FantLab ru

Джон Уиндэм ««Избери путь её…»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Голосов:
209
Моя оценка:
-

подробнее

«Избери путь её…»

Consider Her Ways

Другие названия: Избери пути её; Посмотрим, как ей это удастся; Ступай к муравью; Будь мудрым, человек! Попробуй, пойми её!

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Одна из самых резких и язвительных «женских» утопий, фактически антиутопия. Изображена ситуация, когда все мужское население вымерло и представительницам прекрасного пола теперь никто не мешает устроить жизнь «правильно». Однако, взятая в качестве основы для нового общества модель пчелиного улья, на деле оборачивается еще большим кошмаром, чем при прошлой цивилизации, когда везде доминировали мужчины.

Примечание:

Впервые на русском: «Избери путь её…»: журнал «Смена», №№ 14-15, 1989 г. Перевод Ф. Сарнова.

Также повесть издавалась на русском в антологии «Избери путь её» Мельбурн, издательство Артол, 1990. Тираж 500 экземпляров. Других выходных данных нет (alex1970).


Входит в:

— сборник «Ступай к муравью», 1961 г.

— антологию «Крик дерева», 1991 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.

— сборник «The Infinite Moment», 1961 г.

— антологию «A Science Fiction Argosy», 1972 г.

— журнал «Смена» 1989'14», 1989 г.

— журнал «"Смена" 1989'15», 1989 г.

— антологию «The Time Travellers», 1985 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Крик Дерева
1991 г.
К. Саймак, Д. Уиндем. Фантастика
1991 г.
Золотоглазые
1993 г.
Паутина
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 5
1995 г.
Выживание
1996 г.

Периодика:

Смена № 14, июль 1989 г.
1989 г.
Смена № 15, август 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Зов пространства
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Sometime, Never: Three Tales of Imagination
1956 г.
(английский)
The Infinite Moment
1961 г.
(английский)
A Science Fiction Argosy
1972 г.
(английский)
The Time Travellers
1985 г.
(английский)
The Time Travellers
1986 г.
(английский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Mammoth Book of 20th Century Science Fiction: Volume One
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывает так: простая по форме и содержанию вещь, показавшаяся абсолютно рядовой при первом прочтении, спустя годы вдруг поражает. Своей точностью и актуальностью, странной мрачной аурой, горьким привкусом правды.

Я читала эту маленькую повесть, написанную так давно, и понимала, почему раньше она не находила отклика: все, что говорит в ней заведомо отрицательный персонаж, историк Лаура о нашем времени — правда. И эту правду о нас, женщинах, о том месте, которое мы определяем для себя под влиянием традиций, экономической целесообразности, рекламы и прочих ухищрений, о нашем нежелании что-либо менять в сложившейся социальной структуре, не очень хочется признавать.

Содержание повести знакомо, наверно, всем по тем фильмам, которые высмеивали такое будущее. Мир остался без мужчин и им правят женщины. Но если в знакомых фильмах это было забавно, то в этой истории — страшно. Жестко разделенное на четыре класса общество строго контролирует каждого своего члена и жестоко карает любые отклонения от «нормы».

Да, нет больше насилия, преступности и войн, зависти и ревности, но нет и искусства, свободы выбрать себе занятие по способностям и желанию, технологического прогресса. Собственно и желаний никаких нет, кроме тех, что дозволены для твоей социальной ниши. Развитие остановлено, но никто это не считает слишком большой ценой за покой и безопасность. И только историки еще хранят искаженную память о прошлом времени.

И удивительно, героиня, случайно угодившая в этот новый мир, не может привести ни одного аргумента, который мог бы убедительно оправдать наше время, и осудить выросшее из него жестокое, но, одновременно, обладающее мрачной притягательностью, будущее. И ей ничего не остается, как взять на себе ответственность за неприятное решение.

Будет ли ее жертва ненапрасной, мы так и не узнаем. Уиндэм оставляет этот и еще множество вопросов без ответов. Вообще, удивительно, что это произведение исключительно о женщинах написал – и как написал!- мужчина. Наверно, стоит нам, дамы, прислушаться к этому «голосу со стороны».

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Подумал было, что меня ждёт динамичный гротеск вроде гербертовского «Улья Хельстрома». Но, в противоположность «Улью...», эта книга оказалась очень спокойной и размеренной. Ульевое человечество, описанное в ней, выглядит тихим и миролюбивым, почти что идиллическим по сравнению с жестоким и громыхающим миром хельстромитов. Но, тем не менее, в этот «женский мир» поверить труднее: он кажется какой-то имитацией, декорацией, или же экспериментом в ходу, исход которого совершенно неясен и непредсказуем.

Интересны и оригинальны описания нашего времени глазами человека из другого человечества. Я оказался во многом согласен... )

Очень примечателен безысходный финал: он даже не на хронооперу уже похож, а скорее на мистическую историю о неизбежности пророчества.

А еще мне совершенно непонятна истерика главной героини: почему она считает, что любовь — всенепременно должна быть половой?! Если жительницы человеческого улья лишены половых инстинктов — то почему они должны страдать от отсутствия любви к мужчинам?.. Разве крот страдает от отсутствия света? Разве в ульевом мире не может быть предостаточно своих вариантов любви: любви к работе, любви к матерям и сёстрам, любви к кошкам, наконец?.. (Конечно, если в этом мире есть кошки)

А может, я и сам какой-то ульевик?.. Не случайно же я, еще до прочтения и «Улья Хельстрома», и «Избери путь её», совершенно независимо написал рассказ об эусоциальных людях... И да, я действительно считаю, что человечество в конце концов придёт к искусственной репродукции, агендерности и эусоциальности, если только не самоуничтожится до этого.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет ничего более страшного, чем неизвестность. «Избери путь её» окунает читателя в этот страх с головой. С первых строк мы сталкиваемся с чем-то психоделическим, разделяя эмоции героини, погружаемся в какой-то нереально-шизофренический мир, в котором она просыпается, и негодуем, боимся, плачем от бессилия вместе с ней. Ничего не понимаем и верим, что всё происходящее – сон. И ещё мы ничего не помним.

Потрясающе острое, на грани триллера повествование ведёт нас от полной бессознательности героини к пониманию ситуации и осознанию бедственности её положения. Оторваться от этого невозможно ни на миг. Странный и страшный мир, в котором она просыпается, оказывается ЕЁ миром – миром, в котором не осталось мужчин. Философия переплетается здесь с психологией так плотно, что читатель может поневоле сменить свою точку зрения относительно феминизма и полезности научных исследований.

Двойственный финал убивает. Резкий скачок в линейности повествования сначала сбивает с толку, а потом расставляет все точки над «и», и становится горько, и в какой-то степени страшно.

Очень реалистичная фантастическая антиутопия.

+9

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда женщина пишет о мужчинах, она пишет женским языком. Когда мужчина пишет о женщинах, он пишет мужским. Это бытность, с этим ничего не поделаешь, слишком сильнО различие в психологии и взглядах на жизнь между полами! Периодически появляются произведения, в которых писатели рисуют мир будущего без мужчин, но что поделать, если такова физиология H.sapiens. Автор умудрился написать унифицированным, бесполым языком, на мой взгляд, не обидев ни один из полов. Но написал очень ярко, жестко, реалистично! И от этого было немного не по себе!

Другое дело, что общество, показанное им, вызывает неприятие, отторжение и искреннее желание поблагодарить Бога за то, что этого нет на данном этапе.

Историки, пишущие о прошлых эпохах практически всегда верные псы у кормушки правящей элиты, поэтому так искажено описание «эпохи с мужчинами«!

Произведение великолепное, замечательное, заставляющее думать!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так. Начну с главного. Из двух переводов (Бирман, Славгородский) мне больше понравился перевод Бирмана, он полнее и точнее, особенно в части диалога историка и «хрононавтки». Теперь по сути. Во-первых, автор подчёркивает, что это не само собой сложилось такое женское общество, а сознательно вводилось высшей кастой. Поэтому рассматривать произведение как «а вот что будет, если мужчин истребить» неверно. Могли выбрать другую модель, у них БЫЛА ТАКАЯ возможность. Выбрали вот такую модель. Ок. Каждый вправе сходить с ума как ему нравится. Основной вопрос: такое общество развивается или застыло на месте? Автор даёт недвусмысленный, на мой взгляд, ответ: «застыло». Машин новых никто не делает, на Луну слетать не хочется. Ну так, значит, скоро вымрет. Потому что только в постоянном движении, в способности противостоять новым вызовам, в развитии, общество может выжить. Повезло, что хватило знаний в медицине обойтись без мужчин. А завтра? Новая эпидемия — а исследователей нет. Снизится урожайность — а агрономов нет. Упадёт метеорит, будет похолодание, исчерпают апасы нефти, да сотни причин — а развития техники и науки нет, всё застыло.

Второе «застывание» — отбор детей. Гениальный ребёнок из-за гормонотерапии будет определён в класс работников или мамаш и его талант, ум пропадёт даром. Если средние начнут выбирать себе похожих, то рано или поздно уровень интеллекта в среднем снизится настолько, что они не смогут даже поддерживать в работе те машины, что им достались в наследство. Кастовая система — путь к деградации.

Всё это, пусть и мельком, но в повести есть. Основное, конечно, любовь. Можно ли жить без любви? И тут, на мой взгляд, автор совсем неправдоподобен. Ладно, мужчин нет, но у него и женщин нет. Это ж какие-то роботы. Где всякие любовные треугольники? Мамаша влюбилась в работницу, та в доктора, а доктор в мамашу. Почему нет? Это же люди в конце концов. Это же инстинкты. И материнский в том числе. Девять месяцев носить ребёнка, а потом влёгкую с ним расстаться навсегда? НЕВЕРЮ.

Поэтому не пойму восторгов по поводу этой книги. Можно сделать улей, можно сделать муравейник, только живущие в нём не будут людьми. А если это люди, то муравейник падёт, обязательно. Даже если каждой ежедневно выдавать по мешку наркотиков и оглуплять гипнозом. Человеческая природа такова, какова она есть. Проще тогда уж вывести разумного муравья, чем кардинально изменить психологию высшего млекопитающего. А читать историю из жизни муравьёв — ну, прикольно, конечно.

Единственное в книге, что заслуживает внимания — это описание нашего времени глазами «историка-муравья». И вот тут много горькой правды. И тут важен перевод Бирмана, потому что у Славгородского всё это скомкано. Затронуто много важных проблем: промывка мозгов рекламой «домашнего очага», миф об обретении счастья только через замужество и тд. Это стоит почитать, имхо.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма оригинальное произведение. Мне понравилось. Иногда, сравнивая сюжет из давно прочитанного с сегодняшней действительностью, кажется, будто автор «как в воду глядел». Вот и мне сдаётся, что наш мир потихоньку видоизменяется и может стать похожим на тот мир. И при наличии обоих полов. Уже сейчас на западе всё под тотальным электронным контролем. Расчёт в основном по карточкам. Т. е. всё прозрачно и видно, кто что покупает и чем питается. У всех мобила. Т.е. известноего точное местположение. Биометрические удостоверения. Т.е. отпечатки пальцев, отсканированное лицо и иногда глаз. Всё это находится в базе данных сразу нескольких государств. Сейчас говорят, что это всё очень хорошо, удобно и полезно, а завтра тотальный контроль над всеми людьми. Вот вам и улей.

Хотя может я и преувеличиваю. Да и от темы немного отклонился.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Общественный строй плох именно тем, что роли для всех жестко определены, изменить ничего нельзя. И всем он кажется наиболее естественным! Осуждается порядок, существующий в наше время, при этом факты переиначиваются так, чтобы антиутопию можно было назвать вершиной эволюции.

И конечно, конец впечатляющий. Сначала автор показывает как реальный тот «муравьиный» мир, который героине кажется страшным сном; потом — привычную нам реальность; а в последних строках и вовсе дает намек на будущее... Одно из лучших произведений Уиндэма.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Одно из самых неоднозначных произведений Джона Уиндема. Мир без мужчин, живущий по законам муравейника. За основу принята система состоящая из четырех классов — правящий докторат, 50% состовляют медики. Затем следуют мамаши, прислуга — женщины маленького роста и работницы. Все счастливы, счастливы по-своему. Общество стабильно, в нем нет войн, голода, насилия... женское общество. Но почему же ГГ оно не нравится? Почему она так хочет вернуться в свой неустроенный двадцатый век? Люблю, когда мужчины о женских делах рассуждают! Один Флобер с восклицанием — « Мадам Бобари — это я!», чего стоит. А теперь еще один вариант.

Произведению не повезло или повезло, как посмотреть — в нескольких разных переводах оно выглядит по-разному. Мне более симпатичен вариант М. Бирмана, впервые напечатанный в пятом томе Миров Джона Уиндема издательства Полярис, в 1995 году.

Оценка, между прочим — 10! Кто не согласен — перечитайте.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неприятный мир описан в этом рассказе, причем неприятный, по-моему, для читателей любого пола. Такое радикальное искажение исходных позиций природы... Безусловно, у жительниц этого мира утерян огромный пласт психологических переживаний, отсюда и примитивность интеллекта основной массы такого «муравьиного общества».

Описание бывшего (то есть, нашего) мира, данное историком, весьма перекошено в нужную сторону — оно оправдывает сложившуюся ситуацию. Наверное, это нередкий прием исторической науки, когда она стоит на страже конкетных позиций современной власти! Объективностью такая «история» не страдает...

А интересно, в какие миры попадали индейцы?..

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет повести печальнее на свете, чем...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
повесть «Избери путь её...»

Как по мне, то не просто плохо, а удручающе. Не понравился не только сам сюжет, но и то, что в самом произведении, фактически, нет логики. Не смотря на то, что все до единого мужчины бесследно исчезли, женщины всё ещё сохранили способность размножаться. Да, не спорю, придумать можно всё, что угодно, даже слоны в фантазиях могут летать на стрекозиных крыльях, но это... К тому же женское утопическое общество, живущее по принципу насекомых, разделено на четыре категории: докторат (медики), мамаши (выполняющие функцию размножения), служанки и чернорабочие. Ну, с последними тремя группами всё ясно — кто на что способен, а вот насчёт медиков. По логике их непременно должен кто-то обучать, ведь не рождаются же они с готовыми знаниями. При чём об этом говорится в самой повести — мамаши совершенно не умеют читать. Что докторат всех принявших в свою касту сам же и обучает? Абсурд. В таком случае непременно должна бы быть каста учителей. Пусть и немногочисленная, но всё же. И это при том, что в повести присутствует историк. Теперь ещё один момент. Главную героиню за «попытку мятежа» приходят арестовывать полицейские. К какой из каст они принадлежат? К правящему классу? — Тогда выходит, что они служат самим себе. К служанкам? — но они гораздо крупнее последних. К чернорабочим? — Думаю, даже мамаши не смогли бы их заставить убирать навоз. Вот и выходит, что ещё одного важного класса недостаёт. А, между прочим, у тех же муравьёв, да и у многих других видов насекомых, живущих коллективно, есть своя отдельная группа особей, которая не трудится, а занимается только тем, что защищает других членов своей группы от всякого рода нападения. Тут у автора если и нет от кого защищать, то хоть внутренний порядок должна сохранять отдельная группа. В Индии тоже четыре касты: духовенство, воины, торговцы и нищие. Но это не по принципу насекомых. Да и откровенно удивляет тот факт, что Уиндем, который так любит критиковать религиозных деятелей и всех их фанатичных последователей, вдруг даже вскользь не упомянул о категории жриц. Неужели после того, как с Земли поисчезали все мужчины, то женщины перестали верить в Бога? Вот так утопия. Интересно.

Ещё что мне не понравилось в повести так это то, что повествование идёт от первого лица. Оно то вроде-бы и правильно, следует передать свой собственный опыт, но не стоит забывать, что автор — мужчина, пишет повесть от лица женщины. Практика показывает, что произведения, в которых женщина-автор излагает мысль от лица мужчины, более удачные, чем когда мужчина пишет от лица женщины. Подобное можно наблюдать в цикле «Скалолазка», но там хоть не утопия. А здесь автор пытается передать что происходит в голове женщины, когда она находится под действием совершенно новых никем доселе не испытанных наркотиков. Да тут многие жалуются, что не всегда поймёшь что у нормальной женщины на уме. Настолько слабый пол загадочный. В общем перемудрил автор. Хотя, вполне возможно, что это так задумано, а я просто ничего не понял. Забавно, но до конца повести так и остаётся загадкой — была ли это у главной героини галлюцинация, выходило ли её сознание из своего тела и переселялось в другое или произошло что-нибудь ещё. Также не понравился конец. Уж больно он трагический — главная героиня убивает потенциального виновника всех будущих бед, но в итоге оказывается, что у того остаётся сын, готовый продолжить «чёрное» дело своего отца. Становится жалко и её, и его, и всех мужчин, которые вымерли, как динозавры, и всех женщин, которые остались без мужчин. Неудачно, на мой взгляд. У Уиндема есть много гораздо лучших произведений, с которыми «Избери путь её...» не идёт ни в какое сравнение.

Чтобы подытожить всё вышеизложенное скажу, что повесть строго на любителя, читать её или не читать — не мне решать. На мой взгляд это самое слабое произведение Джона Уиндема.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова шедевр от Уиндэма!

На этот раз история про мрачное будущее, где вымерли все мужчины и за дело взялись женщины. Причём общество построили на примере муравейника. Поделили всех на 4 класса: Толстые мамаши, малютки-обслуги, качки — работяги и правящий Докторат. Картина рисуется просто жуткая. Потрясающий монолог женщины-историка про дикий ХХ век, с угнетением женщины. И несмотря на утрирование ситуации, в её словах действительно много правды.

А концовка мне очень напомнила Терминатор: Судный день. Возможно Камерон почерпнул идею из этой повести:wink:.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Антиутопия, это чьято утопия показанная нам не с той стороны) Мир где нет мужчин, думаю сейчас есть женщины мечтающие именно об этом. Но избавившись от гнета мужчин женщины этого мира вывели «специализированные породы» женщин которых начали угнетать. Конечно они считают что те счастливы, поэтому ничего страшного. Но ведь из них формируют неполноценные личности годные только для выполнение специфических обязанностей: работы по дому, тяжелой работе и родам. Как минимум к служанкам применяют физические наказания. Никто из этих «специализированных» не умеет даже читать. Но все при этом счастливы. Это либо самообман рассказывающей об этом, либо что еще хуже полное уничтожение личностей всех«неполноценных». Служанки и работницы к тому же лишены возможности иметь детей. Все права имеют только немногочисленные женщины-ученые, единственные полноценные люди. Повествование ведется о лица «попаданки» которая очень недолгое время провела в этом мире, поэтому многих интересных вещей мы просто не узнаем, что позволяет нарисовать мир общими мазками не вдаваясь в мелкие детали.

Очень странным кажется что оставшись без мужчин, женщины отказались от секса. Куда делись лезбиянки и бисексуалки? В таком обществе им нет нужды скрываться, и подобные отношения должны процветать. Еще более странно, что вместе с мужчинами пропали войны, попробуйте изучить замкнутые женские коллективы, там уровень насилия очень высок. Тем более что современные войны это следствие не чьих то агрессивных желаний, а банального расчета.

Тем не менее произведение интересное и на мой взгляд жуткое. Понравилось решение автором временного парадокса, когда героиня вернувшись в наш мир пытается недопустить того что произошло.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вариант «дивного нового мира» без мужчин, полностью вымерших от крысиного вируса.

Интересно, читается даже с удовольствием, но... Вторично. Построение общества калькировано с мира Хаксли, вся разница лишь в том, что воцарился стопроцентный матриархат.

Остаётся на усмотрение читателя — было ли посещение героиней тела Матери Орчис галлюцинацией или действительно произошло переселение душ, но набивший оскомину «неожиданный» «вот это поворот!» в последнем абзаце любой вариант сводит к одинаковому итогу.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то не встречал я фантастических произведений, чтоб в будущем остались одни мужчины. Стандартный сценарий — чисто женское общество. Мужики в прошлом были плохие вот их и не стало (по той или иной причине). Правда, женское общество — всегда ещё хуже становится. Классическое решение для выхода из сложившейся ситуации представлено в польском фильме «Секс миссия»:gigi:

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как часто у Уиндэма в сюжета несколько уровней. Вымирание мужчин — и автор рисует однополое общество на определённом этапе его развития. Со всеми недостатками и преимуществами. Действие наркотика такого особенного, что проживаешь чужую жизнь. Возврат в своё время и попытка уничтожить предпосылки и причины появления определенной вероятности однополого будущего. Всего намешал. Получилось интересно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх