FantLab ru

Харпер Ли «Убить пересмешника…»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.87
Оценок:
1319
Моя оценка:
-

подробнее

Убить пересмешника…

To Kill a Mockingbird

Другие названия: Убить пересмешника

Роман, год (год написания: 1959); цикл «Джин Луиза Финч»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Аттикус Финч трудится адвокатом и после смерти матери в одиночку воспитывает двоих детей. Его назначают защищать чернокожего, обвиняемого в изнасиловании белой женщины. На фоне острых социальных коллизий, отображённых в произведении, яркими и живыми штрихами Харпер Ли рассказывает о взрослении детей и формировании их жизненного пути.

Выдающийся роман, классика мировой литературы.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Пулитцеровская премия / Pulitzer Prize, 1961 // Художественная книга

лауреат
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (60 место)

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2007 // Аудио-книга (читает Sissy Spacek)

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Политика, власть и протест

Номинации на премии:


номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1961 // Художественная литература

Экранизации:

«Убить пересмешника» / «To Kill a Mockingbird» 1962, США, реж: Роберт Маллиган



Похожие произведения:

 

 


Убить пересмешника…
1964 г.
Убить пересмешника. Душной ночью в Каролине. Беги, негр, беги!
1986 г.
Убить пересмешника...
1986 г.
Убить пересмешника...
1986 г.
Вино из одуванчиков. Убить пересмешника… Над пропастью во ржи
1988 г.
Убить пересмешника...
1988 г.
Убить пересмешника...
2000 г.
Убить пересмешника
2001 г.
Убить пересмешника...
2002 г.
Убить пересмешника...
2004 г.
Убить пересмешника...
2005 г.
Убить пересмешника...
2006 г.
Убить пересмешника...
2006 г.
Убить пересмешника...
2006 г.
Убить пересмешника
2007 г.
Убить пересмешника...
2007 г.
Убить пересмешника...
2009 г.
Убить пересмешника...
2011 г.
Убить пересмешника...
2014 г.
Убить пересмешника...
2016 г.
Убить пересмешника…
2017 г.
Убить пересмешника
2018 г.

Периодика:

Роман-газета № 4, февраль 1964 г.
1964 г.

Аудиокниги:

Убить пересмешника
2009 г.
Убить пересмешника...
2014 г.

Издания на иностранных языках:

To Kill a Mockingbird
1977 г.
(английский)
To Kill a Mockingbird
1982 г.
(английский)
To Kill a Mockingbird
2006 г.
(английский)
To Kill a Mockingbird
2006 г.
(английский)
To Kill A Mockingbird
2008 г.
(английский)
To Kill a Mokingbird
2011 г.
(английский)
Вбити пересмішника
2015 г.
(украинский)
Вбити пересмішника
2016 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Убить пересмешника большой грех. Пересмешник – самая безобидная птица, он только поет нам на радость.

Действие романа происходит в годы Великой депрессии на юге Америки в провинциальном городке Мейкомб, штат Алабама. Повествование ведется от лица одного из главных персонажей книги – девочки Джин Луизы Финч по прозвищу Глазастик, живущей вместе с братом, отцом-адвокатом и нянькой-негритянкой.

Это многогранное произведение, это роман о жизни и быте семьи, о детстве двух ребят, о противостоянии белых и цветных, тянущемся из прошлого, о честном адвокате, пытающемся привить важные качества своим детям, о провинциальном обществе, о терпимости и непонимании, о честности и доверии.

Отец двух ребятишек, адвокат Аттикус Финч – человек твердых убеждений и высоких моральных принципов. Он считает главным в воспитании детей не внешний лоск, а внутренний мир, качества личности, черты характера, убеждения. Главное – честность, ответственность за свои слова и поступки, чувство справедливости, сдержанность, стойкость перед лицом невзгод, взаимовыручка.

Перед читателем предстает история взросления Глазастика и Джима, мы видим, как на протяжении времени меняются и обретают четкость их убеждения, взгляды на жизнь, людей, справедливость. Они на удивление тонко чувствующие натуры, глубоко переживающие несправедливость и понимающие те вещи, которые большинство детей их возраста даже не считают важными. Мы видим, как они меняются, постигают жизненные уроки и учатся жить по законам этого мира, что зачастую очень непросто.

Удивительно, какие отношения складываются у отца с детьми, которых он воспитывает один. Они глубоко доверяют ему, стараются понять в те моменты, когда не согласны с ним, тем же отвечает детям и он. Он не пытается их обмануть, а говорит как с равными, объясняя неприкрытую правду жизни, он не прячется за избитыми фразами и не отмахивается от вопросов, а терпеливо разъясняет суть вещей.

Книга удивительная, проникновенная, трогательная и честная. Перед глазами читателя возникают традиционные для провинциальной Америки 30-х годов прошлого столетия образы: кумушки-соседки, любящие посплетничать, почтенные дамы, сидящие за чашечкой чая, врач, шериф, священник, адвокат, судья, колоритные образы негров. Мир показан глазами детей, но взгляд их не замутнен предрассудками и ложными догмами.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мᴏжнᴏ ʙыᴛᴀщиᴛь чᴇᴧᴏʙᴇᴋᴀ иɜ ᴦᴩяɜи, нᴏ нᴇᴧьɜя ʙыᴛᴀщиᴛь ᴦᴩяɜь иɜ чᴇᴧᴏʙᴇᴋᴀ».

Великая депрессия, вымышленный городишко Мейкомб, штат Алабама. Главная героиня — шестилетняя Джин-Луиза Финч, которая после смерти мамы, живёт со своим старшим братом Джимом и отцом Аттикусом, адвокатом.

Как и всякие дети, Джим и Джин, вместе с соседским мальчишкой Диллом, интересуются всевозможными мрачными историями и обнаруживают одну такую совсем неподалёку. Прознав о таинственном затворнике Рэдли по прозвищу Страшила, они во всю обсуждают слухи, связанные с его личностью, крутятся поблизости с домом и придумывают способы, чтобы увидеть лицо, наверняка страшное и обезображенное, иначе зачем прятаться?!

Тем временем Аттикус берётся защищать чернокожего простоватого парня Тома, обвинённого в изнасиловании белой девушки.

💬 Мужᴇᴄᴛʙᴏ — ϶ᴛᴏ ᴋᴏᴦдᴀ ɜᴀᴩᴀнᴇᴇ ɜнᴀᴇɯь, чᴛᴏ ᴛы ᴨᴩᴏиᴦᴩᴀᴧ, и ʙᴄᴇ-ᴛᴀᴋи бᴇᴩᴇɯьᴄя ɜᴀ дᴇᴧᴏ и нᴀᴨᴇᴩᴇᴋᴏᴩ ʙᴄᴇʍу нᴀ ᴄʙᴇᴛᴇ идᴇɯь дᴏ ᴋᴏнцᴀ. Пᴏбᴇждᴀᴇɯь ᴏчᴇнь ᴩᴇдᴋᴏ, нᴏ инᴏᴦдᴀ ʙᴄᴇ-ᴛᴀᴋи ᴨᴏбᴇждᴀᴇɯь.

Насколько же всё-таки интереснее слушать аудиокнигу, которую озвучивают артисты театра, тут тебе и голоса для каждого персонажа, шорохи, скрипы, покашливания, всевозможные звуки для полного погружения слушателя в историю.

Хоть я и смотрела великолепную экранизацию с любимым Грегори Пеком, но это было так давно, что к книге приступила почти ничего толком не помня.

И меня затянуло, наверное, истории от лица маленьких девочек почти всегда интересны и увлекательны, ведь рассказаны простым языком, без длинных пространных фраз на пол страницы.

Вот и сама история получилась предельно ясной: она о сильных и слабых людях, о добрых, готовых бороться за справедливость, как Аттикус Финч, и злых на весь мир и окружающих.

Дослушивая последние минуты было даже как-то жаль прощаться с городком, его жителями и такой наивной, часто милой, детской непосредственностью Джин-Луизы.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот вроде книга хороша, но прям в зубах скрипит от того, какая она морализаторски правильная, школьная. Особенно при нынешней повестке. Все герои очень полярно поделены на хороших и плохих, лишь одним пятном была старуха которая подсела на морфий. Вроде как злая, но ничего вы не понимаете — она хорошая на самом деле (ааа, почему). Не хватает кого-то злого из черных, для равновесия:))) Слог хороший и я верю что он от лица девочки. На судебном процессе книга затянула очень даже — автор справилась описать его объемно и интересно, без лишних деталей и составив всю картину происходившего.

В любом случае книга мне понравилась и я не жалею что ее прочитала, но читать надо было явно намного раньше.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего нет хорошего, когда приходится кого-то ненавидеть (цитата)

Книга, впервые прочитанная около 40 лет назад и потому изрядно событийно-сюжетно подзабытая. Однако сохранившая в памяти ощущение чего-то светлого и щемящего.

Американский Юг. Середина 30-х. Кажется, что раз рабство отменено давным-давно, то отношения между цветными и белыми урегулированы. Но разве можно отрегулировать на законодательном уровне то, что на самом деле исходит от уровня культуры простых рядовых жителей маленького городка. В особенности, если это граждане самого низкого сорта, питающиеся едва ли не отбросами и носящие обноски. Однако же принадлежащие к белой расе «господ». И понятно, что как бы закон не декларировал равные права всех граждан США перед законом, на практике получается, что всегда любой судебный процесс, если в нём замешаны цветные, решается в пользу белого. Такова практика. А практика — это и есть закон, перенесённый в реальность.

Адвокат Аттикус Финч как никто другой отлично всё это знает. Однако ничтоже сумняше берётся защищать в суде присяжных негра, обвиняемого в покушение на изнасилование белой девушки. Все перипетии судебного расследования лучше всего будет узнать непосредственно из уст автора книги, изложенными главной героиней романа Джин Луизой Глазастиком Финч. Не беда, что эта девочка пока ещё маленькая и ходит только в начальную школу — её наблюдательность такова, что она улавливает малейшие движения (недаром её прозвали Глазастиком).

А попутно с историей этого непростого судебного разбирательства мы попросту погрузимся в мир американских простых детей — этой самой Джин Луизы и её брата Джима, и приятеля Дилла, и одноклассников, а ещё соседей и так называемого дамского светского общества городка. Всё происходящее в книге подаётся читателю устами этой самой наблюдательной малышки Джин Луизы, что придаёт повествованию невыразимый детский вкус… однако с примесью горечи взрослого понимания того, о чём нам рассказывает Джин Луиза.

Великолепная книга сначала напоминает чем-то неуловимым то марктвеновские романы о Томе Сойре и Гекльберри Финне, то вдруг доносятся отголоски бредберивского «Вина из одуванчиков», а то вдруг вспоминаешь «Жизнь мальчишки» — этот роман Харпер Ли собрал в себе все лучшие черты перечисленных книг.

Ну, а поскольку вдруг выяснилось, что у истории есть продолжение, то непременно будет прочитана и вторая книга о жизни Джин Луизы Финч.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Была удивлена, что у автора так мало произведений, при том, что эта книга показалась очень качественной и сильной. Роман целостный, с определенной долей морали.

События показаны глазами детей, поэтому читается довольно легко. Интересно было бы дать какому-нибудь ребенку почитать эту книгу, потому что язык понятный, осилить его он сможет. Но вот темы поднимаются интересные, и как детский мозг интерпретирует их? Так же как и взрослый?

Дети в книге тоже имели предрассудки по отношению к другим, не стеснялись вешать ярлыки. Вот только со взрослыми в этом они потягаться не могут, здесь уже совсем другой уровень.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, — это его совесть.»

Но не будем забегать вперед. Что такое откровение? Это когда тебе удается выразить все (правильно) сокровенные мысли и чувства и донести их до других. Так вот, с этой задачей мисс Ли справилась превосходно, перед нами роман-откровение.

Я не стал бы упирать на то, что книга о становлении — да, есть, но не столько ради самого себя, сколько как средство по-детски честно показать события и людей. Только ребенок прямо заметит, кто из взрослых в восемь утра уже еле стоит на ногах, а чье единственное занятие — разносить сплетни. Взрослые как-никак тактичнее. Ну и конечно, именно то, как другие ведут себя с детьми и что пытаются им передать, и показывает кто есть кто на самом деле.

"— Смотри! — сказала мисс Моди и, щёлкнув языком, показала мне, как вынимается её вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.»

В первую очередь это роман о людях — их характерах и поступках, и, как мы знаем, таковые нагляднее всего показать в суровых, экстремальных условиях, например, на войне (привет герру Ремарку), или в фантастическом/фэнтезийном окружении. Однако тут нас ожидает реализм. Нет, не суровый, не жестокий и не грязный. Напротив, этот роман вполне достоин своей маркировки 12+, его можно и нужно читать детям среднего и старшего школьного возрастов. Здесь нет навязчивого морализаторства (хотя некоторые могут принять за оное строгую принципиальность Аттикуса, например), язык простой и увлекательный, но именно легкость и ненавязчивость в контрасте с глубокими темами, которые были затронуты, делают «послевкусье» романа более ярким и долгим.

Главных сюжетных нитей несколько, помимо них действо наполнено различными мелкими событиями самых разных эмоциональных оттенков, отчего при первом прочтении, УП напомнил мне небезызвестное «Вино из одуванчиков».

Не столько Аттикус воспитывает своих детей, сколько роман воспитывает читателя, впрочем так же незаметно, не вдалбливая прописные истины, а заставляя самостоятельно прочувствовать, что такое несправедливость, боль, злорадство, а также неукротимый оптимизм, мужество, совесть.

И тут мы вернулись к цитате-открывашке. Совесть как черта характера здесь поставлена во главу угла. Аттикус Финч — человек совести, который в одиночку (но не совсем) растит двоих детей и своим примером показывает, что ни предрассудки, ни мнение большинства никогда не могут быть выше справедливости. Больше всего этот человек боится оступиться, потому что тогда не сможет смотреть в глаза своим детям. Лично мне он напомнил Жана Вальжана, хотя француз, скорее Человек-самопожертвование, но и тот, и другой упрямы спокойным тихим упрямством, и готовы на все ради своих принципов.

Дети — они и есть дети, учатся, меняются, растут. Любопытные и, благодаря отцу, честные, с живым, остро чувствуюшим сердцем.

"— А я когда вырасту, наверно, стану клоуном, — сказал Дилл.

Мы с Джимом от удивления стали как вкопанные.

— Да, клоуном, — сказал он. — Ничего у меня с людьми не получается, я только и умею, что смеяться над ними, вот я и пойду в цирк и буду смеяться до упаду.

— Ты все перепутал, Дилл, — сказал Джим. — Сами клоуны грустные, а вот над ними все смеются.

— Ну и пусть, а я буду другой клоун. Буду стоять посреди арены и смеяться всем в лицо.»

Персонажи второго плана довольно характерны: консервативная тетка Александра, служанка Кэл, принимающая детей как своих, шериф Тейт (и его позиция в предпоследней главе), мисс Моди (ей отдельное браво), мужественная ведьма мисс Дюбоз, Канингемы — суровые, упрямые, независимые, и по-своему честные.

Но первая скрипка все-таки за Аттикусом, хотя в предпоследней главе его принципиальность лично меня и раздражала, но, во-первых, понять его можно, во-вторых это был едва ли не единственный случай, когда он растерялся. Как же потрясающе он себя вел перед и во время суда, какой пример подал детям и (хочется надеяться, всему Мэйкобу),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как вышел один против всех, кого считал если не друзьями, то добрыми соседями, вооруженный газетой и готовый стоять насмерть.

«Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.»

«Сейчас мы воюем не с янки, а со своими друзьями. Но помни, как бы жестоко ни приходилось воевать, все равно это наши друзья и наш родной край.»

Жаль, бесконечно жаль Тома Роббинса, жаль, что несмотря на все старания и мужество Финча, Том был заранее (практически?)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
обречен и больно осознавать, что причиной его гибели были человеческие подлость, страх и закостенелость.

Второй грустной ноткой, на этот раз не столько Обреченности, сколько Одиночества, является, конечно, Артур Рэдли, он же Страшила. Четверть века затворничества это чертовски большой срок. Но ведь когда «детям Страшилы» понадобилась помощь, он пришел. Наверняка, это был тот самый поступок, для которого он и жил на этом свете, всеми забытый и тревожимый лишь горсткой детей.

«Страшила был наш сосед. Он подарил нам две куколки из мыла, сломанные часы с цепочкой, два пенни на счастье – и еще он подарил нам жизнь. Но соседям отвечаешь на подарок подарком. А мы только брали из дупла и ни разу ничего туда не положили, мы ничего не подарили ему, и это очень грустно.»

Так и мисс Ли, по сути, прожила более века, дабы оставить после себя единственный (до некоторых пор) роман, по праву считающийся одной из лучших книг двадцатого века.

P.S. Некогда именно «Убить пересмешника» совместно с другой нетленкой — «Над кукушкиным гнездом» Кизи заставили меня по-иному взглянуть на современную классику и полюбить этот жанр.

«Пока я не испугалась, что мне это запретят, я вовсе не любила читать. Дышать ведь не любишь, а попробуй не дышать…»

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помню как работал в книжном магазине, на кассе канцелярского отдела. И в перерывах между покупателями как-то решил прочитать эту книжку. Оторваться было сложно. Насколько блестяще Харпер Ли смогла показать мир глазами ребёнка! Насколько острее и ярче взрослые проблемы смотрятся с точки зрения этого самого ребёнка. По-настоящему крутая, классическая, «вечная» книга!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же вам описать о чем эта книга. Аннотации написаны слишком громко. Фигурирующая везде инфа о том, что отца двоих детей, работающего адвокатом, назначают защитником чернокожего и т. д. и т. п. в первую очередь намекает, что это будет основной линией. Но здесь все иначе.

Большая часть книги — история жизни детей. Они играют, дерутся, ходят в школу. Но!

Огромный плюс, что это написано интересно. Хотя многие со мной не согласятся. Мне зашло.

Когда наконец вступила в полную силу линия с судом чернокожего, стало ещё интереснее, но это совсем не то, что ожидаешь от подобной книги. 30-е годы, чернокожие ещё притесняются. Отец главных героев защищает парня, которого обвиняют в изнасиловании. Люди реагируют на это не очень хорошо (белокожие конечно). Что отражается и на детях адвоката.

Книга спокойная, никаких слезовыжимательных моментов для меня не было (хотя обошлось не без трагедий, но яркого и болезненного впечатления они не произвели). Не было больно и страшно, хотя книге этого, вероятно хотелось.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не единожды слышала выражение – «Это ведь, как убить пересмешника». И наконец прочла книгу Ли Харпер «Убить пересмешника». Если начать говорить о том, что описана Америка 30-годов, проблемы расизма, вопросы правосудия, то станет немного скучно. А ведь книга совсем не такая. Возможно, потому, что рассказ идёт от имени 8-летней девчушки. И рассказывает она о себе, своём брате, своём отце, своих соседях, неком Страшиле Рэдли, тайна которого держит интригу на протяжении всей книги, о своём взрослении… Книгу нужно читать. Вот, честно. Даже не потому, что она хорошо написана, что читается легко, что на многие вещи взглянешь иначе. А потому, что устами ребёнка говорит истина. И, возможно, «Глазастик» даст вам ответы на многие вопросы, и вы никогда не убьёте пересмешника.

И несколько зацепивших цитат:

Ничего не надо страшиться, кроме страха

Есть такие люди, они чересчур много думают о том свете и потому никак не научатся жить на этом.

Если сумеешь попасть в сойку, стреляй их сколько угодно, но помни: убить пересмешника большой грех.

Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, — это его совесть. Понимаешь, малышка, если кто‑то называет тебя словом, которое ему кажется бранным, это вовсе не оскорбление. Это не обидно, а только показывает, какой этот человек жалкий.

Что бы там ни было, а всякая толпа состоит из людей.

Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все‑таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все‑таки побеждаешь.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор поднимает две главные темы, которые являются двумя основными сюжетными линиями: тема дискриминации над афро-американцами, взросление и воспитание детей.

Откровенно говоря, книга меня не впечатлила и не произвела большого впечатления. Написана она приятным языком, но я даже не знаю для кого больше. Если для детей, то мне кажется им будет скучно читать, т.к. каких-то событий и экшена в книге нет, текст идет очень умеренно и тихо, прям как жизнь в городе. Для взрослых? ну лично мне было интересно следить только за Аттикусом, в частности, за тем, как он воспитывает своих детей. Мне кажется, он идеальный родитель, ну или почти идеальный.

Суд над Томом всколыхнул во мне внутреннюю толстую негритянку (>_<). Хотя, скажем честно, я предполагала, что этим все и кончится. Но, автор недостаточно уделила теме дискриминации в этой книге, мне хотелось еще развития событий...

Еще у меня остались вопросы про затворничество Страшилы, на которые в книге нет ответов. Вполне возможно, что во второй книге есть ответы, но желания читать вторую часть как-то нет... Я вообще не знала, что у книги есть продолжение))

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От книги с такой обложкой я ожидал замес с первых страниц. Что-то типа такого: “ В тихом городке произошло ужасное преступление, и у нас есть только один свидетель — маленькая девочка”. И дальше вокруг неё крутится весь запутанный сюжет, сопровождаемый проблемами расизма и ксенофобии, как было заявлено в описании.

Тут же я получил следующее: первая половина книги (до суда) — скучная история жизни каких-то детей с переизбытком гормонов, которые постоянно дерутся, называют своего отца по имени и немного развлекают читателя шпионажем за загадочным Страшилой Рэдли. Эти дети постоянно конфликтуют между собой, а девочка Джин, от лица которой ведётся повествование, постоянно ведёт себя так, как будто ей 14, а не 7-9, как по книге.

Но вот дело доходит до суда над чернокожим Томом Робинсоном, и тут уже написано хорошо и интересно. Да и все последующие события после суда тоже читается быстро и придираться к ним не хочется.

Моя проблема в том, что я понавыдумываю свой суперинтересный(как по мне) сюжет по обложке книги и краткому описанию, а потом жалуюсь, что книга разочаровывает.

Книга действительная больше рассчитана на американское население, тут их проблемы, которые нам понять не так-то просто

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что такое обычный провинциальный американский городок 30-х годов прошлого века? Такой, как Мейкомб? Место, уставшее от жары, где «некуда идти и нечего покупать»? Но стоит лишь взглянуть на этот городок через пострелёнка-Глазастика (знакомьтесь, она же — Джин-Луиза Финч), и открывается многое, меняющее твой взгляд. Обнаруживается, что старая карга мисс Дюбоз обладает мужеством, которое не у всякого мужчины найдётся. Обнаруживается, что Аттикус, в общем, не выглядевший героем в глазах ребятишек, оказывается, носил когда-то кличку «Финч-Без-Промаха». Да много ещё чего обнаруживается. И, конечно, не вздумайте подходить к дому Рэдли — ведь там живёт Страшила! Говорят, он орудует ножницами!

Каждого из читателей великолепный роман «Убить пересмешника» задевает чем-то своим. А мне кажется, что Ли Харпер и любит людей, и одновременно признаёт, что да, ну есть такое — пошли пристрелить человека за его цвет кожи. Осудили, за то, что он посмел бросить взгляд на белую женщину. То есть роман содержит тонкий намёк на то, что и ты, дорогой читатель, в принципе способен пойти куда-то в ночь с ружьём. И что иногда нужен маленький ребёнок, чтобы заставить людей одуматься. А если ты, читатель, на такое не способен — то слава Богу, значит этот и другие романы потихоньку делают своё дело! Вот этой удивительной человечностью книга и хороша. Да ещё массой других вещей. Один судья Тейлор чего стоит. А невероятно трогательные эпизоды в финале?

Поистине счастливы те, кому повезло познакомиться с книгой в детстве. Уже давно ни одна книга не трогала меня так глубоко, и что приятно — к ней можно вернуться через какое-то время. Говорят, продолжение хуже. Вот и дилемма — побаиваюсь читать. Оно, конечно, без одобрения Гека Финна тут, по-моему, не обошлось. Но знаете что? Двадцать семь лет спустя Иджи Тредгуд из не менее знаменитых «Жареных зелёных помидоров» и Лили Оуэнс из «Тайной жизни пчёл» (через 42 года) отправятся заклинать пчёл. А всё-ж таки в своих странствиях они нет-нет да и оглянутся на свою великую маленькую предшественницу — Джин-Луизу Финч.

Многоплановый, почти универсальный роман, с тёплым юмором, не лишённым некоторого сарказма, удивительно человечная и солнечная (светлая!) история, о которой вздыхаешь, когда она заканчивается.

P.S. Да, да. В оригинале Scout. Но у романа хороший перевод. Нора Галь всё-таки. Вот сейчас какой-нибудь переводчик перевёл бы как «Скаут». И чего? А «негролюб», «когда прищемят хвост» и десятки других удачных языковых находок? У романа хороший перевод! Да и одноимённый фильм, несмотря на не очень ловкий дубляж (но там тоже старались), не зря отхватил аж три статуэтки — рекомендуется.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скорее всего, такое чувство было у вас не один раз. Читая книгу, вы физически ощущаете написанное, будь то вкус, запах или звук. У меня такое чувство было всего трижды. Впервые это был «Террор» Симмонса, заставивший меня чувствовать холод даже под теплым одеялом. Второй раз подобное ощущение пришло когда я читал «Песнь Кали» того же Симмонса, а именно липкий пот, из той категории что, как пищевая пленка, покрывает все тело, заставляет чувствовать себя ужасно неуютно. Третий раз это уже старичок Кинг постарался в повести «1922». И хотя повесть мне не особо понравилась, но запах крыс преследовал меня еще пару дней.

Говорят еще, когда читаешь «Женщину в песках» Кобо Абэ, на зубах хрустит песок.

Вы наверно думаете «К чему все это?». Сейчас объясню.

Чего я ждал от романа? «Убить пересмешника…» относиться к южной готике. Вот только у меня устойчивая ассоциация Южная готика=Настоящий детектив. Поэтому я ожидал… хм… скорее всего триллер, возможно с элементами мистики, религии и т.д. Чего-то вроде «Острые предметы» Гиллиан Флинн (нельзя сравнивать эти романы, но что поделать), с тягучей как патока, нездравой атмосферой южной глубинки, где у каждого полчища скелетов в шкафу. Я хотел ощутить эту давящую южную жару, гнилостный запах болот или типа того.

Ну что ж, готов признать, я получил абсолютно не то, что ожидал. И я этому несказанно рад.

А получил я, не побоюсь этого слова, великолепный роман про детство и взросление, расовую дискриминацию и маленькое восстание против предрассудков. Роман про то, что не зависимо от возраста, статуса или цвета кожи, надо оставаться человеком.

Живет в городке Мейкомб, Алабама семья юриста Аттикуса Финча: сам Аттикус, сын Джим и дочь Джин Луиза или Глазастик. Дети ходят в школу, летом играю целыми днями напролет с другом Диллом, который приезжает на каникулы, разыгрывают сценки и пытаются увидеть местного затворника «Страшилу» Рэдли. Все меняется, когда Аттикус начинает защищать в суде негра, которого обвиняют в изнасиловании белой девушки.

Харпер Ли сделала очень хороший ход, описывая все события с точки зрения малышки Глазастика. Ведь дети, с их непосредственностью, способны различить правду, не обращая внимание на увертки и «жонглирование словами». С другой стороны, Глазастик еще полностью не понимает всего что видит или слышит. Ведь с точки зрения ребенка, нет особой разницы, в какую церковь пойти: обычную или негритянскую. И не понятно, почему нельзя пойти в гости к черной домработнице. Постепенно, сначала Джим, а потом Джин Луиза, дети взрослеют, и точка зрения немного меняется. Они уже не такие наивные, но все еще не могут полностью разобраться в поступках взрослых.

С другой стороны – это социальная драма о людях, которые пытаются изменить свой городок. Здесь и Аттикус, который с газетой встречает линчевателей, и мисс Моди, что меткой фразой затыкает «истинно верующих» светских дам, и Дольфус Реймонд, притворяющийся пьяницей, чтобы людям было проще, и редактор газеты, готовый всю ночь сидеть с ружьем на страже, и даже упирающийся Каннингем. Персонажи получились просто загляденье.

Итог. По-настоящему добрый роман, не смотря на поднятые им темы, про маленьких людей и маленький город. Кусочек солнечной Алабамы в эти холодные зимние вечера.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень жаль, что это произведение не включено в обязательную программу по литературе в средней школе. Очень правильные и серьезные нравственные и моральные уроки, при этом в легкой и понятной форме. При этом жизнь подростков описана тоже красочно и интересно — драки, хулиганства, приключения.

С другой стороны, полезно и настоящим (и в перспективе) родителям. Никогда не надо забывать, что ребенок берет пример в первую очередь со своих мамы и папы. Другими словами, как сказал Мэтт Грейнинг, чтобы ваш ребенок не был Бартом Симпсоном, надо чтобы вы сам не были Гомером Симпосоном.

В целом, все очень цельно и складно. Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не сказать, чтобы совсем впечатления не произвело, но ждала я большего. Атмосфера старого доброго юга не впечатлила (не в последнюю очередь потому, насколько она сильнее у той же Флэгг), «доброго» в этом старом добром юге оказалось не так уж и много, повествование от лица ребёнка вовсе не удалось (почти теми же словами и с теми же эмоциями могла бы написать и тридцатилетняя женщина, при условии, что она не зла и изъясняется доступно).

Но ведь не за вышеперечисленное книга вошла в анналы мировой литературы. А за историю сегрегации в старушке-Америке тридцатых. А издана книга, на минуточку, в шестидесятых. Прогремела тогда, через четверть века после описываемых событий, и читается и гремит до сих пор в веке уже двадцать первом. А нет ничего проще, чем обличать прошлые эпохи с высоты сегодняшних знаний и морали. Вот де осуждают герои Гитлера, плачут над нецивилизованными папуасами, а сами с собственными неграми ведут себя так ай-ай-ай. И даже этого не замечают. Легко было писать об этом, когда у тебя за спиной целое движение за гражданские права и сам Мартин Лютер Кинг. Легко нам сейчас осуждать персонажей-«расистов», когда мы сами выросли в другом мире. Но могли ли они, выросшие там и тогда, думать по-другому? Это СЕЙЧАС мы знаем, что негры – такие же люди, просто другого цвета, то ведь ТОГДА белые вполне серьёзно были убеждены, что негры БУКВАЛЬНО заразны и генетически неполноценны! И они делали всё, чтобы уберечь себя, своих детей и свой маленький мирок от этой заразы. При этом, даже не нападая первыми – лишь защищаясь от чужеродности. Людей поставили перед простым выбором: свой – чужой; кто из нас сделал бы иной выбор? Конечно, негры ни в чём тогда не были виноваты. Их жалко. Но заслуживают ли такого тотального обличения тогдашние белые? Если они просто жили по правилам, написанным до них; по правилам своего мира, а не нашего с вами?

P.S. На самом-то деле, с момента описываемых событий и до момента написания мало что изменилось в старушке-Америке в плане сегрегации. Вот если бы автору хватило смелости написать свой роман о настоящем, а не о прошлом – ведь и менять-то почти ничего не пришлось бы! – тогда, думаю, мировой резонанс был бы более оправдан.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх