FantLab ru

Ричард Матесон «Кнопка, кнопка…»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Голосов:
892
Моя оценка:
-

подробнее

Кнопка, кнопка…

Button, Button

Другие названия: Нажмите кнопку; «Нажми на кнопку, нажми»; Посылка

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 186
Аннотация:

Если вам принесли маленькую деревянную коробку с единственной кнопкой, закрытой стеклянным колпачком, то не спешите считать, что это рекламный трюк торговца. Если вы нажмете кнопку, где-то в мире умрет незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов. Кто потянется нажать кнопку?

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

  • Экранизирован в 2009 (под названием «The Box»), США, Darko Entertainment, Lin Pictures, Media Rights Capital, Radar Pictures Inc. Режиссер: Ричард Келли. В ролях: Кэмерон Диаз, Джеймс Мэрсден, Фрэнк Ланджелла, Джеймс Ребхорн, Холмс Осборн, Сэм Стоун, Джиллиан Джейкобс, Селия Уэстон, Дебора Раш, Лиза К. Виатт.

  • Рассказ экранизирован в возрождённом в 1985-1989 годах американском сериале «Сумеречная зона» (сезон 1, эпизод 20b; премьера 7 марта 1986 г.). Режиссёр: Питер Медак. Сценарий: Button, Button (The Twilight Zone).

  • Опубликован на русском языке также: Матисон, Р. «Нажми на кнопку, нажми»: [Рассказ] /Пер. Т. Джапаридзе // Молодежь Грузии. — Тбилиси, 1970. — 24 октября.


  • Входит в:


    Экранизации:

    «Profile in Silver / Button, Button» 1986, Великобритания, Канада, США, реж: Джон Д. Хэнкок, Питер Медак

    «Посылка» / «The Box» 2009, США, реж: Ричард Келли



    Похожие произведения:

     

     

    
    Современная фантастика
    1988 г.
    Человек, который дружил с электричеством
    1989 г.
    Ключи к декабрю
    1990 г.
    Ключи к декабрю
    1992 г.
    Легенда. Рассказы
    2001 г.
    Жизнь коротка
    2005 г.
    Посылка
    2009 г.
    Корабль смерти, Стальной человек и другие самые невероятные истории
    2011 г.
    Нажмите кнопку
    2018 г.

    Периодика:

    «Литературная Россия» № 36 1970
    1970 г.

    Аудиокниги:

    Элементы — модель для сборки
    1995 г.
    Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
    2011 г.
    Вечер короткого фантастического рассказа
    2017 г.

    Издания на иностранных языках:

    Richard Matheson: Collected Stories
    1989 г.
    (английский)
    The Best of Richard Matheson
    2017 г.
    (английский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    В данном конкретном сюжете все решает малая форма произведения. Это как некий условный рассказ Стивена Кинга про серийного маньяка, в котором умышленно фигурирует ровно один герой (Кинга читал немного, но даже при этом наткнулся на несколько таких рассказов). При этом на страницах рассказа герой вообще никак не маньячит. Просто живет своей жизнью и занимается чем-то нейтральным. Но читатель, который наблюдает за всем со стороны, должен же назначить кого-то на роль маньяка? Вот и приходится выбирать из одного возможного кандидата.

    Так и в рассказе Матесона. Есть двое. Есть кнопка, при нажатии которой кто-то погибнет. Нажимающий вроде бы умереть не должен, т.к. фирма (aka нечистая сила) гарантирует, что деньги он получит (будем считать, что в этой части обмана нет). Так что жертву опять же приходится выбирать из одного возможного кандидата. Хочется крикнуть главной героине: «Опомнись, дура! В рассказе вас всего двое! Ты прикончишь мужа, т.к. больше некого!» (да, это спойлер, но другие комментаторы до меня уже пару десятков раз пересказали концовку)

    Рассказ был прочитан до кучи с рассказом Роберта Льюиса Стивенсона «Сатанинская бутылка». Можно рассматривать как более простой сюжет из той же темы. У Стивенсона тему развили более широко.

    Оценка: 8
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Чем примечательны такие микропрозведения? На двух страницах текста (а то и на одной!) автор пробует заинтересовать читателя сюжетом с определенным смыслом или философским подтекстом. Кому-то удается, кому-то нет.

    В данном случае, считаю, весьма удачный результат: читатель стоит перед таким же выбором, как и герои произведения. Они по-разному смотрят на предлагаемую манну, их действия — отражение реакции среднестатистических обывателей. Кому-то важнее обещанные деньги, а предполагаемая смерть мифического незнакомца представляется совершенно далеким и отстраненным событием. А кого-то категорически не устраивает сама возможность стать причиной чьей-то смерти.

    Согласна, что в рассказе мораль настолько очевидна, что читатель чувствует, как его «тычут носом». Да и финал, на самом деле, довольно предсказуем (пожалуй, за исключением финальной фразы. Так вывернуть — это еще постараться надо, ведь и этот подтекст тянет на отдельный разбор). И все же история представляется вполне реальной и заставляет задуматься о человеческих пороках. Кстати, при заполнении классификатора я, в отличие от большинства, указала жанр реализм. Ведь здесь нет ни мистики, ни фантастики — чистый психологизм поведения: если ты выбрал деньги, значит готов кого-то обречь на смерть. Остальное, как говорят, дело техники. Наверняка эту кнопку посылали тоже не абы кому. Так что все просто как дважды два.

    Оценка: 8
    –  [  1  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Данный рассказ — своего рода вольный пересказ библейского сюжета о Древе Познания. Чтобы аналогия была видна всем, кратко напомню эту древнюю притчу.

    Создав людей бессмертными, Бог не дал им знания, чтобы уберечь их души от греха. Но в эдемском саду росло дерево, раз в 1000 лет приносившее особые плоды. Съев их, можно было приобщиться к Великому Знанию, познав всё на свете, подобно Богу. Но при этом всегда существовала 50-процентная вероятность заразиться Злом, которого в плодах было ровно столько же, сколько и Добра. Бог не был уверен в стойкости людских душ и чистоте их помыслов, потому и держал их подальше от соблазна на полном «гособеспечении», чтобы у них не возникало греховного желания решать всё самим. А вот у Дьявола были совсем иные планы. Чтобы доказать демиургу, что создание людей было величайшей его ошибкой, Дьявол решил любыми путями заставить Адама и Еву нарушить божий запрет. Для этого он подослал к людям своего верного слугу Гада, чтобы тот убедил их отведать запретного плода. Мужчина проявил стойкость и отказался наотрез. А вот женщина... Ее подвело обычное любопытство. Она хотела отведать то, что еще не приходилось испытывать прежде, поэтому надкусила запретный плод и уговорила мужчину сделать то же самое. Дальнейшее вам известно: получив Знание, люди стали творить греховные дела: познали суетность мира, порок и сомнение. Отсюда недалеко и до революции! Итог предсказуем: Бог рассердился, лишил людей бессмертия и выгнал их из Рая. Мужчина должен был теперь всю жизнь работать в поте лица, чтобы обеспечить свою семью достатком, а женщине было уготовано нечто пострашнее — жить и рожать в муках, чтобы никогда не забывать о своем первородном грехе.

    Полная аллюзия с рассказом Матесона! Если заменить Древо Познания на таинственный прибор с кнопкой, а Гада — на мистера Стюарта, мы получим старую сказку на новый лад. Новый запретный плод всё так же разжигает любопытство женщины, как и прежде заставляя ее совершить грех. Только теперь на кону стоят уже не какие-то абстрактные Знания, а жизнь вполне конкретного человека. Автор специально усилил эффект, чтобы показать: ничто не в силах остановить женщину, кроме ее самой. Почему мужчины не обладают таким качеством? Потому что они мыслят рассудком, который предсказуем и логичен. Женщина же мыслит чувствами, которые лживы, переменчивы и индивидуальны для каждого в отдельности. Автор показывает их читателю без утайки, чтобы тот познал банальную вещь: любой греховный помысел при желании всегда можно оправдать.

    А кнопка — всего лишь аллегория той части нашего естества, которая ХОЧЕТ совершить грех, прекрасно зная о последствиях. Полезно это качество или всё же порочно, решайте сами...

    -------------

    ИТОГ: современный взгляд на библейскую истину о первородном грехе. Даже если всё в своей жизни мы будем делать с благими намерениями, половина сделанного тут же обратится во Зло. Не зря ведь говорят, что благими намерениями вымощена дорога в Ад.

    Оценка: 8
    –  [  2  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Прекрасный короткий рассказ, в котором жена и муж смотрят на открывающуюся перед ними возможность: одна со стороны наживы, другой со стороны морали. Ну и концовка отличная, жена поплатилась за свою корысть близким человеком, да еще и каким!

    Оценка: 9
    –  [  26  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Казалось бы совершенно простенький рассказ. Ну, посылка, ну, кнопка. Шутка? А вдруг — правда? Вспоминается поговорка: не буди лихо...

    Самое примечательное в рассказе Матесона — это изображение двух взглядов на проблему. Муж руководствуется нормами морали, не желает искушать судьбу. Кнопка для него — нечто вроде проверки человеческих качеств. Но у жены все иначе. Ее чисто женское желание позаботиться о семье все-таки берет верх над опасением остаться дураком в глазах окружающих. Примечательно, что о чужих жизнях она и вовсе не думала. Между тем автор и для самих читателей предлагает эту же простую дилемму: а что выбрал бы ты, дружок? 50 тысяч зелени или жизнь камбоджийского бомжа? И, читая, подсознательно ловишь всю чудовищность этих мыслей — как вообще можно раздумывать в такой ситуации? Ведь. Ведь. Жена описывает свое решение в таком духе: купить дом, съездить в Европу, обновить мебель, одежду. А ведь речи и не идет о выживании! Эти 50 тысяч для них ничего не решают, это излишек. Героиня же думает о комфорте и развлечениях. Чудовищно.

    Если честно, я ждал иной концовки. Уже видел, что нажав один раз, женщина не остановится — потребности будут тянуть все больше средств для реализации, а значит, кнопка будет нажимать все чаще и чаще. Но это так, уже мой личный вариант концовки. Автор же сделал несколько иначе, но и его вариант, безусловно, хорош.

    В заключении хочу сказать, что рассказ, вне всякого сомнения, достоин прочтения.

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Просто хороший рассказ с отличной и оригинальной идеей. Как поступит человек, если ему предложат нажать кнопку и где-то умрет незнакомый тебе человек? А ведь автор очень точно предсказал наше время. Господа, нажимающие кнопки и дающие право вводить войска и начинать войны, захватывать чужие территории и нести помощь кровавому диктатору, вы просто нажимаете кнопки и получаете свои дивиденды. Но война придет и к вам, обратите внимание на финал рассказа. За все надо платить, даже за нажатие кнопки. Это аксиома.

    Оценка: 8
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Иногда встречаются отзывы, написанные закоренелыми скептиками, которые пренебрежительно относятся к стержневой идее данного рассказа и его литературных собратьев...

    Смысл в них сводится к тому, что нет и быть не может на самом деле таких людей, которые готовы продать душу в обмен на выполнение неких крайне наивно и весьма нечетко сформулированных желаний. А ежели такие люди и есть, то нам с вами не грозит угодить в их ряды благодаря высокому уровню интеллекта, нравственным принципам и прочим талантам...

    Ну, если так относиться к проблеме различных соблазнов и искушений, которые нам готова предложить жизнь, то можете считать, что где-то за углом уже ждет некто, имеющий предложить нечто такое, от чего вы не сможете отказаться. И не потребуется никаких пистолетов и угроз, чтобы вы с ним согласились...

    Однако, если вы знаете о грозящих соблазнах, то зря надеетесь, что сможете обогнуть тот угол, где вас уже ждет некто с заманчивым предложением. Это столь же наивно, как верить в то, что люди, способные вытряхнуть из ваших карманов деньги, водились только в школьном туалете во время большой перемены...

    Ассортимент неисчерпаем. Не соблазнитесь 50 тысячами зеленоспинных бумажек, супротив которых не устояла героиня Матесона, так подберут к вам другой ключик. В конце концов, история человечества убедительно доказывает, что вовсе не обязательно убивать незнакомых людей посредством нажатия кнопки, достаточно устроиться в какую-нибудь организацию, где можно будет получать зарплату и паек за организованный забой себе подобных во имя какой-нибудь красиво звучащей идеи...

    Да и героиню рассказа не стоит судить слишком строго до тех пор, пока собственноручно не обезвредишь свою персональную кнопку, притаившуюся где-то в сознании и взывающую к тому, чтобы ее нажали...Иногда палец отдергиваешь в самый последний момент...

    Оценка: 9
    –  [  16  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Нажмите кнопку! Получите 50 тысяч долларов, а где-то в мире умрёт человек, незнакомый вам человек. Мало пятидесяти тысяч? Уверен, что спятивший миллионер или дьявол или чёрт знает кто, короче тот, кто предлагает вам эту сделку не задумываясь даст и миллион и больше... Вы только нажмите кнопку! Вы в замешательстве? Боитесь? Сомневаетесь? Прочь сомнения, за ту минуту пока я набрал эти строчки, в мире, по разным причинам, умерло больше ста человек. Вы просто... нажмите кнопку!

    Рассказ этот страшен как гроза в открытом поле (кому не пришлось пережить, тот не в состоянии понять). Страшен тем, что чудовищно большое количество людей, хороших вроде бы людей, нажали бы эту кнопку. Уверен, что я бы поступил бы иначе. В самом деле уверен, но ведь ко мне никто и не обращался с таким предложением, пока что...

    Оценка: 9
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Короткий рассказ-анекдот, вся суть которого заключается в концовке. Можно отнести этот рассказ к очередному варианту историй о «сделке с дьяволом». Сам рассказ неплохой, но по нему был снят совершенно отстойный фильм «Посылка» (The Box). Чтобы растянуть очень короткий рассказ до сценария фильма, туда напихали всякой эзотерики и псевдофилософии, которая к концу фильма так и не составила никакой внятной картины.

    Оценка: 8
    –  [  -1  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Рассказ о том, что может ждать эгоиста. Если тебе плевать на других, и даже не жалко если кто-то умрет, будь готов, что это может ударить и по тебе. И в таком обществе жить совершенно не сладко.

    Оценка: 6
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Рассказ «Посылка» оказался интересен мне не сюжетом. Его центральная идея не отличается оригинальностью, действие вполне предсказуемо, а сочетающая в себе примитивность и какое-то лукавство концовка вообще вызывает легкое ощущение замешательства и досады. Было такое впечатление, что перед Матесоном внезапно поставили задачу укоротить рассказ, и он обрезал развязку, хотя ее можно было реализовать куда более тонко и экстраординарно.

    Интересно здесь то, как показана реакция обычного человека (главная героиня — классический тип обывателя) на искушение Злом. Эта реакция убедительно показывает, что «игры» (так назову взаимоотношения) со Злом, которые пытается вести человек посредством дискурсивного мышления, обрекают его на поражение. Если Зло не будет отвергнуто сразу, на фундаментальном уровне человеческого сердца (чистом, как постулировал VI патриарх чань-буддизма Хуэйнэн), то «разум» с его омрачениями (на санскрите — буддистский термин «клеши») почти наверняка приведет обычного человека к компромиссу, то есть к поражению.

    Оценка: 7
    –  [  14  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Достоевский как то сказал, что, если бы потерев пуговицу человек убивал бы незнакомца где-нибудь в Китае и знал, что ему за это ничего не будет, немногие бы справились с искушением. Рассказ, по сути, о том же, разве что нажать на кнопку героев заставляет не только тяга к нарушению табу, та что побуждает детей бить стёкла и мучить живых котят, но и дополнительный бонус — пятьдесят тысяч долларов. Но Матесон не Достоевский, глубоких размышлений об обыденном зле в наших душах не потянул. Особенно концовка...

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    А что, если бы всё было честно, и погиб действительно незнакомый человек, всё было бы нормально?

    Оценка: 7
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Практически не фантастика, во всяком случае фантастика здесь далеко не самое главное. Но написано просто блестяще. При всей своей внешней простоте и краткости вещь выглядит поразительно емкой.

    На трех страницах рассказа поместились не только поразительно точный психологический портрет настоящей женщины со всеми ее характерными черточками: неумеренным любопытством, необузданными желаниями, умением уговаривать саму себя и спонтанными решениями без заморачивания себе головы последствиями этих решений, но и великолепный, остроумный, практически детективный сюжет, прекрасно обыгрывающий это «стандартное» женское поведение. В общем, красивый психологический этюд на морально-этические темы.

    У произведения видится всего лишь один недостаток — с первого раза оно запоминается настолько ярко, настолько четко, что насладиться его содержанием при повторном чтении, увы, уже никак не получится :).

    Оценка: 9
    –  [  9  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Вы никогда не задумывались над тем, что если писатель или режисёр хочет, чтоб мы симпатизировали его герою, он делает его красивым. И сердца масс разрываются при виде порабощения прекрасных светоносных эльфов, душевных страданий обаятельных рабынь Изаур и Марианн и расквашенных бандитами физиономий красавцев-детективов. А если б все эти персонажи были обыкновенными, шевельнулся бы в наших душах хоть маленький червячок жалости к ним? Это и породило культ героизма и красоты. Героиня «Кнопки» пытается сравнивать ценность жизни симпатичной девушки по соседству и старого больного африканца. А можно ли вообще взвешивать подобные вещи?

    Это шокирующий рассказ, пусть даже и не самым лучшем образом написаный, о том страшном грехе, который общество допустило в своё сердце: измерять жизнь человеческую чем либо и назначать за неё цену.

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Смысл не в том, что чужого можно и убить... Наказана она (и похоже не только она). Именно за то, что вообще так спокойно расчетливо решила, что ей можно жить ни в чем себе не отказывая, а кто-то лишится жизни. Дьявольская ловушка. А муж бы не поддался — они оба друг друга не знали.

    Оценка: 10


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх