Владимир Коваленко «Крылья Империи»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Тембенчинский Михаил Петрович. Ротмистр лейб-кирасир. Туземный князь из Сибири на службе у государя российского. Крещен в православную веру. А то, что при этом пернат, крылат, из куньих и ближайшим родственником числит барсука, так кого это волнует, если князь толков и все от него лишь на пользу Отечеству! А перья... А что перья? Подумаешь, эка невидаль! Абиссинцы вон, те и вовсе черны как ночь...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 443
Активный словарный запас: очень высокий (3378 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Тита Ливия, 2009 // Роман. 4 место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 29 ноября 2010 г.
Если попытаться охарактеризовать роман Владимира Коваленко «Крылья империи» то, пожалуй, наиболее точным словом будет «феерично». Всякое я видал в жанре «попаданцев»: и спецназовцев, и студентов, и нежных барышень и даже бомжей, но главный герой в виде полуптицы-полукуницы для меня оказался в новинку. Коваленко как минимум придумал нечто новое в жанре попаданце в прошлое, когда заменил нашего современника на выходца из иного мира (и не человека вовсе), вынужденного внедряться в чужой для него социум. Жаль, очень жаль, что автор не смог достоверно изобразить нечеловеческую натуру Главного Героя (хотя попытки им предпринимались и порой – весьма удачно).
Ну а, начав с такого оригинального героя, автор не стал размениваться по пустякам и стал лепить альтернативную историю с таким размахом, коего я не встречал нигде ранее, разве что на страницах некоторых самиздатовских произведениях. Впрочем, Самиздат – это одно, а печатная продукция – несколько другое, так что подлинные полёты фантазии редко видят свет «в бумаге». И дело не в злобном заговоре издателей, просто десять из десяти самиздатовских опусов, с редчайшими исключениями из этого правила, написанный настолько неумело, что никакой полёт фантазии не способен спасти произведение и пробить ему дорогу в издательстве. К счастью «Крылья империи» оказались как раз тем исключением, когда феерический сюжет оказался выполнен на весьма приличном уровне. Так вот, возвращаясь к книге, применительно к ней действует правило «чем дальше в лес, тем толще партизаны». Начав книгу с описания устройства Героя в России в начале царствования Петра III, автор продолжил её неудачным екатерининским дворцовым переворотом, отменой крепостного права, установлением двуединой (вернее даже триединой, но это уже совсем сложно) монархии в России и проведением грандиознейших реформ в сочетании внешнеполитическими авантюрами. По мере прочтения доля фееричности в повествовании только возрастает. Каждый раз, после введения нового элемента, казалось что автор на это успокоится и дальше читателя ждёт более-менее понятная альтернативка (благо при всём своём полёте фантазий автор довольно чётко придерживался канвы исторических событий, да и повествование, несмотря на всю его оригинальность, чётко укладывается в классический канон о попаданцах), но каждый раз к моему удивлению автору удавалось повышать и повышать градус. Ближе к финалу авторские задумки просто жгут напалмом. При этом Коваленко ухитряется держать планку и повествование не скатываться в литературный треш.
Конечно, в таких условиях глупо говорить хоть о какой-нибудь достоверности, реалистичности и т.д. Но согласитесь, довольно трудно требовать достоверности от книги, где главным героем является помесь орла и барсука. Зато роман подкупает определённой иронией, буйством идей, оригинальностью отдельных сюжетных решений.
Стоит упомянуть и неожиданно хорошем литературном языке, который я обнаружил уже при повторном прочтении романа. Обычно истории про различных попаданцев рассказываются крайне сухим языком, в стиле незабвенного Юлия Македонского: «Пришёл. Увидел. Наследил». И ведь это — в лучшем случае! Ведь встречается масса авторов, страдающих косноязычием, чтение которых скорее напоминает тяжкую работу, чем отдых. Владимир Коваленко — приятное исключение из этого списка. Текст может сначала показаться суховатым, но первое впечатление обманчиво, в нём нашлось место лирическим отступлениям и остроумным замечаниям, а главное автор не страдает косноязычием. По нынешним временам это серьёзное достоинство.
Итог: мне вот интересно, подхватят ли другие авторы почин Коваленко и увидим ли мы кошкозмею при дворе Александра II или собакомедузу в составе правительства Л.П. Берии? В любом случае за нетривиального главного героя, за фееричность сюжета и неплохое его литературное исполнение ниже десяти баллов я поставить не могу, хотя и отдаю себе отчёт, что оценка несколько завышена. С интересом бы прочитал и продолжение романа, хотя сильно сомневаюсь, что оно будет, поскольку «Крылья империи» являются вполне законченным произведением да и прям даже страшно представить, как могла бы выглядеть Россия после реализации задумок главного героя.