Кевин Андерсон, Брайан Герберт «Дюна-7»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Искусственный интеллект | Клоны и клонирование | Фантастические существа (Реликты и криптиды | Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В «Дюне-7» мы наблюдаем за путешествием Дункана Айдахо и его товарищей в гигантском корабле. Они спасаются бегством от Врага, потому что знают: на борту корабля хранится некий ключ, который поможет предотвратить великую войну и изменит Вселенную. В это время Бене Гессерит призывают людей дать отпор силе, намеревающейся их уничтожить.
Прямое продолжение «Капитула Дюны» Фрэнка Герберта.
Содержание цикла:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Бурцмали, 5 июня 2014 г.
Я, как огромный поклонник вселенной «Дюны», долго не хотел писать рецензию на финал оригинальной гексалогии в исполнении Брайана Герберта и Кевина Андерсена. Не хотел этого делать по нескольким причинам.
Я кране разочарован самими книгами, их исполнением. На что я больше злюсь? На то, что изначально понимал, что из-под пера этих авторов не выйдет ничего удобоваримого? Возможно. На то, что соавторы за уши притянули к седьмой книге своих героев и врагов? Помилуйте, нет. Разговоры, что неизвестным врагом из глубин Рассеянья могут оказаться
Я отношусь к «Песчаным червям» и «Охотникам» как к некоему подробному конспекту, «краткому» содержанию того, что замыслил и не воплотил старина Фрэнк. Мне было интересно читать данные книги только из-за потока сухой информации, поступавшего в мой мозг: информации, рассказывавшей мне, что же все-таки случилось после бегства Дункана Айдахо и компании с Капитула. Это было чистое утоление жгучего любопытства; любой «Доширак» может утолить голод, если перед вами стоит цель наесться, и никаких изысков не надо.
Большего писать не хочется, прошу меня понять. Смесь разочарования и удовлетворения, что я наконец-то закрыл последнюю обложку во вселенной оригинального мира Дюны, не позволяет мне хвалить эти книги. И оценка в 10 баллов «Охотникам» и «Песчаным червям» возникла не за качество произведений, а из-за уважения к многолетнему труду Фрэнка Герберта, из-за того, что это конец. Я не мог поставить другую оценку.
Как самостоятельные произведения, эти книги — дерьмо. Как финал великой истории — заслуживают одобрения. Как точка в, на мой взгляд, самой знаменитой НФ-вселенной за всю историю — заслуживают низкого поклона Фрэнку Герберту. Не авторам этих двух книг.
NS 123, 21 сентября 2019 г.
Грустно. Такую необычную, цепляющую историю, как «Дюна» закончить не очень выразительным боевиком, с невыразительными персонажами — суперменами и суперженщинами (почти все), простеньким сюжетом, и практически полным отсутствием мыслей и идей для размышления. Сестры Бене Гессерит превратились в сущих ведьм-убийц (зачем они теперь существуют — непонятно), война людей и машин — в хаотические стычки, целая кучка Квизатц-Хедерахов (тоже непонятно зачем их столько), и плеяда воскрешенных исторических личностей из Вселенной Дюны (наверное для привлечения читателей, потому что в сюжете они особо ни на что не влияют). И самое плохое — нет запоминающихся персонажей второго плана, не сверхлюдей и гениев, только где-то мельком, за горизонтом. То есть убийства триллионов людей так, для красоты сюжета, ни гнева, ни горя у авторов, ни у читателей соответственно не вызывает.
А заканчивается все возрождением аристократии, потому что людям нужны лидеры. Хотя Хараконнены ведь тоже были аристократы...
No pain no gain, 15 марта 2011 г.
То, что говорили Кевин и Брайан о черновиках Герберта старшего — наверняка ложь, а если и нет, то они при написании этих книг не использовались.
Жаль, что мы так и не узнаем, чем окончилась история Дюны..:confused:
Dr. Kampot, 29 ноября 2010 г.
Слишком неожиданный конец, очень всё растянуто. Интересно то, что смогли связать с «Битва при Коррино» (в ней, в кульминации, рассказывается что Всемирный разум смог себя спасти).
Возрождение героев первых книг о Дюне ввиде гхола — кажется мне очень неуместным и непонятно зачем это было нужно.
Apiarist, 24 января 2022 г.
Понятия не имею, какой именно финал мыслил Фрэнк Герберт для цикла, но точно не сомневаюсь в том, что, даже если соавторы работали по конспектам Мастера, то воплотить достойно не получилось категорически.
Во-первых, язык изложения, стилистика, диалоги – всё «не то». Художественно-литературных мышц соавторам сильно не хватает. Диалоги перестали быть умными, интересными. Если «Охотники Дюны» еще как-то пытались выдавать потуги на «удержание планки», то «Песчаные черви Дюны» усилия в данном направлении прекратили.
Во-вторых, очевидно, первое потянуло за собой и второе: совершенно развалились характеры и образы основных действующих лиц (за исключением, пожалуй, Мурбеллы: она хоть и «пострадала» от соавторского пера, но всё же меньше прочих), особенно это заметно на примере персонажей Бинэ Гессерит.
В-третьих, от бесконечных повторов того, что было в предыдущих книгах, повествование воспринималось откровенно удручающе. Неужели так нужно было нагнать N-ное количество страниц? Повторы напрочь убили условную «серьезность» истории. Впечатление, будто соавторы видели в читателях маленьких детей, которым очевидное непременно надо вталдычивать.
В-четвертых, может, Ф. Герберт и предполагал расширение проекта «гхола», но, думается, вряд ли уж настолько масштабно. А что же до самих воссозданных героев «Дюны», то их реакции и поведение, даже после восстановления памяти, – это просто образец недостоверности, стократное «Не верю!». Впечатление как от весьма бюджетного кукольного театра, в котором героев озвучивают люди, ничего не знающие о характерах своих персонажей.
В-пятых, если в «Хрониках Дюны» песчаные черви весьма болезненно реагировали на изменение условий их обитания, то в «Дюне-7» черви – без каких бы то ни было пояснений и оговорок от соавторов – легко и непринужденно рассекают по Синхронии, не являющейся планетой, сопоставимой по климату с Дюной или Капитулом, либо хотя бы просто песчаной.
В-шестых, Дэниел и Марти, впервые появившиеся в «Капитуле Дюны», если обратиться к финальным главам вышеупомянутого романа, – это усовершенствованные, «новые» лицеделы, но никак не Омниус и Эразм. Соответственно, сложилось впечатление, что соавторам просто страсть как хотелось подогнать развязку семикнижия под сюжет их опусов по событиям до «Дюны». Типа так вот элегантно и красиво увязали-закольцевали. Но нет – эффект обратный: неубедительность, вымученность, беспомощность.
В-седьмых, вряд ли Ф. Герберт завершал бы семикнижие в таких розово-карамельных и слащавых красках, в каковых это исполнили соавторы. Концовки тех же «Дюны» и «Детей Дюны» выдержаны в сдержанной тональности. А финал «Дюны-7» залит патокой.
Читал из банальных соображений «узнать, чем кончилось». Потраченного времени, конечно, жаль. Тот случай, когда для желающих «узнать, чем кончилось», весьма уместна рекомендация пройти мимо «Дюны-7», ограничившись отысканием в сети ее краткого пересказа.
FixedGrin, 6 июля 2023 г.
С использованием заметок для Medium (https://shorturl.at/tJQY9 + https://shorturl.at/HKLPV).
Первые пробы пера нынешних праводержателей дюнной марки на рубеже тысячелетий воспринимались с жадным интересом, но когда в свет вышла дилогия, выдаваемая ими за ту самую «Дюну-7», от любых надежд на соответствие планке качества, которую задрал на космическую высоту Фрэнк, не должно было остаться и следа. Впрочем, к настоящему моменту число приквелов, интерквелов, вбоквелов и сиквелов уже в разы превышает количество работ, созданных по этой вселенной при жизни Херберта-старшего, если даже учитывать «Энциклопедию Дюны» Макнелли. От «ортодоксального» приквела к Дюне, романа про Батлерианский Джихад, который Херберт с Макнелли намеревались сочинять вместе, осталось четыре машинописных страницы (доступны на русском). Вероятно, этим отрывком произведение и исчерпывается: Макнелли набросал сюжет приквела за год до скоропостижной смерти Фрэнка Херберта и явно не успел ничего больше воплотить на бумаге. Но и пролога уже достаточно для сопоставлений с продукцией правообладателей — разумеется, не в пользу Брайана Херберта и Кевина Андерсона.
Ужасающе бедный язык, примитивнейшие потуги на философию власти и сознания, беспомощная интрига, противоречия с каноном в малых и значимых аспектах (самый вопиющий пример приведен в конце этого отзыва) — все это вы найдете в «Дюне-7» от БХ и КА, якобы составленной по детальным заметкам Херберта. Но друзья и современники Херберта о ее соответствии рецептуре оригинала весьма низкого мнения. Пожалуй, самое сильное возражение выдвигает в интервью 2009 года Норман Спинрад.
Он отметил:
«Фрэнк собирался продолжать, пока ему за это хорошо платили. Зная его политические взгляды, я однажды спросил, как он может без конца эту роялистскую повестку мусолить. Он ответил, что намерен закончить цикл романом, где будет показан переход его вселенной к демократической форме правления.
Он его, конечно, не написал.
И Брайан с Кевином тоже, если и было что-то такое в заметках про седьмую книгу».
Действительно, истинные политические взгляды Херберта лучше всего видны не из «Дюны», а из «Тактичного саботажника», повести о Джордже Маккае, и «Высокого мнения», опубликованного уже после смерти Фрэнка (к последнему роману, по ощущениям, наследники совсем не притрагивались, и вполне возможно, что именно он-то и сохранился на тех дискетах с чердака или в гараже). Несколько забавно, что вошел Фрэнк Херберт в историю фантастики (как и литературы в целом) благодаря одному из самых масштабных, обескураживающе инаковых, внутренне безукоризненно логичных, пленительно прекрасных — но при этом болезненно статичных, остро враждебных технологическому прогрессу, антропно-шовинистичных — построений Галактической Империи.
Трудно предпочесть Империи Коррино мир машинных навигаторов и богов из машины
А вот решение грандиозного клиффхэнгера в конце «Капитула Дюны», предлагаемое БХ и КА, вызывает примерно такие же чувства, как диванное (то есть, простите, тронное) ницшеанство Лето II из «Бога-Императора Дюны» после безукоризненной первой книги — или гулко-безлюдная, то кромешно темная, то уныло-пастельная, экранизация «Дюны» Вильнёвом по сравнению с барочной роскошью лучеметной готики Линча. Даже тот самый линчевский дождь на Арракисе в финале Пустынной войны, а не спустя пару десятков лет усиленного терраформинга, есть licentia poetica, уступающая смелостью водоплавающим червям «Дюны-7»: исходные черви Арракиса — кремнийорганическая форма жизни, кремнийорганические соединения гидролизуются, как правило, очень легко и отсутствуют в естественных биохимических процессах, потому совсем не случайно, что модификация цитохрома, способствующая созданию таких веществ, достигнута лишь недавно (2016) методом направленной эволюции через карбеновые интермедиаты.