fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Свидание»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
989
Моя оценка:
-

подробнее

Свидание

Другие названия: Люди, люди…

Рассказ, год (год написания: 1960); цикл «Мир Полудня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Охотник Поль Гнедых вернулся на Землю, в зоологический музей. Там, среди прочих экспонатов, хранится заспиртованная голова четверорука с планеты Крукса, которого подстрелил сам Поль.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Эта новелла публиковалась во всех изданиях повести «Полдень, XXII век», начиная с «Урала». В книжном издании 1962–1963 гг. она озаглавлена «Люди, люди…» и располагается ближе к середине повести, а не почти в самом конце. Отдельно от повести «Свидание» не печаталось, хотя была попытка опубликовать рассказ в «Литературной газете».

В процессе подготовки переработанного издания имена главных персонажей новеллы были заменены на имена «сквозных» персонажей повести: Вильгельм Эрмлер (Вилли) стал Александром Костылиным (Лином), Игорь Харин — Полем Гнедых.


Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами  >  повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.  >  Глава третья. Люди, люди…

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Какими вы будете

— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.

— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.

— антологию «Das Zeitfahrrad», 1974 г.

— антологию «Galaktyka», 1987 г.


Похожие произведения:

 

 


Возвращение
1962 г.
Возвращение
1963 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
Собрание сочинений. Том второй
2001 г.
Собрание сочинений. Том второй
2003 г.
Полдень, XXII век
2004 г.
В поисках Странников
2005 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Собрание сочинений. Том второй
2007 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Собрание сочинений. Том второй
2009 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966. Книга первая
2018 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 10. 1966
2018 г.

Периодика:

Урал, 1961, № 6
1961 г.

Самиздат и фэнзины:

Возвращение
2023 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том четвертый. 1960
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Tagasitulek
1968 г.
(эстонский)
Kroki w nieznane
1970 г.
(польский)
Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
Das Zeitfahrrad
1974 г.
(немецкий)
MITTAG 22. Jahrhundert
1977 г.
(немецкий)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)
Mittag, 22. Jahrhundert
1984 г.
(немецкий)
Galaktyka I
1987 г.
(польский)
Mittag, 22. Jahrhundert. — Der Junge aus der Hölle
1989 г.
(немецкий)
Mittag, 22. Jahrhundert
1994 г.
(немецкий)
Gesammelte Werke 5
2013 г.
(немецкий)
Maszyna życzeń i inne opowiadania
2022 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний раз встречаемся мы на страницах книг с двумя бывшими мальчишками из Аньюдинского интерната — Полем Гнедых и Александром Костылиным. Жизнь Александра логична и проста — он теперь директор музея космозоологии, солидный, с животиком, обремененный внуками и правнуками. Поль — странник, непоседа, прожил совсем другую жизнь — он стал космическим охотником, побывал на сотнях миров, добыл сотни удивительных животных. Он и сейчас ловит животных, только уже не стреляет. Не может. Много лет гнетет его тяжкий груз собственной совести — не разумное ли существо он подстрелил на планете Крукса?

Похоже, в Мире Полдня единственное возможное наказание за проступок — это пытка собственной совестью. Но эта пытка, оказывается, самое страшное, что может испытать человек.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне тоже показалось, что это одно из самых жестких (жестоких) и, одновременно, пронзительных произведений ранних БАС. Думаю, что вряд ли бы оно возникло, если бы АНС не был сначала военным, а затем японистом-филологом и переводчиком именно японской средневековой литературы. Авторы казалось бы пусть деликатно и осторожно, но все таки зашли за очень тонкую грань жестокости и антигуманизма, которую до лейтенантской и лагерной прозы, кажется, никто из больших писателей в русской литературе не преступал. Массовое убийство животных — пусть ты даже и охотник с большой буквы, пережить еще можно; убийство себе подобных — в жизни преступление, а на войне — долг и проявление героизма. Но случайное, по недосмотру и оплошности, убийство разумного существа, а затем передача его таксидермисту (тем более другу!), и далее изготовление из того, что осталось, чучела , а затем еще и помещение его в качестве экспоната в зоологический музей — это ли не за гранью? Но похоже неслучайно, в рассказе проскальзывает японская фраза (сора-тобу хиру букв. летающий холм?) и китайский мифический единорог цилинь, намекающие на категории иной культуры. Получается, проявить гуманизм должен ... читатель (не осуждай...). Если это окажется ему по плечу, то он сможет понять, что нет не за гранью — первооткрывателю чужих планет приходится сталкиваться со многими загадками и разнообразием форм жизни, каждая из которых может таить опасность (одному человеку, экипажу корабля и т.п.). Да и череда трагических случайностей тоже может иметь место — никто не застрахован. Поэтому, на мой взгляд, точнее было бы сказать, что авторы только обозначили грань, но не переступили через нее.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек называет себя ОХОТНИКОМ и это дает ему моральное право убивать разнообразную инопланетную живность.

Ведь все они так не похожи на него, ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, поэтому можно стрелять не задумываясь и не целясь, по движению, по звуку. Упс, грохнули собрата по разуму, а так похож на зверушку! Горе то какое!...

А про сотни неизученных видов, представители которых, в виде чучел, хранятся в зоологическом музее, можно не беспокоиться. Дичь она на то и есть.

А может где то бродят ОХОТНИКИ с таким высокоразвитым интеллектом, что мы для них... Но это уже другая история.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже в мире-утопии (а что иное есть мир Полудня?) бывают трагедии. И не только из-за природных причин или форс-мажоров. Но и самые страшные — личные. Тем более, если они полностью ложатся на совесть одного человека...

Самый печально-щемящий рассказ цикла, если не всего творчества АБС. И один из самых страшных. Только что бы осознать это, прочитать его надо лет в 25, не раньше.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень печальный рассказ, самый печальный во всей книге.

Когда я начинала читать про этих сорванцов, даже не думала, что их жизнь вот так повернется.

Я плакала, пока читала.

Столько веков искать хотя бы следы других цивилизаций, а потом одним выстрелом.

Мне очень жаль Поля, точнее очень жаль, что этот груз выпал именно на его долю. Да и Лину не легче, трудно даже представить, сколько сил ему стоило говорить другу, что он ошибается в своих предположениях, когда он точно знал, что Поль был прав.

Тяжелый рассказ.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающе сильный сюжет.

Кто в наше время способен (именно способен!) так сломаться из-за необдуманного (не преступного!) поступка? Как это контрастирует с теми горами трупов, — абсолютно бесспорно принадлежащих разумным гуманоидам! — заполняющими экраны и страницы сейчас!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, самый сильный из всех рассказов, входящих в повесть «Полдень». И самый трагический — безусловно.

Один выстрел — одна жизнь. Один выстрел — один трофей. Но как же всё меняется, если окажется, что этот трофей — разумное существо. Тонкая грань между разумным существом и неразумным животным — где она проходит? Мне кажется, именно таким образом нужно ставить вопрос. И если это так, то насколько значим фактор разумности, когда речь идёт об убийстве? Особенно — если речь идёт не о самообороне, а об убийстве ради науки, о так называемом научном исследовании. Не говоря уже об охоте, о том, что с гордостью называют спортом.

И остаётся лишь догадываться, какой камень лежит на душе у Костылина. Ведь он, как настоящий учёный, должен смотреть вперёд. И должен предполагать, что, возможно, когда-нибудь человечество ещё раз столкнётся с расой братьев по разуму, один из представителей которых сейчас находится в зоологическом музее в качестве экспоната...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный рассказ. Сперва убаюкивает экскурсией по ксенозоомузею, а затем даёт обухом по башке ошеломляющим фактом. Больше и говорить ничего не надо, такой рассказ НАДО читать.

Разве что добавлю один штрих, промелькнувшую мысль... таксидермист-таки скрыл правду. Но вот сам ли он это сделал, или в мире будущего таки есть цензура (спецслужбы, спецкомитеты или что там ещё), решающая что должны знать простые граждане, а что — нет...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый сильный рассказ сборника. Единственный, в котором есть внутренний конфликт. По глубине описание угрызений совести не уступает «Преступлению и наказанию» Достоевского. Понятно, что Поль никого не собирался убивать, даже животных. Стрелял-то он иглами со снотворным. Но одна такая игла попала в кислородный баллон инопланетного исследователя… И настолько глубокие человеческие переживания удалось уместить в рамках короткого рассказа.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иллюстрацию именно к этому рассказу, ставшему частью повести «Возвращение. (Полдень, XXII век)» редактор поместил на обложку издания 1962 года. Неслучайно, на мой взгляд. Даже в Самом Светлом Будущем есть место человеческим трагедиям.

Человек верующий в Бога — покаялся бы, исполнил епитимью. Но людям, осознающим, что между ними и Вечностью нет спасительной прослойки, приходится самим нести тяжесть своих ошибок (хотя человеку свойственно ошибаться). А Вы к этому готовы?

Если «нет» — ступайте в церковь, там вам помогут.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честное слово, когда отец прочитал мне перед сном эту «сказочку», я чуть не разревелся:smile:. Потом читал сам, много думал. Такое чувство, что авторы нашли подход к любому человеку , который хоть немного является человеком.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень печальный рассказ. Нет никакого ада после смерти, каждый из нас носит свой ад в душе. Убийство страшная вещь, вдвойне страшно — убийство разума.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с отзывом VAI. От себя добавлю только, что жизнь Александра Костылина тоже далеко не благополучна. Ведь он-то, в отличие от Поля Гнедых, знает, причём совершенно точно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшный рассказ. Красивую приключенческую жизнь космического охотника Поля Гнедых оборвал непонятный случай — тот, кого он подстрелил... взорвался! Не убил ли он инопланетного космонавта? И каждый год идет Поль в музей, где хранятся останки этого существа, и спрашивает безжизненное тело: «Кто ты?».

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее предупреждение любителям бластеров — землянин вполне может оказаться в подобном музее в качестве экспоната.

Десять.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх