FantLab ru

Александр Дюма, Огюст Маке «Граф Монте-Кристо»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.17
Голосов:
1498
Моя оценка:
-

подробнее

,

Граф Монте-Кристо

Le Comte de Monte Cristo

Роман, год; цикл «Граф Монте-Кристо»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 173
Аннотация:

Молодой моряк Эдмон Дантес считал себя счастливчиком — прибыльное дело, красавица-невеста. Но власть во Франции меняется так же часто, как ветер. Донос завистника — и невинный Эдмон оказывается за решёткой на долгих четырнадцать лет...

Пройдя через каменные мешки замка Иф, закалив волю, разбогатев на пиратских кладах, герой под псевдонимом «Граф Монте-Кристо» возвращается во Францию, чтобы отомстить предателям, сломавшем ему жизнь. Не убить их — он не настолько милосерден. Граф использует интриги, подкуп, влияние и провокации, чтобы сломать жизнь им самим...

Примечание:

Первый русский перевод романа, который осуществлен был Василием Васильевичем Дерикером, появился в 1845—1846 годах в журнале «Библиотека для чтения». Практически одновременно с ним в 1845—1846 годах отдельными выпусками типографией Ольхина и типографией А.А. Плюшара публиковался перевод Владимира Михайловича Строева, однако со временем потребовалась новая редакция текста, которую в 1931 году выполнила Л. И. Олавская. Все дальнейшие переиздания делались с этого перевода, правда часто без указания переводчика. Еще одна попытка создать новую редакцию перевода была предпринята сразу после войны известной переводчицей Норой Галь, но, как она сама вспоминает, работа не была завершена:

«А еще готовился к печати очень слабый старый перевод «Графа Монте-Кристо», Вера Максимовна взяла меня на эту работу чуть ли не полноправным соредактором. Насколько возможно было, еще и в спешке, мы убрали грубые смысловые ошибки и самые страшные словесные ляпы, и в таком виде перевод перепечатывается почти полвека. Но В.М. учила еще одному: переписать плохой перевод невозможно. А заново эти 80 с хвостиком печатных листов едва ли кто-нибудь когда-нибудь переведет»

Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография

Составитель сборника «Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография» Д. Кузьмин пишет:

«В издании 1946 г. указано: «Перевод под редакцией Н.Галь и В.Топер» – такая формула использовалась в 40-70-е гг. для старых переводов, подвергшихся полной переработке. Однако, как пишет Нора Галь, «для переиздания в 50-х гг. нам не дали пересмотреть и еще раз поправить текст, как всегда со всякой своей работой делала ВМ и делаю я, и потому мы свои фамилии с титульного листа сняли» (Е.Комаровой, 20.04.1987). В некоторых последующих изданиях были восстановлены имена авторов старого перевода Л.Олавской и В.Строева.

К изданию 1991 г. (Дюма А. Собр.соч. в 15 тт., тт.9-10. – М.: Правда, 1991. – Библиотека «Огонек») НГ заново пересмотрела роман, подвергнув его значительной правке; однако итог работы все-таки не удовлетворил НГ полностью, а потому она настояла на том, чтобы в выходных данных этого издания был указан особый псевдоним – «Г.Нетова».


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Экранизации:

«Граф Монте-Кристо» / «Le comte de Monte-Cristo» 1954, Франция, Италия, реж: Робер Вернэ

«Граф Монте-Кристо» / «Le comte de Monte Cristo» 1961, Франция, Италия, реж: Клод Отан-Лара

«Граф Монте-Кристо» / «The Count of Monte Cristo» 1964, Великобритания, реж: Питер Хэммонд

«Граф Монте-Кристо» / «The Count of Monte-Cristo» 1975, Великобритания, Италия, реж: Дэвид Грин

«Граф Монте-Кристо» / «Le comte de Monte-Cristo» 1979, Франция, Канада, реж: Дени де Ла Пательер

«Узник замка Иф» 1988, СССР, Франция, реж: Георгий Юнгвальд-Хилькевич

«Граф Монте-Кристо» / «Le Comte de Monte Cristo» 1998, Франция, Германия, Италия, реж: Жозе Дайан



Похожие произведения:

 

 


Граф Монте-Кристо. Том I
1946 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
1946 г.
Граф Монте-Кристо. Книга вторая
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Книга первая
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
1955 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1977 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1977 г.
Том 8. Граф Монте-Кристо. Части 1, 2, 3, 4
1979 г.
Том 9. Граф Монте-Кристо. Части 5, 6. Сильвандир. Новеллы
1979 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1.
1980 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2.
1980 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1989 г.
Граф Монте-Кристо. Части 1-3
1991 г.
Граф Монте-Кристо. Части 4—6
1991 г.
Собрание сочинений в 15 томах. Том 10
1991 г.
Собрание сочинений в 15 томах. Том 9
1991 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1992 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 1
1993 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 2
1993 г.
Граф Монте-Кристо. Части первая, вторая, третья
1994 г.
Граф Монте-Кристо. Части четвертая, пятая и шестая
1994 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
1996 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
1996 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 1
1998 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 2
1998 г.
Граф Монте-Кристо. I том
2000 г.
Граф Монте-Кристо. II том
2000 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2006 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2006 г.
Робинзон Крузо
2007 г.
Граф Монте-Кристо
2008 г.
Граф Монте-Кристо
2009 г.
Граф Монте-Кристо
2010 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
2010 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
2010 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 1
2011 г.
Граф Монте-Кристо. Книга 2
2011 г.
Граф Монте-Кристо. Шедевр приключенческой литературы в одном томе
2011 г.
Граф Монте-Кристо
2011 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
2013 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
2013 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2015 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2015 г.
Граф Монте-Кристо
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том I
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том II
2017 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2018 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2018 г.
Граф Монте-Кристо
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 1
2019 г.
Граф Монте-Кристо. Том 2
2019 г.

Периодика:

Библиотека для чтения. Том 72
1845 г.
Библиотека для чтения. Том 73
1845 г.
Библиотека для чтения. Том 74
1846 г.
Библиотека для чтения. Том 75
1846 г.

Аудиокниги:

Граф Монте-Кристо
2004 г.
Граф Монте-Кристо. Части 1, 2
2006 г.
Граф Монте-Кристо. Части 3, 4
2006 г.
Граф Монте-Кристо. Части 5, 6
2006 г.
Граф Монте-Кристо
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Граф Монте-Крісто
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который может на равных состязаться «Тремя мушкетерами» за звание лучшей книги Дюма.

Лично я не знаю, чему отдать предпочтение – но со временем стал склоняться в сторону «Графа Монте-Кристо» (особенно после прочтения книги Нечаева «Три Д’Артаньяна», где рассказывается, как все было в действительности). Все-таки в трилогии о мушкетерах Дюма достаточно вольно обращается с историческими фактами. Я понимаю, что у писателя есть право на вымысел, и, обращаясь к его известной фразе «История – это гвоздь, на который я вешаю свою картину», видишь, что картина великолепна, но...

Книга же про Монте-Кристо – чисто приключенческая. Да, там есть элементы исторического романа – но их немного. Дюма изумительно преобразил историю Пико, которая, если ознакомиться с ней хотя бы в Википедии, выглядит достаточно блеклой.

Пожалуй, единственный недостаток романа – его многословность. Естественно, что журнальная публикация с продолжением требует как можно дольше оттягивать развязку – тираж и соответствующая прибыль тут во главе угла. Но из-за этого роман неоднороден по качеству. Лично мне не очень интересна первая часть – вплоть до встречи с Фариа. И многие главы тоже можно или сократить или вообще выбросить. Я не читал «Матиаса Шандора» и «Теннисные мячики небес», созданные по мотивам «Графа Монте-Кристо», но если заглянуть на их страницы здесь, видно, что они гораздо короче.

Но в то же время у Дюма есть просто блестящие главы, чтение которых искупает все длинноты – например, «Сокровища аббата Фариа», главы про отца и сына Кавальканти, «Прейскурант Луиджи Вампа»... Но самая моя любимая – это «Протокол», поистине гимн силе духа!

Подводя итог – «Граф Монте-Кристо» это книга на все времена. И читать ее нужно обязательно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал это произведение будучи подростком. Помню, как сильно меня затянула эта книга, особенно первая ее часть, когда с каждой страницей ты все больше поражаешься. Как же так? Как происходит такое с человеком. Он ни в чем не виноват, но его быстро и просто отправляют на верную погибель за решетку. Моему негодованию не было предела (мягко говоря). Но затем Дюма раскрывает своего героя, его тягу к жизни, желание вернуться из того ужасного мира, где он оказался и разобраться во всем. Хладнокровно, неторопливо изучить все аспекты своего ареста, понять, кто виновник, увериться, что человек не исправился и дать ему жесткий ответ, показать, как это — страдать.

Автор отлично демонстрирует, насколько может измениться человек, как внутренне, так и внешне. Ведь по факту в тюрьму отправился Дантес, но выбрался оттуда совсем другой человек, новая личность в теле Эдмона Дантеса. И это перерождение сопровождается получением богатств, которые являют миру новую личность Монте-Кристо. И он хладнокровно, без тени сомнений идет к своей цели — размотать клубок заговоров против своей прежней личности и нанести решающий удар по каждому своему обидчику.

Монте-Кристо ждал и готовился долгие годы к своей мести, пока предатели жили и здравствовали, наслаждались новыми победами и не думали даже, что рок отмщения может их настигнуть. По сути они жили все эти годы спокойно, пока Дантес будто бы обрекал себя на эту подготовку. Кажется, что эти годы можно вписать в его внутренне заточение, ожидание мести. Стоит ли оно того? Спорный для меня вопрос.

Дюма подарил читателям прекрасное произведение. Оно динамичное и интересное, но для меня была особенно интересна та часть, пока главный герой пребывал в тюрьме. Затем как-то стало все скучнее и будто бы само произведение изменило темп, если так можно выразиться. Но без сомнения это глубокая история не просто о мести человека своим палачам. Это история о перерождении личности, хладнокровии сыщика внутри героя, и конечно же такое произведение заставляет каждого задуматься о том, как поступки человека могут вернуться к нему даже спустя десятилетия.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Если бы, на беду, в эту минуту кто-нибудь вошел, стук сердца выдал бы Дантеса...»

Помнится, в юности, когда роман попал мне в руки, я прочитал его избирательно и урывками — те главы, где описывались долгие переговоры или историческая хроника, просто игнорировал и перелистывал. А вот главы, посвященные общению аббата Фариа и Дантеса, перечитывал неоднократно. Сейчас же, по случаю приобретения иллюстрированного 3-х-томника, прочитал две памятные первые части полностью.

Я бы оценил его как одно из лучших произведений о воле Провидения. Все эпизоды из первой части соединяются в невероятно складную цепочку. Причем это не примитивные совпадения, каковыми были наводнены многие прочие старые фельетонные романы, а тщательно продуманные взаимосвязи.

Последовательность событий такова, что ежели убрать оттуда одно звено — все распадется. Вот некоторые удивительные примеры (причин и последствий):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- человеческий фактор: неожиданная болезнь капитана «Фараона» Леклера. Дантесу приходится собственноручно принять письмо из рук маршала Бертрана на Эльбе;

— фактор удачи соперника: донос Данглара-Феррана бьет точно в цель, потому что у Дантеса и на самом деле находят бонапартистское письмо. Хотя Данглар не мог заранее предвидеть насколько удачным для него будет содержание данного послания;

— исторический фактор: де Вильфор мог освободить Дантеса из тюрьмы уже спустя пару месяцев по просьбе Морреля, но приближение повторной Реставрации рубит эту идею на корню;

— еще один человеческий фактор: первичное агрессивное поведение Эдмона в камере вынуждает стражников перевести его в нижний №34, близкий к номеру 27, где томился «сумасшедший» аббат;

- фактор везения (ключевой): аббат ошибается с направлением подкопа и вместо набережной прорывается в камеру Дантеса. Позднее он доверяет молодому товарищу тайну острова с кладом;

- продолжение везения: тюремщики, несмотря на замеченную ими тяжесть мешка, сбрасывают Дантеса точно в море. Хотя перед этим один из них замечает, что в прошлый раз труп «не долетел до места и разбился о камни»;

- и опять удача: морские навыки Дантеса. Не будь он моряком, вряд ли он смог бы найти путь в темноте и добраться вплавь до безлюдного каменистого острова Тибулен после побега, а позднее закрепиться в качестве матроса на «Амелии».

...Сами собой всплыли в памяти певучие строчки Александра Борисовича Градского из советской экранизации:

«Прощай, прощай, навек прощай...К берегам своих мечтаний отчаль..»

P.S. [дописано 09/04/20]

Ввиду увеличившихся нерабочих дней выдалась возможность углубиться и во 2-й том (части третья и четвертая) с иллюстрациями Виктора Глебовича Бритвина (к изданию «Вита Новы» он подготовил ещё и интересную статью о работе над книгой, предоставляющую редчайший шанс ознакомиться с видением романа от лица художника). По сути эти части можно рассматривать уже как отдельную книгу, новую историю. В первую очередь отмечу замечательный перевод Л.И. Олавской и В.М.Строева. Так уж получилось, что в последнее время мне попадались книжки исключительно с плавающим уровнем безобразности перевода, и на их фоне 2-й том «Графа» читается с великим удовольствием, как глоток воздуха.

В этом томе множество запоминающих эпизодов — это и великолепнейший рассказ Бертуччо, и полный двусмысленности (линия г-жа Данглар- де Вильфор) ужин в Отеле, и диалоги с участием парализованного Нуартье, и случай с работником телеграфного участка (во время рассказа во Франции еще действовал телеграф по семафорном типу)...и многое др.

Но все же более всего понравился первый диалог Монте -Кристо с господином де Вильфором. Это неподражаемая классика словесности.

»-Милостивый государь, исключительная услуга, оказанная вами вчера моей жене и моему сыну, налагает на меня в отношении вас долг, который я и явился исполнить. Позвольте выразить мне мою признательность....[...]

- Милостивый государь, — отвечал с такой же ледяной холодностью граф...[...]....это счастье, выпавшее на мою долю, избавляло вас от необходимости выполнять то, что вы называете долгом и что для меня является честью, которою я, разумеется, очень дорожу, так как знаю, что господин де Вильфор редко кого ею удостаивает, но которая, сколь высоко я ее ни ставлю, менее ценна в моих глазах, чем внутреннее удовлетворение».

Отдельного разговора заслуживает и мастерство автора завершать каждую главу какой-нибудь тончайшей ремаркой, подводящей промежуточный итог, либо намекающей на будущие события.

«Я еще и сам не знаю, и вам тоже незачем знать. Лукулл обедает у Лукулла, вот и все».

И еще,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возможно, мне показалось, но создалось впечатление, что Эжени Данглар и Луиза Д'Арбильи немного больше, чем просто подруги...

Ну и несколько эпизодов Дюма, честно говоря, запорол.

Зачем он так быстро вскрыл детективную интригу с отравлениями в доме Вильфоров, на скорую руку написав о зловещей ухмылке супруги королевского прокурора. Вполне можно было потянуть с разгадкой ещё несколько глав, ничто ведь не обязывало делать столь прозрачный намек на ранней стадии. Скорее тут имело место быть желание как то поэффектней закончить очередной выпуск.

Чуть ранее и сам де Вильфор демонстрирует чудеса тугодумия, никоим образом не извлекая выводы из полученной информации — когда понимает, что Граф говорит ложь о найденных захоронениях в саду дома в Отейле. Хотя незаурядный ум королевского прокурора должен был подсказать ему, что существует третье лицо, узнавшее тайну. Но он, наведя минимум справок, быстро успокаивается.

Сидение Монте Кристо в вильфоровском шкафу у Валентины на протяжении четырех ночей это тоже так себе ход. Пинкертоновщина какая то, совсем не вяжется с предыдущими возвышенными деяниями графа.

Вообще, развязка линии, связанной с девушкой, обладающей прекрасным именем Валентина, тоже как-то подкачала. То, что граф помучил как следует Морреля младшего это хорошо, ему надо было дать всю тему прочувствовать. Но ожидал более внятного объяснения чудесного воскрешения его невесты. Что то вроде второго тела, положенного в гроб, магических пилюль или ещё чего то. Но нет, Монте Кристо ее просто вылечил, хотя два светоча медицинской науки ранее однозначно зафиксировали смерть непорочной девушки. И это при том, что один из них, семейный врач Вильфоров, был явным профессионалом, с лёгкостью определявшим сложнейшие виды отравлений от различных экзотических ядов.

Говорят, что А.Дюма написал «Графа Монте-Кристо», вдохновившись «Записками из архива полиции» Жака Пеше. В этом наверное и есть настоящий талант писателя — небольшой криминальный эпизод из той книжки он превратил в длинный и могучий роман.

Итого получается, что первый том — это Душа романа, второй том — это Мозг, а третий — его Сердце.

На мой скромный взгляд эта книга намного превосходит другое популярное творение А.Дюма «Три мушкетера» — в первую очередь по продуманности сюжета, мысли, глубине интриги.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимейших книг, прочитанная мною еще в юности. До сих пор помню, как переживала за главного героя, как хотела, чтобы все негодяи были наказаны, а всем добрым персонажам воздалось за их доброту. А больше всего запомнилась загадочная и немного детективная история спасения Валентины де Вильфор. После прочтения несколько дней ходила под сильнейшим впечатлением.

Одним словом, прекрасный приключенческий роман обязательный к прочтению.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не сказал бы, что книга шедевр и что стоит на неё вешать ярлык «must read»,без сомнений в своё время она была актуальна и заслуживает похвал и уважения. Может быть я слишком предирчив, но не раз замечал какие нибудь события описанные в книге с «уж слишком счастливым стечением обстоятельств»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то Кадрусс оказывается на каторге вместе с Бендетто, то Монте кристо покупает невольницу Гайде, которая разрушит всю жизнь Фернану
и ещё не несколько таких моментов, все нет смысла перечислять, конечно некоторые из них поддаются объяснению как то, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наверное в силу того, что Вильфор был морально разбит, он не стал отрицать когда Бендетто сказал, что он его сын, хотя доказать это как по мне по тем временам не представлялось возможным
в местах Дюма фантазирует не много и все у него в романе слишком легко, когда дело доходит до каких то уж слишком «СЛУЧАЙНЫХ» событий. В силу того что роман сам по себе большой некотые моменты простительны 7/10

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сегодняшние друзья — завтрашние враги.

Моя мама в свое время прочитала все романы Дюма. Я же тянула лямку до конца, а когда решилась все же начать, поняла, что лучше бы дальше тянула...

Граф Монте-Кристо — легендарный роман. Скажу честно — пыталась проникнуться, но уже с самого начала, щелкало, что не мое. Я уже взялась и за бумажную книгу, но бой был проигран. Спасательный круг в виде аудиокниги тоже не особо помог. Я плавала в океане слов и событий. Пыталась не захлебнуться и стойко держаться как поплавок... Но тут накатывала то одна волна, то вторая...

Этой книгой можно пытать. Этого словесного поноса аж 2 книги... И знаете, не стоит роман этих мучений. Может попади мне Граф в руки раньше, то мнение было бы совсем иное.

Попыток общения с автором не бросаю. Подруженька советует «Три мушкетера». Пока не рискну возобновлять отношения, но то что оно будет не стоит сомневаться.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первоначально (ещё Автором) книга задумывалась как живописание проблематики воздаяния за грехи ещё при этой жизни за счёт Избранного, которого Господь проводит через страшные испытания, а потом — даёт богатство и веру в справедливость возмездия. И — полностью в традициях тогдашней жизни (200 лет тому) — Избранный должен смирить гордыню и отказаться от мести. Ибо судить — имеет право только Бог.

Первый раз прочёл книгу ещё ребёнком, в древние времена единства партии и правительства. Впечатление осталось — примерно как и задумано было Автором, с небольшими поправками на «Кодекс строителя коммунизма».

Второй же раз перечитал на излете лихих девяностых, на коротком отрезке от дефолта до нового лидера. И — буквально поразился: книга «заиграла» массой новых оттенков восприятия. Это же типичный наш олигарх, которые «из грязи — в князи», но мужик с головой и с немалыми организаторскими способностями! Это же просто очаровательное живописание реалий стратегического планирования в условиях необходимости развития и бизнеса и благотворительных фондов, это баталии подбора и расстановки кадров, корпоративного сплачивание команды, диверсионной деятельности, направленной на ослабление конкурентов и т.д и т.п. И, естественно, дилемма «месть или прощение» обрастает в условиях новых российских реалий — помимо антуража духовно-религиозного — массой иных антуражных реалий: от адекватной оценки целесообразности с учётом вопроса «а в коня ли корм», и до анализа прогностических эффектов в сопрягаемых средах — политической, международной и т. п. Звучит — не шибко понятно, но — не суть.

Это я к тому, что любую книгу можно воспринимать отстранённо, как абстрактное легкое развлечение для ума (возможно — и души), а можно — как резонатор, будоражащий воображение.

Любая книжка — многослойна. Тот видимый, очевидный слой — из слов, что выстроил на бумаге Автор, он не последний. Он — первый. За ним — ещё много чего есть

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, ведь многие страницы книги, диалоги главных действующих лиц я помню чуть ли не наизусть. Но, все равно, иногда хочется открыть книгу и вновь окунуться в мир, созданный гениальным автором.

Наверное, в подростковом возрасте видел лишь одну сторону книги, месть. Очень хотелось справедливости, чтобы все негодяи получили по заслугам, счастливого конца истории.

При последующих прочтениях романа стал обращать внимание на детали, описания жизни и быта современного автору высшего света, чиновничьего люда, да и простых людей.

И уже позже стал задумываться над причинами тех или иных поступков людей, хороших и не очень.

Ведь человечество почти не изменилось за последние, ну скажем, 5 000 лет более-менее доступной нам истории. Движущими силами большинства поступков, как во все времена, у автора являются ревность и зависть, стремление к власти и богатству. А что, сейчас по-другому?

На пути к цели допускаются вероломство и предательство даже близких людей. Впрочем, предают только свои. Ну и бывают случаются «ситуации». «..Не бывает плохих людей, бывают плохие обстоятельства..»

Но, если одни люди попирают заповеди Божьи и человеческие, то другие могут наказать их за это, или, по крайней мере, за вред, причиненный себе. Я думаю, самым важным в книге является именно это, а не тот факт, что волей судьбы, претерпев огромные страдания и лишения, чудом сохранив рассудок, из простого моряка Дантес становится могущественным графом Монте-Кристо.

Люди в те времена были гораздо более религиозны, чем ныне, и мировоззрение их явно отличалось от нашего. И судить о том, что новоиспеченный граф, обладая колоссальным состоянием, впустую и мелко растратил себя на примитивную месть, мне кажется, будет неверно.

Тем более, что и концовка романа указывает на это. Ведь ему всего 40, он сказочно богат, все еще впереди. И больше ничего его не гнетет, все долги розданы.

А то, что ГГ поставил себя на одну доску с провидением и выступает чуть-ли не как десница Божья – ну, таково видение автора.

Ну, и, конечно, главное. Как бы ни хороша и важна была идея, еще более важно умение ее изложить. А уж этого у автора не отнять. Прекрасный легкий язык, диалоги, яркие, харизматичные, запоминающиеся герои. Сюжет динамичный, увлекательный, отступления всегда по месту и не отвлекают от главного.

Но описывать сюжет или стиль Дюма в его лучших романах дело неблагодарное, поэтому просто скажу – всем, кто не читал – читать обязательно!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я зачитывалась в детстве этим романом! Каким прекрасным романтическим героем представал мне Дантес! Какими захватывающими приключения! Перечитывая в очередной раз в возрасте 25+, внезапно посмотрела на него совсем другими глазами...

Опустим очевидный факт, что Дантес — это махровейший Мэри-Сью. За какой-то десяток лет он изучил все науки, все языки, все виды искусства, мастерски овладел всеми видами оружия, гениально разбираться в людской психологии, узнал все возможные тайны своих врагов и так далее, и тому подобное. Допустим, это отвечает жанру и времени написания. Но Дантес же ещё и сволочь редкостная! Что вполне объяснимо, учитывая обстоятельства его жизни, но в образ романтического героя уже никак не укладывается. Даже своих любимых людей (Морреля, Максимилиана, Гайде) он максимально мучает до последнего, а потом царственно дарует им счастье. А они за это превозносят его до небес и прыгают вокруг как восторженные собачки.

В общем, нельзя такое читать в циничном (простите, во взрослом) возрасте. А в юном — рекомендую, тогда вся эта история предстаёт как в высшей степени справедливое возместие за причинённое зло. Приключенческая составляющая на высоте, тут не придерёшься. Читается запоем, не оторваться.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот если честно, не смог осилить. Для своего времени, очевидно, эта книга была актуальной и остросюжетной. Но сейчас...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Часть третья

VI. Вендетта

<диалог Бертуччо и Монте-Кристо>

— Да, ваше сиятельство; прошу прощения, но, как ваше сиятельство сами убедитесь, я рассказываю только самое необходимое.

...

Я стал осматриваться. Посреди сада расстилалась ровная лужайка, по углам ее росли деревья с густой листвой и кусты осенних цветов. Чтобы пройти из дома к

калитке или дойти от калитки до дома, Вильфор должен был миновать эти деревья. Был конец сентября, дул сильный ветер; бледную луну все время закрывали несущиеся по небу черные тучи; она освещала только песок на аллеях, ведущих к дому, а под деревьями тень была такая густая, что там вполне мог спрятаться человек, не опасаясь, что его заметят.

---

Согласитесь, ведь действительно рассказывается лишь необходимое.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дюма неубедительно изобразил момент, когда мешок с Дантесом вместо тела Фариа выкинули в реку, а Дантес вылез из мешка и всплыл. По-хорошему он обязательно утонул бы. Тут Дюма подыгрывает Дантесу. Долгое время Дантес и Монте-Кристо позиционируются как разные персонажи. Только под самый конец романа выясняется, что Дантес и Монте-Кристо — один и тот же персонаж. Вообще по характеру и складу ума Монте-Кристо не очень-то похож на Дантеса. Сказываются четырнадцать лет, проведённых в замке Иф.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, конечно, куда глубже, чем просто история мести, даже поданной холодной. Через эту историю автор (пусть будет Дюмаке) показывает нам такое явление, как полное изменение личности. Мерседес при последней встрече с главным героем совершенно правильно расставляет акценты — Эдмон Дантес умер в замке Иф, оттуда вышел уже другой человек. Готовый примерить на себя ношу сверхчеловека.

Последняя точка невозврата, как представляется, была пройдена на острове при обнаружении сокровища. Без богатств прежний Дантес (хоть и изменившийся, благодаря познаниям, полученным от Фариа) еще мог возродиться к жизни. Хотя, может, и нет — вспомните, как на острове ему уже мало было свободы без богатства. С его обнаружением он окончательно растворился в блеске могущества Монте-Кристо и его образов. Не забываем, что тот де-факто стал жить тройной жизнью — графа, аббата и лорда.

Месть Монте-Кристо — это не просто желание покарать злодеев, это что-то вроде игры творца со своими созданиями. В отличие от своего куда более прямолинейного и приземленного исторического «прототипа» Пико, он не допускает ни одной ошибки, ни на секунду не дает противникам выйти вперед и даже понять, что на самом деле происходит. Единственной, кто все понял, была Мерседес, все еще любящая прежнего Эдмона. Она не может уже вернуть его к жизни, хоть и заставила Монте-Кристо усомниться в верности своего пути. Но Мерседес видит в нем руку божью и не помышляет о сопротивлении тому, кого признала существом выше себя. Именно поэтому ни о каком воссоединении и речи быть не могло, французский фильм с Маре содержит тут грубейшую ошибку. Граф Монте-Кристо для нее чужой, это душеприказчик Эдмона (за которого он себя и выдавал перед Кадруссом в личине аббата). Да и самому сверхчеловеку зачем жена из прошлого, если у него есть восхищающаяся им невольница?...

Ну и еще несколько непутевых заметок.

1. Кажется, что автор как-то упустил самое интересное — завершение превращения Дантеса в Монте-Кристо, когда ему пришлось обустраиваться со своим богатством. Это ведь было на самом деле не так-то просто, что раз-раз, и мир у твоих ног. Обычно у авантюристов была проблема с доставанием денег. Тут наоборот, надо было устроиться с деньгами, но вряд ли этот процесс был менее интересным и важным для становления героя в новом качестве.

2. В книге рассыпано довольно много упоминаний о России, сделанных зачастую как будто невзначай. То граф ищет путь из Петербурга в Китай на карте, то поминают Потемкина, то в обоих итальянских ветках фоном проходят русские князья, то на обеде стерлядь из Волги. Если это не привет от переводчиков, то отличная доказательная база для адептов теории Пушкина-Дюма ;)

3. Самое большое сочувствие вызывает Эжени Данглар. Сначала она кажется вполне примитивной дочкой богача, но затем раскрывается совсем с другой стороны. Она как будто не из этого времени, ей совершенно не хочется жить во многом ханжеской жизнью парижского света, числясь за кем-то замужем. Она стремится делать, что хочется, вести независимый образ жизни и зарабатывать на жизнь своим искусством. В итоге она сбегает с подругой (по поводу характера их отношений есть даже некоторые намеки, что они не только дружеские) и полностью рвет с прошлой жизнью. Поступок вполне в духе нашего сверхчеловека, который эту затею одобряет и даже помогает героиням.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга, которая затронула до глубины души. Дюма — великолепен!

Граф Монте-Кристо встал на одну ступень с моими самыми любимыми персонажами. Он действительно великий. Пережить такие страдания, такой ад и вернуться, чтобы всем отомстить, и как отомстить! Никого не забыл, воистину кара небес всех постигла.

Если кому и мстить, то только так.

Мерседес ни капли не жаль. Я ожидала, что они в конце сойдутся, но слава Богам, Дюма выше этого.

Роман читается легко, с книгой нет желания расставаться, хоть и по объёму она большая.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Напишу кратко: неверно воспринимать действия Монте-Кристо как месть. Дорогие читатели, поймите: для мести достаточно нанять десяток братков и перестрелять из-за угла всех своих обидчиков. Роман намного глубже, чем банальное «я всем отомщу». Граф предоставляет каждому возможность спастись, изменить свою карму, не совершать рокового поступка, и лишь выбор самих персонажей (из-за их преступной натуры, скрытой от общественности) толкает их в заготовленную Монте-Кристо пропасть.

Обратите на это внимание, пожалуйста.

Наиболее ярко это видно на примере Кадрусса (старый трактир на забытой дороге, свалившийся нежданно в подарок бриллиантовое кольцо).

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не буду долго распространяться о неоспоримых достоинствах этого великого романа. И так очевидна глубина и атмосферность описываемых событий, многогранность персонажей, качество языка. Дюма — это один из величайших шеф-поваров литературной кухни. Он с такой же скоростью подаёт к столу огромное количество рядовых блюд (но от этого не менее вкусных), берясь иногда за настоящее «Блюдо от шефа». Так же не будем заострять внимание на некоторых недостатках: пафос был присущ литературе 19 века и не Дюма его придумал. Не будем долго копаться в мотивациях героев, в «дихотомии добра и зла». Хочется поделиться одной мыслью... Не знаю, вкладывал ли её Дюма в роман, но я её там увидел.

Главных героев романа два. Один — всё время на виду. Второй — нет. Один велик в своем мщении — второй велик сам по себе. Один вымышленный, второй — настоящий. Это Эдмон Дантес (граф Монте-Кристо) и Наполеон Бонапарт. И не только потому, что император сыграл роковую роль в судьбе Дантеса (хотя морячку тоже не мешало бы мозги иногда включать — заехал к опальному полководцу да ещё и письмо какое-то взял!). Всё вокруг действий романа пропитано Великим.

Это Он объединил Италию, в которой так лихо зажигал Дантес в облике Синдбада, аббата Бузони и, собственно, графа. Это Он придумал и ввел во Франции газеты, редактором одной из которых был Бошан. Да и вообще, вся Франция в том виде, котором её застал Монте-Кристо — дело рук Наполеона. Банки, телеграф, опера — без Генерала всего этого бы не было.

А самое главное: Наполеон был нищим корсиканцем, который стал Императором исключительно благодаря своему уму, трудолюбию, отваге, выносливости. На него не свалился сундук с сокровищами Борджиа — он сам создал эти сокровища. Более того, стал сокровищем сам по себе. Вспомните, его сослали на Эльбу (соотнесем «отсидку» Дантеса в замке Иф). А потом он высадился на берег Франции. Один с маленькой горсточкой верных соратников. В простой солдатской шинели — и без гроша в кармане. Один — против всей армии Франции и Европы. И пошёл пешком в Париж. И вошёл в столицу Императором.

Наполеон не был мстительным человеком. Став императором, он не казнил ни одного своего бывшего хулителя. Великий человек не разменивался на такие мелочи, как обиды, месть... Даже будучи преданным некоторыми своими генералами, даже вернувшись на 100 дней к власти — он простил их... Хотя нет, даже не прощал (для этого нужно было тратить время на обиды).

А вот Дантес. Человек не самого большого ума (иначе он бы не довел бы дело до своего заключения). Копивший обиду 15 лет. Получивший на халяву бешеное состояние. И растративший его на мщение... Мелко, мелко... мелко...

А пофантазируем. Вот если бы Монте-Кристо нанял на эти деньги корабль да армию и отправился бы на остров Св.Елены освобождать Императора. Да, я знаю, что к этому моменту он уже умер, но мы ведь фантазируем. Освободил бы его, привез бы в Париж, восстановил бы Французскую Империю, объединил бы Европу... Да всё это можно и без Наполеона сделать, с такими-то деньжищами... Но куда там! Времени нет — надо Данглару еще одну кучу под дверью навалять...

Надо помнить, что Дюма, как истинный республиканец, Наполеона не очень жаловал. Но при этом искренне восхищался им, и писал об Императоре честно, без политической грязи... Вот чему бы поучиться многим нашим писателям, в особенности всяческим «фантастам №1» (хотя и №2 не помешало бы).

Монте-Кристо и Наполеон — это Разрушение и Созидание. Для Разрушения нужно неисчислимое количество ресурсов. Для Созидания нужен лишь Разум Творца. ...Что-то я превращаюсь в «фантаста №2» по обилию заглавных букв... надо заканчивать.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх