FantLab ru

Эрик Фрэнк Рассел «Зловещий барьер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Голосов:
469
Моя оценка:
-

подробнее

Зловещий барьер

Sinister Barrier

Другие названия: Миг возмездия; Расплата

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 62
Аннотация:

После того, как мир, благодаря шведскому ученому Бьернсену, получил способ расширения границы человеческого зрения за пределы инфракрасного диапазона, гении, стоявшие у разгадки, стали один за другим покидать наш мир. Умирает и Бьернсен, и те его друзья, кто знал об открытии. Но нити, соединяющие странные явления, слишком тонки, чтобы их можно было заметить сразу. Новый, доселе неведомый мир оказался недобрым. За зловещим барьером, создаваемым человеческим ограниченным зрением, скрываются жестокие, всемогущие господа, правящие каждым из нас с колыбели и до могилы, невидимо и безжалостно паразитирующие на нас — истинные хозяева Земли, парящие сферы – витоны, сияющие бледно-голубым светом. Витоны умеют читать человеческие мысли, витоны похищают людей и проводят эксперименты над ними, превращая их в экстрасенсов или в парящие объекты. Витоны не только состоят из энергии, но еще и зависят от энергии, питаются энергией — нашей с вами энергией! Мы для них — производители энергии, которых им любезно предоставила природа для удовлетворения аппетитов. Над Землей нависла угроза. И давно. Земле осталось жить не более 80 часов.

© ozor
Примечание:

Первая публикация первой редакции была в 1939 году.

Роман был дополнен и изменен автором в 1948 году. Переводы на русский делались по второй редакции


Входит в:

— сборник «Часовые Вселенной», 1984 г.

— антологию «Вторая модель», 1996 г.

— сборник «Entities: The Selected Novels of Eric Frank Russell», 2001 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Зловещий барьер
1992 г.
Миг возмездия
1993 г.
Вторая модель
1996 г.
Зловещий барьер
2002 г.
Часовые Вселенной
2010 г.

Самиздат и фэнзины:

Считайте его мёртвым
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Sinister Barrier
1950 г.
(английский)
Schiavi degli invisibili
1982 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повествование очень подвижно. Это несомненный плюс романа. Но ввиду множества недомолвок, костыльности сюжета, неуязвимости ГГ, остаётся искать ценность в идее. Увы, идея тут не во взаимоотношениях человека и НЕчеловека, а в симуляции некоего конфликта: как могло бы быть, если бы были такие начальные условия...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея романа в общем-то раскрывается буквально в первом же предложении: человечество – двуногий скот для неких (предположительно) инопланетных существ, которые умеют читать мысли, питаются за счет людских эмоций и незримо управляют ими. Тем не менее эту «истину» главный герой пытается выяснить едва ли не половину книги, потому что все важные свидетели оперативно помирают от рук пришельцев и никто их более чем двадцати ученых «почему-то» не додумывается оставить рукописной подсказки, хотя существа эти не только не могут читать, но даже не различают людей между собой. Между тем главный герой, живущий по принципу «что тут думать, бить нада!», защищенный сюжетной броней, умудряется раз за разом избегать гибели и обводить вокруг пальцев существ, которые в разы превосходят людей по своим способностям.

Автор пытается придать достоверности происходящему, создать впечатление реальности. Полагаю, современного, тем более выросшего не в Америке или Англии человека, это не особо впечатляет, но на современников и соотечественников упоминание знакомых городов, событий, явлений и знаменитостей могло производить больший эффект – особенно когда всё это используется для обоснования «реальности» существования пришельцев. Тем более когда автор ссылается на всевозможные «мистические и необъяснимые» вещи, экстрасенсорику и тому подобное. Если уж и в наше время находятся люди, которые готовы во все это верить, то, возможно, в середине прошлого века такое могло производить куда большее впечатление.

Персонажи довольно плоские, пожалуй, единственной, кто вызывал у меня какие-то эмоции, была доктор Кертис – да и то только по той причине, что мне было жаль эту женщину, которой приходилось при каждой встрече терпеть домогательства главного героя, который даже в разгар буквально Третьей Мировой (с ядерными бомбами, как полагается) находил время навязываться к ней.

С остальными персонажами сюжет в общем-то не лучше обходится. С самого начала книги главного героя сопровождает Арт Воль и если поначалу и возникает надежда на какое-то подобие дружбы и товарищества между этими двумя, то вскоре становится ясно, что персонаж этот играет исключительно функциональную роль: этакий Ватсон по скидке, который постоянно превозносит ум главного героя, Грэхема, выполняет его поручения, выслушивает гениальные озарения и в некоторых случаях совершает ошибки и промахи, чтобы их, не дай бог, не совершил главный герой.

Прочие герои едва ли вообще запоминаются, даром, что мрут, как мухи, на фоне погибающих точно также второстепенных героев, многочисленных безымянных статистов и даже целых городов и стран – никаких эмоций происходящее не вызывает.

Отдельного упоминания стоят, наверное, и сами пришельцы, вся природа которых по сути строится на одних только догадках, потому что изучить их толком просто не представляется возможным. Причем эти догадки, львиную долю которых выдает главный герой, сразу принимаются всеми на веру, особенно учеными – потому что это ведь именно та категория людей, которая с готовностью примет любую информацию, верно?

Развязка довольно антикульминационна, да и к тому же встречаться у Фрэнка Рассела последующем: главный герой храбро (и несколько безрассудно) лезет прямиком в ловушку, выманивает у подчиненного воле пришельцев человека информацию о их смертельной уязвимости, которую они зачем-то ему предоставили, чтобы потом создать с её помощью оружие для их полного уничтожения. И разумеется, у пришельцев есть такого рода критическая уязвимости и за всё время неизвестно насколько долгого своего существования никакого способа защититься эти превосходящее человека существа не придумали. Используя аналогию автора, представьте, как в один прекрасный день все коровы мира объявили о своей независимости и убили человеков с помощью некой супер-пушки.

Есть некоторые отдельные любопытные моменты. Меня позабавили высказывания в сторону свободы слова и журналистов, особенно в контексте того, что по сюжету правительство объявило, что мир подчинили себе пришельцы, которых можно увидеть, если одновременно упороться мескалином, метиленовой синькой и разукрасить себя йодом, и потребовали распространить эту информацию, а некоторые вредные журналисты «почему-то» не захотели воспринимать всё это всерьез, заразы такие!

Немного холодком повеяло эпизода с камикадзе, который таранит небоскреб. Правда, происходит это в Чикаго, по сюжету книги на дворе 2015-й год, но некоторые параллели напрашиваются, особенно на фоне того, что по сюжету именно действия США косвенно стали причиной появления фанатиков, которые нанесли удар.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бедная, бедная Америка, сокрушающаяся под натиском неведомых ранее сил, страдает также как и другие страны мира от нашествия витонов. Однако для Билла Грэхема первостепенная задача – спасти именно свою страну от бедствия и потому уже всех остальных.

Первый роман Эрика Фрэнка Рассела по прошествии 80 лет (он был написан в 1939 году) по-прежнему читается легко, быстро и, что называется, с жаром. Писатель не утруждает себя объяснением многих моментов, включая историю возникновения существ, прошлое главных героев и многое другое, вместо этого он вдоволь наполняет страницы произведения качественным и описанием страшных и масштабных бедствий, настоящего вселенского Армагеддона и попыток горстки людей противостоять этому.

По современным меркам, роман, наверное, можно сравнить с фильмами Майкла Бэя, когда добрые 90% экранного времени зрителя потчуют хорошо поставленными экшен-сценами. Со страниц книги точно также льется кажущийся бесконечным поток взрывов, массовых убийств и прочих бед и напастей на род человеческий, перемежающийся попытками разгадать загадки пришельцев и наконец-то победить их. Будь это фильмом из 80-х в качестве главного героя несомненно стоит представить Чака Норриса. Чак точно бы спас всех.

Несомненно, читателю, ищущему спокойное, размеренное чтение стоит пропустить это произведение, но ведь стили всякие важны, стили всякие нужны, поэтому тем, ко хотел бы познакомиться с залихватским боевиком, написанным хорошо и качественно (по меркам жанра), но не избежавшим определенных жанровых клише и стереотипов, советую обратить внимание на первый роман Расселла, тем более что он имеет скромный объем и займет скорее всего не более двух дней вашей жизни.

Резюме: добротная, хоть и не оригинальная работа на тему нападения на человечество, которая читается легко и быстро. Правда, улетучивается из головы читателя она также быстро и также легко. В качестве дебюта на писательском поприще – вполне хорошее начало, тем более что дальше автор смог создать несколько более сильных и значимых произведений в жанре НФ.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно плохо написанный роман про войну с плохо придуманной чуждой расой. Понятно, что Рассел целиком и полностью скоммуниздил сюжет из незадолго до того вышедшей книги Олафа Степлтона «Первые и последние люди» — у Степлтона люди воюют с «энергетическими сгустками», прилетевшими с Марса, у Рассела «энергетические сгустки» взялись непонятно откуда. В остальном Рассел упростил историю войны двух рас до применения «лучей смерти», которые уже в 20-е годы были примитивнейшим клише трэшевой НФ.

Само двжение сюжета просто ошарашивает своей незамысловатостью. Сперва гибнут все, кто хотел что-то рассказать герою. Потом герой садится на стул и начинает думать, а толпящийся рядом толстый сержант отпускает пошлые шуточки. Главный герой. сидя на стуле, думает, думает, думает... Придумал! Догадался! В промежутках между думанием идёт сплошной трах-бабах, свистят бомбы, гремят выстрелы, люди гибнут тысячами, но никого не жалко, потому что эти тысячи совершенно безлики и герой спокойно перешагивает через мертвецов, не испытывая никаких эмоций. К тому же, никакой интеллектуальной работы мысли не показано, все «научные открытия» происходят с бухты-барахты (история с рекламным объявлением, украшенным рисунком белого медведя, который — вы подумайте только! — оказывается ключом к спасению человечества, просто идиотизм), все шпионы благородны, мужественны и шевелят желваками на скулах, все враги отвратительны и корчат страшные рожи, а главный герой прямо на куче трупов флиртует со строгой секретаршей какого-то там прохвессора. И всё это подаётся без иронии, зато украшено массой казарменных острот, кои должны «утеплить» и «очеловечить» картонных главных героев.

Наверно, это худший роман о «вторжении» из прочитанных мной. Он даже хуже, чем «Кракен пробуждается» Джона Уиндема, хотя я думал, что «Кракен» это уже днище. Однако — вот! Нет предела совершенству. «Зловещий барьер» по идиотизму и бездарности сюжета с лёгкостью побил «Кракена».

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня идеи этого романа во всю используются современными и не совсем сегодняшними писателями. Однако, первый и самый большой плюс автору и роману за то, что он был первый. Даже не верится, что это было написано в 1939 году, идеи достойны не только сегодня, но и завтра. Увлекателен сюжет. Автор не впадает в экшн, а переводит в противостояние мозгов, психологий, вариантов решений в практически безвыходной ситуации. Герои могли быть раскрыты и более детально, но на фоне эпичности произведения, наверное, это было бы излишним. Таким образом, в целом роман заслуживает высших похвал.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение хорошо тем что пугающе близко к реальности. Советую всем почитать про такие энергетические атмосферные явления как ELVES, STEVE, Blue Jets, Red sprites. Прочитали, задумались? Не почувствовали ли вы холодок пробежавший по шее?

P.S. Рекомендую в довесок прочитать рассказ Ужас высот, Артура Конана Дойля. Он тоже о чем-то таком подозревал.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман Эрика Фрэнка Рассела. На самом деле, когда читаешь написанное настолько давно, при том, что произведения 80-х годов уже смело приравнивают к классике жанра, испытываешь удивительное чувство, одновременно восхищаясь и улыбаясь наивности, некоторой тяжеловесности и при этом, красоте произведения. Схожие ощущения при прочтении дотолкиновского фэнтези, к примеру, рассказов Кэтрин Мур.

В своем первом романе Рассел показывает негативную сторону политических систем, стойкость отдельных людей и то, что безнадега — не есть хорошо.

С другой стороны, после этого романа он кинулся в другую ипостась, делая один ироничный роман за другим.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, полный увлекательных приключений и потрясающей силы предвидения Рассела. Трудно поверить, что в 1939, когда вышел роман, можно было столь глубоко превидеть пути направления развития военных технологий и политики.

Расселу удалось совместить безукоризненный сюжет, полный богатой фантазии и увлекательной интриги, с весьма высоким драйвом сцен.

Имеется некоторая экономия на образах героев, однако вполне терпимо.

Рассел допускает традиционный для жанра промах, формируя психологию «нелюдей» в чрезмерно человеческом стиле. Вообще, в поведенческой линии витонов, в сфере их интеракции с человечеством автор допускает несколько логических ошибок. Всё это, однако, не снижает высокого качества романа.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Является ли человек венцом творения, как сам считает? Или есть силы, направляющие людей, и это вовсе не ангелы, Боги или демоны.

На основе таких достаточно сложных философско-теологических вопросов Рассел создает интересный приключенческий роман с иронией над собой (человечеством), могущественными пришельцами (при определенных допущениях, вполне лавкрафтианского толка), отельными героями, готовыми вступить в практически проигранную битву и интересным сюжетом.

Сейчас роман выглядит простовато, но он и написан очень давно.

Прочитал с большим интересом, так как являюсь поклонником классической фантастики золотого века

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю в описание книги надо добавить, что «Russell revised and expanded the book for its first US publication by Fantasy Press in 1948». А то как-то странно видеть в книге 1939 года упоминание о бомбардировке Хиросимы.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самая плохая книга. Можно почитать, если заведомо интересного ничего нет почитать. А в 1939-ом году книге, вероятно, даже можно было бы дать одну из высших оценок.

Некоторые вещи в произведении весьма ходульны. А эпизоды главного героя с женщинами как-то за уши в текст притянуты. Вторая половина книги менее убедительна.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление...

Начинается книга, как детектив. Таинственные самоубийства учёных по всему свету. Сыщик выходит на поиски правды... Погони, интриги. Зачитаешься взахлёб! Но вот когда становится ясно, кто собственно враг, а происходит это ровно в середине романа, далее начинается такая жесть, депресуха и мрак, что у меня до сих пор эта неприятная атмосфера в душе. Ну уж ооочень жуткое будущее обрисовано... Наверно в 39 году это было увлекательнее читать, но сегодня уже не то. Рассказы у Рассела НАААмного сильнее...

Оценка: 6
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

достаточно топорные персонажи и картонные декорации, но в основном ХОРОШАЯ книга

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, приятно удивлен и даже слегка восхищен.

Считаю, что в каждом издании фантастики должна быть хотя бы краткая биография писателя, чтобы лучше понимать его произведения.

В «Зловещем барьере», на мой взгляд, присутствуют много аллюзий на Вторую мировую и на мир того времени вообще. Например: Азиатское Сообщество — прототип Японской империи (мне так кажеться). Упоминания об уничтожении Тихоокеанского флота США и поражении союзников на Филиппинах ничего не напоминают? Я не говорю уже о том, что Рассел в своем романе часто вспоминает и другие вещи, которые можно разобрать даже невооруженным глазом и привязать к тем годам.

Интересным и важным моментом есть то, как писатель изобразил такую черту людей как перекладывание вины на кого-то другого, мол, «у нас все так плохо из-за того что кому-то это выгодно», «войны все из-за их». Правда, «их» Рассел выбрал не людей, а других существ.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман написаный Расселом. Вчера дочитал, точней домучал... 2 недели читать оставшиеся 150 старниц, это надо было постараться :frown:. Все в книге есть, и интрига, и динамика приутствует, куча персонажей, которые умирают через одну-две страницы. Но все так «картонно» и пафосно :( Америкосы, как всегда на коне спасают Землю за 80 часов, а до этого как буд то спали. Ни о одном герое нельзя сказать ни одного слова, ни одной характеристики. Сегодя я уже и не помню, кто они. В книге присутствует куча «роялей в кустах», которые «находит» ГГ. О самом ГГ сложилось впечатление, что он не особо большого ума, но замечательно все разгдал от начала и до конца. Лет 15 назад, она бы мне понравилась, но сейчас, прочитав достаточно большое колличество хорошей фантастики, читать это было очень тяжко и тоскливо.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх