fantlab ru

Джеймс Хоган «Кодекс Творца»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
51
Моя оценка:
-

подробнее

Кодекс Творца

Code of the Lifemaker

Другие названия: Кодекс жизнетворца

Роман, год; цикл «Кодекс Творца»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В Солнечной системе земляне обнаружили иную форму жизни. На Титане. Разумную механическую форму жизни. За ее знания и возможности на Земле скоро развернется политическая борьба, а возможно и настоящая война. А пока к Титану уже летит корабль, набитый европейскими и американскими психологами и учеными. Каким будет контакт с инопланетной жизнью? Как она возникла на спутнике Сатурна и что из себя представляет? И какую роль во всем этом сыграет австрийский медиум с Земли — Карл Замбендорф?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман имеет неопознанный сетевой перевод с названием «Кодекс жизнетворца».



В произведение входит:


-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Кодекс Творца
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Трите заповеди на Създателя
1991 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеологически я с автором во многом согласен, но вот к сожалению при натягивании сюжета на заданную идеологию он где-то порвался, а где-то сморщился. Слишком очевидные параллели между цивилизациями Титана и Земли выглядят крайне неестественными. Хотя бы потому, что средневековое вооружение не должно причинять особого вреда чёртовому железному роботу, из чего должно уже проистекать немного другое общество, хотя бы с другим составом армий. В начале, автор тратит несколько глав, чтобы описать зарождение и особенности цивилизации роботов, а потом выкидывает большую их часть, и ставит знак равенства между обитателями Титана и Земли почти во всём, до мелочей. Потому что для той мысли, которую он хотел донести, различия _не нужны_, да, но тогда зачем было этих роботов придумывать? Можно было населить Титан да хоть просто такими же человеками.

Поведение Карла Замбендорфа — а точнее, его преображение по ходу сюжета — также выглядит крайне топорным. Приведённое самим персонажем обоснование мне кажется просто смешным.

Даже победа главных героев в конце выглядит очень сомнительной, если хоть немного принимать во внимания реалии Земли. Всё это слишком, слишком наивно. Хотя, повторюсь, идеологически интересно и приятно (мне).

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда приятно поговорить о хорошей книге, вдвойне приятно — об отличной, именно так хочется начать разговор о романе Дж. Хогана «Кодекс творца», написанном в стилистике новой интеллектуальной космооперы. Первый раз я взялся за это чтение ещё в далекие школьные годы, но забросил на самом начале, показалось не интересным. Два десятка лет книга пылилась на полке, ожидая своего часа, который наступил только сейчас. Во время чтения меня спросили, что сейчас читаю, я ответил — про возникновение и эволюцию цивилизации разумных роботов, разоблачение телевизионных мистиков и прочих шарлатанов и подготовку к первой экспедиции на Марс. В итоге — немое изумление — как все эти темы можно связать в рамках одного произведения? Признаться, я бы тоже в это не поверил, но поразительно, что Хогану удалось это сделать и даже гораздо больше — создать приключенческое, увлекательное произведение с рассуждениями на темы философии, религии, глобальной политики, социальной психологии и прочего.

Повествование начинается с пространного пролога, где описывается процесс возникновения цивилизации роботов на одной из планет за миллион лет до появления человечества. В результате ошибки в производственной программе оказалась запущена цепь случайных событий, автор подробно показывает процесс эволюции с самого начала и последовательно — от разделения роботов по видам, появления у них системы размножения. Может ли быть разумная жизнь металлической? Да почему бы и нет, параллели с происхождением человечества очевидны, в дальнейшем они будут показаны ещё более явно. После вступления нам предлагается на время забыть проблемы общества роботов и переместиться в Штаты в 2015 год. В этой версии будущего (книга написана в 80-х) Советы продолжают существовать и обе державы ведут активное освоение космоса. Американцы планируют отправить масштабную экспедицию на Марс, чтобы проверить возможность его колонизации, средства затрачены немалые и готовятся серьезно.

Параллельно мы знакомимся с Карлом Замбендорфом, экстрасенсом мирового уровня, и его командой, которые успешно водят за нос доверчивую публику и ставят в тупик экспертов. Разоблачить шарлатанство может только талантливый социальный психолог Джеральд Мейси со своим ассистентом Верноном Прайсом, они сами могут дать фору любому иллюзионисту в деле постановки разных фокусов, которые внешне похожи на действие паранормальных сил. Боссы влиятельных корпораций, готовящие миссию на Марс, включают в состав экспедиции и Замбендорфа сотоварищи, и Мейси с Прайсом, что обещает напряженное противостояние авантюриста и разоблачителя. Однако в скором времени Замбендорф начинает подозревать, что подлинная цель экспедиции вовсе не Марс, у «Ориона» совсем другой пункт конечного назначения. Автор постепенно начинает сводить воедино две сюжетные линии, подготавливая почву для последующего Контакта и сопряженного с ним прогрессорства, как говорится, нас ждут великие дела!

Цивилизация Робии по-своему, конечно же, уникальна, но если немного присмотреться, то является зеркальным отражением прошлого человечества. Она находится на средневековом уровне развития со всеми вытекающими — преобладанием религиозного сознания, технической отсталостью и феодализмом, робким зарождением научного метода познания мира. Землянам предстоит выступить в качестве прогрессоров, и здесь начинается самое интересное — взгляды участников экспедиции на дальнейшее будущее Робии кардинально расходятся. Ставленники крупных корпораций думают только о собственной выгоде, но находятся и те, кто готов вспомнить, что же такое на деле значит — быть человеком. Именно здесь полностью раскрывается талант Замбендорфа, это неоднозначный, но в целом очень интересный и положительный персонаж, центральный для романа. Автор начинает ткать изысканное полотно интриг, в которое втягиваются как группировки землян, так и властители и жречество разных государств Робии.

С помощью переплетения параллельных сюжетных линий автор позволяет нам взглянуть на события с точки зрения всех участников, включая самих роботов. Если в прологе, носившем космогонический характер, можно было усмотреть сходство с одной из теорий возникновения человечества, то дальше подобных аллюзий становится всё больше. Автор образно трансформирует процесс возникновения мировых религий, в частности христианства — следить за эти крайне увлекательно, местами забавно, а иногда грустно. Печально узнавать своих соплеменников в рядах легковерных фанатиков или же тех, кто пытается извлекать из всего личную выгоду, будь то на низовом или же самом высоком уровне. Пространные рассуждения героев, их беседы на глобальные темы совсем не утомляют, напротив, но автор гармонично разбавляет их динамическими эпизодами, изящными сюжетными поворотами. Уровень интереса и степень погружения в происходящие события не ослабевает во время чтения ни на миг, и так — до самого эпилога.

Описания нового мира довольно причудливы и оригинальны — ведь все здесь состоит из металла, не только его разумные обитатели, но и вся флора и фауна. Всё это живёт, взаимодействует и... кажется слишком земным. Всё же это не упрек в слабости ксенофантастической части романа, здесь иначе было нельзя, ведь автор не ставит задачу показать совершенно далёкий от человечества разум, его цель противоположная — в роботах мы должны узнавать себя, наше прошлое и настоящее. Читатель должен задуматься над тем куда идет наша цивилизация, как избавиться от дурного наследия прошлого и взять оттуда только хорошее, чтобы на этой базе начать строить новый мир. В целом, я не могу найти у этого романа ни одного существенного недостатка, всё просто изумительно, по этой причине я могу смело рекомендовать «Кодекс творца» тем, кто любит не только приключения, но и не прочь подумать на важные темы религии, политики и общественной организации — после эпилога прочитанное долго не отпускает, заставляет мыслить.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть свое очарование у старых научно-фантастических романов, в которых трогательная наивность и оптимистичность сочетается с интересными концепциями, пламенной верой в могущество науки и логики. Начиная роман с галактического размаха, Хоган далее уменьшает масштаб и ведет две смысловые линии, моделируя квазичеловеческую машинную цивилизацию, которая делает первые шаги на пути познания окружающего мира, а также едко критикуя такие недостатки человеческого общества, как невежество и лень, честолюбие и жадность, беспринципность и расчетливость.

Чрезвычайно удачной оказалась фигура одного из главных героев — Карл Замбендорф, прирожденный авантюрист и мошенник, прячущий свои подлинные стремления под клоунской маской «экстрасенса-телепата». И дело не только в обаянии «плохих парней», как можно сперва подумать. И даже не в том, что по мере развития сюжета Замбендорф вызывает уважение за профессионализм изворотливого и наблюдательного психолога. Оказывается, что плут и циник обладает более строгими принципами, упорнее хранит верность обещаниям, стойко придерживается гуманизма, чем многие именитые ученые и красноречивые политики.

Весьма занятной получилась и научно-техническая причина образования машинной цивилизации, и история контакта с людьми. Пожалуй, иногда автор малость перегибает палку в своем антирелигиозном пыле, но даже при этом у него получаются весьма неоднозначные аллюзии на человеческое прошлое.

Итог: симпатичное ретро-НФ с актуальным социально-философским подтекстом.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда грустно становится за некоторых зарубежных авторов и их произведения. Качественные и интересные работы остаются без интереса издателей и, соответственно, без перевода и без читательского интереса. Такое, к сожалению, встречается сплошь и рядом, но бывает, что и переведенные их творения читатель обходит стороной. Такая участь постигла и роман Джеймса Хогана «Кодек Творца» («Кодекс Жизнетворца»).

В целом, книги Хогана и сам писатель практически не известны у нас, и опять-таки из-за отсутствия переводных изданий. А библиография у него приличная: почти тридцать романов, некоторые из которых собраны в две дилогии и одну пенталогию, где-то столько же рассказов и две публицистические книги. В русском варианте имеется как раз «Кодекс Жизнетворца» (первая часть одноименной дилогии) и несколько рассказов — маловато будет для писателя, который взял премию «Сэйун», и не одну. Но хотя бы есть этот роман, о котором далее и речь.

Тема контакта машинной цивилизации и человеческой уже встречалась в фантастике, и неоднократно. Самые близкие аналоги к данному произведению есть у Лема как в одном из путешествий Ийона Тихого, так и в его романе «Непобедимый». У Хогана все получилось довольно и довольно не избито, с новыми идеями и в принципе необычным контактом. Но богатая интересными допущениями фантастическая часть и вообще сам Контакт, представленный, что интересно, сразу с двух сторон (и от людей, и от обитателей Титана) еще не все. Ведь в данном произведении Джеймс Хоган проявил себя и как блестящий фантаст, и как сильный писатель. Перед нами представлены любопытные личности что со стороны людей, что со стороны пришельцев; затронуты самые разные темы, над которыми автор не устает иронизировать. Поглумились и над политикой, и над религией, и над современным обществом. Но кроме иронии все эти смысловые пласты успевают хорошо раскрыться Хоганом, который заставляет над многим задуматься. И особенно помогают этому великолепные его цитаты. Все найти и поместить все равно не смогу, но скажу, что они очень актуальны. И все они в большинстве своем произносятся очень неоднозначным поначалу, но глубоким и интересным персонажем Карлом Замбендорфом, который меня впечатлил и вышел на одном уровне с проработкой машинной цивилизации Титана.

Подводя итог, хочется отметить, что «Кодекс Жизнетворца» хоть и вполне себе приличный фантастический роман, но все же больше является книгой о днях сегодняшних. И ведь вправду, датировка событий в нем относится именно к нашему с вами времени. И пусть не нашли мы на Титане инопланетных машин, пилотируемой миссии к Марсу так и не послали, Советский Союз давно распался, пророческая часть романа касательно ситуации в обществе и мире в целом сбываются. А так как события эти не самые радужные, становится как-то не по себе от такой точности. Конечно, это все уже начало происходит в годы написания «Кодекса», но именно сейчас можно в полной красе наблюдать все то, о чем писал Хоган. И хоть в контексте книги описанное происходит в пределах Штатов, сейчас подобное можно отнести и ко всему миру. Возможно к нашей стране даже в большей степени, хотя это уже несправедливый перегиб — все мы одинаковы.

Так что «Кодекс Жизнетворца» как достойного представителя социальной и ксенофантастики — обязательно читать.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее уже наступило. В романе 2015 год. Земляне вовсю колонизируют Марс. В книге описывается первый контакт землян с цивилизацией наивных, отсталых роботов. Земляне, верные себе, начинают стравливать государства и раздавать оружие. Но книга не об этом. В религии роботов присутствует мысль, что первого робота должен был сделать не робот. Околорелигиозные темы, как в гротескном зеркале, показывают стремление человека верить в высшее существо и пытаться поступать так, чтоб высшее существо одобряло поступки человека, то есть поступать по Кодексу Творца.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх