fantlab ru

Ричард Матесон «Я — легенда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
3061
Моя оценка:
-

подробнее

Я — легенда

I Am Legend

Другие названия: Легенда / The Omega Man

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Одно из культовых произведений о вампирах. Роберт Нэвилль — последний человек на земле. Из-за вируса все жители превратились в вампиров, и только Роберт неуязвим для новой болезни. Он продолжает сражаться с остальным человечеством — охотится на вампиров. Книга трижды экранизирована — под названиями «Последний человек на Земле», «Омега-Человек» и «Я — легенда».

© ozor
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «I Am Legend», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2008 // Научно-фантастическая книга (США)

лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Вампирский роман столетия

Экранизации:

«Последний человек на Земле» / «The Last Man on Earth» 1964, США, Италия, реж: Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу

«Человек Омега» / «The Omega Man» 1971, США, реж: Борис Сагал

«Я — легенда» / «I Am Legend» 2007, США, реж: Френсис Лоуренс



Похожие произведения:

 

 


Легенда
1993 г.
Я — легенда
1995 г.
Легенда. Рассказы
2001 г.
Я — легенда
2006 г.
Я - легенда
2008 г.
Я - легенда
2010 г.
Я — легенда
2010 г.
Я — легенда
2017 г.
Я — легенда
2018 г.
Я — легенда
2022 г.

Аудиокниги:

Я — легенда
2009 г.
Я — легенда
2016 г.
Я — легенда
2016 г.

Издания на иностранных языках:

I Am Legend
1954 г.
(английский)
I Am Legend
1960 г.
(английский)
I Am Legend
1971 г.
(английский)
I Am Legend
1979 г.
(английский)
I Am Legend
1980 г.
(английский)
I vampiri
1989 г.
(итальянский)
I Am Legend
1999 г.
(английский)
I Am Legend
2010 г.
(английский)
I Am Legend
2011 г.
(английский)
Я — легенда
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю фильмы с Уиллом Смитом — харизматичные и интересные у него получаются персонажи!

Поэтому решил прочитать книгу и был удивлён тем, как книга и фильм отличаются! По сути — у них общее только начало: вирус, монстры, выживший человек.

Всё — далее идут расхождения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

В книге идёт шикарная концовка, которая переворачивает с ног на голову всю ситуацию! Ведь кто из них больший монстр? Я думаю — это был один из главных вопросов автора книги. Важна точка зрения и много факторов, чтобы делать оценивающие суждения.

Но если смотреть на фильм в отрыве от книги, то получился типичный боевичок с интересной задумкой и атмосферой на 1 вечер.

Книга же меня приятно удивила и показала, что бывает, когда мы делаем суждения и выносим решения при недостающей информации!

Как Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень известный, впрочем, как и одноименный фильм 2007-го года, и считается визитной карточкой Мэтисона. На одном только фантлабе комментов о книге предостаточно, прибавить особо нечего, но я все же каплю в море добавлю.

Сюжет простой, после эпидемии неизвестной болезни все люди (кроме главного героя) превращаются в вампиров. Вампирам по традиции нужно пить кровь, чем они, собственно, и заняты. Главный герой не собирается становиться жертвой вампирского засоса и всячески сопротивляется: заколачивает окна, развешивает чеснок и все такое прочее. Днем вурдалаки засыпают, при чем напрочь, и их легко можно добить. И он добивает. Пачками.

В произведении автор затрагивает несколько тем. Например, вампиры. Мэтисон не просто показывает нам вампироапокалипсис, как в фильме «Земля вампиров», он проводит исследование этих вурдалаков и пытается оправдать с научной точки зрения. По итогу за вампиризмом стоит бактерия, кол в сердце открывает бактериям доступ к кислороду в результате чего те погибают, крест оказывает психологический эффект и т.д., то есть всё объяснено и рационализировано.

Дальше – тема одиночества. Главный герой оказался один среди враждебного окружения, и вся его деятельность направлена на то, чтобы поскорей разобраться в природе вируса, найти лекарство и сделать вампиров обратно человеками. Но, если по началу они представлялись нам как одержимые бесчеловечные бестии, то со временем автор проделал весьма любопытный финт – он их очеловечил. Толи вирус мутировал, толи еще что-то, но факт в том, что вампиры разделились на 2 группы: безумные дикие звери, беснующиеся у Невиля под окнами, и вполне разумные вампиры – хомо новусы, которые уже как раз вполне человечны, способны к самоорганизации, даже собираются отстраивать цивилизацию. А что Роберт Невиль? А он нежелательный элемент, убийца, судьба которого умереть и стать легендой (в плохом смысле легендой) в новом обществе. Вот такую вот злую шутку сыграл с главным героем автор. Тема одиночества здесь доводится до логического конца: жить одному плохо, еще хуже быть последним человеком, а быть последним человеком в обществе «нечеловеков» – невыносимо.

А идея в чем? А в том, что нормальность и инаковость — относительны. Нельзя считать общество вампиров плохим и заслуживающим уничтожения, ибо они разумны. Гг считает их выродками, но объективно выродками можно назвать только «старых» вампиров, а «новые» – те же самые люди. Жестокость свойственна не только вампирам, но и Роберту, в этом они друг от друга не отличаются. А нормальность… Нормальность относительна, ее определяет большинство.

Роман напоминает робинзонаду. Подробности быта человека, в одиночку выживающего после конца света, вызывают интерес, по крайней мере мне было интересно. С другой стороны, в некоторых местах темп повествования проседает, были моменты, которые не вызывали никакого интереса (множественные ретроспекции, моменты размышлений, когда ничего не происходит), много раз ловил себя на мысли, что минут пять смотрю на одну и туже страницу, но это похоже связано с тем, что читал книгу 2-й раз, да еще и не в самой спокойной обстановке. В первый раз – очень затянуло.

Уверен, что некоторым захочется чего-то большего от этой истории, например, больше сюжетных линий, больше экшена, более жесткого выживания (тут он просто заперся в доме и сидит себе попивает кофеёк), ну и какого-то другого конца. Я понимаю, что при выбранной автором стратегии ничего подобного соорудить не получится. Мэтисон взялся исследовать и философски размышлять над легендами о вампирах, над темой одиночества и в итоге получилось нечто более идейное и философское, чем «Ходячие мертвецы» или «The Last of Us». Автор не задавался вопросом, как сделать наиболее интересное для широких масс чтиво с высоким накалом страстей, поэтому там нет групп или общин людей, нет мироспасательных миссий (почти нет), нет любовных линий, путешествий длиною в жизнь и прочего. В смысловом плане он всё сделал как надо и произведение можно считать законченным.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд книга очень переоценена.

Во-первых 1954 год издания, значит писалась она примерно в 52-53 годах. Естественно на момент выхода это было прям ВАУ. Американская глубинка, американский работяга, американская семья, американский виллис, в общем Мэтисон очень чётко попал в свою аудиторию.

Во-вторых сама атмосфера, религия смешанная с наукой, вампиры и микроскопы, бактерии и крестики. Ну ещё бы тогда это не выстрелило.

Но вот читая книгу меня всегда многое удивляло. Темп повествования очень рваный. Принято что темп волнообразный (хотя от жанра к жанру, но суть в том, что темп меняется не обрывисто), чего в книге нет. Логика же просто вышла из чата.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы небольшое общество, которое методично истребляет человек без вируса. Что сделать нужно ?

1) Уехать подальше от этого чувака.

2) Установить с ним контакт.

3) Забаррикадировать его.

4) Самим выстроить защиту.

Что они делают ? Правильно — ничего! И только спустя 3 года решают отправить ШПИОНА. Зачем блин ? Положите ему письмо под дверь, вроде «мил человече, что тебе от нас надобно? Не убий нас, мы не такие как те, что ночью по улице ходят с душой мёртвой».

В общем книга пытается вывернуть легенду о вампирах в обратную сторону, где легендой становится человек. Но логику-то на зачем слать лесом ? В общем книгой я сильно разочарован, хотя и понимаю почему она стала популярной в то время. Сегодня она уже не выдерживает критики.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для 1954 года очень архаичное трактование темы вампиров. Очень отсталые знания по сравнению с 2022...

Ну, а если серьёзно, мне показались весьма странными попытки притянуть за уши сведенья из средневековых легенд к научной базе. Малоправдоподобное возникновение эпидемии и дальнейшее развитие сюжета. Сумбурное изложение событий. Множество нестыковок и нелогичностей в действиях главного героя. Достоверными кажутся только его запои...

Фильм «Я легенда» гораздо лучше. Хотя, если честно, тоже не шедевр.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что я так долго не читала эту книгу. Не то чтобы не хотела, просто случая не было. А тут взялась и — залпом.

По сюжету весь мир охватил некая странная болезнь, проявляющаяся как вампиризм. Люди хотят крови, люди умирают и восстают, лишаются разума и пугаются чеснока. И среди всего этого существует один человек, которого болезнь не тронула по неизвестным причинам — последний человек на Земле, Роберт Невилл. Книга описывает нам несколько периодов его жизни в условиях жертвы, на которого ночью охотится чуть ли не весь город, а днем охотником становится он сам.

Я склонна рассматривать произведение даже не как постапокалипческое рассуждение на тему «Планета вампиров», а деконструкцию предрассудков. Невилл, будучи после сумерек запертым в своем доме, но при этом при свете солнца имеющий возможность свободно пользоваться всеми ресурсами города, начинает учиться и изучать болезнь. При этом он внимательно рассматривает все суеверия, пришедшие к нам со Средневековья, включая боязнь вампиров чеснока, крестов, отсутствие отражений в зеркалах и прочее. Конечно, конечной целью этих исследований является вакцина, средство излечить человечество — ведь умерли не все, среди бродящих по улицам вампиров есть и живые зараженные люди, пусть тоже жаждущие крови.

Финал романа оказался для меня неожиданным, но если подумать, вполне увязывается в общую концепцию. Ведь это тоже философский подход к нормальности, уникальности и продолжению жизни на земле.

Ну а фильм я не смотрела, поэтому сравнительного анализа не будет. :-)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическое произведение, которое не принято ругать, в силу своего культового статуса. Да, скорей всего для 1954 года — это свежее и новаторское произведение. Прошло ли произведение проверку временем ? В нем есть как и нестареющие мысли, так и непонимаемые нынешним поколением. Текст написан легко, он вовлекает, но действия и алгоритмы поведения главного героя вызывают сомнения. В нынешнем прагматичном, если не более жестоком мире, это смотрится нелепо. Вроде все поверхностно описывается, будь то исследования или уничтожение вампиров, но произведение ставит перед вами основополагающую мысль — если в каком то обществе безумие это норма, то это вы лишний элемент новой системы.

Фильм 2007 года по моему не имеет ничего общего с произведением, и более рассчитан на экшн, чем на глубокий смысл.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я на дух не переношу произведения про вампиров, ибо они просто ужасны с литературной точки зрения, сценами крови, мерзости и тому подобных классических атрибутов. В данном случае я получил нечто иное. Это классическое литературное произведение, которое можно читать и перечитывать, и получать удовольствие. Есть сильный психологический подтекст, яркие эмоции, очень серьезные социальные элементы, а в целом очень даже неплохой сюжет. В итоге неординарное произведение, которое заслуживает своего место на полке лучшей фантастики, это не хоррор, это настоящая добротная фантастика, в которой я получил все ответы на тему вампиризма.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютная классика. Легендарный текст легендарного автора.

Что-то добавлять к этим определениям я не считаю нужным, и не потому что я литературный сноб или из нежелания «париться» над отзывом, а потому что это ТАК.

Постоянно перечитываю. И целиком, и отдельными «кусками». Выдающийся гуманитарный текст о сути человека и человечества.

Читать ВСЕМ обязательно. Посмотрите вокруг и вы поймёте, что мысли и посылы автора актуальны как никогда!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я — Легенда» — произведение-веха, столп жанра, чьё подлинное величие с годами конечно же, слегка забронзовело или даже покрылось ржавчиной, но тем ярче проступают из прошлого его неоспоримые достоинства.

Для начала Матесон одним из первых попытался посмотреть на вампиризм\андедов с позиции научной, а не мифологической картины мира. Почему вампиров убивают колья? Почему им так плохо от чеснока? Что такого в солнце? Автор и главный герой в меру научных знаний пытается найти ответ на вопрос: откуда начался вампирский апокалипсис и как его остановить.

Уйдя от готического хоррора старого формата, Матесон своим приземлённым подходом открыл дорогу для нынешних и будущих творцов жанра ужасов. В первую очередь, конечно же, великого Стивена Кинга. Тот сам неоднократно признавался в тёплых чувствах к творчеству Ричарда Матесона и он явно оказал на Короля Ужасов заметное влияние. Без I Am Legend у нас бы не было «Удела Салема» и не совсем понятно что бы у нас было вместо Resident Evil или «Ходячих Мертвецов».

Наконец, что не ново, но сделано хорошо — продемонстрировано одиночество последнего живого настоящего человека Америки. Многие считают Роберта Невилла героем истеричным, неприятным и озабоченным — но попробуйте поставить себя на его место и подумать, что бы случилось с вашей психикой после таких испытаний.

Наконец, по поводу финала (подробнее — на всякий случай, всё же в спойлер)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сама идея того, что условным «злом» в романе оказался по итогам главный герой, представлявший угрозу для нового «разумного» рода вампиров, а не сами вампиры — весьма смела по своей сути, особенно в мерках 1950-х. Но реализация и финальный аккорд получились какие-то... скомканные. Для того, чтобы принять поступки главного героя и его поведение в финале, принять то самое вампирское общество, поверить в подобный исход требуются НЕМАЛЫЕ ментальные упражнения

Он -неоднозначный. Общий итог он не портит, но финальная треть романа явно выпестована менее тщательно и безоговорочно, как его начало.

Ну и да, на фоне многих произведений, которым стукнуло 60+ лет, «Я — Легенда» сохранился весьма недурно.

Крепкая твёрдая оценка.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первоначальное впечатление от книги, прочитанной еще в 90-х, было значительно лучше. Сейчас все потускнело и осыпалось. В глаза бросаются ляпы и нестыковки, а герой Матесона вызывает лишь раздражение. Озабоченный он какой-то. Неужели дяденька настолько строгих правил, что не смог помочь себе рукой, когда вампирки заголялись у него перед дверью? Нет, автор многократно рассказывает про «каменеющий от желания пресс», хотя проблема гораздо ниже)) Взял бы да расслабился. Глядишь потом бы не захотелось бегать по городу и загонять осиновый колышек в спящих девиц.

История его восставшей жены конечно трогательна, но сейчас этот штамп не использовал только ленивый. Остальной сюжет тоже не слишком замысловат. Делаем скидку на год написания. Удивил лишь финал, я ждал от героя большей твердости. Или хотя бы трусости. Но он поступает предельно тупо. Невилл совсем не герой, простой обыватель, случайно ставший последним выжившим. Вполне возможная ситуация, но читать об этом не слишком интересно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он мог бросить вызов своим палачам, погибнуть в бою, спастись бегством. Вместо этого Невилл принимает яд от пожалевшей его вампирицы. И вот зачем было это все? Мог бы и раньше самоубиться, способов предостаточно.

Да, наверное в 1954 г. сюжет был новаторским и даже 20 лет назад читался еще неплохо (по себе знаю). Но сейчас, после всех фильмов и книг на вампирско-зомбическую тему, уже не цепляет. Книга написана довольно средне, не стоит ждать от нее многого.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и со многими произведениями, по которым ты раньше увидел экранизацию (фильм), чем взял книгу в руки, данный роман вызывает противоречивые чувства: с одной стороны книги, как правило, всегда более многогранны и глубоки по сюжету и смыслу, а с другой стороны если фильм «зашел», то и все отличия от экранизации воспринимаются с опаской. В данном случае повезло и все пошло по третьему варианту: сюжет книги и фильма настолько разнятся, что ни один из них, по сути, не накладывает своих «отпечатков»/ограничений на другого.

Если же говорить непосредственно о сюжете книги, то поначалу хотелось написать о множестве недостатков произведения, в основном из-за отсутствия Л-логики в поступках главного героя, местных «вампиров» и достаточного описания жития-бытия тех же вяло атакующих вампиров. Например, в конце в целом непонятно зачем «монстрам» добровольно менять «жизнь котика» вида «поел-покакал-поспал» на какую-то социализацию, государственный строй, ежедневный труд, общие идеи и планы? Но потом, вспомнив год написания текста, понял, что данное произведение скорее явилось хорошим фундаментом для прочих сочинений и, возможно, благодаря тем же вопросам появилось много добротных произведений освещающих те или иные нюансы постапокалиптического мира в более развернутом виде.

Пусть и не шедеврально, но достойно внимания.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните рассказ О. Генри «Фараон и хорал» (про то, как бродяга хотел перезимовать в тюрьме, но...). Вот после прочтения этого произведения можно подумать, что автор хотел сделать некий ремейк этого рассказа, но с бл...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эпидемией и вампирами
. Вместе с героем романа (хотя, для романа что-то объём маловат) мы пытаемся найти выход из того кошмара, в котором он живёт. Живёт ли? Так... Выживает... Нормальный такой Робинзон Крузо
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Пятница тоже будет, не волнуйтесь)
.

И не просто выживает, но пытается понять, что же случилось и что делать дальше? И, главное, как теперь жить? Хорошие такие вопросы, жизненные... Всегда стоит их задавать себе. И чем чаще, тем лучше. Чтобы «глаз не замыливался».

Ни один фильм не смотрел (и что-то не хочется...). Собственно, а зачем? Объём у произведения небольшой, можно прочитать за 3-4 часа. Надо ли? Решать вам. Но если вы сейчас «сидите дома на самоизоляции», то — самое время. Ощущения будут незабываемые :)

Резюме: добротная постапокалиптическая фантастика. Написано динамично, автор ни читателям, ни главному герою скучать не даёт.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывал книгу второй раз спустя 10 лет, и как не странно, в первый раз она произвела совершенно иное впечатление, нежели когда читаешь это произведение сидя 2 месяца дома, в условиях пандемии нового вируса, атаковавшего весь мир! 10 лет назад сюжет романа казался фантастикой, сейчас же это реальность! Всё-таки существует правильное мнение, что фантасты иной раз в своих произведениях предсказывают будущее. Добро пожаловать во внутренний мир доктора Роберта Невиля! В его персональный ад!!! Такой ад может существовать внутри каждого из нас!!!

И так, что мы видим? Внутренний мир Роберта Невиля, который вынужден практически не покидать собственного дома, за редким исключением, в основном окунается в его прошлое: любовь к дочери Кэтрин и любимой жене Вирджинии, которых поглатила эпидемия, приносит невыносимые страдания самому Роберту Невилю. Как итог он заливает воспоминания алкоголем, и иной раз уже не способен трезвот мыслить. Да, он пытается выжить среди жителей города, обращенных эпидемией в вампиров, найти вакцину от существующей заразы, но все попытки оказываются тщетными, так как он не может понять природу нового вируса. Знакомо? Нечего не напоминает? Всё-таки сюжет перекликается с реальностью! Вот почему я вспомнил про этот роман, именно сейчас!!! Добрая лполовина романа посвещена именно воспоминаниям Роберта! Его шофёр Бен Кортман, Вирджиния, Кэтти... Как только Роберт не свихнулся, удивительно?! Да с экономической точки зрения ему было куда проще... ведь магазины, библиотеки, вообще любые заведения были в его полном доступе, не нужно платить за необходимый товар, главное вернуться в свой дом до захода солнца! Роберт предоставлен сам себе, 3 года он оторван от социума! А мы сейчас жалуемся что на пару месяцев нас в домах заперли! Надежда на изменение к лучшему держала Роберта на плаву. Это отчётливо видно в линии с псом, который приходил к нему. Вот только по фильму помнится, пёс всюду его сопровождал, и Роберту удалось его вылечить, вроде как?! Возможно я ошибаюсь. И самое интересное, что зная характер главного героя, его склонность к алкогольной депрессии, что не удивительно в данной ситуации, потеря пса его не вогнала в уныние, а наоборот замотивировала на дальнейшие действия, что конечно же хорошо. Но с другой стороны, получается смерть жены его вогнала в депрессию на три года как минимум, в результате чего Роберт отказался искать выход, а только заливал горе алкоголем, а тут вдруг четвероногий друг сподвиг его к переменам?! Последняя часть романа, где каким-то образом в безлюдном зараженном городе появляетя девушка , вообще более чем странная ситуация, то вдруг нет никого, и на тебе- Дратути, появилась неоткуда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да ещё и оказавшись секретным агентом нового правительства, посланная за Робертом Невелем, дабы доставить его и обезвредить! Кому мог помешать Роберт Невиль?! Кому он мог нанести вред?! Концовка вообще удручающая... Конечно нам намекают в конце, что выжившие организовали новую касту, захватив насильно власть, но если они не заражены этим вирусом, значит у них уже была вакцина?! Зачем убивать Невиля?! Человека, у которого иммунитет к вирусу был приобретенным?! Он не стал вампиром!!! Наоборот, боролся с ними!!! Народ, требующий казни Роберта, будто он угроза, или того хуже причина возникновения эпидемии!!!
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И «великодушие» Руфь, которая предложила на выбор: казнь или самоубийство?!
Невиль правильно сказал, что насилием нечего нельзя добиться, кроме страха! А страх, как известно не может быть фундаментом Новой власти, иначе такой фундамент будет шатким и хрупким! Роберт Невиль предпочёл не видеть этого, оставшись для всех легендой!!! Есть над чем задуматься, ибо даже нынешняя ситуация с COVID-19 основана на страхе людей, искусственно созданным властью, чтобы люди присмирели, и ждали появления вакцины, либо когда, всё само собой рассосётся! Совпадение?! Мне так не кажется! Сейчас даже то, что появляется в СМИ и на телевидении, нужно делить на двое, слепо верить, тому что говорят, нельзя!!!

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в персональный ад доктора Роберта Нэвилла, последнего человека на Земле, вынужденного жить на апокалиптических руинах старого мира – такого, каким мы его знаем. Ученый и исследователь, он отчаянно, в промежутках между приступами апатии и запоев, пытается найти причину страшной пандемии, охватившей все человечество, которое превратилось в вампиров, движимых жаждой и страхом перед солнечным светом.

Роман Матесона был написан в середине XX века и на тот момент оказался очень оригинальным произведением, где по иному рассматривался феномен вампиризма – как инфекционной болезни, от которой можно найти антидот/вакцину и вернуть больного к нормальному существованию. Кроме того, в произведении впервые был детально прописан хрестоматийный сюжет постапокалиптического жанра: мир разрушен, большинство людей погибло, или превратилось в чудовищ, и лишь немногие несчастные смогли пережить эту страшную трагедию, чтобы посвятить остаток жизни жесточайшей борьбе за существование, и возможному спасению остатков расы.

Неудивительно, что впоследствии сюжет был массово растиражирован в литературе и кино, стал каркасом для множества историй про конец света, про зомби-апокалипсис или нашествие инфицированных чудовищ, потерявших разум.

Но при всех этих плюсах, основным, центральным нервом романа все же остается другая тема – человеческое одиночество. Идеальное, если можно так сказать, совершенное одиночество, полнейшая изоляция. Когда готов бежать за бродячей собакой, лишь бы кто-то был под боком, кто-то понимающий тебя. Когда ходишь по опустевшим улицам, можешь зайти в любой магазин и взять что угодно, притом бесплатно, но тебе этого не нужно. Когда весь мир как бы принадлежит тебе, но тебе одному он не нужен. И ты плачешь от отчаяния, ругаешься, злишься, но ничего изменить нельзя. Ты бессилен.

Матесон прекрасно описал тотальное одиночество человека, который месяцами, годами играл роль Робинзона, единственного нормального человека в мире больных, единственного представителя своего вида среди модифицированных существ, которые перестали считаться людьми. Межвидовая пропасть не оставила ему никаких шансов: остается или уничтожать монстров, или пытаться принудительно остановить болезнь. Но в какой-то момент возникает резонный вопрос: а действительно ли вампиризм воспринимать как болезнь? Может быть, это новая форма приспособления к окружающей среде, новый инструмент эволюции, и прежний человек оказался среди вымирающих видов. Тогда получается, что лишний в этом мире сам Нэвилл, а нормой является как раз эта новая форма жизни, не исключающая разумности.

А вот при осознании этой истины становится по-настоящему страшно. Это страх не за себя, а свою человечность, свою суть, которая оказывается под угрозой. Это странная, издевательская насмешка природы – ты был венцом всего живого, но в новом мире вдруг стал архаичным, очень опасным чудовищем, уродом, не вписывающимся в норму. Норма относительна. Мы с сочувствием смотрим на карликов. Это потому что нас много. Но ведь среди карликов нормальный человек вдруг станет чудовищем-переростком. Все дело в ракурсе, в точке зрения.

Вот и получается, что в какой-то момент ты становишься легендой, преданием, которое будут рассказывать на ночь в качестве страшной сказки.

«Я — легенда» — один из лучших представителей «темной» фантастической литературы, полностью лишенной иллюзий относительно нашего будущего и настоящего. Не просто интересен, не просто пугает, но и полезен своим художественным эффектом, заставляет думать.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал книгу в попытке отделить свои ощущения от фильма, но не получалось не потому, что роман лучше, а фильм того самого. Совсем нет — получилось так, что и книга, и фильм прекрасно дополнили друг друга: книга дала глубину, фильм — динамики и батальных сцен. Так сам мир книги и серьезная философия повествования получили большой толчок в осмыслению событий и места главного героя в романе. В этом случае роман выступает как горнило, в котором куется персонаж, его история, мысли, чувства и глубокий трагизм происходящего, когда я — последнее худшее, что может быть на планете. И это худшее даст лучшее последующим жизням и цивилизациям. Поэтому Я — Легенда, по моему ощущению. И это прекрасно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх