Александр Дюма, Огюст Маке «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Виконт де Бражелон, или десять лет спустя» — заключительная часть трилогии о мушкетёрах.
Короля Франции подстерегают враги и любовь, сторонники кардинала готовят заговор, человек в железной маске оказывается на троне — во всех сногсшибательных приключениях участвуют всё те же д'Артаньян, Атос, Портос, Арамис и сын Атоса — виконт де Бражелон.
Входит в:
— цикл «Трилогия о мушкетёрах»
— «Театр FM», 2004 г.
- /языки:
- русский (60)
- /тип:
- книги (56), аудиокниги (4)
- /перевод:
- А. Бобович (20), И. Гликман (20), Ф. Рябов (6), Н. Таманцев (20)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Роджер_Янг, 31 января 2018 г.
Когда в детстве после прочтения великолепных «Три Мушкетера» и «Двадцать лет спустя» мне попалось их продолжение, то оно показалось необыкновенно скучным. В первых романах звон клинков и погони, выстрелы из-за угла и яд в вине, поцелуи прекрасных женщин и дружба настоящих сильных мужчин. Времена, когда простые искатели приключений, имея только шпагу и пару пистолетов и не имея за душой ни гроша сотрясали основы государств и сводили на нет потуги могущественных министров. А здесь высшей целью интриг является возможность занять комнату поближе к королю или стать фрейлиной его невестки. Гордые принцы и графы, полновластные хозяева своих земель, которые вели самостоятельную политику и ради своих прихотей могли поставить под угрозу само существование Англии или Франции теперь бледнеют от радости, когда король соизволит посетить их замок. Измельчали люди, измельчала эпоха — сказал Д’Артаньян. И измельчал Дюма, подумал я, закрывая наконец книгу. На самом деле «Бражелон» из тех книг, для понимания которых необходимо прочтение в более зрелом возрасте. Люди конечно не измельчали. Просто изменилась эпоха. Безусловный талант Дюма и заключается в умении показать изменение эпохи через изменение жизни простых людей.
Почти столетние усилия Генриха IV и Людовика XIII, Ришелье и Мазарини принесли к началу правления Людовика XIV наконец свои плоды. Из рыхлого конгломерата разноязыких земель Франция стала превращаться в мощное централизованное государство. Источником власти и всяческих благ стал королевский двор, к которому естественно и стали тянуться дворяне всех рангов и калибров. За границами повествования остались масштабные реформы, проведенные Кольбером, но и без них тенденция вполне ясна.
Социальные и экономические изменения вызвали и изменения культурные и нравственные. Если раньше дворянин поступая на службу к королю, выступал субъектом, заключая договор с первым среди равных, и от него требовали лишь его храбрость и умения, то теперь он был должен отдать весь себя без остатка. Понятно, что в таком мире мушкетеры не могли выжить. Они попросту в него не вписывались. Благородство Атоса и Д’Артаньяна не позволяет им идти наперекор своим принципам. Это не значит, что в эпоху Короля-Солнце не было принципов. Они были, только другие. От Портоса конечно никто не требовал нарушать его принципы, но без друзей единственное, что он мог — умирать от обжорства и пьянства в одном из своих замков. Не самый лучший конец. Точно так же, логично и выживание Арамиса. И дело не только в том, что верность принципам у него более гибкая, чем у его друзей, хотя и это есть. А в том, что он свои принципы поставил на службу организации не менее могущественной, чем королевская власть во Франции — католической Церкви.
Резюмирую — произведение не менее мощное и талантливое, чем предыдущие. Просто оно про другое время.
prouste, 1 мая 2013 г.
Я нежно люблю «Виконта де Бражелона» при всей его очевидной затянутости, композиционной рыхлости и перенасыщенности второстепенными персонажами. Для меня очевидна слабость линии Лавальер и горемыки виконта, столь бесславно разрешившего возникшее противоречие. Собственно эпоха действия уже предполагает значительную эволюцию рыцарских манер средневековья, но пусть его — вялый, анемичный и сугубо положительный виконт, именем которого роман и назван, все равно фигура второго плана, двигатель сюжета.
Собственно, из-за Лавальер провисает вторая книга роман — первая, с воцарением Карла, перемещениями Д.Артаньяна, встречей четверки изумительно хороша, энергична, с диалогами в лучшем виде. С момента появления человека в железной маске к третьей книге механизм сюжета снова заработал как часы, а тут еще и Фуко с его опалой. По мне, по сей день Дюма непревзойден в части интригообразования приключенческого романа и умения зарядить экшн оптимистическим юмором ( о каких бы смертях не шла речь). Различные сюжетные подмастерья навроде Маникана или Маликорна, вставление отдельных диалоговых глав комедийного характера ( как, например, о встрече Планше героя после возвращения из Англии) позволяют Дюма менять тональность повествования, достаточно мрачного по итогам.
Сильное впечатление на меня произвела концовка романа в части осознания главным персонажем органичности смены вех: вроде все отдельно хорошие люди изгнаны плохишом Кольбером, но по гамбургскому счету деятельность шармеров навроде Фуке разорительна не для него одного.
Умение ставить по мере сюжета ударные сцены с дуэлями, соблюдая при этом чувство равновесия и меры, выдержать заданный неспешный ритм и организовать действо надлежащей развязкой — знаете, у Мартина я ничего подобного не вижу, чего бы он ни стоил.
igorgag, 7 января 2017 г.
«Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» — заключительная часть трилогии о мушкетёрах. Действие начинается десятилетием позднее тех событий, что описаны во втором романе, «Двадцать лет спустя».
Мушкетёром остался только Д'Артаньян. Он теперь командует королевскими мушкетёрами. Атос и Портос удалились от света в свои поместья, Арамис стал влиятельным представителем духовенства.
Как и в предыдущем романе, Дюма даёт свою версию исторических событий, которые приходятся на описываемые годы, а именно — восстановление монархии в Англии, установление союзнических отношений между туманным Альбионом и Францией. Надо признать, это очень смелая, даже фантастическая версия.
Читая роман, подумал о том, что Дюма, конечно, в каком-то смысле антипод наших Толстого и Достоевского. Его герои преданы тем идеалам, которые главные герои Толстого часто считают ложными, и при том совершенно не склонны к надрывам персонажей Достоевского и к нравственным исканиям героев обоих русских писателей. Тем не менее Дюма в своём роде гениален. Не знаю другого писателя, который бы мог описывать разного рода интриги столь же легко и изящно. А ведь он ещё и психолог — наделяет своих персонажей чертами индивидуальными, умеет очень ярко описывать их переживания. Да, психология эта вполне сказочная, нет таких героев и не бывает таких переживаний в жизни. Хотя тут припоминается, что кто-то очень авторитетный сказал, будто и та глубокая психология, которую описывают авторы так называемых психологических романов, всего лишь психология — вымышленная.
Несколько вялыми показались те главы, которые описывают интриги любовные. Но автор компенсировал это более бурным развитием действия в третьем томе — рассказом про так называемую Железную Маску.
Финал грустный. Роман заканчивается уходом из жизни самых известных героев писателя — славных мушкетёров Портоса, Атоса, Д'Артаньяна. Утешает только вот какая мысль — сколько лет уже читают про них! Сколько фильмов снято! Какие актёры их играли. В каком-то смысле четвёрка королевских мушкетёров бессмертна. И, по крайней мере, трое из них могут нам служить образцами великодушия, мужества и благородства.
ffzm, 17 июля 2012 г.
«Виконт де Бражелон»- одно из самых объемных произведений великого Дюма, это три тома приключений и придворных интриг с любимыми с детства героями д'Артаньяном, Атосом, Портосом и Арамисом. Хоть мушкетеры уже и не молоды, но смело ввязываются в любые авантюры, они еще не разучились держать шпаги и все так же храбры и благородны. Я два раза читал роман в 14 и 20 лет и помню как слезы подбирались в тех местах где погибают трое из лихой четверки. Александр Дюма-сын рассказывал что его отец плакал когда писал главу где погибает весельчак Портос. Обязательно когда нибудь перечитаю ещё раз весь цикл о мушкетерах.
mputnik, 7 декабря 2018 г.
Чуть менее динамично и бурлексно, чем первые два тома. Но это – в итоге – не повлияло даже на итоговую оценку, так же высоко, как и первые две . Указывается – исключительно для порядка, чтобы уважаемый потенциальный читатель был «морально готов». Но том третий – полноценная составляющая данной ЭПОПЕИ, без каких-либо экивоков. Тут погибает Портос. Это нереально трагично, ей-богу.
Проще отделаться цитатой, так быстрее; «…»...Рассказывают, что Александр Дюма плакал, когда храбрый Портос погиб под обломками скалы. Сын пытался утешить отца: — Разве нельзя помочь герою, переделав главу? Разве ты не можешь спасти Портоса? — Нет, — рыдая, отвечал Дюма. — Он погиб, его уже не воскресить...».
ВО КАК раньше книжки-то создавали
blacksmith, 30 мая 2016 г.
Великолепный роман. Где затянутость? Множество сюжетных линий. Возможно нет молодого задора главных героев-но они не молоды. Зато масса придворных интриг. Лавальер vs Монтеспан. Железная маска. Фуке vs Кольбер, итд. Читал в 17 лет-30 лет назад-и помню о чем книга. Оценка 10+
Paganist, 22 сентября 2016 г.
Заключительный роман о похождениях д'Артаньяна и его верных друзей я дочитывал благодаря усилиям воли. Не потому что произведение плохое. Роман почти так же хорош, как и первые два. Просто к тому времени (а читал я подряд все три романа трилогии) я уже «наелся» этой Францией, с её интригами и бесконечными подвигами уже престарелых мушкетёров. Дюма, разумеется, молодец, прекрасно показал уклад жизни французских дворян в том числе в королевском дворце. Но если при прочтении «Трёх мушкетёров» ловил себя на мысли, что знакомлюсь вовсе не с историческим романом, а листаю «лёгкое чтиво», то что говорить о «Виконте де Бражелоне»? В этой книге запомнилось лишь несколько эпизодов: смерть Портоса, Железная Маска и некоторые другие. Остальное — не впечатлило, не задержалось. Да — классика жанра, да — великолепный язык, но что поделаешь, когда этого оказывается мало, для удовлетворения моих литературных желаний?
владелец, 10 июня 2018 г.
Хуже всего в романе обыгран образ Рауля де Бражелона Оно было бы ничего но ведь он показан уже во второй части трилогии , в которой началась его военная карьера Он уже должен быть достаточно опытный воин и достаточно крепкий духом человек А ему порой дают наставления как новичку Атос говорит «Докажите, что вы мужчина» Кому! Человеку который прошел все войны Фронды и с испанцами! Человек с 16 лет воевавший, право, право, бывает другой
O.K., 19 июня 2017 г.
Очень-очень растянуто.
Сложно понять, для чего же, собственно, писалась книга: нет ни единой главной мысли, ни главного события, вокруг которого строился бы роман. Нагромождение перетекающих друг в друга исторических домыслов, в котором четыре мушкетера лишь принимают участие. Не как в первой книге, вместе творя свою судьбу, а по отдельности, лишь играя роль на полотне истории.
С каждой новой книгой Арамис становится все более отрицательным персонажем, что приводит к неприятному переосмыслению много из предыдущих книг.
Грустно оттого, что у этих четырех великих людей был всего один наследник, которого они пережили. Что останется после них? Ну, хоть бы женился Д’Артаньян в послесловии и заделал ребятенка. Всё бы какой-то смысл в существовании, а значит во всех трех книгах…
glupec, 24 марта 2014 г.
Самая печальная часть трилогии о мушкетерах. И дело тут не в обилии смертей (все мы когда-нибудь умрем). Просто д'Артаньян уже ( «не от лет, а от бед», хотя и от лет тоже!) подрастерял свою хваленую былую удаль. Видно, что он от жизни порядком устал...
FireLemyr, 13 января 2020 г.
«Виконт де Бражелон» — трилогия далась мне тяжело. Если в первых 2х томах упор делался на приключения и юмор, то 3я часть душит обилием дворцовых интриг. Несмотря на смену вектор настроения произведения,текст очень хорош. Персонажи продолжают раскрываться, они все такие же родные и интересные. А финал... ради него однозначно стоит потерпеть несколько сот страниц интриг.