FantLab ru

Ричард Матесон «Я — легенда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Голосов:
2670
Моя оценка:
-

подробнее

Я — легенда

I Am Legend

Другие названия: Легенда / The Omega Man

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Одно из культовых произведений о вампирах. Роберт Нэвилль — последний человек на земле. Из-за вируса все жители превратились в вампиров, и только Роберт неуязвим для новой болезни. Он продолжает сражаться с остальным человечеством — охотится на вампиров. Книга трижды экранизирована — под названиями «Последний человек на Земле», «Омега-Человек» и «Я — легенда».

© ozor

Входит в:

— сборник «I Am Legend», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2008 // Научно-фантастическая книга (США)

лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Вампирский роман столетия

Экранизации:

«Последний человек на Земле» / «The Last Man on Earth» 1964, США, Италия, реж: Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу

«Человек Омега» / «The Omega Man» 1971, США, реж: Борис Сагал

«Я — легенда» / «I Am Legend» 2007, США, реж: Френсис Лоуренс



Похожие произведения:

 

 


Легенда
1993 г.
Я — легенда
1995 г.
Легенда. Рассказы
2001 г.
Я — легенда
2006 г.
Я - легенда
2008 г.
Я - легенда
2010 г.
Я — легенда
2010 г.
Я — легенда
2017 г.
Я — легенда
2018 г.

Аудиокниги:

Я — легенда
2009 г.
Я — легенда
2016 г.
Я — легенда
2016 г.

Издания на иностранных языках:

I Am Legend
1954 г.
(английский)
I vampiri
1989 г.
(итальянский)
I Am Legend
1999 г.
(английский)
I Am Legend
2010 г.
(английский)
I Am Legend
2011 г.
(английский)
Я — легенда
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы меня спросили еще неделю назад, как я отношусь к фильму «Я-Легенда» снятому в 2007 году с Уиллом Смитом в главной роли, я бы ответил: «Класс! Супер!». Если же Вы спросите меня об этом сейчас, я долго буду плеваться. Так испоганить прекрасные идеи, которые были заложены в книге могли только в Голливуде! Да, режиссер Френсис Лоуренс снял фильм о вампирах. Но по книге ли Ричарда Матесона он это сделал? Сильно сомневаюсь. Меня больше всего задело даже не то, что на роль рыжеволосого и белокожего (по книге) Роберта Невиля пригласили сниматься чернокожего Уилла Смита, а то как своевольно и без всяких зазрений совести экранизировали книгу «Я-Легенда» на 90% изменив сюжет!

В книге мы видим трагическую историю жизни единственного оставшегося на Земле ЧЕЛОВЕКА. Автор прекрасно прописал всю боль и трагедию, которую переживает персонаж Роберта Невиля. Его внутренние терзания, воспоминания о своей любимой жене Вирджинии, крошке Кэтти, сопровождающиеся уходами в запой и постоянными нервными срывами. Но несгибаемая воля и железный характер позволяют Роберту справиться со своими пороками и продолжить борьбу, беспощадную борьбу в одиночку с вампирами-бывшими людьми, которых поразил смертоносный вирус «vampiris». Читая книгу, ты еле сдерживаешь наворачивающиеся на глаза слезы. Настолько «цепляет» эта история. Снятая же экранизация-это бездумный и бездушный экшн, который позволяет лицезреть только прекрасно накаченное тело Уилла Смита, да его хладнокровие и спокойствие при уничтожении нелюдей. Кто-то может сказать: «В фильме ведь трагическая концовка». Да трагическая! Но...во-первых она снята абсолютно не по книге, а во-вторых- лично я за время просмотра фильма к персонажу сыгранному Уиллом Смитом так и не прикипел, чтобы сильно за него переживать. В отличие от книги. И еще. В фильме не смогли даже внятно объяснить историю возникновения микроба «vampiris», откуда он взялся. Оказывается первое его появление было замечено еще в 15 веке во время очага бубонной чумы. Сейчас же этот вирус настолько мутировал, что смог поглотить всю планету.

Большое количество персонажей в этом произведении Вы не увидите. Несчастный пес, загадочная девушка Руфь, да бывшие соседи Роберта превратившиеся в вампиров-вот и все окружение главного героя. Апофеозом этого произведения становится появление в конце книги высшей касты вампиров, которых практически невозможно уничтожить (они не боятся ни солнечного света, ни церковных атрибутов, да и осиновым колом их не убить). Для этого Нового Общества не нужны вампиры низшей касты (идет полнейшее их истребление) как не нужен им и последний ЧЕЛОВЕК на Земле. Этот мир теперь принадлежит им. А Роберт Невиль в нашей памяти навсегда останется Легендой и последним Человеком жившем на Земле!

Повторюсь-это произведение берет прежде всего психологизмом, которое прописано на высшем уровне.

Прошло уже почти шесть десятков лет со времени написания романа «Я-Легенда», а он не стареет! Именно поэтому наверное такие произведения и являются Шедеврами!

Рекомендация: Шедевр на все времена!

Оценка: 10
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Свое знакомство с классиком американской фантастики я начал с самой известной его книги. Этот роман – самый необычный в постоапокалиптическом жанре. Герой, оставшийся в мире, населенном упырями, внезапно становится чудовищем, опасным реликтом вроде выжившего хищного динозавра. Переживания героя – в центре романа, который в первую очередь является психологическим. Автор ставит над героем удивительный и жестокий эксперимент, заставляя его постепенно осознавать себя странным чудовищем, пережившим свое время. Медленно подкрадывается безумие к человеку, не желающему поверить в свое полное одиночество. Роберт Невилл изо всех сил пытается остаться человеком, то прибегая к силе музыки (но все более употребляя ее для глушения криков вампиров), то заливая боль алкоголем. Слишком страшна возможность превращения в ходячего мертвеца, и это отвращает его от мысли о прекращении борьбы. Автор бескомпромиссен, он показывает крушение всех надежд Невилла, гибель собаки, предательство женщины. Герой один в мире, но у него нет иного пути, кроме борьбы за выживание. Парадоксально, но он теряет надежды, инстинкты не позволяют ему принять мысль о неизбежном одиночестве. Даже вытравив мысль о женщинах, Невилл все равно стремится найти себе подобных, не подозревая, насколько он жаждет этого.

Человек привыкает ко всему. Невиллу даже жаль, что рушится его уродливый мирок, призрачная и извращенная стабильность. Уничтожить его явились те, кто еще более способен приспосабливаться. Худой мир с паразитом оказался лучше войны: цивилизация понемногу восстанавливается. Но в ней нет места устаревшим особям, неспособным на компромисс. Еще одна революция состоялась.

Психологическая глубина и достоверность книги невероятна. Одиночество героя заразительно, когда читаешь роман, становится по-настоящему страшно. Человек – существо общественное, но по-настоящему он ощущает это вне общества. Невилл нуждается в другом существе, хотя бы животном – в друге. И эта главнейшая человеческая потребность для него никогда не будет удовлетворена. Отсутствие общения для него болезненнее сексуальной неудовлетворенности.

Герой – человек, переживший свое время. Как показывает история, это истинная трагедия – остаться последним реликтом своей эпохи. Время жестоко к таким анахронизмам. Как часто те, кто приходит нам на смену, кажутся нам чудовищами. Стремясь к прогрессу, не отдаемся ли мы во власть стихии? Не бег ли это по кругу – череда сменяющих друг друга поколений, культур, политических систем, религий, объявляющих еретиками всех предшественников? Стоит ли так часто и резко менять мир, не станут ли приверженцы нового, очередной раз раскрепощенного мышления, простыми кровососами, уродливыми паразитами? Гуманистический смысл романа призывает смиловаться над теми, для кого традиции и устои – не пустой звук. Важно не только измениться к лучшему, но и сохранить человечность.

Итог: шедевр психологической фантастики, мощная и болезненная книга. Однозначная классика, которую должен прочитать каждый, кто ценит хорошую литературу.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу: это одна из моих любимейших книг вобще. Так что — беспристрастным отзыв не будет.

Сложно... Очень сложно писать отзыв на такую книгу.

На книги неровные (а ещё лучше — слабые) писать отзывы просто. Ибо несёт тебя, млин, на тройке святого личного восприятия праведный гнев искушённого читателя-критика; с вдохновенным негодованием разбираешь по косточкам литературные-психологические-смысловые огрехи; поплясав над препарированной тушкой произведения, сыто (как насосавшийся вампир) отваливаешься на спинку кресла, гордясь своим офигенным интеллектом и меткими саркастичными замечаниями.

А что делать с такой книгой?.. Перед величием которой чувствуешь себя (со всем своим интеллектом, цинизмом и синдромом Очень Умного И Много Понимающего Человека) лишайником у подножия Джомолунгмы...

Что делать?!? Изобретать синонимы к слову «гениальность»? Пытаться объять необъятное???

О!!! Блин! Слово найдено — от него и буду плясать.

Необъятное. Вселенная. Непостижимая глубина и многогранность человеческого Я. Матесон играет по-крупному. На руке — самые сложные, страшные, прекрасные, необъяснимые карты: Любовь, Потеря, Одиночество, Ответственность, Творчество, Бунт, Обречённость. Ройал-флеш плюс два джокера — выбирайте сами, что из вышеперечисленного джокеры для Вас...

Одиночество — частная форма оргазма (с)

Одиночество — главный герой книги.

Одиночество — боль.

Одиночество — изощрённейшая пытка.

Одиночество................... тоска.......

Тоска, млин! Тоска...

«Я была твоей бессоницей. Я тоской твоей была»

Ужас. Дикая, чёрная яма. Ужасно, когда хочешь Любить — а некого...

Эмоции, сплошные эмоции... А что делать, если настолько глубоко режет душу?..

Я просто не знаю, что ещё написать о самОй книге... Параллели с Достоевским — практически лежат на поверхности. Хотя, я бы (копнув глубже) впомнил моего любимого Фолкнера.

Концовка же — один в один «Посторонний» Камю. «И пусть они встретят меня криками ненависти»(с) Камю \ «Я для них монстр... Я — последний. Я — легенда»(с) Матесон.

А, ваащще, по тексту рассыпано (жемчугом, жемчугом на песке) столько аллюзий, что я даже не берусь их перечислять. Тут и Лондон, и мой любимый Томас Вулф, и Уэллс, и Эдгар По, и..... вся человеческая боль и любовь, наверное:shuffle:

Гениально. Да, именно гениально.

Дикси.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго зрела до отзыва. Начала читать, потому что видела фильм и стало интересно: а что же там оставили из книги. Оказалось — ничего. Или почти ничего. Тем лучше. Пронзительная тема одиночества — навязчивого одиночества, тягостного одиночества, изматывающего одиночества, ужасного одиночества, ставящего человека на грань суицида, и — привычного одиночества, спокойного одиночества, одиночества, не желающего, чтобы его нарушали.

Матесон оказался (неожиданно для меня) автором, умеющим расставлять литературные ловушки, крючки, которыми мастерски захватывает читателя, захватывает так, что оторваться уже невозможно. Невозможно до тех пор, пока произведение не закончится. Неожиданно скоро.

Пожалуй, главная разница между фильмом (я имею в виду последнюю якобы экранизацию с Уиллом Смитом) и книгой в названии. Несмотря на одинаковость «Я — легенда» в обоих случаях имеет едва ли не противоположный смысл. Роберт Нэвиль Матесона навечно остался в душах выживших вампиров страшной легендой, безжалостным карателем, ужасом, приходящим с солнцем, немыслимым монстром с безумным блеском голубых глаз. А он всего лишь последний человек в мертвом мире. Одинокий. Страдающий. Потерявший слишком много...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Берясь за книгу, я уже вкратце знал её сюжет, да и фильм смотрел. И с каждой прочитанной строкой моё разочарование росло. Не в книге, нет. В фильме.

Пускай в книге фигурируют «обычные» вампиры, это не делает её ни на йоту банальнее и нереалистичнее. Да и чего ждать в этом плане от романа, написанного в далёком 1954 году?

Великолепный психологический триллер о борьбе человека за жизнь, но против памяти. За себя, но и против себя. События романа охватывают период «будущего» с 1976 по 1979 год. Роберт Невилл — единственный в округе выживший во время эпидемии бациллы, названной им «vampiris». Он потерял жену и дочь, и находит своё утешение в изысканиях средства для излечения от болезни. Вот вкратце и весь сюжет, что в принципе на фильм похоже.

А если вы соберётесь читать роман, то забудьте про фильм. В экранизации по неведомой логике создателей изменено всё. Не только время и место действия, что понятно, но и все сюжетообразующие и нагнетающие атмосферу моменты. Фильм лишён тех самых узлов, что привязывают вас к книге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот собака, которая умирает, будучи только найденной и приручённой, вот женщина, оказывающаяся агентом вампиров...
О концовке, открывающей совершенно другую, совсем не банальную суть названия, я умолчу.

Читая роман, сразу становится понятно, откуда растут ноги у большинства «свежих идей» в вампирской тематике. Здесь вам и вампиризм-инфекция, и научное его обоснование, и рождение новой вампирской расы.

Сама же книга представляет из себя добротнейший психологический триллер, описание человеческого одиночества настолько страшно выходит у автора, что те самые ночные создания теряют почти весь свой ужасный эффект. К тому же Невилл — далеко не учёный, и описание того, как он годами доходил до понимания сути эпидемии тем более реалистично.

Ну и, конечно же, развязка. Не сказать, чтоб неожиданная, но в прямом смысле хватающая за горло.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все началось с фильма. Про данного автора никогда не слышала, да и про фильм тоже:) Один из сотрудников пришел под впечатлением и рассказал, что в шоке от книги, рассказал что и фильм снимают, ну я подумала, а почему бы и нет, почему не попробовать прочесть.

Книга меня покорила, начинала её читать скептически, но потом оторваться не смогла. Произведение необычкновенное, необыкновенно своей идеей, своим описанием мира, мира в котором остался один человек. Причем обычный мужик, рабочий, не супергерой, не супер гений. Человек как человек, который жил спокойно со своей семьей, и постепенно терял родных, цивилизацию, привычный мир.

Вообще эта смесь юмора и трагедии, да, многие моменты доводили до слез от смеха, но все на этом фоне трагедии, безнадежности, стремлении героя к чему-то, он даже не знал к чему. Поиски друга, утешения...и опять потери потери.

Трагичная судьба, трагичный поиск, трагедия по своей сути. Печаль, одиночество, осознание себя.

Книга эмоций, книга идей, книга ощущений, книга заставящая задуматься и на время отойти от рамки понимания себя как индивидуальности и попробовать ощутить себя как частицу мира. Ощутит мир, планету и сущность разума во Вселенной.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чисто случайно нашел эту книгу, пару месяцев назад посмотрел фильм, фильм понравился, но я даже не подозревал что в его основании лежит книга.

Я — легенда спокойно можно назвать шедевром, это книга о вечном одиночестве, о том, что человек может быть страшнее монстра.

Хоть и роман маленький, 84 стр А4, но смысл его глубокий, очень хорошо описана тема одиночества, чуть ли не безумия, ведь как можно жить не общаясь с людьми, как можно ежедневно видеть смерть и привыкнуть к этому? Это ведь не реально!!! Но Роберту это под силу, он сделает все чтобы выжить. Более глубокого романа я еще не читал, постапокалиптическая остановка никак не мешает роману быть философским, а наоборот придает качественнный оттенок.

Если вы посмотрели фильм — книгу читайте, если не смотрели — все равно читайте. И если книга вам не понравится — можете дать мне в морду!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Энергетика произведения настолько высока, что по прошествии дня и ночи мысли остаются с главным героем...с одной стороны, автор неубедительно показал причину апокалипсиса, причину распространения «трагедии человечества», НО как великолепно вкратце показал последствия трагедии...в течении всего произведения, я «спрашивал» автора, почему роман носит такое название и лишь последние строки подвели итоговую черту под невероятной волей одного человека, его мужеством сопротивляться обстоятельствам судьбы, его невероятной храбрости, человеком, который стал символом страха для персонажей романа и Героем для читателей... мои апплодисменты Роберту Нэвиллю, Ричарду Матесону!!!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мы – люди – возомнили себя подобными богам. Мы достигли необычайных высот в развитии науки и техники, мы покорили Природу, установив свой вид выше всех… А Природа лишь улыбается, запуская новый виток эволюции…

Я советовала бы читать эту книгу всем мальчикам-девочкам-эмочкам, которые режут свои веночки и твердят о своем одиночестве. Что они могут об этом знать! Какая невероятно, непостижимо огромная разница между тем, чтобы чувствовать себя одиноким и БЫТЬ им.

После прочтения книги было чувство, что я могу выбежать на улицу и обнять весь мир. Но я осталась дома, и ещё долго горевала за собакой. Этот бездомный хромой пес меня просто потряс, добил. Не женщина, не таблетка, не концовка… лишь он один…

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильное и захватывающее произведение. Нигде я еще не встречал такого описания проблемы одиночества. Великолепно прописан главный герой, его характер, его переживания. Автору удалось передать все эмоции, ощущения, мысли героя, не прибегая к повествованию от первого лица, что было бы логично, если учесть, что большую часть книги он проводит наедине с самим собой. Прекрасно описан быт последнего человека на Земле, казалось бы, что может быть интересного в распорядке дня, езде по городу, завтрак, обед, ужин, постоянное пьянство, рассуждения, по содержанию близкие к сумасшествию. Но все это читается на одном дыхании, словно живешь с этим человеком под одной крышей. Повышенное внимание к деталям тут не раздражает, а наоборот только больше погружает в книгу. Моменты спокойствия чередуются здесь с моментами динамичными и остросюжетными, сумасшедший пьяный бред с трезвыми рассуждениями. Герой на протяжении книги все время меняется. Если в начале его жизнь до крайности однотипна, подчинена одной цели – выжить, то позже он начинает задумываться над смыслом всего происходящего, пытается понять причину и следствие всех происходящих с ним и с миром событий, и принимает попытки изменить существующие положение вещей. Меняется его характер, мировосприятие.

Эта книга именно научная фантастика. Очень показательна в данном случае попытка объяснить природу вампиризма, что делается тут достаточно досконально.

Атмосфера книги пропитана грустью, одиночеством, возможно безысходностью, но главный герой очень сильный и волевой человек, ему удается многое преодолеть, и он делает то, что в его силах.

Книга затягивает и не дает оторваться, это то произведение, которое заставляет по настоящему переживать за героя.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то мы с другом говорили об апокалипсисе: мол каким бы обновлённым стал мир, как стало бы легко жить. Каким бы всё было меланхолично-романтичным. Романтичным? Тогда мой опыт в постапокалипсисе ограничивался трэшовыми зомби-хоррорами. Прочитав роман «Я — легенда», убедился, что ничего романтичного в апокалипсисе нет.

Отличный роман. В нём хорошо прописанные динамичные сцены чередуются с красиво поданными мыслями об обществе. А мыслей в «Легенде» хватает. Да, это роман о норме, об одиночестве, но прежде всего — это роман о бессмысленности борьбы. Робинзон Крузо прожил двадцать с лишним лет на острове, потому что был уверен, что рано или поздно вернётся в лоно цивилизации. А для чего бороться Роберту Невиллу? Его жизнь отнюдь не романтична: дни он посвящает нескончаемым бытовым проблемам и истреблению вампиров, а ночи просиживает в наглухо запертом доме. Все его попытки переменить образ жизни заканчиваются провалом.

Кроме того, я усмотрел в сюжете мощную трагическую сатиру на наше общество: стоит ли сопротивляться серой массе лиц, которая образует ядро общества, если для неё ты — отклонение от нормы и не имеешь никакой поддержки со стороны тебе подобных? Автор отвечает на этот вопрос логично.

В этом плане книга заходит намного дальше фильма, который является увлекательной пустышкой, хоть и отлично снят (и кстати, не имеет никакого отношения к роману).

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый нестандартный вампирский роман из всех. Что впечатляет так это абсолютно нетривиальный подход и способ раскрытия темы. В стандартном варианте вампиры практически всегда в меньшинстве ( хотя бы в относительном ). Здесь все прямо противоположно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В результате эпидемии все люди в мире превращаются в полчища кровососов. Теперь они хозяева планеты. Невероятно, но остаться человеком среди всей этой вакханалии сумел только один — Роберт Нэвилл. И что бы он ни делал, как бы ни пытался повернуть этот процесс вспять, шансов у него никаких. Причем он сам прекрасно понимает что обречен.

Матесон очень умело нарисовал картину абсолютного одиночества Нэвилла, который страдает от собственного бессилия и понапрасну терзается воспоминаниями. Всю свою ненависть он направляет на вампиров, безжалостно уничтожая их при любой возможности. И вот тут то, читателя и поджидает главный сюрприз... Если раньше одиночки — вампиры представляли угрозу для людей, то теперь все совсем наоборот. Теперь единственный выживший человек стал для вампиров воплощением абсолютного зла, не переставая однако при том оставаться их потенциальной жертвой. Получился своеобразный роман — перевертыш. Я считаю такой подход главной заслугой автора, именно он выделяет эту книгу из многих прочих.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зачастую мне лень писать отзывы на художественные произведения и достаточно выставить оценку от единицы до десяти, но бывают исключения, когда скупой цифры недостаточно, поскольку она не в состоянии отразить те чувства и эмоции, что я испытываю в определённый момент времени. Это чувство открытия нового великолепия человеческой мысли, чья сила перевернула мой внутренний мир и огромное желание поделиться этим открытием с другими людьми.

Роберт Нэвилль без капли стеснения может называть себя Легендой, так как он является единственным выжившим Человеком на Земле. Одиночество и боль утраты близких уничтожают его изнутри. Он выживает и существует в наказание себе, удивляясь тому, как велика сила самосохранения — главный инстинкт в природе. Собственная история жизни Роберта воспринимается читателями, как своя личная, то ли благодаря мастерской передаче характеров или точнее сказать характера главного героя, то ли благодаря угнетающей атмосфере погибающего Мира, но роман не отпускает своего читателя. В этом романе автор показывает нам с чем может смириться человек и к чему привыкнуть в Мире, где человеческая история строилась тысячелетиями и завершилась эпидемией, которая превращает своего носителя в существо, что жаждет чужой крови и ничего более. Но также автор показывает, то что забыть не получиться — память о тех днях, когда близкие нам люди были рядом, ведь с ними этот безумный Мир со всеми его войнами, катастрофами и эпидемиями не был бы таким невыносимым.

В эпилоге я хотел сказать, что этот короткий отзыв, конечно же, не отражает всей гениальности произведения, но я надеюсь, что он, подтолкнёт Вас к прочтению романа «Я — Легенда».

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд лучшая книга у Матесона. Очень сильно и весьма непохоже на прочую литературу про вампиров и даже на сформировавшиеся на настоящий момент у читающего сообщества представления о ней. То, как поворачивается сюжет в конце книги, заставляет замирать сердце, поражаясь мощи внутреннего конфликта последнего и обреченного человека, осознавшего, что он превратился в страшную сказку в дневной кошмар для нового вида разумных существ, населяющих Землю. Трагичность личности главного героя в том, что последовательно теряя своих близких, друзей, свой мир, он умудряется остаться человеком, опираясь на сильную волю и память о прошлом, но ему предстоит потерять и свои представления о том, что значит быть человеком, быть живым, потерять личностные ориентиры, которые поддерживали его в самое тяжелое время. Самое пронзительное это финальная самоидентификация Роберта, потерявшего в безнадежной борьбе все,включая собственную душу. Я -Легенда! Гениально.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкий в фантастике случай описания жизни маленького человека, причем очень удачный и, стыдно сказать, реалистичный. Никакого героического эпоса, в котором герой всегда преодолевает обстоятельства и выходит победителем, пусть даже ценой собственной жизни.

По большому счету, персонаж романа — неудачник: с трудом прирученная собака подыхает, с трудом прирученная женщина оказывается вампиром, вся его борьба с монстрами вообще оказывается бессмысленной, ибо в итоге монстром — этаким Джеком-Потрошителем — оборачивается сам герой. Иными словами, глобальный такой облом.

Более того, Невилль — не просто неудачник, а еще и достаточно тупой неудачник (сколько времени ему понадобилось, чтобы допереть, что свет убивает вампиров), да еще и алкоголик, о его тотальном неврозе я и не говорю.

Иными словами, мифологическая схема борьбы Героя с Чудовищами не срабатывает, благодаря чему и возникает эффект реальности. Этот эффект усиливается детально прописанными сценами повседневной жизни: как он шинкует свой чесночок против вампиров, вытесывает эти бесполезные колышки, приручает собаку, бухает. В общем, такой вполне добротный реализм. Хорошо весьма!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх