fantlab ru

Чак Паланик «Колыбельная»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
1265
Моя оценка:
-

подробнее

Колыбельная

Lullaby

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

...СВСМ. Синдром внезапной смерти младенцев. Каждый год семь тысяч детишек грудного возраста умирают безо всякой видимой причины — просто засыпают и больше не просыпаются... Синдром «смерти в колыбельке»?

Или — СМЕРТЬ ПОД «КОЛЫБЕЛЬНУЮ»?

Под колыбельную, которую, как говорят, «в некоторых древних культурах пели детям во время голода и засухи. Или когда племя так разрасталось, что уже не могло прокормиться на своей земле».

Под колыбельную, которую пели изувеченным в битве и смертельно больным — всем, кому лучше было бы умереть. Тихо. Без боли. Без мучений...

Это — «Колыбельная».

Награды и премии:


лауреат
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2002 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Колыбельная
2003 г.
Колыбельная
2004 г.
Колыбельная
2004 г.
Колыбельная
2004 г.
Бойцовский клуб. Удушье. Колыбельная
2005 г.
Колыбельная
2005 г.
Колыбельная
2008 г.
Колыбельная
2008 г.
Колыбельная
2015 г.
Колыбельная
2015 г.
Колыбельная
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Lullaby
2003 г.
(английский)
Lullaby
2003 г.
(английский)
Lullaby
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная проза! Получала искреннее удовольствие при чтении, ну и после тоже. Помимо своеобразного юмора (который действительно жжет!), книга так же о чувствах. Ну а сколько гадостей в ней, одни только гнильные пузыри на ноге передергивали.

Читать рекомендую если не всем, то многим!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга реально страшная. Автор так тонко подводит к развязке…, что ты сам начинаешь верить, что совершенное оружие есть. День за днем вокруг нас ложь, несправедливость, наглость. И особенно люди которые раздражают. Наш герой с виду просто репортер местной газеты, переживший трагедию. Он проводит расследование смерти детей в колыбельках и находит «орудие мести». Чтобы делал маньяк если бы ему дали оружие не оставляющее следов? Наш герой получает власть, власть которая опьяняет, дает тебе чувство собственной значимости. Еще профессор Джон Дьюи говорил, что глубочайшим стремлением человека является «желание быть значительным». А когда ты начинаешь вершить судьбы….Ощущение власти у героя нарастает: «произнесенная в полный голос баюльная песня звучит не так глупо, как звучала в тот вечер в кабинете у Дункана. Она звучит мощно и сильно. Это звук смертного приговора.» Лавина всевластия над жизнью людей начинает опьянять и жизнь как таковая ничего уже не стоит. Это всего лишь «раздражители» от которых можно легко избавиться.

Развязка, концовка….просто супер. Да уж это точно подмечено – мы все одержимы….

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из всего Паланика, которого я уже читала, «Колыбельная» впечатлила больше всего. Помимо сюжета, чувствуется большая целостность, чем, например, в Удушье. Большая, чем в остальных книгах «завершённость» определённо порадовала))

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

книжка читается хоть и сложновато, но зато с упоением. а уж если дочитаешь до конца, то полюбому не пожелеешь

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, заставляет задуматься, но чего-то ей не хватило, энергетики какой-то....

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

первая книга Паланека, которую я прочитал... скажу честно — меня потрясло настолько, что на следующий день пошел купил всего Паланека.... регулярно читаю... и нисколько не жалею о проведенном времени... каждая книга — незабываемый шок!!!

больше всего поразило про бога, который с барбекю возвращается на Землю... :) ну и баюльня... иногда ловишь себя на мысли, что ее очень не хватает... и как понимаешь главного героя, любящего тишину... :)

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильнейшая вешь. Ставлю в один ряд с «Бойцовским клубом». Слоган на обложке про то, что «люди — это домашние крокодильчики, которых Бог спустил в унитаз» западает в память и заставляет надолго задуматься.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение Паланика вызывает временное психическое расстройство.

Не знаю, КАК можно писать такие книги, не будучи сумашедшим.

Его книги просто затягивают как в водоворот. Где-то я читала, что все книги в мире состоят из 40 элементов, которые лишь тусуются между собой, из чего и получается книга.

Так вот Паланик видимо и понятья не имеет об этих 40 сюжетных элементах. Его сюжеты никогда раньше не встречались, и вообще ничего подобного вы раньше не читали.

Он настолько необычен и безумен, насколько это вообще возможно.

Начните читать эту книгу, и у вас появится парочка-другая фобий:)

Колыбельная от которой усыпляемый засыпает навсегда — это власть, власть которой властьимеющий очень боится поделиться.

Зыбкая дружба, общая тайна — такими простыми словами не объяснить необычность сюжета, героев и отношений между ними.

И тем не менее, после этой как и после любой другой книги Паланика требуется неделя другая отдыха. Чтобы придти в себя.

Это второй автор после которого я болею.

Первый — Достоевский.

Спросите тогда зачем читать?

Не знаю. Нравится.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне книга показалась оптимистичной и светлой. Парень и девушка, которые могли бы убивать направо и налево, а потом прикарманить все богатства мира, «свернуть пространство и закуклиться»(с), предпочитают исцелять сбитых зверюшек, ходить по воде и другими способами поддерживать в людях веру в чудеса. Все неприятные моменты книги, а их немало, отошли на задний план после прочтения последних строк, и осталось только хорошее чувство. Не знаю, что будет дальше с героями, возможно, со временем им захочется большего, но пока «дети» намного лучше «родителей». А «родители» — это ведь не только Элен и Стрейтор. Это еще и медсестры-убийцы, и некрофил Нэш. По сравнению с этим призыв Летающей Девы «прекратить рожать детей» весьма невинен и даже кажется всего лишь остроумной шуткой.

Очень интересная личность — Элен. «Злая ведьма», надеящаяся воскресить сына. С самого начала что-то зацепило в ее образе, и не сразу удалось понять, что именно. А вот что: она старается спасти мир, но в любой ситуации думает о себе, любимой — но и все ее клиенты заботятся прежде всего о себе: попавшись на доме с привидениями, соглашаются продать его очередному простофиле; чтобы убрать кого-то с дороги, покупают драгоценности для исполнительницы. Элен наживается на людях, которые сами рады сделать гадость другим. Ее было по-настоящему жаль только однажды — в медицинском центре «Новый континуум». Мона и Устрица первыми объявили войну, и чем она закончится — трудно сказать.

В песенке не вижу ничего плохого. Да, это может быть самое страшное оружие на свете, причем достаточно просто знать, что оно существует, чтобы посеять панику. Однако при этом люди могли бы научиться предупредительности (для самосохранения) и самодисциплине (для сохранения чужих жизней). А при грамотном использовании эта песня и вовсе — орудие милосердия. При тяжелой неизлечимой болезни, а иногда в самую отчаянную минуту, когда ничего уже не нужно — разве не хотелось бы услышать ее и просто заснуть?

Также в книге много идей по поводу жизни, людей и мира, где мы живем. Автор на них подробно не останавливается, но уже упомянутые мысли о людях-крокодильчиках или соусе для барбекю забавны. Главное, что эти идеи не представлены как Великое Откровение, а просто добавлены как «штрихи к портрету». А есть читатели, которые не понимают этого и думают, будто Паланик выдает себя за серьезного философа, а потом еще и сердятся на него, дескать, обманул. Ничего подобного — ни на какие глубокие измышления автор не претендует.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной контркультурный шедевр от Паланика. Это роман-притча, потому что здесь автор старается путем выражения очевидных вещей заставить задуматься каждого из нас. Настойчиво повторяемая по ходу романа идея борьбы с пороками цивилизации приобретает иногда весьма причудливые формы, как например история с коровой-Иудой. Радует то, что несмотря на узнаваемый авторский почерк, каждый роман писателя читается так, как будто написан другим человеком.

В этой книге присутствует изрядная доля фантастики, которая очень тесно связана с нашей повседневной реальностью, что иногда трудно отличить где правда, а где вымысел. Страшная идея абсолютной власти, которая может достаться не тем людям, меняет само представление о власти, как только о средстве управления и повелевания. Получая власть, человек желает еще большей власти и из-за этого идея изменить мир к лучшему не осуществима...

Поучительный и побуждающий хотя бы задуматься над тем, что мы делаем роман.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А вот этот роман на сегодняшний день для меня — лучшее, что есть у Паланика» — так начинается моя рецензия на предыдущий из прочитанных мной романов Паланика. Ничего не хочу менять или отменять в предыдущей рецензии, но просто рядом с «Удушьем» в оценочном ряду ставлю ещё и «Колыбельную». Именно рядом, а не «за» или «перед». Потому что «Колыбельная», на мой взгляд, изрядно отличается от предыдущих двух произведений («Бойцовский клуб» и «Удушье»).

В «Колыбельной» автор для инициации и раскручивания событийного ряда романа использует уже полумистическую основу. Хотя насколько всё это дело мистика, а насколько просто продвинутая техника воздействия на человека — с этим ещё разбираться надобно. Ибо кое в каких нюансах описываемого Паланик, безусловно, прав, и человечеству известны и ритуалы вуду и некоторые другие антинаучные, но зато действенные приёмчики перевода человека из состояния «активная протоплазма» в пассивную форму (спасибо Шекли за образ). А уж верить во все эти магии африканских и гаитянских колдунов или не верить — это личное дело каждого.

Но роман силён ещё и другим. Если в первых двух упомянутых мной романах автор призывает к разрушению человеческой цивилизации и пытается поставить ей диагнозы, то в этом романе Паланик просто описывает разные симптомы болезней современного общества, а уж складываются ли эти симптомы в ту или иную болезнь современного общества — опять-таки решать нам, читателям.

А ещё приметил вот какой нюанс: если при чтении первых романов Паланика его авторский стиль и коробил и вызывал сопротивление и неприятие, то по мере погружения в глубины его творчества всякие внешние острые приёмчики перестаёшь замечать, а если какие-то неформатности и бросаются в глаза, то уже воспринимаются гораздо терпимее. Отчего сам процесс чтения только выигрывает. И восприятие сути излагаемого тоже.

Так оказалось, что после чтения теперь уже четырёх романов Паланика желание читать его дальше не только не увяло, но наоборот, интерес усилился и окреп. Что ж, пойду дальше в его библиографию :-)

Всем крепкого спокойного сна и никаких колыбельных!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вообще скорее не люблю Паланика, чем люблю, но этот текст меня тронул и впечатлил. Мало того, что в его основу положена пугающе-завораживающая идея (которая при ближайшем рассмотрении оказывается еще и очень продуктивной в плане философских и этических вопросов), так это еще и книга, написанная с огромной душевной отдачей. Это видно из самого текста, и это потверждают слова самого Паланика и факты его биографии. Другие книги Паланика, известные мне (правда, это только два романа — «Рэнт» и «Снафф»), больше напоминают компиляты, созданные с коммерческой целью, иногда занимательные и остроумные, а иногда халатные и шитые белыми нитками. Но «Колыбельная» — это тонкий и настоящий текст, в котором среди отрывистого и грубоватого фирменного слога то и дело вспыхивают фрагменты неожиданно изящные, плавные, сентиментальные, наполненные глубокой грустью и неподдельным просветлением. От этих разбросанных по всему тексту искорок бегут мурашки по коже и родится в душе восторг.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни одно из его произведений не посеяло во мне такой грусти, как это. Я читала и хотела, чтобы всё поскорее закончилось, но оно так и не закончилось… И речь не о самой «баюльной» песне, которой навсегда присыпали деток и не только. Речь о нашем мире, в котором всё так вот… Помню, одна знакомая девушка сказала, что после этой книги стала вегетарианкой – охотно верю.

И несколько цитат:

В книжке ее называют «баюльной песней». В некоторых древних культурах ее пели детям во время голода или засухи. Или когда племя так разрасталось, что уже не могло прокормиться на своей земле. Ее пели воинам, изувеченным в битве, и смертельно больным — всем, кому лучше было бы умереть. Чтобы унять их боль и избавить от мук. Это колыбельная.

Убить тех, кого любишь, это не самое страшное. Есть вещи страшнее. Например, безучастно стоять в сторонке, пока их убивает мир. Просто читать газету. Так чаще всего и бывает.

Может быть, мы попадаем в ад не за те поступки, которые совершили. Может быть, мы попадаем в ад за поступки, которые не совершили. За дела, которые не довели до конца.

Удивительно, как быстро ты учишься отгораживаться от прошлого, когда тебе есть чем занять руки и голову. Пережить можно все — даже самую страшную боль. Только тебе нужно что то, что будет тебя отвлекать. Попробуйте вышивать. Или мастерить абажуры из цветного стекла.

В мире есть вещи страшнее, чем пережить смерть жены и ребенка.

Например, наблюдать, как тот же мир отбирает их у тебя. Наблюдать, как стареет жена. Как ей становится скучно жить. Как твои дети потихонечку узнают все, от чего ты пытался их оградить. Наркотики, развод, общепринятые нормы, болезни.

— Речь не о том, кто виноват, а кто нет, — говорит он. — Динозавры не были ни хорошими, ни плохими с точки зрения морали, однако же они вымерли. Рассуждения в точности как у Адольфа Гитлера. Как у Иосифа Сталина. Как у серийного убийцы. Как у массового убийцы.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги в жанре контркультуры довольно нечасто попадают в мои списки на прочтение. Из всего Паланика я и читал только «Бойцовский клуб» и «Ссудный день». Однако основная идея колыбельной показалась мне интересной, и я приступил к чтению.

Завязкой роману служит разбор такого сложного и трагичного медицинского термина, как СВДС – синдром внезапной детской смерти. Это абсолютно внезапная остановка дыхания у внешне здорового ребёнка в возрасте до года. Чаще всего врачи не могут установить причину даже при вскрытии. Звучит жутко? Обычно больше всего и пугает что-то реальное и близкое.

Главный герой, репортёр Карл Стрейтор, занимается исследованием СВДС, беря интервью у пострадавших родителей. В какой-то момент он осознаёт, что выделил некую систему. Всем умершим детям перед смертью родители читали одну и ту же колыбельную из детской книжки. Как оказалось, это древняя песня, названная баюльной. Её пели нежеланным детям в голодные времена и смертельно раненым войнам. В рамках бредового эксперимента Карл читает этот стишок своему боссу, а следующим утром тот не выходит на работу. Таким образом, в руках главного героя оказывается книга, которой можно убивать. И книг таких 500 штук, разбросанных по всей Америке. Выясняется, что об этой дивной книге знает не только главный герой. Собрав некое подобие команды, Карл отправляется в путешествие по Америке с целью уничтожения оставшихся книг.

В романе чётко прослеживаются танатологические мотивы. У наших героев весьма трагическая судьба. Когда-то давно их постигло одно и то же несчастье – они убили свою семью баюльной песней. Не смотря на обилие мистики, перед нами всё тот же Паланик, и поэтому контркультуры будет в избытке. Мы снова и снова будем сталкиваться с излюбленными темами Паланика, поднятыми ещё в «Бойцовском клубе».

Герои здесь очень колоритны и разнообразны, со своими историями и мотивацией. Благодаря им получается очень тонко обыграть все те острые темы. Карл Стрейтор – замкнутый мизантроп, корящий себя за смерть родных и размышляющий на тему власти над смертью, которая так внезапно свалилась на него. Элен Гувер Бойль – риэлтор, скупающая и раз за разом продающая дома с привидениями. Она, как и Карл, потеряла родных из-за баюльной песни. Мона – секретарша Элен, помешанная на мистицизме. Устрица – поехавший хиппи со странной системой координат. И это лишь ключевые персонажи, второстепенные не менее интересны. Их объединяет одно – положительными и приятными их назвать трудно. Через своих героев Паланик обнажает проблемы современного общества и высыпает на читателей массу контркультурной философии. Автор снова и снова заставляет задуматься как о вечном, так и о простом бытовом. Читать роман, нужно вдумчиво, а не как лёгкое чтиво. В «Колыбельной» много чего намешано, от философии до натурализма, от максимально приземлённых вещей до магического реализма.

Роман написан в типичном для Паланика стиле. Подача очень яркая и динамичная. Постоянные повторы фраз, которые крепко въедаются в мозг – это своего рода крючки, которыми Паланик цепляет внимание читателя. Например, синий галстук главного героя, на который окружающие постоянно обращают внимание. Все эти приёмы создают уникальный стиль, задают особый темпоритм.

О чём точно нужно знать перед прочтением, так это о жёстком реализме: грязи и жести тут предостаточно. Поэтому особо впечатлительным лучше пройти мимо.

Итог: «Колыбельная» – весьма необычный роман. Как будто мистицизм Кинга совместили с аниме «Тетрадь смерти» и щедро приправили контркультурной философией. Роман, однозначно, не для всех. Хотя, откровенно говоря, мне подобное смешение стилей пришлось по душе. Особенно интересными показались размышления человека, обладающего практически безграничной властью над смертью.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня нет сомнений, Чак Паланик и безумец и гений одновременно, иначе откуда в его голове могут возникать ТАКИЕ идеи и сюжеты? Произведение-нечто. Порой приводит в ужас и в жилах стынет кровь от происходящего, иногда становится противно, но это все из за правды подробности и красочности описаний. Несколько раз мне хотелось закрыть книгу, но пересилить себя и дочитала.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх