fantlab ru

Кевин Андерсон, Брайан Герберт «Батлерианский джихад»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Оценок:
318
Моя оценка:
-

подробнее

,

Батлерианский джихад

The Butlerian Jihad

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Действие происходит за 10000 лет до событий романа «Дюна» Фрэнка Герберта, во времена великого противостояния людей и мыслящих машин.

В то время, как в Лиге Благородных царят одни политические передряги, на первый план выступают новые лидеры. Ксавьер Харконнен, решительный и отважный военачальник планеты Салуса Секундус. Его невеста Серена Батлер, которая станет лидером миллионов повстанцев. Гениальный ученый Тио Хольцман. Однако сопротивление стоит на грани поражения — Искусственный интеллект Омниус принял решение уничтожить непокорное и ненужное ему человечество под корень, а вместе с ним и назойливых кимеков (людей, добровольно превративших себя в машины).

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика


Издания: ВСЕ (4)

Дюна. Батлерианский джихад
2004 г.
Дюна. Батлерианский джихад
2007 г.
Дюна: Батлерианский джихад
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Butlerian Jihad
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кевин Андерсон и Брайан Герберт решили написать трилогию ,Повествующую о легендарном Батлерианском Джихаде, неоднократные упоминание коего были в классической гексалогии, очень интересная эпоха становления первых школ ))) Сделали они неспроста ибо как они утверждают это необходимо для сведения всех сюжетных линий в Дюне 7.

роман очень интересный, атмосфера необычна, конечно до уровня Фрэнка Герберта далеко, но романа написан добротно и с любовью, читать очень интересно.

Правда режут глаз некоторые огрехи в переводе Ждем перевода следующих двух книг в ближайшие месяцы, может быть даже в апреле.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, не стоит сравнивать стиль и манеру написания Фрэнка Херберта и Кевина Андерсона. Они абсолютно разные... А книга мне понравилась. Ещё давным-давно, более двадцати лет назад, когда я прочёл оригинальную «Дюну», я начал размышлять: «А с чего же всё началось?» Теперь я вижу одну из версий этого «начала». И она имеет право на жизнь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Батлерианский Джихад ... Совершенно неожиданное начало, в моем понимании Муаддиб и Аракис — это вся Дюна, но роботы, мыслящие машины, войны между людьми и машинами на совершенно других планетах, в звездных системах и даже в Солнечной, и даже на Земле, и это за несколько тысячелетий до такой спокойной истории про восхождение пророка Пола с его червями, крайне неожидаемый сюжет и начало моего знакомства с циклом,... каждая глава насыщена экшеном до невозможного, каждая глава просто завалена событиями и красочными сюжетами, героями, мирами, задумкой, развитием, пересечением линий, перескакиванием с планеты на планету, с личностным развитием отдельно каждого главного героя, так как их тут не один, и не одна, описано ярко, сочно, киноматографично, закрывая главу хочется читать книгу снова, давно так не мог оторваться, не есть и не спать, а только читать,... удивительная завязка всей этой истории о Дюне, о прошлом за несколько тысячелетий до основной истории, но как же всё там самодостаточно и круто, почему не стала даная книга настолько известной, как сама Дюна, не понимаю, мне очень понравилось,... кровища с проделками опытами робота Эразма с рабами, его попытками познать сущность и человечность и натуру людей, это отдельное мяско и треш, на фоне которого главный антогонист кимек Агамемнон вообще ничто, хотя в целом конечно злодей тот еще тоже, помасштабнее и гениальнее судя из прошлого Старой истории, тем не менее эти кадры с нарезками и мелкими деталями проделками робота осели в памяти похлеще остальных отрицательных веток,... отдельный кульбит перевёртыш словил от знакомства с предками Харконенов и Атрейдесов, ибо в основной истории эти два семейства имели иные характеристики по положительности, как бы Харконены такие злодеи и плохиши, а Атрейдесы благородные положительные парни, которых гнобят Харконены, от чего Атрейдесам ох как не легко по жизни, еще же и от них будет рожден сам Пол Атрейдс, тут же всё наоборот, гг Харконен такой защитник столицы и в карьере он красавчик и невеста самая красивая принцесса тоже ему, и лавры от побед все ему, он реально положительный по крови и по духу, а гг Атрейдес оказался наоборот сыном тирана титана узурпатора кимека, свергнувшего в прошлом людской мир, произошедший от кимека который ныне покоряет и захватывает всё на своём пути, уничтожая миллионами людей и превращая тех в рабов для машин, как бы вот такой диссонанс, и это удивительно тоже стало неожиданным,... ну и конечно увидел как зародились колдуньи телепатки, как начались поставки специи меланджа с Аракиса, как человечество переломило очередной виток развития и начало путь свой Джихад против машин, это всё тут в этой супер мощной книге, зашло на 5 баллов, предистория на высоте!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что авторы создали вполне самостоятельное произведение, которое намного ближе поклонникам современной космооперы, чем произведения, которые стали для них основой. Здесь огромное количество героев, сюжетных линий, переплетение событий, загадки и тайны, экшен. Самое главное, что чтение досталяет удовольствие манерой изложения и масштабом произведения.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

После последних частей Дюны Герберта отца, это книга читается взахлеб. Можен сыну до отца далеко, но все же мне понравилось!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается взахлеб,на одном дыхании,прочел не отрываясь,даже лень было идти поесть,пока не дочитал. Особо примечательно то,что сыну удалось практически удержать стиль отца,хоть немного и уклоняемый в сторону экшена.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дюна» Фрэнка Герберта — Великий роман. Но «Батлерианский Джихад» превосходит его многократно. Пускай не стилем, но масштабом. Многообразием сюжетных линий. Красочным описанием миров, Вселенной и главных героев, что позволяет полностю окунутся в атмосферу того времени, пускай даже вымышленного.

«Батлерианский Джихад» — это лучшая история о роботах и космической цивилизации людей.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Немного излишнего пафоса, американского сквернословия — но в остальном знаковый роман. Очень удачно удалось объяснить и увязать события столь древние, что Фрэнк не очень часто об этом вспоминал.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вне всякого сомнения, Фрэнк Герберт со своей «Дюной» навеки займёт почётное место в истории мировой литературы. Вселенная Атрейдесов и Харконненов настолько велика и всеобъемлюща, что её история по сию пору не даёт покоя многим поклонникам фантастики — иначе бы книги-продолжения никогда не имели бы спрос.

Сын Фрэнка Брайан и его друг Кевин Андерсон решили почтить память своего кумира (и малость подзаработать), и написали сначала унылую и скучную до невозможности трилогию о Великих Домах. После того, как тема оказалась исчерпана, они обратились к одному из самых важных, значимых событий в истории мира Дюны — к Батлерианскому джихаду, окончившемуся полным истреблением компьютеров любого типа. Нужно сказать, что получилось вовсе не так плохо, как, может быть, мы ожидали — неплохая космическая опера, с неоспоримыми достоинствами.

Авторам пришлось построить свой мир. они разделили его на три условные части — Лигу Благородных, Синхронизированный мир, и нейтральные планеты. особенно интересен второй тип — миры, подчинённые власти сверхкомпьютера Омниуса, и его боевых кимеков — полубессмертных киборгов, которые подготовили почву для его появления. В Лиге Благородных намечается движение — юная Серена Батлер призывает Совет выступить походом против Синхронизированного мира, говоря, что лучшее средство защиты от Омниуса — преждевременный удар.

Получился достаточно интересный роман. Динамичный боевик сменяется пространными размышлениями о природе человека, машинного разума, рабства. Соавторы стремятся в этом копировать манеру Фрэнка, это видно даже в том, что они так же ставят к каждой главе эпиграфы. Но делая такие похвальные попытки, они всё равно очень и очень далеко отстают от своего великого предшественника — поэтому большая часть их фиосовских сентенций достаточно проста и банальна, то, что мы можем увидеть у сотен и сотен авторов. Тем не менее, роман можно считать в целом удачным, присутствует немало образов, которых нет в романах Фрэнка, и которые являются оригинальными придумками соавторов.

Так, например, наряду с кимеками существуют ещё и родственные им когиторы — секта, которая углубилась в филосовские сентенции, избавившись от бренной плоти, и поместили свои мозги в специальные, поддерживающие жизнь сосуды. Мы имеем удовольствие наблюдать жизнь машинного разума изнутри — причём этот момент прописан у авторов особенно убедительно. Образ независимого робота Эразма, который пытается постичь человеческую душу, является самым сильным у них.

А так — битвы, битвы, и ещё раз битвы. Молодой полководец Ксавьер Харконнен и впоследствии его друг Вориан Атрейдес ведут сражения между флотами человечества и роботами — здесь видна рука Андерсена, знакомая мне по «Мечу Тьмы». В отличие от трилогии приквелов, первый роман оличает неплохая сюжетная динамика.

По сюжету, в конце романа джихад только начался. К сожалению, у соавторов не вышло показать тех тончайших переплетений религиозной психологии, какие отличают тексты Фрэнка. Ну да Бог с ним. Фактически, один их недостатков романа — его параллели с оригинальной «Дюной», которые напрашиваются сами собой. Конечно, нужно пытаться мыслить объективно, и поэтому я ставлю роману четвёрку — всё-таки как вполне самостоятельная космоопера «Батлерианский джихад» вполне годен.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Death machine

***

Фрэнк Герберт повлиял на жанр космоопера \ планетарная фантастика так же сильно, как, наверное, только Толкин повлиял на фэнтези. Поэтому ничего нет удивительного в создании целых франшиз по обеим этим сагам. Правда, по литературной части обе саги имеют различия. К счастью, «Властелин Колец» никто не дописывал. Есть именно «Вольные продолжения». Кристофер Толкин лишь восстанавливал дневники отца, внося минимальные правки. В результате получились сложные произведения, интересные исключительно преданным фанатам. А вот у «Дюны» история иная. Его сын вместе с другим писателем (Кевином Андерсоном) решил не только дописать творения отца, но и наделать несколько приквелов. Всё-таки назвать это волным продолжением нельзя, тут же за дело берется сын, то есть наследник. С другой стороны, оценки и отзывы говорят не в пользу Брайана Герберта. Но так ли всё плохо?

«Батлерианский джихад» — самый далекий (по времени действия) роман из «Вселенной Дюны». События здесь начинаются за тысячи лет до «Дюны». В центре сюжета – противостояние думающих машин (глава – Омниус) и Лигой Благородных (соответственно, люди). Поскольку машины не желают мириться с существованием альтернативной формы жизни, то конфликт разжигают именно они. Очень показательно, что люди в целом готовы мириться с машинами, если они не трогают человечество. Особо о сюжета и не стоит говорить. Военный конфликт он и есть военный конфликт.

Что касается главных героев и линий сюжета, то их здесь очень много. И надо отдать должное авторам, ПОВы распределены очень удачно. Есть Ксавьер Харконнен – военный с блестящей родословной. Его сюжетная линия отвечает за военную составляющую. Есть Серена Батлер. Чистая драма. Из особенностей – именно Серена отвечает за трезвый взгляд на мир машин. Селим – юноша с Арракиса. Будучи изгнанным из своего племени, ему приходится искать пути выживания. Вориант Атрейдес… Вор – самый неоднозначный (поначалу) персонаж. Его герой дает читателю убедиться, что не всё то золото, что блестит. И вместе с тем Вор показывает мир машин, но уже взглядом заинтересованного в этом человека. Наконец, Эразм. Еще одно «золото». С ним будет связан нехилый такой твист, заставляющий широко распахивать глаза. Конечно, есть еще множество второстепенных героев, каждый из которых так же показывает какие-то важные аспекты для романа. Тут и война, а так же политика с точки зрения машин, есть и чисто экономический момент, связанный с Лигой Благородных.

При таком объеме авторы не так уж многое раскрывают о мире. Но при этом мир будущего постепенно обретает краски. Опять же, при таком объеме роман выдает неплохую динамику. Порой кажется, что сюжет буксует, что автор уходят в воду, но потом выясняется, что тот или иной эпизод имеет значение для будущего повествования.

Что касается минусов, то без них не обошлось. Роман в жанре планетарной фантастики\космооперы, но при этом техническая сторона явно не дотягивает до твердой НФ. Так же к негативным сторонам можно отнести слабый психологизм. Хотя местами есть крутые моменты. Пожалуй, самые-самые из них связанны с Сереной.

Заключение: «Батлерианский джихад» лишь приоткрывает мир «Вселенной Дюны». В целом, роман очень неплох. Есть движение, есть драма. Боевые сцены слабые, но ведь это и не боевик. Определенно есть здоровские идеи. Ну, что вы скажете на попытки робота-ученого выяснить, чем же люди так отличаются от машин и как из машин сделать реально разумных…существ? Хорошо показаны основы, легшие в основу джихада. Читается роман достаточно легко, бэкграунд «Дюны» желателен, но не является обязательным.

8 Дюн из 10.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая лучшая космоопера где люди против роботов. Мыслящих машин... А Эразм вообще отдельная песня. Это не Дюна, это Вам не философская фантастика, это космоопера, развлекуха, но... классная.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

По правде говоря, я читаю не так уж много научной и космической фантастики, а перечитываю и того меньше. «Хроники Дюны» Герберта-старшего уверенно занимают одно из самых прочных мест в моем небольшом списке, однако так получилось, что последний раз я за них брался года четыре назад. Слишком долгий перерыв для любимых книг, так что очередное перечитывание уже не за горами. Но начать я его решил со знакомства с приквелами, написанными Андерсоном и младшим Гербертом. Слышал об этих книгах я уже немало, в основном мнения были негативными, но все же решился составить собственное мнение. И знаете что? Мне, в общем-то, даже понравилось.

Если вкратце охарактеризовать эту книгу, то получится космоопера, написанная в рамках современных стандартов жанра, ставших таковыми после выхода «Пришествия ночи» Питера Гамильтона. Множество героев, множество планет, множество сюжетных линий, акцент не столько на войны и сражения в космосе и на земле, сколько на отношения между людьми и описание воздействия глобальных событий на конкретные человеческие жизни. Именно это читатель видит в «Джихаде»: крупные и мелкие сюжеты в количестве, с трудом поддающемся исчислению, происходящие во всех уголках галактики, от Земли, ставшей оплотом компьютерного разума Омниуса, до пока еще захолустного Арракиса, интересного только кочевникам, живущим в местной пустыне. Галактика явно приближается к эпохе больших перемен — люди всё сильнее устают от господства мыслящих машин, и рано или поздно где-то обязательно произойдет взрыв. События, предшествующие грядущей большой войне, описаны очень живо и интересно; несмотря на большой объем романа, читается он не то чтобы на одном дыхании, но практически без задержек и провисаний, тем более что помимо борьбы людей и роботов там происходит еще немало интересного. Да и героев своих соавторы попытались «оживить»; получилось это с переменным успехом, есть тут еще над чем поработать. Но имеющася тенденция мне, честно скажу, нравится.

Очень может быть, что стоило сначала перечитать основной цикл, а потом взяться за приквелы. Все-таки многие детали мира Дюны уже подзабылись, в том числе и то, что сам Герберт рассказывал о событиях Батлерианского джихада, поэтому с точки зрения соответствия канонической вселенной работу соавторов я объективно оценить не смогу. Но менять решение уже поздно — мне уже на самом деле интересно, что будет дальше с этими героями, и отвлекаться я попросту не хочу. Остается только надеяться, что хотя бы на нынешнем уровне трилогия удержится, все-таки впереди еще два здоровенных тома, причем оба они объемнее первого.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, вопреки ожиданиям, «Джихад» меня не разочаровал. Я знал, что книга по уровню будет ниже оригинального цикла, поэтому у меня не было особых ожиданий; а значит спокойно смог взвесить все за и против.

Первое, что удивило — куча POV, от лица которых общий сюжет медленно, но верно двигался вперёд. Мало того, каждый из POV в той или иной степени позволял взглянуть на общую ситуацию под разным углом. Ни один из персонажей не вызвал скуку, все они оказались достаточно интересными, однако линия дочери Зефы больше подойдёт для тем, кто хорошо разбирается в физике и химии. Однако общая идея и смысл, которые эти персонажи высказывают, либо же становятся её очевидцами, поражают. Для меня было сюрпризом столкнуться с «жестоким» миром Дюны. Да, цикл Герберта не радовал пони или розовыми цветочками, но здесь всерьёз поднята тема рабства, геноцида (даже младенцев убивают), нацизма, межклассового неравенства и тд. После чего задаёшься вопросом: а на чьей стороне всё таки быть? Вроде бы люди воюют с машинами, однако что те, что всерьёз эксплуатируют рабов, либо же пытаются вырвать из этого выгоду. Ответ — за третью сторону, то бишь наших героев, которые вроде бы хотят мира во всём мире. Но их так мало, что они теряются на фоне хаоса цивилизации и кажутся лучиками света.

Кстати, POV нужны не только для развития сюжета, но и разносторонности жанровой составляющей истории. Хотите драму тире социальную фантастику? Вот вам главы про Серену Баттлер. Хотите экшена со взрывами, полётами и битвами аля Звёздные войны? Вот вам главы про Хавьера Харконена. Хотите науку? История Нормы Ценвы вам в помощь. Хотите что-то в духе оригинальной франшизы с Арракисом и песчаными червями? Главы про Селима вам в помощь. И т.д. Это главный плюс романа хотя бы потому, что благодаря разносторонности история романа практически не провисает. Есть моменты, которые хочется пробежать глазами... но их мало.

Самая же главная претензия — стиль. Я так думаю, что автором был тут всё таки Андерсон, потому что краткий, полный пафоса и наивности в плане характеров и поверхностной психологии стиль всё же принадлежит ему. Поэтому и чувствуется этот привкус дешёвых фантастических романов из 90-х, коих можно было найти на старых рынках или у местных бабушек. Нет, это не плохо, но и какой-то особой глубины и авторского мастерства ждать не стоит.

А в остальном роман любопытен... но не более. Да, его легко читать, есть много экшена, раскрытий характера, да и сцены бунта описаны здорово. Но всё же его одноразовость упускать не получается. Хотя бы потому, что ничего сверх оригинального я тут не видел. Вообще.

С другой стороны, прочитать про то, как мир Дюны дошёл до такого, каким мы его знаем, было любопытно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно люди создали роботов, чтобы избавить себя от повседневной рутины. Вначале роботы выполняли только черновую работу, но потом на них переложили и более ответственные обязанности. Для этого роботов пришлось развить и обучить до уровня искусственного интеллекта. Осознав свое существование, новый разум сумел перенять у человека не только самое лучшее, но и все его недостатки. Именно под влиянием последних исин, назвавший себя Омниусом, решился на дерзкое и ужасное — восстать против своего хозяина и создателя, чтобы в одиночку править Галактикой. Так началась эпоха противостояния человека и машины, которая привела к весьма интересным и непредсказуемым последствиям...

Итак, приквел знаменитой «Дюны», ее давняя предыстория, объясняющая пути возникновения Империи Шаддама Четвертого и необычную организацию ее общества (например, полное отсутствие мыслящих машин). После успеха оригинального романа (точнее, гексалогии) у автора зародилось естественное желание показать историю мира Дюны в ее развитии. Стремление похвальное, но и весьма опасное (в плане качества, конечно). По моему мнению, любая многотомная сага неизбежно теряет в динамике, новизне и привлекательности с каждым новым продолжением. Подобная «сиквелизация» погубила довольно много интересных произведений — серию романов о Стальной Крысе, эпопею о Чужом и Хищнике и героическое фэнтези о Вечном Воителе. Критический момент наступает обычно с третьего романа: изначальный замысел искажается, сюжеты становятся однообразными, из них исчезают интрига и саспенс, герои превращаются в плоские «картонные» фигурки и перестают волновать души читателей. Поэтому обычно дальше трилогии авторы идти не рискуют — на большее решаются только настоящие кудесники жанра и слова. Такие как Азимов, Желязны, Фармер, Толкин и Джордан. Есть в этом ряду и Фрэнк Герберт. Написав за 20 лет шесть продолжений, он весьма основательно готовился к созданию сюжета предыстории саги. Но... его дневниками и планами воспользовался другой Герберт — Брайан, сын создателя вселенной Дюны.

Брайан, конечно, не обладает ни харизмой, ни талантами своего родителя, в силу чего ему понадобился подходящий наставник по писательскому делу. Так на титуле книги появилась фамилия второго соавтора. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы угадать, кто именно им оказался. Конечно же, известный визуализатор и адаптолог знаменитых фантастических киносериалов Кевин Андерсон. Мы помним его по «Секретным материалам» и десятку-другому удачных киносценариев и новеллизаций. До прочтения их совместного труда мне казалось, что подобный проект просто обязан быть успешным. После прочтения романа оказалось, что простая арифметика тут не работает — один плюс один не всегда равняется двум. Разберем отдельно все плюсы и минусы произведения.

ПЛЮСЫ

Конечно же, самым главным «плюсом» является сама идея написания приквела. Настоящие мастера часто начинают писать свой цикл не с первого романа, а с первого ключевого события. Для Фрэнка Герберта таким моментом стало переселение семьи Атрейдесов на планету Арракис, известную как Дюна. То, что должно было погубить новоявленных хозяев, неожиданно сработало в их пользу — в первую очередь, благодаря необычным способностям юного Пола, передавшихся ему от матери, участвовавшей в селекционной программе Ордена Сестер. Завязавшийся конфликт с кланом Харконненов и Коррино встряхнул освоенный человеком космос и в корне изменил всю политику. Собственно, это была настоящая кульминация задуманного автором проекта. Он решил начать именно с нее, т.к. считал, что это сразу привлечет в роману внимание читателей и критиков. Так и случилось. Но после успеха «Дюны» писать ее предысторию не было бы мудрым шагом: все читатели теперь требовали продолжения, чтобы узнать, как Пол воспользовался своими сверхталантами. Писатель попал в своеобразный «порочный круг» и не смог из него выпутаться. То, что у его сына вообще возникла идея реализовать до конца данный проект — это, несомненно, здорово!

Следующий «плюс» — это сама история появления Империи дома Коррино. Роман Герберта-Андерсона показывает нам истоки главных династий мира «Дюны», происхождение Омниуса и причины конфликта между людьми и мыслящими машинами, раскрывает тайны Арракиса и его будущих хозяев — фрименов, показывает в динамике эволюцию человеческой расы, которая позже привела к появлению нескольких обособленных сообществ — орденов. Увидеть собственными глазами истоки любимого тобой мира — какой из фанатов «Дюны» не мечтал о подобном?

Еще один «плюс» — персонажи. Если в мире оригинальной «Дюны» Атрейдесы были героями, а Харконнены — негодяями, то в приквеле они поменялись ролями: Харконнен спасает миры человека от нашествия машин, в то время как первый из Атрейдесов верно служит Омниусу и мечтает в будущем стать кимеком (машиной с человечьим разумом), как и его знаменитый отец. Так же удачно описаны образы прародительницы джихада Серены Батлер, изобретателя технических новшеств Тио Хольцмана, родоначальницы Ордена Сестер Зуфы Ценва и первого фримена Арракиса по имени Селим. Кроме того, имеется целый ряд второстепенных персонажей, которые играют важную роль в определенных сценах — такие, например, как руководитель восстания против машин Иблис Гинджо и ученый-физик Норма Ценва.

Наконец, последний «плюс» приквела — это сохранение стилистики и языка оригинала. Точного подражания здесь нет, но есть строгая преемственность в традициях, которая зачастую позволяет простить соавторам определенные огрехи и несоответствия почерку великого мастера. Все романы цикла написаны в одном ключе и придерживаются генеральной линии, взятой из дневников и рабочих тетрадей Фрэнка Герберта. В этом смысле повестование о Дюне — уникальное литературное произведение, почти не знающее аналогов (исключение лишь одно — это не менее известное сказание Толкина о Средиземье).

МИНУСЫ

Их, к сожалению, довольно много. В первую очередь, это глупые поступки героев романа — как людей, так и машин. Зачем кимекам понадобилось нападать на Гьеди Прайм после фиаско у Салусы — непонятно. Авторы пытаются объяснить сей поступок попыткой кимеков реабилитировать себя перед Омниусом, но звучит это не совсем убедительно, ибо кимеки гордятся своим логическим мышлением, а в данной ситуации, скорее, проявились их человеческие качества: обида, злость и тщеславие. Непонятно, как они могли сохраниться в механической душе роботов на протяжении тысячи лет! Большой логики в безалаберной атаке кимеков на Салус вовсе не просматривается — она больше напоминает обычный «навал» числом без какой-либо мудреной тактики. Странно, что люди тоже не поняли настоящих целей этой атаки, пока Ксавьер Харконнен не высказал очевидное вслух. Звучит это несколько фальшиво и надуманно. В подобном стиле развивается еще несколько сцен, включая и ключевую сцену с восстанием рабов-хретгиров на Земле. Странно, что Андерсон не сгладил подобные «углы», чтобы они не бросались в глаза. Как вообще можно поверить в то, что корабль Серены Батлер фактически в одиночку смог сделать то, чего не сделал весь колониальный флот Гьеди Прайм? Итак, сюжетные «косяки» в романе превышают разумный предел, что не есть хорошо.

Другая беда — это многочисленные сюжетные «рояли», снижающие интригу и занижающие ценность самого сюжета. Сюда можно отнести и легкую переделку защитного поля Хольцмана в наступательное оружие, а потом — в очередное защитное поле, только уже личное. Если это так просто, почему за тысячу лет до этого никто не додумался? Не иначе, как «роялем» выглядит и повторная битва за Гьеди Прайм, на которую, кстати, у людей не было никакого плана. Разве так складываются настоящие межзвездные битвы? Странно, что Андерсон не учел при этом опыт «Звездных войн» и «Звездного пути», где подобные сражения выглядят куда масштабнее и правдоподобнее. В биографии Селима также не обошлось без необъяснимого везения: после изгнания из поселения он не только не погиб в пустыне, но и нашел в ней пригодную для жизни ботаническую станцию, до которой «случайно» доехал на «оседланном» черве!

Третий минус — слабая атмосферность романа. Она наиболее сильно проявляется при описании событий на Арракисе — ключевой планете будущей Империи. Я, например, не чувствовал знойности местного климата и того панического ужаса, который поселенцы испытывали при виде песчаного червя. Авторы ограничились при описании этого парой-тройкой предложений, что, конечно же, не могло передать всех нюансов. Поэтому ценность обычной воды на Дюне кажется какой-то надуманной и искусственной. Пожалуй, только образ Россака (планеты колдуний-телепатов) вышел более-менее убедительным, да и то благодаря харизматичным персонажам семейства Зуфы Ценва. Остальные планеты выглядят практически одинаково, хотя уже в оригинальном романе Герберта у каждой из них был свой неповторимый облик.

Четвертый «минус» — какой-то несолидный, бульварный стиль изложения, чем-то напоминающий такие популярные в Америке комиксы. Очень мало места под описание планов и обстановки, скупые и несущественные диалоги, сплошная патетика и экзальтация. Совсем не видно присущей великим произведениям эпичности и солидности. Такое впечатление, что авторы рассчитывали на детскую аудиторию, а не на зрелых и опытных поклонников вселенной «Дюны». Не добавляет солидности и работа переводчика Анваера. Неужели он не смотрел киноверсии оригинальных романов, где правильно звучат все имена собственные? В итоге Гьеди Прайм превратилась в Гьеди Первую, а созвездие Змееносца вдруг стало произноситься как Офиучи (на самом деле Ofiuchi читается «офиухи» — это латынь, а не английский!). Такой же ляп наблюдается и в аббревиатуре А1, используемой для обозначения разумных машин (на самом деле она записывается как AI (artifical intelligence — искусственный разум)). Это ж прописные истины для каждого любителя фантастики! Как такие ошибки попали в отредактированный текст??

Наконец, последняя претензия. Первый роман в линии цикла должен ввести читателя в мир описываемой вселенной во всем ее многообразии. Но даже поле его прочтения кое-что остается по-прежнему неясным. Например, истоки религии буддислама, которой суждено сыгрань в оригинальной «Дюне» едва ли не ключевую роль. С какой стати земные поселенцы стали использовать арабские фразы и религию? Авторы не ответили на этот вопрос, а всего лишь констатировали, что буддислам представляет собой причудливую «помесь бульдога с носорогом». Также неясно, отчего восстание рабов на Земле Серена Батлер назвала арабским термином «джихад». Надо сказать, что по смыслу он совершенно не подходит к указанной ситуации (джихад — это не восстание, а война против неверных, т.е. немусульман). Похоже, Фрэнк Герберт использовал арабизмы вслед за жителями пустынной планеты Арракис, на которую, по его мысли, переселились бывшие обитатели Аравии, привычные к пустынному климату. Поскольку эта планета во времена Шаддама Четвертого играла ключевую роль в Империи, ее сленг вошел в обиходный язык всех планет. А предложенная соавторами религия буддислама мало что на самом деле объясняет, ведь она исповедуется только рабами и париями, но никак не высшими кастами! В общем, внятного и логического обоснования всем неологизмам в первом романе я так и не нашел.

----------------

РЕЗЮМЕ: первый роман в хронологии вселенной «Дюны» рассказывает о первых столкновениях людей с мыслящими машинами, произошедшими за 10 000 лет до событий на Арракисе. К сожалению, произведение на во всем соответствует канону Фрэнка Герберта и не объясняет всех особенностей сюжета. «Семерку» я поставил, скорее, в знак уважения к оригинальной гексалогии и как своеобразный залог на будущее.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения остается очень двоякое впечатление. Самое главное, что бросается в глаза, это неравномерность произведения. У меня сложилось четкое ощущение, что середину писал совершенно другой человек (что вполне возможно, учитывая что авторов двое). Начало и конец произведения какие то очень смазанные, иногда теряется логика, все какое то по детски наивное. Середина же наоборот, персонажи вроде все те же, но их лучше раскрывают. Только в середине книги ты понимаешь как что работает в этой вселенной, хотя вещи, которые стоило бы объяснить встречаются уже на первых страницах.

События описываются от очень большого числа персонажей и некоторые ветки к концу книги остаются открытыми. В них не просто не ставят точку, а даже на запятую не потратились. Иногда о персонаже забывают страниц на 150. Такое ощущение, что вначале авторы решили обхватить все что можно, но под конец им просто надоело тянуть некоторые ветки персонажей и их упоминают постольку-поскольку.

Звезд книга с неба не хватает это точно. Но читается довольно легко. А еще там есть Эразм, диалоги с которым это лучшее что есть в этой книге!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх