fantlab ru

Брент Уикс «Чёрная Призма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
145
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрная Призма

The Black Prism

Роман, год; цикл «Светоносец»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Гавин Гайл — Призма, самый могущественный человек в мире. Он высший священник и император, человек, чья сила, воля и обаяние сохраняют хрупкий покой. Но Призмы недолговечны и Гавин знает точно сколько ему осталось жить.

Когда Гавин обнаруживает, что у него есть сын, родившийся в далеком королевстве после приведшей его к власти войны, ему приходится решить какую цену он готов заплатить, чтобы сохранить в тайне секрет, способный разорвать мир в клочья.

Примечание:

Доступен англоязычный официальный трейлер.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Фэнтези (304 голоса)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2011 // Роман

номинант
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2011 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Черная Призма
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Black Prism
2010 г.
(английский)
The Black Prism
2013 г.
(английский)
The Black Prism
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начитавшись ранее вышедших отзывов на перевод «Черной призмы», я решил ознакомиться с книгой в аудиоформате в исполнение Ивана Деметьева. И я вам скажу, что в таком виде даже ужасный перевод практически не раздражает, да слух иногда цепляется за неправильно построенные фразы и предложения, но думая так гораздо лучше, чем ломать глаза о книжный вариант.

Роман в целом хорош, интересный сюжет с кучей клиффхэнгеров, завязанный на политических интригах и разгорающемся военном конфликте, довольно проработанный мир с нетривиальной магической системой, основанной на вытягивании из окружающего мира цветов спектра радуги, использование которой похоже на действия колец корпуса фонарей во вселенной комиксов DC, но её описание очень сумбурно, и не понятно, проблема кроется в мастерстве автора или плохом переводе.

Повествование ведется от лица нескольких героев, но основными рассказчиками выступают действующий Призма – Гэвин Гайл, местный аналог Супермена. И его чернокожий толстый бастард-подросток – Кип, и слава богу на этом автор выполнил необходимый норматив по повестке.

Персонажи живые и интересные, вызывают эмоциональный отклик у читающего, даже если они олицетворяют собой раздражение (это я про Кипа), но с той предысторией и характером, которые в них заложил автор, они и должны быть такими, все как в жизни, мир состоит не только из идеальных людей.

Главы Гэвина поинтересней, через них мы больше узнаем о мире и предыстории событий книги.

Из минусов Брент Уикс чрезмерно заигрывает с чернухой, слишком много мочи, крови и рвоты с подробным описанием.

Вывод: неплохой роман по меркам современного времени убитый ужасным переводом, но достойный того, чтобы любители фэнтези с ним ознакомились посредством аудиоформата.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгое время откладывал прочтение романа Брента Уикса «Черная Призма», и на то были свои причины. В российском книжном сообществе книгу принято ругать за ужасный перевод. После прочтения могу сказать, что согласен с этим лишь отчасти. Да, роман имеет немалое количество опечаток и кривых речевых оборотов, но сюжет захватывает настолько, что в скором времени просто перестаешь их замечать. Это особенность человеческой психики: сосредоточившись на чем-то одном, не обращаешь внимание на мелочи. Есть у этого и обратная сторона – если вы скрупулезно начнёте выискивать ошибки, то не сможете получить удовольствия от хорошего романа. А он действительно хорош! Надеюсь при издании второго романа издательство «Fanzon» учтет все недочёты.

Особенно удачно у Брента Уикса получился мир. Казалось бы, в фэнтези сложно придумать что-то по-настоящему оригинальное, но талантливым авторам это удается раз за разом. Изюминка романа – его система магии, хроматургия, основанная на цветах. Некоторые одаренные люди, извлекатели, способны добывать из солнечного света особое вещество, называемое люксин, и использовать его для собственной магии. Правда тут есть ряд ограничений. Например, чтобы извлечь зелёный цвет, нужно смотреть на что-то зелёное. Не удивительно, что больше всего зелёных извлекателей живут там, где много растительности. Правда у этого ограничения есть определенный обходной путь. Извлекатели могут пользоваться очками того или иного цвета, окрашивающими мир в этот оттенок. При этом магия получается несколько слабее, зато она всегда будет под рукой. Второй минус в том, что в темноте извлекатель полностью лишается своей силы. Подавляющее большинство магов могут работать только с одним светом. Они называются монохромы. Гораздо меньше извлекателей способны работать с двумя смежными по спектру цветами. Их называют бихромы. Ещё реже встречаются изолированные бихромы, способные использовать два цвета из разных участков спектра. Самая редкая разновидность – полихромы, владеющие магией трёх и более цветов. Среди извлекателей выделяются суперхроматы, видящие мельчайшие оттенки цветов, что помогает им колдовать более точно. Обычно это женщины. Наукой давно доказано, что женщины видят больше цветов, чем мужчины. Особняком стоит Призма – формальный правитель государства. Он способен работать с любым цветом, усилием воли разлагая его на спектр. Призме не нужно смотреть при этом на определенный цвет или носить цветные очки, что делает его самым могущественным извлекателем. Люксин каждого цвета обладает особыми свойствами и по-своему действует на психику извлекателя. Таким образом красные более вспыльчивы и любят играть с огнем, а синие ценят во всем порядок. Ещё одним минусом хроматургии является то, что извлекатели, часто пользуясь своими силами, теряют рассудок, полностью попадая под влияние своего цвета. Таких называют цветодеи. Они находятся вне закона, и уничтожаются собственными собратьями. Даже их тело искажается, превращая их в монстров. Подобное ограничение не распространяется на Призм. Обычно единовременно существует только один Призма. Срок правления Призмы всегда кратен семи годам. По истечении этого срока они начинают терять свою силу, и им на смену приходит новый Призма. Если же этого не происходит, в мире наступает хаос. Помимо всего прочего, задача Призмы поддерживать равновесие цветов. Последствия нарушения этого баланса могут быть катастрофическими. Стоит отметить, что хроматургия может использоваться как в бою, так и бытовых задачах. Например, в столице, Хромерии, где проходят обучение извлекатели, большинство зданий построены из люксина.

Хромерия – государство, объединившее семь сатрапий, каждая из которых тяготеет к тому или иному цвету. Из описания магии становится понятно, что политика, религия и культура сатрапий тесно связаны с цветами. Формально государством управляет Призма – сильнейший извлекатель своего времени. Правда, власть эта весьма условна. На деле всем управляет Совет Цветов. За действиями Призмы напрямую следит Белая и подчинённая ей Черная Гвардия. Формально – это личные телохранители Призмы, но по факту это будущие палачи излишне зарвавшегося правителя. Долгое время семь сатрапий жили в мире, до тех пор, пока не разгорелась Война Ложной Призмы. Однажды по ошибке или злой воле местного божества Оролама в мире появилось сразу двое Призм, которые были ещё и родными братьями. Верховным правителем мог быть лишь один, и разгорелась кровавая братоубийственная война. В итоге старший брат Гэвин Гайл убил младшего Дазена и взошел на престол. С тех событий прошло полтора десятка лет, и страна ещё до сих пор восстаёт из руин. В это время один из сатрапов, Гарадул, нарекает себя королем, объявляет о независимости и начинает борьбу с властью Хромерии. Он проводит жёсткие рекрутские наборы, с чем не согласны его подданные. Чтобы задавить восстание в зародыше, он с особой жестокостью вырезает все население одного маленького городка в собственной сатрапии. Данный поступок настолько нелогичен, что становится ясно, что за самопровозглашенным королем стоит кто-то могущественный, лелеющий собственные планы.

В романе несколько сюжетных линий. Первая посвящена могущественному Призме – Гэвину Гайлу. Он – один из сильнейших Призм за всю историю Хромерии и способен в одиночку уничтожить целую армию. Гэвин харизматичный, умный, изворотливый и скрытный персонаж. При чтении он вызывает определенную симпатию. Да, у него есть немало субъективных минусов, что лишь делает его живым и объемным. Главный герой второй сюжетной арки – Кип – нелепый мальчишка из того самого уничтоженного города. При нападении ему чудом удается спастись, благодаря способностям извлекателя, которые он в себе неожиданно открывает. Вскоре выясняется, что Кип – бастард самого Призмы. Гэвин спасает Кипа от короля Гарадула и отправляет на обучение в Хромерию. У Кипа и Гэвина завязываются теплые, практически дружеские отношения, с оговоркой на их столь разное социальное положение. Как-никак Гэвин – аристократ и правитель, а Кип – обычный деревенский мальчишка. Так как повествование ведётся с разных сторон, мы видим более объёмную картину происходящего. Главы Гэвина заметно отличаются от глав Кипа. Они по-разному мыслят и чувствуют происходящее, что говорит о глубокой проработке персонажей.

В романе у каждого главного героя есть несчастливая история любви. У Гэвина есть боевая подруга из Черной Гвардии, Карис Белый Дуб, с которой он когда-то расторг помолвку, но все ещё испытывает к ней нежные чувства. У Кипа – это соседка Лив, которая старше его на несколько лет. Когда-то девушка уехала в Хромерию обучаться на извлекателя. Теперь же они встретились, но Лив видит в Кипе лишь младшего забавного братишку. У этих двух пар романтика только зарождается, и, думаю, ее развитие мы получим в следующих томах.

Приятной чертой романа является темп повествования. Он стремительный, история не провисает и не отпускает читателя. Этой проблемы, типичной для многотомного фэнтези, Бренту Уиксу удалось избежать. Язык романа очень сочный и насыщенный, много внимания уделено цветовой гамме, что и неудивительно. Постепенно роман из героического фэнтези превращается в эпическое, ставки в политической игре постоянно возрастают. В книге нет кровавого реализма, типичного для темного фэнтези, зато предостаточно интриг и тайн. Кажется, что у каждого из главных героев приготовлен свой скелет в шкафу.

К минусам романа я бы отнес довольно маленький мир. Герои буквально за пару дней путешествуют из одного конца Хромерии в другой, что довольно нетипично для подобного жанра. Хотелось бы чуть большего размаха.

Итог: Больше всего «Черная призма» напомнила мне творчество Брендона Сандерсона. В своих циклах «Архив Буресвета» и «Рождённый туманом» он прописал прекрасную систему магии, что мы видим и в романе Уикса. Прекрасно выверенный темп также отсылает нас к циклам Сандерсона. Да, основная интрига тут попроще, но, думаю, в следующих томах цикла автор лучше раскроется, ведь все предпосылки к этому есть. Корявый перевод несколько портит впечатление, но это совсем не повод отказываться от знакомства с отличной историей. Главные герои получились реалистичными и по-своему притягательными. Рекомендую роман к прочтению всем любителям жанра фэнтези.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если кратко: это отличная книга с интересными персонажами и яркими событиями. Главных героев 4. Их сюжетные линии переплетены в канат.

Из особенностей:

1) Уникальная система магии. Она основана на оптике, как её понимает автор. Она достаточно обширна и занимательная.

2) Интересная геополитика. История происходит в стране сильно напоминающей Рим в эпоху сената. Есть провинции, от них в совет входят представители. Есть консул(император-Призма). Есть религия связанная с политикой.

3) Ситуации, которые происходят больше в обычной жизни, чем с героями книг. Если угрожают и шантажируют, то делают это эффективно. Если пытаются грабануть, то это тоже реалистично.

4) Есть тут и Санта Барбара. Чтобы вы разбирались, кто кому брат, кому сын и т.д.

5) У героев есть мотивация. В поступках героев прослеживается логика. Злодеи тут не просто так злые, а герои не просто так добрые.

6) Но есть и ложка дёгтя. Это перевод. Книга от иностранного писателя и очень важно было сохранить его стиль на русском. Это не особо удалось. Есть куча отзывов по этому поводу. Мне лично резало глаз «субкрасный» и «суперфиолетовый».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брендан Сандерсон, со своим циклом «Рождённый туманом» меня, можно сказать, разбаловал в том, что касается магии в фэнтези. Теперь, при выборе книги для чтения одно из важных требований, это наличие строго структурированной магической системы. Собственно, «Чёрная призма» Брента Уикса, в первую очередь, и приглянулась тем, что подумалось — разве может быть что-то более явное и понятное чем цветовая дифференциация.

В принципе, что касается магии, я больше остался доволен, чем нет. Система хорошая, но автор раскрывает её очень неравномерно: то скрупулёзно описывает разноцветное лётно-плавательное устройство на полторы страницы, то не считает нужным раскрыть целую «школу». Я, например, так и не понял, в чём фишка оранжевого — да, его адепты специализируются на хитрости и интригах, но конкретного его проявления ни разу не показали. Да и чем эта хитрость отличается от ясности ума, которую даёт синий? И так во многом. То ли это задел на следующие книги, чтобы сразу не раскрывать все карты; то ли автор просто не вытягивает свою же идею — не знаю.

Что касается сюжета — он мне показался хорош своей «очевидной неочевидностью» что ли. Есть несколько довольно неожиданных и, лично для меня, свежих сюжетных поворотов. Однако, пару раз, автор, наоборот, против ожиданий упрощает арки — например, два близких друг другу героя одновременно оказываются в большом городе и мой читательский опыт уже подсказывал, что вот они должны в паре метрах разминуться друг с другом и объединиться через много глав, но нет — они мирно и вполне логично встречаются.

Но, к сожалению, без шероховатостей тоже не обошлось. Складывается впечатление, что автор очень сильно порезал начальные главы. В случае с Кипом — зачем-то подробно описывается внешность его деревенских товарищей и их сложные взаимоотношения, но через две страницы их уже убивают. То же самое с Лив — куча однокурсниц, кто в чём одет, «школа волшебства» — думаешь, что пол книги этому будут посвящено, но — нет — через десяток страниц Лив уже уезжает. Справедливости ради, этот бэкграунд играет важную роль в развитии героев, да и на динамике сказывается положительно. Но, вот, такая рубленная подача вызывает некоторый диссонанс, будто не персонажи рождаются из истории, а сама история подгоняется так, чтобы оправдать персонажей в определённые моменты повествования.

И ещё один раздражающий момент. Я понимаю, что Кип подросток, со всеми вытекающими последствиями, но в 99% случаев, если в сцене задействованы Кип и какая-нибудь женщина, то обязательно «оператором» будет сделан акцент либо на её груди, либо на ягодицах или нижнем белье. В такие моменты «Чёрная призма» напоминает сомнительное анимэ с избытком фансервиса. И, в принципе, чисто субъективно, Кип наименее приятный и наименее интересный герой из четвёрки действующих лиц.

«Черная призма» оказалась для меня довольно противоречивой книгой. Но, самое главное, читать было интересно, да и послевкусие осталось приятное. Пока даже хочется прочитать продолжение, но, увы, к моменту выхода локализации уже, наверняка, всё забудется.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман рассказывает о самом знатном и могущественном человеке местного мира, Призме. Автор напрягся, создав систему магии, которая зависит от цвета, — заклинатели «вытягивают» из света люксин, гибкую магическую материю, из которой можно строить что угодно — от оружия, которое воткнется врагу в глаз, до сияющих стен. Большинству подвластно максимум несколько цветов, обладающих определенными физическими характеристиками и накладывающих отпечаток на характер, но Призма может быть только один, цвета повинуются ему. Однако у всемогущества есть подвох — чем больше колдуешь, тем быстрее истощишься и умрешь.

Гэвин Гэйл, Призма, живет богато, однако он ограничен в правах местными политиками, а мир после предыдущих «призматических» войн, когда он сражался с собственным братом, находится во власти конфликтов. В довесок у Призмы есть важный секрет, который он скрывает ото всех, — глубоко внизу его покоев, заточенный в синей комнате, живет его брат, которого все считают убитым. А тут еще оказывается, что от мимолетной связи у него остался ублюдок, что заставляет его отправиться на встречу с мальчиком — и ввязаться в новую войну.

На мой вкус, четыре точки зрения «Черной призме» не нужны, но Уикс планировал эпик на пять томов, поэтому забросил сети. Если бы вклад Уикса в фэнтези ограничивался исключительно системой магии, это было бы печально, однако ближе к середине он вбрасывает в текст бомбу, меняя сюжетный контекст и делая героя отпетым обманщиком — и становится интересно. Было бы таких вещей больше, я бы оценила выше. А так — просто добротный роман, расхлябанно переведенный.

Оценка: нет
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот я и прочитал столь обсуждаемый на «ФантЛабе» в последние месяцы роман Брента Уикса «Черная Призма». Сразу скажу: я заранее не строил иллюзий относительно его содержания и не ждал, что отыщу в толстой книге с броской обложкой какой-нибудь глубокий смысл или идеи. Просто как-то разнообразия ради захотелось свежего литературного фаст-фуда. Девяноста процентам, если не больше, современного фэнтези можно дать именно такое определение: это чисто коммерческий жанр, да к тому же переживающий явный «кризис перепроизводства». Чтобы оставаться конкурентоспособными, нынешние сочинители фэнтези отчаянно стараются придумать что-нибудь такое, до чего еще никто прежде не додумался. Вот и лезет каждый из кожи вон по-своему: кто изобретает всякие хитрые магии, кто пытается взять свое тщательной проработкой мира и основательностью повествования, а кто просто эпатирует читателя всякой грязью и натуралистическими подробностями. И, само собой, каждый старается расписывать свои творческие находки как можно объемнее: больше типографских знаков – больше гонорар. Проще говоря, такая литература – полная противоположность произведениям основоположников жанра, которые вкладывали в свои книги смысл и умудрялись донести его до читателя на сравнительно умеренном количестве страниц, не сочиняя серии из нескольких толстенных томов под завлекательными названиями. Вот в «Черной Призме» шестьсот с лишним страниц, и это только первый из пяти томов эпопеи.

«Черная Призма» – одно из тех сочинений, которые пытаются привлечь внимание читателя описанной в них необычной магией. В таком случае разумно было бы предположить, что, раз уж писатель выдумал какую-то заумную магическую систему (а не заумные теперь, кажется, и не выдумывают), то прежде всего стоит разъяснить соответствующие «правила игры». Но вместо этого Уикс применяет безумно раздражающий, но обычный по нынешним временам прием – сделать все наоборот: ничего толком не объяснив, бросить читателя сразу в гущу событий. В первых главах там и сям накидана уйма непонятных слов и разрозненных фактов: тут есть и люксин, и цветодеи, и извлекатели, и многое другое, а что все это значит и как это работает – догадайся сам, читатель, поупражняй мозги. Лишь потом понемногу, где к слову придется, эти обрывки сводятся друг с другом и даются между делом кое-какие пояснения. Точно такой же подход применен и к истории с географией. Какой король-мятежник? Какие междоусобные войны? Из-за чего? Что за Семь Сатрапий? Что такое Хромерия? (И где там, кстати, правильно делать ударение: Хроме́рия или Хромери́я?) В этом и во многом другом также приходится разбираться по ходу действия, потому что никаких толковых объяснений на этот счет не дается.

Что ж, кто-то, я уверен, сочтет вышеописанный подход достоинством: мол, повод пошевелить мозгами и проявить проницательность. Но раз подобного рода фэнтези пишется как чисто развлекательная литература, то совершенно неоправданно заставлять читателя трудиться и самостоятельно складывать кусочки мозаики воедино. Вместо этого я предпочел бы в качестве «вводных» сразу получить цельную картину на момент начала действия, чтобы легко и без усилий погрузиться в созданный Уиксом мир. Разбираться досконально, что к чему, желание возникло бы в одном-единственном случае: если бы в книге нашлось что-нибудь по-настоящему глубокое, интересное и оригинальное (цветовая магия, в буквальном смысле высасываемая из пальца, разумеется, не в счет). Но, как уже сказано выше, ничего такого я там не ожидал отыскать – и действительно не отыскал. Когда я наконец разобрался в происходящем на страницах книги, то убедился, что она содержит всего лишь стандартный набор давно истертых, избитых, истрепанных сотнями бойцов на фэнтезийном фронте героев и ситуаций. Борьба за власть, войны, мятежи и интриги. Избранный – само собой, не знающий, что он Избранный. Несчастная любовь, «скелеты в шкафу» и связанные с этим душевные терзания. Заточенный в тайной темнице брат – почти Железная Маска – и снова интриги и тайны, интриги и тайны... Все это сплетено в один клубок, который по ходу дела не то распутывается, не то запутывается еще туже – поди разбери. Конца, естественно, нет – есть только промежуточная остановка перед вторым томом. В общем, похоже, что «Черная Призма» была написана по заветам Портоса: я пишу фэнтези… просто потому, что пишу фэнтези – интриги ради интриг, войны ради войн, магия ради магии. Впрочем, причина появления на свет «Черной Призмы» может быть какой угодно, кроме одной-единственной: когда у писателя есть что сказать своим читателям. Бренту Уиксу сказать нам явно нечего, но он изо всех сил старается это скрыть за разноцветной мишурой, как скрывают свои глаза извлекатели за цветными очками.

Немного напишу о переводе, который здесь столько ругали. Он, хотя и не так ужасен, каким его здесь представляют, – видал я переводы и похуже, – и в самом деле неуклюж и косноязычен. Местами явно ощущается недостаточный словарный запас переводчика, навязчиво повторяются одни и те же дурацкие выражения (пистолеты непременно «взревывают», а мышцы обязательно «бугрятся», даже у толстяка Кипа). Портит книгу и крайне халтурная корректура. Поделюсь только одним мини-шедевром: «Она возглавляла короткую череду однокашниц, неуклюже высоко понимая свой стул, чтобы не споткнуться». Я не пошляк, но «высокое понимание стула» вызывает у меня какие-то нездоровые проктологические ассоциации, а уж если это делается неуклюже, то вообще становится не по себе. Книгу явно готовили и выпускали в большой спешке, иначе такие вот ляпы наверняка удалось бы выловить и исправить.

А что в итоге? Если коротко, то перед нами типичный образчик современного коммерческого фэнтези, написанного по принципу «все пишут, а я чем хуже, дай-ка и я попробую». Не скажу, что его было неинтересно читать, – нет, там есть немало увлекательных мест, но общая смысловая нагрузка «Черной Призмы» остается нулевой, и в целом творение Уикса ничем не выделяется. В самом деле, если вы хотите основательности и монументальности – то вам к Мартину или Джордану. Если крови и кишок со всем содержимым – к Аберкромби. Если тайных интриг и могущественных властителей – к Кею. Если нужен главный герой – честный пройдоха – к Ротфуссу, а если хотите больше душевных травм и терзаний – то к Хобб. И так далее. А в «Черной Призме» намешано всего понемногу, вот и вышла книга на один раз – прочитать и забыть.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соглашусь, что в первую очередь может быть рекомендовано поклонникам необычных магических систем. «Хроматургия» — интересная разработка... правда, можно ли назвать её полностью оригинальной? Рубрика «Совпадение? не думаю»: как раз за год до выхода «Чёрной Призмы» были изданы «Убийца войн» Сандерсона (где также действие начинается в камере с обесцвеченными стенами, не дающими узнику воспользоваться магией) и «Полный вперёд назад, или Оттенки серого» Ффорде (где, например, также присутствует тест со множеством карточек, который проходит ГГ-подросток для определения цветовосприятия и границ наблюдаемого спектра).

Само повествование неровное: сильные сюжетные ходы соседствуют с избитыми штампами (тяжёлое детство «Избранного» + «враги сожгли родную хату»), сцены откровенной жестокости перемежаются с подростковым неловким юморком. Говорят, что этот (второй) авторский цикл сильнее первого, что ж, будем надеяться, что к следующим книгам мастерство продолжит расти.

Мироустройство в целом прописано неплохо, правда, мало что пока известно про верховное божество Orholam, кстати, чьё имя, вероятно, отсылка к «хольраум» — полость, в которой электромагнитное излучение преобразуется в рентгеновские лучи, нагревая и сжимая стенки до зажигания мини-звезды (термоядерное оружие и термоядерный синтез).

Как минус к внутренней логике, отмечу ещё, что несмотря на то, что соправительница-Белая подаётся искушённой в интригах и контроле, умудрились проморгать со всеми своими шпионами целую собираемую армию отступников-«цветодеев».

И всё-таки, фэнтези можно назвать в достаточной степени самобытным и крепким. Моя оценка: 8 (с минусом) из 10

З.Ы. Насчёт негативных высказываний в отзывах о переводе Иллет (Натальи Некрасовой) — ну не знаю, мне было норм (впрочем, сюжет для меня важнее языка), имхо, часть претензий можно назвать придирками, а часть можно отнести к самому авторскому стилю произведения. Конечно, издательство и причастные люди допустили тут серьёзный косяк, пропустив опечатку в первом же абзаце книги, возможно, это как раз сыграло свою роль в волне недовольства.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добавлю свои пять копеек в обсуждение нашумевшего цикла Светоносец, первый роман которого Черная призма вышел в оригинале еще в 2010 году (и остальные четыре уже тоже выпущены, вот только жаль, что читать их совсем не тянет. И так всегда: Ротфусса не дождаться, а другие циклы и написаны, да не надо…)

Про отвратительный перевод уже кто только не пнул, поэтому просто присоединюсь к предупреждениям, даже на слух (а я аудиокнигу выбрала) хоть и получше воспринимается, но иногда аж суть происходящего теряется. Он взял его за пиджак и он его ударил, а потом он ушел – вот что-то вроде того.

Если же брать сам сюжет, то он меня удержал до самого конце, несмотря на расщепление на точки зрения не только двух главных героев: Гэвина-призмы и его якобы сына Кипа, но и на абсолютно ненужных сюжетно двух девушек — Кэррис и Лив (любовные интересы отца и «сына» соответственно), а плюсом еще и сумасшедший узник призмы, с которым связан нехилый такой твист. Здесь есть интересная система магии – извлечение цвета, каждый из которых имеет свои особенности. И ведет эта магия к безумию, отчего появляются цветодеи, чьими поступками движет их цвет. Красный – ярость, синий – логика и т.д. Хотя прям раскачалось всё только к 60 главе из 95, читать всё же было довольно любопытно. Однако недостаточно интересно, чтобы продолжить, увы, хотя промежуточной концовки нет, и эта огромная книга-толстячок – лишь пролог.

Герои тут однозначно серые. Ими частенько движут благие цели, но именно они и ведут в ад кратчайшей дорогой. Итого: главные герои Гэвин – к благой цели любыми средствами, Кип – толстенький, глуповатый, озабоченный, но достаточно приличный и верный — переживала в итоге только за него. Ну и чуть-чуть за Каррис: хоть она и наивная овца, которая строит из себя крутую бой-бабу, но всё же старается взять судьбу в свои руки. Лив – вообще пустая трата моего времени, дочь проигравшего генерала, лицемерная подхалимка и мечется из стороны в сторону. Ну, про сумасшедшего вообще молчу – самые мерзкие главы.

Кстати про мерзость: фэнтези хоть и не новое, но полностью отвечает современной номенклатуре: выкопанное дерьмо обильно полито мочой и рвотой, проткнуто сломанными костями и посыпано выбитыми зубами. И это не метафора! Там всё перечисленное есть в огромных количествах и со смаком. Меня саму чуть несколько раз не стошнило при описании рвоты и прочих радостей. Ну откуда эта мода и зачем? Как-то же умудрялись раньше фэнтези писать без этой отвратительной физиологии в неограниченных количествах.

Военных действий и политики очень много. Обычно меня это совершенно не напрягает, но тут как-то не переживалось ни за кого, поэтому было скучно. Куча премий выдана скорее всего из-за пухлого темнокожего персонажа, либо конкурентов особо не было. Не увидела ни одной яркой или актуальной мысли, которая иначе могла бы оправдать столь высокие похвалы.

По итогу, такое двоякое впечатление – плюсов ровно столько, сколько и минусов, поэтому и оценку поставлю половину из максимальной. Читать в аудио можно, но вещь на любителя, кому больше натурализм нравится. Про краски мне очень идея понравилась, чуть похожие встречала только у Ффорде и Вероники Рот, но там цвет чисто утилитарное назначение носил. Однако по-настоящему круто похожие темы реализованы в Железном волке Сири Петтерсен – почему ей никто кучи премий не дает??

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цвет не только делает мир для людей ярким и прекрасным, но он еще и основа основ магии. По крайней мере, так обстоят дела в Семи Сатрапиях, где магия цвета, хроматургия, влияет на жизнь каждого, от аристократа до простолюдина. Сатрапии подчинены единому центру – Хромерии, которая не только регулирует отношения между странами, но и обеспечивает магическое равновесие в мире. Правителем-теократом Хромерии является Призма, рождающийся единожды в поколение маг, который в совершенстве может извлекать все цвета спектра.

Ныне титул Призмы носит Гэвин Гайл, чье правление нельзя назвать спокойным. Шестнадцать лет назад все Семь Сатрапий сотрясла война Ложного Призмы, когда младший брат Гэвина поднял мятеж, чтобы узурпировать титул. После тяжелой и горькой победы Гэвин прилагает усилия, чтобы сгладить последствия разрушительной войны. Но тревожные события грозят вновь пошатнуть равновесие в Семи Сатрапиях. Во-первых, король провинции Тирея, которая поддерживала мятежного брата Призмы, собирает силы для войны с наместниками, назначенными Хромерией. Во-вторых, все больше и больше в Семи Сатрапиях бесчинствуют цветодеи – те извлекатели, которые начинают терять контроль над магией и постепенно погружаются в безумие. Ну и в-третьих, Гэвин Гайл внезапно узнает, что со времен войны Ложной Призмы в Тирее у него остался незаконнорожденный сын.

Такова экспозиция, которой встречает читателя первый роман цикла «Светоносец» Брента Уикса. Писатель он, впрочем, для русскоязычных поклонников жанра не новый: кто-то наверняка помнит его первую трилогию «Ночной Ангел». Дебют Уикса, пусть и не лишенный драйва и множества интересных находок, пестрел, тем не менее, целым ворохом недостатков. В «Черной Призме» же автор продемонстрировал удивительно мощный прогресс.

Более всего первый роман «Светоносца» вызывает ассоциации с произведениями Брендона Сандерсона. Интересный и не самый типичный мир, подробно прописанная необычная магическая система, приверженность автора бодрому сюжету с классными твистам – эти аспекты будут хорошо знакомы поклонникам «Рожденного Туманом» и «Архива Штормсвета». А вот с персонажами Уикс работает лучше Сандерсона, и тон повествования заметно мрачнее.

Уикс уверенно выполняет основную программу по всем составляющим достойного фэнтезийного романа. При их сочетании получилось интересное и захватывающее повествование, которое в «Черной Призме» в упрощенном виде следует схеме «запутанное резкое начало – интригующая захватывающая середина – мощная эпическая концовка».

Стартует «Черная Призма» с места в карьер. Уикс не спешит до поры объяснять ни мироустройство, ни мотивы действующих лиц, потому поступки персонажей и логика мира сначала могут показаться странными. Зато темп повествования не даст заскучать: события буквально проносятся перед глазами читателя.

Как только схлынет первый событийный вал и история получит небольшую передышку, автор старательно наполняет повествование подробностями о прошлом героев и описанием реалий Семи Сатрапий. В этот момент история ощутимо набирает глубины. Интриги в Хромерии и сатрапиях, тайны прошедших дней и надвигающиеся угрозы – все это тот трамплин, с которого интерес к «Светоносцу» взмывает к небесам. На этом же этапе, к слову, Уикс использовал просто потрясающий сюжетный твист, переворачивающий восприятие событий с ног на голову. Внимательный читатель этот поворот вполне может предугадать, но от этого задумка не потеряет ни капли своего великолепия – можно аплодировать автору!

В последней трети книги читателя ждет традиционная для жанра подготовка к битве и само эпическое действо. Эта часть романа Уиксу тоже удалась. Сражение будет проходить в интересных условиях, а прописано оно достаточно умело и захватывающе. Не стоит забывать и о хроматургии, которая используется на полную и привносит в битву дополнительные обстоятельства и переменные. Те читатели, которые очень ценят в жанре именно сами фэнтезийные элементы, не должны остаться разочарованными. Ну, а в самом финале ждет привычная для эпических циклов промежуточная концовка с обязательным повышением ставок на будущие книги.

При удачной общей сюжетной канве с хитросплетением интриг и захватывающими приключениями героев, не стоит недооценивать и те, казалось бы, небольшие детали, которые придают повествованию насыщенности. Именно они порой превращают просто хорошую историю в отличную, а Уикс показал, что умеет их использовать. Будь то совсем маленький штрих с давним воспоминанием о том, как однажды девушке подмигнул Оролам, или тяжелый эпизод про самую печальную обязанность Призмы – все это усиливает впечатления от романа.

Образ Гэвина Гайла – несомненно, одна из главных удач книги. Призма – ось, вокруг которой существуют Семь Сатрапий и строится повествование. Сначала может показаться, что Гэвин – легкомысленный и пресыщенный жизнью правитель, но чем дальше, тем полнее будет раскрываться его характер. Особенно интересен в этом плане контраст глав от лица самого Гэвина и тех глав, где читатель видит его глазами других персонажей. По мере погружения в историю все больше будет известно о прошлом Гэвина, его планах и устремлениях. В итоге перед читателем предстанет замысловато деконструированный образ Обещанного Короля, который обещал себя сам себе.

«Черная Призма», впрочем, не смотря на центральную роль Гайла, это не Книга Одного Героя на манер «Саги о Видящих» или «Имени Ветра»; другие персонажи получат не меньше страниц для своих глав. Каррис из Черной Гвардии, которая была помолвлена с Гэвином, и Аливиана, дочь лучшего генерала мятежного Лжепризмы – примеры более стандартных для жанра, но уверенно созданных персонажей, удачно вписанных в русло сюжета и сеттинга. Их главы интересны не только событиями, но и их характерами и бэкграундом. Кип (тот самый неожиданный бастард Призмы) чуть необычнее: с одной стороны это привычный архетип «избранного паренька с фермы», с другой – часто ли в эпическом и героическом фэнтези подобные персонажи оказываются недотёпами с лишним весом и явно заниженной самооценкой? Главы Кипа подкупают забавной самоиронией и самокритикой. Правда, в эпизодах, когда герой необоснованно хамит влиятельным людям, Уикс, пожалуй, ради сомнительного юмора несколько переигрывает. Вполне возможно главы Кипа будут по ряду причин раздражать читателя, но стоит проявить к парню снисходительность. Он от начала и до конца романа будет пребывать в состоянии перманентной пришибленности: гибель родного города и всех, кого он знал, а также обескураживающая новость о том, что он незаконнорожденный сын правителя мира, не могли не пройти бесследно для душевного равновесия. Разумеется, кроме основных героев, будет и масса интересных второстепенных персонажей.

В итоге, «Черная Призма» – это образцовый первый том эпического цикла, который раскрывает перед читателем удивительный новый мир, знакомит с интересными персонажами и заставляет с нетерпением ждать продолжения.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрый день,

А я думал, что это со мной что-то не так) но почитал отзывы и расслабился. Спасибо Nikonorov за подрбоный отзыв и разбор. Вот те же предложения в первых 10 главах заставили мой мозг перевернуться в черепной коробке, но я продолжал его насиловать дальше. Хорошо, что зашел сюда, почитал, что пишут коллеги и понял, что проблема схожая. Больше с этой книгой себя мучать не буду, 50 страниц хватило.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Матерь Божья. Я думал, что подобные «переводы» остались где-то далеко в прошлом. Ан нет, как говориться, в сумрачные времена всякая нечисть выползает на свет... С полной уверенностью утверждать не стану, но вот тут местами прям чувствуется, что текст будто бы просто загнали в электронный переводчик, а потом просто подправили самые вопиющие места, да и то не везде. У меня помниться парочка знакомых по такой методике работали. Но вот незадача — они то-делали небольшой некоммерческий перевод для совсем маленькой группки людей, а не работали над целой книжкой с тиражом в несколько тысяч экземпляров.

Проще говоря — перевод полная халтура, конкретных примеров тут уже и без меня набросали. Не тратьте на него свои время и деньги, даже если вы как я увлекаетесь скорочтением и не сильно придирчивы к некоторым шероховатостям написанного, изучать сие может стать почти физически больно уже всего главы три спустя. Быстро пробегаешь текст глазами, а потом чувство, будто тебе в эти самые глаза толченого стекла насыпали.

Про саму же книгу сказать особо нечего, завязка меня не особо впечатлила, но возможно ощущения сильно подпорчены «локализацией», поэтому дальше тех самых трех глав я так особо и не продвинулся. Может погодя попробую в оригинале.

Оценка: нет
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно ждал, когда этот цикл начнут издавать на русском языке. И вот я в предвкушении начал читать «сие творение». Сказать, что меня бомбануло, значит ничего не сказать. Как можно было испоганить переводом такой классный цикл... Осилил половину книги и бросил. Абсолютно нечитаемо. Я никогда не бросаю читать книги на полпути, но это исключение... А ведь в цикле чувствуется размах, эпичность... Но всё это загублено убогим машинным переводом. В группе ВК я высказался по поводу отношения издательства к покупателям и читателям, так меня заблокировали, хотя оскорблений с моей стороны не было. Я просто хотел высказать своё мнение по данному поводу. Ведь я, как и многие здесь, хочу, чтобы данный цикл издали полностью. Но с такими косяками и довольно большим тиражем в 6000 экземпляров таким планам не суждено сбыться. Заблокировав меня на год, Фанзон показал своё истинное лицо и наплевательское отношение...

Издательству ставлю «1»,самой книге «7».

Оценка: 7
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сожалею, что купил эту книгу. А я редко сожалею о купленных книга, которых в месяц набирается десятки. Разочарование огромных масштабов. Я думал, это со мной что-то не так, а потом увидел ролик и комментарий Nikonorov. Дружище, спасибо за этот разбор. Фиг я больше поведусь на рекламу новой книги. Ужасный перевод хорошей книги, редактура тоже туда же. Это печаль, Фанзон.

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо Nikonorov,у за подробный отзыв, после которого ничего и не добавить. Видимо из-за него с сайта удален даже ознакомительный отрывок и вообще странно, что и не отзыв в целом. За подобный разбор книжонки про «грязь и палки» мне вообще отключили возможность комментировать новости.

Оценка: 1
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Года полтора назад попался мне на глаза любопытный анонс фэнтези-цикла с системой магии основанной на цветовом спектре. Цикл назывался «Светоносец», автор Брент Уикс. Аннотация «Чёрной призмы», первого романа этой истории, меня заинтересовала настолько, что я решил ознакомиться с предыдущими работами автора. Благо его дебютная трилогия «Ночной ангел» когда-то давно издавалась в нашей стране. И она вызвала очень смешанные чувства при прочтении. В трилогии была целая куча недостатков, типа логических дыр, глупых персонажей, вторичности и так далее, но при этом история увлекала, и её не хотелось отложить в сторону. Ну а раз отзывы на «Чёрную призму» обещали, повышение уровня качества, то отчего же к ней не приобщиться? Тем более, что издана книга вполне достойно: обложка симпатичная, цветная карта на форзацах, бумага приемлемая.

Увы, но чтение сразу как-то не задалось. Поначалу я не сильно всматривался в текст, просто чувствовал, что он какой-то очень недружелюбный. Но уже странице к двадцатой, когда я вчитался повнимательнее, обнаружилось, что главная беда книги – её перевод. Примеры того, что здесь можно увидеть:

• «Из-за тумана он слово завис в безвременье» (с. 7);

• «Его ночное зрение наверняка было нарушено…» (с. 9). В оригинале: «His night vision must have been ruined…»;

• «Он поворачивал свою руку так, чтобы его молочно-белая кожа не мешала Кипу смотреть. Как и Кип, мастер Данавис был полукровкой – хотя Кип не слыхал, чтобы кто-то презирал извлекателя за такое, в отличие от него.» (с. 26).

• «Он протянул руку Каррис и слегка поклонился. Она не приняла его руки и прыгнула на борт. Он приподнял киль, когда она приземлилась, так что ялик вывернулся у неё из-под ног. Она ахнула – и он поймал её на подушку мягкого зелёного люксина, который быстро преобразовался в сиденье. Он поднял сиденье и поместил его на носу ялика, затем перебросил их багаж себе под ноги.» (с. 68).

Этим дело не ограничивается, но думаю уже итак понятно, что перевод не вычитан, и местами является калькой с английского. Воспринимать такое довольно тяжело, но больше останавливаться на переводе не будем и поговорим о самом романе.

Главная фишка «Чёрной призмы» – необычная система магии. Частенько что-нибудь эдакое старается изобрести Брендон Сандерсон, и получается у него здорово. У Брента Уикса получилось не так здорово, но вполне достойно. Как я уже упоминал, магическая система «Чёрной призмы» строится на цветовом спектре. Большинство магов владеют каким-либо одним цветом, и для волшбы им очень желательно видеть объект того же цвета, либо, как вариант, носить очки с окрашенными линзами. Беда в том, что если прибегать к волшебству слишком часто, то можно сойти с ума. Помимо стандартных «одноцветных» магов, есть ещё способные управлять двумя цветами, а также есть Призма, человек, которому подвластен весь спектр. Призмы появляются раз в поколение и их задача следить за балансом использования цвета. В общем, местная магическая система использует как базис стандартную стихийную магию, но с надстройкой через цветовой спектр и с использованием академического подхода как у Брендона Сандерсона. Есть ещё нюансы, но я надеюсь, сказанного в этом абзаце достаточно для понимания, что местная магическая система необычная и довольно любопытная.

А вот с сюжетом и персонажами не так всё гладко. Во-первых, перед нами самое начало истории. И хотя в первом томе происходит довольно много событий, но основной сюжет лишь виднеется на горизонте. Во-вторых, в книге два главных героя: Гэвин и Кип. Первый является Призмой, второй – его сыном. И они оба не особо привлекательные личности. Гэвин слишком инфантилен, а Кип слишком недалёкий и неуклюжий. В принципе, учитывая финальный твист, я вполне допускаю, что автор прописал своих героев так специально, чтобы их арки персонажей в следующих книгах получились более впечатляющими. Но в первом томе мне сильно не хватало ярких и харизматичных героев. В-третьих, структура повествования. Роман состоит из глав по 5-6 страниц. Не успеваешь проникнуться одним персонажем, тебя бросают к другому, только вник в его ситуацию, как оказываешься вновь рядом с первым, а то и вовсе в гостях у третьего. Я бы предпочёл, чтоб некоторые главы были объединены. Сам же сюжет вполне неплох. История начинается с нападения на родную деревню Кипа и почти всю книгу крутится вокруг последствий этого, а также подводок к роли Призмы в мире.

Пожалуй, хватит. В целом, книга получилась примерно на уровне предыдущей трилогии. Сюжет очень динамичный, читается легко (если абстрагироваться от перевода), магия любопытная, сюжетные твисты занимательные. Возможно, позже возьмусь за продолжение.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх