FantLab ru

Майкл Муркок «Элрик из Мелнибонэ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Голосов:
732
Моя оценка:
-

подробнее

Элрик из Мелнибонэ

Elric of Melnibone

Другие названия: The Dreaming City; Город мечты; Призрачный город; Грезящий город

Роман, год; цикл «Элрик из Мелнибонэ»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Это повесть о тех временах, когда Элрик Мелнибонийский был ещё юн. Когда его почти единственными друзьями были книги, и он ещё мог испытывать нежную любовь к своей Симорил, не боясь тяготеющего над ним проклятия...

Это повесть о тех временах, когда он был ещё наивным романтиком, но уже прозывался Повелителем драконов, императором и чародеем... Когда ему казалось, что он мог очень многое — а на деле не мог ещё толком ничего...

Это история о Грезящем городе и о грёзах, в которых жил Элрик, пока они не были развеяны жестокой судьбой...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1987 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Повелитель бурь
1992 г.
Повелитель бурь
1992 г.
Похититель душ
1992 г.
Призрачный город
1992 г.
Призрачный город
1992 г.
Ритуалы бесконечности
1992 г.
Хроника Черных Клинков
1992 г.
Похитители снов
1998 г.
Сага об Элрике Мелнибонэйском
2001 г.
Хроники Элрика. Призрачный город
2001 г.
Элрик из Мелнибонэ
2005 г.
Элрик из Мелнибонэ
2005 г.
Элрик из Мелнибонэ
2007 г.
Элрик из Мелнибонэ
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Город мечты
1991 г.

Аудиокниги:

Элрик из Мелнибонэ
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Elric of Melnibone
1969 г.
(французский)
Elric of Melnibone
1976 г.
(английский)
Elric: Song of the Black Sword
1995 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2011 г.

Есть такая фэнтезятина, которую можно читать не позднее определенного возраста. По-моему, 15 лет — категорически верхняя планка для всех ее видов. А потом если берешь, долго удивляешься, что же люди в ней находят и почему вспоминают *это* с такой симпатией. Хороший пример — «Нарния», в 10 лет шла отлично, в 20 — не то чтобы ужас-ужас, но просто никак.

Муркок со своей «Сагой об Элрике», судя по первому роману, относится туда же. Я фатально упустила время прочитать его, лет на 10 как минимум. Теперь у меня ощущение, что я читала опус подростка, очень такой старательный, в котором как можно больше напихано всяких фантастических предметов, топонимов, богов и героев, которые, разумеется, Пишутся Все С Большой Буквы. Вообще, по обилию ББ (больших букв) можно сразу установить, сколько лет должно быть потенциальному читателю при первом прочтении :lol: Про Муркока я бы сказала, что лет 12. Увы, чем дальше в лес, тем больше начинаешь хотеть от текста — психологизма, например, чтобы у героев были определенные характеры и в их поступках была определенная логика. Или — в случае фэнтези особенно — прописанности фэнтезийного мира. В «Элрике» ничего этого нету от слова вообще, только разнообразные приключения Очень крутого героя (который, разумеется, всячески отличается от прочей массовки, как внешне, так и внутренне, хотя по его действиям этого не сильно заметно, но раз автор говорит...) Вначале героя подло предает его лучший враг, потом он отвоевывает свой трон обратно и через некоторое время окончательно расправляется с лучшим врагом с помощью Древних Богов и Очень Сильного Колдунства. На самом деле это не так плохо, как я говорю. Допускаю, что для своего уровня, целей и аудиториии даже и очень хорошо, но если смотреть с точки зрения вечности, то чудовищно наивно и более чем поверхностно. Для того, чтобы получить удовольствие от романа, надо обладать хорошим воображением маленького ребенка — в нем практически нет описаний, которые не были бы эпитетами, зато эпитетов, за которыми ничего не стоит — навалом. В общем, «старательный автор» фэнтези, что тут скажешь.

Отдельно мне, конечно, подгадил перевод. Упаси вас бог читать Муркока в переводе А. Иванова. Это реально чудовищно! На этом переводе можно учить студентов, как НЕ НАДО делать. Кажется, все возможные переводческие ошибки, которые было можно, он собрал — из-за этого и без того не слишком сложный текст приобретает ощутимый оттенок дебильности. Типа «он был одет в темные одежды темных тонов» и тд. Так поневоле и ждешь, что кто-нибудь из героев, характеризуя зловреные действия антагониста, воскликнет: «Эта очень сильное колдунство!» Хотя безоговорочно на первом месте перлов у меня волшебная фраза «Муха улыбнулась ему». Тут воображение решительно меня подводит. Ну, представьте себе муху, фасеточные глаза, хоботочек. КАК?! можно улыбаться хоботком? Или это была муха с человеческим лицом, как шведский социализм? В общем, считаю, что переводчик должен либо отсыпать всем читателям своих грибов, либо пойти и честно упопиться в сортире после такого. Вполне вероятно, что в другом переводе текст выглядел бы гораздо лучше, но в моем случае к и без того слабому тексту прилагается отвратный перевод, так что впечатление в целом отрицательное.

Оценка: 2
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2008 г.

Красивая, романтичная вещица. Главный герой ещё юн, наивен и не испорчен плохим влиянием окружающего общества (он даже пытается противостоять ему — быть «не таким, как все«! Как говорится, знал бы, где упасть...)

И, надо сказать, в ТАКОМ Элрике я узнаю себя. Себя тех времён, когда впервые прочитал эту книгу. Очень многое близко мне, потому что напоминает меня-тогдашнего: и уход от общества с его проблемами в миры книжные, и малое количество друзей вокруг, и осознание собственной слабости (волшебный меч представляется овеществленной мечтой подростка о том, чтобы «быть сильным»...)

Итог: для 14-16-летнего возраста эта книга идеальна. А также идеальна она для перечитывания лет через десять, когда вдруг потянет на ностальгию.

Ну и — написано, разумеется, прекрасно. Как филигранно «вычерчен» Йиркун — как медленны, последовательны и поступательны его действия... Это вам не пресонаж голливудских боевиков, который сразу говорит «я злодей» — и сразу же пускается во вся тяжкая... Сюжет развивается неспешно, и весь он в итоге ведёт к поединку... а поединок происходит только в самом конце (сравните с «Амбером»: помахали братцы-принцы шпагами на середине книги, и разошлись каждый своей дорогой! Здесь — не так. Здесь — всё продуманнее...) Собственно говоря, во всём цикле об Элрике только одна книга так же филигранно «вычерчена» — это «Месть Розы»...

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2013 г.

Честно говоря, боялся браться за эту книгу. Все в один голос утверждали, что после Мартина, Аберкромби, и другого «серьезного» фэнтези, приключения Элрика покажутся детской сказочкой и читать я это не смогу.

А вот фиг вам, господа! Как же, оказывается, я соскучился по красивым, ярким сказкам, с путешествиями за тридевять земель, волшебными кораблями, и жуткими приключениями в пульсирующих пещерах.

Это не мрачный реализм Аберкромби, не политические интриги, и не война Алой и Белой Роз Мартина, а полный ярких красок мир фантазии.

Да, это наивная сказка, все ходы предсказуемы, бла-бла-бла. Но сказки вообще предсказуемы, и основаны на одних и тех же сюжетах (вспомним Проппа).

Главная заслуга автора — то что он создал прекрасный мир-фантазию, в котором я прожил целый день.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2009 г.

Первый мой роман фентези и самый любимый, перечитывал раз пять наверное, и с каждым прочтением мне нравится все больше и больше. Элрик, неоднозначная фигура — не положительный герой, но и не отрицательный. Сам себе на уме, так сказать. Идеальный роман для подростка, чтобы ознакомится и подсесть на фэнтези, я долго думал, что же меня тянет постоянно к этому роману. Шикарно прописаны характеры героев — Элрика, Йиркуна — вот злодей так злодей, лабиринты, драконы, кораблькоторыйплыветповодеипосуше, Страаша,эх, пойду снова перечитаю.:smile:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2012 г.

Долго думал, как же начать чтение Саги об Элрике и в конце концов, не мудрствуя лукаво, решил начать с начала. Фэнтези я по разным причинам не читал довольно-таки длительное время и совру, если скажу, что роман захватил меня с первых страниц. Но необычный герой и усиливающееся чувство ностальгии сделали свое черное дело и книга своего читателя увлекла. Что особенно понравилось, так это то, как технично сделан автором переход от Элрика-мечтателя к обреченному Элрику: создается некий эффект отчуждения, так как ближе к середине произведения Муркок перестает иллюстрировать мысли героя, ограничиваясь лишь описанием действий. Также и мир саги смотрится пока что не слишком банально, мелнибонский юмор мне по душе, герои отторжения не вызывают — будем продолжать знакомство!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2009 г.

Да, читать этот роман надо было в подростковом возрасте. Сейчас он воспринимается слишком наивным и простеньким. Сюжет... сюжет обычный для фентези. Герои мне показались слишком схематичные, без глубины. Интриги маловато, да и Элрику все время соломку подкладывают на место его падения.

Но в тоже время очень романтично и красиво. Сам главный герой, который «не от мира сего» чем-то притягивает. Мир, для меня очень интересен, и хотелось бы побольше об нем, и о его прошлом. Все что упоминается, только дразнит, хочется больше. И все же, при всей стандартности, что-то есть такое... берешь читать книгу как-то без интереса и нетерпения, но вот отложить сразу не получается. Вчитываешься и мир Элрика как-то обволакивает и не отпускает.

Надеюсь продолжение будет чуть более живым.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2018 г.

Это не совсем подростковый роман, хотя в нём немало собрано штампов и образов, типичных для эскапистских произведений для юношества. Но это только на первый взгляд.

Дело в том, что первый роман об Элрике из Мелнибонэ был написан одним из последних в цикле, когда в нём уже была убедительно поставлена точка. Рог Судьбы прозвучал, Приносящий Бурю прервал жизнь своего хозяина, и умчался в лимб. Но Майкл Муркок продолжал выстраивать фрагменты и участки тернистого пути императора-странника, показывая, каким же образом всемогущий рок и его собственная гордыня вкупе с безумием привели его на поля под Карлааком.

Но начиналось всё, как оказалось, совсем не так. Не всегда он был женоубийцей и ренегатом. Это был путь, обратный классическому восхождению героя. Элрик был императором, книгочеем, мыслителем, рассуждавшем о нравственности, словно Марк Аврелий. Молодой, полный надежд и мечтаний, юный император желал процветания своей стране, добра подданным, и счастья своей невесте Симорил. Он искренне хотел изменить мир к лучшему, ещё не зная, что будет орудием его гибели. Так царственный альбинос начал свой путь... Так он нашёл Чёрный меч.

Майкл Муркок здесь уже не молодой талант, строчащий неуклюжие подражания Берроузу — это уже более зрелый автор, готовый к созданию своих главных постмодернистских шедевров. Именно поэтому в этом романе он со своего рода ностальгией проносится над миром, который уже уничтожил, любуется им, замершим в предсмертный миг. Да, он несколько нарочит, но и свеж в тоже время. Эдакий декаденс, свойственный фэнтези межвоенного, наверное, периода...

А сюжет... Да сюжет самый обычный. Он создан для того, чтобы подвести императора-альбиноса к первой сделке с Хаосом и к получению Чёрного меча. Выстроив мир и поместив в него скорбную фигуру Элрика, Муркок не стал заморачиваться хитросплетениями фабулы, сделав простую, как шпага, историю противостояния Элрика и его брата Йиркуна. Злой злодей, прекрасная принцесса, которую нужно спасать, трон, который нужно спасти — всё по классике, как положено. Отсюда и главная претензия — у Элрика, ещё не выглядящего депрессивным психопатом-шизофреником, напрочь отсутствует здравый смысл, и то, какие ошибки он делает, просто не выглядят правдоподобными. Я уж не говорю о конце. Муркок попросту не смог подвести к тому, почему же всё таки Элрик отправился странствовать по Молодым королевствам, оставив своему вероломному брату Йиркуну трон. Это настолько вопиюще глупо, что слишком даже для такого условного жанра...

В общем, декадентский и чисто ностальгический роман о надеждах, которым не суждено сбыться.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2010 г.

Читал в подростковом возрасте и сейчас решил перечитать сагу об Элрике и другие произведения Муркока, так как в памяти с первого прочтения вообще мало отложилось.

«Элрик из Мелнибонэ» по своему стилю и развитию сюжету напомнил большую, расширенную сказку, где события развиваются быстро и описываются общо (вопреки современной манере писателей уделять внимание мелочам, деталям, растягивать повествование): уже в третьей главе на Имррир напали, вскоре похищают невесту, вот уже нужно добыть древние артефакты... Хорошая книга, яркое классичекое фэнтези от одного из мастеров, читается легко, понятно. чувствуется, что этот роман только закладывает первый камень в длинную дорогу, по которой предстоит пройти Элрику, объясняет многие предыстории: что откуда да почему. К прочтению для любителей фэнтези — обязательно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2008 г.

Забавно, собрался писать отзыв и заметил знакомую обложку: оказывается я читал Элрика дважды — но читая в прошлом году — совершенно не заметил.

Что логично: роман — стандартная мистически-мифологическая фэнтези, не мудрено не распознать читая во второй раз много лет спустя. И за это ему шесть баллов.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2019 г.

Мое первое знакомство с циклом об Элрике.

В повести видны те черты, характерные для классики героического фэнтези: высокий динамизм, идущие зачастую в ущерб раскрытию персонажей, местами чрезмерная пафосность, проявляющаяся в диалогах, мрачный сеттинг и постоянные попадания в замесы.

У повести много недостатков, которые намного меньше бы замечались, прочитай я книгу лет в 16-17: Элрик — дико противоречивый персонаж, поступки которого предсказать невозможно: раздвоение личности (иначе сложно объяснить, как он каждый раз меняет решения на противоположные, несмотря на свои «твердые» намерения и убеждения буквально за несколько минут до этого), а также его постоянные улыбки, смех где надо и где не надо наводят на мысль о шизофрении. Один из главных недостатков классики героики — это диалоги. В этой повести они просто никакие, да еще и приправленные густым пафосом. Многие поступки героев сложно как-то объяснить, впрочем, в героике это и не нужно. Сюжет, собственно, тоже незамысловат.

Как бы-то ни было, а повесть обладает и неоспоримыми преимуществами, главным из которых, ИМХО, является атмосфера и кинематографичность. Повесть буквально переполнена эпизодами, которые запоминаются своей необычностью, словно мини-спектакль с особыми декорациями, костюмами и светопреставлением: морской бой с варварами, Корабль Сквозь Море Сушу, Зеркало Памяти, Туннель Под Болотом и прочее. Эти эпизоды сохраняются в памяти в виде визуальных клипов. В некоторых толстенных произведениях иногда не запоминается хотя бы два эпизода, а здесь их хватает сполна.

Повесть читается быстро и легко, так что фанаты фэнтези должны познакомиться с этим классический творением, хотя, подозреваю, я один из немногих кто этого еще не сделал.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2018 г.

Настоящий эпик. Классический.

Необычный, страдающий от собственных мыслей герой, общество, с которым он в диссонансе, обворожительная принцесса, которую рано или поздно придётся спасать, сверхъестественные существа, приходящие на помощь, alter-ego главного героя — высокомерный гордец, прячущий свою инфантильную сущность глубоко в подсознании, приключение на поиски — вот о чём Элрик.

В принципе, ничего нового, ничего особенного. Для тех, кто жаждет новизны, не рекомендуется. Однако, у произведения Муррока есть, всё же, два неоспоримых достоинства.

Первое — символичность образов в романе. И не только людей, но и всего окружающего мира, от погоды до архитектуры.

Второе — сдержанное, но, в то же время, мощное описание нависшего рока. Рок, неотвратимость судьбы, увядающий мир, что невозвратно движется к своей гибели удались Мурроку так, что можно простить избитость сюжета и предсказуемость развязки.

Ощущение рока, нависшего над миром, настолько сильно, что, хотя Элрик и спас возлюбленную, главное, что незримо витает в воздухе — спасение всего мира — не было достигнуто. Элрик только поставил такую цель в конце романа.

Но главное достоинство романа (третий плюс) — это, конечно же, его язык. Чуть отстранённый, изысканно-повествовательный, часто — с инверсией, он придаёт роману привкус баллады или поэмы.

Рекомендовано любителям классического фэнтезийного эпика.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2015 г.

Интересный и добротный роман на все времена...

Никогда бы не сказал такого про фэнтези, но данное произведение больше напоминает сказку для взрослых, чем просто фэнтези. Но для сказки здесь очень много эпичного, чисто фэнтезийного, формата.

Что бросается в глаза при прочтении — это простота изложения (нет заумных и труднопроизносимых имен, мест и других наименований) и захватывающее повествование (вроде понятно что в конце то будет, но вопрос — как, каким образом, а вдруг не так... да нет так... или нет?).

Книга читается на одном дыхании.

Советую всем.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2010 г.

Никогда не забуду свое первое знакомство с Элриком! По моему мнению одна из самых харизматичных личностей у Муркока. Это роман про императора-альбиноса, который будучи милосердным невольно стал на путь Хаоса. Будучи слабым физически стал сильным.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2018 г.

Роман оооочень короткий, но насыщенный. Там столько событий происходит за 150 страниц, сколько у Толкина во всей трилогии. При этом все поверхностно описано, персонажи картонные, сами повороты сюжета и проч. построены на рояльности в кустах практически сплошь и рядом. Вроде все как-то средне, но... за счет своего малого объема и плотности событий таки читается интересно. Да и сам Элрик как герой вполне ничего. Короче, ничего особенного, но читается быстро и легко. Вполне можно вечер скоротать.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2018 г.

Не самый атмосферный и не самый сюжетный роман саги, однако самый грамотный, а потому — лучший. В отличие от ранних произведений прекрасно читается (можно и отдельно от серии), очень гармоничный, интригующий, с прекрасным поворотами и отсылками к персонажам и стаффу вселенной.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх