FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
1698
Моя оценка:
-

подробнее

Мигрант, или Brevi finietur

Роман, год; цикл «Метаморфозы»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Герой произведения попадает на вымышленную планету, которая очень напоминает родную Землю. Как он здесь оказался? Что толкнуло его к этому шагу? На эти и другие вопросы предстоит ответить герою, попадая в разные обстоятельства, которые требуют изменений внутри человека, даже если не делать ничего – изменяться придется.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 285

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2744 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книга года

лауреат
Интерпресскон, 2011 // Крупная форма (роман)

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2010 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
Мраморный фавн, 2010 // Роман

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2011 // Премия "Созвездие Большой Медведицы". Поощрительный диплом «Три звезды»

номинант
РосКон, 2011 // Роман

номинант
Бронзовый Икар, 2011 // Лучшее художественное произведение (роман)

номинант
Звёздный Мост, 2011 // Лучший роман

номинант
Филигрань, 2011 // Большая Филигрань

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Крупная форма

FantLab рекомендует:

Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Мигрант, или Brevi finietur
2010 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Мігрант
2011 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь человеческая полна неожиданностей, и хорошо если они приятные. Но чаще почему-то бывает наоборот. То, что произошло с Андреем Строгановым стало для него полнейшей неожиданностью, хотя он сам и послужил причиной свалившихся на него как гром среди ясного неба событий. Такой привычный и доведенный до автоматизма вечерний путь домой совершенно внезапно закончился для него в странном месте, в которое он непонятно каким образом попал. Место это оказалось офисом Бюро Вселенской миграцинонной службы. И попал он туда не случайно. Оказывается два года тому вперед он подал заявление на эмиграцию с планеты Земля, прошение его удовлетворили и теперь он волен выбирать: отправиться ли ему на урбанизированный технократический мир Лимб, имеющий большие проблемы экологического характера, или идилический и пасторальный Раа, где возможности карьерного роста для человека его склада «несколько ограничены». А то, что он об этом ни сном ни духом не знает, так это в порядке вещей, ведь два года своей жизни он отдал в уплату «за визу, необходимые телепорты, а так же оформление сопутствующих документов, медицинский осмотр и моментальное изучение языка». Прийдя немного в себя и чуток поразмыслив Андрей решает не рисковать здоровьем — мало ли как отразятся на нём экологические проблемы Лимба. И пусть его ожидают проблемы «карьерного роста», на то они и проблемы, чтобы решать их по мере поступления. К худу ли, к добру ли, но он выбирает Раа. Выбирает даже не представляя, к каким последствиям как для него самого, так и для целой планеты приведет это решение.

Цикл «Метаморфозы» создавался соавторами из совершенно не похожих друг на друга произведений, каждое из которых было написано в своём жанре. «Vita nostra» — что-то близкое к городскому фэнтези, «Цифровой» — к посткиберпанку, а начав читать «Мигранта» мне на ум тут же пришли авторы мягкой НФ. Странное начало, приправленное нотками абсурда, тут же вызвало в памяти одновременно и Шекли, и Адамса, и даже Саймака. Все эти странные перемещения, бюрократические сверхцивилизации, парадоксы времени и пространства настаивают читателя, мало-мальски разбирающегося в фантастике именно на такой лад. Но по прибытии главного героя на Раа тон романа начинает стремительно меняться. Разделение жителей планеты на Граждан и Зависимых, при всех незначительных, казалось бы, преимуществах первых над вторыми, кажется зловещим. Странная процедура получения гражданства путем Пробы на острове, практическая невозможность пройти эту Пробу мигранта, недостаточность информации о самой Пробе меняют настроение на тревожное. И даже чудеса Раа не дают забыть о вставших перед Андреем трудностях. Здесь, как ни удивительно, на ум приходит уже Хайнлайн и его «Звездный десант», ведь это именно у него одной из основополагающих идей общества является то, что права гражданина не даются человеку от рождения — их нужно заслужить. И путь Проба у авторов «Мигранта» занимает гораздо меньше времени, чем служба в «звездном десанте» будущего, это ещё не значит, что Строганову оно достанется легче чем Рико. Сама идея Пробы, а так же формат её проведения отсылают к другому хайнлайновскому роману «Тоннель в небе» с похожими идеями. Но ни о каком плагиате и речи быть не может, разговор идет лишь о сходстве идей. Та картина, что рисуют супруги Дяченко, несравнимо глубже и оригинальнее чем у классика американской фантастики. Треугольник Строганов — Аира (Махайрод) — Тимор-Алк безраздельно приковывает к себе читательское внимание. Именно происходящее на острове начинает приоткрывать завесу над самой сутью мира, в который попал Андрей. Постепенно, крадучись, приключения тела начинают отступать на второй план выводя на авансцену приключения духа. Ряд испытаний, которые должны пройти соискатели звания гражданина,являются своеобразными красочными иллюстрациями для той странной и вместе с тем удивительной идеи, которую приподносят читателю авторы. Превозмочь себя, сделать невозможное и решиться на немыслимое с точки зрения обычного человека, вот что предстоит главному герою на пути к такому желанному статусу гражданина. То, что он узнает во время прохождения испытания, то, чему он становится свидетелем, приводит его к невозможным с точки зрения землянина выводам. «Реально всё, что человек может вообразить». Мир идей имеет на Раа полную власть над материальным миром, определяя буквально все аспекты бытия на планете. Ярким примером этому служит фигура Тимор-Алка, метиса, рожденного от материальной женщины и Тени, то есть Идеи, воплощенной в реальность мечты. Его «непорочное зачатие» является аллюзией на рождение Христа, намекая на особую роль Тимора в последующих событиях. Но не Пробой единой наполнен сюжет романа — она служит лишь первой частью приключений Андрея Строганова. Дойдя до середины текста сюжет переходит на другие рельсы попутно обретая больший размах. Теперь уже судьба Андрея тесно переплетается с судьбой Раа, так тесно, что их уже практически нельзя разделить. Мир, вроде бы наконец-то понятый, начинает стремительно терять только что обретенную стабильность. «Конец света происходит, когда замысел искажен настолько, что приходит в конфликт с изначальной идеей. Лишенное смысла разваливается и гибнет». И мигранту предстоит остановить надвигающийся конец света, проникнуть в идеальный мир и дать Раа новый смысл для существования. Но Земля не отпускает, так и нет ответа на вопрос о причинах его бегства сквозь пространство и время. Что он выберет, кем станет? Авторы не дают готовых ответов, оставляя читателю возможность поразмышлять над событиями. Хотя и оставляют некоторые подсказки, типа старой кирпичной стены с нанесенной из баллончика надписью: «Не бойся».

Итог: многогранный роман, где, как слои перламутра на жемчужине, одни смысловые пласты скрываются под другими. Потрясающий психологизм текста сочетающийся с сильной приключенческой составляющей, в сумме создает такое мощное воздействие на читателя, что оторваться от книги становится практически невозможно. Авторам удалось создать завораживающее по красоте и масштабности полотно, великолепно завершающее цикл. О романе можно рассказывать ещё долго, но лучше один раз его прочесть. Настоятельно рекомендую.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже, к циклу «Метаморфозы» «Мигранта» отнесли по ошибке. После первых книг остается какое-то жутковатое послевкусие — от загадочных и ужасных (хотя и непонятных) превращений книги первой и от захватывающих и страшных возможностей, описанных во второй. В «Мигранте» никто ни во что не превращается — это простой и понятный роман с четкой философской подоплекой. Правда в философской части Дяченки опять замахнулись на понятия основополагающие — о первичности материи. Мир, в котором материальная составляющая способна локально сменяться составляющей идеальной, по-моему, в фантастике еще не встречался. Хотя авторы, привычно сильные в материальном, вступив на почву идеального, оказались послабее — если путь в мир мертвых еще как-то логичен, то иные путешествия кажутся надуманными. Впрочем, что поделать — все проявления первичности идеи над материей по определению являются порождениями сознания, в данном случае — сознания авторов.

Теперь о сюжете. Книга, как и практически все у Дяченок, написана великолепно, хотя и ситуация завязки романа абсолютно банальна для НФ — приключения человека, попавшего в иной мир и попытки его в этом мире найти свое место, самоутвердиться, и, по возможности, вернуться домой. И он входит в эту новую жизнь, проходит через различные испытания, приобретает друзей и врагов, чего-то достигает... Короче, в самой сюжетной линии — ничего особенного нет. А вот психология героев весьма яркая и интересная.

Главный герой, Андрей по прозвищу Крокодил, обладает настолько обостренным чувством сопереживания и таким болезненным восприятием несправедливости, что даже не верится, как он жил на Земле, и даже служил в армии. И если физически он отнюдь не супермен, то в области этики — просто чудо! В результате — очень реальная и симпатичная личность.

Второй, по сути, главный герой — метис, полукровка, и в его взаимоотношениях с коллективом хватает и неуважения к слабому и презрения к неполноценному (а он и правда не вполне полноценный, если представить, от кого он унаследовал половину своих генов). И он проходит через все это, через невозможные для него испытания, давая читателям, особенно читателям юным, великолепный пример самоутверждения в жизни.

Странная, сильная и неоднозначная фигура Консула. Это — человек, кажется, целиком состоящий из чувства долга, но готовый при необходимости по-своему трактовать законы, вообще стоящий каким-то образом над всем сообществом планеты (его голос приравнивается к голосам трети населения) Непонятно, как он получил этот статус, так же как и непонятны его дестабилизирующие реальность способности. Но личность Консула, как из гранитной скалы вытесанная авторами, тоже из тех, кого забыть непросто.

Еще – образ бабушки, высокопоставленного администратора, обожающей своего внука, да несколько эпизодических ролей, только оттеняющих действия главных героев. Да, действующих лиц немного, но образ мира Раа открывается перед нами именно из их рассказов и впечатлений.

Мир, где НАУЧНО доказано то, что создан он волей некоего Творца. Как это может быть доказано – непонятно, Как при этом в языке Раа существует слово «религия» — тоже непонятно. Каким образом существует эта дикая смесь первичности материального и идеального – тоже непонятно. Но из всего этого прорастают два глобальных вывода.– Один касается каждого гражданина планеты (Ты – хозяин себя и ты – хозяин всего. Ты здесь по праву!), вбивается в сознание молодежи, что называется, с пеленок, проходит огранку Пробой и остается стержнем всей жизни каждого человека и всей планеты. Не вполне понятно, почему Проба является не просто обрядом инициации молодежи, а основой существования общества. Впрочем, можно предположить, что на планете, где фантазии могут стать реальностью, умение владеть собой является жизненно важным.

И второй вывод – обществу необходимо иметь цели, требующие мобилизации всех его сил. Вроде бы, банально и очевидно, но для планеты с биологической цивилизацией, где в любом уголке леса по первому слову ближайшее дерево выращивает терминал и связывает попросившего с глобальной сетью, где всегда тепло и сытно, этот вывод очень тяжел. Но – неизбежен!

Над всем этим обществом существует некое Вселенское Бюро, разум, носитель которого остается загадкой. Которое выполняет практически функции Творца, управляя глобальным развитием планеты. Даже предположения о том, ЧТО такое это бюро, звучат ну совершенно фантастически – это в фантастическом-то романе!

А еще в романе много размышлений о смысле жизни. И человека и мира в целом. И эти размышления воздействуют на поступки главного героя так, что простая линия сюжета поворачивается к читателю такими гранями, что оторваться от книги до самого конца почти невозможно.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга! Стоя аплодирую авторам. По-моему Дяченко еще раз подтвердили, что на данный момент являются одними из лучших авторов русскоязычной фентези. Это, конечно, сугубо мое личное мнение. «Мигрант» -это фантастика в чистом виде, а не боевик в фантастическом антураже. Хотя поворотов сюжета хватает в избытке и на боевик. Дяченко — отличные рассказчики, их произведения затягивают и вызывают зависимость посильнее иного наркотика, избавиться от которой возможно только перевернув последнюю страницу книги и выдохнув, дивясь творческому замыслу. Как всегда Марина и Сергей поразили меня своей способностью, в общем-то, небольшом объеме произведения поднять огромное количество проблем и вопросов, актуальных для совеременного общества. Каков смысл человеческой жизни, какое место занимает в жизни человека вера в бога, на что способен человек ради достижения цели??? И это еще далеко не все. Что мне особенно нравится — это способность заставить задуматься читателя над волнующими их вопросами очень ненавязчиво и без излишнего морализаторства. Помимо всего прочего, «Мигрант» отличает захватывающий сюжет, яркость образов, необычность места действия. Считаю, что книга авторам очень удалась и будет посильнее двух предыдущих, хотя и они неплохи. В общем, must byu!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В третьей книге цикла авторы увеличили размах. Здесь метаморфоза не только самого героя, а целой планеты, точней целого общества. И опять таже которая проходит через все произведение — информация, идея первична.

На этот раз путь изменений героя облачен в фантастический антураж. Герой вырван из привычного мира и полностью погружен в незнакомый мир, кажущийся первоначально раем, но со своими подводными камнями. Мир Раа, мне показался почти утопией. Почти, потому что там перед каждым ставиться вопрос, от которого зависит выбор жизненного пути «Кто ты тварь дрожащая, или право имеющий?» Именно эта фраза и крутилась у меня в голове после прочтения романа.

Самое удивительное, что изменившись сам, но оставаясь по прежнему «чужаком» герой способствует изменению нового для него мира, сумев понять, то что не смогли понять коренные жители. И мир Раа если не меняется сразу, то начинает потихоньку, исподволь меняться.

Как и первые две книги роман читался на одном дыхании.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр. Гениально. Не думаю, что этот роман хуже «Виты ностры». В чем-то он превосходит. В общем, своим новым романом в который раз Дяченко показали, кто является ведущими фантастами СНГ. Помню, когда я впервые прочитал «Привратника», он мне показался хоть и интересным, но не слишком оригинальным, напр, что-то от «Эмбера»... Хотя сам Сергей при общении оказался довольно интересной личностью. И крайне порядочным. Он, например, единственный, кто на первом коне в Одессе в далеком 94 году, возмутился, когда организаторы вытурили из автобуса, везущего писателей на фуршет, какого-то местного фэна. И далее книги Дяченок шли по нарастающей, в отличие от Звягинцева, Рыбакова, Столярова, Лукьяненко, Пелевина, Лазарчука (список можете сами продолжить), хотя временами и у них случаются проблески былой славы, так сказать. А Дяченко растут и с каждой новой книгой открывают нам свои новые грани таланта. Было только одно «но». Иногда конец получался каким-то незаконченным и размазанным, хотя, конечно, тут не обходится без влияния Стругацких. Впрочем, конец у«Мигранта» тоже не для всех показался понятным. Но радует, что фактически впервые у нас вышла вещь, достойная «Чужака в чужой стране» Хайнлайна. Я про себя улыбаюсь, когда читаю заявления типа «я — материалист, и мне чужды идеалистические взгляды и то, что антинаучно». Среди фантастов тоже достаточно верующих, Кард, Уилсон, Херберт... список бесконечен, это у нас кроме Головачева, Пелевина и Эльтерруса мало кто заявляет о своей вере в Творца. Тут в теме раньше вспоминали о «Ведьмином веке». И «Мигрант» как раз показывает переход Дяченко на новую ступень развития. Там лишь ведьма-матка была способна изменить реальность. Здесь это оказывается способен сделать простой с виду земной парень, который в шутку зовет себя Крокодилом (ау, метаморфозы). Он и в самом деле, как крокодил Гена, безгранично добр ко всем, кто его окружает. По большому счету, неважно, почему он решил уйти с Земли, и также не имеет большого значения, кто это Бюро (у меня на этот счет своя теория — что-то вроде рас Опекунов из книг Брина, но на более высоком уровне). И вообще это достаточно глубокая книга, и одна из главных ее идей — что все мы такие же Творцы, как и тот, кто создал Раа, или создал нашу Землю, просто мы не проходим свою Пробу жизни, не становимся хозяинами своего тела и своей судьбы, своей реальности. (На деле, конечно, мы творим свою реальность ежесекундно своими выборами, просто не сознаем это, или подпадаем под коллективную реальность тех, кто это понимает и зачастую не хочет, чтобы мы это осознали, но эти мои слова могут большинству показаться голословными, поэтому больше об этом я говорить не буду). выискивать всякие нестыковки или несуразности вроде почему на такой идеальной планете есть проявления расизма или духовного эгоизма я, право, не считаю нужным. Мы же живем в таком мире, поэтому это так близко нам. И еще. Не случайно в романе вспоминалась один раз дата 2012 год (как раз за два года, что выпали из памяти ГГ) и что последние мигранты были из 2011 года. Этот год, по майя, будет не концом времен, а годом, когда изменится Время. Не случайно Кавассилам и Друнвало Мельхиседек упоминали про тайные опыты со временем Элиты и что за границы 2012 года им не удалось проникнуть — словно о стену, наподобие той, о которой писал азимов в «конце вечности». Может быть, говорят Дяченко, нам всем не помешало бы стать таким же порядочным, добрым, смелым и самоотверженным, как ГГ? И не дать сбыться всяким страшным пророчествам, вернее, тем, как их интерпретируют? Когда-то герой «Жертвоприношения» Тарковского сжег свой дом и дал обет молчания, чтобы предотвратить апокалипсис. Но ведь можно создать ту реальность, где не нужно приносить себя в жертву, и быть счастливыми, любящими и любимыми, верно?

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не стану разбирать достоинства и недостатки романа, слабые и сильные стороны, оригинальность или глубину сюжета...

Не мое это дело, простого, безыскусного читателя.

Скажу просто — это очень вкусно! Давненько я не получал такого удовольствия от чтения. Не мог оторваться, пока не прочитал все три части.

Последний раз подобное испытал несколько лет назад от пановских Анклавов.

С радостью продолжу знакомство (пусть и запоздалое!) с книгами Дяченко.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с предыдущим читателем, Слабее Витаностры, но сильнее Цифрового. Довольно мало читал романов про утопии. Единственное что могу добавить ко всем коментам — мир пересекается с Руигартом Злотникова. Хоть это и разные жанры, тут социальная фантастика, там боевая. Но модель мира чем то похожа, похожа своей утопичностью, может утопии всегда одинаковые? Похожа распределениемочков влияния. Да и просто, они иногда переходят одна в другую... романы сравнивать не берусь, но основа, идея мира довольно близки по духу и исполнению. И в обоих сыжетный костяк одинаковый. И там и тут ГГ попадают к самому началу глобального п...д...ца, извините за выражение. И им естественно предстоит решить все проблемы месных аборигенов. Идея не нова, впрочем довольно сложно придумать что либо новое. Но исполнение вполне на уровне, конфетка завернута в креативную обложку и на первый взгляд может показаться, что аналогов нету...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мигрант» ни чуть не слабее предыдущих книг цикла.

Очень интересен и оригинален мир планеты Раа. Мир, в котором человек может жить безбедно и комфортно, будучи безработным. Мир, где зависимым гражданином быть намного легче, чем полноправным. Мир, поначалу кажущийся идеальным, но на деле таковым не являющийся. Мир, в котором существование Творца доказано научно. Конец света наступает тогда, когда система мира не соответсвует замыслу Творца. Уж ни этот ли мир создала Саша Самохина?

Как обычно бывает у Дяченко, после прочтения остается немало вопросов. Что же такого сделал Андрей, что изменил историю Земли? Почему мигрировал с родной планеты? Ответов авторы так и не дают, что, конечно же, книге в плюс никак не запишешь.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поразительная книга.

Даже трудно кратко сказать о чём она. Остаётся только выразиться тавтологически: о том, что человек имеет право (оно же обязанность) отвечать только перед самим собой за свои поступки. Или, если выразиться чуть точнее, имеет право приобрести такое право.

К сожалению, первая часть рамана показалась мне оборванной на самом интересном месте. Может быть, конечно, именно это являлось авторской задумкой. Но я бы с удовльствием прочитал полное описание прохождения Крокодилом Пробы.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная фантастическая идея. И, прямо-таки — невыразимо красивая.

Ответственность, способность доводить дело до конца и право на принятие самостоятельных решений — как двуединое понятие: идентификация полноправного гражданина и религиозно-мистическая основа менталитета.

Шикарно, слов нет.

И под стать Идее — все прочее: антураж, тема, язык и т.п. Полноценная ФАНТАСТИКА (именно так — все в верхнем регистре) — без каких либо натяжек, условностей и экивоков.

Фантастика, каковой оная должна быть по определению

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная вещь. Авторам удалось показать одновременно «чуждость» (инаковость) и «похожесть» нашего, обыкновенного землянина и о-очень похожих, но тем не менее иных, жителей другого мира.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная, сильная книга. Однозначно — лучший роман года.

Скажу честно , надеялся, но не ждал такой силы, такого развития темы, начатой в Vita Nostra. Если вдуматься то это роман продолжающий тему , начатую ещё братьями Стругацкими в произведении «За миллиард лет до конца света».

Роман-вызов, заставляющий задуматься — А ты готов к Пробе ? Человек равный по величию всей Вселенной ... Человек как смысл существования всей Вселенной..

И ещё множество великолепных вопросов о смысле существования всего сущего.. Читать всем ! Читать обязательно ! Перечитывать , думать, осозновать свое место в этом Мире и постоянно стремиться стать выше себя , лучше себя..

Огромное СПАСИБО авторам за этот великолепный подарок!

Оценка: 10
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восторг!!! и просто радость) Такие книги сразу записываются в «нужно купить» и появляются на плочке «best of the best» Просто прекрасно!!!!

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья метаморфоза заставляет третий раз взглянуть на цикл по новому. После отлично Vita Nostra и хорошего Цифрового на свет появился неоднозначный Мигрант.

Популярная тема героев, попадающих в другие миры, редко отличается от простого и случайного попадания в другой мир по неаккуратности, неосторожности или по каким-то простым причинам. Здесь же главный герой книги, которого называют не иначе как Крокодилом (не из-за того что он такой злой и страшный, а совсем по другой причине), оказывается в неожиданной ситуации. Он два года спустя момента начала книги даёт согласие на свою миграцию в другой мир, но такова цена этой миграции: два года жизни. Послание самому себе из будущего даёт лишь поверхностное описание причины принятия решения: «здесь мне жизни больше нет». Нежелание покидать мир сейчас уже ни на что не влияет. Добро пожаловать в новый мир! Причём даже не в тот, на которой хотел попасть в будущем, а в другой. И как с этим жить? Новая планета несмотря на обилие зелени, отсутствие на поверхности чего-то отрицательного и наличие всех возможностей уже не сможет стать таким же домом как родная Земля. А попытка стать первым за всю историю Раа мигрантом с Земли, ставшим полноправным гражданином — не более чем попытка показать что он человек с большой буквы, а не очередной мигрировавший в будущего раба. Но как вернуться на Землю? И есть ли куда возвращаться?

Очень хорошая завязка, которая становится оригинальной уже по необычности ситуации, оказывается очень простой для понимания. Первые книги цикла являлись не сложными, но требующими понимания ситуации и, иногда, не очень понятными. Здесь же полностью отсутствуют сложные моменты, которые могли бы внести в произведение отрицательную черту повествования. Всё просто и понятно. И при этом очень доходчиво объяснено бытовыми словами, а не красивыми непонятными терминами мира, который существует задолго до Земли. Испытания на Право стать полноценным гражданином является основой жизни Крокодила, которую он представляет себе как попытку понять и узнать те два года, что были выброшены из его памяти. При этом и отношение к нему как к мигранту полностью совпадает с тем мнением, которые мы в сегодняшний день приписываем к мигрантам в Россию. Тут и неуважение, и неверие в силы, и неприятные слова в свой адрес. Всё есть. Правда вся эта завязка не имеет подробной развязки. Конечно же у столь профессиональных писателей всё оказывается очень просто: ответ можно сказать одним коротким предложением. Но вот узнать этот ответ очень непросто. Ведь тут нет такого глобального серьёзного финала, который мог бы ожидаться. Тут стоит только внимательно прочитать книгу и всё. Ничего большего не требуется.

Ну а минусы книги находятся только в мелочах, которые настолько мелки, что можно посчитать их просто за устранение лишних моментов и ненужных уточнений в повествовании. Например, каким образом Крокодил добрался до орбиты? Тоже монорельс? Или как устроена связь между людьми, владеющими разными языками? Что за переводчик сводит их всех в один язык? Но хотелмя ли отвечать на эти мелкие вопросы? Только если уж слишком придираться.

Но насколько же, плоский хлеб, нужно быть придирчивым чтобы замечать такие мелочи, а не наслаждаться книгой?

За книгу — отлично! :appl:

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что «Мигрант» входит в трилогию «Vita Nostra» и «Цифровой», у меня эта книга ассоциируется с дяченковским же «Пандемом» — опять исследование человеческой природы в условиях идеального мира, почти библейского рая. Но теперь больше и шире — исследование самого мира в динамике. Всё с тем же запрограммированным выводом — человечество устроено так, чтобы прыгать выше головы, иначе — распад.

И всё-таки, несмотря на всю любовь к Дяченко и всё удовольствие от прочтения — не верю. Не верю в эту благостную цивилизацию, поскольку Проба обнажает агрессию, соперничество, плотоядность обитателей этого мира. Не верю, что ребёнок, росший в гармонии, не соприкасаясь с жестокостью (даже мясо синтетическое), на Пробе будет травить, топить и резать соучастника (даже не соперника!). А если так, то идея в основе книги — уже с дефектом: либо нет такого мира, либо люди в нём другие, в этом отношении «Пандем» правдивее. Но даже построенный на неверной предпосылке, «Мигрант» не теряет своей ценности.

Интересна линия самоопределения и само преодоления — мигрант, без нужных навыков, и метис с крайне низким болевым порогом, заявляют о своём праве быть полноценными членами общества, несмотря на непреодолимые для них испытания инициации. Любопытны психологически сложные отношения между тремя персонажами, в которых смешалась любовь, долг, ревность, ненависть, понимание. И отдельно — личность юноши-метиса, чужого своим. Я бы включила «Мигранта» в круг обязательного чтения для подростков — только ради переживания ими вместе с главными героями опыта «инаковости».

Словом, читать — и думать. А кому думать не хочется — читать просто ради хорошего сюжета, приятного мира и вкусного текста, плоский хлеб.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх