fantlab ru

Оноре де Бальзак «Евгения Гранде»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Евгения Гранде

Eugénie Grandet

Другие названия: Эжени Гранде

Роман, год (год написания: 1833); цикл «Человеческая комедия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Провинциальный анжуйский винодел папаша Гранде очень богат и необычайно скуп, но живет скромно, экономя на всем. Об истинных размерах его состояния гадает весь городок Сомюр. Лишь к одному человеку Гранде как-то привязан и это его единственная 20 летняя дочь Евгения. Она растет в уединении, которое однажды нарушается визитом парижского кузена, молодого красавца Шарля Гранде. Юного парижанина присылает в Сомюр его отец Виктор, брат папаши Гранде, просивший позаботиться о сыне. Вскоре выясняется, что Виктор Гранде разорен и покончил с собой, не вынеся позора. Его единственный сын, избалованный светский щеголь, теперь не имеет ничего и он в отчаянии. Горе от потери любимого отца разделяет с Шарлем влюбленная в него Евгения. Суровый папаша Гранде желает как можно скорее избавиться от нищего племянника, отослав его в колонии.

Входит в:

— цикл «Человеческая комедия»  >  Этюды о нравах  >  Сцены провинциальной жизни


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Покоряющая сила» / «The Conquering Power» 1921, США, реж: Рекс Ингрэм

«Евгения Гранде» 1960, СССР, реж: Сергей Алексеев



Похожие произведения:

 

 


Избранные произведения
1949 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. т. 4
1952 г.
Собрание сочинений в 24 томах. Том 6
1960 г.
Евгения Гранде
1972 г.
Гобсек. Евгения Гранде
1975 г.
Евгения Гранде. Музей древностей
1979 г.
Гобсек. Евгения Гранде. Отец Горио
1981 г.
Отец Горио
1981 г.
Шагреневая кожа. Евгения Гранде
1982 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2
1983 г.
Гобсек. Евгения Гранде. Отец Горио
1985 г.
Евгения Гранде
1985 г.
Шагреневая кожа. Гобсек. Евгения Гранде
1985 г.
Шагреневая кожа. Эжени Гранде. Отец Горио
1987 г.
Сцены провинциальной жизни
1988 г.
Тридцатилетняя женщина
1991 г.
Побочная семья. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде
1993 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 1
1995 г.
Блеск и нищета куртизанок
2003 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 1
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 1
2006 г.
Евгения Гранде
2007 г.
Евгения Гранде
2008 г.
Евгения Гранде
2012 г.
Евгения Гранде
2013 г.
Евгения Гранде. Отец Горио
2013 г.
Евгения Гранде
2014 г.
Том первый
2014 г.
Шагреневая кожа
2014 г.
Шагреневая кожа. Гобсек. Евгения Гранде
2014 г.
Евгения Гранде
2015 г.
Евгения Гранде
2018 г.
Гобсек. Евгения Гранде
2019 г.
Евгения Гранде
2019 г.
Блеск и нищета куртизанок. Евгения Гранде. Лилия долины
2022 г.

Аудиокниги:

Евгения Гранде
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Ежені Гранде. Селяни
1981 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что попался термин trauma porn -- так называют произведения (тексты, фильмы), которые привлекают своих потребителей сильными эмоциями, аффектами, американскими горками чувств, когда герои постоянно попадают в сложные ситуации, с драмами, и это настолько откровенный поп-корн, что даже уже неприлично.

Именно этот вид «порнографии», граждане, и доставляет мне интеллектуальное удовольствие в моей эпопее по перечитыванию всего Бальзака, которая началась 10 месяцев назад. Поняла я внезапно, узнав термин. И дело тут не в тех историях, которые сплетает писатель в своих книгах. Поверх этого всего есть отдельная мета-история: взлеты и падения самого писателя. Чтобы оценить это по-настоящему, в начале квеста я прочла пару биографий Бальзака и прониклась его сложной писательской карьерой. Мета-история, которой я наслаждаюсь, переходя от одной книги к другой -- о том, как здесь Бальзак был на высоте и создал шедевр, а здесь -- он в глубокой яме из-за здоровья или преследующих его кредиторов, а тут он пытается подлизаться к богатой любовнице, а тут он окрылен страстью к вельможной красотке, а тут вынужден лепить халтуру из-за издателей, марширующих под его окнами, словно ку-клус-клановцы. Будучи сама писательницей, хотя и не такого уровня, и пройдя несколько раз стадии утверждения, верстки, продаж и проч., я ощущаю эту кухню и изнутри. Особенно чувствую, конечно, моменты, когда автору обязательно надо было выжать из себя хоть что-нибудь, но ничего приличного в упор не выжималось.

Этот подход доставил мне особое наслаждение, когда я приступила к чтению следующего романа в цикле -- «Евгения Гранде». Предыдущий («Урсула Мируэ») был ужасен, эдакая «Рабыня Изаура» с привидениями, никогда в моих глазах Бальзак не опускался на такое дно. Сам же он считал, что написал великолепный роман для юных девиц с идеальной юной девицей в главной роли и недоумевал, расстраивался, что публика его не оценила. Текущая же книга «Евгения Гранде», также рассказывающая о добродетельной девице, оказалась ровно противоположной. Она великолепна.

И так считаю не только я: ее постоянно экранизируют и она регулярно входит в списки типа «100 великих французских романов» (из других книг Бальзака в эти списки обычно входят «Горио», «Утрач. илл.», «Блеск и нищета куртизанок», «Шагреневая кожа», «Шабер», «Лилия долины»). Противоположна она и в ином: публика сразу приняла ее с диким восторгом, в то время как Бальзак считал ее просто поделкой и периодически издавал нытье формата «да что они так носятся с этой Гранде, вот Урсула-то!». И этот контраст, когда гений сам не понял, что натворил, находится во власти своих идей, высосанных из пальца (в случае «Урсулы» -- идеалов о добродетельной девице), и бухтит, этот контраст -- дико увлекателен. Реально травма-порн. И наглядная иллюстрация давней идеи, что руками создателей гениального контента водит Муза, а они служат проводниками неосознанно.

Чем же восхитительна «Евгения Гранде»? Сюжет в пересказе, в общем выглядит скучно. Но он так закручен эмоционально, что я читала книгу до трех ночи, не могла оторваться, так переживала. В наличии девица Евгения, но книгу делает не она, а ее папаня. Сама Евгения, несмотря на свои добродетели (видимо, они придавались девицам в книгах в те годы по дефолту), в романе персонаж страдательный. Именно ее папа двигает все сюжеты и создает драму. Он скупец, причем скупец злой, опасный, коварный, такой бандюган из девяностых на пенсии. Как если б Бальзак попытался представить, каким бы был Гобсек в относительной молодости (который был капером и работорговцем до возвращения в Париж). И если б у Гобсека была семья.

У папаши Гранде есть жена и дочь 23 лет. И Бальзак подробно описывает, как глава семейства делает их жизнь невыносимой. Максим Горький, кстати, оч. любил этот роман, и говорил, что папаша -- вылитый его родной дед, тоже жуткий монстр. И Достоевский тоже любил этот роман, так, что даже перевел на русский (это был первый перевод книги). Поведение папаши Гранде, его психологические манипуляции, его экономические обманы окружающих -- завораживают. Это злодей из пантеона лучших злодеев, от него не оторваться.

Сюжет там как бы любовный: Евгения влюбляется в своего кузена (в советской экранизации их играли юные А. Шенгелия и М. Козаков), но в общем-то перепетии этой любви лишь служат к тому, чтобы история шевелилась. Самое занимательное в книге -- не она, а эти невероятно проницательно прописанные характеры, взаимоотношения между ними, человеческие трагедии, которые остаются потайными и разоблачаются лишь крохотными бытовыми мелочами, великолепные описания повседневной жизни в провинции и столице, ядовитые сравнения и характеристики многочисленных второстепенных персонажей.

Бальзак, разумеется, ничего не знал ни об абьюзе, ни о ПТСР, ни о всех этих новомодных терминах, с помощью которых женщины 20-21 века пытаются сформулировать, что с ними творят. Однако, обладая просто невероятнейшим, сверхчеловеческим чутьем, он описывает жизнь этих двух несчастных женщин в таких подробностях и с такой нюансировкой их реакций, что становится жутко. Что сама становишься этими двумя жертвами. И финал истории отнюдь не высосан из пальца, а весьма реалистичен, хоть и печален: Евгения в итоге не способна отказаться от правил, навязанных ею отцом, хотя тот уже умер. Она остается сломанной (это потому что терапии у них тогда не было).

Очень увлекательная книга, крутая.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга печальная, нелегко наблюдать за сломанной судьбой девушки, которая всю свою жизнь жила в атмосфере скряжничества и накопительства, потому ничего более не знала. Богатство не сделало её счастливой, ведь с детства её учили не жить, а прозябать ради накоплений, сделанных любой ценой. Поразительно, но героине удалось сохранить чистое сердце и любовь, жаль, что не взаимную. Роман в переводе Достоевского пронзителен и остёр, рекомендую предпочесть этот перевод переводу Верховского.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх