fantlab ru

Сэмюэл Дилэни «Баллада о Бете-2»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
457
Моя оценка:
-

подробнее

Баллада о Бете-2

The Ballad of Beta-2

Другие названия: Баллада о «Бете-2»

Повесть, год (год написания: 1964)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 62
Аннотация:

Амбициозный студент-антрополог бьётся над разгадкой исторической подоплёки таинственного стихотворного произведения, авторство которого приписывают участникам колонизационной экспедиции землян, обернувшуюся катастрофой и последующим регрессом колонистов. Исследования приводят его на борт оставленного корабля, безмятежно дрейфующего в космосе...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Повесть

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Баллада о Бете - 2
1992 г.
Драгоценности Эптора
2000 г.
Пересечение Эйнштейна
2002 г.
Вавилон-17. Пересечение Эйнштейна
2020 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1992'2
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Пересечение Эйнштейна
2000 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось расследование начатое с баллады. Как постепенно непонятный набор рифмованных фраз и образов становится понятным и осознанным. Как через дневниковые записи понимаешь о каких событиях описывается в балладе.

Понравилась концепция искаженной Нормы. Что раньше было для сохранения генофонда в пределах нормы, чтобы люди были одинаковы без мутаций сохранилось. Но когда все люди отупели, то значит и норма изменилась и теперь кто умнее не соответствует Норме. Интересная мысль.

Единственное, что мне не понравилось во всем произведении это его фентезийность. Какая-то космическая сущность, море и песок (предполагаю, что это места без материи и места с кучей микрометеоритов, но это не точно). Что за космическая сущность? Это больше похоже на фэнтези, а не фантастику. Заменить бы эти элементы, или же объяснить менее расплывчато и было бы хорошо.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

То ли и я становлюсь стар (суперстар), то ли искусство изящной словесности и впрямь деградирует вместе с обожаемой капиталистической системой, но после десятка современных — хороших и крепких — романов-фэнтези эта давняя повесть показалось как мощный вдох чистого кислорода. Зашибает невероятно и крышу рвет напрочь!

Произведение это плотности термоядерного синтеза. На восьми десятках страниц, на простенький сюжет — пришел, увидел, победил — наверчено несколько слоев глубочайших смыслов.

Во-первых, отражение эпохи создания шедевра. Шестидесятые в США, борьба чернокожих за свои права. Отстаивание самостоятельной культуры. То, что позже Дилэни будет исследовать на примере творчества Томаса Диша: культура уличной банды не менее ценна, чем культура Ротари-клуба. Здесь это выражено метафорой Звездного племени изгоев. (И глубинные заправилы примут подобные декларации к сведению: не хотите культуры белых? Значит, у вас никакой не будет! (БЛМ? Это же курам на смех!))

Во-вторых, это настоящая историко-филологическая фантастика методом экстраполяции. Дилэни перенес реальную историю открытия Генрихом Шлиманом Трои в далекое будущее и дальний от Земли космос.

В-третьих, предупреждение об угрозе деградации общества после утраты цели его существования. (К вопросу, нужна нам идеология или нет?) Возможно на эти размышления Дилэни натолкнула реальная история племени с острова Пасхи.

К тому же это весьма оптимистическая версия совершенно невероятного Контакта. Она мне намного больше импонирует, чем скепсис Станислава Лема. Вероятно, дело тут в самих авторах. Дилэни — негр, выросший в мультикультурном Нью-Йорке, Лем — еврей, выросший в католической Польше. Вот и на Контакт у них воззрения разные.

А еще великолепная поэзия. А еще эмоционально душераздирающая история Одноглазых и капитана Лилы. И все это опять-таки завернуто в простой, но крепкий и ладный сюжет.

При этом повесть создана в эпоху бурной НТР. Поэтому и о технике автор не забывает. Всякие крутые штуки постсингулярной цивилизации завораживают и впечатляют.

К тому же это отличный мотиватор для студентов. Препод из-под палки заставил нерадивого ученика заниматься скучным исследованием. А он в результате сделал эпохальное открытие. Ибо старших надо слушаться!

А в общем-то, хочу сказать, что ваять такие шедевры в двадцать два года просто преступно! Он кем себя возомнил — американским Артюром Рембо от фантастики?! Впрочем, по результату он вполне заслуживает таких посягательств.

П.С. Низкий поклон переводчице Ольге Исаевой за ее работу. Просто сердце радуется! Может и хорошо, что я не прочитал эту Балладу двадцать или тридцать лет назад. Вот вчера прочитал и многое понял.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Баллада о Бете — 2» — это крепкий многослойный текст, в основе которого находится типичная мифологическая конструкция. Соглашусь со многими, оставившими отзывы, что она не нова, и , конечно же, не очень оригинальна. Мы с пятого класса средней школы знаем, что за оболочкой любого мифа могут находиться реальные события. Для того, чтобы о них узнать и тем более разобраться в них, нужно не только внимательно изучать сам миф как текст и как явление в определенном историко — культурологическом контексте, но и долго, дотошно, скрупулёзно разбираться во всех нюансах ОКОЛО мифа.

Лично мне такая фантастика, где автор пытается создавать и интерпретировать мифы очень интересна.

Слой за слоем приходится снимать различные смыслы, чтобы понять чем всё закончится. Эти слои разной толщины. Местами они с большим трудом отдираются друг от друга. Тем интересней читать.

Студент — антрополог далёкого будущего получает дипломное задание: сделать полный исторический анализ одного литературного произведения из первоисточника. Эта баллада, сочинённая неизвестным представителем так называемого НАРОДА ЗВЁЗД.

Народ Звёзд — это группа космических колонистов, которые отправились в систему звезды Лефер 6. Их долгая космическая одиссея закончилась неудачно. Возле звезды просто не оказалось планет. Долгий космический путь десяти огромных, двадцатикилометровых в длину, космических кораблей закончился ничем. Колонисты решили остаться жить на оставшихся кораблях прямо в открытом космосе, на орбите Звезды. Один из этих кораблей носил название «Бета 2».

Студент Джонни отправляется к этим звёздным ковчегам, чтобы попытаться понять смысл красивой баллады. Потихоньку, помаленьку, показывая как Джонни знакомится с документами и обитателями этих кораблей автор подводит нас к главной теме своего произведения — вечной теме Контакта. На это раз человечество сталкивается с НЕЧТО , обитающим непосредственно в глубинах космоса, в мезонных полях вакуума.

Я соглашусь, что многие авторские допущения кажутся чересчур смелыми и даже наивными. Многое описано схематично и не очень продумано, но всё имеет достаточно крепкую философскую, научную и психологическую основу. Ну, а о деталях можно дискутировать. Автор много рассуждает, приводит примеры, разбавляет текст яркими подробностями.

В финале повести баллада , которая является основным мифом сюжета, обретает вполне себе «немифологический» смысл. Чтобы понять его — стоит прочесть эту замечательную книгу.

Рекомендую тем читателям, которых интересуют непростые истории о колонизации космоса и вариантах контакта, замешанных на мифологической основе.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Баллада о Бете-2» предваряет цикл романов, принесших Дилэни заслуженную мировую славу: «Нова», «Вавилон – 17» и «Пересечение Эйнштейна». В этой небольшой повести обозначены все темы, которые позже станут основными в его творчестве.

***

Сюжет незамысловат. Астрономы обнаружили в далекой галактике планету, похожую на Землю, и туда отправляются первые колонизаторы. Но долетит до конечного пункта только шестнадцатое поколение отправившихся в путь. Прибыв на место, астронавты находят, что планет, пригодных для жизни человека, в этой системе не существует и решили обосновать колонию прямо на своих двадцатикилометровых кораблях.

К моменту описываемых событий уже изобрели проходы через пространство, а далекая самодостаточная колония стала интересна только этнографам, собирающим местный фольклор. Один из них – студент-дипломник, и отправляется к Народу Звезд, чтобы разобраться в содержании странной баллады об одном из кораблей — «Бете-2».

Но сюжет у Дилэни – это всегда только повод для размышлений.

Размышлений о Норме, сохраняющей преемственность поколений, но требующей уничтожения всех не вписывающихся в нее.

Размышлений об уровнях развития человеческого сознания и его места в эволюции разума во Вселенной.

Размышлений о власти большинства, требующей уничтожения всех с ней не согласных.

И еще о многом другом.

***

Рекомендуется для любителей творчества Дилэни в качестве предварительного чтения перед основными романами.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поэтичная вещь. С настроением, что главное. И это подкупает.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема длительных межзвёздных перелётов, когда время, проведённое людьми на корабле исчисляется десятками и даже сотнями лет, в фантастике достаточно популярна. Вспомните хотя бы Саймака с его «Поколением, достигшим цели» или Хайнлайна с его «Пасынками вселенной». Хотя Дилэни с его армадой 20-километровых кораблей похоже смог всех здесь перещеголять :). И практически во всех книгах на эту тему население таких вот «ковчегов» со временем начинает деградировать. Так что и в этом отношении автор ничего нового не придумал.

Всё остальное в произведениях такого рода зависит только от таланта и фантазии автора. И первые главы повести получились у Дилэни и довольно необычными, и довольно увлекательными — здесь и красивая загадочная баллада, и мрачные таинственные громады кораблей, безмолвно описывающие круг за кругом вокруг одинокого солнца, и удивительный мальчик с изумрудными глазами, способный жить в вакууме космического пространства. Но вот чем ближе к финалу произведения, тем сильнее становится разочарование от прочитанного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если то ли электронное, то ли волновое Нечто, обитающее среди «мезонных полей космоса» ещё можно как-то стерпеть и принять, то капитан корабля, забеременевший от этого самого Нечто и тем спасший остальные корабли армады от разрушения — это уже, извините, явная бульварщина. Мыльно-розовый финал же, объявляющий начало новой эры в развитии человечества, настолько фальшив, что ничего, кроме слез умиления клюквой, вызвать не способен.

Как итог — вещь однозначно послабее классики фантастики, написанной на эту тему.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, мне достался слабый перевод... но читала буквально через силу. Ни малейшей поэтичности я не обнаружила. Как и атмосферности мира. Наивно, неубедительно, как следствие — неинтересно. Наверное, просто категорически не моё, увы.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая вещь раннего периода творчества Дилени. Нет нагромождения приключений, нет жалости к себе, раздражающей в текстах Дилени этого времени, всё подчинено раскрытию основной идеи, прекрасно воссоздан именно научный поиск, ярко дана масштабная панорама цивилизации далёкого будущего. Очень поэтично, очень интеллектуально и гармонично.

Значительно выше, чем прославленные «Нова» и «Вавилон-17».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема того, какие реальные события могли лежать в основе тех или иных мифов сама по себе довольно увлекательна. Стоит перенести время действия далеко в будущее, а место – в космос, на разрушенные корабли малоизученного таинственного народа, и произведение становится интригующим вдвойне.

Вначале повесть знакомит нас с красивой балладой и даже дает небольшой художественно-лингвистический экскурс, сразу же завлекая загадкой и обещая не менее интересную разгадку. Проводит в космос, немного знакомит с технологиями будущего и даже заводит на покинутый звездный корабль. Пожалуй, для меня именно эта часть оказалась наиболее интересной: ощущения при прослушивании этой части текста рождали ассоциации с величественными покинутыми храмами — атмосферно и завораживающе получилось (слушала в «Модели для сборки», что, конечно, сыграло свою роль).

Постепенно содержание баллады стало раскрываться, перед главным героем и читателем стали открываться значения вложенных в неё образов и смыслов, и это тоже казалось невероятно увлекательным, однако… однако в какой-то момент происходящее стало казаться мне слишком странным. Всё равно как если бы вы пытались узнать, с какой реальной личностью связаны мифы о Геракле, а вас бы пытались убедить в реальности существования Зевса.

В итоге конец истории скорее оставил в недоумении и с легким разочарованием.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто прекрасная повесть.На основе найденных записей, прочитанных главным героем,создалась интереснейшая история.Очередной контакт с неземным разумом.Неожиданная любовь!!!И спасение потомков.И всё просто великолепно написано.Но один вопрос у меня.А что до полета студента на пред дипломную практику никто не встречал мальчика и не читал этих записей?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прямо скажем, я разочарован. Из обещанного мифолингвистического шедевра вышла куцая иллюстрация набившей оскомину метафоры о инопланетянах, относящихся к человеку так, как человек относится к муравейнику... Нет, конечно, в 1965-м, возможно, эта метафора была и нова, однако в романе Хойла «Черное облако» (1957) она присутствует более чем полностью.. Подозреваю, что и на тот момент это было не откровение..

Я ожидал некоего мифологического прорыва.. Какое там.. Теории, что в мифах и балладах отражаются реальные исторические события, лет.. 2000; по крайней мере, в XIX веке это уже было общим и банальным местом; а вот в XX веке исследования мифологий скакнули значительно дальше, чем может себе вообразить герой повести Дилэни..

Но даже если взглянуть на эту повесть под иным углом, зацепиться будет не за что.. Инопланетяне породили новый подвид человека? Хорошо, но что же этот homo novus так и тупит возле разрушенных кораблей, хотя перед ним — бесконечность времени и пространства? Что же он, как идиот, лишь пожимает плечами на вопрос главного героя: кто ты, что ты? Задумаемся: именно человек освоил вселенную (у Дилэни), а что «освоил» чужой разум? Только пару приплывших к нему кораблей? И этот изумрудоглазый фокусник — бог? Тогда понятно, почему мы все — атеисты...

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники! (м/ф «Падал прошлогодний снег»)

«Илиада» и «Одиссея» Гомера, шумерский эпос «Гильгамеш», индийская «Рамаяна» и «Энеида» Вергилия, «Песнь о Роланде» и поэма «Беовульф», многочисленные баллады о деяниях Робина Гуда, легенды о короле Артуре с его Круглым столом, русские «Слово о полку Игореве» и «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище» и великое множество других эпосов, баллад, сказаний, песен, поэм и од разных времён и народов являются величайшим мировым литературным и культурным наследием человечества с древнейших времён. Для неспециалиста большинство их является просто устаревшими рассказками сказочного и полусказочного характера о событиях либо совершенно придуманных, либо изрядно преувеличенных, романтизированных и героизированных.

Точно так же думал и герой этого романа, молодой студент-дипломник, будущий антрополог и культуролог Джонни. Однако небольшая одиночная межзвёздная экспедиция решительно завернула его убеждения под перпендикулярным углом. Потому что помимо простого бытового чтения/слушания любой эпической баллады можно попробовать внимательно вслушаться и вдуматься в каждое её слово, пытаясь при этом понять истинный смысл спетых слов, фраз и выражений. И тогда за всеми этими мифологическими подвигами Геракла и за приключениями Улисса-Одиссея могут отыскаться совсем уже реальные происшествия и героические события отнюдь не мифического содержания, а вполне реального и материального. А за личностями богов и титанов тоже Некто...

А что именно скрывалось в исследуемом эпосе Народа Звёзд, легко узнать, прочитав этот небольшой — буквально в объёме рассказа — роман.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно интересный рассказ, поднимающий огромный пласт фантастических проблем. Кроме того, содержится аллюзия на христианскую теологию.

Такой рассказ запомнится надолго!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение, которое погружает в атмосферу романтики космоса, поднимающее ряд проблем.

Пренебрежительного, высокомерного отношения части людей к наследию прошлого. Произведение оценки уровня развития общества на основыве технических достижений.

Отношения между консерватизмом и развитием. Поведения людей нормы и по отношению к необычным людям. При возникновении проблемы, люди нормы не склонны глубоко разбираться в причинах её появления, и прибегают к простым объяснениям. При этом, как правило, их жертвами оказываются люди отличающиеся от них, даже если они не причем. Показан неутешительный итог, к которому приходит общество нормы, ритуала.

Общение с иным разумом. Иногда для успешного контакта с высшим разумом необходимо, в каком-то вопросе, стать выше его, хотя бы на интуитивном уровне, что бы заставить отклониться его от принятой нормы поведения.

Показан путь, по которому идут исследователи при анализе литературных произведений ставшими легендарными. Правда, в данном произведении он довольно линеен.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Часто ли мы задумываемся, слушая стихи, напевая знакомые песни или читая строки известных с детства сказок, что за всеми поэтическими образами, за каждой строкой, могут стоять вполне реальные события, которые, пройдя через разум и чувства людей, преобразились самым причудливым образом? Вот и герой этой небольшой повести, студент-антрополог Джонни тоже не слишком задумывался над этим. Более того, он был твердо уверен, что все эти образы моря и песчаной пустыни из легенд и баллад полузабытых скитальцев- лишь почти утерянные воспоминания предков Народа звезд, которые 12 поколений назад отправились в почти безнадежное и полное опасностей путешествие к неясной цели, даже не догадываясь, что за это время Человечество победит само пространство и время, а их подвиг станет лишь историческим казусом, интересным только узким специалистам.

Но вот что важно. Как бы ни был Джонни избалован цивилизацией, оказался он настоящим ученым, который не отмахивается от сомнений, верит лишь фактам и доказательствам, а истина — главное в его жизни. И ради нее не страшно отправиться в путь к полузабытой колонии межзвездных странников, чтобы докопаться до сути и сделать, наверное, самое важное открытие в истории людей.

Мне не хочется раскрывать сюжет этого произведения. Очень симпатичного, поэтичного и написанного с большой любовью и уважением к читателям. История научного поиска и открытия, в которую вложена еще одна история — самая необычная из всех о «Звездных Ковчегах». А в нее, в свою очередь, вплетены еще более маленькие истории, очень трогательные и человечные рассказы о судьбах отдельных людей. И все это — в таком небольшом объеме, что делает каждое слово, диалог, описание исключительно значимыми и важными для понимания сюжета.

Пара фраз — и вместе с героями переживаешь ужас, отчаяние, безнадежность. Маленькие детали — и вместе с Джонни стоишь на пороге грандиозного открытия. Строчки баллады о песке, море, Жизни и Смерти плавно перетекают в рассказ о людях, о наших надеждах и чаяниях, о победах и поражениях, о страхе перед пустотой и восторге перед бесчисленными маяками звезд. И трудно порой понять, где же закончилась баллада и началась проза. Скорее, вся эта повесть — возвышенная баллада о стремлении человечества к звездам, наполненная восторгом перед красотой Космоса, неукротимой жаждой знаний и верой в волшебную силу Вселенной, в которой возможно все, даже самое чудесное и фантастичное, в силу Человека и его способность преодолеть самые непреодолимые препятствия, будь это даже само пространство и время.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх