fantlab ru

Питер В. Бретт «Меченый»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
580
Моя оценка:
-

подробнее

Меченый

The Painted Man

Другие названия: The Warded Man; Заступник

Роман, год; цикл «Вселенная «Меченого»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Описываемый в романе мир населён людьми и демонами. Первые господствуют днём, когда демоны прячутся в преисподней от солнечных лучей. Но с заходом солнца демоны выходят на поверхность, и теперь люди прячутся от них по своим защищённым оберегами жилищам. Главный герой, мать которого убили демоны, уходит из дома в надежде найти способ уничтожения исчадий зла. Узнав, что в прошлом такие способы существовали, но были со временем забыты, герой ищет повсюду их следы. Параллельно автор описывает судьбу ещё двух героев: юноши-калеки, который стремится стать Жонглёром, и юной красавицы, поступающей в обучение к лучшей из известных Травниц, чтобы со временем сменить её и лечить людей. Естественно, пути героев должны когда-нибудь пересечься, но как и когда это произойдёт, и что из этого выйдет, читайте в романе.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 EV // Роман, переведённый на французский

Похожие произведения:

 

 


Заступник
2012 г.
Меченый
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Painted Man
2008 г.
(английский)
The Warded Man
2009 г.
(английский)
Защитения
2012 г.
(болгарский)
The Painted Man
2013 г.
(английский)
The Painted Man
2019 г.
(английский)
The Warded Man
2021 г.
(английский)
The Warded Man
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Благодаря новым фэнтезийным сериям «Азбуки» отечественные читатели смогли познакомиться с авантюрно-воровским фэнтези Хьюлика, маго-пороховым эпиком Макклеллана. Теперь к дебютантам присоединился и первый роман Бретта — «Меченый» — открывающий фэнтези-цикл «Война с демонами» с пост-апокалиптическими мотивами.

Едва алеет небо и гаснут последние солнечные лучи, предвещая наступление темноты, как над землей появляется дымка, в которой сгущаются демоны, поднимающиеся из Недр. Хищные, злобные, смертельно опасные и неуязвимые для обычного оружия существа. Лишь метки — особые начертанные или вырезанные знаки — способны стать для них невидимой магической стеной. Но горе тому дому или селению, в чьей сетке меток отыщется слабое или стертое звено — демоны будут утолять голод до самой зари, терзая истекающие кровью тела.

В Эпоху Избавителя человечество однажды низвергло демонов, но за благополучную и счастливую Эпоху науки успело позабыть древнее знание и было жестоко наказано Эпохой разрушения. Теперь ночами или в дождливую погоду люди прячутся в домах, дрожа от страха. Они также вынуждены защищать метками загоны для скота, амбары и даже поля — иначе огненные демоны выжгут их дотла. Города превратились в хорошо укрепленные крепости, а путешествия стали уделом редких смельчаков — купцов и вестников, которые являются единственной связью между поселениями.

Так начинается история Арлена — будущего воина и путешественника, Лиши — будущей лекарки и алхимика, Рожера — будущего музыканта и сказителя, каждому из которых суждено пройти собственный трудный и тернистый путь. В общем-то Бретт нисколько не скрывает, что на протяжении всего первого романа готовит героев к роли спасителей, проводя их через испытания, обучая, а затем объединяя в команду. По сути, роман является чистейшим становлением-взрослением со всеми традиционными моментами, как то — побег из семьи, бунт против обычаев и правил, одержимость целью, обретение наставника и другие хорошо известные приемы, характерные для этого жанра. Возможно, даже слишком хорошо известные. Кроме того, иногда Бретт идет против логики развития событий, чтобы создать комфортные условия или сюжетообразующую ситуацию — особенно это касается зрелищной, но бессмысленной финальной битвы.

Занятно, что конфликты героев с окружающим миром неизбежны и заложены автором изначально, поскольку характеры и мировоззрение Арлена, Лиши и отчасти Рожера скорее соответствует современности, в то время как второстепенные персонажи живут и мыслят по законам средневекового общества. Хотя порой Бретт охотно использует физиологичные или натуралистические описания, роман вряд ли можно отнести к жанру темного фэнтези. Слишком много энергии, упорства и жизнерадостности в сердцах героев. Именно эта бодрость и твердость заражают читателя энтузиазмом, заставляют сопереживать и напряженно следить за приключениями ребят.

Итог: концентрированное становление-взросление героев в жестком фэнтези-антураже.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Меченый» — это первый роман цикла «Война с демонами» под авторством Питера Бретта. Данный роман написан в жанре фэнтези с крайне незначительными вкраплениями тёмного фэнтези.

Книга повествует нам о становлении трёх главных героев: простом деревенском пареньке Арлене, девушке из знатной семьи Лиши и мальчике-инвалиде Роджере. У каждого из них свои проблемы, заботы и стремления. Но всех их объединяет мир, в котором они живут и опасности, что поджидают героев на каждом шагу. А опасность здесь по сути всего одна — демоны, которые с наступлением сумерек появляются в местах не огороженных специальными магическими метками. Демоны эти очень агрессивные, а их гигантское количество и неуязвимость для простого оружия, делает их достаточно грозной силой. Слабостей у них всего две: солнечный свет, который полностью испепеляет их и упомянутые выше магические метки, которые образуют собой защитный круг внутрь которого не может попасть не один демон. Проблема составить в том, что солнце бывает только днём и то, не всегда (дождливые дни), а метки очень не долговечны и иногда стираются. Вот и приходится людям огораживать свои дома, сараи с животиной и посевы специальными метками, чтобы демоны ночью не пробрались, а самим прятаться внутри и ждать наступления нового дня, когда солнце снова выглянет и за окном станет относительно безопасно.

К сожалению, вышесказанное было самым интересным, что придумал автор.

Сюжет в романе достаточно простой и непритязательный. Мать Арлена убивают демоны, сын во всем винит отца и сбегает из дома. Лиши из-за проблем в семье (девушку хотят выдавать замуж за немилого ей молодого лесоруба) меняет привычный уклад жизни и идёт в ученицы к местной целительнице. Роджер пытается стать жонглёром несмотря на природные недостатки. Вот и весь сюжет. Ну, и само собой в конце романа все Главные Герои встретятся вместе, чтобы в следующих книгах цикла совместно победить Мировое Зло.

Недостатков у романа более, чем достаточно. К наиболее основным можно отнести то, что:

1) Вся составляющая книги, все действия, характеры персонажей, «неожиданные» повороты сюжета, основные герои — это всё было в произведениях других авторов и было лучше.

2) Мир совершенно не прописан, он пуст и нет ощущения жизни. Возникает ощущение закрытого кукольного театра, в котором всех кукол и декорации оставили на своих местах, но кукловод ушёл и в жизни кукол ничего не происходит.

3) Всех второстепенных персонажей делят на тех, кто может помочь Главным Героям и тех, кто может навредить им. Если персонаж не делает ни первого, ни второго, то данный персонаж книге не нужен.

4) Основные персонажи как-то уж слишком контрастируют на фоне остальных. Все трое Главных Героев думают, действуют и поступают так будто они наши с вами современники. Они откровенно в шоке от того, что происходит в Средневековье и всячески выражают свой протест. Остальные же персонажи в курсе, где они находятся и на творящийся вокруг беспредел просто не обращают внимание.

5) Характеры персонажей плоские и неубедительные.

Подводя итог хочу сказать, что совершенно не представляю с расчётом на какую аудиторию писал автор. Для взрослых людей сюжет слишком простой и наивный, но и детям его не почитаешь, т.к. в книге присутствует расчленёнка и сцены эротического характера. Может продолжение будет лучше?

Оценка: 3
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный представитель когорты крепких середнячков. Вроде бы на первый взгляд в книге есть всё, что нужно для успеха: детально проработанный мир, интересные герои, проверенная временем идея развития сюжета. Но вот не цепляет так, как могло бы.

Придуманный автором мир словно застыл на стыке традиционного героического фэнтези и постапокалипсиса. Вообще, задумка очень хороша. Некогда люди жили в страхе, угнетаемые и истребляемые демонами-коррелингами. Но потом появился великий воин-маг, которого впоследствии прозвали Заступником. Легендарный герой научил людей магии и изгнал демонов обратно в преисподнюю. Но потом, лишившись естественных врагов, человечество обратило присущую ему ненависть и злобу на себя самое, дав начало разрушительной братоубийственной войне. В ужасе от творящегося бесчинства божественный хранитель покинул людей. А те продолжали воевать, развивая попутно самые необходимые для войны отрасли — науку и промышленность. И постепенно забыли магию, объявив предания о демонах не более, чем старыми лживыми сказками. Так человечество утратило древние знания и потому оказалось совершенно не готово к вернувшемуся в мир злу.

Абзац выше — никоим образом не спойлер, а вовсе даже предыстория-завязка, на которой и основан сюжет. На мой взгляд, потенциально интересными тут были две вещи. Во-первых, сам мир, в котором уживаются технологии и магия, знание рациональное и знание мистическое. Очень атмосферны эпизоды, в которых герои исследуют древние гробницы и развалины старых городов, разыскивая всякие полезные для борьбы с демонами артефакты. Мне это напомнило замечательную рпг-игру Arcanum. К сожалению, автор уделил этой сюжетной ветке не так уж много внимания и вообще упустил возможность развить техно-составляющую мира. Во-вторых, само название книги предполагает, что главному герою суждено стать новым мессией и спасителем. В связи с чем лично я ожидал от автора достаточно подробного анализа ситуации. Потому как люди, какими они показаны в романе, мягко скажем, не очень заслужили спасения. Стоят ли страдания одного пусть и не праведника, но просто славного и доброго человека того, чтобы спасти вместе с ним с десяток подлецов и негодяев? Что лучше — уповать на помощь свыше или встать с колен и решиться на заранее безнадёжный бой? Жить рабом или умереть воином? Ответов на эти вопросы я ждал от автора. В какой-то мере Бретт справился, но однозначного «да» тут сказать нельзя.

И о героях, само собой. Арлен, которому суждено стать новым Заступником, на самом деле обычный парень, пусть и с необычной и нелёгкой судьбой. И потому так интересно наблюдать за его становлением в роли мессии. Здесь нет никакого божественного прдопределения и дарованных свыше сил, и тем притягательнее образ человека, взвалившего на свои плечи груз и ответственность, что по силам лишь богам из легенд. Чтобы исполнить своё предназначение, каким оно видится Арлену, герой должен превзойти само представление о человеке, стать чем-то большим. Но какую за это придётся заплатить цену, что оставить позади? И что останется в непобедимом божественном воителе от обаятельного и не по годам умного паренька, каким мы видим героя в самом начале? Вот это-то и интересно. Но, верно наметив канву развития персонажа, автор ошибается в деталях реализации. Местами мотивы Арлена выглядят достаточно странно. Например, мне вполне понятно, почему уставший от контроля и нравоучений парнишка сбегает из дому. Но чтобы за три года ни разу не вернуться домой и даже не подать весточку любимой девушке и наставнику, который по сути сделал героя тем, кто он есть? Видимо, поняв, что с отображением трансформации деревенского парнишки в вестника всё прошло не самым убедительным образом, самое интересное — становление Мессией — автор оставляет за кадром. То же и со второй главной героиней, Лишей. Самый убедительная и непротиворечивая личность — скрипач Роджер, но ему, к сожалению, отведено намного меньше «экранного времени». Тут, кстати, тоже вопрос. То ли этот герой действительно получился лучше прочих, то ли сказывается неумение автора конструировать психологию и личность в деталях. Роджер проработан хуже двух других героев, и, возможно, именно потому в его образе нет видимых ошибок и изъянов.

Ещё одна претензия — попытка автора ближе к концу повествования сыграть в дарк, как положено, с изнасилованиями, убийствами и размышлениями о низости человечьей натуры. Исполнено-то вполне качественно, но настроившийся на доброе, слегка сквозь розовые очки, повествование о мальчике, который стал героем, читатель рискует испытать изрядный диссонанс. Меня вот изрядно покоробила неуместность этих сцен.

После всего написанного выше может сложиться впечатление, что книга скверная и не стоит внимания. На самом деле всё совсем не так. Критику выше следует воспринимать, держа в уме один простой факт — при должной реализации заложенный в романе потенциал вполне мог обернуться настоящим шедевром. Недаром с самых первых строк держится устойчивая ассоциация с «Именем ветра» Патрика Ротфусса, основанная даже не на фактах, на общем настроении, работе с характерами и языком. Поэтому-то для меня книжка кажется провальной в том плане, что всё могло быть гораздо-гораздо лучше. А так мы имеем ровную и уверенную работу на крепкие четыре балла, не претендующую, однако, на большее. И самое обидное в том, что даже в случае более уверенной работы автора в следующих томах первое впечатление уже смазано. Да и многие огрехи, вроде оставшихся без объяснния действий и странного поведения героев, уже не исправить.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно, на заре времен, люди вынуждены были вести жалкую жизнь, прячась каждую ночь в глубоких пещерах. Это было время демонов, корелингов, которые с радостью набрасывались на очередную жертву стоит ей только задержаться снаружи после заката. Постепенно люди стали замечать, что эти твари бояться определенных символов. Так появились Знаки. Сперва охранные, которые только останавливали демонов. Потом боевые и атакующие, способные пробить даже такую крепкую шкуру, как у каменного корелинга. Ведомые Спасителем люди загнали страшных тварей обратно в преисподнюю и почти три тысячи лет жили по ночам в мире и спокойствии. Вскоре корелинги превратились в страшные истории, сказки, мифы… Никто в них уже не верил. Пока однажды демоны не вернулись и не уничтожили все то, что создало человечество за тысячелетия нормальной жизни.

Действие «Заступника» происходит спустя триста лет после возвращения корелингов. Людям теперь, как и раньше, вновь приходится прятаться по ночам в расписанными знаками домах. Только большинство из знаний о демонах осталось далеко в прошлом, так что ни о какой борьбе с корелингами речи не идет. Лишь в далекой Красии жители все еще пытаются уничтожать тварей, разменивая на каждого из убитых несколько воинов. Все остальные города по ночам прячутся за высокими стенами. И постепенно вымирают. Почти каждая ночь уносит с собой если не целую деревушку, то одну-две семьи точно.

Мир «Заступника» прежде всего и привлек мое внимание к этой книге. Очень хотелось посмотреть на то, как автор сможет его изобразить. Результатом больше доволен, чем огорчен, хотя изначально рассчитывал на что-то более оригинальное, необычное. Представьте себе небольшую деревушку, расположенную возле замка с вампирами, из какого-нибудь «ужастика». Вот примерно тоже самое в «Заступнике», только в гораздо больших масштабах. Днем – обычная рутинная работа, ночью – все двери и окна наглухо закрыты. Так как по ночам мало кто отважиться остаться в поле или лесу в окружении демонов под защитой всего лишь одного охранного круга, то путешествующих здесь мало. Люди в основном предпочитают провести всю свою жизнь не выходя за пределы родной деревушки. Соответственно и мир «Заступника» не большой, компактный, всего лишь несколько крупных городов, но при этом достаточно разнообразный.

Последнее мне не понравилось. Это единственный момент, которым я остался недовольным, потому что в том, как Бретт создает свой мир, хорошо чувствуется искусственность, когда мир книги приобретает свои черты не по логике своего развития, а по желанию автора. Есть леса, значит будет лесной город Анджир. Есть пустыни, значит будет пустынная Красия. На случай озер и рек – Лактон. Мир, как поделка, собранная из конструктора. Я такое не люблю. Как не верю в то, что на небольшой территории могут появиться такие контрастные города, как арабоподобная Красия и проевропейский горный Форт-Милн.

Хотя в целом остался доволен. Не понравилось еще только то, что корелинги не достаточно хорошо прописаны. Если для демонов воздуха и песка у Бретта находится описание, то о каменных и лесных корелингах мы знаем только то, что у них есть острые зубы и когти, а весь их облик приходится додумывать самому. Впрочем, это уже не так важно. Главное то, что мир «Заступника» живой, а не являет собой картонные декорации. Чувствуется, что и за событиями, связанными с главными героями, есть еще жизнь, есть еще люди, со своими проблемами, радостями и горестями. Хорошо рассказано о деревенском укладе на примере на Тиббетова Ручья и Каттеровой Ложбины. Хорошо рассказано о порядках в Форт-Милне. Мне понравился мир «Заступника», не зря им заинтересовался.

Три сюжетные линии, три основных героя. Первый – парнишка из Тиббетова Ручья по имени Арлен. Редкий тип человека, который считает, что с корелингами надо бороться всеми возможными силами, а не только прятаться за станами. Он и станет в финале книги Заступником, а по мнению некоторых людей самим вернувшимся Спасителем. Этот роман – по большей части его история. История о том, как Арлен сбежал из своей родной деревни, как впервые провел ночь в окружении демонов, как долго шел к тому, чтобы стать Вестников и куда в итоге привел выбранный им путь. Интересно. При том, что мы даже догадываемся, кем станет Арлен к концу книги, какие способности получит. Это приятное ожидание. Через этого героя мы узнаем о мире «Заступника», его географию, обычаи, историю. С Арленом связана и главная тема книги: в некоторых ситуациях осторожность хуже безрассудства. Надо действовать, даже когда против тебя целая орда страшных демонов, а не сидеть сложа руки.

Второй основной персонаж – Лиша из Каттеровой Ложбины. Сперва ученица Травницы, потом сама становится лекаркой. Третий – Роджер, ученик Жонглера. Я не знаю, какой из этих трех героев мне был интереснее. Каждый по-своему хорош. Не смотря на то, что главный герой все-таки Арлен, главы, посвященные Лише и Роджеру, читать так же интересно. Все из-за того, что персонажи Бретта, так же живы, как и окружающий их мир. Это целеустремленные люди, готовые временами пойти против принятых правил, чтобы достичь желаемого. Они любят свою работу, готовы помочь близкому и незнакомцу. В то же время со своими слабостями и недостатками. Арлен, например, ничего кроме борьбы с корелингами вокруг себя не замечает. Он бросает своих друзей, знакомых, только лишь бы они не мешали его выбранному пути.

Может быть, по этому «Заступника» так интересно читать, и не замечаешь, что позади уже очередная сотня страниц осталась. Хорошая книга. А события в конце романа обещают не менее интересное продолжение.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Меченый» шел ко мне окольными путями. Впервые я взял его в руки в 2012 году, он тогда звался «Заступником» и выглядел выходцем из 90-х: на обложке стоял в неудобной позе полуголый качек, в руках которого были копье и алебарда, за поясом висел кнут, а напротив него парили какие-то невнятные зубастые монстры. А под обложкой был перевод уровня тех же 90-х со скачками времени повествования, опечатками и неточностями. Плюс очень паршивое качество печати. Решив перечитать книгу и взяв ее в руки сейчас, я понял, что мне попросту неприятно иметь с ней дело, в результате чего, было куплено издание от «Азбуки», в котором и обложка более стильная, и перевод хороший, и бумага отличная.

Теперь, давайте поговорим про саму книгу, причем по пунктам, чтоб потом можно было сравнить впечатления по каждому тому.

1) Мир. Это вариация постапокалипсиса, в котором человечество откатилось к своему околосредневековому состоянию из-за еженощного нашествия демонов. Демоны бывают разных видов, но все очень кровожадны. Люди по ночам прячутся за охранными метками и не смеют выходить наружу. Нам показаны три крупных города и пара небольших деревушек, плюс громадные, но почти пустые локации между ними. Связь между населенными пунктами осуществляется посредством вестников – людей, не боящихся спать посреди поля в охранном круге, когда неподалеку толпятся полчища кровожадных тварей.

2) Сюжет. Люди выживают и уповают на приход Избавителя, способного уничтожить демонов. Ну а пока его нет, Арлен пройдет путь от испуганного ребенка до хорошего метчика и умелого воина, Лиша из затюканной девочки станет талантливой травницей, а Рожер из милого карапуза вырастит в неплохого жонглера.

3) Персонажи. Арлен, Рожер и Лиша – трио главных героев, скроенные, в общем-то, по одним лекалам. То есть все в детстве претерпели несправедливости или несчастья, после чего сквозь множество испытаний пришли к успеху. Но, несмотря на такой простой прием в построении персонажей, автору удалось вызвать сопереживание к героям, показать их как живых людей, пусть временами у них и случались перекосы в логике. Второстепенные персонажи получились более блеклыми. Можно сказать, что в первом романе Питер Бретт сделал своего рода заготовки персонажей, многие из которых станут гораздо живее и ярче в последующих книгах.

4) Атмосфера. Она удалась. Пожалуй, самая сильная часть романа. Демоны пугают, опасность чувствуется, все происходящее буквально ощущаешь своей кожей.

5) Стиль. А вот в этом пункте сказать особо нечего. Это авторский дебют и он даже ощущается как дебют. Нет какой-то изюминки в стиле, в то же время это такой хороший средний уровень, который стоит на голову выше того, что можно встретить обычно.

Итог: многообещающее начало цикла, увлекательное, но со своими недостатками. Тем не менее, книга для меня не потеряла своего очарования при повторном прочтении, чему я очень рад.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне себе бодрая и даже увлекательная история. Все основные сюжетные линии трёх героев — почти что идеальные истории взросления, где довольно плавно, хоть и не без лакун, показывается становление персонажей, ломка их психики, приспособление к новым условиям и фанатичное, неудержимое желание любой ценой добиться своей цели.

Мир прописан достаточно подробно и логично, за вычетом того, что мне в упор не удаётся поверить в то, что «древние» не сумели додуматься до ультрафиолетовых ламп для сжигания и отпугивания демонов. То есть невесть где раскопать древние и забытые метки они успели, а соорудить мощные, имитирующие солнечный свет фонари не сумели. Надеюсь, этот мутный момент будет раскрыт в последующих книгах.

Сам же сюжет пусть и не блещет ВНЕЗАПНОСТЯМИ, но вполне себе увлекателен. Неплоха и сама структура повествования и истории, она не претендует на гениальность, но и не теряется на фоне прочей фентезийной литературы.

Безусловно, лучшие элементы книги — это три главных героя и боевые сцены. Сражения и битвы с демонами просто выше всяких похвал, здесь мне больше добавить нечего. Но почему автор так ненавидит своих главных героев, для меня загадка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. У одного ГГ демоны на его глазах зверски растерзали родителей, а несколько лет спустя учителя — единственного заботящегося о нём человека. Сам остался калекой без двух пальцев, и хоть талантливый артист, всё равно злодеи его постоянно избивают и грабят. Находится в... Хм, блин, как френдзона, только объект любви относится к нему не как к другу, а как к сыну\младшему брату.

2. У второй ГГ мать — дура, истеричка и распутница, отец — тряпка. Была помолвлена, но жених несостоявшийся раньше времени начал болтать, что якобы спит с ней — рассталась. Бережно хранила свою девственность до 27 лет (просто не парилась этой темой), пока её зверски не изнасиловали три разбойника. Позже полюбила очень упоротого типа, от которого фиг знает что родиться может.

3. У третьего ГГ демоны так же убили мать, отец проявил себя трусом, ГГ бежал. Несколько дней скитался раненный, чуть не помер. После учёбы очень трагическое и нелепое расставание с любимой девушкой, отправился искать способ убивать демонов. Нашёл, но тяжело предали и чуть не убили — серьёзно поехала крыша.

Так или иначе, не предлагая ничего принципиально нового, «Меченый» просто рассказывает очень увлекательную историю с интересными персонажами, миром и качественными боевыми сценами. Не без недостатков, со многими лакунами и условностями, но хорошую.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всей моей симпатии к новым именам и ярким дебютам, назвать «Заступника» хорошей книгой не могу. Обласканный западными критиками роман Питера Бретта при некоторых своих неоспоримых достоинствах огорчает целым рядом серьезных недоработок, которые сводят на нет почти все удачные находки автора. По сути вся книга — это чрезмерно затянутое вступление к настоящей истории. Бретт придумал оригинальный мир, создал неплохую, интригующую завязку истории, вывел на сцену основных действующих лиц и создал необходимый конфликт между ними. Но никакого, даже промежуточного разрешения этого конфликта предложить не смог.

«Заступник» — скучноватая история взросления троих детишек. Причем, номинально все трое должны быть разными, но поскольку у Бретта с персонажами полный швах, все трое ведут себя как избалованные истеричные сопляки. Трудно сопереживать героям, если на каждую трудную ситуацию у них всегда будет один ответ — будет так, как я хочу, и гори все синим пламенем. Причем каждый раз такое поведение заводит их в неприятности, но они с похвальной целеустремленностью разогнавшегося носорога продолжают творить инфантильное бестолковое самоуправство, даже будучи уже взрослыми. В итоге они сами становятся виновниками собственных бед, из-за чего все действо, разворачивающееся вокруг них, насквозь фальшиво.

От их постоянных скандалов на пустом месте, необоснованных оскорблений и чрезмерных эмоциональных реакций на любой поступок со стороны окружающих вскоре начинает подташнивать. И когда в очередной раз повзрослевший и прошедший через множество жизненных испытаний Арлен совершает опрометчивый, откровенно глупый поступок, под действием переполняемого его чувства собственной важности, ему не хочется сопереживать, его хочется отшлепать. Ибо он не заступник, он невоспитанный маленький мальчик. Впрочем ругать главных героев не стоит. Подобным образом ведут себя все персонажи книги. Бретт не умеет выписывать характеры. Совершенно. Единственной удачной его находкой можно назвать только воина Жардира, который хоть и поступает не по совести, но в полном соответствии с логикой.

И теперь самое главное. Вся книга — это описания жизни троих главных героев. В «Заступнике» почти нет обрисовки мира, нет ярких батальных сцен, интриг или еще чего-либо. Только взросление Арлена, Роджера и Лиши. И при таком подходе крайне необходимо создать по настоящему ярких персонажей, которые бы вытягивали отсутствие внятного бойкого сюжета. Но с героями у Бретта плохо, то что вся книга мигом превращается в пафосную и насквозь фальшивую трагедию. Интересный мир и мощный клиффхэнгер в конце положение не спасают.

Автор на протяжении четырехсот страниц скармливает нам обещания, подготавливает к чему-то эпичному, к некоему «большому финалу», но в итоге, когда переворачиваешь последнюю страницу и не обнаруживаешь ничего из обещанного, чувствуешь себя обманутым. Данная книга должна быть вдесятеро короче и служить прологом к настоящему роману.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Судя по повышенному вниманию к женской физиологии, душа автора просила роман о гинекологах, но пришлось подробнейшие рассказы о предохранении, месячных, абортах, залетах, домогательствах, насилии и его последствиях разбавлять невразумительной вторичной историей об избранном, смело выходящем ночью из дома в отличии от остального человечества. Кстати, не в пример гинекологии о личной жизни избранного мы большую часть текста знаем только то, что он как колобок ушел от всех возможных невест. А потом смело переспал с жертвой группового насилия на второй день после него. Герой, чего уж там. Автору бы в любимой теме матчасть подтянуть, чтобы это не выглядело так отвратно.

В общем, ни свежести, ни оригинальности, ни даже акушерских баек автору не подвезли.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прямолинейная и бесхитростная героика, герои как и мир, прописаны слабо. Самый большой минус, что автор абсолютно не понимает с какого конца подойти к описанию взросления и изменения внутреннего мира своих персонажей. Везде и всюду ему приходит на помощь пропуск времени, сегодня персонаж зеленым юношей уходит в свой первый поход, а на следующей странице он опытный воин, и так во всем.

Интересная в целом идея с подземными демонами поначалу заинтересовала, но отрывочное повествование и непрописанные герои полностью отвратили от желания читать продолжение. Подобная идея намного интереснее реализована в «Заклинателях» Пехова или «Земле без радости» Перумова.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю начинать год с книжного запоя, большую часть которого составляет фэнтезятина — особенно когда последняя скользит в голове подобно свежему горному ручью, спасительному для жертв нагрянувшей злодейки-сессии. «Заступник» поначалу именно такой удачной книжкой и казался, но в итоге, увы довольствовался ролью невзрачного середняка. Описываемая здесь цивилизация, проходящая через смутный фэнтезийно-постапокалиптический период, вот уже много лет страдает от загадочных corelings — кровожадных элементальных существ, которые выбираются на поверхность с наступлением ночи и изничтожают всех, кому не хватило ума укрыться за особыми руническими преградами. К счастью, такая завязка вовсе не означает, что Бретт с первых страниц налегает на экшен-составляющую: напротив, он акцентирует внимание на обществе, живущем в извечном страхе, и на трех его конкретных представителях. Социум здесь показан очень удачно (унылое бескультурное крестьянство и цивилизованные, но значительно более хищные горожане), хроника становления героев действительно напоминает Ротфусса, хотя автор «Заступника» предпочитает описывать лишь наиболее важные моменты из жизни Арлена, Лиши и Роджера, демонстрируя, как они превратились в тех, кому и предстоит, по-видимому, решать судьбу цивилизации в остальных двух книгах цикла.

Лиша становится волевой травницей-целительницей (женщины-героини у Бретта вообще суровы, в большинстве своем симпатичны и по-джордановски возвышаются над стадом серых детопроизводительниц, причем без характерного для Джордана занудства), Роджер превращается в пугливого барда (бледный и не особо развитый персонаж, на которого я возлагал наибольшие надежды), а Арлену надлежит стать... тупым упрямым качком, вокруг которого, увы, серия и будет построена. Угу, и вероятнее всего, окажется невыразимо унылой, потому что я терпеть не могу фэнтезийных уберменшей любых разновидностей и книжки с их участием предпочитаю обходить стороной.

Честное слово, упрямство двух других героев понять можно с легкостью: повинны жажда знаний и стремление спасти собственную шкуру соответственно. Арлен же упрямится в такой манере, что не будь он фэнтезийным протагонистом, плавать ему в первой же канаве с распоротым брюхом. Вдобавок ко всему прочему, в завершающей части книги автор именует его не иначе, как «Заступник» (еще более кошмарное «The Painted Man» в оригинале — представляете, в каждой фразе «The Painted Man said this» и «The Painted Man did that», хотя все мы, включая других героев, знаем, что это всего-навсего Арлен), и это, по-видимому, символизирует неизбежное: кое-чье эго безвозвратно раздувается до неприличных размеров. Концовка, к слову, здесь вообще очень и очень слабая, мгновенно превращающая перспективный самостоятельный роман в проходную книжку-открывашку для эпического цикла. Слишком много глупостей, слишком много драк и, вдобавок, один поистине феерический момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у меня очень большие сомнения, что девушка, ставшая жертвой тройного изнасилования, неделю спустя добровольно ляжет в первой подворотне (следует понимать буквально) под сомнительного татуированного типа, которого она едва знает. и пусть даже ни к какому сопливому хэппи-энду этот момент не приводит, он все равно напоминает неуклюжий авторский прием под кодовым именем «now kiss!» и перечеркивает многие приятные впечатления от книги и девушки лично.

Чтобы закончить порядком растянувшийся отзыв на мажорной ноте (которой книжка в целом заслуживает): невзирая на все проблемы с завершением первой книги, Бретт написал настоящий page-turner, создал правдоподобный мир и вдобавок устроил любопытный задел на будущее. Как знать, возможно, смещение акцента с бестолкового культуриста на глобальный политический конфликт спасет эту трилогию, хотя я пока хвататься за «The Desert Spear» повременю.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот казалось бы, творит Бретт с 2008 года, а в русской вики про него до сих пор статьи нет... К чему бы это?

В 2018 его уже не назовешь дебютантом, но так как пока я прочла только первую книгу цикла, то и рассуждать буду о дебюте.

Итак, нам дан мир, в котором идет вторая волна нашествия демонов. С первой волной справились в эпоху Избавителя, потом все удачно забыли в эпоху Науки и перед третьей волной люди оказались беззащитны. Научились заново меткам защиты и теперь отсиживаются ночью по домам и трясутся. Демоны же периодически метки взламывают и жрут. Меток существует множество, для разных видов демонов и для разных целей. Внимание, заляпанная грязью и покорябанная метка не работает! Редакция, вопрос: как людишки еще выжили? А демоны еще обладают зачатком разума! Но самое, интересное, что выжили и животные! Как минимум медведи, львы, волки и кролики. То ли люди такие неудачники, то ли демоны не особо напрягаются.

Несмотря на эти логические несостыковки атмосфера в книге достаточно неплоха.

Теперь про основное слабое место дебютантов. Про героев. Герои достаточно клишированны. Но в принципе, это не особо напрягало и читать про взросление и становление героев было достаточно интересно. Точнее было интересно до тех пор пока Арлен не превратился в пафосного one-punch mаn, появилась какая-то подростковая порнография... Так что от финала я в растрепанных чувствах. Склоняюсь к разочарованию.

Но оценки на продолжение достаточно высоки, а читать не тянет. Вот что делать?

П.с. и я слегка в шоке от фразочек «пососать сиськи» и «ляжки». Не то чтобы я чеховская девица, но это слегка не тот стиль литературы, и они резко выбиваются из текста. Про сиськи еще в контексте сальных шуточек прокатило со скрипом. С громким скрипом.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверно тяжело быть дебютантом. На тебя особо не рассчитывают, пробивайся сам, а если не получилось добиться издания дебюта — сам виноват.

Отсюда вытекает вопрос — а что и как надо писать чтобы издатель дал зеленый свет без лишних проволочек?

Сумеречная сага, Голодные игры, Дивергенты и прочие Академии вампиров говорят — пиши романтику с налетом мистики или постапокалипсиса. Или назови это подростковой антиутопией. И все, profit.

И что же делать автору-мужчине, который не хочет пускать розовые слюни на странице романа? Пускать алую водицу! И без соплей, мы тут пишем без прикрас!

Питер Бретт выполнил работу на твердую пять с минусом. О минусе расскажу в конце.

Стоит начать с того что нормальное фэнтези не возможно сделать без логичной магической системы (Аберкромби, это не про тебя. Ты выкрутился списав все на полутона). Питер Бретт не стал забивать голову себе и читателю — он придумал метки. И крут не тот кто больше меток знает а тот кто их рисовать нормально умеет. И читателю хорошо, и автор молодец.

Я не говорил, но роман Бретта про становление персонажей. В последующих частях они станут альянсом, как он справится с интересностью их диалогов пока не знаю, но выписать их тернистый путь он смог. Не нагружая лишней информацией, автор дал хорошую вводную и отправил персонажей взрослеть, спотыкаться, вставать и идти дальше. Стоит отметить что в романе нет провисаний, разве это не плюс?

А еще в книге интересное устройство мира. Есть свои тайны, недомолвки. Я почти уверен что про это будет сказано в последующих романах цикла, но пока нам лишь слегка объяснили ограниченную географию мира. Политическая иерархия в мире не сложная, автор не грузит читателя лишней информацией и выдает ровно то что нам надо знать для понимания того что происходит.

Теперь еще более общими фразами. У Бретта получилось создать сказочную атмосферу, а это важно. Роман читается очень легко, героям удается сопереживать и за их приключениями очень интересно наблюдать.

А теперь возвращаемся к минусу. Бретт пытался нагнать мрачности. Обилие кровавых моментов, нелицеприятных сцен, прямых упоминаний секса не делает dark`а. Можно попытаться провести параллели с Аберкромби или Эриксоном — но тогда все станет слишком плохо. Поэтому вопрос, который хотелось бы задать автору — зачем? Зачем было вставлять все эти пошлости? Зачем было делать половину мужчин озабоченными гадами? Зачем было добавлять столько крови? Сцена с изнасилованием — только она выглядит подходящей для темного фэнтези, она выписана очень жутко и без лишней натуралистичности, так почему же раньше так не получалось? Не то чтобы это так важно, но в глаза бросается.

В итоге? Очень и очень хорошая работа для дебюта. Придраться можно лишь к тому что автор не совсем понимает как сгущать краски, но это придирка. Отличное начало цикла. Рекомендую к ознакомлению.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Меченый» — первый роман цикла «Война с демонами». Он представляет собой очередную литературную фэнтези-версию борьбы добра со злом. Люди и их антагонисты демоны — подземники.

Фантазия автора помещает нас в мир, близкий по укладу к позднему средневековью. Когда-то единое королевство Тес распалось, и во время, когда происходит действие романа, мир разделился на отдельные территории, типа герцогств и баронств, а о былом единстве вспоминать запрещено законом.

Пять свободных городов — центров этих земель и пространства между ними — это те локации, где и будут действовать главные герои романа и сплетаться сюжетные линии. Каждый свободный город автор наделил определенной социально-экономической, культурной и религиозной спецификой. Форт Милн — центр промышленности и науки. Здесь льют металл и добывают уголь, здесь находиться крупнейшая библиотека мира. Форт Энджирс славится деревообработкой и гильдией жонглёров. Форт Райзон — центр сельского хозяйства, Лактон — рыбной ловли, Форт Красия — центр цивилизации среди пустыни, место, где можно купить самые дорогие и разнообразные товары — от пряностей до ковров.

И казалось бы всё обстоит очень неплохо в этом довольно оригинальном и разнообразном мире, представленном почти на 700 страницах романа.

Но наступает ночь и «сгущаются» (в буквальном смысле из воздуха!) исчадия зла — демоны — подземники, дети Недр. Огненные, лесные, воздушные, водяные, скальные, песчаные. Мне их видовое разнообразие напомнило игру Sacred в жанре РПГ. Прям стойкая ассоциация возникла. Эти твари одержимы только одной целью — добраться до людей и уничтожить их.

Только загадочные «метки», специальные знаки, которые люди наносят на свои жилища и везде, где только можно, хоть как-то, и то не всегда успешно, защищают их от гибели.

Количество демонов огромно. Людей становится всё меньше. На этом очень пессимистичном фоне автор пытается соткать сюжетный узор, используя три основные нити — линии, каждая из которых олицетворяет одного из трёх главных героев романа.

Первая нить — линия Арлена, мальчика из местечка Тиббетс — Брук, который сбегает из родных мест, после гибели матери от когтей подземников. Он мечтает отомстить. Он хочет стать «вестником» — человеком, который перемещается по всему миру, доставляя информацию и товары в самые отдалённые уголки. Вестник — наиважнейшая профессия, если можно так сказать, в мире ТЕСА.

Вторая нить сюжетного узора — линия Рожера Восьмипалого из Ривербриджа, тоже мальчика у которого демоны убили всю семью и покалечили его самого. Он мечтает стать жонглёром, спутником вестника.

Третья нить — линия Лиши, девочки из не очень счастливой семьи Лесорубовой Лощины, которая волею судьбы, обнаруживает в себе талант травницы-целительницы.

Каждый из главных героев растёт, учится, развивает в себе различными способами свои таланты. В романе вообще очень хорошо показан процесс социализации героев. Все они из маленьких городков и деревень попадают в большие города. В них они обучаются профессиям с помощью мудрых учителей. Бретту — бонус за правдоподобность! Их сюжетные линии развиваются очень неспешно, медленно и основательно. Писателем смакуются мельчайшие детали их бытия. Затем течение сюжетного действия резко убыстряется. Бац, и прошло три года. Бац, и прошло семь лет. В заключительной трети романа мы видим уже достаточно взрослых людей, которых судьба и воля автора однажды сводит вместе.

Кто из них тот, кто спасёт мир? Станет ли один из них легендарным Избавителем, которого так долго ждут люди? Читайте и попробуйте узнать ответы на эти вопросы.

«Меченый» — по-сути очень длинный пролог к истории, в которой люди, уже потерявшие надежду, вдруг обретают Вождя и Волю. Волю жить и бороться.

Судя по количеству и объему романов цикла, даже страшно представить, куда заведёт нас фантазия автора на дорогах этой войны. Бесконечной войны людей и демонов.

Ко многому в романе можно придраться. Многое покритиковать. Порой очень хромает логика, пропадет стройность изложения, западает сюжет. От некоторых подробностей бытия героев слегка подташнивает. Но в целом перед нами достаточно добротно написанный образец сериального, эпико — героического фэнтези.

Это книга для читателей терпеливых и никуда не спешащих.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала хочу сказать, что сначала к этому циклу я отнесся скептически, и начал читать только после выхода третьего тома на русском.

Если честно, я не пожалел что начал читать. Хорошо прописан мир. И мир у автора большой и многообразный не только на словах, но и на деле. Прописан хорошо. Не выглядит картонкой (как у того же Сандерсона в книге «Пепел и сталь») Причем очень хорошо построена сама структура раскрытия информации о мире. То есть мы не только узнаем о его многообразии со слов кого-то, но и мы видим его глазами героев, которые подолгу не засиживаются на одном месте.

Есть правда и один минус, очень серьезный. Позавчера прочитал о приключениях героя в Красии. Главная моя претензия- это то что нам фактически одни начало финал показали этого путешествия. А вот то, что должно было быть в середине(знакомство героя с городом, его изменяющиеся взаимоотношения с героями города и пр) это нам не показали. Автор нам написал половину страницы обо все этом (галопом по Европам) и все. Перешел сразу к финалу промежуточному. Вот пожалуй главный минус.

Ну а финал просто прекрасный. Нет чего-то масштабного. Есть конкретная битва а деревню. И автор тут молодец. Не стремился нам показать больше положенного. 8/10

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока листала книги на читалке, случайно тыкнула на «Меченого» и как-то незаметно для себя зачиталась и проглотила книгу влёт.

Сюжет напоминает «Атаку титанов» — для тех, кто знаком с данным произведением: некогда развитую цивилизацию практически подчистую выкосили демоны, и теперь остатки человечества вынуждены жить в замкнутых городах, защищённых метками против демонов или деревнях, находящихся на приличном расстоянии друг от друга. Единственными связующими между изолированными поселениями людей являются вестники — отчаянные храбрецы, путешествующие от города к городу, от деревни к деревне и на которых зиждется всё: торговля, обмен информацией, доставка почты и так далее.

Автор не хватает звёзд с неба и не поражает воображение ни стилем, ни сюжетом, ни героями, но его произведение можно назвать твёрдым середнячком. Это интересная книга, написанная простым и, в целом, добротным языком (хотя постоянно попадались повторы одних и тех же фраз; но здесь может быть вина как автора, так и переводчика) о цепляющих и запоминающихся людях. Система магии оригинальная, сюжет развивается грамотно, психологизм не столь глубок, как могло бы быть, но в целом на уровне (в частности, порадовало то, что героями являются обычные люди, которые в силу своих интересов и мировоззрений становятся теми, кем стали; типичные избранные отсутствуют). Это тот самый момент, когда автор уже выше фэнтезийных пустышек, но ещё не дорос до звания мастера. Я не знаю, дебютная ли это книга, но читать дальше буду однозначно, потому что такой хороший автор просто обязан развиваться. Бретт на голову выше захваленного читателями Ротфусса, и если в «Имени ветра» я постоянно спотыкалась на глупостях, нелогичностях, скучных моментах, пустых картонках вместо персонажей и тому подобном, то здесь споткнуться почти не на чем. Немного не хватило размаха и чего-то ещё, но уверена, во второй книге цикла автор «додаст». И, что самое главное, автор не стремится раскрыть все тайны мира и объяснить все явления, а оставляет место таинственности и загадочности. То, без чего фэнтези уже не фэнтези, а сборник заклинаний.

Думаю, даже приобрету себе в коллекцию.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх