FantLab ru

Терри Пратчетт «Ночная Стража»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.94
Голосов:
1801
Моя оценка:
-

подробнее

Ночная Стража

Night Watch

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Сэм Ваймс... Ах, простите, Его Светлость Герцог Анкский, Командор Городской Стражи, сэр Семюэль Ваймс снова в деле.

В погоне за опаснейшим преступником командор путешествует во времени и оказывается в Анк-Морпорке... в прошлом. В старые добрые времена, когда город окружен страхом, комендантский час собирает свою ужасную жатву, Неназываемые бесчинствуют, а всем управляет опасный безумец... Ещё утром у Сэма Ваймса было все. Он был благороден, богат, уважаем, обладал маленькой серебряной коробочкой для сигар, и собирался стать отцом. А теперь у него есть только цель. Он должен выследить преступника, за которым прибыл в прошлое. Он должен объединить стражу в силу, которая выстоит в часы всеобщего безумия. Он должен вернуться домой.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:

  • Popular Films // Автор: Тед Палмер

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2003 // Лучший роман

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Великобритания)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2011 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Переводная фантастика года

номинант
Мраморный фавн, 2011 // Переводная книга

номинант
Портал, 2012 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Ночная Стража
2011 г.
Пятый элефант. Ночная Стража
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Night Watch
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иной раз юмористическое начало у Терри Пратчетта уходит куда-то не просто на задний план, а куда-то за декорации города Анк-Морпорк. Конечно, иронию никуда не денешь, однако и сама наша с вами жизнь постоянно даёт повод для кривоватой усмешки, что уж говорить о развесёлом полирасовом дурдоме Диска.

Но здесь, правда, улыбка не ироничная, и даже не циничная ухмылка «знатока жизни», бросающего сквозь жёлтые зубы пафосное «бывали-знаем», а грустно приподнятые уголки губ смеющегося через силу человека, желающего, чтобы жизнь была более правильной и справедливой, и прекрасно понимающего всю невозможность своих чаяний.

Тема действительно невесёлая, тяжёлая, и безумно важная для нашей страны в нынешнее время. Пратчетт смог абсолютно точно нанести удар, в самую сердцевину, в самую глубину — он повёл речь о Старом Порядке, Новом Порядке и Революции. То, что служит предметом наших обсуждений сейчас, то, о чём думают многие люди — здесь, на страницах романа, написанного будто бы по горячим следам событий последних лет, в нашей погружённой в тоскливое и гнусное безвременье страны.

Отчаяние и сэра Терри, и его воплощения в Плоском мире — Сэма Ваймса — вполне понятно. Он, как и все мы, оказываемся не просто под молотом наковальней, а пляшет на раскалённом клинке нашей реальности, где целая бригада кузнецов Истории весело отбивает такт и пудовыми кузнечными кувалдами, и изящными выглаживающими молоточками. Да и не в Революции здесь дело, и не в том, что это — плохо.

Революция происходит просто потому, что не может не произойти, иначе всё вокруг сгниёт вместе со Старым Порядком. Старый Порядок сопротивляется, поскольку его носители не могут жить по другому, их личный мирок рухнет с приходом чего-то нового. Новый Порядок быстро принимает форму старого, ведь очень тяжко действительно построить что-то новое, проще с готовностью влиться в уже устаревшие границы. И по настоящему новое пробивается с трудом, тяжко и часто вопреки, и это долгая, тяжёлая и непростая работа всего общества.

Всё это Сэму Ваймсу известно, ведь он прожил жизнь во всех трёх состояниях города Анк-Морпорк, и, попав в прошлое, уже осознаёт главное. Что единственный путь человека — просто делать своё дело. Не служить власти, ведь она омерзительна и несправедлива, не идти бок о бок с революционерами, ведь их борьба часто эгоистична и несёт в себе не меньше несправедливости, чем то, с чем они борются. Поэтому нужно делать своё дело, и если ты стражник — ты должен защищать простых жителей — неважно, от власти ли, или от тех, кто хочет придти им на смену.

В конечном счёте, мы все видели, как изменился Анк-Морпорк к тому моменту, как Ваймс погнался за убийцей Карцером. Город несколько изменился, и это не заслуга баррикад республики Паточной улицы, не достижение революционных реформаторов, и не бурная деятельность патриция Витинари. Это сама Жизнь, которая, пробившись через все преграды и оковы, продолжает принимать разные причудливые формы. То есть, всё это было не зря, и люди всё же погибли не напрасно, оставив о себе память. Новое течение жизни тяжело распланировать, и, как правило, наши надежды оказываются напрасными. Новый мир всё равно приходит... другим.

Так что, пожалуй, здесь я вижу один из самых сложных романов Пратчетта, многосоставной и разноплановый. Ожидания были оправданы.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уххх, это было сильно. Пока что лучшее, что я читала у Пратчетта. Очень глубокий и многогранный роман, в котором много слоёв происходящего, так что размышлять и рассуждать о нём можно долго. Весьма неожиданно история о буднях Стражи перерастает в хронофантастику, а затем совсем внезапно — в бытописание революции. За внешней удалью поднимаются философские вопросы о законе, власти, ответственности, долге, правде.

Самое важное здесь не собственно сюжет (то есть происходящие события), а взаимоотношения персонажей между собой и с самими собой. Каждый проявляет всё новые и новые грани характера. Наиболее полно это выражено, конечно, во внутренней борьбе Ваймса, его метаниями между старым и новым миром. Но кого ни возьми, начиная от Шнобби Шнобса, ещё совсем сопляка, и до наёмного убийцы Ветинари, герои растут над собой и раскрываются с новых сторон.

В «Ночной страже» на удивление мало типичного для Пратчетта юмора в стиле «Вор упал в выгребную яму и ведёт оттуда светскую беседу, гы-гы-гы». Именно этим меня отталкивает его творчество в целом. Здесь же больше забавных, но при этом серьёзных ситуаций, органично вплетённых в канву повествования (например, сцена с бабушкой на баррикаде). По-моему, это пошло роману на пользу.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, я очень люблю Пратчетта, и, да, так было не всегда.

Ох, уж этот убогий снобизм по молодости, когда я категорически отказывалась читать его вообще, споткнувшись об «Цвет волшебства«!

Со временем я стала немножечко умнее, а в моей голове надолго укоренилось восприятие «Плоского мира» в качестве развлекательного чтива: чтобы расслабиться и, чего уж скрывать, чтобы поржать. В общем, я как-то привыкла уже читать Пратчетта под настроение, или когда соскучусь по любимым героям.

Кажется, вчера я ещё раз пересмотрела своё отношение и, видимо, должна извиниться за снисходительность и близорукость. Вчера я прочитала «Ночную стражу».

На одном дыхании, не отрываясь, всё время пребывая, словно в лихорадке. Закончила в три часа ночи, а потом меня ещё некоторое время никак не отпускало.

На данный момент эта книга для меня — лучшая в цикле. При том, что у моего ненаглядного Капитана Амери... эээ... Капитана Моркоу тут полтора эпизода и две реплики. При том, что мой любимый Хэвлок тут по большей части слишком юный, мимимишный и немножко подкаблучник. При том, что книга вообще не смешная ни капельки.

Но зато тут чуть ли не с первых страниц происходят два события, которыми меня немедленно заманило и втянуло. Это, во-первых, загадочный и грустный ритуал с сиренью, а, во-вторых, какой-то маньяк прицельно убивает стражников. Триггер «наших бьют» и красивые ритуалы всегда срабатывают среди меня, впрочем, как и путешествия во времени.

Главное же, конечно, — тут Сэм. То есть, кому мало, тут даже два Сэма (забегая вперёд, вообще-то три, но это немножко спойлер). И какой же он тут! Квинтэссенция Ваймса.

А ещё песня про то, как взмывают ангелы. Песня меня просто доконала. Я впервые плакала, читая Пратчетта...

Всё это могло бы и не сработать. Книжка про революцию? Серьёзно? С моралью «революция — это не только плохо, но и бесполезно»? С ещё одной моралью «цени, что имеешь»? Но то, как аккуратно и точно оно сделано, без напыщенного пафоса, но с фирменным Ваймсовским сарказмом, как автор подаёт историю, как виртуозно подталкивает читателя (и ты заслоняешь нижнюю часть страницы ладонью, чтобы самому себе случайно не заспойлерить), как раскрывает заново своего в доску, давно уже, казалось бы, родного героя... и вот так, вот так срабатывает. Ты веришь (и, блин, плачешь!).

По десятибалльной шкале я бы поставила этой книге «двенадцать».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Терри Пратчетт хорош как автор легкого ироничного фэнтези. У него получаются харизматичные герои (Смерть, ведьмы), увлекательный сюжет, смешно иногда бывает.

А здесь он решил донести, что революция — это бессмысленное мероприятие, которое в итоге приносит только смерть, страдания, потери. И делает это донельзя дотошно. Чтобы точно дошло, он описывает несколько бессмысленных смертей, беспомощность все понимающего главного героя, подчеркивает неоднократно, что новый правитель будет точно такой же как старый и т. д. и т. п. И ещё куча эпизодов, которые должны привести читателя к правильному выводу.

И с одной стороны зайдёт, и с другой, и переспросит ещё: «А ты точно понял?»

Очень утомительно.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта история выделяется среди уже прочитанных и не только в подцикле о Страже. Она непростая, грустная, тревожная, очень серьёзная. Надо быть большим Мастером, чтобы о серьёзных вещах говорить с юмором и быть очень внимательным читателем, чтобы сквозь серьёзное разглядеть юмор и не спутать его со стёбом.

Автор, как впрочем и всегда, а в этом случае особенно, гениально представил нам истину об историческом событии, при чём за образец можно взять любое. И тут всего предостаточно и шумихи, и неразберихи, и поиск виновных, и наказание невиновных и награждение тех, кто к этому не имеет никакого значения. Автор показал нам революцию глазами идеалистов и революционеров в отдельно взятом городе, отобразив её через путешествие командора Ваймса во времени.

И вот перед нами два разных Ваймса – один опытный и серьёзный, другой начинающий, молодой и наивный; два Витинари – один, как всегда сдержанный и уверенный, а другой… неужели это тоже Витинари?– такой осторожный, загадочный, интересный – вот было для меня удивление. И очень важно, что у командора Ваймса здесь появляется настоящий враг – коварный, злой, жестокий садист Карцер. Накал этого противостояния высвечивает справедливость и милосердие Ваймса и беззаконие и жестокость Карцера.

Не будет многих полюбившихся персонажей, но это не важно. Будут другие не менее интересные. И будет здорово, весело, но печально и серьёзно. И ещё мы узнаем как всё это начиналось, какими были те далёкие события, которые стали частью города Анк–Морпорка и частью жизней полюбившихся персонажей.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, самая серьёзная и самая сбалансированная книга в серии «Плоский мир». Главная сюжетная линия зиждется на прошлом/будущем командора Ваймса. Такое распараллеливание времени помогает сравнить Анк-Морпорк прошлого, за пару десятков лет до Витинари, с Анк-Морпорком уже при Хэвлоке. Как и другие книги подцикла «Стража», роман сдобрен нуарной стилистикой. Юмор есть, но он нисколько не забивает повествование, как в некоторых ранних произведениях автора.

«Ночная стража» не воспринимается как юмористическое фэнтези, скорее как серьёзная хронофантастика пропитанная сатирой и горечью. Конечно, перемещение во времени здесь объясняется магией и «квантами», но это особо и не важно. Пусть роман и не относится к жанру исторической хроники или даже просто к реализму, но Пратчетту великолепно удалось передать всю абсурдность вооружённых переворотов и то, в каком ужасном и безвыходном положении оказываются тогда простые люди.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна история про «Городскую стражу», которая в очередной раз порадует поклонников Терри Пратчета. Эта книга о прошлом и будущем-Сэме Ваймсе командоре и Сэме молодом зеленом мальчишке. История, которая скрасит Ваш вечер.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень глубокая, правильная и, как ни странно, очень добрая книга.

Автор показывает революцию не так, как рисуют ее агитаторы, зачинщики и вожди.

Он показывает ее совсем с другой стороны, со стороны простых людей, простых стражников.

И именно здесь становится видна ее чудовищность, бессмысленность и беспощадность.

И дело не в трусости, не в консерваторах, а в том, что «когда свергается правительство, оказывается, что надо делать не только новое правительство, но и новый народ». И народ никогда не бывает идеальным.

И что такое этот самый Народ — тоже непонятно.

В общем, тронуло.

И при этом — чудесный язык, смешные ситуации, легко читать... Легко читается, а потом сидишь и долго-долго думаешь о прочитанном....

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что же, стоит сказать что эта книга у меня, наряду с «Интересными временами» одна из самых любимых у Пратчетта. Формула ее достаточно проста — показывается Анк-Морпорк и событие захлестнувшее город — революция. Эта книга уже не о привычном уютном Плоском мире, она об одном из самых страшных явлений общества — о революции. От того она не так ярка как другие у Пратчетта, она не так смешна как другие, но она и не должна быть такой. Это роман о революции — немного странной, в стиле Плоского Мира, но там, где погибают люди, где есть очень щемящие сердце моменты и современному человеку и даже с легкой жестью

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Допустим момент где Ваймс режет горло другому человеку линейкой, или заламывает Карцера на могиле, или даже начало, которое несвойственно Пратчетту даже в подцикле о Страже — убийство стражника.
Не типичная книга Пратчетта. Сэр Терри показал в свое время что он не только замечательный сатирик, но и просто замечательный писатель . То что в выдуманном мире, таком как Плоский может быть темно и беспокойно.

Это был новый взгляд на Плоский мир — достаточно серьезная книга, с грустными моментами, и с веселыми. Замечательная книга, прочитав которую вы поймете даже не плоский мир, а определенную часть такого явления как революция.

Эту книгу я могу посоветовать всем, хотя с нее наверное не стоит начинать знакомство с Плоским миром. Для этого есть другие книги. А эта, так как она играет на контрасте, стоит почитать после некоторых других — допустим в порядке подцикла о Страже. 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ориджинал стори» всего цикла о Страже Анк-Морпорка. Самая мрачная и печальная история Пратчетта, фактически — нуар на Диске. Здесь немного его фирменного юмора и остроумия, а подавляющее большинство шуток — с очень явным оттенком грусти и чёрного юмора.

Эта история начинается «на нервах», в напряжении, которое держится всю книгу, не давая читателю расслабиться ни на страницу. Даже отдыхает Сэм Ваймс второпях, обычно, после потери сознания.

И да, на этот раз он — оба главных героя. Моркоу, Ангва, Детрит и прочие появляются буквально на пару строк, все они — второстепенны. «Ночная стража» — сольное выступление Сэма Ваймса.

Именно в этой книге Пратчетт больше всего рассуждает на тему долга и обязанностей настоящего охранителя порядка, и вообще довольно полно раскрывает сущность этой профессии на примере главного героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сэм Ваймс проваливается в прошлое, сталкиваясь с самим собой и тогдашней Стражей, лично участвует в событиях, приведших Ваймса, его организацию, да и весь Анк-Морпорк к тому состоянию, в которых они находились к началу первой книги цикла.

Раскрывается мотивация и становление «изначальных» стражников, во всяком случае, становится понятно, почему Ваймс, Шноббс и Колонн так упорно держались за Ночную Стражу даже в самые тяжкие для неё времена.

Восхитительны и эпизоды с молодым Витинари, только-только начинающим своё движение к власти. Начинающий убийца показан с достаточной убедительностью, чтоб поверить — в будущем он будет с виртуозной безупречностью править самым большим и грязным городом на А'Туине.

Временный Главгад тоде получился неплохо — Карцер великолепно справляется со своей ролью архиврага на одну книгу.

А ещё «Ночная Стража» продолжает начатую в «Патриоте» и «Правде» антивоенную тему. Пратчетт здесь очень много сказал на тему бессмысленности революций и насилия. Считаю, в чём-то он прав, в чём-то нет, но ознакомиться с его суждениями стоит в любом случае. У него получается говорить на эту тематику без пафосного надрыва, просто и понятно.

Я всегда считал цикл о Страже лучшим творением в творчестве Пратчетта. «Ночная стража» — лучшая книга, которую я когда-либо читал, и пик творческого гения автора. В книге единственный недостаток — чтоб полностью прочувствовать все заложенные в неё эмоции, надо прочитать все предыдущие части сериала. Без знакомства с предысторией гениальная книга становится просто хорошей.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень мрачная. Даже не из-за событий, а из-за самого Ваймса. Все эти бесконечные мысли и размышления о людях и толпе. И постоянное снисхождение ко всем вокруг, типа: «вот дурашка, совсем не понимает, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО тут происходит». Арррр, аж бесит, что это действительно так, и что даже все его немногочисленные ошибки в итоге не стали роковыми, потому что плохое по-любому бы произошло, а сделать хуже не дал именно Ваймс! Мне даже показалось, что у него характер изменился. Сэм Ваймс, конечно, суровый, но не настолько. Может, обстоятельства виноваты, может, его роль Джона Киля, или всё сразу. Хорошо что это только на одну книгу.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пратчетт, наверное, единственный автор, на счет которого я не могу никак определиться. После неудачного знакомства с произведением «Безумная звезда», я решил дать автору еще один шанс. Исходя из комментариев, выбор мой остановился на этом произведении, ведь везде его описывают как лучший роман автора. И всё равно, я опять оказался в тупике, ну не ассоциируется у меня этот автор со звание «лучшего юмористического писателя». Да, я пару раз посмеялся от души, но эта книга показалась мне более серьезной, чем юмористической. А финал, так вообще, через чур пафосный и портящий всё ощущение от прочтения. Но зато персонажей Пратчетт сделал идеальными, к ним не возможно не проявить симпатия, а я, так вообще в них влюбился. 9-ть поставил, лишь из-за персонажей и отличного сюжета, реализация которого, местами была гениальной, а местами нудной и из пальца высосанной. Я продолжаю думать, что этот автор просто не мой, но дам все-таки ему еще один шанс. Я еще не одному автору не давал столько шансов, а это что-нибудь да значит.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов о Страже и о Плоском мире. Эта книга единственная, которую я, прочитав, тут же перелистнул обратно на первую страницу и вновь принялся за чтение. С глубоким уважением к Мастеру...

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книжка — первое, что я прочитал у Пратчетта. Ожиданий чего-то особенного не было, поэтому и разочарования, можно сказать, тоже не было... Вполне среднее юмористическое городское фэнтези для одноразового прочтения. Рецепт таков: берем историю с путешествием во времени, сюжетная схема которой со всеми задействованными героями с запасом помещается на одном листке бумаги формата А4; наводняем эту схему пустыми по смыслу, но как-бы остроумными диалогами; добавляем ещё немного юмора в описаниях героев и их мыслей; добавляем немного социально-политической окраски происходящим событиям (наверное, чтобы не показаться уж слишком трафаретным), в итоге получится что-то похожее на «Ночную стражу». Предполагаю, что Пратчетт как раз из тех авторов, которых читают либо только поклонники, либо вообще не читают. Отсюда и закономерно высокие оценки.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из серии о стражниках Анк-Морпорка я до этого читал только первые два романа, а «Ночную стражу» купил случайно в довесок к книгам Дэна Симмонса и не откладывая сразу же прочел. Не могу сказать, что не совсем обычное путешествие Сэма Ваймса понравилось мне больше, чем первые книги цикла и вот почему.

С точки зрения запутанности это пожалуй самое сложное для восприятия произведение автора. Монахи, наблюдающие за правильностью процесса движения мира во времени, воспоминания Ваймса о прошлом, с деталями, которые имеют прямое отношение к событиям, которых я не знал, параллели с проблемами нашего мира, все это заставляет относится к содержанию серьезнее, чем обычно ждешь от книг Прэтчетта. Плюс юмор, которого здесь заметно меньше, чем в других произведениях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Он прислушивался к любым странным звукам с другой стороны баррикады. Несколько секунд ничего не было. А потом он услышал:

С тех пор, как он был у быков, не произошло ничего особенного, если не считать того, что, очень медленно, глаза животных начали сходиться к переносицам, а потом, так же медленно, стали наливаться кровью. Чтобы в голове быка произошло хоть что-то, нужно очень много времени, но, если уж это все же происходит, оно охватывает абсолютно все.

Мычание было глухим, но тон медленно повышался. Это был утробный звук, который гремел над древней тундрой, говоря древнему человеку: вот идет еда или смерть, и в обоих случаях — довольно раздраженная. Это был звук крупного животного, которое все же было слишком мало, чтобы сдержать бурлящие в нем эмоции. И это был дуэт.

Взобравшись на баррикаду, Ваймс увидел бегущих людей. А потом Большая Мэри содрогнулась. Зрелище не было очень впечатляющим, если только вы не знали, что подпрыгнула пара тонн древесины. А потом раздался треск, два заклиненных колеса Большой Мэри раскололись, и сама она опрокинулась на бок, став грудой щепок, пыли, дыма и огня.

Ваймс начал считать про себя и дошел только до двух, когда из дыма показалось колесо и покатилось вниз по дороге. Подобное происходит всегда.»

Роман хороший, и если бы не завышенные ожидания, уже привычные для книг Прэтчетта, то он был бы отличным и даже великолепным. Изъезженная идея перемещения во времени, достаточно неожиданная, но исполненная в особенном, легко узнаваемом стиле. Хорошо знакомым с плоским миром, безусловно больше всего доставил вид Анк-Морпорка тридцатилетней давности, молодые герои будущих романов и неизвестные персонажи, уже сыгравшие свою роль в событиях того неспокойного времени.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх