fantlab ru

Терри Пратчетт «Страта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Оценок:
356
Моя оценка:
-

подробнее

Страта

Strata

Другие названия: Творцы миров

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Груз двухсот десяти лет жизни как пыль веков лежал на плечах Кин Арад, но она с легкостью несла эту ношу. Она была старше двадцати девяти миров, в строительстве четырнадцати из которых лично принимала участие, и многое повидала. В общем, удивить Кин Арад чем либо было весьма сложно. Но однажды в ее кабинете появился человек, который заявил, что ему больше тысячи лет, и продемонстрировал несколько артефактов, нарушающих все мыслимые физические законы…

Входит в:

— журнал «Если 2004'3», 2004 г.

— журнал «Если 2004'4», 2004 г.


Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 2005 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Похожие произведения:

 

 


Страта
2004 г.
Страта
2007 г.

Периодика:

Если № 3, март 2004
2004 г.
Если № 4, апрель 2004
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Strata
1988 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно. Необычно.

Но не совсем :). Всё-таки после нивеновского Мира-Кольца космологическая идея свободно парящего в космосе диска уже не выглядит такой оригинальной. Да и способ поиска центра управления — я б на месте Нивена и по этому поводу хмыкнул тоже.

Но это в сравнении. Сам же по себе сюжет — весьма интересный. Хотя реализация странная — вроде бы и написано хорошо, и действие всё логичное и взаимосвязанное, но при чтении возникает ощущение диафильма: хлоп! — сцена. Хлоп! — следующая. Хлоп! — следующая. Почему-то роман кажется рваным, и это заметно смазывает удовольствие от чтения. И это явно не проблемы перевода, это само построение повествования.

Но всё равно хорошо. Да, это не совсем привычный Пратчетт, но хуже книга от этого не стала.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересны подходы к созданию миров, авторские артефакты, которые можно отрывать в них наподобие поиска пасхальных яиц, а также история рас. В романе это последовательность существ, осознанно создававших вселенную, естественным образом формируя космические тела, начиная от их чисто физической формы и заканчивая тонким искусством терраформирования. Последней расой-творцов являются люди. От чисто материального взгляда книга сделала попытку перехода к волшебному миру. Я даже думала, что бездонный кошелёк с ассигнациями на продление жизни и мантия-невидимка — эдакие дары смерти из сказки, которые оказываются в мире, где люди получают зарплату в виде процедуры нестарения и, по сути, вечной жизни.

Альтернативной версией наличия инопланетян становится их естественное преобразование из людей, заселяющих создаваемыми землянами же новые планеты, и вообще весь пафос в результате сводится к Божественному в существе человека без всякой эволюции разума и духовного развития — просто это всегда было в природе человека, с самого его изначального создания. Эта мысль проводится в противовес изначальной теории «Непрерывного развития», когда предыдущие расы-творцы умирали от собственной крутости, не выдерживая то ли приступов гордости, то ли ментального давления собственной разумности. И мне нравится такая постановка вопроса, как и изначальное сотворение миллионных исторических пластов под ногами и над головой. Ведь история человеку нужна для чувства сегодняшнего, современного, своевременного — человек не должен попадать в начало, он всегда существует в контексте, чтобы иметь возможность осмысления связей и взаимосвязанности акта творения.

«Наука – это универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь разобрать Вселенную по винтикам. А наука диска будет «работать» исключительно на диске. Этот мир хорош только для религий,» — замечает один из персонажей романа. Эта мысль заключает многообещающий посыл для создания вселенной таймпанка без углубления технологий. Но автору не получилось доработать местный диск до такого состояния. Как и во всем остальном: композиции, характерах героев, разбивке на эпизоды, диалогах — просматривается нечто гениальное, но в целом очень недоработанное и не дотянутое до полноценного произведения. Автору не занимать остроумия и эрудированности, но «Страта» кажется написанной экспромтом, хотя в ней уже заметны стилевые особенности письма Пратчетта. В принципе, не стоило замахиваться на такое количество страниц, из вычищенного годного текста вышла бы очень неплохая повесть, а роман получился посредственный.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы таки не поверите, но читая «Страту» постоянно вспоминал «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Есть что-то общее в этих романах. На уровне «дух произведения».

Книга легко читается. И так же легко забывается после прочтения. Хорошее чтиво на отдыхе. Юмор присутствует в необходимой мере.

Очень порадовала концепция «время — деньги», описанное в этом романе.

А плоский мир романа больше похож на нашу Землю из сказок, чем на тот самый «Плоский мир», который известен всем почитателям Пратчетта.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своеобразный пролог к «Плоскому миру». Пратчетт уже нащупывает тему, которую будет развивать следующие десятки лет. Здесь нет ещё в полной мере его иронии и сарказма, персонажи ещё не так харизматичны, но зачатки уже чувствуются.

«Страта» необычна оригинальной подачей идеи необходимости постоянного развития и многообразия. Правда к концу книги она становится неактуальной;). Самые интересные эпизоды повествования начинаются уже на Диске — описание работы тамошнего мира и его обитателей, взаимодействия ГГ с ними. Кстати о них — Кин Арад с «прямоходящей лягушкой» — довольно стандартные и стереотипные персонажи, которые чётко соответствуют своей роли и более ничем не примечательны. Но «разумный медведь» — персонаж более чем интересный.

Я не то чтобы увлекаюсь космофантастикой, но очень интересными и логичными показались описания инопланетных рас. Да и сам масштаб и задумка с людьми-планетостроителями и древними Творцами — просто завораживают.

Вывод. Книга ценна не только как дебют одного из лучших писателей современности, но и как самостоятельная история.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что являюсь безусловным фанатом Пратчетта. Весь доступный в печатном виде «Плоский мир» прочитал можно сказать залпом, один за другим. А вот до «Страты» руки добрались только сейчас. И пусть невооруженным глазом заметно как это произведение впоследствии растеклось основой подробнейшего Discworld, ничто не мешает рассматривать «Страту» отдельно. Как самобытное раннее произведение остроумного британского писателя

Самая близкая характеристика, которая приходит мне на ум — Артур Кларк + Дуглас Адамс. От первого подробнейшие описания фантастического мира с обязательными размышлениями или пояснениями героев о том как это возможно с точки зрения науки. От второго: скромное подшучивание над механизмами, причудливыми роботами, и, самое главное, непременное подчеркивание комичности поведения любого человека или существа в самых скверных ситуациях. Фактически это роман приключенческий, с легкими аллюзиями на детектив (линия Джаго Джало просто Хэммет какой-то), подмигиванием многочисленным отцам-основателям фантастического жанра (мне постоянно вспоминался Желязны по ходу дела) и конечно философской концовкой. Автор еще только начинал хохмить параллельно сюжету, отчего поклонникам циклов Ринсвинда или ночной стражи поначалу может показаться что «Страта» простовата и суховата. Но где-то в районе сотой страницы юмор окреп и уютная атмосфера бьющей точно в цель иронии стала полноправным участником повествования

Должен отметить что скромный объем романа (по сравнению скажем с «Пятым элефантом») совершенно не помешал Пратчетту красочно обрисовать каждый следующий участок загадочного мира в котором оказываюстя герои. Восхитительный гибрид легенд и мифов, реальных исторических событий (которая использована внутри книги ровно также как ее использует сам Пратчетт — не спойлер, об этом чуть ли не сразу герои догадались) — и по всей этой красоте бредут трое разношерстных представителей далекого будущего. Их диалоги содержат весьма любопытные (хоть и несложные) размышления о человеческой природе, причинах тех или иных вещей засевших в ней (собственно человек только один, двое других организуют читателю как бы взгляд со стороны). Все это проникнуто оптимизмом и опять же изящной иронией, читать одно удовольствие. Совершенно без потери этой самой пищи для собственных размышлений :smile:

Подводя итог повторюсь — в принципе знатоки цикла «Плоского мира» вряд ли обнаружат здесь что-то новое для себя. Терри Пратчетт впоследствии разработал и привнес глубину практически в каждую деталь «Страты», отправляя читателя в Анк-Морпорк, Овцепики, Убервальд или за край Диска. Тем кто не знаком с творчеством Пратчетта и любит приключенческую фантастику — всячески рекомендую. А тем кто знаком, на своем опыте заявляю: нет никаких причин отказывать себе в этом бодром и ярком произведении, отправиться в другой Плоский мир. Вроде бы похожий, но на самом деле совсем другой

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жаль, что Пратчетт умер так рано. Судьба, на мой взгляд, отнеслась к нему слишком жестоко.

«Страта» оставляет приятное послевкусие. Пратчетт умеет писать вкусно, приятно. Как Стивен Кинг. Тем более, это тот самый человек, написавший «Санта-Хрякус», а это сильный аргумент в его пользу.

Роман, кажется, начинает цикл о Плоском Мире. Здесь мы впервые встречаем людей, способных в одиночку создавать целые миры и нести за них персональную ответственность. Подобная идея разжигает воображение и вызывает интерес. Проза отличная, стиль выверен. У автора уже тогда было богатое воображение. В романе много интересных задумок, деталей и разнообразных существ.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман расписывающегося, достаточно молодого писателя-фантаста Пратчетта, пока более стандартный, но уже и пратчеттовский тоже. Идей — из «Плоского мира» в основном — в разных обличьях, которые будут встречаться в последующих произведениях, можно отыскать тут множество. (А вот этот роман, в отличие от «Патриота», я не дочитал – не захотелось совсем. Причину уже сложно проанализировать, но прошло время, и попробую ещё раз. А до второго романа в книге – «Тёмная сторона солнца» — я пока не добрался.)

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение увлекает, затягивает. Может, кого-то больше волнуют собственно приключения героев, что в книге в избытке.

Но, по-моему, еще интереснее следить за полетом мысли автора. И что мне особо понравилось — это тонкая ирония по поводу весьма сложных и даже таинственных проблем человеческого бытия. Обычно мне смешны глубокомысленные размышления о судьбах человечества и галактики.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в Если, очень хороший роман, хоть я и не фанат Пратчетта. Отличные персонажи. Один кунг чего стоит. :smile:

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересно читать этот роман после того как уже познакомился с его циклом «Плоский мир» т.к. тут тоже плоский мир, но механический — без слонов и черепахи....и все обьясняется с точки зрения науки а не волщебства....мне в общем понравился рассказ, прочитал с интересом, но на шедевр не тянет;)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы дать оценку давным-давно прочитанному роману, пришлось его перечитать. Зря потерял время, оно того не стоило. В принципе читать можно, но особых восторгов не испытал. Если первую часть романа можно отнести к фантастике и определить для себя жанр, в котором он написан, то вторая часть — это сказка с элементами фантастики.

Так и не понял: какой большой смысл внедрять высокотехнологические вещи в средневековый мир, ну и прочая ерунда о «мудрых» создателях.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все кто читал Мир кольцо Ларри Нивена найдут почти полное совпадение сюжетных линий этих двух романов. Искуственно созданные миры, причастность к их созданию человека, команда, состоящая из представителей разных планет, ну и многое другое. И хотя право первосочинительства нужно отдать Нивену, мне больше импонирует изложение молодого Пратчетта.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга, но несерьезная. Нету некого месседжа. Просто сугубо развлекательное чтиво, к которому врядли вернешься когда-либо. Шанда и кунг неплохо придуманы, но вот все эти технические новороты кажутся нереализуемой, абстракционной, если угодно, фантастикой. Хотя это лучшее технофэнтези которое я читал.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который, безусловно, достоин внимания... но и только. Видно, что авор молодой, манера повествования отрывочна, местами скомканна. Фантастичный сюжет, безусловно, оригинален, но, опять же, ничего особенного. Прочитать стоит просто для того, чтобы понять, как шло изменение авторского видения создаваемого Плоского мира. А неподражаемая ирония, закрученный, полный фантазии и приключений мир, яркие характерные гротескные и комические персонажи — это все потом...

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плоский мир! Хм! так вот откуда ноги растут у этих древних мифов...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх