fantlab ru

Феликс Гилман «Расколотый мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
254
Моя оценка:
-

подробнее

Расколотый мир

The Half-Made World

Роман, год; цикл «Полумир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Перед вами увлекательный и неповторимый роман с оригинальным сюжетом, яркими персонажами, поразительно огромным, продуманным миром. Это невероятный сплав стимпанка, фэнтези, научной фантастики, вестерна и альтернативной истории.

Запад. Безымянные земли. Место, где мир еще незавершён, и граница между реальностью и кошмаром размыта. Именно здесь возникла Республика Красной Долины. Двадцать лет она процветала, и это было лучшее время в истории Запада.

Примечание:

Первоначально планировалось название «A History of the Half-Made World».


Входит в:

— цикл «Полумир»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Расколотый мир
2016 г.
Расколотый мир
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Half-Made World
2010 г.
(английский)
The Half-Made World
2011 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  37  ] +

Ссылка на сообщение ,

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ:

Мир в романе Ф.Гилмана находится в состоянии творения, поэтому он и half-made — половинчатый, половинный или, прямо скажем, недоделанный. Если долго-долго ехать на запад, то в конце концов окажешься на краю света, там, где бушует океан материи, где рождается земля, покрытая лесами и наполненная существами, для которых ещё нет названия ни в одном языке. Законы физики там, разумеется, не действуют — с ними вообще дело обстоит очень сложно, — зато имеются иные правила, за соблюдением которых следит бессмертный Первый народ, он же Народ Холмов (First Folk, Hill Folk). Представители Первого народа по Гилману — гибрид североамериканских индейцев и классических — не толкиеновских! — фэйри, что обитают в холмах и могут, в зависимости от настроения, убить или наградить того, кому выпало с ними встретиться на узкой дорожке. Никогда нельзя предугадать, как поступят эти существа.

Восточная часть мира, сотворенная давным-давно, стара и консервативна, а вот на Западе жизнь бьет ключом: там возникают и исчезают новые города, делаются открытия, совершаются великие подвиги и страшные преступления. Ещё там идёт нескончаемая война, в которой так или иначе участвуют все действующие лица. Противоборствующие стороны у Гилмана зовутся Line и Gun, их представителей я, с вашего позволения, буду называть Линейщиками и Стрелками.

Линейщики — сторонники образцового порядка и научного прогресса. В их городах шумно и дымно от многочисленных фабрик, их бюрократическая система строга и многоступенчата. Все Линейщики преданы делу Линии, а если у кого-то из них вдруг отмечаются признаки Тщеславия, то он тихо исчезает — и на его место приходит другой, спокойный и послушный. Линия захватывает город за городом, протягивая всё дальше на Запад сеть чего-то, по описанию напоминающего железную дорогу.

По железнодорожным путям на огромных, немыслимых для всего остального мира скоростях носятся Движители (Engines) — воплощенные в материальном мире демонические сущности, которые и руководят на самом деле как продвижением Линии, так и её каждодневным функционированием.

Один из главных героев книги — младший (третий) наблюдатель Лоури, линейщик.

По другую сторону фронта — Стрелки. У них нет государства в строгом смысле слова, они одиночки и не мыслят над собой иных хозяев, кроме тех, которые живут в их Револьверах (Пушках? Стволах? По книге — Guns). Эти создания — такие же демоны, как и Движители, только прибыли они, по всей видимости, из другой части Ада. Владелец одержимого Револьвера получает в награду способность регенерировать после самых серьезных ранений, а также скорость, силу, ночное зрение, нечеловечески острые слух и обоняние. Всё это — в обмен на обязательство убивать и грабить Линейщиков, устраивать взрывы и поджоги, интриговать, подкупать, переманивать на свою сторону важных людей, и так далее, и тому подобное... Стрелки, как вы уже могли догадаться, напоминают персонажей вестернов — обаятельных мерзавцев, для которых закон не писан, особенно если этот самый закон пытается продвигать Линия.

Второй герой романа — Джон Кридмор, Стрелок.

И, наконец, третья героиня — Лисвет, Лив Альверхьюсен (Lysvet Alverhuysen), доктор психологии, женщина с Востока, из старого мира, волею судеб оказавшаяся в самом центре событий, разыгравшихся на западном краю мира — и за этим краем.

СЮЖЕТ:

Тридцать лет назад в Западной части мира появилась третья сила, ставшая серьезной угрозой и для Линейщиков, и для Стрелков — Республика Красной долины, странное политическое образование, которым управляли сами люди, а не демоны. Просуществовала она недолго. После поражения в решающей битве генерал Орлан Энвер, военный и философ, благодаря которому Республика и возникла в своё время, перешел к партизанской войне и продержался ещё несколько лет — а потом его вместе с немногими выжившими соратниками случайно атаковал в горах патрульный отряд Линейщиков. Повествование начинается с того, как тяжело раненый Генерал умирает — точнее, медленно сходит с ума, поскольку рядом с ним взорвалось одно из страшных изобретений Линии, шумовая психобомба.

Проходит ещё 11 лет, и на другом краю мира доктор Лив получает письмо, адресованное её покойному мужу — неизвестный владелец «Скорбного дома», больницы для безнадежных жертв войны между Линейщиками и Стрелками, приглашает его поработать с пациентами в надежде, что для обеих сторон такая сделка окажется выгодной. Сама толком не понимая, что делает, Лив решает принять приглашение, и перспектива путешествия на Запад её скорее волнует, чем пугает.

В это же время Джон Кридмор впервые за несколько лет слышит голос Мармиона, своего Хозяина — тот призывает Стрелка на службу и приказывает отправляться в «Скорбный дом», где, по слухам, обнаружился безумный генерал Энвер, которого надо забрать и передать Револьверам. Туда же и с аналогичной целью Движители отправляют младшего (третьего) наблюдателя Лоури.

В чём же дело? А в том, что было случайно обнаружено потерявшееся письмо, которое Генерал незадолго до «смерти» отправил своей дочери — и в котором есть намёк на некое Оружие, предоставленное Генералу его близким другом из народа холмов.

Оружие, которое может раз и навсегда положить конец Войне.

Так, собственно, эта история и началась.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Помимо своей необычности, странного сочетания стимпанка, вестерна, фэнтези и черт-знает-чего (как-никак, это new weird), книга понравилась мне стилем — надеюсь, в переводе он хоть отчасти будет передан, — и удивительной психологической достоверностью. Три центральных героя имеют совершенно различные взгляды на жизнь, и их внутренний мир передан так, что каждому веришь и практически всё время сопереживаешь, даже если он, строго говоря, делает не очень хорошие вещи. Особая удача автора — образы Лив и Кридмора, а вот Лоури получился хуже, он слегка схематичный. Впрочем, с учетом его принадлежности к Линейщикам, так, наверное, было задумано изначально. И всё равно, он любопытен даже в своей схематичности. Образованная, мудрая и рассудительная Лив и язвительный, умный, безумный Кридмор — удивительная пара главных героев (но не «пара» в смысле отношений!), за чьим взаимодействием на страницах романа, особенно в последней трети, очень интересно наблюдать.

Что касается Генерала, то о нём ничего не могу сказать — просто не хочу раскрывать сюжет. Замечу лишь, что у другого автора такой персонаж был бы совершенно обычным клише типа «рыцарь без страха и упрека», но Гилман сумел вывернуть образ наизнанку, в основном за счет подачи информации, и штампованный герой превратился в живого, достоверного, не перестав при этом быть тем самым «рыцарем»...

Множество сцен, которые я читала с замиранием сердца, множество фантастических существ и описаний мира-на-краю — фантазия у автора просто на зависть. Но хочу заметить, что я не буду рекомендовать эту книгу тем, кто любит экшн. Его мало. Точнее, он есть, но местами. В большей части книги повествование течет неторопливо, и значительное внимание уделяется приключениям духа, а не тела. Герои раскрываются, взаимодействуя с миром, и зачастую раскрываются с самых неожиданных сторон.

Книгу однозначно рекомендую всем любителям нестандартного фэнтези.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать об этой великолепной книге я засобирался после перечитывания, причиной чего, в свою очередь, послужили упоительные воспоминания о первом знакомстве с «Недоделанным миром». Так вот, хочу я вам сказать, что на второй раз «десятка» стала ещё тверже и увереннее. Большую часть причин для такой оценки нам уже поведала Verveine в отзыве в своей колонке, и я таки со всем сказанным в нём согласен.

Итак, замерший в благополучии Восток, почти устоявшийся, но не успокоившийся Запад, и граница мира — то, что позволяет говорить о его незавершённости. Эльфо-индейцы, Линейщики-промышленники, Стрелки — пионеры, ганфайтеры и прочие авантюристы. Три роскошных героя, в которых невозможно не поверить (да, Лоури суховат, но он Линейщик и не может быть другим). И вейрд, и вестерн, и фэнтези в одном флаконе — тоже да. Это то, что заинтересовывает сразу же. Условные минусы — и они на месте: концовка «на самом интересном месте» (при «завершенности» главной фабулы), не очень большое количество чистого экшена («нечистого», вполне даже хватает) — присутствуют. Впрочем, задача вас заинтересовать или предупредить передо мной не стоит — лучше прочитайте отзыв Наталии. Пишу я больше для того, чтобы самому себе пояснить причины собственных восторгов. Попробую:

Для меня эта книга во многом «литературная сказка для взрослых», а я очень люблю такие сказки. Но термин мною применен не в общем значении, под которое почти все фэнтези можно притянуть, а в очень узком и практическом. Гилман взял сказку — нарратив, оперирующий архетипами, и сделал её взрослой. Взрослой не в плане исследуемых «серьёзных» тем, наличия секса, насилия и прочих прелестей, с которыми человеки сталкиваются, будучи выдернутыми из детства. Внешняя взрослость слишком вязнет в мелочах и деталях, а попробуйте ворочать гигантские колесы архетипов, когда мелочи на осях скрипят. Нет, тут другое — вопрос в формовании базовых элементов: «детские» архетипы психологичны и эгоистичны, они вертятся вокруг «я»; взрослые — социальны, чтобы их крутить нужна толпа из этих самых «я», в них архетипы систематизируются (да, похоже, я сумбурно пытаюсь дать понятие мифа) При таком подходе глубинные блоки повествования собираются не для того «чтобы было», а для взаимодействия.

«Литературность» же использована мной не для обозначения олитературенности, а для указания на то, что за своими архетипами Гилман не стал лезть в подсознание и прочие страшные места, а воспользовался взрослостью и сузил культурный контекст — проще говоря загреб в кучку штампы вестерна. Это дало ему дополнительный выигрыш — вестерн, хоть и является одним из самых реалистичных вариантов жанровой литературы, во многом построен на тех же принципах, что и помянутая мною выше «взрослая сказка», но с добавлением важного настроенческого момента — дуалистического противопоставления и одновременного единения с окружающим миром (это, етить, прерии, ветер в лицо, топот табуна мустангов, скрип седла и солнце... непременно заходящее солнце).

Собсно, помимо своего мутного пустословия я вам обещал и практическую компоненту сказочности — Феликс делает действительно сказочным обыденное. Попробуйте соорудить архетип из поезда, кольта, ну, и если заставить их взаимодействовать — из ограбления поезда. У Гилмана вот получилось. Он написал мифологию Дикого Запада, мифологию в исконном понимании — не мифы о нём, но мифы, которые бы родились в его среде, если бы мировоззрение пионеров было мифологичным.

Ну, и про стиль, про писательскую манеру — очень уж все хорошо написано. Я понимаю, что это слишком общо, но вот очень хорошо и всё. Живой язык. Даже монологи «скучного» Лоури читаются интересно за счёт этой живости. А уж про острые разговоры с участием Кридмора я и вовсе молчу. При этом первый, общаясь сам с собой, как бы держит в уме невидимого собеседника, а второй при разговоре с окружающими зачастую пытается убедить лишь себя — это тоже часть гилмановской манеры: умение поставить всё с ног на голову и сделать вид, что так и надо. И ощущения достоверности автор добивается незаметно для читателя. Нет, если поставить себе задачу по отлову малюсеньких крючочков, то Феликса может и удастся поймать с поличным, но оно вам надо? Лучше просто дать книге возможность прокатить вас по этой истории с приятным ветерком.

Чего-то наплёл, но всё в общем-то ради одной фразы: если возьметесь читать «The Half-Made World» — удовольствие получите практически наверняка. Дело за малым.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественно, детализовано, увлекательно, очень хороший перевод. Хотя и относится к категории «книжки с героями-психопатами», к психопатологии тут с юмором отношение (альтернативные учёные-пионеры психоаналитики). Детали «создаваемого» мира превосходные (роза, деревья, чудовище поселенцев). Герои хорошо получились, убедительно. Невовремя-вовремя умирающие персонажи — отличная находка. Эпилог приделан, чтобы пообещать продолжение, что злит. К сожалению, встречаются опечатки.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В логике детской игры предмет не существует, если ты на него не смотришь. И существует ли звук падающего дерева в безлюдном лесу – тоже вопрос дискуссионный. В мире Феликса Гилмана идея относительности реальности воплощена буквально: этот мир творится прямо на глазах его жителей. Пока на упорядоченном Востоке царит сытая спокойная жизнь – где-то на далеком Западе из хаоса небытия рождаются причудливые моря и берега, где скачут странные животные с человеческими глазами и растут пульсирующие цветы, и где давать имена вещам – дурной тон. «Море, небо и земля, день и ночь там неотличимы, поскольку не отделены друг от друга. Там начинается Сотворение, а возможно, еще и не началось».

Люди, двигаясь в сторону Запада, как всегда, всё портят. Для начала, придя в этот мир, они поработили коренных жителей континента – холмовиков, воспользовавшись тем, что они боятся холодного железа (никого не напоминает?). А потом – случайно ли, намеренно ли – призвали в мир демонов из неведомых измерений. А демоны развернули войну между собой, конца-края которой не видно. Удивительно ли, что за человеком, в чьей изувеченной памяти хранится способ прекратить эту войну, развернута настоящая охота?

Две противоборствующие силы представляют собой Порядок и Хаос – но доведенные до такого запредельного абсурда, что никому в здравом уме не захочется служить ни тому, ни другому. Порядок воплощают Локомотивы Линии – исполинские паровозы, влекущие по рельсам поезда к светлому будущему и создающие на пути очаги цивилизации, убивающей все живое. Воплощение Хаоса – Стволы, демоны, вселяющиеся в оружие и подчиняющие себе носителей этого оружия, анархисты, сеющие смерть везде, где появляются их агенты. Песни Локомотивов и бесконечная ругань Стволов – музыкальный фон этого причудливого мира, жить в котором хочется гораздо меньше, чем читать о нем.

Мы видим этот мир глазами молодой неглупой барышни-психолога Лив Альверхузен, которой не сиделось в родном университете на Востоке – настолько, что она сорвалась на дальний Запад по первому зову коллеги из психиатрической лечебницы для пострадавших в бесконечной войне. И обнаружила, что она на фронтире никому не нужна: что толку от ее психологических знаний, если она не в состоянии принять роды или удалить пулю из раны? Кое-как наша неприкаянная героиня находит себя в защите несчастного объекта всеобщей охоты – генерала погибшей республики, которая как-то пыталась жить без Стволов и Локомотивов. Джон Кридмур, циничный неуязвимый агент стволов, и Лаури, фанатичный служитель Линии, не в состоянии завоевать ее симпатии – Лив боится первого и ненавидит второго. Впрочем, в этом мире ей вообще сложно найти что-то не для того, чтобы бояться или ненавидеть. Читателю, вслед за ней, тоже.

Весь этот фэнтези-стимпанк-готик-вестерн, вопреки своей жанровой химерности, получился на диво стройным, завораживающим своей беспощадностью, суровым мужеством фронтира. Попытка определить жанр, кстати, довольно точно расставляет по местам противоборствующие силы. Если Локомотивы отвечают за стимпанк, Стволы – за вестерн, а общее ощущение безнадеги и обреченности – за готику, то кто у нас фэнтези? А оно – холмовики, косматые эльфы со злобными лицами и нечеловеческой логикой. Воскресающие после смерти, ненавидящие людей – но владеющие ключом к прекращению войны. Третья сторона, пятое колесо в телеге, ответственные за самые странные эпизоды романа – необъяснимые, сюрреалистические, пугающие.

«Расколотый мир» можно сравнить разве что с «Темной башней» Стивена Кинга – и то лишь по атмосфере. Мир, созданный (недосозданный) автором, история и ее герои получились уникальные, в единственном экземпляре. И несмотря на гнетущее ощущение обреченности, витающее над каждой страницей, — очень хочется, чтобы Расколотый мир хотя бы в продолжении нашел свое хрупкое равновесие между противоборствующими силами. Чтобы фэнтези-стимпанк-готик-вестерн можно было назвать одним словом – несбыточная мечта, как все в этом недосотворенном мире.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе мир, который еще находится в процессе создания. Далеко на западе из ткани мироздания сплетается ландшафт, никем доселе не виданный, и живность здесь обитает странная и безымянная, пока еще безымянная. Когда-нибудь сюда обязательно придут люди, дадут всему окружающему названия для своего удобства, перекопают, перестроят и изуродуют все в соответствии со своим пониманием жизни. Но это будет нескоро, пока же полноправные хозяева здесь – Первое племя, Первый народ или, как их называют обычные люди, холмовики. Бессмертные жители подземелий, холмовики больше всего напоминают смесь классических английских фэйри, толкиновских эльфов и индейцев. Они защищают землю и природу, могут щедро одарить путника, а могут и забрать его жизнь или его самого с собой. Но это все – на молодом западе.

На просвещенном, устоявшемся и древнем востоке холмовики – персонажи сказок и басен, а если их и встретишь в жизни, то закованными в цепи, с рабским клеймом на теле. Здесь непрерывно идет война между Линией и Стволами. Обе стороны конфликта – бессмертные демоны, проникающие в наш мир посредством людей, но разными способами и с разными целями. Линия – демоны, обретающие форму Локомотивов. Они осваивают мир, прокладывают железные дороги и формируют общество, очень близкое к тому, что мы видели в социальных антиутопиях, типа «1984» Оруэлла или «Мы» Замятина. Стволы – демоны оружия, проникающие в наш мир в форме различного огнестрела: от старых добрых револьверов до снайперских винтовок. Они овладевают разумом своего носителя и в обмен за службу даруют своему человеку сверхсилу, выносливость, ночное зрение, обострение всех чувств, дьявольскую меткость и регенерацию. Жизнь агента Стволов – это жизнь обаятельного мерзавца и подонка в бесконечном вестерне, где все парни крутые и крайне опасные.

Есть также люди, сохраняющие нейтралитет в войне Линии и Стволов, но с каждым годом их становится все меньше. В какой-то момент даже возникла Республика Красной Долины, пытавшаяся построить мудрое и просвещенное общество без всяких демонов, но ее быстро стерли с лица земли. Однако неожиданно для всех в Доме Скорби на далеком западе обнаруживается старый Генерал Республики, давно выживший из ума, но хранящий в своем поврежденном мозгу страшную тайну. Тайну, владея которой можно положить конец войне или даже уничтожить одну из сторон…

К Генералу устремляются трое:

• Представитель Стволов Джон Кридмур. «Ему же все давалось легко, ибо, как ему нравилось думать, он равнодушен к сотворению Зла; чтобы стать настоящим чудовищем, ему не хватало энтузиазма.»

• Представитель Линии Лаури. « Никто никогда не спрашивал Лаури о его жизни. Он ясно понимал, что его истории никого не интересуют. За них никто не даст и ломаного гроша. Слишком мало он отличается от остальных линейных, разве нет? Компетентен, но без особых талантов.»

• Нейтралитет в лице доктора Лисвит «Лив» Альверхайзен. «Она подумала: «Мы сами творим мир вокруг себя!» Эта мысль одновременно пугала и вдохновляла.»

Книга получилась очень уютной. Это одна из тех историй, которые приятно читать, удобно устроившись в кресле, попивая чаек и неспешно переворачивая страницы. Роман очень увлекателен, в нем много моментов и сцен, которые врезаются в память и потрясают воображение.

Основных персонажей трое, и все они выписаны очень объемно и максимально реалистично. Каждый имеет свои положительные и отрицательные стороны, у каждого есть свои маленькие слабости (особенно трогательно было наблюдать, как негодяй Кридмур коротает время за чтением любовных романов). Персонажи цепляют, и это очень здорово.

С жанром, по отношению к этой истории, определиться очень сложно. Здесь есть оттенки «Властелина колец» с долгим и опасным квестом куда-то далеко с целью разобраться с важным артефактом (в данном случае – Генералом). Есть привкус социальной антиутопии и вестерна. Есть что-то от стимпанка и героического фэнтези. Есть просто нечто странное, неподдающееся адекватной классификации.

В общем, книгу я рекомендую к прочтению всем любителям качественного и необычного фантастического чтива. С нетерпением жду вторую часть, т.к. «Расколотый мир» завершается достаточно открытым промежуточным финалом.

P.S. Есть определенные претензии к качеству перевода. Но если ошибки и опечатки я еще готов простить, то перевод названия – нет. Мир здесь недоделанный, полусделанный, но никак не расколотый!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга была в каком-то роде экспериментом. Я не могу признаться в любви стимпанку, вестерну, альтернативной истории. Каждый раз, когда мне попадается что-то, состоящее из кусочков вышеперечисленного, я переживаю из-за того, что книга может совсем не пойти, хотя другие читатели ее хвалят. Может быть new weird спасет, о котором тоже твердили рецензенты?

Итак, псевдовикторианская эпоха, есть некий мир, который поделен между Локомотивами и Стволами, которые ведут между собой борьбу. Сложно сказать конкретно, что это такое, потому что автор не сильно углубляется в основы мироздания. Вот если, слоны, черепахи, киты, и они стоят на друг на друге. Хорошо. Локомотивы — техногенная сила, которая стремится переделать мир исходя из своих технических замыслов. Стволы — это что-то анархомагическое, которое просто противостоит Локомотивам, но не предлагает ничего существенного взамен. По сути стволы — это духи, которые подчиняют себе людей с помощью огнестрельного оружия (например, револьвер, привет вестернам). Через человека Стволы могут реализовывать свои замыслы.

Была еще третья сила — автономная республика, которая быстро набирала силы и расширяла владения, но была подавлена Локомотивами. Ее лидер был благополучно потерян на поле боя. Хотя подождите... какой-то древний старик был обнаружен в лечебнице для потерявших рассудок и просто искалеченных войной людей. Уж не тот ли это генерал, лидер той самой Республики? Владеющий тайным секретом аборигенов-отшельников, которые прячутся за пределами цивилизованного мира?

За стариком начинается охота как со стороны Локомотивов, так и со стороны Стволов, плюс подключается научный сотрудник, который попадает между молотом и наковальней совершенно случайно. Так и начинается большое приключение.

К моей большой радости, и вестерна, и стимпанка, и альтернативной, и магии тут всего понемногу. Я бы сказал, что это скорее роман про путешествие (или побег? или погоню?). New weird? Сложно сказать. Я не сторонник того, чтобы любую историю, которую трудно отнести к одному какому-то жанру, называть сразу new weird'ом. Хотя согласен, что первые ассоциации у меня были с Мьевилем. Хотя Мьевиль все-таки умеет писать более дивные миры, чем Гилман. С другой стороны Гилман сумел меня заинтересовать своей историей, полной загадок. Герои книги вместе с читателем ищут разгадку тайны, и в самом конце у меня возникло небольшое ощущение обиды, что история не завершена, и есть вторая книга, в которой, наверное, будут ответы.

А приключение получилось очень интересным. Пускай и в нем было не очень много экшена и с лихвой болтовни. Но мир хорош, а герои харизматичны. Прочитал влет и буду рад побыстрее приступить к продолжению.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Гилмана «Расколотый мир» (в оригинале «The Half-Made World») правильнее было бы назвать «Наполовину сделанным миром». В этом мире есть обыденный Старый Восток со своими университетами и устоявшимися традициями. А есть Запад, на котором ведут Великую Войну демонические сущности. Движущей силой Линии, установившей диктатуру с жёсткой иерархией власти, являются Локомотивы. Дымящей и грохочущей промышленной и военизированной Линии противостоит анархическая, полубандитская вольница Стволов, которые живут в оружии и управляют их носителями. Хозяева-демоны наделяют своих слуг-агентов обострённым восприятием всех органов чувств, необыкновенной силой и ловкостью, но требуют взамен беспрекословного подчинения. Атмосферу Фронтира усиливает присутствие на Крайнем западе волшебного народа холмовиков из Первого Племени, чем-то напоминающих индейцев. И вот здесь, на Краю Мира, судьба сводит агента Стволов Кридмура, младшего смотрящего третьего ранга Армии Локомотива «Ангелус» Лаури и доктора Лив Альверхайзен, отправившейся из Кенигсвальдской академии в Дом Скорби.

В целом, роман представляет собой яркий образец литературы «новых странных» и адресован тем, кто любит необычные миры с запоминающимися персонажами, и, конечно, поклонникам Мьевиля.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странные времена и места в странном мире. В мире, который все еще незавершен и продолжает рождаться из бесформенных земель, обезумевших небес, грозных огней и бурных вод. И если центральные области уже давным-давно застыли, обрели имена и неизменность, то свежесотворенные территории за Крайней Грядой еще хранят дыхание первородной магии. Магии, которая проявляется в виде таинственных сущностей, духов и демонов — обитающих в Локомотивах или Стволах, загадочного Первого Племени, иначе говоря, холмовиков. Холмовиков, которые, по слухам, бессмертны и единственные, кто способен остановить жестокие войны Запада, уносящие десятки тысяч жизней.

«Расколотый мир» Феликса Гилмана до краев наполнен аллюзиями, символами и отсылками. Старый Свет и его Семь Государств традиционно олицетворяют Европу с ее благоденствием, умиротворенностью и умеренной мечтательностью, присущим середине девятнадцатого века. В факультетах Кенигсвальдской академии, где берет начало история доктора психологии Лив, решившей отправиться на Край Мира, вовсю обсуждаются теории, напоминающие о Фрейде и Гегеле. Но стоит пересечь Крайнюю Гряду, где столетия назад пролегала старая граница сотворенного мира, как попадаешь в совершенно иное пространство.

При желании в романе можно найти следы самых разных жанров. С вестерном его роднит атмосфера фронтира на Крайнем Западе, лихие и наглые агенты Стволов — обитающих в огнестрельном оружии демонов. Стволы дают носителям славу, силу и свободу, однако Кридмур, еще один главный герой, уже давно пресытился дарами и теперь крайне неохотно отправляется на новое задание — отыскать в Доме Скорби умалишенного Генерала. За огнедышащими громадами Локомотивов, чья мощь и воля выковали предельно механистичное государство Линии, явственно встают тени железнодорожных романов Мьевиля. Хаос и Порядок вновь и вновь сходятся в схватке, перемалывая и расстреливая все новые поселения и городки.

Боящиеся железа Холмовики напоминают фольклорных фейри, владеющих силами природы и действующих по загадочной, нечеловеческой логике. Как и фейри, они обитают в Холмах и появились прежде людей, но не способны бороться с неумолимой машиной прогресса. Или же просто не хотят? Быть может, их куда больше волнует сохранность незавершенных, свободных от человеческой воли и мысли земель?

Гилман активно смешивает альтернативную историю — ведь его мир похож на кривое отражение нашего прошлого, социальную фантастику — рассуждения о формах общественного устройства, стимпанк — продвинутые паровые и механические технологии, мелькают яркие осколки фольклора и притч. Тем не менее, основной акцент автор делает не на экшен — а на состоянии души, становлении характера, со-размышлении и со-переживании основным персонажам: линейщику Лаури, агенту Стволов Кридмуру и старательной, но немного наивной доктору Лив. Этому способствует вязковатый и чуть витиеватый слог, впечатление усиливают вкрапления сюрреализма и фантасмагории. Гилман рассказывает историю о человеческой воле, о выборе между двух зол, о поиске иного выхода, об ответственности за свои решения. Потому что чудовищ создают сами люди, создают из своих страхов, ненависти и печали. Но открытый финал обрывает песню на полуслове в ожидании...

Итог: хороший образчик «new weird», в котором стерты границы между фэнтези, научной фантастикой и триллерами.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воображаемые миры от того и привлекательны, что в них может произойти все, что угодно. Буквально все: может ожить сказка или могут быть нарушены мешающие осуществить мечту законы природы, и вместо них могут быть придуманы другие, позволяющие воплотить грезы. Можно реализовать любой сценарий жизни хоть отдельного существа, хоть целой цивилизации. Можно прокрутить время вперед или назад, можно остановиться и рассмотреть самые мельчайшие детали или охватить всю панораму целиком.

А еще можно придумать такой мир, который только формируется. Прямо в тот самый момент, когда вы читаете о противостоянии Линий и Стволов, когда Лисвет Альверхайзен отправляется на встречу приключению, которое изменит ее жизнь, убийца и мошенник Кридмур проигрывает очередной внутренний поединок обуревающему его демону, фанатик Лаури в очередной раз рабски склоняет голову перед волей своих хозяев, а остатки личности легендарного генерала бьются в тисках безумия.

Есть что-то впечатляющее и обидно правдивое в такой картине мира: устоявшееся, закостеневшее прошлое востока этого мира с его неизменными традициями и правилами, вечно воющая середина, обуреваемая демонами анархии в виде Стволов и демонами тоталитаризма в виде злобных духов технического прогресса- Локомотивов. И запад с его изменчивостью, зыбкостью и тайнами первозданной природы.

Мне трудно определить, к какому поджанру отнести этот роман. Элементы фэнтези, фантастики, мистики- все перемешано причудливым образом. Иногда в этом крутом замесе прослеживаются даже нотки антиутопии, вестерна и даже постапокалипсиса. Чего только стоят картины жизни Станций Линии, более похожие на концентрационные лагеря, но только такие, где заключенные сами следят за абсурдным порядком и сами же карают за его реальное или только мнимое невыполнение. Или городки первопоселенцев с нравами Дикого Запада.

Но более всего интересно Путешествие на запад, которое вынужденно предпринимают герои. В страну, где Природа еще первозданна, где человек всего лишь странный и опасный чужак, нежеланный гость, робкий путник. Странные места, где есть все, кроме неизменности, которая и раскалывает это удивительный мир в борьбе непреклонностей. Страна, где все удивительно и не имеет названия, где можно все начать заново и попытаться создать что-то абсолютно новое, свободное от демонов прошлого. И обидно, что создают люди опять то же самое: полное бессмысленной агрессии и слепого фанатизма общество очередных испуганных рабов, боящихся всего и всех и главное- себя самих.

Думаю, что основная идея уже сформировалась: жесткий тоталитаризм Линий. где каждый вздох подчинен инструкциям, с одной стороны, полная анархия и отрицание порядка Стволов со второй и некая группа скучных центристов между ними. Все три несут на себе печать «технического прогресса», войны и прочих прелестей «цивилизованности». Они вполне ясно и четко противопоставлены животворящей силе Природы с ее изменчивостью, вариантами свободного выбора и воображением.

Так можно считать сформировавшимся и круг интригующих вопросов, чтобы ожидать продолжения с нетерпением первооткрывателя. Откуда и как появились Линии и Стволы и в чем причина их давней ненависти? Что это за лекарство от «Боли Мира», которое только предстоит найти героям?

Но меня более интригует другой вопрос: мы знаем лишь о небольшой части этого мира, хотя он и может кому-то показаться огромным. Но большая часть от нас все же скрыта, а именно та самая туманная даль, которая все еще занята творением. Есть в этом какой-то план, смысл, идея? Будет ли эта тайна вовлечена в сюжет? Получим ли объяснение и какое оно будет- мистическое, научно-фантастическое или волшебное — или нам предстоит додумывать свое, привнося в Расколотый мир частичку своей фантазии.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Расколотый мир» – монументальное произведение на стыке множества жанров: стимпанка, хоррора, мистики, сюрреализма, триллера, фэнтези и фантастики. На Востоке Локомотивы плетут паутину железной дороги, подавляя земли и города своей механической волей, боевые птицелёты бороздят серое от дыма и копоти небо. На Западе мир еще не сформировался, там царит мутирующая флора и фауна, которую охраняет таинственное племя аборигенов, живущих вечно. По всей стране шныряют, сея хаос, супергерои с невероятной силой и регенерацией — эдакие «Дэд Пулы» с револьверами наголо. Разнообразные демоны и духи раздирают мир на части, питаясь человеческими слабостями: страхом, гневом, ненавистью, болью и страданиями.

Феликс Гилман – историк с ученой степенью, масштаб разворачиваемых им событий поражает. Это завуалированная история колонизации и становления Америки, которая и сама по себе сильна, а припорошенная мультижанровыми изысками — особенно. Впечатляет психологичность и разнокалиберность трех главных персонажей, каждый из которых — яркий представитель той среды, в которой обитает. Лисвет — утонченный ученый гуманист, сержант Лаури — фанатичная шестеренка агрессивной индустриализации, Кридмур — обаятельный преступник, бунтарь и негодяй. Все они пережили немало трагических событий, отчего рисунок их личности весьма неоднозначен. Есть еще генерал – рыцарь без страха и упрека, стоящий на страже нового идеального общества Республики Красной Долины, одна беда — психобомба лишила его рассудка, и судьба мира оказалась в руках наших не очень бравых героев.

Все это здорово и интересно, первая половина читается влет — автор гармонично знакомит со своим богатым полумиром через такие разные диалоги и главы трех героев, рассказывает мифы и мини-истории, которыми обрастает мир, как дерево в расцвете лет — пышной растительностью. Приключение стремительно набирает обороты, но ближе к середине провисает и топчется на месте. Некоторые сцены кажутся наигранными: там, где демоны удивляются изобретательности Кридмура, я вижу лишь глупость его оппонентов; дуэль с чудовищем – совсем небывальщина, в общем, не раз возникли сомнения в достоверности происходящего. Может, я просто устал от текста. Язык у Гилмана сочный, когда дело касается образности, но чаще повествование все-таки сухое и серенькое, а изредка даже корявенькое. Экшена не так много, и читая его, понимаешь, почему его мало — иной раз лучше бы и не было вовсе. Море издательских опечаток — отдельная грустная песня.

Читаешь-читаешь, а книга все не заканчивается, но остается надежда на финал. К развязке роман превращается в психоделический триллер: одного из героев автор просто смахивает с полотна, как будто его и не было, двое других творят черти что. Не надейтесь и на вскрытие тайны, за ним придется нырять в следующую книгу дилогии. Общее впечатление от концовки — четвертинка на половинку...

Продолжение все равно почитал бы, ибо очень хочется узнать, что будет дальше, да и снова побывать в этом неповторимом незавершенном мире.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оказался неожиданно интересным. Сюжет его прост — двое убегают от преследователей и ведут с собой живую тайну, человека, потерявшего разум, но который знает что-то очень важное. Но у автора получилось, во первых, очень хорошо описать мир с силами, неподвластными человеку (Локомотивы и Стволы), во вторых, он очень достоверно дал своих героев — старого стрелка с волшебным пистолетом, ученую даму, которая отправилась решать интересную ей научную проблему, а попала в самый центр столкновения могучих сущностей, и офицера другой могучей силы, Линии, у которого есть Приказ и Цель, и ради этих вещей он готов отправиться в ад.

Роман представляет удачную смесь нф, фэнтези, вестерна и истории про квест. Промежуточный финал можно сравнить с финалом «Хранителей» Толкиена.

Не жалею, что прочитал и очень жду продолжения.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько не итал я произведения, чтобы было не просто интересно, а дух захватывало! Особый ли шарм у талантливого автора или дело в том, что я вырос на вестернах, и романтика Дикого Запада когда-то крепко завладела моей детской душой. Больше всего по атмосфере напомнило «Бесплодные земли» Кинга и «Мост» Иэна Бэнкса. Но при этом ощущения вторичности не возникло — у автора крепкий индивидуальный стиль.

Помимо стилистических красот, атмосферности этого чудовищного мира и пейзажной лирики, хотелось бы отметить файтинги и боевые эпизоды. Они автору весьма удались. Битвы суперагентов с полчищами линейных, воспоминания ветеранов о былых сражениях крайне впечатляют, иной раз подпрыгивать хотелось от мальчишеского восторга. Финальная битва за Новый Замысел особенно впечатляет. Она своеобычна, крута и объемна. Благодаря смене точек зрения, будто сам становишься свидетелем или даже участником сражения. За это Гилману брависсимо!

Единственный недостаток в тексте усматривается только в некоторой затянутости повествования. Кое-что можно было безболезненно вырезать.

П.С. Надеюсь издательство Рипол-классик продолжит издание этого замечательного автора.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, с первых страниц метила попасть в список любимых книг, но, к сожалению, промахнулась. Вернее даже не так: после шикарного старта, пришла к финишу в общей толпе романов, которые, наряду с самыми положительными эмоциями, слишком часто приносили и разочарование.

Начну, пожалуй, с хорошего.

Феликс Гилман придумал великолепный мир. Мир, который ещё только формируется, раздирает вековая война между сторонами, которые олицетворяют собой, с одной стороны, тоталитарный порядок, с другой, безумный хаос.

«Линия», лидирующая в этой войне, постепенно охватывает своими рельсами весь мир, неся с собой сталь и бетон, лужи нефти и смрад чадящего масла, безликую серость и коллективный разум, лишённый всякой индивидуальности. Правят Линией бессмертные духи Локомотивов, диктующие бездушным людям-шестеренкам, свою волю и осуществляя тотальный контроль над ними. Линейные всё больше становятся похожи на механические куклы в облике человека.

«Стволы», чья суть разрушающая анархия, постепенно сдают свои позиции. Их войны — это герои одиночки со сверхспособностями, среди которых: необычайная сила, скорость, меткость, невероятные способности к регенерации и прочие таланты. Но и они подчиняются духам, нашедшим своё пристанище в огнестрельном оружии.

Бесконечная вражда утомила и измотала обе стороны, но неожиданно возникает новый фактор. Это безумный генерал, падшей, более десятка лет назад, Республики Красной Долины, которая сохраняла нейтралитет в этом противостоянии. Судя по всему, он знает некую тайну, способную изменить ход войны. Скорее всего, это оружие, ну или так думают всесильные духи обеих сторон. Этот секрет доверил генералу один из представителей племени холмовиков — странных и таинственных, коренных обитателей Запада.

Вот такие потрясающие декорации, в которых смешались элементы стимпанка, мистики, фэнтези и вестерна, нарисовал нам Автор.

В них он поместил не менее интересных героев. Лив, женщина-психиатр, сочетающая в себе наивность и пару скелетов в шкафу, отправляется на край света в госпиталь, по просьбе тамошнего управляющего. По воле случая, в этой лечебнице, находящейся под патронажем исцеляющего духа, прибывает тот самый генерал.

В приют для жертв войны так же направляется и один из старейших агентов Стволов, по имени Кридмур. Ветеран обаятелен, циничен и строптив по отношению к своему «хозяину». О таких антигероях складывают легенды, их боятся мужчины, теряют чувства женщины, а дети стараются им подражать.

Задание захватить в плен генерала получает и линейный по имени Лаури. Он типичный представитель Линии: честолюбив, но в пределах допустимого, труслив, но готов умереть за идеи, навязанные Локомотивами. Система, в которой он вырос и был воспитан, не оставила следа от его воли.

Герои получились отменные. Не смотря на то, что они вызывают противоречивые чувства, среди которых симпатия на последнем месте, их мотивы понятны нам и вполне логичны. Контраст характеров добавляет остроты диалогам, размышлениям и поступкам. Что немаловажно, герои будут меняться, и к финалу книги придут во многом другие люди, нежели те, что были в начале.

И вроде, у книги всё есть: просто фантастическая атмосфера, колоритные и запоминающиеся персонажи — осталось только разыграть в этих декорациях интересный сюжет. Но, вот тут, по моему мнению, увы, и случился провал.

Пока вся троица, разными путями, пыталась добраться до больницы где-то на краю земли и параллельно нас знакомили с мироустройством, а так же с самими героями и их прошлым, всё складывалось замечательно. Но затем действо начинает вязнуть, и чем дальше, тем больше. Поход к границе мира, так вообще получился унылым и скучным. Экспедиция глубоко на Запад, действительно чем-то напоминает путешествие Фродо к Роковой горе, но только в разы нуднее. Ей не хватает масштаба и остроты. Приключения блеклые, а интригующие перспективы не были использованы на полную катушку и со временем растворились в рутинном повествовании. Чем глубже уходили персонажи от цивилизации, тем беднее и не интересней был мир. Казалось бы, там, где мир только формируется, могут обитать фантастические животные, замысловатые растения и ещё бог весть что. Но на самом деле, в первозданной природе нашлось место оленям нетипичной раскраски, странным индейкам и одному монстру в облике, то ли змеи, то ли сороконожки. Пара экзотических растений, которые Лив характеризует примерно как «трудно описать их необычность», тоже не спасают ситуацию. На этом всё.

Пустые диалоги, отсутствие неожиданных поворотов и монотонная линейность повествования навевала зевоту. Пожалуй, только последние пятьдесят страниц опять наполнились динамизмом и смыслом. К тому же, в книге открытый финал напоминающий, сцену перед занавесом первого акта, ведь поход не окончен и миссия не завершена. Но что ещё хуже, вторая книга, не будет продолжать эту сюжетную линию. Так что история останется не законченной. Вот такой ход конём, и надо сказать, весьма и весьма спорный — на очень редкого любителя.

Ну и напоследок ещё одна ложка дёгтя. Перевод просто ужасен. Не считая опечаток и отсутствия элементарной редактуры, создавалось впечатление, что переводчик сознательно строил фразы так, что, не редко, их приходилось перечитывать по два раза, чтобы понять смысл и не потерять настроения. Текст ерепенился и щетинился нелепыми выражениями и нескладными словосочетаниями, ещё больше навевая тоску от прочтения.

Подводя итог, добавлю, что по большому счёту, моё разочарование выросло не из-за начальных ожиданий, которые рождают аннотация и положительные отзывы, а скорее, из-за действительно очень интересных идей, атмосферы и перспектив рождаемых ими. Автор дал для затравки очень вкусный деликатес, а в итоге накормил макаронами с хлебом. Сытно, но удовольствие среднее.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга у меня вызвала массу ассоциаций. Например:

— верность Лаури Линии, да и вся Линия, по настроению напомнила «1984» Оруэлла, а Локомотивы, станции, глобальный прогресс — Замятина;

— обрывистые, шустрые и очень стремительные путешествия напомнили «Странствия Иеро» Стерлинга Ланье (что, увы, не в плюс, ибо последний мне совсем не понравился);

— описания мощи Линии своими глобальностью и сравнениями, да и вообще литературными приемами, напомнили линию народа в «Грозьях гнева» Стейнбэка;

— настроение линии Кридмура в первой половине книги исполнено в духе Криса Вудинга — тут и диалоги, и сама «харизма» в духе капитана Фрэя;

— в Доме Скорби и далее Кридмур стал напоминать вампиров Алекса Коша;

— иной раз повествование тонким налетом иронии напоминало Воннегута;

— сами по себе агенты стволов напомнили эпиков Брендона Сандерсона, и оттого никакой атмосферы вестерна я не прочувствовал;

— путешествие Лив, Кридмура и Генерала своими стремительностью, липкой безнадежной атмосферой и тяжелой психической составляющей напомнили одновременно «Дорогу» Маккарти и «Стрелка» Кинга.

Ну это по ассоциациям. Что можно сказать про:

— язык: видны иногда кривые предложения, иногда странные выражения, но преимущественно язык образный, сравнения просто прекрасны и наглядны, колоритны и сочны;

— сюжет: иногда удивлял поворотами, неожиданными смертями и странными решениями; слишком быстрое повествование. 120-я страница, а Лив уже пересекла пол-мира, блин; все поверхностно и очень, ну неприлично очень быстро. Лишь со второй половины, которая, к слову, провисает, раздражает топтанием на месте, когда Лив блуждала по Новому Замыслу, темпы остановились, сюжетки слетались в один пункт встречи, но то, как это подводилось, было скучно и тягуче... Концовка расстроила. Нихрена не ясно, что же в итоге. Зато вспомнили Магфрида. Но концовка совсем не понравилась;

— персонажи: ну, условные. Здесь нет сильных внутренних конфликтов. Автор слишком смазал концовку, слишком много психодела напустил, чтобы можно было действительно переживать. Всех убивают, перелистнешь страницу, а города уже нет... Механический Лаури, странная неадекватка Лив, которая к концу, кажется, тронулась башкой, испытывала постоянные двойственные ощущения и к генералу, и к Кримдуру. Кримдур, к слову, вроде бы и выделяется харизмой, но какой-то он подленький, да такой, что неприятно за ним следить, честно говоря. Герои слабые, да;

— мир: мир красив, пейзажи прекрасны, и хоть в этой части описания скупы и, скорее, даны грубыми мазками, этого как раз хватает, чтобы не посягать на фантазию читателя, предоставляя ему право самому решать, каким будет мир. Путешествие по краю Запада вышло интересным на природу, я вспомнил «Робинзоны космоса», кстати (не буду включать в ассоциативный ряд).

Итого: честно сказать, первая половина книги мне понравилась гораздо больше. Все там свежо, интересно и есть перспектива развития персонажей. Но вторая половина портит впечатление. Может, это так на меня влияет сей жанр — new weird... Может, тут так принято. Но лично мое мнение — автор загубил и сюжет, и персонажей. Никакой изюминки с загадкой генерала, никаких выстреливших ружей, бездарно потерянный Лаури, который, при всей своей плоскости, выглядит самым, так сказать, драматичным...

В общем, книга жажду мою не утолила (привел бы другое сравнение, да умолчу). Осталось ощущение огромной недосказанности и пренебрежения перед читателем (я о концовке).

Как-то так.

П. С. Само издание, кстати, полно опечаток и ошибок. Странно. Будто купленный самиздат, сделанный спустя рукава.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с того, что мир в романе не расколотый и не полумир, как озаглавлен цикл, а недоделанный (Half-Made World). Сотворение мира продолжается, мир наращивается с запада, где простираются нецивилизованные земли первозданного хаоса.

Не могу сказать однозначно, понравилось или нет, но следить за повествованием было интересно. Автор в погоне за новаторством смог удивить и заинтересовать. Мироустройство представляет собой совершенно дичайшую смесь. Тем не менее это не роман абсурда, хаос хорошо продуман, в нем есть своя логика. Намешано всего и много − рациональная цивилизация конца 19 века, с паровозами, револьверами и психоанализом. Магия, вплетенная в технический прогресс. Демоны, вселяющиеся в локомотивы и огнестрельное оружие. Бессмертные аборигены, хранящие древние знания. Очень много аллюзий на наш мир, на покорение Дикого Запада, американские гражданские войны.

Персонажи яркие, примечательные, но малосимпатичны. Циник Кридмур; доктор-психотерапевт Лив, которая сама несколько лет провела в психиатрической клинике; Лаури − этот вообще бездушный винтик от локомотива.

Сюжет довольно прост, и в этом у автора сработало чувство меры, ибо с читателя довольно того, что приходится разбираться в невероятной структуре мира, излишние хитросплетения сюжета стали бы перебором. Зато флэшбеки красочны. В центре сюжета − старый добрый квест. Объект поисков − дряхлый Генерал, герой Республики, после разрыва психобомбы впавший в полный маразм. Он знает некую важную тайну, которая тревожит демонов Стволов и Локомотивов. Те и другие отправляют своих агентов, чтобы найти его и захватить. Далее следует долгое путешествие полубезумных героев по безумному недоделанному миру.

Иногда я ловила себя на том, что, несмотря на чисто американскую действительность, в ином антураже такая книга вполне могла бы быть написана кем-то из наших соотечественников по постсоветскому пространству. Возможно, из-за выделенной темы анархизм-тоталитаризм, светлых идей выживших последователей Республики и общего налета абсурдности.

Перевод прихрамывает. Пример. Персонаж всю ночь сидел печатал. «Глаза его были залиты кровью». Жуть, правда? Не поленилась найти книгу на английском. Ну да, все не так жутко, просто у персонажа покрасневшие, воспаленные глаза.

Вывод: книга заслуживает внимания, автору удалось свести в Полусотворенном мире несоединимые вещи и на стыке множества жанров создать нечто новаторское и интересное. Но это произведение больше для головы, интерес вызывает чисто интеллектуальный.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх