fantlab ru

Владимир Журавлёв «Неудачная реинкарнация»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
74
Моя оценка:
-

подробнее

Неудачная реинкарнация

Роман, год; цикл «Неудачная реинкарнация»

Аннотация:

Вовочка Переписчиков живет в двух мирах одновременно. В нашем и... не нашем. Но проблема не в этом. Так сложилось, что Вовочка еще и прошлые жизни помнит. Такая вот у него карма нехорошая. Зато прошлые жизни у него — насыщенные.

То он — Тэмиркул из племени горных кузнецов. То — вольный дух степей и, по совместительству, вечный судия Черный Аркан. Или вот Кыррабалта Топор, поставивший на дыбы половину мира. А на закуску еще и Аспанбык, глава клана убийц. И все это — в разных мирах: то полудиких, то — с продвинутыми космическими технологиями.

Понятно, что при такой насыщенной «биографии» обычная жизнь школьника или охотника Вовочке не по рангу. И влезает он каждый раз в такие неприятности, что и десяти матерым головорезам не разгрести. Конечно, опыт прошлых легендарных жизней всегда при нем. Но в настоящий момент Вовочке не в легенду попасть хочется, а прервать цепь неудачных реинкарнаций, в каждой из которых его все-таки убивали.

И каждый раз — не вовремя…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 430

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2733 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Неудачная реинкарнация
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга! Очень смешная и очень серьезная одновременно, хотя, казалось бы, это не совместимо. Завязка для фантастики проста – некий человек, в глубоком прошлом увлекавшийся йогой, добился того, что при реинкарнации сохраняет память о прошлых существованиях, да и к тому же способен одновременно находится в двух своих воплощениях. И с тех пор блуждает по мирам и векам, нигде не доживая до сорока лет – уж очень сильна у него тяга к справедливости. Вот, собственно, и все – дальше следуют два практически независимых повествования.

Во-первых – наша родная Земля, которая, собственно и есть место неудачной реинкарнации нашего героя (размышления новорожденного: « Опять Земля… Да еще и Россия… А что это на стенах? Обои? Ужас, сваливать надо!»). Здесь герой – классический Вовочка, семиклассник и второгодник, знаменитый на всю школу пошляк и хулиган.

Во-вторых, некая планета Жерь Светлолиственная , похоже, посттехнологическая, тихая деревня в окраинной провинции. Здесь герой – деревенский дурачок, ни к какой сельской работе не пригодный.

Оба повествования развиваются, связанные, похоже, только той самой тягой к справедливости главного героя. Деревенский дурачок Эре быстро перестает казаться дурачком и становится одним из центров событий, а события вокруг деревни развиваются, нарастая, как снежный ком. Для начала в деревню заявляется полицейский патруль. А в конце здесь собираются все возможные и невозможные силовые структуры империи. И взаимоотношения этих структур между собой и с жителями деревни показаны с таким юмором и беззлобной иронией, что читаешь все это с постоянной улыбкой на лице, а иногда и со смехом. Вообще книга вполне подходит под жанр «роман-анекдот», как «Чонкин» Войновича,

Действия на нашей родной Земле развиваются более серьезно. И это несмотря на то, что Вовочка веселит своими выходками весь класс. Здесь путь главного героя к справедливости гораздо более сложен: нет на нашей планете таких законов мироздания, по которым живет Жерь Светлолиственная, их еще надо сформулировать и внедрить, а пока – собрать рядом круг побратимов, на которых можно положиться. И Вовочка постепенно перестает быть дежурным пошляком. А когда он на уроке, затеев спор о силе литературного слова, посвящает каждой девочке класса четверостишие, очень откровенное, на грани приличия (но не переходя эту грань!), а потом поворачивается к обомлевшей учительнице… Замирает весь класс и, читая об этом, замираешь сам…

В книге вообще много эротики. Дух Фрейда веет над ее страницами. Почти каждый взгляд мужчин на женщин и наоборот наполнен эротикой, но нигде, ни в одном из описанных миров, это не переходит в пошлость. Скорее, все рассказывается как бы с точки зрения подростковой гиперсексуальности и я подумывал, не отнести ли эту книгу к подростковой литературе. Впрочем, объяснение, почему гномы любят работать, лучше и подросткам не читать. По крайней мере младшим.

Кстати, о гномах. Они в этом мире присутствуют, как и эльфы, но здесь они, похоже, продукт генной инженерии. А вопрос, есть ли магия в этом мире, остается весьма туманным. Когда Эре доказывает эльфам, что вся их магия – это просто высокие технологии, они верят его словам и жутко этим расстроены, а созданный одним из них файербол – это не доказательство, это просто так…

Каким-то образом за юмористической формой романа умещаются рассуждения на вполне серьезные темы – алкоголизм и бандитизм, социальная психология и природа власти, да и многое другое. И каким образом все это – серьезное и смешное – слито в единое увлекательное произведение – загадка. Магия, наверно…

Единственно что не очень понравилось – несколько скомканный конец. Но, обнаружив, что книга – часть цикла, то есть это как бы и не конец вовсе, решил простить автора за это. Твердая десятка!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

     Дилогия «Неудачная реинкарнация» (совместно с завершающей повестью «Дорога на яйлу») – это единое произведение и, с моей точки зрения, шедевр, заслуживающий самой высокой оценки.

     Как и остальные книги этого выдающегося, но, к сожалению, не слишком плодовитого, писателя, «Неудачная реинкарнация» – произведение очень многоплановое и по сути социально-философское, хотя по форме производит впечатление лёгкого иронично-юмористического рассказа, созданного на базе народных анекдотов про Вовочку. В этом смысле дилогию «Неудачная реинкарнация», вероятно, можно сравнить с Горинской пьесой «Самый правдивый» (по которой снят фильм «Тот самый Мюнхгаузен»). Как и пьесы Григория Горина, книги Владимира Борисовича Журавлёва способны заставить задуматься, вызвать смех сквозь слёзы и слёзы сквозь смех, но также их можно читать просто для развлечения местами искренне подхихикивая.

     Возможно Реинкарнация и другие книги этого писателя не найдут отклика в душе слишком серьёзных и прагматичных людей. Не исключено также, что наследие Журавлёва покажется не слишком интересным для части молодёжи, глубоко приверженной ценностям общества потребления. Мне думается, это нормально, ни один литературный шедевр не является таковым для всех.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный роман. Об колено ломаются многие стереотипы жанра героической фантастики/фэнтези вообще и поджанра «наши там» в частности. Автору прекрасно удался «взгляд со стороны» на земную жизнь.

Сюжет — нов и свеж. Реинкарнация в фантастических сюжетах хоть и используется, но совсем не так широкомасштабно, как банальное и затасканное до дыр «попадалово» («наши в другом мире»). «Хвосты» сюжета подчищены — неувязок и алогичностей очень и очень мало.

Отличнейший юмор. И — разнообразный. Где — тонкий, где — пошлый, где — легкий.

Зубодробительные диалоги. Живые, остроумные, двусмысленные.

Персонажи-матрешки. Сюрпризы из них так и сыпятся. Характеры не картонные, с изюминками. Вся палитра: от закаленный и цельных — до слабых и бесхребетных.

Многоплановость и вложенность смыслов. Начавшийся, как хи-хи-приключенческий, роман поворачивается то философским «боком», то психологической стороной, то вдруг срывается в сюр, то вдруг ударяется в авантюрно-плутовской.

Читатель держится в напряжении до последних строчек. Но любитель равноускоренного или равномерного движения и незамысловатых сюжетов — отсеивается сразу.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзывы VAI и nibbles, с моей точки зрения, достаточно хорошо отражают стиль романа и ощущение от его прочтения. Поэтому остановлюсь на том, что в этих отзывах не отражено.

Когда я прочитал аннотацию, у меня сразу возникло желание отложить книгу в сторону. Но потом я решил, что, наверное, это очередное легкомысленное произведение в жанре юмористического фэнтези, и предстоит развлекательное чтение. Начало книги настраивало именно на такой лад. Начало показалось не очень оригинальным. Переключения героя с одного мира на другой выглядели искусственными, и только появление пятёрки слитых сознаниями полусумасшедших «эльфов, которых не бывает», заметно оживило сюжет.

Но когда дошло до разговора Вовочки, который сначала казался тем самым пошловатым Вовочкой из анекдотов, с учителем истории, я насторожился: уж больно глубоко автор копнул, нетипично для юмористического фэнтези. И дальше пошло-поехало: неожиданно книга из лёгкой развлекательной превратилась в очень глубокую и серьёзную. А Вовочка оказался настоящим героем, и его переключение между мирами стало рельефно показывать отличие моральных ценностей в нашем мире (в России) от «среднестатистической межмировой нормы». Деградация моральных ценностей имелась и в «контрольном» мире Светлолиственной, эталоне, взятом автором для сравнения с Землёй (Россией). Этот эталон отнюдь не слащавый мирок — в нём есть и войны, и предательства, и подлость — и в не меньшем количестве, чем на Земле. Но, в отличие от Земли, имеются некие очень простые, но действенные и нерушимые принципы, которым следуют почти все. А те, кто их нарушает, не остаётся безнаказанным. Находятся люди, готовые отдать жизнь за соблюдение этих принципов.

На этом фоне очень показательным оказалось российское общество, воспитывающее и защищающее бандитов, не имеющих никаких моральных принципов. Очень грамотно и реалистично показано, как основой такой системы воспитания служит школа. Показана бандитская реальность маленьких населённых пунктов и то, как к ней уже вполне приспособились школьники, даже семиклассники.

А насколько замечательно показана армия Светлолиственной! И ведь даже не скажешь, что это пародия на нашу советскую/российскую армию — нет, показана армия совсем другого мира, но очень смешно и реалистично.

Так что от первых двух третей книги я был в полном восторге. Серьёзное содержание в достаточной степени разбавлялось весёлыми отрывками, сюжет был динамичным и связным. Это был шедевр.

К сожалению, автору не удалось выдержать столь высокий уровень до конца книги, и последняя треть романа — это постоянное падение уровня вплоть до неудачной концовки. Конечно, и в этой части романа встречаются вполне достойные фрагменты и замечательные сюжетные находки. Но её очень портят поучения автора о том, какие законы спасут мир. До тех пор, пока показывался контраст моральных ценностей разных людей в разных обществах, всё было хорошо. Как только автор объявил Ясу Чингиз-Хана (в своём изложении) законом всех времён и народов для всех миров и цивилизаций, становится понятно, что он не понимает существования прогресса — развития обществ и цивилизаций. Что законы, пригодные для племени кочевников, совсем не подходят более развитым обществам. И что дело не в месте жизни или уровне владения техникой, а в том, что мышление у людей разных уровней развития общества принципиально разное.

Автор не понимает, что дикарь живёт традициями кровного родства и полностью игнорирует логику. То, что мы называем логическим мышлением, ему чуждо, у него своя логика, не имеющая ничего общего с научной.

Автор не понимает, что у людей буржуазно-демократического общества мышление также принципиально отличается от мышления людей феодального общества. Например, для них (типично в целом для общества) важно то, что из себя представляет сам человек и чего он достиг, а не то, с каким титулом он родился. Или то, что один человек не имеет права властвовать над другим по праву рождения. Или то, что торговать лучше, чем воевать.

Автор не понимает, что чем более развитое общество, тем больше разных схем поведения и способов мышления у людей, и что развитые общества включают социальные слои, в которые входят люди с мышлением, характерным для предыдущих уровней развития обществ.

Самое удивительное — что автор, очень грамотно моделируя в романе проблемы, возникшие при решении проблемы бессмертия и появлении генетически модифицированных людей («эльфов» и «гномов»), совершенно упустил проблему реального бессмертия своего главного героя — наличия памяти о предыдущих инкарнациях. Поэтому из-за своего бессмертия этот герой неспособен к развитию и мыслит на уровне дикаря кочевого племени (хотя и адаптированному под мышление современного человека со средневековым типом мышления) — но автор этого не замечает. У него все люди мыслят категориями средневекового общества, только одни мыслят благородно (соблюдают и чтут Ясу), а другие не благородно (не чтут и не соблюдают).

Поэтому все рецепты оказываются очень примитивными и в конце концов сводятся к тому, что Вовочка (или любой другой герой) должен «держать» свой район как бандитский вожак — но при этом сеять разумное, вечное, доброе. Время от времени убивая тех, кто ему очень сильно в этом мешает.

Несмотря на приведённую критику роман очень хорош, если его не рассматривать как юмористическое фэнтези — любителям лёгкого бездумного чтения он не понравится. За неудачную попытку научить всех жить по Ясе Чингиз-Хана/Вовочки снимаю всего один балл, поскольку роман нешаблонный, его интересно читать (мне было не оторваться). Он написан замечательным живым языком — и в то же время поднимает множество непростых вопросов. В общем, это настоящая литература! Оценка — девятка.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала книга не вызвала у меня восторга. Как, впрочем, и особого отвращения. Вот и читала я, решая бросать или все же домучать до конца. Таким образом прочла почти треть книги, и наконец начала получать удовольствие. Как раз на обосновании несуществования эльфов. И этот посттехнологический мир... Необыкновенно интересная вещь, нигде подобного не всречала! Эти люди свои компы, у них же когда-то произведенные, магией считают и называют раковинами!

На мой взгляд, самое интересное в книге — это рассуждение об эльфах и гномах. Какие они, знаем мы все, но вот почему именно...

Чем дальше читаешь, тем интереснее Санниэре, он же Вовочка. Не буду врать, что его личность показалась мне очень уж правдоподобной, но герой замечательный. ГГ, конечно, супергерой, но очень уж мне понравилось обоснование его исключительности. И вовсе он не всесилен, это тоже плюс.

Вообще, нигде я пока подобного чтива не встречала, все так оригинально и интересно, можно и посмеяться, и подумать, даже с автором поспорить можно! Замечательное, в общем, чтиво. Только концовка действительно дурацкая.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я так понял, что это юмор. ГГ помнит все свои прежние жизни при каждой реинкарнации, но в этот раз он одновременно живет в двух мирах, нашем и каком-то посттехнологическом. Юмор есть, это да. Но сюжет довольно бестолковый, что, в общем-то, типично для ЮФ, уже с середины романа становится неинтересно, чем дело закончится и закончится ли вообще. В очередной раз убеждаюсь, что юмористическую фантастику читать надо пореже.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не дочитал, бросил на середине, тем более, что дела даже толком не сдвинулись с мертвой точки. Написано так себе. Отдает бредом. И просто странновато-озабоченное. Еще и Вовочку сюда приплели, ерунда какая-то. Как вообще можно реинкарнировать одновременно в разных телах, в разном времени и быть одним сознанием тут и там? Типа, удаленная связь с самим собой сквозь пространство и время? Wi-fi 100k? — По-моему чушь, даже для фантастики.

Увлекатеельные приключения? — Нет, скачем с одного на другого.

Юмор? — Нет, ничего особо смешного за полкниги не было. Трёп Гг скорее раздражает.

Вижу восторг в отзывах — наверное цикл не для всех, на любителя. Мне не зашло.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх