FantLab ru

Генри Лайон Олди «Кукольник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
3053
Моя оценка:
-

подробнее

Кукольник

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 196
Аннотация:

Лючано Борготта по прозвищу Тарталья — человек с трудной судьбой.

Юный изготовитель марионеток с захолустной планеты Борго. Невропаст, мастер контактной имперсонации, исколесивший с гастролями половину Галактики. Сиделец печально известной тюрьмы Мей-Гиле на первобытной Кемчуге; позднее — младший экзекутор. Директор театра «Вертеп», возглавивший группу крепостных крестьян графа Мальцова, помещика-филантропа. Подследственный на вудунском курорте Китта; раб помпилианского гард-легата Гая Октавиана Тумидуса, гребец в ходовом отсеке галеры.

Что дальше?

Звезды не дают ответа.

«Ойкумена» Г. Л. Олди — масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет, космическая симфония, где судьбы людей представлены в поистине вселенском масштабе.

Примечание:

Первая книга нового романа-эпопеи («космической симфонии») «Ойкумена».


В произведение входит:

  • Пролог
8.32 (496)
-
  • Часть вторая. Этна
  • Эпилог

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Ойкумена»  >  роман-эпопею «Ойкумена»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 323

Активный словарный запас: невероятно высокий (3659 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Ойкумена. Книга первая. Кукольник
2006 г.
Ойкумена
2008 г.
Ойкумена
2009 г.
Ойкумена. Кукольник
2010 г.
Ойкумена. Космическая симфония
2012 г.
Ойкумена
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первое моё знакомство с творчеством Г. Л. Олди. «Ойкумена» — космическая опера от авторов, в остальном пишущих преимущественно фэнтези. «Кукольник» — первый роман этого цикла. По сути, это тоже фэнтези, разворачивающееся в масштабах Галактики; фэнтези в антураже космоса, где вместо банальной магии — развившиеся эволюционно сверхъестественные способности людей и волшебные технологии будущего. Истинно научных моментов здесь практически нет. Но, тем не менее, авторам удалось создать мир, живущий по определённым законам и правилам, и поэтому такой мир выглядит достоверно. Приключенческая составляющая в этом романе превалирует над психологической, несмотря на подробную картину личности главного героя Лючано Борготты. В то же время, и язык повествования и построение сюжета на качественном уровне. Мир Ойкумены и сюжет романа действительно интересные.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то проект «Олди Г.Л.» показался мне интересным. Живой и колоритный язык, яркая фантазия, лёгкое и стремительное повествование, лихие повороты сюжета — всё это сделало незабываемыми несколько ранних произведений этого примечательного дуэта авторов. Однако судя по списку произведений этих авторов, они задались целью на скорую руку написать произведения в большинстве жанрах, существующих в развлекательной литературе, и, как мне показалось — совершенно не заботясь о качестве продукции.

После долгого перерыва решил вновь прочитать что-либо из их творчества. Выбор пал на цикл «Ойкумена».

Первый роман цикла дался мне с большим трудом несмотря на его скромные, на сегодняшний день, размеры.

Жанр романа очень трудно классифицировать, к жанру «космоопера» он относится лишь с очень большой натяжкой.

Основа романа — приключения, точнее — злоключения одного «заурядного невропаста», мастера контактной имперсонации. Есть предположение что этот «заурядный» невропаст в процессе цикла трансформируется с супергероя Галлактики.

События подаются двумя «потоками» — настоящее время и эпизоды из жизни ГГ в виде затяжных, путанных и не слишком интересных флэшбэков. События настоящего времени занятны и держат в напряжении, но эти самые возвращения в прошлое полностью убивают интерес к сюжету.

Язык авторов и их фантазия в данном романе явно не на высоте. Мир не вызвал никакого интереса, скорее недоумение. Он как бы слеплен авторами на скорую руку из фрагментов собственных(и не только) произведений, в угоду канонам жанра «комоопера», но слеплен бездарно и здорово страдает логикой и мотивацией. В добавок присутствует масса непонятной терминологии и различные непонятные моменты, разъяснение которых авторы, наверное, отложили для следующих романов цикла. Терминология часто нелепа и явно кое-как прилеплена чисто для усиления «фантастичности» произведения.

Роман оставил ощущение посредственной коммерческой поделки, совершенно неясен столь высокий рейтинг.

Читать продолжение не возникает ни малейшего желания.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая и самая скучная часть трилогии ойкумена, но в то же время несущая важную функцию.

В ней знакомят практически со всеми действующими героями, и начинаются нити повествования.

Миры хоть и бледновато но худо- бедно описаны и вполне жизнеспособны с такими критериями описания.

Герои вполне терпимо «живы» и реалистичны.

Сюжет вязок, текуч и в итоге нудноват (не хватает динамики развития событий) и причиной тому постоянные метафоры заменяющие повествование. Везде, по любому поводу, где это только возможно. Что в итоге приводит к растягиванию написанного. И просто становится скучно.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Алгоритм посоветовал — я ознакомился. Вердикт — Скучно!

Эта книга не первое мое знакомство с Олди, до этой книге был «Воровской цикл» который тоже не взошел.

Идеи в книге не плохие (способности расс, контроль тела кукольниками и тд) — но что это дает книге? Что бы поменялось если бы вместо кукольника главный герой был любой другой рассы? Да ровным счетом ничего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прижгли бы девкук каленным железом и зарядили батареи от физических, а не ментальных страданий

Нас погружают в историю персонажа «флешбеками», но что нам это дает. Чуть больше информации которыя критически ни на что не влияет.

Повествование долгое, затянутое и откровенно неинтересное. У меня создалось впечатление что я вляпался в жвачку и она тяяяяянется, долго, нудно тяяянется.

Главный герой — посредственный и не интересный. Отношение к нему ровно такое же как и все его действия в книге — уныло, бездарно, скучно.

Почему прогноз Вашей оценки: 8.78 я не пойму — 6 максимум

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что наша жизнь?

Игра?

Театр?

Матрица?

Ты проснулся утром и… ты сам собою управил? Или управился с тобой кто-то другой? Почему ты сделал то или это?

Пританцовывая, на тюремном дворе некий карлик сделал тебе татуировку. Она определила твою дальнейшую судьбу. Но кто определил, что карлик должен поступить именно так?

«На руке старика ожил слепой карлик с несуразно большой головой… взмахнул ручками, опустился на четвереньки, сделавшись похож на тряпичного паучка, и убежал за стакан: хохотать».

Теплый уютный вечер. Небольшой домик. На террасе сидят два старика. По стенам висят куклы: вот ты – скоро проснешься и начнешь действовать, вот карлик.

Олди, как всегда плавно, неторопливо играют сложными смыслами, и ни один мускул не двинется на их лице. Они совершенно серьезны. Работа «режиссеров» не терпит суеты, иначе «не удержать под контролем пси-динамику артистов, объединяя, эксплицируя и мизансценируя потоки в контексте общего замысла».

Они играют нами, показывая боевик в глубоком космосе, трагикомедию из жизни богемы, производственную драму. У нас на глазах Ананке-судьба играет персонажами, некоторые из которых играют другими персонажами, которые способны управлять персонажами-куклами, если те трижды не будут против...

Но всеми ими играют два старика, отдыхающие теплым уютным вечером, сидя на террасе. И, в конечном счете, все зависит от того, насколько умелый кукольник тебе достанется и насколько извилисты будут пути его фантазии.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давным-давно один человек, большой знаток фантастики, открыл мне небольшой секрет: для того, чтобы создать логичную и интересную вымышленную вселенную, автору необходимо продумать множество нюансов и мелочей, от истории возникновения этой вселенной до логики действующих в ней сил, будь это магия, технологии будущего или необычные способности людей. В противном случае произведение оказывается графоманией.

Вселенная Ойкумены — это лоскутное одеяло, собранное из различных непохожих друг на друга рас, любопытных по отдельности и ни во что не увязывающихся вместе. Как получилось такое разнообразие? Раз уж затрагивается идея эволюции человека, покажите, как она шла в этом мире, мне очень интересно. Кто такие техноложцы, как работают способности энергетов? Что за флуктуации континуума, и какое им дело до простых смертных? Возможно, это будет объясняться в следующих книгах, но, увы, продолжать чтение желания нет.

В начале книги была заявлена огромная интересная вселенная со множеством персонажей, но фантазия авторов, видимо, дальше этого не идет. Все повествование концентрируется вокруг личности Тартальи, которая, в общем-то, вполне себе посредственная, несмотря на все его замечательные таланты. За рефлексией главного героя следить интересно лишь в начале, а к середине начинаешь уставать от никуда не ведущих размышлизмов и неслучайных случайностей. Почему он попал под покровительство Лусэро, мне непонятно, а ведь татуировка играет немалую роль в сюжете. К концу книги вроде намечается идея изменения Тартальи — он вроде как обретает свободу, будучи в рабстве, находит женщину-брамайни себе под стать и даже сливается с ней в едином порыве садо-мазохизма — ну...и все. Идея заканчивается, продолжается рефлексия.

Возможно, это просто не моя книга, я всегда предпочитала твердую НФ подобным мыслеизлияниям.

Не могу не упомянуть о стиле авторов — всегда приятно читать современную отечественную литературу, написанную хорошим языком.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Борготта, он же Тарталья, он же Человек-без-сердца, он же мастер контактной имперсонации и прочая, прочая — главный герой, живущий полную впечатлений жизнь, попадающий в любые передряги, в которые только может попасть. Отсюда и приключенческая составляющая книги. Богротта здорово прорисован, особенно интересны его мысли, складывающиеся из двух «невидимых советников» (Наполеон Хилл, автор книг для помощи потерявшим свой энтузиазм и веру в свободную мечту американцам, так это называл), его кумиров-наставников, которых он создал у себя в голове из копий личностей, которые повлияли на его жизнь наиболее значительно. Видимо так он олицетворял свои отклонения от «нормальности» из-за своих необычных особенностей, в романе все, что невозможно представить представляется чем-то представляемым.

Интересен мир, но его мало, вместе с таким Борготтой хотелось бы увидеть нечто большее! Люди, мне кажется, произошли из одного места, но пошли в разные направления управления сознанием, рабство — это теперь нормально, крепостничество — ну а как же без него, культ Вуду и ходячие калькуляторы с аккумуляторами, прямо результат глобального генетического эксперимента. Немного смутило, что в таком мире, все представления непредставляемого героев скатывается именно к средневековью — галера и гладиаторские бои, удары плетью, порой и забываешь, что в этот момент происходит полет между галактиками по территории освоенной Ойкумены.

Тема боли — особая тема, которая проходит через весь роман, может у Олди болели головы в момент прихода этого романа в их головы? Королева боль, у нее даже имя есть, всегда находится в голове Борготты, это его третий пассивный советник, она ходит с ним и щедро делится со всеми, кто окажется рядом. И все это плавно перекатывается в проблему рабства, рабства рабов и рабство хозяев от рабов. Все связанно в этом мире.

Интересно прочитать это произведение, однако оно не захватывает с головой, понимаешь, что сейчас что-то случится, но есть ощущение незаинтересованности в этом ни себя, ни книги, может потому что все предсказуемо, но я буду не совсем прав если скажу так, может просто затянуто в неправильных местах и слишком много рассказано о жизни Борготты во встроенных в повествование флешбеков, нет места загадки.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу мне порекомендовал сайт. Открыл раздел рекомендации, кликнул мышкой и..... Перед этим прочел, согласно той-же рекомендации «Хроники убийцы Короля» Ротфусса. Было попадание в 10! Очень понравилось. На сей раз немного промахнулся и в яблочко не попал. На мой взгляд роман Олди определенно перегружен различной терминологией и трудноусвояемыми подробностями рожденными (и тут надо прямо сказать) недюжинными ментальными способностями авторов. Чувствуется большая подготовительная работа и проделана она не в пустую. Может быть, слишком большая. Может, стоило авторам поберечь немного свою неуемную фантазию и не мешать в одном флаконе и Древний Рим, и русское крепостничество, и религиозные каноны Вуду... Не знаю. Читается, местами, увлекательно, однако постоянные реминисценции в детство и отрочество главгероя, на мой взгляд, сильно тормозят течение «Кукольника». Продолжение буду читать однозначно, там посмотрим как и что.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычная, но яркая и убедительная Вселенная. Вполне веришь, что в разных мирах направленная эволюция могла создать и вудуни, и гематров, и помпилианцев, и даже антисов.

Но главная ценность книги для меня, пожалуй, в другом. Она интересна своей «многослойностью». Как в фильме Кристофера Нолана «Начало» — сон во сне. Композиция закольцована. Всё, что происходит с героем: его метания, психологические проблемы, жизненные коллизии, страшные приключения — лишь спектакль, разыгранный двумя кукловодами. Об их присутствии сам Борготта не забывает ни на миг, прислушиваясь к их репликам и комментариям к происходящему. Они словно ведут его. А кто ведёт их?

Кто держит вагу, направляющую движения марионетки? И кто, в свою очередь, держит его вагу? И может быть, все мы — чьи-то марионетки (если уж не в прямом, то в переносном смысле). Разыграем спектакль жизни и повиснем на крючке, как старые, отработавшие своё куклы.

Вспомнилось:

Лица стёрты, краски тусклы,

то ли люди, то ли куклы —

взгляд похож на взгляд, а тень на тень.

Я устал и, отдыхая,

в балаган вас приглашаю,

где куклы так похожи на людей...

(А. Макаревич)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Основное достоинство книги — это, конечно же, удивительный, неповторимый, совершенно оригинальный мир Ойкумены со всеми его чудесами и диковинками, странными, совершенно непохожими друг на друга расами и не менее странными профессиями ее обитателей. Мир, который в начале чтения выглядит весьма путанным и непонятным, а потом с каждой страницей начинает не только проясняться, но и очаровывать читателя, постепенно влюбляя его в себя.

Второе, что обязательно привлечет читателя в книге — это профессия ее главного героя: невропаст, мастер контактной имперсонации, а проще кукольник, человек умеющий управлять речью и моторикой своих заказчиков, т.е. кукол. Вроде бы, на взгляд непросвещенного читателя, просто гипнотизер и что здесь такого? Но авторы смогли подновить и развернуть эту профессию так здорово, что читатель видит перед собой совершенно оригинальную и интересную выдумку.

Что же касается собственно интриги произведения и его увлекательности, то здесь ничего особенного Олди не изобрели — приключения как приключения. Хорошо написанные — да, полностью избавленные от глупостей и нелогичностей — тоже да, но чтобы от книги нельзя было оторваться — такого точно нет. А в развлекательном произведении это, вообще-то, важно. Что касается эмоциональной составляющей, то за главного героя как бы и переживаешь, но, в то же время, как-то и не всерьез :)

И еще о грустном: несколько разочаровал язык произведения. В ряде книг авторов он просто великолепен и, естественно, хотелось бы, чтобы он оставался таким везде и всегда. А здесь... — он просто обыкновенен, и не более того :(.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилась. Абсолютно. Не осилил даже одну книгу. Скучно это раз, действия в книге настолько медленные, что создаётся впечатления что абсолютно ничего не происходит, хотя читаешь её уже неделю. Всё действие — на 10 страниц. Остальное — это, я даже не знаю как правильно описать, но будто попытки написать что-то сложное и сильное для осмысления. А в итоге получается сложное для прочтения без возможности осмыслить, куча «заумных» слов, будто книгу переводили с другого языка. Много интересных идей (одни способности разных рас чего стоят), но ни одной не дано адекватное объяснение, всё вокруг да около. Мол, хочешь понять что к чему — прочитай всю эпопею. Но, постойте, я к тому времени столько в голове не удержу. Учитывая что помимо книги есть еще реальный мир и его проблемы. К тому же, книгой не получается жить, вот вообще не чувствуешь себя там. Это к тому, что описание мира с одной стороны есть, а с другой не описывается абсолютно ничего, и абзац за абзацем удивляешься — а на что пошло столько текста? Вообще с самого начала создалось впечатления будто авторы — зарубежные, а книги просто переводили. Имена главных героев например. Ну и стиль текста, как такового. Всё слишком литературно, вылизано, текст если проговаривать — язык заболит, его аж крутить начнёт. Ну и как другие читатели писали, мол, для отдыха. Ну в корне не согласен. Тут нужно читать, читать, читать, ни на что не отвлекаться с утра и до вечера, пока не прочтёшь, а потом еще и обдумывать долго, при появлении новой информации. Никакого отдыха в общем, одни мучения. Возможно, я еще не устал от простых книг, написанных обычным языком, и через какое-то время смогу по достоинству оценить это произведение. Но пока — безобразно скучно.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма понравилось. Мне нравятся книги с подробно описанными мирами. А здесь такая шикарная вселенная. И герои интересные, как живые. Собственно книга о взаимоотношениях двух персонажей — надменном помпелианце Гайе Тумидусе и техноложце Борготте, о взаимоотношениях хозяина и раба. И интересно кто из этой парочки все-таки раб, а кто хозяин, и есть ли свободные существа вообще? Хорошо когда в романе не только приключенческая составляющая, но и философская. Тем более, что философия не заумная, а простая и доступная для понимания простыми смертными.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что нового можно сказать в жанре «космической оперы» в 21-м веке на русском языке, когда уже всё сказано в 20-м веке, на английском? Олди говорят- «а вот, можно«!

Прекрасный роман «Кукольник», открывающий успешный цикл, удачным образом сочетает в себе космическую и социальную фантастику, исследуя собственно проблему «вертикального прогресса». Как изменится человечество, выйдя в космос? Как изменится сам человек?

Пускай авторы, творя новые миры, пользуются неким историческим плагиатом, «крадя» из истории человечества кое-что из существующих социумов. Древний Рим, Россия, Гаити... Однако, новые социумы раскрыты с таким интересным колоритом и фантазией, что истории пожалуй было бы чему поучиться у Олди.

Сюжет, будучи в основе линеен, отрывочно возвращается авторами в прошлое, постепенно раскрывая перед читателем историю жизни главного героя. Интрига, в принципе, приключенческая, без особых тайн. Но очень увлекательная.

Сценизм высок, и очень субъективен. Авторы, описывая сценические события, постоянно пытаются включать в них происходящее в голове героя. Это не всегда просто, но всегда интересно.

Образы героев, пожалуй, самая сильная сторона романа. Впрочем, Олди всегда были сильны колоритными, живыми героями.

Социальная линия полна гиперболами и сюрреализмом. Олди, как и многие авторы до них, допускают возможность возвращения к средневековой и даже к первобытной морали.

Роман безусловно не лёгок в прочтении, однако читается с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Аудиокнигу искал-нашёл-обрадовался. И Олди мне очень даже нравятся, и в рекомендациях ФЛ она у меня чуть ни первой вылезала. Получил, прямо скажем, облом.

Я не увидел сюжета. Ну совсем. Герой есть, его жизнеописание присутствует, а вот сюжета нет. Да и сам описываемый персонаж скучен, несмотря на все суперспособности. К тому же, после фрагментов в жанре садо-мазо, начинаешь испытывать к герою некоторую брезгливость.

Мир нарисован, это да, но я не любитель миров, описанных ради самих себя.

Из всего текста интересным показалось только одно, точнее, одна НФ идея — описание работы невропаста. Остальное ощущалось проходным текстом. И это не рассказ, а роман!

Подумалось – может я пропустил что-то? Все-таки неинтерсную книгу слушаешь в пол-уха. Наверное пропустил. Но ведь не интересная!

В общем +1 балл за работу невропаста, но не более того.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глубоко прописанные миры, детально разработанные ментальные особенности персонажей погружают читателя в атмосферу романа.Достаточно редко встретишь такую скорпулезность в прописании героев,цивилизационных особенностей,технологий.А тема невропастов ещё больше усложняет вселенную романа.

Произведение достаточно большое,а это значит,что искрометность,погружение в сюжет должно смеяться скукой,жвачкой,-не избежали это и Олди.Иногда вообще теряешь нить повествования,особенно при приёме авторов-скачков в прошлое,для раскрытия судьбы ГГ, что мало чего добавляет к раскрытию характера ГГ.Тема альтернативных миров,особенно графов,рабов на галерах и т.д. лично мне режет слух. Создана динамичная вселенная, а у героя(ев) в ней нет особой цели, да он и не герой,а заурядный...невропаст...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх