fantlab ru

Ричард Матесон «Куда приводят мечты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
392
Моя оценка:
-

подробнее

Куда приводят мечты

What Dreams May Come

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

Что случается с нами после того, как мы умираем? Крис Нилсен понятия не имел, пока неожиданный несчастный случай не прервал течение его жизни, внезапно разлучив его с любимой женой Энни. Какова истинная природа жизни после смерти?

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Экранизирован в 1998 г. (США, Новая Зеландия). Режиссер: Винсент Уорд, сценарий: Роналд Бэсс, Ричард Мэтисон.

Продюсеры: Барнет Бэйн, Стивен Дьютч, Роналд Бэсс. Премьера: 28 сентября 1998.

в ролях: Робин Уильямс, Аннабелла Шиорра, Кьюба Гудинг мл., Макс фон Сюдов.


Похожие произведения:

 

 


Куда приводят мечты
2007 г.
Куда приводят мечты
2010 г.
Куда приводят мечты
2010 г.
Куда приводят мечты
2016 г.
Куда приводят мечты
2017 г.

Аудиокниги:

Куда приводят мечты
2010 г.

Издания на иностранных языках:

What Dreams May Come
1978 г.
(английский)
Куди приводять мрії
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К этому роману нужен подход. Если читать и обращать внимание на описания действа и места, то он через некоторое время начинает угнетать, и появляется отторжение от прочитанного, которое кажется уж слишком размылиным. Но если стараться акцентировать внимание на мысли, что любовь творит чудеса и преодолевает разные препятствия, то и ощущения меняются в лучшею сторону. Вывод было сделать сложно, я поставил десять, очень понравилось, но перечитывать не буду никогда, так как остался очень тяжелый осадок от романа, вернее как он написан.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересна сама идея.. ведь книга не только о любви ,о жизни и смерти... Она ещё и об ограниченности нашей ....... об ограниченности наших мечт, желаний....:shuffle:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала на одном дыхании буквально, несмотря на то, что уже видела фильм! Кстати с фильмом есть пара отличий, но не принципиальных) Захватывающий сюжет о жизни и любви после смерти изложен потрясающим языком. Рекомендую :smile:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отношение к содержанию книги не может рассматриваться в отрыве от попыток разгадать ее название. Как известно, очень многие авторы относятся к выбору слов для названия своих литературных произведений, как, впрочем, и научных статей, очень серьезно. Вчитайтесь в название и сможете понять содержание книги/статьи. Матесон несколько раз использует для названия глав книги фразы из пьес Шекспира. Например, «...и видеть сны». Но какие мечты имелись в виду? Ни один из героев книги, насколько мне помнится, не мечтал оказаться в том месте, в котором мы его видим. Главный герой Крис (Кристофер, то есть «несущий Христа», как в легенде про ручей) не мечтал попасть в Рай, но оказался в нем. Его жена, несчастная страдалица, оказалась совсем в другом месте, как деликатно выражаются в книги некоторые небожители. Мы так и не услышали ее историю из первых уст, поэтому можно лишь гадать, о чем думала женщина в свои последние дни пребывания в нашем мире. Ее мечты были, вероятно, очень мрачными. Развитие сюжета и путешествия Криса по верхнему миру, получение им известий о супруге приводят его к ней в нижний мир. Возможно, это и были мечты, упомянутые в названии. Но, может быть, не стоит так долго рассуждать о смысле названия книги, а надо внимательнее изучить ее содержание? Крис попадает в верхний мир, общие размеры и устройство которого остаются для нас загадочными, что вполне понятно, ибо мы находимся здесь, а не там. Вспомним слова другой Книги: «В доме Отца моего обителей много». Путешествие Криса по направлению к жене в сопровождении нового Вергилия примечательно описаниями постепенно меняющегося окружающего мира. Эти описания очень кратко можно выразить словами: свет гаснет. Описание пути вниз можно отнести к лучшим во всей книге, возможно, самым лучшим. Описание несчастных грязных душ вызывает в памяти как сам «Ад» Данте, так и иллюстрации к «Аду» разных художников. Но это место описано не особенно интересно и впечатляюще. И это хорошо, ибо опасно подходить к обрыву слишком близко. Беседа Криса с женой не особенно впечатляет, в ней есть повторы, потеря динамики. Но, может быть, Матесон хотел донести до читателей мысль о том, что, находясь там, даже «носителям Христа» приходится постоянно бороться с унынием, они слабеют во враждебном окружении и сопротивляются ему из последних сил. Любопытно, что в книге, если мне не изменяет память, не упоминается ни сам Отец, ни его Сын, ни великие святые и «небесное воинство». Но такой суровый минимализм, когда человек борется один, без помощи, даже нравится. И самое последнее. «Над Влтавой» Сметаны оказалось не таким уж запоминающимся и волнующим, каким его описывает Матесон (Крис). Книга замечательная и глубокая.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Куда приводят мечты» именно тем и хорош, что он — прост и понятен всем и каждому. Без каких-либо особенных литературных приемов и уловок, описаний на десять страниц и прочего постмодернизма. Что особенно трогательно, в главном герое отчетливо проступают черты автора, и весь роман посвящен его жене. Это роман в первую очередь о любви, о которой многие могут только мечтать.

Ричард Матесон примечателен как автор, создавший множество сценариев и сюжетов, которые по сей день актуальны в кино, сериалах и книгах. Навскидку: постапокалипсис, массовое заражение, и всё с этим связанное («Я — легенда»), жизнь после смерти («Куда приводят мечты»), страхи нового времени, технотриллер, ядерная угроза («Невероятный уменьшающийся человек»), любовь сквозь время («Где-то во времени»). Все эти темы так или иначе появляются, видоизменяются и эволюционируют в современной популярной культуре.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

На книгу потратил два дня. Читал в транспорте, урывками на работе.... В общем не присаживался чтобы специально почитать. И всего-навсего два дня...

Это я не в суд-осужденье автору. Это я про то что читается на одном дыхании, про то что язык лёгкий, гладкий какой-то. Сознание скользит по тексту, как по шёлку, не цепляясь за «разрывы и неровности». И самое невероятное, что всё прочитанное не ускользает из памяти, а остаётся, усваивается.

А про содержание.... Ну что ж, написана ещё одна «Книга мёртвых». Путеводитель, так сказать, по «тому чего нет». Или есть? Не проверить, не вернуться с тем чтобы подтвердить или опровергнуть изложенное Матесоном.

Но если «послесмертие» такое, как показано — тогда там вполне можно жить. И даже неплохо устроиться.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Сразу хочу предупредить, фильм Винсента Уорда, поставленный по этой книге, мне нравится больше. И не только потому, что он снят через двадцать лет после выхода «Куда приводят мечты» (1978 г.) и более созвучен нашему времени. Ричард Матесон, собрав под одной обложкой большую часть воззрений на загробную жизнь, часто выходит за рамки художественной ткани повествования, впадая в морализаторство, что, на мой взгляд, неприемлемо. Фильм получился более выстроенным и логичным, опустив некоторые подробности, он сосредоточился на главном – мы те, какими себя создаем, даже в загробном мире.

***

Крис Нильсен, успешный беллетрист, погибает в автокатастрофе и после непродолжительного блуждания в низших сферах попадает в некое подобие рая – Страну Вечного Лета. В книге он выезжает на встречную полосу и устраивает аварию с собственным смертельным исходом. Сразу же возникает вопрос, хорошо, пусть предначертанный земной путь Криса подошел к концу, но причем здесь другие люди, явно пострадавшие в этом столкновении четырех машин?

В фильме же Крис, во-первых, врач-педиатор, а, во-вторых, погибает от свалившегося на него автомобиля во время оказания помощи пострадавшим. Согласитесь, ситуация более достойная посмертного вознаграждения, чем выезд на встречку.

Следующее разночтение – дети. В книге их четверо и младшему Йену уже шестнадцать. В фильме детей всего двое и они еще учатся в школе. Но главное, в фильме хоть как-то выстроена мотивация самоубийства Энн – жены Криса. Смерть матери четырех детей, не все из которых встали на ноги, конечно возможна, но маловероятна. Женщины намного сильнее чувствуют ответственность за своих детей. В фильме – Мэри и Ян погибают по дороге в школу.

Различно и видение рая, куда попадает Крис. Физическое тело разлагается и исчезает, остаются только душа и разум, которые попадают в ту сферу и воспроизводят тот мир, на которые способны в силу своего развития. В фильме это очень тонко показано – вначале, все, что видит Крис, имеет вид нарисованной картины. Есть разночтения и в Проводниках-помощниках. В книге – это дядя Альберт, в фильме – сын Ян, правда, принявший другой облик.

На мой взгляд, хотя и детально прописанный, рай – самая слабая часть повествования. Гораздо убедительней выглядит ад, куда Нильсен отправляется, чтобы вызволить свою жену. В фильме сцены корабля, плывущего через море мертвецов, тоже самые зрелищные.

И в книге и в фильме Крису приходится долго пробиваться к душе Энн, которая даже не узнает его, рискуя навсегда остаться в низших сферах. Но вот дальше Матесон оказался мудрее. В книге Энн, используя проблеск сознания, подаренный Крисом, выбирает перерождение, чтобы через новую жизнь исправить свою карму. В фильме Крис забирает ее в Страну Вечного Лета, что, в общем-то, невозможно.

***

Как легко догадаться, я рекомендую не только прочитать роман Матесона, но и сравнить его с фильмом Уорда, который представляет собой, скорее, талантливую интерпретацию, чем буквалистское следование первоисточнику.

Думаю, получите удовольствие и от того, и от другого.

***

P.S.

«На столе стояла ваза с цветами – радужные оттенки красного, оранжевого, фиолетового и желтого. Никогда не видал таких цветов. Альберт улыбнулся, глядя на них.

- Их здесь раньше не было, — пояснил он. – Их кто-то оставил в качестве подарка.

- А они не завянут, после того как их сорвали? – спросил я.

- Нет останутся свежими, пока я не потеряю к ним интереса, — ответил Альберт. – Тогда они исчезнут. – Он улыбнулся при виде выражения на моем лице. – И точно также исчезнет в конце концов и весь дом, если он мне наскучит и я его покину.

- А куда он денется? – спросил я.

- Попадет в матрицу.

- Матрицу?

- Обратно в источник для повторного использования, — объяснил он. – Здесь ничего не пропадает, все используется повторно.»

Ничего не напоминает?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно интересная книга. Матесон, как всегда на высоте... Как бы там не было, а многим людям всегда интересно читать о потустороннем мире, так как это тема является (и будет являться) загадочной. Вот и Матесон описывает одну из версий «жизни после смерти». Хотя эта тема и не является главной в произведении (по крайней мере для меня), но книга мне понравилась именно поэтому... А основная тема — это любовь, и то, на что готовы пойти любящие люди ради того, чтобы быть вместе.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга в целом не плохая. Идея поданная нам автором понятна и проста. Можно сказать,что книга наводит на размышления, но всё же назвать её лучшей я не могу.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда умирают мечты...

Вот как-то так получилось, хотя настрой был самый радужный, сродни фильму (да и супер-обложке). Не знаю, что за трансформация произошла, но книгу «вымучивал» почти месяц (при том, что такой объем можно прочитать за вечер или два, если «цепляет»). Причем, с автором знаком уже давно, и его же романы «Я-легенда» и «Путь вниз» в томике от С-З мне еще тогда растормошили сознание и прошли на ура. На этот раз было не интересно, и пожалуй, скучно.

И это странно, ведь тема, выбранная автором, интересна сама по себе и скрыта мраком неизвестности. Думается мне, что причина такого удрученного впечатления кроется в сравнении с фильмом. И наверное, невозможно не сравнивать, если изначально был просмотрен одноименный фильм, а затем попалась книжка. Увы, визуальный ряд, причем такой, как в фильме, намного выигрышней, чем достаточно сухое повествование романа.

В моментах, где Метсон описывает поиск, находятся некие подобия фильму. Но опять-таки, не дотягивают до картинок фильма. Да и никто доподлинно не знает, что там, в «Стране Вечного Лета» и в «Стране Вечных Сумерек». И еще одна странность — почему-то герою романа не встречаются (ладно, иначе выражусь) — герой не встречает никаких упоминаний о знаменитых людях — ученых, писателях, музыкантах, живших до него. А зря — так можно было б развернуть повествование (типа Фармера в его Мире Реки).

Возможно (т.к. все-ж-таки мелодрама) ГГ специально был «уперт» автором в своих мыслях, он хочет сообщить оставшейся на Земле жене, что жизнь то оказывается, не закончилась. И осталось «подождать» всего-то ничего — 24 года. А может, просто не стал Метсон описывать «7 кругов ада», хотя можно было нарисовать всевозможных ужасов. Хотя тогда книга перешла бы в другую весовую категорию. Те же описания, какие наличествуют в романе, очень просты и не дают практически никакой «пищи для ума».

Поэтому, имеем то, что имеем. Лично на мой взгляд (и вкус) получилась средненькая книжка с мелодраматическим уклоном. Никакой особой глубины не обнаружилось.

P.S. Дополнительно набросил балл за старые романы «Я-легенда» и «Путь вниз».

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм я не смотрела, подобных книг на эту тему тоже как-то не довелось прочесть, поэтому идея автора мне понравилась. Не скажу, что новой — во всех религиях «мы, отдав концы, не умираем насовсем», но как сон для умершего — да. Что не понравилось, так это самоубийство жены. Как можно оставить детей, даже при великой любви к мужу есть ВЕЛИЧАЙШАЯ любовь к детям, вроде бы и семья нормальная описана. Но в общем и целом книга наводит на размышления, даже не наводит, а ТОЛКАЕТ.

Оценка: 6
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала анекдот.

После смерти мужа жена ображается к медиуму для того, чтобы пообщаться с духом почившего супруга. Дух откликается на ее зов.

-Как твои дела, Крис? Где ты? Что ты делаешь?

-Я нахожусь в прекрасном месте. Целыми днями я гуляю среди зелени в садах. Утром я просыпаюсь, занимаюсь сексом, завтракаю, занимаюсь сексом, гуляю, занимаюсь сексом, обедаю, занимаюсь сексом...

-О, я рада за тебя, Крис! Но я никогда не думала, что в раю так часто занимаются сексом?

-В каком еще раю, дура? Я — кролик в штате Кентукки!

Вы ознакомились с кратким содержанием романа Матесона «Куда приводят мечты».

Ну а теперь о том же самом подробней и серьезней.

В этом произведении Матесон замахнулся на едва ли не самую сложную для автора тему: что же ждет нас всех после смерти. Однако, на мой взгляд, убедительно справиться с ней не сумел.

Видно, что эта тема для автора имеет важное значение. Подозреваю, что незадолго до написания романа Матесон мог потерять кого-то из близких ему людей и попробовал хоть таким образом найти некое утешение для себя. Главный тезис романа прост, но принципиален: «Как будто мы, отдав концы, не умираем насовсем». Но вот что ждет человеческую душу после смерти?

Матесон наглядно демонстрирует всю эклектичность представлений современного обывателя о посмертном существовании. Будут в романе и пресловутый светящийся тоннель, и попытки установить связь с миром живых с помощью медиума, и Страна Вечного Лета, некий аналог современного рая, и соответствующий аналог ада — Страна без радости, и последующая реинкарнация души главного героя. Не будет в романе только какой-то связной целостной картины. Посмертие, изображенное Матеосном, не христианское, не буддистское, тем более не мусульманское и не атеистическое. Это какой-то странный гибрид, показавшийся мне лишенным достоверности.

Начинается история банально. американец Крис гибнет в автокатастрофе. Несмотря на все старания выжить, его душа покидает тело. Затем душа Криса навещает его жену, которую он очень любил и всячески пытается связаться с ней, но безрезультатно. После скитаний на Земле душа Криса все же попадает в Страну вечного Лета, где, кроме райских кущей, есть и вполне современные магазины, библиотеки, кинотеатры, и где каждый может найти себе дело по душе. Но тревога за судьбу жены заставляет Криса отправиться в опасный путь.

Главная ценность романа — не хитросплетения сюжета, не проработанные характеры, а некая моральная составляющая. И вроде бы все правильно пишет автор. Рассказывает о том, что бояться смерти не нужно. Что цепляясь до последнего за жизнь, ты можешь только нанести вред своей душе и своим близким. Что самоубийство страшно отягчает душу и требует искупления. Что ад каждый из нас сам носит в собственной душе и что в посмертии каждому воздастся по делам его и по его собственным представлениям о жизни после смерти. Все это хорошо, но почему-то меня совершенно не впечатлило и не зацепило. Может, потому, что Матесон не сумел придать убедительности и художественной силы своему роману, не смог заставить меня сопереживать своему герою.

Действительно, с характерами персонажей в романе обстоит дело неважно. Главный герой прекраснодушен и бестолков до изумления. На протяжении всего романа в его голове вертятся только две мысли: Куда я попал и как связаться со своей супругой, а затем как ей помочь? Даже судьба детей интересует Криса слабо. Вообще главный герой получился каким-то аморфным и бестолковым. Не лучше выглядит и его любимая супруга с суицидальными наклонностями. Прочие же персонажи оказываются совершенно невнятными. Более того, автор не сумел показать и какого-то развития души своего героя. На протяжении всего произведения Крис остается таким же упрямым и бестолковым, зацикленным на одной идее, как и в его начале.

Картины загробной жизни по версии Матесона получились каким-то эклектичным набором штампов, диковинной помесью христианских и буддистских воззрений с немалой толикой идей, широко распространяемых шарлатанами всех мастей. При этом автор ухитрился намекнуть, что христианские воззрения отнюдь не являются единственно правильными. Нельзя не отметить, что, повествуя о загробном мире, автор с максимальной осторожностью обошел вопрос о существовании Бога. Попытка же объединить в загробном мире старинные каноны с современными технологиями, без использования которых блаженство кажется уже немыслимым, выглядят и вовсе довольно смешно. В итоге произведение Матесона скорее демонстрирует то, какая каша царит в головах американских, да и не только американских обывателей, которые толком ни во что не верят, но страшно боятся умереть насовсем.

В чем же главная идея этого романа? Каждому да воздастся по вере его. Что ж, возможно, это и так. Но глядя на вариант посмертия, созданного Матесоном, так и хочется воскликнуть пресловутое: Не верю! Очень уж неубедительной, несвязной получилась созданная автором картина.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка довольно захватывающая, начало романа динамично и змоционально заряжено, а затем, имхо, автору не удается сохранить такой же темп и книга превращается в нудноватый набор поучений, особенно в тех местах, где повествование облечено в форму вопросов-ответов, как какой-нибудь средневековый трактат.

Показалась ценной мысль о том что слишком сильное «привязывание» к умершему затрудняет его переход, и человека необходимо «отпустить», хотя и эта мысль не оригинальна, но воможно кто-то прочитав ее впервые задумается и станет относиться к процессу скорби с большей осознанностью и ответственностью.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Могу предположить, что в 70-х годах прошлого века, эта вещь выглядела как настоящее откровение... но на рубеже веков..., да прямо сказать, в 21-м веке, идея получившая такое множество интерпретаций, выглядит по крайней мере НАИВНО, слишком «простенько», что называется «без изысков», певец ТЕКУЩЕГО времени, не понят во времени ПОСЛЕДУЮЩЕМ... Брэдбери, был куда более увлекателен и замысловат, Вербер более динамичен и СМЕЛ, даже, сказать прямо, РАСКОВАН....

К тому же, на мой взгляд, Черезчур много сментиментальных отвлечений, важных для ПИСАТЕЛЯ, но незначительных для ЧИТАТЕЛЯ, более того, утомляющих....

Они безусловно, трогательны, но обнажение любовных возлияний, действует на меня крайне угнетающе... Крайне завораживает мистическая сторона произведения, обещающая... Впрочем, БУДДИЗМ, гораздо более продвинут и как ни странно, понятен...

Резумируем: ГИМН ЛЮБВИ! И этим все сказано...

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот ещё одна из бесчисленных жизненных историй, которая, несомненно, заслуживает внимания – ровно столько, сколько длится повествование, и ни минутой больше. Не осуждаю выбор героини – просто не могу его понять и принять (потому что не знаю в жизни ничего выше МАТЕРИНСКОЙ любви, какими бы взрослыми ни были дети...)

Складывается впечатление, что книга составлена из собственно авторского текста, чередующегося с отрывками из тех брошюр религиозного толка, что постоянно протягивают нам на улице, и цитируемых целыми страницами популярных в свое время сочинений эзотерического характера (порядком подзабытые уже увлечения юности!) Ради чего стоит всё-таки прочитать её? Ради нескольких страниц почти в самом конце. Тех, где Крис обращается к Энн, с благодарностью вспоминая прожитые вместе годы. Возможно, это поможет по-другому взглянуть на семейную жизнь и тем, кто имеет в ней некоторый опыт, и тем, кто только задумывается об этом. Возможно, это поможет кому-то стать счастливее.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх