех струнах Души, на которых они играют свою вечную МУЗЫКУ.

А что до моего концерта... Пусть и в странной обстановке, гитарист был великолепен. И МУЗЫКА его стонала и пела среди классических балконов, рассказывала и напоминала мне, каково это — быть молодой...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешная книга.:lol: Тонкий английский юмор. Пратчет не перестает меня удивлять.Главные герои фэнтези — Рокеры!!!:biggrin: Можно сказать еще только одно: «Терри явно не любит капусту».:gigi:

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какую книгу не возьми у Терри, от каждой получишь букет удовольствия, причем яркий запоминающийся букет. Каждый раз я поражаюсь, как он умеет находить в очередной раз новую тему для своей книги и не повторяется. На этот раз Пратчетт взялся за тему музыки и творчества, а в частности за Рок музыку, так мною любимую. Что нужно, чтобы исполнять настоящую музыку Рока? Оказывается, гитары с блестками и кожаной одежды будет мало. А при чём здесь Смерть? А он и ни причём в общем-то, он можно сказать берёт очередной отпуск и вместо него решает проблемы его внучка Сьюзен, и очень даже неплохо справляется могу сказать.

Терри не забывает про других своих персонажей, приключения которых раскрываются в других книгах, как например сержант Колон и капрал Шноббс. Они хорошо вписываются в происходящее, ведь эта парочка неотъемлемая часть Анк-Морпорка.

Большое спасибо Пратчетту за приятно проведенное время, роман читается легко и с огромным удовольствием.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх