FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Голосов:
4305
Моя оценка:
-

подробнее

Волшебник Земноморья

A Wizard of Earthsea

Другие названия: Маг Земноморья; Колдун Архипелага; Волшебник с архипелага Эртси

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 258
Аннотация:

Это книга о юноше по имени Гед, которому судьбой предназначено стать одним из величайших героев Земноморья. Пройдя нелёгкий путь от сына простого деревенского кузнеца до могучего волшебника, он преодолеет множество трудностей и испытаний, встретит верных друзей, познает и радости, и горести этого мира... Но главное — он пройдёт до конца свой путь, не побоится встретиться с самым опасным врагом и обретёт свою подлинную сущность, станет собой!

Примечание:

Карту Земноморья можно посмотреть здесь.

На русском языке произведение также опубликовано в журнале «Наука и жизнь», 1991 год, №2-9 (пер. И. Тогоевой).


Входит в:

— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.

— антологию «Англо-американская фантастика. Том 1», 1991 г.

— журнал «Наука и жизнь № 2, 1991», 1991 г.

— антологию «Сказочные повести», 1996 г.

— журнал «Школьная роман-газета», 6/1999», 1999 г.

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия газеты "The Boston Globe" и журнала "The Horn Book Magazine" / Boston Globe–Horn Book Award, 1969 // Проза

лауреат
Премия "Полка Льюиса Кэрролла" / Lewis Carroll Shelf Award, 1979

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Фэнтези - Роман (США)

лауреат
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1984 // Книга зарубежного автора (США)

лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) (роман)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Книга года. 6-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Волшебник Земноморья
1991 г.
Маг Земноморья
1991 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1993 г.
Волшебник Земноморья. Герои ниоткуда
1993 г.
Волшебник Земноморья. Том 1
1993 г.
Земноморье
1994 г.
Сказочные повести
1996 г.
Волшебник Земноморья
1997 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Волшебник Земноморья
2008 г.
Волшебник Земноморья
2011 г.
Волшебник Земноморья
2015 г.
Волшебник Земноморья
2018 г.
Книги Земноморья
2020 г.

Периодика:

Наука и жизнь № 2, 1991
1991 г.
«Школьная роман-газета», 6/1999
1999 г.

Аудиокниги:

Волшебник Земноморья
2003 г.
Волшебник Земноморья
2005 г.
Волшебник Земноморья
2005 г.

Издания на иностранных языках:

A Wizard of Earthsea
1968 г.
(английский)
A Wizard of Earthsea
1970 г.
(английский)
A Wizard of Earthsea
1971 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1988 г.
(английский)
Science Fiction Stories
1993 г.
(английский)
Чарівник Земномор'я
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
A Wizard of Earthsea
2012 г.
(английский)
Meremaa. Triloogia I
2015 г.
(эстонский)
 Чарівник земномор'я
2016 г.
(украинский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж как расхваливают и советуют эту книгу, уж сколько раз я слышала, что как же так, люблю фэнтези, а Ле Гуин не читала и все такое. Ну, вот, прочитала и теперь у меня стойкое ощущение, будто где-то меня обманули.

Не пошло буквально с первых станиц, все какое-то сухое, поверхностное, пресное. Атмосферы никакой, напоминает просто перечисление действий с вставками описаний природы, даже при всем желании не получается ни погрузиться в происходящее, ни в персонажей хоть сколько-нибудь поверить.

Повествование часто движется какими-то рывками, вот герой тут и только начинает свой путь, а вот следующий абзац и он уже мастер-фломастер. Недели и даже месяцы жизни героя пролетают в одну строчку, все важные события тоже...

Есть мнение, что книга ориентирована больше на детскую аудиторию, но все равно, даже с учетом этого она очень слабая.

Ну, вот, нападает на деревушку отряд захватчиков, уже подошли и все дела, но тут опускается туман и они сразу “не торопились войти в деревню, ожидая, пока туман рассеется..”. Серьезно? Прост остановились “в воротах” и такие...ну, че, подождем тут, отдохнем, пока деревенские нас на вилы нанизывать будут. Типичный поступок воинов, которые уже не первый день разграблениями и нападениями промышляют, не иначе.

Проработка персонажей примерно на том же уровне.

“Огион был настолько спокойным и мягким человеком, что Гед быстро утратил благоговение перед ним…”

При этом Огион появился полторы страницы назад и не было ни одной сцены, которая бы показывала его характер. Но Гед уже утратил благоговение, да. При чем почти сразу после этих слов про мягкость идет диалог, где Огион демонстрирует качества совершенно противоположные названным. У него четкие взгляды на то, как и что должно происходить, он тверд в своих решениях, умеет ставить границы и предъявлять требования к своему ученику.

И дальше по тексту еще не раз будут попадаться такие характеристики к различным персонажам. Они только появляются, а нам уже сообщают, этот верный, этот благородный, у этого самомнение до небес. Почему? А потому что. Какие поступки эти качества демонстрируют? А никакие, сказано тебе, что вот этот добрый, значит добрый, и все тут.

И точно такие же расхождения между тем, что показано и тем, что говорит автор, попадаются и касательно событий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот хотел Гед выпендриться перед друзьями, призвать духа, нормально не получилось, вылезла эта Тень и бросилась на него. В пару строк описывается, что она его когтями подрала чуток, а потом явились преподаватели и ректор школы, который своим заклинанием ее прогнал. Все, выглядит как неприятность, но ничего особо ужасного, да и разобрались с этой штукой быстро.

На следующей странице автор уже рассказывает, что ректор умирает, потому что тварь была мегомогучая, чтоб ее изгнать пришлось использовать сверхъсложное заклинание, на которое ушли все магические силы ректора и его жизнь тоже. А Гед валятся полудохлый и изуродованный черт знает сколько времени.

Почему нельзя было показать это все? (Это я все к тому самому завету “Показывай, а не рассказывай”)

И так всю дорогу: скучно, банально, незамысловато, с очень слабенькой “загадкой”, которую разгадываешь практически сразу и такой же никакой кульминацией. Как будто набросок истории читала, непроработанный и оттого пустоватый.

Продолжать цикл смысла не вижу, к счастью или к сожалению.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно интересная история взросления мальчика и становлении магом.

Персонажи очень предсказуемые, в них мало личности — она раскрывается больше их поступками. Может быть, это потому что книга сама по себе короткая — местами повесть просто несется галопом — все происходит очень быстро, скомкано. На фоне этой скачки, последующее подробное описание местности, быта и прочего, выглядит абсурдно. В целом сложилось впечатление, что весь цикл — это очень успешный черновик для огромных повестей, которые характерны Сандерсу, Мартину, Хобб.

Но самый большой минус, в издании Азбуки, особенно на последних страницах очень часто присутствует «как бы». Это КАК БЫ не литературно и очень противно, когда тебе нравится читать, происходят какие то важные события и тут — КАК БЫ — у человека (автора, переводчика?) не хватает слов, чтобы описать нечто — и он использует это КАК БЫ. А ты, ожидая этих подробностей — получаешь КАК БЫ (ну я не знаю, ты представь что нибудь как бы). Вот, мерзко.

И почему же стоит прочитать это произведение — все же описан очень интересный мир, интересная его история, народы. Магия, которой они пользуются и быт, который на этом построен. Интересные события.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любит все таки нынешний народ резню, мочилово и секас на каждом углу. А, да еще «юмор» Иногда безудержный. Конечно «Волшебник» не для них, лучше даже не пытаться. Книга Урсулы скорее притча о взрослении, становлении характера. И борьбе со злом которое есть внутри у каждого. А динамичный «сюжет» и эпичные мегабитвы здесь не главное. Автору куда интереснее внутренний мир и мотивация героя. И вот благодаря таким книгам фэнтези имеет право называться литературой.

Оценка: 8
–  [  -11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, для кого такое предназначено, по изложению вроде как сказка, только зачем детям такая ерунда без малейшей морали и какой-бы то ни было логики, хз. Такой лабуды можно выдавать тонны, если это кто-то готов покупать, то я сам стану писателем)

Оценка: 1
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не был поклонником фэнтези. В девять лет с удовольствием прочел трилогию Толкина, и следующие пятнадцать — она оставалась моим единственным погружением в миры мечей и магии. Недавно я решил пополнить свой пассивный словарь английского и по совету интернет-полиглотов взялся за неадаптированные фантастические романы. Условий было только два: текст должен быть увлекательным и образным. Тогда и чтение получится полезным и приятным.

Выбор пал на первый том знаменитой трилогии Урсулы Ле Гуин о приключениях Волшебника Земноморья. Со чтением было быстро покончено, и результаты меня смутили. Приятно. Два вечера незаметно пролетели блаженной минутой медитации — когда мысли уже очищены, а нос еще не чешется — и у меня оформилась всего одна претензия к книге. Аннотация. Скажите на милость, почему издательства не пишут на обложке, тем самым скрывая от нас, что написала этот роман настоящая Волшебница? Такое резюме было бы правдой, а не рекламным трюком.

Иначе чем объяснить тихую без претензии, необыкновенную фантазию, которая струится по строкам «Волшебника…», словно быстрые ручьи по крутым склонам Гонта — скромной родины героя? Какие еще силы, кроме чудодейственного таланта автора, могли сотворить таких живых персонажей, как Гед и Великий Огион, легонько коснувшись пером плоских портретов на бумаге? Наконец, как на первый взгляд кажущаяся подростковой книга о странствии юного мага оказывается волшебной шкатулкой, где умещаются культурологические эксперименты, платоновский мир идей и психология «темного» архетипа?

У этой шкатулки есть секрет, который обязательно поддастся, если сумеешь удалить патину прожитых лет, наполненных рутиной и мыслями о неважном. Тогда из-под ее темно-зеленого налета проступят дары детства, неподвластные даже ветру времени: я говорю о воображении и умении задавать правильные вопросы.

Открытому этим дарам читателю уютно в Архипелаге Земноморья. От него не требуют слой за слоем вскрывать запутанные сюжетные ходы, с трудом следить за мыслью автора, отгородившегося от «непосвященных» ветвистой терминологией или рядами физических формул. Удовольствие — просто следовать за талантливым Гедом, наблюдать, как жизнь мальчика, ищущего Знание, превращается в легендарное сказание.

Текст выверен и точен — ни одного лишнего слова. И каждое достаточно для того, чтобы воображение принялось быстро-быстро наносить краски на холст. На невидимых картах появляются острова, города — каждый уникален! — оживают, наполняясь смехом и гулом голосов, вздымаются над головой корабельные мачты, а на берег накатывают высокие пенящиеся волны.

Магия в мире Ле Гуин не метафизическая подпорка для желающих летать по небу или швырять во врагов пылающие шары. Магия — кровь Земноморья. Она связывает все материальное с идеальным миром, в котором каждая вещь, каждое живое существо или явление обладает собственным Именем. Знать настоящее Имя идеи — вот единственное умение здешних адептов магии. Благодаря знанию Имен они понимают и учатся мягко контролировать материальный мир.

Блестящая же задумка автора такова: нельзя безответственно пользоваться полученным знанием. Чем больше ты берешь, тем больше потребуют в ответ. И как главному герою справиться с вызовом, когда он, всего на мгновение уступив спеси и гордости, попытался взять слишком много? Если Гед не сумеет ответить на этот правильный вопрос, то в мир хлынет Тьма, ведомая зловещим двойником героя; с другой стороны, конфликт с этой Тьмой грозит обратиться еще большими бедами, потому что Гед невероятно талантлив. И «темный попутчик» жаждет овладеть этим талантом. Какая прекрасная аллегория на великие умы нашего мира, чьи таланты были воплощены в страшных изобретениях двадцатого века! И вот вопрос: можно ли совладать с собственной тенью?

Как говорил Великий Ответчик в одноименном рассказе Роберта Шекли: «Чтобы ответить на вопрос, нужно знать большую часть ответа». И Гед с самого начала знает, что нужно делать, иначе бы книга не имела финала вовсе. Но знать и решится сделать — не одно и тоже. Уместно добавить единственный спойлер: вы тоже знаете большую часть ответа. Эта невероятно глубокая и поучительная история с готовностью откроется в любом возрасте — стоит лишь задать правильный вопрос. 10 баллов!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, сие творение не для меня. Я всё же люблю динамично развивающийся сюжет. Здесь же слишком много «воды», не продвигающей сюжет, а призванной только привнести декораций. А вот на что можно было сделать хороший упор, так это на магию мира сего, законы её существования, использования, ограничения. Этого мне показалось мало.

В итоге мы видим некие «записки путешественника»: где был, что видел…

Завязка произвела на меня впечатление: таинственная «тень» — порождение гордыни героя — из таинственных мест, с таинственными целями бродит подле главного героя, дышит ему в спину, поджидает в каждом тёмном углу и даже во снах… Юный волшебник мужает, растёт как личность. Но как же автор разрешает этот сюжет? А никак… Всё заканчивается почему-то, где-то, неожиданно… К слову, вся развязка занимает один-два… не главы, не страницы, а абзаца! Похоже, гонорар на этом месте и закончился.

Итог. Рассказы авторы выглядят целостными, с развитым сюжетом и органично вписанными персонажами. Но этот роман на редкость скучный.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда читал «Волшебника Земноморья», постоянно думал о том, что так сейчас никто не пишет. Юный маг идет учится в школу магов и борется с бедой, которую сам сотворил. Сейчас бы про такое написали весело, про издевательство страших над младшими в школе, про первую любовь к самой красивой магичке, про трудное детство мага-сироты, про зверька-любимца, про великое Зло, которое может побороть только юный маг.

И ничего этого в «Волшебнике Земноморья» нету. К счастью. И как здорово, что роман написан именно так. У него потрясающая атмосфера, благодаря которой в моей голове рисовались анимационные картинки (роман так и просится перейти в анимационный фильм в духе «Ежика в тумане»). Местами кажется, что скучно и нудно, но мне кажется, что роман весьма хорош, т.к. не всегда драйв и экшен лучше интересных философских мыслей

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один вариант, когда я долго избегала читать что-то, но оно меня всё равно настигло. И я вновь не жалею.

Имея смутное представление о творчестве автора с детства (читала, но ни буквы же не помню!), подходила к чтению с небольшим предубеждением (хм, детская сказка же), и получила ожидаемое, но в хорошем, весьма хорошем исполнении. Качественная сказка о становлении будущего великого волшебника в формате «расскажу вам легенду». То есть мы знаем, что все перипетии, выпавшие на долю героя, будут пройдены, он со всем справится, выберется живым и станет могучим Верховным Магом. Это совершенно не мешает сопереживать герою и действительно за него волноваться. Мастерство Ле Гуин заставляет забыть о будущем, и быть с Гедом здесь и сейчас.

В первой книге трилогии показывается жизнь героя в период с 12 до 19 лет (примерно), самый нежный возраст, в котором всё вокруг влияет на юный несформировавшийся характер самым непредсказуемым образом. У писателя получилось показать это очень ярко, но без часто возникающих у взрослых нравоучительных отступлений или моралей, вложенных в уста взрослых героев повествования. При этом не упущена возможность грамотно подать вопрос гармонии и равновесия мира.

Не помню, откуда пошла теория магии, основанная на истинных названиях вещей, но очень она мне нравится. Возможно даже и из книг Урсулы с моего детства эта идея осталась в голове. Волшебство в этом разрезе показывается как тяжкий труд, которому необходимо обучаться, а не по щелчку пальцем пускать голубей в небо.

Если вы знаете ещё фэнтези с похожем принципом магии, напишите, пожалуйста, в личку.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу стоит прочитать как минимум трижды. Первый раз – в детстве: с увлечением погрузиться в мир, где есть волшебники и драконы, где люди живут на островах посреди бескрайнего океана и не ведают, что лежит за ним и есть ли там вообще что-нибудь, где в небесах светит путеводная звезда Толбегрен, а островитяне, следуя ей, на простых лодках пересекают моря.

Второй раз – в юности: осознать, что для того, чтобы творить добро, надо прежде всего понять, что есть зло, и принять его существование – прежде всего в самом себе. Диалектика нынче не в чести, но «Волшебник Земноморья», как ни странно, – замечательная иллюстрация одного из ее законов.

Третий раз и все последующие – уже взрослым: читать и перечитывать с некоторой долей снисходительности, подмечая мелкие ляпы и нестыковки как у автора, так и у переводчика, отслеживать по карте Земноморья путешествия Геда, проводить параллели с прочитанными книгами других авторов, мысленно спорить с Ле Гуин в ее радикальном идеализме или, наоборот, соглашаться с ней, удивляться до мелочей продуманной философии, географии и истории созданного ею мира.

И есть еще одна причина, по которой стоит прочитать «Волшебника Земноморья». Это непреходящая классика фэнтези, и знакомство с этой книгой в раннем возрасте на всю жизнь дает хорошую «прививку» против многочисленной халтуры того же жанра, которой заполнены книжные магазины сейчас. Нет ни злобных орков, ни магов с боевыми заклинаниями, даже простое оружие по ходу действия мы видим крайне редко. А шедевр остается шедевром, несмотря ни на что.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Здесь кульминация игры, той, что зовется вечный бой

В тернистом сумрачном пути я отыскал свой путь домой

апофеозом серых дней прольются сильные дожди

Омоют скверны злых людей, очистят грязь моей души»

Классика фэнтези из категории «must read». Произведение, которое кажется простым по форме, однако оно сложное по содержанию. Это то фэнтези, когда авторы умели создавать прекрасные миры, в которые читателю действительно хотелось окунаться, мысленно побывать, исследовать многочисленные острова и земли. Это то фэнтези, где культивировалась идея победы добра над злом,а в данном случае победа Света над Тьмой — более эпичной борьбы трудно себе представить, по сути своей она намного эпичнее нежели борьба нескольких Домов за Железный Трон. Классика, из которой, как можно заметить невооруженным взглядом, черпал свое вдохновение ныне популярный Патрик Роутфусс.

Произведение хорошее и подходит для всех возрастов: в младшем привлекает сюжет, в старшем — философская составляющая. Повествование напомнило мне альбом с фотографиями, где, как в фильмах, при просмотре каждая фотография начинает мутнеть и читатель переносится в очередное приключение и становится его зрителем. Это альбом Геда, поэтому остальные герои описаны мазками, менее проработаны, нежели главный герой.

Поучительная сказкоподобная фэнтези, которая с течением времени не утратила своего обаяния и Света. Цикл, который стыдно не прочесть каждому почитателю фэнтези.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное в этом романе — не схватки, не погони и не количество убитых врагов. Главное — осознание ответственности человека, повелевающего могучими силами. Осознание того, что не все, что можно делать, можно делать. Того, что волшебство в первую очередь — это понимание необходимости волшебства. То есть в первую очередь настоящий волшебник идет путем Гэндальфа, а не Сарумана или тем более Саурона.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ух и много же я был наслышан о Волшебнике Земноморья, что когда приступал к чтению ожидал невероятного, лихо закрученного сюжета... По факту, это обычное молодежное фэнтези, про молодого волшебника который сначала убегает от своей тени а потом охотится за ней.

Сюжет не ахти какой. Интриги нет вообще, с самого начала ясно чем это кончится и что это за тень. Персонажи слишком скучные, слишком правильные и, кроме Геда, поверхностные и плоские. Мир, по крайней мере в первой книге, проработан плохо, да, есть некая мифология но она толком не раскрыта. Каких-то политических дрязг в книге нет. Эпика нет. Нормальных битв, которые должны быть в героическом фэнтези тоже нет.

По-сути, единственный плюс книги очень хорошо прописанное море, атмосфера путешествия по океану, я прямо на языке ощущал солоноватый вкус морской воды.

Как итог, ознакомиться с первой книгой классики фэнтези можно, благо книга имеет ясную концовку без намека на продолжение, кроме того, она очень короткая, но вот читать остальной цикл я не стал.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал после Игры престолов и, конечно, на этом фоне воспринимается как детская сказочка. Сюжет незамысловатый, описания мира мало, события происходят слишком быстро. Бац научился магии у деервенской колудньи, абзац текста, бац спас деревню уже. Тадац, и прошел обучение в школе магии, набедокурил. За одну главу все осознал,но что делать с Тенью не понял. Потом какие-то пусть и увлекательные события, но всё бегло, скудно описано. И вдруг ни с того ни с сего понял как забороть Тень. С чего почему. В общем, читать ребенком, иначе сложно увлечься серией.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От Урсулы Ле Гуин я ожидал чего-то философского, социального, психологического, помещённого в фэнтезийный мир. А получил простенькую сказку, пусть достаточно увлекательную, но всё же простенькую. Характеры героев почти не прописаны, жизненный путь молодого мага выглядит, скажем так, достаточно стандартно для такого персонажа. Для развлечения подойдёт, но читать цикл дальше желания не возникало. Справедливости ради отмечу, что концовка понравилась (по крайней мере, получилась в какой-то мере неожиданной), но общее впечатление это исправить уже не могло.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, на фоне современных фэнтези книга кажется простоватой и пресноватой. Это очень такая спокойная, размеренная повесть (реально тянет на повесть, а не на роман :)) Хорошо пойдёт в лирическом настроении, наверное. Есть капелька философии, экшена маловато, много странствий. Герои прописаны как бы вскользь. События чередуются как-то странно, обрывочно, как отдельные приключения: тут побыл маленько, туда отправился, там что-то поделал, ещё куда-то направился. Вот в таком духе :) Но атмосфера всё же есть, такая какая-то особенная, немножко мрачноватая. Именно атмосфера придаёт книге шарм, поэтому хочется почитать цикл дальше, дать ему ещё шанс :)

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх