fantlab ru

Фёдор Достоевский «Белые ночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
510
Моя оценка:
-

подробнее

Белые ночи

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

Санкт-Петербург. Лето. Белые ночи. Одинокий человек совершает привычную прогулку и не находит знакомые лица. Петербург пустеет — господа разъезжаются по дачам. Предаваясь грустным мыслям и мечтам, главный герой неожиданно встречает девушку. Так в повествовании появляется Настенька.

Молодые люди сближаются. Они встречаются белыми ночами, беседуют, затрагивая историю своей жизни. В одной из таких бесед Настенька рассказывает о бывшем постояльце, что квартировал в их с бабушкой доме. Тогда-то девушка и влюбилась в него. Любви не суждено было вылиться во что-то большее, ибо постоялец съехал, обещав вернуться через год. Ровно столько он отвёл себе для улучшения финансового благосостояния.

Прошёл год, бывший постоялец в городе, но с Настенькой так и не связался. Молодой человек, сам изнывая от любви к девушке, вызывается помочь той, дабы разрешить сложившуюся ситуацию.

© VuDu
Примечание:

Подзаголовок: Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.

Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1848. № 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву.

В 1992 году повесть была в очередной раз экранизирована.


Входит в:

— антологию «Повести о любви», 1975 г.

— антологию «Первая любовь», 1991 г.

— антологию «Русская повесть», 2001 г.

«Театр FM», 2004 г.

— антологию «Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена», 2008 г.


Экранизации:

«Белые ночи» / «Le notti bianche» 1957, Италия, Франция, реж: Лукино Висконти

«Белые ночи» 1959, СССР, реж: Иван Пырьев

«Четыре ночи мечтателя» / «Quatre nuits d'un rêveur» 1971, Франция, Италия, реж: Робер Брессон

«Возлюбленная» / «Saawariya» 2007, Индия, реж: Санджай Лила Бхансали



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в шести томах. Том 1
1885 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 2
1888 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1894 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 2
1894 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Повести и рассказы
1905 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 2
1911 г.
Собрание сочинений в 14 томах. Том 10
1922 г.
Белые ночи
1923 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 1
1926 г.
Повести
1940 г.
Избранные сочинения
1946 г.
Избранные сочинения
1947 г.
Белые ночи
1956 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 1
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2. Произведения 1848-1859
1956 г.
Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1962 г.
Белые ночи
1963 г.
Белые ночи
1963 г.
Белые ночи. Неточка Незванова
1968 г.
Униженные и оскорбленные
1970 г.
Белые ночи. Неточка Незванова
1971 г.
Избранное
1971 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 2
1972 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 2
1972 г.
Белые ночи
1973 г.
Петербургские повести и рассказы
1973 г.
Повести и рассказы
1974 г.
Повести о любви. Том 1
1975 г.
Бедные люди. Белые ночи
1976 г.
Бедные люди. Белые ночи. Кроткая
1976 г.
Белые ночи
1978 г.
Белые ночи
1978 г.
Белые ночи. Неточка Незванова
1978 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова
1981 г.
Белые ночи
1981 г.
Белые ночи
1982 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1
1982 г.
Белые ночи
1983 г.
Белые ночи
1983 г.
Бедные люди. Повести
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Белые ночи
1985 г.
Повести
1985 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Униженные и оскорбленные
1986 г.
Белые ночи
1986 г.
Повести и рассказы в двух томах. Том 2
1986 г.
Повести и рассказы. Том 2
1986 г.
Раненое сердце
1986 г.
Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные
1987 г.
Белые ночи
1987 г.
Белые ночи
1987 г.
Повести о любви. Том 1
1988 г.
Белые ночи
1988 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1988 г.
Первая любовь
1989 г.
Бедные люди
1989 г.
Бедные люди. Неточка Незванова. Белые ночи. Записки из мертвого дома
1994 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 2
1996 г.
Федор Михайлович Достоевский. Собрание сочинений в семи томах. Том 8 (дополнительный)
1996 г.
Белые ночи
1997 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1997 г.
Том первый. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание
1997 г.
Бедные люди
1998 г.
Белые ночи
1998 г.
Избранное
1998 г.
Сборник
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 1
1998 г.
Белые ночи
2000 г.
Русская повесть
2001 г.
Бедные люди
2001 г.
Бедные люди. Белые ночи
2001 г.
Белые ночи
2001 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова
2002 г.
Белые ночи
2002 г.
Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание
2002 г.
Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание
2002 г.
Бедные люди
2003 г.
Белые ночи. Бедные люди
2004 г.
Избранные произведения в 3 томах. Том 2. Белые ночи
2004 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
2004 г.
Бедные люди
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 2
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Дядюшкин сон. Ранние рассказы
2005 г.
Ф. М. Достоевский. Избранное
2005 г.
Бедные люди
2006 г.
Детям
2006 г.
Идиот. Белые ночи. Село Степанчиково и его обитатели
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 2
2006 г.
Ф. М. Достоевский. Избранное
2006 г.
Белые ночи
2007 г.
Собрание сочинений в 9 томах. Том 1. Бедные люди. Двойник. Белые ночи. Неточка Незванова. Село Степанчиково и его обитатели
2007 г.
Собрание сочинений. Том 1. Белые ночи
2007 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2007 г.
Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена
2008 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2008 г.
Бедные люди
2009 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова
2009 г.
Бедные люди. Неточка Незванова. Белые ночи
2009 г.
Белые ночи. Бедные люди
2009 г.
Белые ночи
2010 г.
Белые ночи. Село Степанчиково и его обитатели
2010 г.
Белые ночи. Село Степанчиково и его обитатели
2010 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2010 г.
Федор Достоевский. Полное собрание романов в 2 томах. Том 1
2010 г.
Белые ночи
2011 г.
Игрок
2011 г.
Малое собрание сочинений
2011 г.
Белые ночи
2012 г.
Белые ночи
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Бедные люди
2013 г.
Игрок. Роман и повести
2013 г.
Петербургские сновидения. Белые ночи. Крокодил
2013 г.
Белые ночи
2014 г.
Белые ночи
2014 г.
Том второй
2014 г.
Белые ночи
2015 г.
Белые ночи
2015 г.
Двойник. Повести и рассказы
2015 г.
Собрание повестей и романов в одном томе
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
2015 г.
Белые ночи. Бедные люди
2016 г.
Белые ночи
2017 г.
Белые ночи. Петербургская летопись
2017 г.
Униженные и оскорбленные
2017 г.
Федор Достоевский. Собрание сочинений
2017 г.
Белые ночи
2017 г.
Бедные люди. Белые ночи. Мальчик у Христа на елке
2018 г.
Бедные люди. Белые ночи. Мальчик у Христа на елке
2018 г.
Белые ночи
2018 г.
Белые ночи
2018 г.
Бедные люди. Белые ночи
2018 г.
Белые ночи
2018 г.
Белые ночи
2020 г.
Белые ночи. Бедные люди
2020 г.
Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. Дядюшкин сон. Том 1
2021 г.
Белые ночи
2021 г.
Бедные люди
2021 г.
Бедные люди
2022 г.
Скверный анекдот. Белые ночи
2023 г.
Белые ночи
2023 г.
Белые ночи
2024 г.

Аудиокниги:

Белые ночи. Бедные люди
2002 г.
Белые ночи
2005 г.
Белые ночи
2007 г.
Белые ночи
2007 г.
Белые ночи
2007 г.
Белые ночи. Кроткая
2007 г.
Белые ночи. Неточка Незванова
2007 г.
Белые ночи. Мальчик у Христа на елке
2008 г.
Бедные люди. Белые ночи
2009 г.
Белые ночи
2009 г.
Белые ночи. Кроткая
2010 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №6
2010 г.
Белые ночи. Мальчик у Христа на елке
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Notes From Underground
2004 г.
(английский)
The Best Short Stories of Fyodor Dostoevsky
2007 г.
(английский)
Weisse Nachte
2007 г.
(немецкий)
Noches blancas. El pequeno heroe. Un episodio vergonzoso
2008 г.
(испанский)
White Nights & Other Stories
2008 г.
(английский)
A Gentle Creature and Other Stories
2009 г.
(английский)
Les Nuits blanches. Le Sous-sol
2009 г.
(французский)
Le notti bianche
2010 г.
(итальянский)
White Nights
2016 г.
(английский)
White Nights / Белые ночи
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть в феномене белых ночей что-то одновременно красивое и беспомощное. Лишённые тьмы, они не могут напугать, и, лишённые звёзд, они не могут очаровать. А что остаётся? Томительная неподвижность, безграничная открытость, бессонные раздумья. Эти свойства могут успокоить, как обволакивающий туман. Но любой туман быстро надоедает, из него хочеться выйти навстречу реальной жизни.

Так и главный герой повести — неисправимый мечтатель — может сыграть роль временного друга, но никогда не вызовет у других людей острые чувства любви и страсти. Это не его вина, но его горе. Впрочем, это горе можно легко развеять с помощью малейшего, но искреннего внимания. И пусть каждый мечтатель получит его хотя бы раз в жизни.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В повести «Белые ночи» сквозь призму любовного сюжета Ф.М. Достоевский раскрывает, в ставшей для него позже характерной манере, психологию человека, находящегося в разладе с внешним миром. Последнее предопределяет его к жизни в собственных «мечтах» – мысленно сконструированной вселенной. Созданный мир и предстает для него первичным, не утоляя вполне, между тем, тоску по миру настоящему, и в первую очередь – по полноценному чувству любви. В таком контексте встреча с Настенькой обращается для него в неиллюзорную надежду на утоление своей тоски, освобождение от бремени одиночества.

Примечательно, что девушка Настенька, как и главный герой, оказывается загороженной от внешнего мира, но уже не в силу особенности психологического склада (как в ситуации рассказчика), но в виду объективного обстоятельства – властной манеры воспитания бабушки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Данное различие и оказывается первостепенным, поскольку решение о долгожданном воссоединении с возлюбленным-постояльцем принимается Настенькой легко. И есть основания полагать, что на этом тягостный этап ее жизни подходит к своему завершению.

К концу подходит и напряженный период жизни рассказчика. Встреча с Настенькой, ночные прогулки и участие в ее жизни, безусловно, вдохнули в него новую жизнь и предоставили обильную пищу для последующего пребывания в фантазиях. Он не слукавил, когда заявил, что минута блаженства и счастья для него – это немало. Что принципиально, сама девушка осталась в его воспоминаниях нравственно чистой. Насколько горестно такое окончание истории – вопрос открытый. Но так или иначе по итогам событий главному герою предстоит вернуться к своему привычному состоянию вялотекущего предвкушения жизни.

Отдельного упоминания заслуживает изображение писателем внутреннего мира героя, в частности формат его «знакомства» с городом (зданиями и встречаемыми людьми), а также сочетания ощущаемых им чувств одиночества и невыносимости приятельских компаний. То, что отличало манеру повествования писателя на протяжении всего пути творчества, отчетливо выражено в настоящем произведении.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трагичная история о силе любви.

Сила любви — позволить девушке ждать и любить другого и не отбирать эту любовь у нее, влюбляя в себя, как бы ни хотелось, ибо видишь, чего (кого) она воистину ждет.

Сила любви — сдаться и принять другую любовь, убедив себя, что да, это наилучший вариант: запланировать совместное житие и будущее, настроить воздушных замков, но при первом появлении казалось бы утраченной любви забыть о только что сказанном и прильнуть к ней.

Сила любви — любить ее до конца жизни, оставаясь сам с собой в хмуром и дряхлом, тусклом царстве одиночества, в котором ярким пятнышком была та, кого любил. И до конца жизни желать ей только счастия, не гневаясь за содеянное, казалось бы, предательство.

Очень грустная повесть с роскошными психологическими портретами, к сожалению, предсказуемая, но не оттого, что ты лишен внезапной концовки, а оттого, что жаль героя. Завершение истории очень депрессивное и мощное. Главный герой хоть и несчастен, но силен духом, и спасибо Настеньке, что сотворила для него что-то теплое и счастливое, пусть и недолго, но герой будет лелеять и беречь это всю жизнь за неимением большего.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не любила Достоевского, за особую мрачность его произведений и одновременную сентиментальность и муссирование душевных мук, за невероятно сложный язык. В школе не могла прочитать почти ничего из его произведений и вот решила сделать новую попытку, уже со своим взрослым мировоззрением и выдержкой.

Меня всегда удивляло, почему иностранцы, говоря о причинах своего желания выучить русский язык, считают своим долгом почитать Достоевского в оригинале. Теперь, понимаю почему: читать Достоевского на русском языке, без адаптации, это действительно признак очень хорошего знания русского языка. Читать его тяжело, очень сложные обороты, непонятные слова (хоть понять их и можно интуитивно, если русский твой родной язык), длиннющие предложения. И это не то, что заставляет меня не любить Достоевского сейчас, скорее наоборот, понятно почему это классика, владение языком на таком уровне вызывает только уважение и заставляет задуматься о своем образовании.

Не любить же Достоевского меня заставляет другое: искусственное раздувание повествования. И да, это прямо вытекает из моего предыдущего замечания. Все эти сложные обороты бессмысленно увеличивают количество текста на одну лишь мысль. Ведь по сути весь сюжет уложился бы в двое меньшее количество страниц, если бы не эта особенность Достоевского.

Не знаю почему именно эту повесть я выбрала для прочтения, но вся эта нарочитая печальность и инфантильность персонажей, в данном случае, и есть посыл, который автор хочет до нас донести. Он пишет о них, жалея их, и одновременно осуждая за нерешительность и нежелание действовать. Однако сюжет не замысловат и поступки, слова персонажей вызывают отторжение. Здесь вы не найдете героизма, жертвенности, преодоления трудностей, хоть казалось бы косвенно эта мораль присутствует, здесь вы найдете двух странных и похожих друг на друга людей, трусливых, романтичных, смелых только в своем воображении. Жертвенность исключительно исходит из нерешительности, они не преодолевают себя, они просто смиряются. В конце концов, ГГ не развивается, наоборот, деградирует. И если раньше он жил как сомнамбула и мечтал, то теперь он перестает даже мечтать. К сожалению, хоть автор и раскрывает пороки людей, их неверные поступки и их искаженное мировоззрение, увы, он принимает их за данность и, как будто, вовсе не собирается «перевоспитывать» своих героев.

Как итог, я не могу для себя решить нравится ли мне творчество Достоевского, т.к. никаких эмоций, кроме презрения к персонажам, я не получила, не было справедливого наказания для них в повести, чтобы получить хотя бы удовлетворение. Придется прочитать Великое пятикнижие Достоевского, чтобы понять за что же его так любят.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раннее творчество Достоевского порой пронизано такой слащавой сентиментальностью, что право, становится немного тошно от уровня приторности. Впрочем, это не мешает повести иметь, хоть и довольно банальный, но очерченный сюжет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Френдзона. В 19-ом веке, разумеется, этого определения не было, а вот понятие уже было. Кажется, оно существует с самого истока человечества и социального взаимодействия полов.

Что заставляет женщин влюбляться в загадочных и эмоционально сдержанных мужчин и отвергать мягких и сентиментальных? Кто-то скажет, де, с доисторических времен так повелось, у первого типа сильно больше шансов изловить мамонта и накормить социальную ячейку. Кто-то дополнит, что женщины, будучи сами сентиментальными, ищут в партнере обратную сторону своих эмоций.

Гг не жалко, потому что он обречён априори. Был у Достоевского «вечный муж», а это каноничный типаж вечного «о, если бы он был вами (нет)» друга.

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Белые ночи» — романтическая история почти тургеневского склада. За тем исключением, что у Тургенева в конечном итоге страдают все же девушки, а у ФМ (надо отдать ему должное) — сам лирический герой. Внезапная встреча, белые ночи, любовь как вздохи на скамейке и «ах, прощайте, любите меня вечно, а я отлично буду любить другого». Вот откуда крылатая фраза про «одну минуту блаженства», которой достаточно на всю жизнь. Надо быть очень и очень достоевским, чтобы так сказать, действительно))

С одной стороны, в тексте есть надрыв, некая примесь стыда и неловкости, характерные только и исключительно для ФМ. С другой это все по большей части нивелируется романтичностью и нереалистичностью самой истории. Даже Петербург белых ночей — не такой, как обычно, не грязный, не запыленный и душных, без подворотен и праздношатающихся толп.

И, на мой взгляд, сочетать несочетаемое не получилось. Нет, я охотно верю в несчастно влюбленного героя ФМ, на меня эти белые ночи так же действуют, что бродишь неприкаянный по городу и отчаянно хочешь хоть в кого-то влюбиться — только не получается. Тургеневу удается нежная романтика, ФМ удаются психологические вещи на грани нервного срыва, в сочетании получается романтика на грани нервного срыва, в которой гораздо больше от болезненного воображения, чем от реальности.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил я, значит, приобщиться к нашей классике, а именно – Фёдору Михайловичу Достоевскому. Желание это пришло ко мне после просмотра старинного (1957 год) фильма Лукино Висконте «Белые ночи», который чем-то зацепил меня за живое. Вот я и задался целью сравнить киноленту с литературным прототипом.

Это первое произведение Достоевского, которое я прочитал (в своё время в школе «Преступление и наказание» прошли без меня), так что до этого моё мнение о творчестве классика, если не считать несколько кинофильмов, было заочным.

Фёдор Михайлович не подвёл и с блеском отработал свой имидж. Язык повести – чудовищно косноязычен. Подлинными «украшениями» текста являются такие слова-мутанты как «усотерялись», «упестрится», «выживается», «самонужнейшем» и «вспорхнулся». Фразы, которыми обмениваются герои – чудовищно громоздкие. Сложноподчинённые предложения, коими так славен Достоевский, сливаются в огромные абзацы, дочитать которые – всё равно что совершить подвиг. Порой мне даже казалось, что автор издевается над читателями, заставляя продираться через потоки сознания, которые представляют из себя монологи главного героя. В современных текстах подобные недостатки, можно отнести на заигрывание с постмодернизмом, но какое можно найти оправдание, если автор жил в XIX веке? Если бы Достоевский был бы современным МТА (а в 1848 году ФМ был именно что молодым и подающим надежды писателем) на нём можно было бы смело ставить крест уже где-то на пятой странице.

С другой стороны, своё бессмертие Фёдор Михайлович обрёл не за изящество слога, а точное описание психологии своих героев и их душевные переживания. А уж с этим у «Белых ночей» всё в порядке. Начиная с первых же страниц, на которых автор знакомит нас с главным героем и до последней строчки психологизм не отпускает ни на минуту. Каждый читатель найдёт в этом небольшом произведении что-то своё. Для меня самой главной темой стало осознание героем простого факта насколько это страшно – прожить жизнь в пустых мечтах. Другое дело, что вряд ли у Мечтателя получится что-то изменить в своей жизни, но это уже совсем другая история.

По итогам прочтения героя повести (в отличие от героя фильма) не особо и жаль, ведь человек он может и неплохой, но вряд ли бы у него получилось стать хорошим отцом и мужем. Я не верю в то, что человек к двадцати шести годам не нашедший себе работы смог бы содержать и обеспечивать семью, так что для Настеньки брак с ним закончился бы весьма печально. Другое дело герой Марчелло Мастроянни. Его случай вызывает сочувствие именно тем, что при всём своём романтизме и одиночестве Марио является не бесплодным фантазёром и мечтателем, а человеком крепко стоящим на ногах.

Кстати, если зашла речь о фильме, то забавно наблюдать, как в фильме текст Достоевского переплетается с текстом Висконти и Чекки д’Амико. Это чувствуется, даже если вы не читали оригинал, уж больно разная стилистика у русского писателя и итальянских режиссёра и сценаристки.

Самое интересное, что итальянским и советскими фильмами дело не ограничивается. Если верить Википедии (точность и достоверность которой давно стала притчей во языцах) в настоящий момент существует четырнадцать экранизаций, из который советских/российских – только три. Семь фильмов снято уже в XXI веке и это служит лишним доказательством того, что списывать классическую литературу со счетов пока рановато. Понятное дело, что большая часть из этих кинолент сняты «по мотивам», где от Достоевского осталась разве что фабула, однако именно это и внушает особое уважение. Не всякий писатель может придумать историю, которая будет актуальна спустя полтора столетия для народов живущих на разных краях земли: от Европы на западе до Южной Кореи на востоке.

Итог: всё это, конечно, прекрасно, но итоговое впечатление от повести у меня осталось неоднозначным. Радость за Настеньку, лёгкое злорадство над Мечтателем, мельчайше выписанные движения невротических душ – это с одной стороны. С другой – ужасный литературный язык, который отпугивал меня от Достоевского в течение полутора десятилетий. В итоге только семь баллов.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не видел питерские белые ночи. Да и самого Питера не видел. А жаль — прочитав эту повесть Достоевского, так и хочется побродить по ночным улицам Северной Пальмиры — как и главному герою. А кто он такой вообще? Мы имени его не узнаём. Просто — человек, «тип», как он себя называет. Робкий, необщительный, мечтательный молодой человек, который за восемь лет жизни в столице (!) так и не смог найти себе даже приятелей. Он безумно одинок, и всматривается в каждого прохожего, ловя знакомые лица, и как бы знакомясь с ними, заочно...

И тут — всплеск эмоций: он знакомится с юной девушкой, страдающей по по своему возлюбленному. Он разговаривает с ней, изливает душу... Влюбляется сам. Возможно, впервые в жизни — по настоящему. Но это длится всего несколько ночей — Настенька ускользает.

Когда герои Достоевского ухаживают за женщинами, в этом есть какой-то истеричный надрыв. Такой надрыв присутствует и здесь. Главное — даже не в этой любви. Пожалуй, самое важное — сам образ этого неведомого, очень одинокого и по сути несчастного мечтателя. Изобразить несколькими мелкими скупыми чертами человека — это не каждому дано. Но Достоевский — всё таки мастер. С большой буквы.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть далека от совершенства последних романов, но руку мастера все равно видно. В произведении всего три героя и два из них до боли знакомы. Разве сейчас мало мечтателей, выдумывающих истории о каждом доме и автомобиле, и зарабатывающие ровно столько, чтобы не умереть с голоду (на жену уже не хватает)? Или вы не встречали девушек, которым все равно по большому счету, за кого выходить замуж, главное, выйти замуж? Почти все перипетии описаны с большой психологической достоверностью, но именно психологической, сама история все же выглядит фантастичной, хотя, возможно, такова и была задумка автора: нереальность белых ночей набрасывает некий покров и на все события. А вот что мне больше всего понравилось — это изображение Питера. Говорят, Достоевский не любил его и описывал, как место мрачное и недоброе. Но после прочтения повести создалось ощущение, что я побывала в этом прекрасном городе и что город по-настоящему сказочный, необыкновенный, такой, в котором ничего обычного в принципе происходить не может. Именно за это впечатление повесть понравилась мне больше всего.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В самое романтическое время, в Петербурге, в период белых ночей, человек, ощущая некую красоту природы, становится чище, добрее, возвышеннее. В молодости человек от слияния природы и состояния души становится благороднее — человек становится лучше. Ведь происходит чудо в природе – белые ночи — и как в этот момент люди могут быть сердитыми, капризными? Да, пейзажи за окном в Петербурге нельзя назвать красивыми, но тем не менее.

В самом начале рисуется довольно таки странный образ двадцатишестилетнего юноши: он за восемь лет, живя в этом городе, не завел себе друзей, знакомых. Вам не кажется это странным? При всей его молодости он какой-то не в себе и производит впечатление чудного. Ему хватает «знакомых лиц», он их просто наблюдает, а от того, что они уезжают, ему становится грустно. Его мучает томление, он страдает. Ему хватает домов, с которыми он в своих фантазиях разговаривает и даже получает от них ответа. По-моему это странно. Но он ощущает себя полноценным человеком. Он тонко чувствующий романтик. Он сравнивает весеннюю петербургскую природу, которая скупа на краски, с чахлой хворой девушкой, которая в какой-то миг делается прекрасной, полной жизни и красоты, сверкающих улыбок и искрометного смеха. Он жалеет о том, что это очень быстро улетает. И действительно, в Петербурге постоянно ливни, там нет такого буйства красок, но в период белых ночей происходит чудо.

Одинок и робок. Любит гулять по городу, а Петербург пустеет. Жаждет общения. Стремится к дружбе. Погружается в свои грустные мысли и светлые мечты. Защищает девушку.

Как и любому молодому человеку, ему интересно общение с девушкой. Хоть он робок, и застенчив, и наивен, но обстоятельства, когда он спасает девушку, на его стороне, и девушка, в благодарность за то, что он её защитил, выслушала его. Он раскрыл себя как-то нелепо, чуть-чуть неуклюже. Всё это переплетается с юношеской влюбленностью, наивностью и простотой. Ему подарили надежду, что он кому-то нужен, интересен. У него хорошее, радостное настроение…

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх