Джек Лондон «Потерянный лик»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Леденящая душу история странствий и лишений сбежавшего от царского правосудия польского патриота Субьенкова. Суждено ли ему увидеть родные края или навеки быть погребенным в суровых землях Аляски ?
Входит в:
— сборник «Потерянный лик», 1910 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), November 1959, No. 149», 1959 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), November 1959, No. 82», 1959 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, September 1959 (Vol. 34, No. 3. Whole No. 190)», 1959 г.
— антологию «From the Archives of Evil, Number 2», 1976 г.
— антологию «The Archives Of Evil», 1977 г.
— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
- /языки:
- русский (17), английский (7), украинский (1), сербский (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (23), периодика (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Горбатько (1), Б. Грибанов (11), Е. Ланн (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 23 декабря 2020 г.
Рассказ о том, как хитринкой добиться быстрой смерти, избежав позора.
Задумка главного героя смела и оригинальна. Читая, думаешь, что он наверняка надеется спастись и в финале оказываешься под впечатлением от того, как все обстоит на самом деле.
Умение в краткой форме изложить значительную историю — этого у Джека Лондона не отнять. Но эталонным рассказ я бы не назвала, если сравнивать с другими произведениями писателя. «В далеком краю», «Там, где расходятся пути», «Бог его отцов», «Закон жизни», «Болезнь одинокого вождя», обожаемый еще Лениным рассказ, «Любовь к жизни» — посильнее будут. Это если выбирать лишь из Северных и не брать в расчет «Мексиканца» и прочие.
В «Потерявшем лицо» русские представлены не в лучшем виде. Много отвлеченных воспоминаний, не имеющих большого влияния на суть истории.
В целом рассказ интересен. Затея с защитным варевом мне понравилась, хотя и жаль отрубленный палец истерзанного Ивана.
Gourmand, 16 августа 2016 г.
Не мог пройти мимо, столь завлекателен был отзыв Black ermine.
Прочитал. Рассказ по сюжету сильный, впечатления — да, есть. Так что ничуть не жалею.
Но вот насчёт эталонности — вовсе нет. Много лишних описаний, рассказ про форт сожжённый и т.д. и т.п.
Уж если эталонными рассказами мериться, то это безусловно рассказ Антона Павловича Чехова «75 000». https://fantlab.ru/work351809
Вот это действительно эталон краткого, сильного рассказа.
А у Лондона много журналистики. Это такая... статья в газету: интригующее начало, потом длинное (именно для него статья и пишется) описание прошлых событий, а финал подчёркивает выводы описательной части, то есть что поляки не сгибаемы, а русские всех притесняют. Нет, далеко не эталон рассказа. А вот статьи газетно-журнальной — да, эталон, соглашусь.
Black ermine, 16 августа 2016 г.
Этот рассказ должен прочитать любой начинающий писатель или литературный критик, потому что «Потерянный лик» (или «Потерявший лицо») — рассказ практически эталонный.
Короткий, лаконичный сюжет. Краткая форма обычно не предполагает сложной интриги, у хорошего рассказа ее можно кратко и вместе с тем полно уложить в одно предложение. И «Потерянный лик» полностью этому правилу соответствует.
Никаких чрезмерных описаний — они есть, но их ровно столько, сколько необходимо для создания у читателя четкой картины происходящего.
При всем этом рассказ очень афористичен. Лондон — вообще мастер краткого, но при этом ясного описания мыслей и поступков. Полагаю, это — один из важнейших показателей мастерства автора.
Рассказ очень четкий и последовательный. Вот человек, вот кто он такой, вот в какую ситуацию он попал, вот как он из нее вышел. Драматичное решение? Возможно. Достойное? Несомненно.
В рассказе все строго на своем месте — ничего лишнего и ничто не потеряно. Все работает как швейцарские часы — слаженно, четко и точно.
Прочитайте — сильное впечатление гарантировано.
P.S. Для усмотревших в тексте русофобию. Напомню, что для американской культуры очень характерно перенесение собственной картины мира на другие народы. Это заметно на всех уровнях искусства и смежных сфер: в литературе, кино и даже компьютерных играх. Американцы учинили геноцид индейцев, так что подобное отношение к аборигенам казалось Лондону совершенно естественным. Он просто не думал, что белые люди, не важно какой национальности, могут относиться к индейцам иначе. Не потому, что Лондон был такой плохой империалист, а потому, что таково было (и во многом остается) общее направление мысли в американской культурной среде. Всегда помните, когда американские авторы, сценаристы и режиссеры наделяют нас (или еще какие-то народы) отрицательными качествами, то получается не более, чем отражение их собственных комплексов.
ratveg, 4 сентября 2015 г.
Прогресивный писатель.Ну и русофоб.Коварные и жестокие русские казаки,татаро монгольские пираты и клюквенные джунгли.Вот как было на самом деле в 1851 году в Нулато.Торговый пост где живут несколько русских скупщиков пушнины,рядом деревня аборигенов.В деревне пьянка,дым коромыслом,совместное распитие огненой воды местных деревенских и англичанина,джентльмена небольшого ума надо сказать.Потом трах бабах приходят с дальних мест пополнение,куча аборигенов неместных,злых и с ружьями.Русские им по боку,тут местные разборки.Англичанин по пьяному делу лезет в драку и получает пулю.Потом еще русских поколотили (не убили) за компанию.Такова трагическая история Нулато,из коей Лондон написал сие произведение
skrpionnn06, 3 сентября 2015 г.
Неприятный рассказ. «Прогрессивный писатель» Джек Лондон вдруг «неудобно» показал русских в роли безудержных завоевателей Аляски, кровавых тиранов, ужасных угнетателей индейцев и эскимосов.
Мало того, Российская Империя 19 века упомянута в неприглядной роли поработителя Польши, от которой чем дальше на Восток, тем «все на каждом шагу становилось все более и более диким».
mario1205, 8 июля 2015 г.
Очень сильный и пронзительный рассказ не о том, как выжить, а как умереть быстро и без мучений, при этом сохранив хладнокровие и выдержку.