fantlab ru

Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.33
Оценок:
2965
Моя оценка:
-

подробнее

,

Двенадцать стульев

Другие названия: 12 стульев

Роман, год; цикл «Остап Бендер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 353
Аннотация:

Бывший богач, светский лев и «предводитель дворянства» Ипполит Воробьянинов после революции стал обычным делопроизводителем ЗАГСа в маленьком городе. Он не забыл еще своих прежних привычек и часто грезит о былой жизни. Однажды размеренный ход жизни оказывается нарушен — умирающая теща поведала Воробьянинову об огромном богатстве, во время революции спрятанном ею в один из стульев гостиного гарнитура. Он тут же бросается на поиски, вместе со встреченным им «великим комбинатором», мошенником и любителем денежных знаков Остапом Бендером. Сокровище найти будет нелегко, но обуянные страстью к богатству Бендер и Воробьянинов не остановятся ни перед чем...

Примечание:

Сюжет романа и саму идею соавторства Ильфу и Петрову предложил Валентин Петрович Катаев — брат Петрова, который к тому времени уже был литературной знаменитостью. По его плану работать надлежало втроем: Ильф с Петровым начерно пишут роман, Катаев правит готовые главы «рукою мастера», при этом литературные «негры» не остаются безымянными — на обложку выносятся три фамилии. Что из этого получилось? Известно …

Первая публикация — в иллюстрированном ежемесячнике «Тридцать дней», 1928, №№ 1-7.

1) на чешский Josef Dýma 1933

2) на чешский Naděžda Slabihoudová 1959 (1-е изд.)

3) на немецкий Elsa Brod, Mary von Pruss-Glowatzky 1930

4) на немецкий Ernst von Eck 1958

5) на немецкий Renate Reschke, Thomas Reschke 2000

6) на эсперанто Aleks Kerbel 2006

7) на французский Alain Préchac 2005 (1-е изд.)

8) на турецкий Mehmet Özgül 2002



В произведение входит:


7.00 (11)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 301

Активный словарный запас: очень высокий (3277 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Двенадцать стульев» / «Dvanáct kresel» 1933, Чехословакия, Польша, реж: Мартин Фрич, Михал Вашиньски

«13 стульев» / «13 Stühle» 1938, Германия, реж: Э.У. Эмо

«Тринадцать стульев» / «Treze Cadeiras» 1957, Бразилия, реж: Франц Айкхорн

«12 стульев» / «Las doce sillas» 1962, Куба, реж: Томас Гутьеррес Алеа

«Один из тринадцати» / «Una su 13 / 12+1» 1969, Италия, Франция, реж: Ницолаш Гешнер, Лучано Лучиньяни

«12 стульев» / «The Twelve Chairs» 1970, США, реж: Мел Брукс

«12 стульев» 1971, СССР, реж: Леонид Гайдай

«12 стульев» 1977, СССР, реж: Марк Захаров

«12 стульев» / «Zwölf Stühle» 2004, Германия, реж: Ульрике Оттингер

«12 стульев» 2005, Россия, Украина, реж: Максим Паперник



Похожие произведения:

 

 


12 стульев
1928 г.
Двенадцать стульев
1928 г.
Двенадцать стульев
1929 г.
Двенадцать стульев
1930 г.
Двенадцать стульев
1931 г.
12 стульев
1933 г.
Двенадцать стульев
1934 г.
Двенадцать стульев
1934 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1935 г.
Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. Двенадцать стульев
1938 г.
Чудесные гости
1947 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1948 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1956 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1956 г.
12 стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1957 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Записные книжки Ильфа
1958 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1959 г.
Двенадцать стульев
1960 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1961 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1962 г.
Двенадцать стульев
1965 г.
12 стульев
1968 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1968 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1972 г.
12 стульев
1974 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1975 г.
12 стульев
1977 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1977 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1979 г.
Двенадцать стульев
1981 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1981 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1981 г.
12 стульев. Золотой теленок
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1982 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1983 г.
Двенадцать стульев
1984 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1984 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Рассказы
1984 г.
Двенадцать стульев
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1986 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1986 г.
12 стульев
1987 г.
Двенадцать стульев
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1987 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1987 г.
12 стульев
1988 г.
12 стульев. Золотой теленок
1988 г.
Двенадцать стульев
1988 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1988 г.
Двенадцать стульев
1989 г.
Двенадцать стульев
1989 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1990 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1991 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
1991 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1991 г.
12 стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев
1992 г.
Двенадцать стульев
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1992 г.
12 стульев
1993 г.
12 стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев
1993 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1993 г.
Двенадцать стульев
1994 г.
Двенадцать стульев
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1994 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Первый том.
1994 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1995 г.
Двенадцать стульев. Комментарии к роману
1995 г.
12 стульев. Золотой теленок
1998 г.
Двенадцать стульев
1998 г.
Двенадцать стульев
1998 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
1998 г.
12 Стульев. Золотой теленок
1999 г.
Двенадцать стульев
1999 г.
12 стульев
2000 г.
Двенадцать стульев
2000 г.
Двенадцать стульев
2000 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2000 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев
2001 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2001 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2001 г.
Двенадцать стульев
2002 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2002 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2002 г.
Двенадцать стульев. Илья Ильф. Записные книжки
2002 г.
Двенадцать стульев
2003 г.
Двенадцать стульев
2003 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2003 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Повести. Рассказы. Фельетоны
2003 г.
Илья Ильф, Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 1
2003 г.
Сочинения
2003 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
Двенадцать стульев
2004 г.
12 стульев. Золотой теленок
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2005 г.
Двенадцать стульев
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2006 г.
Подарок от Остапа Бендера. Жизнь продолжается, господа! (комплект из 2 книг)
2006 г.
Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 50. Илья Ильф, Евгений Петров. Часть 1
2007 г.
Двенадцать стульев
2007 г.
Двенадцать стульев
2007 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2007 г.
12 стульев. Золотой теленок
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев
2008 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Светлая личность
2008 г.
Двенадцать стульев
2009 г.
Двенадцать стульев
2009 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2009 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2009 г.
Мы в Москве! 1923-1936: рассказы и фельетоны
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
12 стульев (+ DVD)
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев
2010 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2010 г.
12 стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2011 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой телёнок
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Одноэтажная Америка
2012 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2013 г.
Двенадцать стульев
2013 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2014 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Повести. Рассказы. Очерки
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
12 стульев
2014 г.
Двенадцать стульев
2014 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Двенадцать стульев
2015 г.
Двенадцать стульев
2015 г.
Двенадцать стульев
2016 г.
Двенадцать стульев. Авторская редакция
2016 г.
Собрание сочинений
2016 г.
Двенадцать стульев
2016 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2016 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Лучшие произведения в одном томе
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
12 стульев. Золотой теленок
2017 г.
12 стульев
2017 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок. Необыкновенные истории города Колоколамска
2017 г.
Двенадцать стульев
2017 г.
Двенадцать стульев
2018 г.
Двенадцать стульев. Золотой теленок
2018 г.
Двенадцать стульев
2019 г.
Двенадцать стульев
2019 г.
12 стульев. Золотой теленок. Одноэтажная Америка
2019 г.
Двенадцать стульев
2020 г.
Двенадцать стульев
2023 г.

Аудиокниги:

Двенадцать стульев
2002 г.
12 стульев
2004 г.
12 стульев
2004 г.
12 стульев. Золотой теленок
2004 г.
12 стульев
2006 г.
Классики юмора №2
2010 г.
12 стульев
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Дванадцять стiльцiв
1934 г.
(украинский)
12 stole
1945 г.
(датский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное произведение. Если каким то чудом вам до сих пор не случилось прочесть о приключениях обаятельного жулика, Великого Комбинатора и сына турецко-подданого Остапа Бендера и бывшего уездного предводителя дворянства Кисы Воробъянинова, то вы должны незамедлительно устранить столь вопиющую оплошность.

Почти триста страниц смеха — таков подарок двух замечательных авторов многим миллионам читателей. Литературоведы и критики до сих пор спорят, задуман ли был роман как сатира на весь советский строй или на отдельные его недостатки, а также первое или второе в итоге получилось у Ильфа и Петрова. К счастью, для меня это не важно, я просто неизменно протягиваю руку за этой книгой и снова и снова наслаждаюсь невероятными, уморительными приключениями героев в искромётном, сочном юмористическом обрамлении высшего класса. Ведь именно это произведение да ещё его не менее знаменитый собрат являются, пожалуй, рекордсменами по количеству афоризмов, шуток, знаменитых цитат, крылатых выражений и прочего:

«На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.»;

«Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?»;

«Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору»;

«Твой суслик летит к своей курочке на крыльях любви!!!»;

«Говори!.. Говори, куда дел сокровища убиенной тобой тёщи!»;

«Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами»;

«Почём опиум для народа?»;

«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»;

«Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.»

и множество других.

Только после четвёртого или пятого прочтения этого романа я задумался над несколькими вещами. Почему события и люди, конца 20-х и начала 30-х годов так легко воспринимаются читателями всех поколений. Ведь временной интервал, отдаляющий нас от того времени всё растёт, а интерес и любовь читателя остаются неизменными. Понятно, что остроумие, ирония, обаяние, юмор, привносимые Остапом — вечны. Но вот элемент сатиры, казалось бы должен был потускнеть от налёта времени — то, что является объектом сатиры в одном веке, не всегда остаётся таковым в другом. Но только не в этом случае.

Не знаю как в другое, предшествующее нашему время, но сейчас мы живём в эпоху победивших героев романа. И ладно бы, если бы это были главные герои — окружённый неким ореолом романтизма и овеянный духом приключений авантюрист и сопутствующий ему меланхоличный мизерабль. Но нет, эти победившие — герои второстепенные или вернее сказать, это их духовные наследники.

Эллочка Щукина, как известно легко и свободно обходилась тридцатью словами. Многие наши современники могут похвастаться таким же или близким к нему результатом. А отдельные, «элитные» представители, так называемые «гопники» и вовсе способны вдвое сократить словарь людоедки Эллочки.

Александр Яковлевич или попусту Альхен был ворюгой застенчивым. Ему по крайней мере, хватало совести стыдится собственных поступков, он был противен сам себе. Но в наше время его преемники как правило не страдают из-за таких пустяков, как муки совести. Напротив, упоминание о таких понятийных категориях как порядочность, совесть, честь вызывает у современных «альхенов» уже даже не саркастическую и брезгливую ухмылку, а просто недоумение и непонимание.

Отец Фёдор Востриков, вот и сбылись твои мечты о свечном заводике. И хорошо то как — даже не пришлось остригать волосы и мотаться по стране в поисках стульев с зашитыми в них бриллиантами. Забудем о праведности, подвижничестве, служении. Немного смекалки и много цинизма — теперь добро само течёт тебе в руки. В каждом тучном священнослужителе, выходящем из джипа или мерседеса, я вижу тебя.

И пока подобные люди не только среди нас, но и над нами, этот роман не потеряет своей важности и значимости для нас. А читателя, я уверен, он не потеряет никогда.

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее сатирическое и юмористическое произведение, настоящая непреходящая классика. От чтения оторваться почти невозможно. Авторы помимо основной сюжетной линии рисуют образ современной им страны, со всеми ее красивыми и уродливыми чертами. Кажется, что почти все стороны жизни охвачены ими — новая Москва и патриархальные городки, мошенники и идейные борцы, осколки дворянства и новый рабочий класс. Бюрократ, поэт, стяжатель, вдовушка на выданье, любители шахмат, священники, торговцы — в этом романе, написанном легким, живым, острым языком — вы найдете всех.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/908287.html

Тот печальный случай, когда по классической книге сняты два классических кинофильма. В результате первоисточник отставляют в дальний угол чулана. Интонациии Миронова и Филиппова сверкают в памяти. Темп книги кажется медленным. Хочется подтолкнуть сюжет, ведь ты и так уже знаешь, что роскошный перл уже ждет не дождется тебя через пару страниц.

И все же перечитывание отрезвляет. Понимаешь, сколько нюансов было отброшено или переделано сценаристами и режиссерами. В этот раз дополнительным подспорьем была рукописная версия романа с комментариями. Согласно предисловию, текст неоднократно перерабатывался в соответствии с политическим моментом и мнениями конкретных цензоров. Комментарии к изданию весьма любопытны именно в связи с указаниями на прообразы и мотивы. Множество эпизодов так или иначе обыгрывают статьи 1927ого года: мейерхольдовские постановки — театр Колумба, открытие Клуба железнодорожников, а также статьи нового Уголовного кодекса. Комментаторы даже хронологию романа привязывают к конкретным точкам — началу борьбы с троцкистами, которые обвиняли правительство в предательстве идей Революции и откатыванию ситуации назад. Мол, роман был конъюнктурным ответом — никакого отката нет и не будет. Бывшим дворянам и священнослужителям не удастся обогатиться и вернуть все назад.

При чтении с Бендера быстро слетает приклеившиеся лица Миронова и Гомиашвили. Они старше героя почти в полтора раза. В фильмах это уже побитые жизнью мужики, тоже из «бывших». Бендер же — молодой мошенник, ровесник века, видевший изящную потусторонность Серебряного века совсем мальчишкой. Он хорошо впитал дыхание времени в его быстрой переменчивости и театральности. Вот только, кроме этой маски, в «Двенадцати стульях» ничего не показано. В какой-то момент Остап даже стал напоминать щедринского Органчика, только более поздней модели. Он говорит перл за перлом, он очень эффективен в своей роли, но человеческого в нем не чувствуется. Трагедия — выбранный им путь обесчеловечивает, сводит до человека-функции с товарным лицом.

Воробьянинову полная версия добавила целых две главы. В них Киса раскрывается как кутила и прожигатель жизни. Невошедшее в классический текст добавляет красок эпизодам с Союзом меча и орала и посещением столовой «Прага». Он авантюрист своего времени: афера с марками, адюльтер с прокурорской женой, брак по расчету с купеческой тщедушной дочкой. Здесь нет находчивости Бендера, но для той поры Воробьянинов был яркой личностью. Времена изменились, он постарел, и именно поэтому ему нужен Великий комбинатор.

Итого: Вычеркнутые из рукописи главы добавили роману конъюнктурной остроты. При чтении начинаешь видеть, что вся история со стульями — это мелкая авантюра на фоне жизни страны. Вокруг стройки, открытие новых заводов с непроизносимыми названиями, улучшение быта за счет новой экономической политики, а отец Федор ползает на коленях перед инженером Брунсом, которого с руками отрывают ведущие предприятия.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книге без малого сто лет, а до сих пор читается с удовольствием. А ведь из современных распиаренных творений многие не вспомнятся и через год, после выхода из печати. Почему же «12 стульев» так долговечна? Мало того, что долговечна, а ещё и очень актуальна? И с каждым годом становится всё более современной?

Попробуем немножко поразбираться в феномене.

Не буду упоминать о ярких персонажах, — и без меня это как следует осветили. Не скажу о стиле, — раньше, как-то авторы больше, чем сейчас следили за грамотностью и чистотой родного языка. И про бесспорную ценность историческую не скажу, — описание реалий того времени очень ценно для наших современников.

Дело-то в том, что роман абсолютно провидческий... То, что описано встречается сейчас на каждом шагу, и даже чаще!

Это я про всякие «программы самосовершенствования», «коучинги», «тренинги», «n-число шагов к счастью, богатству, гармонии». Про модные заклинания «это на самом деле работает», «поставьте себе конкретную цель», «покиньте зону комфорта», «поверьте в себя»... Роман-то — очень точная иллюстрация к этому явлению.

Смотрите — Ипполит Воробьянинов очень хочет быть богатым. Умирает тёща и раскрывает ему тайну сокровищ. Дело за малым — просто поехать и взять их! Итак — конкретная цель поставлена — сокровища мадам Петуховой! Киса наивно поверил в себя и, покинув зону комфрта(относительного), отправился в Старгород. Ну в общем на этом и закончилась бы история незадачливого кладоискателя, с его «знанием» жизни и человеческой психологии. Но совершенно случайно судьба сталкивает героя с «успешным менеджером», авантюристом Остапом Бендером. И «сын турецкоподданного» берётся помочь (разумеется небескорыстно) герою обрести счастье. Разница с современностью тут только количественная — в романе описана «штучная работа», нынешние же «учителя жизни и успеха» не мелочатся — собирают сразу аудиторию, чтобы оплата побольше была...

Вернёмся к нашим героям. Перед нами хроника обучения достижения успеха — опять всем знакомые аферистические дутые общества, типа «Союза меча и орала», красочные обещания райской жизни благодаря «междупланетному шахматному турниру», вымогательства в виде «пожарной инспекции», игра на человеческой глупости — история с Эллочкой-людоедкой. Зметьте — все аферы прекрасно работают и в наше время. Иногда даже кажется, что нынешние проходимцы использовали текст, как справочник, уж очень схожи ситуации и приёмы.

Остап рассыпает перед Воробьяниновым свои таланты и способности — «Учитесь, Киса!» (опять заклинания тренеров). Но вот не получается ничего у бывшего «уездного предводителя команчей». То ли дореволюционное воспитание мешает, то ли наглости не хватает, то ли глупость? И тут опять — далеко не всех слушателей сегодняшних «курсов успеха» ждёт этот самый успех. Несмотря на то, что «это реально работает» и «у меня же это получилось».

Весь роман — картина неуспеха Кисы, несмотря на все искренние усилия Остапа «сделать человека» из Ипполита Матвеевича.

Финал печален — оба плохо кончили. Кстати — тоже заставляет задуматься — стоит ли доверяться обаятельным проходимцам, которых сейчас пруд пруди. И стоит ли доверяться своей наглости и предприимчивости.

И вдобавок ко всему это подлинно юмористическая книга! )))

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно написать об этом романе что-то толковое, потому что я прирос к нему настолько, что не чувствую, где проходит граница между мной и этим романом. Этот роман — неотъемлемая часть самого меня. Я просто не могу представить тот мир, в котором этого романа нет, как не мог бы представить мир, в котором нет меня.

Поэтому анализировать его, давать характеристики, искать параллели и ляпы — немыслимо. Это не эталон, на который нужно ориентироваться, с ним нельзя сравнивать какие-то другие литературные произведения, за исключением, пожалуй, «Золотого телёнка». Подобное создать уже невозможно — ушло то время. Для меня это произведение, стоящее в стороне от всей остальной литературы. Есть «Двенадцать стульев» (и «Золотой телёнок»), а есть всё остальное. Для меня немыслимо даже пытаться думать над тем, какую оценку поставить этому произведению, оно вне любой шкалы оценок.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Исключительно нелегко написать юмористическую книгу. Но написать юмористическую книгу, над которой будут смеяться — и как смеяться — многие поколения читателей, когда реалии эпохи, описываемой на страницах «Двенадцати стульев» давно станут древней историей, труднее во сто крат. Ильфу и Петрову это удалось. Этот блестящий авторский дуэт я поставил бы на один уровень вместе с великим Марком Твеном, больше рядом никого не вижу.

Рецензировать книгу действительно бесполезно, ее надо читать, а еще смотреть две блестящие экранизации: Л. Гайдая и М. Захарова.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательнейшее произведение, пережившее своих авторов и ставшее истинной классикой на долгие десятилетия!

Авантюрно-сатирическая комедия о злоключениях неудачливых искателей кладов и сокровищ. Каждый герой повествования представляет собой некое клише на отдельно взятого представителя профессии, сословия общества или класса. Роман на столько живой и объемный в плане исполнения, что картины, описываемые авторами, живо встают в воображении и переносятся в реальную жизнь (разве у Вас нет среди знакомых своих «Остапов», «Ипполитов Матвеевичей» или «Эллочек»?). Язык произведения великолепный! А юмор невозможно просто похвалить!

Остап Бендер — истинный кладезь острот и крылатых фраз, растащенных читателями и широко используемых по сей день. Он истинный герой романа, эдакий неунывающий плут и мошенник средней руки, авантюры которого не всегда заканчиваются однозначно хорошо, но сама концепция которых просто, но гениальна! Только его смекалка и находчивость, живой ум и настоящий талант афериста могут и до Киева довести, и помочь в решении любой сложнейшей задачи, и преобразить лохмотья в царские шмотки!

Рукоплещу авторам стоя! Талантища!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любимейшая книга, прочитанная не менее десяти раз. Классика, полностью разобранная на цитаты.

Вершина сатирической мысли, свежий глоток свободы в советском обществе. Книга,наполненная высококлассным юмором и интереснейшим сюжетом.

Как бы грустно вам не было, какой бы упадок духа вы не переживали — эта книга вас спасёт. Читая её, можно подметить «Хм, забавный момент!», можно усмехнуться, можно рассмеяться и можно хохотать до безумия. Отличный слог, увлекательный сюжет, стёб — у современников вообще, наверное, животики не отпускало, когда они это читали. Афоризмы — много, очень много афоризмов, и несравненный Бендер — образец оптимизма и неугасающей надежды. Рекомендую от души всем обладателям чувства юмора.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думею, что на сегодняшний день существует другое произведение, хоть насколько-нибудь сравнимое с «12 стульями — Золотым телёнком» в своём жанре.

Не думаю, что таковое когда-либо будет написано.

Сколько же идиом, метафор, крылатых фраз появилось в русском языке после этой книги. Наверное, счёт идёт на сотни.

Авторы заставляют читателя смеяться пятьсот страниц подряд без перерыва. Совершенно феерическая сатира и уникальный нестареющий юмор.

Ну, а о героях Ильфа м Петрова можно написать энциклопедию.

Десятки из них стали именами нарицательными. Людоедка Эллочка, Голубой воришка Альхен, архивариус Коробейников, ребусник Синицын, механик-анахорет Полесов, бухгалтер Берлага...

Наверное, потратив пару часов, я перечислил бы сотню.

Для человека, говорящего на русском языке эти произведения, как по мне, к прочтению обязательны.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключения Великого Комбинатора

***

Удивительно. Восхитительно. Комбинаторно!

Есть произведения, а есть Произведения. Первые бывают всякие разные. Хорошие и плохие. Низкопробные и поразительные. Серые и яркие. А бывают Произведения, после которых (или при чтении которых) встаешь и в голос вопрошаешь: «Почему я не читал (-а) этого раньше?!». «12 стульев» — из вторых. Из Произведений.

…Ипполит (он же Киса, которым становится лишь к середине романа) узнает, что его тёща спрятала драгоценности в гарнитуре, а точнее в одном из стульев. Теща при смерти, других родственников у неё нет. Поэтому наследство достанется Ипполиту. Но всё не так просто. Гарнитур-то ушел, а кому – неизвестно. Это ж был лихой 1917… Ипполит отправляется на поиски гарнитура, встречает Великого Комбинатора – Остапа Бендера. Теперь жизнь Кисы уже не будет прежней. Весь сюжет – это поиски двух концессионеров. Поиски упорные, иступленные. Чистая авантюра!

Что же делает «12 стульев» Произведением с большой буквы? Тут как минимум три фактора, два из которых очень тесно связаны – сатира и смелость. Третий фактор – герои. С них и начнем.

Итак, герои. Их тут ровно двое – главных. Ипполит и Остап Бендер. Ипполит – мужчина на заре лет. Вдовец. Работает в ЗАГСе. По всем прикидкам звезд с неба не хватает. Но всё-таки с чувством собственного достоинства. Способный много стерпеть, если это нужно во благо великой цели. Глупым его не назовешь, но и до умного Ипполит не дотягивает. А вот кто точно умён – так это Остап Бендер. Великий Комбинатор. Настоящий творец и авантюрист. Он силён и смел, он хорош собой и по-молодецки горяч. Он скромен и охоч до похвалы. Он правой рукой залезет к вам в карман, тогда как левая уже сбыла то, что успела украсть до правой руки. Остап Бендер – пример для подражания многим авантюристам. Не его судьба, а его подходи. Его смелость во время обмана – Талант. Быть может, Джонни Депп взял что-то из Остапа Бендера для своего Джека Воробя, хотя источники утверждают обратное (речь о Ките Ричарде). Крылатые фразы Остапа Бендера живут уже почти сто лет. Ну разве найдется тот, кто не слышал знаменитый афоризм – «Остапа понесло»?

Сатира и смелость. Эти два фактора идут рука об руку. Роман написан в первой трети XX века, когда в СССР цензура сжирала всё, что лежало на виду, а потом съедала остатки. Во многих источниках отмечается, что «12 стульев» — это не просто роман о Великом Комбинаторе, но и роман о времени. И это действительно так. Здесь высмеивается всё: от борьбы за строчки в газете и до собраний «вольнодумцев», от ворующего святоши до ворующего содержателя пансионата для престарелых, от обычных людей, которые только и ждут, как их обманут, до сложных людей, которые только и ждут, как их обманут. Авторами высмеивается даже сама попытка найти сокровища, попытка поставить всё на одну карту. Высмеиваются даже рояли в кустах. Здесь они стоят настолько заметно, что легко понять – они стоят здесь намеренно. Даже с указателем и оркестром рядом, чтобы было и видно, и слышно. И это в 1928-то году! Сейчас за это хвалят Джо Аберкромби – за слом шаблонов. По части сатиры – юмора в романе хватает. Может даже и не столько шутки, после которых человек смеется, но сама абсурдность ситуаций заставит даже самого сдержанного читателя улыбнуться или усмехнуться.

Можно ли за что-то поругать «12 стульев»? Есть, конечно, мелкие недочеты. Хотелось бы чуть больше знать о прошлом Кисы и Остапа. Хотелось бы обойтись без финального твиста в отношении одного из героев. Предсказуемость сюжета – тоже штука не самая приятная. Хотя это, наверное, уже закон жанра, а не банальность. В общем-то, все недочеты – это что-то сиюминутное или неизбежное.

Заключение: «12 стульев» — шедевр. В 2021 году роман читается на ура. Легко, смешно, сатирично. При этом роман очень глубокий. Ведь это книга не просто о двух авантюристах, поставивших всё не ЗЕРО. Это книга о людях, которые хотят, чтобы их обманули. Это книга о бюрократии. Это книга о СССР в XX веке, о быте, о нравах.

10 стульев из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение стоит в ряду тех, которые часто рекомендуют, которые обязательно надо прочитать, с которыми связаны большие ожидания. Особенно хорошо, когда они оправданы. Еще лучше, когда книга настолько хороша, что превосходит все ожидания. «12 стульев» — это именно тот случай.

Одна из главных вещей, которая меня приятно удивила, заключается в поразительной эрудиции авторов. Множество отсылок к каким-либо историческим событиям и персонам, обширный словарный запас, масса заметок о современных событиях локального и мирового уровня.

Безусловно, второе по списку, но не последнее по значению — непревзойденный юмор. Когда сюжет подошел к моменту встречи участников концессии и отца Федора, я буквально не мог сдержаться, смеялся вслух. Не припомню, когда такое происходило в последний раз.

Третье заключается в синтезе двух вышеназванных вещей. Острые зарисовки, касающиеся быта, политического курса, «вечных» этически-моральных вопросов, наполняют книгу смыслом.

Четвертое — яркие образы. Герои, каждый из которых наделен своей собственной историей. Их поступки логичны, не смотря на некоторую гротескность приписываемых им свойств. Впрочем, гротеск идет рука об руку с сатирой.

В пятерку несомненных плюсов входит еще один, вытекающий из предыдущего. Ильф и Петров создали образ антигероя, которого мы скорее назовем обаятельным авантюристом, нежели беспринципным преступником и негодяем. На основании которого было создано множество более поздних персон, населяющих мир литературы. В целом же, Остап Бендер и Киса Воробьянинов — пожалуй, один из тех дуэтов, которые могут претендовать на такую же узнаваемость, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Прекрасный язык произведения, его структура, прекрасный финал, в котором содержатся, на мой взгляд, социальные взгляды самих авторов — какие бы мотивы им не приписывали сторонники государственного коммунизма или современного либерализма — все это позволило роману стать безусловной классикой и оказать влияние не только на русскую, но и культуру в целом.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не роман — сплошное удовольствие!

Его читаешь, словно пьёшь любимое пиво из бездонного бочонка. Читаешь и смакуешь каждую фразу. Особо удачные сразу же оседают в памяти.

После «12 стульев» чувствуешь себя вечным шутником и эрудитом.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал недавно, что эта книга была написана по заказу «органов» как ответ на «Три столицы» Шульгина и должна была показать, что против советской власти могут выступать только такие отщепенцы и сумасшедшие, как Остап с Кисой. Как бы то ни было, получился шедевр советской литературы и неубиваемый герой стал именем нарицательным для обаятельных жуликов и аферистов.

«У вас вся спина белая», «Мрак, жуть», «Поедем на таксо, красота», «Отрыв от народа — и падение», «А 250 рублей не спасут гиганта мысли? — Я полагаю, торг здесь неуместен», «В лучшие времена дам больше — Лучшие времена скоро наступят!», «Так я пишу расписку — «Пишите, пишите». «Барин, из Парижа!», «А почём у вас солёные огурцы — Семь копеек — Однако!», «А не выпить ли нам вина, дедушка?», «Je ne mange pas six jours» — бессмертные фразы, которыя всегда помню и применяю по жизни.

Сцена с Безенчуком и гробами на Казанском вокзале — достойное завершение эпопеи абсурда.

А история «Союза меча и орала» со сценой деления потрфелей в будущем правительстве — отдельная песня, которую можно ставить и экранизировать сколько угодно — это прямо адаптация «Бесов» Достоевского для журнала «Крокодил».

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни одна советская семья не обходилась без этой книги в своей библиотеке. Пикуль, Доктор Живаго, Вечный зов, ну и 12 стульев с Золотым теленком. Сейчас обсудим первый роман дилогии. Было бы уместно упамянуть обстоятельства выхода книги. Шел 28 год, советской власти нет ещё и десяти, еще ребенок, нэп прошелся по стране, старые нравы вроде бы ушли, но отнюдь не позабыты, цензура вроде есть, но печататься можно, ещё не сажают, но уже берут «на карандаш». И вот в такой атмосфере и был написан один из величайших романов нашей страны, читавшийся взахлеб при выходе, запрещенный с 1949-1956, и являющийся настольной книгой по сей день.

«Бывший уездный предводитель дворянства» Ипполит Матвеевич Воробьянинов, служащий загса, узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Поиски сокровищ приводят героя в Старгород, где Воробьянинов знакомится с «великим комбинатором» Остапом Бендером, а через некоторое время к крысиным бегам подключается их конкурент — священник церкви Фрола и Лавра отец Фёдор Востриков, получивший информацию о драгоценностях во время исповеди мадам Петуховой. Вся книга это череда приключений, нелепых ситуаций, заправленная великолепным одесским юмором. Книга, настолько растасканная на цитаты, что и по сей день мы их употребляем в обиходе, напрочь забыв о первоисточнике. Главные герои путешествуют по разным городам бывшей империи, что дает нам картину жизни тех лет, общение с разного рода служащими так же дает ценную информацию. Этот роман прежде всего стоит воспринимать как энциклопедию молодой советской России. Не стесняясь авторы высмеивают как красных, так и белых, не принимая ничью сторону, за что были подвергнуты критике крайне-революционной прессой. Положительных героев тут нет, все негодяи разного рода привлекательности терпят лишения, влюбляются, испытывают животную страсть, страсть наживы и, естественно, остаются с носом.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько раз перечитываю эту книгу, сколько раз пересматриваю одноименный фильм, всё время задаюсь себе вопросом: Остап Бендер — это положительный герой или отрицательный? На фоне его спутника по поиску сокровищ, он, конечно даже очень положительный, как и на фоне многих других персонажей, встречающихся на пути искателей бриллиантов.

Бендер, с его слов, чтит уголовный Кодекс, хотя сам же его иногда и нарушает, преследуя при этом личную выгоду и решая текущие стоящие перед ним задачи. Но люди, им обманутые и обведенные вокруг пальца, как правило представляют далеко не самый лучший и порядочный слой общества. Бендер об этом знает и прекрасно использует эту слабину в своих целях. Но в то же время он честен по отношению к своему партнеру Кисе, он бы мог давно его бросить на произвол судьбы и решать судьбу поиска стульев в одиночестве: Киса ему больше мешает, чем помогает. Но Остап остается с Кисой до последнего, всё рассказывает ему о последнем стуле и жестоко за это расплачивается.

С одной стороны Остап Бендер — это вроде бы жулик и мошенник, но прочтя роман, да и просмотрев фильм, приходишь к выводу, что жизнь общества без такого жулика и мошенника была бы намного скучнее и однообразнее. Всё-таки лично я, считаю что положительного в Бендере больше, чем отрицательного. И правильно авторы сделали, не дав ему умереть, и возродили Бендера во втором своем бессмертном произведении.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх