Евгений Лукин «Враньё, ведущее к правде»
Критическая статья Е.Лукина направлена главным образом на объяснение широкому кругу читателей — что же такое фантастика в принципе.
Особые «объяснения» есть и для литературоведов всех мастей, не считающих фантастику за сколько-нибудь серьезную литературу.
Входит в:
— журнал «Если 2005'11», 2005 г.
— антологию «Фантастика 2006. Выпуск 2», 2006 г.
— сборник «Бытиё наше дырчатое», 2008 г.
— сборник «С нами бот», 2009 г.
Награды и премии:
лауреат |
Сигма-Ф, 2006 // Диплом «Если»: Публицистика |
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2005 // Эссе | |
номинант |
РосКон, 2006 // Фантастиковедение | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2006 // Публицистика | |
номинант |
Интерпресскон, 2006 // Критика / публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yazewa, 22 октября 2010 г.
Читала с большим удовольствием. Умно, интересно... при том хорошо написано!
Турбофэнтези — это, конечно, серьезная дефиниция! :glasses:
george1109, 22 мая 2012 г.
В принципе, речь идет о том, что такое фантастика. Но сначала, и здесь содержатся лучшие перлы автора, традиционно попиннывается бесконечный спор о фантастике и мейнстриме. Лукин, понятно, на чьей стороне: «Потому что в действительности никакого мейнстрима нет. По моим наблюдениям, он существует лишь в воспаленном воображении узников фантлага и означает всё, располагающееся вне жилой зоны». А раз есть фантлаг, значит, есть и «эмигранты жанра»., и криминальная субкультура — литературоведение. В общем, «во первых строках своего письма» автор изумительно, но немного бессмысленно играет словами. Затем начинается собственнно серьезная публицистика. Но, уже совершенно без стилистического блеска.
duke, 24 декабря 2007 г.
Замечательная статья замечательного писателя о фантастике как жанре. Ход мысли и логика безупречны. Написано стильно, красиво и даже научно!
lex_art, 2 января 2022 г.
Нон-фикшн от Лукина читать всегда интересно. В этот раз Лукин взялся препарировать феномен НФ (в тексте есть хороший совет: если кому-то не нравится слово «фантастика», то можно употреблять словосочетание «мистический реализм». Сразу начинает пахнуть Маркесом, литературоведами и важностью). Чтиво получилось занимательным. Действительно, если не ясно, что же сейчас является реальностью, то как можно судить о том, что является фантазией? «Окружающая жизнь воспринимается нами настолько искажённо, что её можно смело приравнять к выдумке, а реализм — к одному из направлений фантастики. Нельзя доверять даже увиденному своими глазами. Чем безогляднее убеждён человек в достоверности собственного восприятия, тем сильнее он ошибается». Вот и выходит, что НФ — самый честный жанр из существующих. «...не подскажете ли, которое именно отображение мира считать, по нашим временам, соответствующим действительности? Ведь не исключено, что в будущем сегодняшняя публицистика не только покажется, но и окажется фантастикой. Как, скажем, случилось с публицистикой советской эпохи». И даже тот факт, что мафии литературоведов не удалось выделить формальные признаки этого явления, начинает быть достоинством. Автор предлагает воспринимать фантастику просто как набор приемов. Когда — в виде набора отмычек, а когда в виде — фомки.
Выше — просто авторские мысли из текста. А то, как они изложены, это вообще отдельная песня. Дело в том, что у Лукина есть ровно один русский язык для написания НФ и для рассуждения об окружающей его действительности. И это великолепно. Рассуждения о «мафии литературоведов» или авторская трактовка «Войны и мира» вполне заслуживают того, чтобы Лукин выделил их в отдельные произведения. Кто знает, может быть автор когда нибудь таки напишет «Верования и обряды литературоведов». Я бы с удовольствием прочел.
MarchingCat, 9 сентября 2015 г.
Верования и обряды литературоведов. Я не со всем сказанным согласен, но эссе интересное. Впрочем, что значит я не согласен... у меня филологического образования нет, и, скорее, я просто не всё понимаю.
Отдельно благодарен за эпизоды, касающиеся и других писателей-фантастов.
Vramin, 9 сентября 2015 г.
Размышления не столько о фантастике и так называемом реализме, сколько о нашем искажённом восприятии жизни вообще.