fantlab ru

Ричард Матесон «Я — легенда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
3069
Моя оценка:
-

подробнее

Я — легенда

I Am Legend

Другие названия: Легенда / The Omega Man

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Одно из культовых произведений о вампирах. Роберт Нэвилль — последний человек на земле. Из-за вируса все жители превратились в вампиров, и только Роберт неуязвим для новой болезни. Он продолжает сражаться с остальным человечеством — охотится на вампиров. Книга трижды экранизирована — под названиями «Последний человек на Земле», «Омега-Человек» и «Я — легенда».

© ozor
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «I Am Legend», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2008 // Научно-фантастическая книга (США)

лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Вампирский роман столетия

Экранизации:

«Последний человек на Земле» / «The Last Man on Earth» 1964, США, Италия, реж: Убальдо Рагона, Сидней Сэлкоу

«Человек Омега» / «The Omega Man» 1971, США, реж: Борис Сагал

«Я — легенда» / «I Am Legend» 2007, США, реж: Френсис Лоуренс



Похожие произведения:

 

 


Легенда
1993 г.
Я — легенда
1995 г.
Легенда. Рассказы
2001 г.
Я — легенда
2006 г.
Я - легенда
2008 г.
Я - легенда
2010 г.
Я — легенда
2010 г.
Я — легенда
2017 г.
Я — легенда
2018 г.
Я — легенда
2022 г.

Аудиокниги:

Я — легенда
2009 г.
Я — легенда
2016 г.
Я — легенда
2016 г.

Издания на иностранных языках:

I Am Legend
1954 г.
(английский)
I Am Legend
1960 г.
(английский)
I Am Legend
1971 г.
(английский)
I Am Legend
1979 г.
(английский)
I Am Legend
1980 г.
(английский)
I vampiri
1989 г.
(итальянский)
I Am Legend
1999 г.
(английский)
I Am Legend
2010 г.
(английский)
I Am Legend
2011 г.
(английский)
Я — легенда
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы меня спросили еще неделю назад, как я отношусь к фильму «Я-Легенда» снятому в 2007 году с Уиллом Смитом в главной роли, я бы ответил: «Класс! Супер!». Если же Вы спросите меня об этом сейчас, я долго буду плеваться. Так испоганить прекрасные идеи, которые были заложены в книге могли только в Голливуде! Да, режиссер Френсис Лоуренс снял фильм о вампирах. Но по книге ли Ричарда Матесона он это сделал? Сильно сомневаюсь. Меня больше всего задело даже не то, что на роль рыжеволосого и белокожего (по книге) Роберта Невиля пригласили сниматься чернокожего Уилла Смита, а то как своевольно и без всяких зазрений совести экранизировали книгу «Я-Легенда» на 90% изменив сюжет!

В книге мы видим трагическую историю жизни единственного оставшегося на Земле ЧЕЛОВЕКА. Автор прекрасно прописал всю боль и трагедию, которую переживает персонаж Роберта Невиля. Его внутренние терзания, воспоминания о своей любимой жене Вирджинии, крошке Кэтти, сопровождающиеся уходами в запой и постоянными нервными срывами. Но несгибаемая воля и железный характер позволяют Роберту справиться со своими пороками и продолжить борьбу, беспощадную борьбу в одиночку с вампирами-бывшими людьми, которых поразил смертоносный вирус «vampiris». Читая книгу, ты еле сдерживаешь наворачивающиеся на глаза слезы. Настолько «цепляет» эта история. Снятая же экранизация-это бездумный и бездушный экшн, который позволяет лицезреть только прекрасно накаченное тело Уилла Смита, да его хладнокровие и спокойствие при уничтожении нелюдей. Кто-то может сказать: «В фильме ведь трагическая концовка». Да трагическая! Но...во-первых она снята абсолютно не по книге, а во-вторых- лично я за время просмотра фильма к персонажу сыгранному Уиллом Смитом так и не прикипел, чтобы сильно за него переживать. В отличие от книги. И еще. В фильме не смогли даже внятно объяснить историю возникновения микроба «vampiris», откуда он взялся. Оказывается первое его появление было замечено еще в 15 веке во время очага бубонной чумы. Сейчас же этот вирус настолько мутировал, что смог поглотить всю планету.

Большое количество персонажей в этом произведении Вы не увидите. Несчастный пес, загадочная девушка Руфь, да бывшие соседи Роберта превратившиеся в вампиров-вот и все окружение главного героя. Апофеозом этого произведения становится появление в конце книги высшей касты вампиров, которых практически невозможно уничтожить (они не боятся ни солнечного света, ни церковных атрибутов, да и осиновым колом их не убить). Для этого Нового Общества не нужны вампиры низшей касты (идет полнейшее их истребление) как не нужен им и последний ЧЕЛОВЕК на Земле. Этот мир теперь принадлежит им. А Роберт Невиль в нашей памяти навсегда останется Легендой и последним Человеком жившем на Земле!

Повторюсь-это произведение берет прежде всего психологизмом, которое прописано на высшем уровне.

Прошло уже почти шесть десятков лет со времени написания романа «Я-Легенда», а он не стареет! Именно поэтому наверное такие произведения и являются Шедеврами!

Рекомендация: Шедевр на все времена!

Оценка: 10
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Свое знакомство с классиком американской фантастики я начал с самой известной его книги. Этот роман – самый необычный в постоапокалиптическом жанре. Герой, оставшийся в мире, населенном упырями, внезапно становится чудовищем, опасным реликтом вроде выжившего хищного динозавра. Переживания героя – в центре романа, который в первую очередь является психологическим. Автор ставит над героем удивительный и жестокий эксперимент, заставляя его постепенно осознавать себя странным чудовищем, пережившим свое время. Медленно подкрадывается безумие к человеку, не желающему поверить в свое полное одиночество. Роберт Невилл изо всех сил пытается остаться человеком, то прибегая к силе музыки (но все более употребляя ее для глушения криков вампиров), то заливая боль алкоголем. Слишком страшна возможность превращения в ходячего мертвеца, и это отвращает его от мысли о прекращении борьбы. Автор бескомпромиссен, он показывает крушение всех надежд Невилла, гибель собаки, предательство женщины. Герой один в мире, но у него нет иного пути, кроме борьбы за выживание. Парадоксально, но он теряет надежды, инстинкты не позволяют ему принять мысль о неизбежном одиночестве. Даже вытравив мысль о женщинах, Невилл все равно стремится найти себе подобных, не подозревая, насколько он жаждет этого.

Человек привыкает ко всему. Невиллу даже жаль, что рушится его уродливый мирок, призрачная и извращенная стабильность. Уничтожить его явились те, кто еще более способен приспосабливаться. Худой мир с паразитом оказался лучше войны: цивилизация понемногу восстанавливается. Но в ней нет места устаревшим особям, неспособным на компромисс. Еще одна революция состоялась.

Психологическая глубина и достоверность книги невероятна. Одиночество героя заразительно, когда читаешь роман, становится по-настоящему страшно. Человек – существо общественное, но по-настоящему он ощущает это вне общества. Невилл нуждается в другом существе, хотя бы животном – в друге. И эта главнейшая человеческая потребность для него никогда не будет удовлетворена. Отсутствие общения для него болезненнее сексуальной неудовлетворенности.

Герой – человек, переживший свое время. Как показывает история, это истинная трагедия – остаться последним реликтом своей эпохи. Время жестоко к таким анахронизмам. Как часто те, кто приходит нам на смену, кажутся нам чудовищами. Стремясь к прогрессу, не отдаемся ли мы во власть стихии? Не бег ли это по кругу – череда сменяющих друг друга поколений, культур, политических систем, религий, объявляющих еретиками всех предшественников? Стоит ли так часто и резко менять мир, не станут ли приверженцы нового, очередной раз раскрепощенного мышления, простыми кровососами, уродливыми паразитами? Гуманистический смысл романа призывает смиловаться над теми, для кого традиции и устои – не пустой звук. Важно не только измениться к лучшему, но и сохранить человечность.

Итог: шедевр психологической фантастики, мощная и болезненная книга. Однозначная классика, которую должен прочитать каждый, кто ценит хорошую литературу.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу: это одна из моих любимейших книг вобще. Так что — беспристрастным отзыв не будет.

Сложно... Очень сложно писать отзыв на такую книгу.

На книги неровные (а ещё лучше — слабые) писать отзывы просто. Ибо несёт тебя, млин, на тройке святого личного восприятия праведный гнев искушённого читателя-критика; с вдохновенным негодованием разбираешь по косточкам литературные-психологические-смысловые огрехи; поплясав над препарированной тушкой произведения, сыто (как насосавшийся вампир) отваливаешься на спинку кресла, гордясь своим офигенным интеллектом и меткими саркастичными замечаниями.

А что делать с такой книгой?.. Перед величием которой чувствуешь себя (со всем своим интеллектом, цинизмом и синдромом Очень Умного И Много Понимающего Человека) лишайником у подножия Джомолунгмы...

Что делать?!? Изобретать синонимы к слову «гениальность»? Пытаться объять необъятное???

О!!! Блин! Слово найдено — от него и буду плясать.

Необъятное. Вселенная. Непостижимая глубина и многогранность человеческого Я. Матесон играет по-крупному. На руке — самые сложные, страшные, прекрасные, необъяснимые карты: Любовь, Потеря, Одиночество, Ответственность, Творчество, Бунт, Обречённость. Ройал-флеш плюс два джокера — выбирайте сами, что из вышеперечисленного джокеры для Вас...

Одиночество — частная форма оргазма (с)

Одиночество — главный герой книги.

Одиночество — боль.

Одиночество — изощрённейшая пытка.

Одиночество................... тоска.......

Тоска, млин! Тоска...

«Я была твоей бессоницей. Я тоской твоей была»

Ужас. Дикая, чёрная яма. Ужасно, когда хочешь Любить — а некого...

Эмоции, сплошные эмоции... А что делать, если настолько глубоко режет душу?..

Я просто не знаю, что ещё написать о самОй книге... Параллели с Достоевским — практически лежат на поверхности. Хотя, я бы (копнув глубже) впомнил моего любимого Фолкнера.

Концовка же — один в один «Посторонний» Камю. «И пусть они встретят меня криками ненависти»(с) Камю \ «Я для них монстр... Я — последний. Я — легенда»(с) Матесон.

А, ваащще, по тексту рассыпано (жемчугом, жемчугом на песке) столько аллюзий, что я даже не берусь их перечислять. Тут и Лондон, и мой любимый Томас Вулф, и Уэллс, и Эдгар По, и..... вся человеческая боль и любовь, наверное:shuffle:

Гениально. Да, именно гениально.

Дикси.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не любитель книг про вампиров, тем более, имидж этого жанра изрядно подпорчен многочисленными слезливыми сагами о романтичных кровососах и влюбленных в них девочках-подростках. И за всю жизнь на эту тему прочитала разве что «Дракулу»/как классику/, да «Историка»/как приключенческий роман/. Но вот эта книга оказалась, действительно, незаурядным произведением.

Роберт Нэвилль — не герой, а обычный человек, оказавшийся в необычных обстоятельствах и вынужденный жить в условиях непрекращающегося кошмара. Каково это быть последним человеком, без надежды, без веры, без любви? Каждый день видеть и слышать тех, кто ненавидит тебя и жаждет тебя уничтожить, знать, что впереди нет никакого будущего?

Это история сильного человека. Упрямое желание жить и тлеющая в глубине души надежда — все еще можно изменить, найти лекарство и вернуть утраченное! — заставляет не просто выживать, а пытаться разобраться в происходящем, читая горы научной литературы, ставить жестокие опыты и делать выводы. Но мешает гордыня — вечный порок человечества, которая заставляет считать, что последнему человеку дано судить и карать, не замечать других решений и путей. И за этой вечной борьбой и ненавистью к погубившему твой мир упускается главное: из трагедии и мрака прорастают робкие ростки пусть и не совсем человеческой и устрашающей, но все же цивилизации.

Книгу нельзя назвать динамичной: трагедия уже произошла, и мы видим ее последствия. Герой занимается ставшими обычными для него делами: добывает еду, занимается ремонтом, читает, охотиться на вампиров, и проводит над ними эксперименты. Не вампиры и живые мертвецы, приходящие к дому героя каждую ночь, а эта обыденность — как он выполняет уже привычную и скучную работу — разыскивает и затем равнодушно расправляется с детьми, мужчинами и женщинами, ставит над ними опыты, как постепенно теряет свою человеческую сущность от безнадежности и одиночества — самое страшное в романе.

Эта книга просто о человеке, о том, что его ведет по жизни, позволяет принимать правильные решения и мешает их отыскивать. О мужестве и упорстве, раскаянии и ответственности за свои поступки. Роберт Нэвилль все же остается человеком, не способным принять этот новый и жестокий мир. Но сколько мужества надо, чтобы решить: хватит смертей и насилия, чтобы своей смертью попытаться сделать последнее -разорвать порочный круг страха и ненависти, и стать навсегда легендой нового мира.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в персональный ад доктора Роберта Нэвилла, последнего человека на Земле, вынужденного жить на апокалиптических руинах старого мира – такого, каким мы его знаем. Ученый и исследователь, он отчаянно, в промежутках между приступами апатии и запоев, пытается найти причину страшной пандемии, охватившей все человечество, которое превратилось в вампиров, движимых жаждой и страхом перед солнечным светом.

Роман Матесона был написан в середине XX века и на тот момент оказался очень оригинальным произведением, где по иному рассматривался феномен вампиризма – как инфекционной болезни, от которой можно найти антидот/вакцину и вернуть больного к нормальному существованию. Кроме того, в произведении впервые был детально прописан хрестоматийный сюжет постапокалиптического жанра: мир разрушен, большинство людей погибло, или превратилось в чудовищ, и лишь немногие несчастные смогли пережить эту страшную трагедию, чтобы посвятить остаток жизни жесточайшей борьбе за существование, и возможному спасению остатков расы.

Неудивительно, что впоследствии сюжет был массово растиражирован в литературе и кино, стал каркасом для множества историй про конец света, про зомби-апокалипсис или нашествие инфицированных чудовищ, потерявших разум.

Но при всех этих плюсах, основным, центральным нервом романа все же остается другая тема – человеческое одиночество. Идеальное, если можно так сказать, совершенное одиночество, полнейшая изоляция. Когда готов бежать за бродячей собакой, лишь бы кто-то был под боком, кто-то понимающий тебя. Когда ходишь по опустевшим улицам, можешь зайти в любой магазин и взять что угодно, притом бесплатно, но тебе этого не нужно. Когда весь мир как бы принадлежит тебе, но тебе одному он не нужен. И ты плачешь от отчаяния, ругаешься, злишься, но ничего изменить нельзя. Ты бессилен.

Матесон прекрасно описал тотальное одиночество человека, который месяцами, годами играл роль Робинзона, единственного нормального человека в мире больных, единственного представителя своего вида среди модифицированных существ, которые перестали считаться людьми. Межвидовая пропасть не оставила ему никаких шансов: остается или уничтожать монстров, или пытаться принудительно остановить болезнь. Но в какой-то момент возникает резонный вопрос: а действительно ли вампиризм воспринимать как болезнь? Может быть, это новая форма приспособления к окружающей среде, новый инструмент эволюции, и прежний человек оказался среди вымирающих видов. Тогда получается, что лишний в этом мире сам Нэвилл, а нормой является как раз эта новая форма жизни, не исключающая разумности.

А вот при осознании этой истины становится по-настоящему страшно. Это страх не за себя, а свою человечность, свою суть, которая оказывается под угрозой. Это странная, издевательская насмешка природы – ты был венцом всего живого, но в новом мире вдруг стал архаичным, очень опасным чудовищем, уродом, не вписывающимся в норму. Норма относительна. Мы с сочувствием смотрим на карликов. Это потому что нас много. Но ведь среди карликов нормальный человек вдруг станет чудовищем-переростком. Все дело в ракурсе, в точке зрения.

Вот и получается, что в какой-то момент ты становишься легендой, преданием, которое будут рассказывать на ночь в качестве страшной сказки.

«Я — легенда» — один из лучших представителей «темной» фантастической литературы, полностью лишенной иллюзий относительно нашего будущего и настоящего. Не просто интересен, не просто пугает, но и полезен своим художественным эффектом, заставляет думать.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой романа Матесона «Я – легенда», Роберт Невилл оказался единственным человеком, выжившим после страшной эпидемии, превратившей в вампиров все остальное человечество. Каждую ночь Невилл наглухо запирается в своем жилище, напоминающем прекрасно оборудованный бункер, и отражает многочисленные вампирские атаки. В дневное же время он совершает так называемые зачистки городских кварталов от вампиров, которые, как известно, не выносят солнечного света; попутно пытаясь найти рецепт универсальной «антивампирской вакцины». Однако, в конце концов, Невилл понимает, что картина мира изменилась необратимо, и теперь он сам представляет собой чудовищную аномалию, а вампиры являются законными хозяевами жизни.

Собственно говоря, роман Матесона несет в себе весьма ощутимый метафорический смысл. Только вот со времени написания «Легенды» (1954 год — расцвет холодной войны, ядерной паранойи и маккартизма) смысл этот претерпел значительные изменения. Но некий универсальный алгоритм, безусловно, остался. Как чувствует себя обыкновенный, среднестатистический человек в мире, захваченном «чужими»? В мире, где бывшая аномалия вдруг стала нормой, а бывшая «норма», «стандарт» оказываются вне закона? Готовы ли лично мы оказаться в положении Невилла? Весьма актуальные для сегодняшнего дня вопросы, оказавшиеся напрочь утраченными в недавней экранизации романа «Я –легенда».

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых потрясающих романов о вампирах, которые я читал.

И, прочтя роман, я понял, насколько голливудские режиссеры испоганили сюжет, сняв фильм «Я — легенда». Собственно, почему именно такое название? Вся соль книги заключена именно в этой фразе, весь смысл романа, его суть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В том, что для новой «расы», расы вампиров, Нэвилль действительно стал легендой, «страшной историей», которую будут передавать из поколение в поколение. А вовсе не в том, что он (по фильму) изобретает «лекарство» и спасает человечество ценой собственной жизни. И, конечно, еще одна ключевая мысль — «Бактерии легко мутируют». Мы — не венец эволюции, всегда может появиться некто более совершенный, кто-то сильнее нас.

По-моему, это более глубокая и сильная идея, чем та, которую продвигали создатели фильма.

Роман я читал на одном дыхании, взахлеб, просто не мог оторваться. Главное, что всему сразу веришь. Ни на секунду не сомневаешься ни в действиях главного героя, ни в том, почему он так поступает. Все его поступки, начиная от запоев, и заканчивая попытками спасения бродячего пса, кажутся абсолютно естественными.

Рекомендую к прочтению. Как противоядие к «сладким сказочкам о вампирах» Стефани Майер.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно я имел удовольствие познакомиться со знаменитой книгой знаменитого американского автора Ричарда Матесона «Я – легенда». Вообще, к чтению данного произведения я готовился с большими опасениями. Все-таки роман по большей части о вампирах, а уж эти ребята обросли в современной литературе таким количеством клише и штампов, что способны превратить в фарс даже самую, казалось бы, замечательную историю. Однако, к счастью, опасения мои оказались беспочвенны. Но обо всем по порядку.

Итак, книга повествует нам о судьбе Роберта Невилля – последнего человека на Земле. На планете разыгралась чудовищная по масштабам эпидемия, в считанные недели поразившая все население Земли. Жуткая болезнь, начинающаяся с легкого недомогания, превращает людей в подобия ходячих мертвецов, боящихся света и чеснока, и питающихся человеческой кровью. Сказки о вампирах в один миг становятся реальностью прямо на улицах городов. Так вот единственным человеком, имеющим иммунитет к новой заразе, оказывается как раз таки наш герой Роберт.

Книга достаточно четко делится на три части, в каждой из которых герой вступает в борьбу с непреодолимой силой: с самим собой, с бактерией, ставшей причиной пандемии, и с новым вампирским порядком. Нам заранее очевидно, что в каждом из этих столкновений он обречен на поражение. Ему не удастся выкинуть из головы погибшую дочь и жену, и залить выпивкой свое горе; ему не удастся в одиночку, не имея ни образования, ни соответствующего оборудования, разработать вакцину и вылечить всех зараженных; ему не удастся сломить новый вампирский строй, зарождающийся на месте разрушенного государства. Но даже зная обо всем этом, мы все равно с интересом наблюдаем за ним. Потому что Роберт – последний человек на Земле. Ни больше, ни меньше.

Вообще, меня приятно порадовал тот факт, что книга эта хоть и о вампирах, но совершенно не о вампирах. Они здесь – только необходимые детали, создающие антураж для истории о последнем человеке. «Я – легенда» — роман о Роберте Невилле. Не о вампирах. Книга посвящена, по большей части, его мыслям и переживаниям, описанию скромного быта и каждодневной борьбы. Удивительно, но такое построение затягивает покруче иного экшена. Роман выстроен таким образом, что он практически не провисает. Автор раз за разом вводит какие-то новые события, пусть незначительные, но для последнего человека на Земле даже появление бродячей собаки сродни дару небес. Так что книга читается достаточно легко.

В контексте отзыва не могу не упомянуть об одноименном фильме «Я – легенда», снятом по мотивам данного произведения. Фильм этот хоть и хорош как триллер или боевик, но, к сожалению, имеет мало общего с книгой. И, по-моему, фильм вообще о другом. Это тот классический случай, когда оригинальная книга на порядок лучше кинокартины.

Еще хочу обратить ваше внимание на замечательную концовку романа. Она, конечно, оставляет должное впечатление. И это очень важно, что автор, закрутив такой серьезный драматический сюжет, сумел должным образом завершить историю, избежав банальщины и роялей в кустах. В общем-то, ради такой концовки стоит дочитать эту книгу.

Что же можно сказать в итоге? Перед нами добротный роман в антураже вампиров и постаппокалипсиса. Но книга в первую очередь о человеке, о его борьбе с самим собой и с обстоятельствами, о душевных переживаниях и о боли. Рекомендую тем, кто устал от боевиков и хочет взглянуть на конец света с другой стороны. Глазами последнего человека на Земле.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго зрела до отзыва. Начала читать, потому что видела фильм и стало интересно: а что же там оставили из книги. Оказалось — ничего. Или почти ничего. Тем лучше. Пронзительная тема одиночества — навязчивого одиночества, тягостного одиночества, изматывающего одиночества, ужасного одиночества, ставящего человека на грань суицида, и — привычного одиночества, спокойного одиночества, одиночества, не желающего, чтобы его нарушали.

Матесон оказался (неожиданно для меня) автором, умеющим расставлять литературные ловушки, крючки, которыми мастерски захватывает читателя, захватывает так, что оторваться уже невозможно. Невозможно до тех пор, пока произведение не закончится. Неожиданно скоро.

Пожалуй, главная разница между фильмом (я имею в виду последнюю якобы экранизацию с Уиллом Смитом) и книгой в названии. Несмотря на одинаковость «Я — легенда» в обоих случаях имеет едва ли не противоположный смысл. Роберт Нэвиль Матесона навечно остался в душах выживших вампиров страшной легендой, безжалостным карателем, ужасом, приходящим с солнцем, немыслимым монстром с безумным блеском голубых глаз. А он всего лишь последний человек в мертвом мире. Одинокий. Страдающий. Потерявший слишком много...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Берясь за книгу, я уже вкратце знал её сюжет, да и фильм смотрел. И с каждой прочитанной строкой моё разочарование росло. Не в книге, нет. В фильме.

Пускай в книге фигурируют «обычные» вампиры, это не делает её ни на йоту банальнее и нереалистичнее. Да и чего ждать в этом плане от романа, написанного в далёком 1954 году?

Великолепный психологический триллер о борьбе человека за жизнь, но против памяти. За себя, но и против себя. События романа охватывают период «будущего» с 1976 по 1979 год. Роберт Невилл — единственный в округе выживший во время эпидемии бациллы, названной им «vampiris». Он потерял жену и дочь, и находит своё утешение в изысканиях средства для излечения от болезни. Вот вкратце и весь сюжет, что в принципе на фильм похоже.

А если вы соберётесь читать роман, то забудьте про фильм. В экранизации по неведомой логике создателей изменено всё. Не только время и место действия, что понятно, но и все сюжетообразующие и нагнетающие атмосферу моменты. Фильм лишён тех самых узлов, что привязывают вас к книге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот собака, которая умирает, будучи только найденной и приручённой, вот женщина, оказывающаяся агентом вампиров...
О концовке, открывающей совершенно другую, совсем не банальную суть названия, я умолчу.

Читая роман, сразу становится понятно, откуда растут ноги у большинства «свежих идей» в вампирской тематике. Здесь вам и вампиризм-инфекция, и научное его обоснование, и рождение новой вампирской расы.

Сама же книга представляет из себя добротнейший психологический триллер, описание человеческого одиночества настолько страшно выходит у автора, что те самые ночные создания теряют почти весь свой ужасный эффект. К тому же Невилл — далеко не учёный, и описание того, как он годами доходил до понимания сути эпидемии тем более реалистично.

Ну и, конечно же, развязка. Не сказать, чтоб неожиданная, но в прямом смысле хватающая за горло.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все началось с фильма. Про данного автора никогда не слышала, да и про фильм тоже:) Один из сотрудников пришел под впечатлением и рассказал, что в шоке от книги, рассказал что и фильм снимают, ну я подумала, а почему бы и нет, почему не попробовать прочесть.

Книга меня покорила, начинала её читать скептически, но потом оторваться не смогла. Произведение необычкновенное, необыкновенно своей идеей, своим описанием мира, мира в котором остался один человек. Причем обычный мужик, рабочий, не супергерой, не супер гений. Человек как человек, который жил спокойно со своей семьей, и постепенно терял родных, цивилизацию, привычный мир.

Вообще эта смесь юмора и трагедии, да, многие моменты доводили до слез от смеха, но все на этом фоне трагедии, безнадежности, стремлении героя к чему-то, он даже не знал к чему. Поиски друга, утешения...и опять потери потери.

Трагичная судьба, трагичный поиск, трагедия по своей сути. Печаль, одиночество, осознание себя.

Книга эмоций, книга идей, книга ощущений, книга заставящая задуматься и на время отойти от рамки понимания себя как индивидуальности и попробовать ощутить себя как частицу мира. Ощутит мир, планету и сущность разума во Вселенной.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чисто случайно нашел эту книгу, пару месяцев назад посмотрел фильм, фильм понравился, но я даже не подозревал что в его основании лежит книга.

Я — легенда спокойно можно назвать шедевром, это книга о вечном одиночестве, о том, что человек может быть страшнее монстра.

Хоть и роман маленький, 84 стр А4, но смысл его глубокий, очень хорошо описана тема одиночества, чуть ли не безумия, ведь как можно жить не общаясь с людьми, как можно ежедневно видеть смерть и привыкнуть к этому? Это ведь не реально!!! Но Роберту это под силу, он сделает все чтобы выжить. Более глубокого романа я еще не читал, постапокалиптическая остановка никак не мешает роману быть философским, а наоборот придает качественнный оттенок.

Если вы посмотрели фильм — книгу читайте, если не смотрели — все равно читайте. И если книга вам не понравится — можете дать мне в морду!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот теперь-то, прочитав книгу, я в полной мере понимаю и осознаю смысл названия «Я — легенда». Действительно, после просмотра фильма подобного понимания не возникает. Да и вообще экранизация не выдерживает никакой критики, настолько в ней все упрощенно. Пожалуй, лишь частично передана та неповторимая атмосфера одиночества в постапокалиптическом и враждебном мире. И хотя фильм я смотрел очень давно, и некоторые нюансы вполне могли забыться, но некое интегральное ощущение от увиденного, несомненно, остается. Может быть, у кого-то возникнет вопрос: почему я сразу же начал сравнивать книгу с фильмом? Ответ прост – именно экранизация побудила прочитать книгу, пускай и не сразу.

С первых же строк роман неотрывно захватил мое внимание. Автору очень убедительно удалось передать весь спектр эмоций и переживаний человека оказавшегося в полном одиночестве в мире, пережившем эпидемиологическую катастрофу. Каково это быть совершенно одному? Ради чего жить и в чем смысл дальнейшего существования? Смысла действительно мало, но человек всегда приспосабливается и привыкает к чему угодно. Инстинкты выживания никто не отменял. В этот мир веришь, и погружаешься с головой. Во время чтения не один раз ставил себя на место главного героя и размышлял, как бы поступил я, оказавшись в подобной ситуации. Могу сказать, что это очень страшно и пугающе — не хотелось бы мне пережить подобное. Сюжет достаточно прост и незатейлив, но в данной книге, это совсем не главное. Да и тема вампиров показалась немного наивной и притянутой за уши. Все-таки чувствуется, что книга написана очень давно (1954-й год), когда еще наука была не настолько продвинута, как в наше время. Но читать, лично мне, это совершенно не мешало.

В общем, перед нами открывается поистине атмосферное и глубокое психологическое произведение. Окончание книги поразило до глубины души – грустное и печальное, но вполне логичное. Еще могу добавить, что прочитал очень быстро, буквально за один день (сам удивился, хотя роман относительно небольшого объема, больше подходящем для повести).

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я — легенда» нравится мне как в книжном, так и в киновоплощении. И хотя по сути это две разных истории с одним названием и общей завязкой сюжета, каждая вполне достойна внимания.

Сюжетная канва такова: весь мир поражен эпидемией вируса вампиризма (ладно, не вирусом, а бактерией, прошу прощения за дилетантство). Человеком остался только Роберт Нэвилл, который теперь ведет ежедневную борьбу за свою жизнь. Кстати, интересное наблюдение: в книге Роберту наплевать на свою внешность и физическую форму, он вообще не следит за собой и остро чувствуется, что ему никогда не хватает времени на все то, что надо сделать. В то время как в фильме видно, что свободного времени у главного героя довольно много и следить за собой он не перестал.

Книга насквозь пропитана одиночеством и отчаянием. История практически беспросветна, а если учитывать, что все происходящее мы воспринимаем через призму мыслей главного героя, то возможно, что происходящее в романе было еще более жутким и отталкивающим. Главный плюс книги — отлично прописанный психологизм. Показан он с помощью прямой трансляции мыслей Роберта Нэвилла (в фильме для этих целей использовали собаку, манекенов и т.д.). Идея объяснения происхождения вампиров с научной точки зрения мне нравится до сих пор, хотя, конечно, она не без некоторых огрехов, а местами и вовсе притянута за уши, но ведь и разработал эту теорию персонаж, далекий от медицины.

Забавно, кстати, получилось обыграть название и у фильма, и у книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в романе Роберт называет себя легендой, потому что он стал пугать вампиров, как вампиры когда-то пугали людей, стал для них страшной историей, легендой. В фильме главный герой становится легендой, скорее, для остальных выживших, т.к. он столько времени выживал и так многого добился.

В итоге могу сказать, что книга вполне заслуженно признана классикой литературы ужасов и рекомендуется к прочтению всем поклонникам хоррора (хотя наверняка многие это и без меня знают и уже прочитали ее).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

История Роберта Невилла, единственного человека на Земле, которая кишит вампирами, меня зацепила. В книге прекрасно показана атмосфера одиночества и безысходности. Все поступки главного героя выглядят очень живыми и естественными, хотя, на мой взгляд, не всегда логичными. Верить, что он единственный, у кого есть иммунитет, немного наивно. В книге есть момент, где Невилл подумал о том, чтобы поискать оставшихся незараженных людей (если таковые остались) в других городах, но он просто побоялся остаться вне дома после наступления темноты. Столько времени быть в одиночестве, и просто бояться уйти из дома! Как по мне, это странно. Но в остальном, мысли главного героя заставляют ему сопереживать. Все его пьяные срывы показывают, что он обычный человек, которому страшно и одиноко.

Отрывок про собаку — самый милый. За это автору отдельное спасибо.

Концовка меня немного разочаровала (я все же надеялась на другой финал), но в целом книга очень интересна, и заслуживает внимания читателей.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх